kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания » Из истории освоения Зауралья » Варлаков П.В. Слобода Утяцкая и ее жители

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Варлаков П.В. Слобода Утяцкая и ее жители.

Век семнадцатый (хронология).

Около 1680 года. Федор Иноземцев начинает в верховьях реки Тобол строительство Утяцкой слободы.

1682 год, 27 апреля. Умирает царь Федор Алексеевич. На русском престоле воцаряются Петр и Иоанн Алексеевичи. Слободчик Иноземцев со старцем Авраамием заводят в Утяцкой слободе раскольническую пустынь. Вскоре слобода становится центром старообрядческого движения. Сюда начинают стекаться раскольники. Они отказываются присягать в верности Великим князьям (царевичам). Тобольский воевода князь Голицин требует от них объяснений. В особой сказке раскольники излагают причины произошедшего, добавляя ко всему, что « и впредь они Великим государям креста целовать, не хотят ». Для переговоров из Далматовского монастыря приезжает игумен Исакий и пытается вразумить раскольников, но те отказываются с ним разговаривать. Заговорщики во главе с Федором Иноземцевым «обводят дороги мимо Царева городища», по которым в Утяцкую слободу собираются старцы и приверженцы старой веры, вместе с женами и детьми. Ситуация принимает политический характер. Воевода велит приказчикам по всем дорогам поставить заставы и никаких людей в Утяцкую слободу и обратно не пропускать, а в случае поимки задерживать и присылать в Верхотурье или на Тюмень. Для подавления выступления раскольников правительство посылает туда крупный отряд «тюменских служивых людей, литвы и конных казаков», численностью 150 человек, во главе с Петром Титовым сыном Текутьевым.

Декабрь 1682 года. Карательные отряды окружают Утяцкую слободу со всех сторон, но попытка взять бунтовщиков штурмом оканчивается массовым самосожжением (гарью) старообрядцев. В ходе операции были пойманы семь старцев, которых отправили в Тобольск. Там они были расстрижены, подверглись пыткам и вскоре померли.

На картографических чертежах С.У.Ремезова, на правом берегу Тобола, против места нахождения Утяцкой слободы отмечено урочище «погорелка».

Год 7194 (1685/1686). Бывший слободчик Белоярской-Иковской слободы, Кондратий Кондратьев сын Замятнин строит на реке Каме (Каменке) Камыцкую слободу. В ней было шесть дворов (всего 19 человек мужчин). Вместе с Замятниным в слободе находится писчий дьяк Василий Васильев сын Скорняков.

Год 7195 (1686\1687) слободчикам Федору Васильеву и Василию Степанову Возмиловым «велено строить вновь слободу на речке Утяке», в месте впадения ее в реку Тобол. В Утяцкой слободе пять дворов (всего 17 человек мужчин). Два двора слободчиков, два беломесных казаков и двор оброчного крестьянина. Вскоре слободу разоряют.

Между 1687-1690 годами. Воевода А. Головин велит Игнатию Репину «заново строить Утяцкую слободу».

Лето, 1691 год. Воровские воинские люди, полностью разоряют Утяцкую и Камыцкую слободы. Погибает приказчик, много беломестных казаков и крестьян. Около двухсот человек захвачено в плен.

1692 год, 15 февраля. Крестьянам Тимофею Игнатьеву сыну Репину и Антону Иванову сыну Меншикову дают разрешение на строительство Новой Утяцкой слободы.

«.. В 1692 году в июне месяце, пришед безвестно, воинские козачьи орды татары и каракалпаки вверх Тобола реки на деревни слободы Царева городища, и развоевали Утяцкую слободу, дворов с двадцать. Многих крестьян побили, а жен и детей с собою увезли. И за ними гонялись сотник да сто человек беломестных козаков, и догнали их от Царева городища в ближних местах. И на том бою от тех воровских воинских людей убит сотник да с ним сорок человек козаков. Да за ними же гонялись тобольские дети боярские, и конные козаки, и тюменцы, и татары, и слобоцкие беломестные козаки сот с шесть, а достичь их воровских воинских людей не могли..»

По мере того как русские осваивают верховья Тобола, набеги кочевников повторяются почти каждый год.

1693-1697 годы. Слобоцкие крестьяне распахивают землю, строят первые заимки. Первыми жителями слободы были крестьяне: Меншиковы, Репины, Завьяловы, Охохонины, Шмаковы, Предеины, Серковы и Галишевы. Вскоре на местах заимок возникают деревни, названые по фамилиям своих основателей.

1696 год. Из Тобольска на береговую службу послан отряд, состоящий из 46 детей боярских и 23 конных казаков. Отряд возглавляет тобольский дворянин Андрей Кляпиков. В отряде находятся братья, Семен и Никита Ремезовы. 29 апреля ратные люди прибывают в Ялуторовскую слободу, затем двигаются в Царево городище, куда добираются 20 августа. После направляются в село Воскресенское, и 2 сентября достигают Утяцкой слободы.

Чуть позже С. У. Ремезову дается задание, ехать по Тобольскому уезду по рекам и слободам и, описав окрестности, составить чертеж. Благодаря его стараниям мы имеем Хорографическую чертежную книгу. В ней изображены слобода Утяцкая, расположенные вокруг нее урочища, деревни и мельницы.

К 1700 году к Утяцкой слободе были приписаны, следующие деревни:

По реке Тоболу, где устье Лебяжьего истока находилась Серкова. (По всей вероятности исчезла из-за разорения кочевниками).

По реке Юргамышу: Галишева, Предеина, Шмакова, Меншикова и Охохонина (на устье).

На степной стороне (на правой стороне Тобола) находились деревни Завьялова (Завьялкова) и Предеина (2). В 1699 году, из-за частых набегов кочевников было принято решение «со степи из деревень и заимок крестьян свесть в слободы». После этого эти две деревни исчезают.

Из слободы была дорога на Окуневскую слободу и к селу Воскресенскому.

В середине девяностых годов в слободе строится однопрестольная деревянная церковь во имя Святителя Христова Николая. В последствии церковь перенесена на другое место.

Историк Николай Абрамов, описывая церкви, находящиеся в центральной части современной Курганской области, писал:

« Церкви большей частью были крестообразные: крыльца, паперть, трапеза или зимняя церковь с алтарем на правой стороне, за тем летняя церковь, менее трапезы, и особо устроенный к востоку алтарь. Крыши на церквях были шатровые или со скатами, у спусков кровли вырезки фигурные. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуйчато. Кресты на главах восьмиконечные деревянные или железные. Входные крыльца были высокие о несколько ступеньках, крытые епанчей или скатами на две стороны. По обоим бокам крыльца были балясины точеные или решетки. В паперти на правой стороне в стене по деке, длиной около трех, шириною двух с половиной аршин и изображение Страшного Суда Христова. Окна были косящетые, не большие, прямые или к верху полукруглые. Оконницы, особенно 17 столетия, равно кивоты для икон и выносные фонари были из слюды. Иконостасы состояли из поклона (местные иконы) и вверху из двух или трех ярусов, в коих изображались Пророки, Праотцы и Апостолы. По двум стенам иконы на полках с фигурно вырезанными карнизами. Иконы писались на досках с наклеенною на них Левкашеной холстине, обкладывались по сторонам медью или басмяным с позолотою. Венцы и гривны были медные или серебренные, чеканные или басмяные. Ризы на иконах медные, с левой стороны резцом прочерченные. Сосуды церковные большей частью были оловянные. Одежды священнослужителей в 17 столетии были кумачные, выбойчатые китайчатые и отчасти из шелковых материй. Богослужебные книги большей частью рукописные. Колокольни строились особо от церкви. Они были в несколько ярусов круглые, иногда шести и восьмигранные. Выше самих церквей. Верхи колоколен были круглые шатровые или пирамидные, крытые гладью или чешуйчато».

В октябре 1700 года драгунский полковник Давид Яковлевич Мейн получает приказ «ехать по Тоболу и по Миассу рекам и на тех реках слободы осмотреть и описать круг тех слобод реки и озера, и леса. И есть ли в тех слободах пашенные земли и сенные покосы и иные какие угодия. И всему тому учинить чертеж».

Вблизи слободы рос бор. Пашенных земель и сенных покосов было в изобилии. Граница Утяцкой слободы от Царева городища проходила по речкам Утяк и Юргамыш. На территории слободы было множество рек и озер. Крестьяне кроме сельского хозяйства занимались рыболовством и охотой.

О фамилиях старожилов.

Охохонины: Ведут свой род от Никифора Охохонина, который родился около 1645 года. Трое его сыновей Павел, Федор и Давыд родились в Чюбаровской слободе. В 1680 году жили «во крестьянах» на речке Шаве в деревне Шадриной. У старшего из братьев Павла, был сын Лука. Павел владел мутовчатой мельницей на речке Шаве. В конце семнадцатого века на левом берегу Тобола ими была основана деревня Охохонина. В 1710 году все Охохонины жили в деревне Барабинской (впоследствии ставшей селом Успенским).

Предеины: В 1637 году крестьянин Исаак Васильевич Предеин поселился в Киргинской слободе. Родился он в Важском уезде Ростовской волости. Вскоре на речке Кирге появляется деревня Предеина. В 1680 год у Исаака было шестеро сыновей. Одного из них звали Никон. Вместе с племянником

Кузьмой Афанасьевичем Предеиным и его детьми: Василием, Андреем и Савой Предеины они стали одними из первых посельщиков Утяцкой слободы.

Репины: Происходят от Игнатия Репина, под его руководством у реки Пышмы была построена Угецкая слобода. Его дети Артемий и Тимофей родились в Нижней Ницынской слободе. В 1680 году были беломестными казаками в Угецкой слободе. В 1692 году Тимофей Игнатьевич Репину стал слободчиком в Утяцкой слободе. Утяцкие Репины являются его родственниками.

Серковы: Предком этой фамилии был Лука, родившийся около 1620 года.

Известны его сыновья: Григорий, Гаврила, Харитон и Евтихей. Все они родились в Киргинской слободе и жили в деревне Серковой на речке Иленке. Старший сын Григорий родился около 1640 года, в 1680 имел мельницу. Его дети, Ерофей и Алексей в конце 17 века переселились в Утяцкую слободу. В 1702 году Алексей Григорьевич сделал вклад по родителям в Далматовский монастырь. В конце семнадцатого века на Лебяжьем истоке, возле Белянина острова появляется деревня Серкова. Просуществовав несколько лет, она исчезает. Впоследствии в первой половине 18 века Утяцкой слободе Серковыми было основано еще две деревни.

Новогородов: В переписных книгах 1621 года говорится, что на реке Мугае в 79 верстах от города Верхотурья, у пашенных крестьян братьев Петра и Ивана Новогородовых была заимка. Петрушка Новогородец торговал хлебом «на дватцать рублей в год». «Пашню пахать и сено косить» братья начали с 1618 года. В переписи 1640 года в Новой Ирбицкой слободе Гришка Петров Новгородов был в пашенных крестьянах. В 1666 году среди Ирбитцких оброчных крестьян значится Алешка Григорьев Новогородов, «а у него сын Карпушка десяти лет, да брат Офонка дватцати лет». Вскоре Новогородовы переселяются в Утяцкую слободу.

Меншиковы: Меншик - младший (сын или брат) в семье. Фамилия является самой распространенной в Курганской области. В конце 17 века в Утяцкой слободе жили два рода Меншиковых. Оба рода переселились из деревни Меншиковой (на реке Вязовке), относящейся к Чубаровской слободе. Пять сыновей слободчика Антона Ивановича основали деревню Меншикову на реке Юргамыше. Дети Федора Яковлевича Меншикова жили в самой слободе.

Шмаковы: Происходят от Никиты Шмака, «казанского переведенца». В 1624 году он и двое сыновей, Сидор и Анцыфер жили в Невьянской слободе, в деревне на Ключе (Ключевской). В 1645 году крестьянин деревни Ключевской Евсевий Сидоров присягает новому царю Алексею Михайловичу. У его сына Савелия Евсевьевича Шмакова были шестеро сыновей. Они стали одними из самых первых посельщиков Утяцкой слободы. Вскоре на месте заимки Шмаковых на речке Юргамыше, возникает деревня с одноименным названием.

Завьяловы: Фамилия образована от древнерусского неканонического имени Завьялко (в народной этимологии - вялый человек). Ведут происхождение от Логина Павловича Завьялова, крестьянина Киргинской слободы жившего в деревне Завьяловой на реке Юрмыче. Сейчас село Завьяловское Талицкого района Свердловской области. В конце семнадцатого века сыном Логина Гаврилой была основана деревня Завьялова. Из-за частых нападений кочевников было принято решение деревню оставить, а жителей перевести в Утяцкую слободу. После на протоке Быстрой они основали деревню Завьялову.

Галишевы: Род происходил от Михаила Максимовича Галишева крестьянина Киргинской слободы. В Утяцкой слободе Михаил Максимович основывает деревню Галишеву (Галищеву). В двадцатых годах восемнадцатого века род Галишевых по мужской линии прерывается.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites