kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания » Из истории освоения Зауралья » РУССКИЕ НА ТОБОЛЕ В 17 ВЕКЕ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




РУССКИЕ НА ТОБОЛЕ В 17 ВЕКЕ

(из книги А.М. Васильевой: Курган. Времена минувшие. Куртамыш: ГУП «Куртамышская типография», 2013г. – 221 с.)

Необъятные просторы Сибири всегда привлекали внимание русского человека. Уже в XV веке в русских летописях начинает попадаться название «Сибирская земля» с рассказами о тамошних жителях в фантастических формах. Во второй половине XV века начинаются походы в Северное Зауралье по приказу московских государей, и с этого времени к их титулу добавляются названия «Государь Югорский», а позже «Кондийский» и «Обдорский». Но подлинное заселение и освоение Сибири начинается после похода Ермака в 1581 – 1595 гг. Легко было завоевать Сибирь, труднее было удержать ее за собой. Русское правительство стремилось как можно быстрее основать в Зауралье побольше городов и слобод, главным образом вблизи рек, которые были связующими путями.

Захватив реки в свои руки и свободно плавая по ним на стругах, русские проникали все дальше и дальше вглубь Сибири, распространяя свое влияние с северо-запада на юго-восток. Так пришли русские на среднее течение Тобола, где сейчас раскинулась Курганская область. Поднимаясь вверх по Тоболу и его притокам, которые в XVII веке были гораздо полноводнее, землепроходцы выбирали места, наиболее удобные для заселения. Крестьяне-переселенцы успешно осваивали плодородные земли, вырубали леса, прокладывали дороги, разводили на обширных пастбищах скот. Но соседство с кочевниками приносило много неприятностей, нужны были опорные пункты, слободы, в которых можно было бы содержать гарнизон солдат, в любой момент способный выступить на защиту крестьян. Первым русским поселенцам приходилось свои поселения превращать в небольшие крепости, обнесенные валом, рвом, частоколом, которые не всегда спасали от набегов степняков. Уходя в поле, землепашец надевал кольчугу, всегда имел при себе оружие. По словам сибирского историка Н. Абрамова, русские крестьяне часто становились легкой добычей кочевников, потому что в поле уходили пахать поодиночке или небольшими группами. А дальнозоркие степняки, завидев человека, набегали и за несколько метров набрасывали ему на шею аркан. Затем пришпоривали коня и стремглав мчались прочь, а бедный пленник вынужден был бежать со скоростью лошади, либо падал на землю и волочился на аркане, пока не задыхался в этой петле. К женщинам относились более снисходительно. Их усаживали на лошадь позади себя и связывали им ноги под брюхом коня, чтобы они не свалились, нечаянно или специально. Пленники становились рабами, а чтобы они не могли убежать, им надрезали пятки и засыпали раны изрубленным конским волосом. После заживления пятки становились колкими и болезненными, и даже на короткие расстояния было трудно передвигаться.

Неудивительно, что слободы, возникшие в XVII веке на Тоболе, были маленькими крепостями. Поднимаясь вверх по Тоболу на дощаниках и вступая в пределы сегодняшней территории Курганской области, гребцы на левом берегу реки видели сначала Усть-Суерскую слободу. Она была основана в 80-е годы XVII века и всегда носила два имени – Усть-Суерская и Пухова. По преданию второе название происходило от фамилии основателя, а первое – от географического положения слободы, находящейся напротив места впадения в Тобол речки Суерь. Слобода была окружена деревянной стеной с проезжею башней, рвом, валом и рогатками. В центре возвышалась деревянная церковь во имя Св. Николая, много позже замененная каменной.

 DSCN5908

Церковь в селе Усть-Суерском, фото Павла Варлакова, 2010 год

И к этой маленькой крепости лепились деревушки, тоже лежащие при Тоболе или на окрестных озерах Степном, Конопляном, Грачевском и Сладком Логе. В тихую погоду звон колоколов Никольской церкви достигал окрестных деревень и возвещал им либо о празднике, либо об опасности. И крестьяне, побросав свои дома, торопились укрыться за стенами слободы. В сферу влияния Усть-Суерской слободы входили 2 села и 21 деревня, в том числе Вагина, Заозерная, Волосникова, Речкина, Памятная, Стенникова, Варакосова, Мысовая и другие.

Но раньше Усть-Суерской слободы Степаном Нестеровым была основана Белозерская – в 1665г. Она была укреплена точно так же стенами, башней и рвами. Хотя слобода раскинулась по берегам Тобола, название получила от Белого озера, которое лежало на равнине, довольно далеко от слободы. Здешний комиссар имел в своем ведении 19 деревень, которые составляли и приход белозерской церкви. В XVII-XVIII веках в деревнях церквей не было вовсе, и редкое село имело храм, а чаще небольшую часовенку. Церкви были в слободах, куда и стекались крестьяне на праздник. А потом в эти праздники и бойкую торговлю открыли, и стали слободы не только духовным и оборонительным центром своего прихода, но и торговым. Первая деревянная церковь в Белозерской слободе была заложена в1698 г. во имя Св. Алексея – Человека Божия. Когда она обветшала, в1755 г. заложили новую Алексеевскую церковь, но опять – же деревянную, а в1784 г. заменили на каменную того же имени.

 765(332)

Церковь в селе Белозерском, фото 1900-х годов

От Белозерской слободы до Царева Городища считалось в летнее время 57 верст, а зимою – 50 верст. До Усть-Суерской слободы – 33 версты. По самому селению шел почтовый тракт из Тюмени и Ялуторовска на Курган. Некоторые из местных крестьян уже в XIX веке возили проезжающих по тракту поверстно, или, как тогда говорили, из прогону. Это давало дополнительный заработок. Основным же занятием жителей слобод и деревень было хлебопашество и скотоводство, много занимались и рыболовством по Тоболу и окрестным озерам. Лесов вокруг Белозерской слободы не было, а окружена она была двумя большими рощами, которые придавали ей красивый вид.

Между Белозерской слободой и Царевым Городищем в1680 г. Кондратий Замятин и Григорий Кондратьев основали слободу Иковскую. Слобода лежала на берегу Тобола, ниже впадения Ика, недалеко от деревни Кошкиной, и тоже имела укрепления, подобные Усть-Суерской и Белозерской слободам. И церковь была сначала деревянная, а потом каменная, возведенная во имя Владимирской Божьей матери. К слободе относились 17 деревень, в самой Иковской было в середине XVIII века 65 дворов, и все-таки она захирела и превратилась в деревню. Причиной было то, что место для поселения было выбрано неудачно: во время половодья слобода всегда оказывалась на долгое время затопленной или оставалась окруженной водой, как на острове, даже летом. И к слободе проехать можно было только одним сухим проходом. Постепенно жители разошлись по соседним деревням, и слобода опустела.

 765(16)

Церковь в селе Иковском, фото 1900-х годов

От Иковской слободы оставалось совсем немного до Царева Городища (Кургана). Основан Курган предположительно в 1678-1679гг.  и носил первоначальное имя Царево Городище. Основателем слободы был крестьянин Тимофей Невежин, уроженец Невьянской слободы Верхотурского уезда. Царево Городище занимало выгодную позицию для защиты русских поселений от набегов кочевников. Укрепления здесь были более мощными, чем в вышеописанных слободах – «город кремль рубленый с двумя башнями проезжими, да город лежачей в столбах, при них четыре проезжих ворот да восемь бастионов, и оные крыты драницами, надолбы, рогатки и ров». Проще сказать, вокруг слободы было две стены городьбы (отсюда «город»). Внутренняя часть поселения – кремль, состоял из срубленной стены, которая в XVII веке пришла на замену однородной тыновой стене. Внутри кремля стояла церковь, гарнизонные службы, дома первопоселенцев. Вторая стена была из бревен, положенных горизонтально между столбами, т.е. заплотом; между звеньями заплота было восемь срубов – бастионов, внутренность которых заполнялась землей. На площадках этих бастионов были устроены бойницы, и оттуда отражалось наступление, а защитники слободы оставались недосягаемыми.

 1

Картина В.Ф. Илюшина «Царёво городище»

 PICT0036

Памятник первопоселенцам в г. Кургане на том месте, где было основано Царево городище, представляет собой сторожевую башню и часть крепостной стены. Вопреки исторической правде: «город лежачей в столбах (стена была из бревен, положенных горизонтально между столбами)», стены памятника устроены из вертикально установленных бревен. Фото 2013 года

Расположение бойниц в башнях и стенах было равномерным. Доступ к верхним бойницам осуществлялся по лестницам, устроенным внутри башен. Вал и ров придавали дополнительную мощь оборонительным сооружениям. Недаром слободчикам вменялось в обязанность не только острог поставить, но «и рвы покопать, и надолбы поделать, и всякими крепостями укрепить».

Гарнизон Царева Городища не раз оказывал серьезную помощь своим соседям. 11 июля1740 г. степняки напали на Утятскую слободу. Утятский гарнизон не смог отбить врагов. Тогда на помощь ему из Царева Городища пришел отряд в 105 человек во главе с обер-офицером и помог отбить налетчиков.

Первоначально Царево Городище стояло на Арбинском (Алгинском) яру, где пережило несколько серьезных налетов, а к началу 18 века  жители вынуждены были перенести свои дома на восемь верст ниже по течению Тобола и наново построить укрепления (сейчас на Арбинском яру раскинулся поселок Энергетиков). Но и на новом месте набеги не прекратились, в августе 1709 года комендант слободы доносил в Тобольск: «Прибежали из степи воровские люди под слободу Царево Городище из-за Тобола реки и деревню Смолину осадили, и трех русских взяли в полон». К этому времени вокруг Царева Городища было уже довольно много деревень – Смолина, Кетова, Курганская, Арбинка, Черемуховская, Чеусова, Воронова, Белоярская и некоторые другие. И все они находились под защитой слободы.

Следующим опорным пунктом на Тоболе была Утяцкая, или Утятская, слобода. В1671 г. ее основали Игнатий Репин и Антон Меньшиков. Но вскоре она была разорена и сожжена дотла кучумовыми царевичами. Игнатий Репин погиб, но остался в живых его сын Тимофей, который в1680 г. получил разрешение наново строить Утяцкую слободу, во владения которой были отведены земли по обеим сторонам Тобола, на левом берегу на 35 верст, на правом – на 25 верст. Там тоже было укрепление – «город лежачий в столбах, с надолбами и рогатками».

Едва успели поселиться русские в Утятской слободе, как она сделалась предметом нападений кочевников. Из документов известно, что кроме частых мелких нападений Утятская слобода пережила три страшных набега. Самый ужасный был в 1691 году. Жители были убеждены, что набег сделан был киргизами, людьми Тевки-хана. Налетчики выжгли дворы, приказчика и многих крестьян изрубили до смерти, многих взяли в плен. Набеги продолжались и в последующие годы. В апреле1694 г. тобольский воевода Андрей Федорович Нарышкин отправил к Тевки-хану двух казаков в качестве послов. Те потребовали, чтобы хан учинил розыск тех людей, что грабили наши слободы, в т.ч. и Утятскую, и подверг их наказанию. Но Тевки-хан ответил, что на Тобол ходят не они, а каракалпаки. Тем дело и кончилось.

Следующие два больших налета были в 1701 и 1707 гг., когда на помощь Утятской слободе шли отряды из Царева Городища, сюда были направлены роты Шадринская, Мехонская, Суерская и другие. Каждое лето в самой Утятской слободе стояли значительные отряды драгун в ожидании нападения степняков. А зимой отправлялись в свои постоянные гарнизоны потому, что глубокие снега не позволяли вражеской коннице ходить на далекие расстояния и жители тобольских слобод могли вздохнуть свободно.

 DSCN6127

Церковь в селе Утятском, фото 2010 года

Таким образом, в XVII веке мы видим на Тоболе ряд крепостей, из которых только Царево Городище превратилось в город Курган, остальные же сделались крупными селами и только Иковская слобода захирела.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites