kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Курганские храмы от А до Я » Щ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Щ

Оглавление

Щукинское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда

Церковь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Щучинское, село Моревской волости Курганского уезда

Часовня старообрядческая

Церковь единоверческая во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия

Часовня православная во имя Святителя Василия Великого


 

Щукинское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда

Церковь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Точная дата основания д. Щукиной, расположившейся на берегу речки Чактары, не установлена. Речка эта является правым притоком реки Суери, пойма которой активно заселялась после строительства в начале 1740-х гг. военных форпостов, ограждавших возникающие поселения от набегов кочевников. Достоверно известно, что в 1749 г. здесь уже существовала д. Щукина, вероятно получившая свое название от прозвища крестьян, поселившихся в ней первыми. В административном отношении новое поселение состояло в ведении Верх-Суерской слободы, которая относилась к Ялуторовскому дистрикту Тобольской провинции Сибирской губернии. В 1782 г. слобода вошла в состав Ялуторовского уезда Тобольского наместничества, которое в 1796 г. было упразднено, а уезд перечислен в образованную в этом году Тобольскую губернию. Одновременно в нем вместо Верх-Суерской слободы была образована одноименная волость, в состав которой включена и д. Щукина. После открытия здесь в начале 1860-х гг. самостоятельного прихода деревня получила статус села. В Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда с.Щукинское состояло до ликвидации в 1924 г. уездного и волостного деления.

Со времени своего основания православное население д. Щукиной относилось к приходу Георгиевской (позднее – Иоанно-Богословской) церкви слободы Верх-Суерской. Точная дата образования здесь отдельного прихода неизвестна. Вероятно, произошло это в начале 1860-х гг., т.к. метрические книги Щукинской церкви известны с 1863 г. Возможно, начало приходу было положено и ранее, но достоверно судить об этом нельзя из-за отсутствия документов. В 1863 г. в него входили с. Щукинское и деревни: Шлемова, Шмакова и Просекова, отошедшие от Верх-Суерского прихода. С годами состав приходских селений менялся и к 1913 г. в нем значились деревни: Бородина, Мало-Просекова, Шастова, Шмакова, Подсохина, Ошуркова и Крутихинская. В 1915 г. в д.Ошурковой было окончено строительство приписной Свято-Троицкой церкви, а при ней к 1918 г. были заведены отдельные метрические книги, в которых упоминаются с.Ошурковское и деревни: Шлемова, Шмакова, Подсохина, Малая Просекова и Большая Просекова Верх-Суерской волости.

В 1920-е гг. Щукинский приход находился под управлением «тихоновской» Тобольской епархии. В 1926 г. в нем числились само село и деревни: Бородина, Мало-Просекова и Шлемова. Сведений о составе приходских деревень в последующие годы не имеется, а сам приход был упразднен предположительно в конце 1920-х или в начале 1930-х гг.

Кроме православных в с. Щукинском издавна проживали единоверцы. Первоначально они относились к открытому в 1837 г. приходу Вознесенской единоверческой церкви с. Романовского Курганского уезда, находившегося на расстоянии 25 верст. В 1849 г. в расположенной всего в 6 верстах д. Крутихинской Верх-Суерской волости появилась Николаевская единоверческая церковь, к которой перечислились и единоверцы д. Щукиной. Вероятно, к началу 1920-х гг. они вышли из Крутихинского прихода, т.к. по сведениям 1926 г. в нем уже не значатся.

Каменная церковь с одним престолом в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне была возведена в 1867 г. на северной окраине с. Щукинского. Строительство ее велось на средства местного прихожанина Василия Игнатьевича Васильева. Здание состояло из собственно храма, прямоугольного алтаря, трапезы и колокольни. Храмовый четверик был покрыт четырехскатной металлической кровлей с луковичной главкой и крестом на двухъярусном обшитом жестью барабане. Основное здание соединялось трапезной частью с четырехгранной в плане колокольней, имевшей боковые пристройки и прямоугольные проемы яруса звона. Колокольня завершалась шатром деревянной стропильной конструкции, покрытым железом и увенчанным жестяной луковичной главкой с крестом. В интерьере имелись каменные арки, соединяющие храм с алтарем и трапезой. Потолки над этими помещениями были устроены не сводчатые, а плоские деревянные. Стены здания снаружи и изнутри были оштукатурены, каких-либо росписей на них никогда не было. Внутри был установлен одноярусный иконостас. Очевидно, в начале XX в. он был заменен новой алтарной преградой и перевезен в 1908 г. вместе с иконами в приписную Ошурковскую церковь. В начале 1920-х гг. в храме находился деревянный иконостас с двумя заклиросными киотами, на колокольне располагались 6 колоколов.

Ризоположенская церковь была закрыта решениями общих собраний граждан по одним сведениям в 1932 г., по другим – в 1938 г. В 1940-е гг. она использовалась под склад зерна и еще не требовала ремонта, но к началу 1960-х гг. сильно обветшала: исчезли полы, сгнили балки перекрытий, обсыпалась штукатурка, началось разрушение стен. Из-за ветхости здание никак не использовалось, но продолжало сохранять церковный вид. К началу 1980-х гг. были утрачены кровли, частично разрушена западная стена колокольни, активно шел процесс деструкции кирпича. В эти же годы жители начали покидать деревню, которая окончательно прекратила свое существование в 1989 г. В 1990-е гг. пустующее бесхозное здание постепенно пришло в аварийное состояние и начало быстро разрушаться. В настоящее время о существовавшем на этом месте с. Щукинском напоминают только останки Ризоположенского храма: часть алтаря и полуразрушенная колокольня с покосившимся деревянным остовом шатра, на котором чудом сохраняется давно утратившая крест глава.

 Андрей Михайлов, Государственный архив Курганской области, 01.08.2017.

 

Щучинское, село Моревской волости Курганского уезда

Часовня старообрядческая

Церковь единоверческая во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия

Часовня православная во имя Святителя Василия Великого

Деревня Щучья возникла в 1770-е гг. и, очевидно, получила свое название от имени озера Щучьего, на берегу которого была основана. Заводчиком нового селения стал крестьянин Иван Михайлович Кодинцев, а переселенцы перебрались сюда из Иковской слободы и подчиненных ей деревень: Говорухиной, Шишкиной, Русаковой, Редькиной и Кошкиной. В административном отношении д. Щучья первоначально находилась в ведении Иковской слободы Ялуторовского дистрикта, на территории которой была заведена. После введения в конце XVIII столетия уездного и волостного деления она вошла в состав Моревской волости Курганского уезда. После постройки в начале 1840-х гг. единоверческой церкви и открытия прихода деревня стала чаще именоваться селом Щучинским (Щучьим) или Ивановским, в котором в начале XX в. проводилась пятидневная Георгиевская ярмарка.

Со времени своего заселения д. Щучья относилась к приходу Николаевской  церкви с.Падеринского, находящейся на расстоянии 45 верст. С 1834 г. она была перечислена в открытый в этом году приход при Троицкой церкви с. Моревского, расположенного в 9 верстах. В составе этого прихода православные жители с. Щучинского состояли до его упразднения в конце 1930-х гг. С самого основания деревни она была заселена старообрядцами, в том числе приемлющими священство. До 1837 г. они относились к часовне в г. Екатеринбурге, состоявшей под распоряжением попечителя старообрядческого общества купца Якима Меркурьевича Резанова, который в 1838 г. с частью своих сторонников присоединился к господствующей церкви на правах единоверия. Вслед за екатеринбургским купечеством под давлением духовных и светских властей начали переходить в единоверие и некоторые крестьяне-старообрядцы Курганского уезда. В 1839 г. жители ряда селений Моревской, Падеринской, Сычевской и Марайской волостей согласились обратить в единоверческий храм старообрядческую часовню в д. Щучьей и открыть здесь собственный приход. В апреле 1839 г. образование единоверческого прихода было разрешено Преосвященным Афанасием, епископом Тобольским и Сибирским, а в июле того же года утверждено Святейшим Правительствующим Синодом. Первоначально присоединиться к новому приходу пожелали бывшие старообрядцы с. Моревского и деревень: Моревской волости – Щучьей, Плоской, Кабаньей; Сычевской волости – Копайской, Зарубиной (Банниковой), Дубровной, Варгашевой, Ераниной, Марайской, Марковой; Падеринской волости – Бельковой, Костоусовой, Белоярской, Станичной; Марайской волости – Травной, Носковой; Смолинской волости – Рябковой; Черемуховской волости - Байдарской, Спорной; Арлагульской волости – Меньщиковой, а также крестьяне разных селений Белозерской и Мендерской волостей. К 1845 г. в приходе кроме самого с.Щучьего состояли единоверцы с. Моревского и деревень: Плоской, Копайской, Дубровной, Зарубиной, Варгашевой, Марковой, Мараев, Кабаньей, Костоусовой, Спорной, Першиной, Носковой, Меньщиковой, Челноковой, Раковой, Беловой и Худяковой. В 1846 г. жители с. Щучьего начали переселяться во вновь заводимую д. Моховую, расположенную в 8 верстах, и вскоре новая деревня также вошла в состав Щучинского прихода. С течением лет к единоверию присоединялись жители и других местностей, в результате чего к середине 1870-х гг. число селений прихода приблизилось к 50, а границы его в западном направлении простерлись на расстояние до 100 верст, включая  г. Курган, деревни Меньщиковской волости и с. Ялымское. Жители некоторых из этих отдаленных населенных пунктов одновременно состояли и в других единоверческих приходах: Нижне-Алабугском Курганского уезда и Ерохинском Челябинского уезда соседней Оренбургской губернии. Впоследствии число сел и деревень прихода сокращалось за счет открытия новых единоверческих храмов, а также по причине перехода прихожан из единоверия в православные и старообрядческие общины. В 1885 г. крестьяне  д. Костоусовой отказались исполнять церковные требы в Щучинском храме. Они образовали старообрядческое общество «австрийского» согласия, а в начале  XX в. выстроили собственную церковь и зарегистрировали собственный приход Бело-Криницкой митрополии. В 1894 г. имевшаяся в д. Плоской Щучинского прихода часовня была перестроена в приписной единоверческий храм во имя Архангела Михаила, к которому отошла д. Копайская (Второй Копай). К началу 1910-х гг. в приходе числились единоверцы сел Щучьего, Байдарского и Спорновского, а также деревень: Первой Моховой, Второй Моховой, Банниковой, Василков, Максимковой, Кабаньей, Дундиной, Варгашей, Пестеревой, Травной и Меньщиковой. К началу 1920-х гг. жители д. Максимковой отошли к старообрядческой Покровской церкви д. Костоусовой. В 1925 г. при Щучинском храме состояло само село и деревни: Первая Моховая, Вторая Моховая, Варгаши, Кабанья, Василки и Банникова. Очевидно, в таком составе приход существовал до своего распада в 1928 г.

Точная дата постройки в д. Щучьей старообрядческой часовни не установлена, но предположительно время ее появления необходимо отнести к концу XVIII или началу XIX столетия. Какому святому или празднику она была при этом посвящена неизвестно. По описанию 1839 г. наружность деревянного здания служила доказательством тому, что возведено оно было давно, но очень прочно, поэтому никаких ветхостей и разрушений в нем не наблюдалось. Часовня стояла на берегу озера Щучьего, на краю деревни, и была обставлена жилыми домами и разными при них пристройками, что делало ее незаметной для посторонних глаз. Своим внешним видом она напоминала простой крестьянский дом и состояла из большой комнаты, сеней и пристроенной к ним сторожки в виде избушки. Длина здания снаружи составляла 3 сажени 2 аршина и 1 четверть, ширина – 3 сажени и 1 четверть, высота – 2 сажени. Внутри размеры его против наружных были меньше так, что сама горница, в которую собирались на моления старообрядцы, имела длину 9 аршин 13 вершков, ширину 8 аршин 14 вершков и высоту от пола до потолка 4 аршина 2 вершка. Помимо трех окон в часовне были две входные двери в западной стене на расстоянии 2 аршин друг от друга. Простая тесовая на два ската крыша покоилась на самцах, расположенных с западной и восточной сторон. Стоящее на покатом берегу строение было возведено в свое время без всякого фундамента, вследствие чего к концу 1830-х гг. накренилось на левую сторону. По просьбе крестьян Моревской и других волостей, обратившихся из раскола в единоверие, указом Святейшего Синода от 14 июня 1839 г. разрешено было построить из часовни в         д. Щучьей единоверческую церковь. В том же году присоединяющиеся к единоверию представители старообрядческих обществ разных волостей Курганского уезда подали епархиальному начальству прошение о разрешении до окончательного устроения храма временно исполнять требы в древней часовне, обратив ее таким образом в молитвенный дом. Разрешение на совершение в нем таинств крещения и венчания было дано в апреле 1839 г. Высокопреосвященнейшим Афанасием, архиепископом Тобольским и Сибирским. Обряды эти проводились здесь по специально присланным из Тобольского Софийского собора старопечатным книгам до начала перестройки здания в 1842 г.

В 1839 г. жители д. Щучьей, признав место, где стояла часовня, неудобным и неприличным для новой церкви, приискали другое – в том же селении на пустой, ничем не застроенной территории. Туда они решили перенести часовенное здание и достроить его с помощью заготовленного леса. Предполагалось к имеющемуся срубу прибавить 4 ряда бревен; пристроить к нему с восточной стороны алтарь с четырьмя углами и пятью стенами, поместив в восточной стене окно; на западной стороне пристроить одинаковой с основным зданием ширины и высоты сени длиной 2 сажени 1 аршин с одними дверями, образовав так паперть; на южной и северной стенах будущей церкви устроить по два, а в паперти - по одному окну одинаковой с алтарным окошком величины. Крыша и самцы старого здания при этом должны были остаться в прежнем виде, а на круглой без купола крыше алтаря предполагалось установить крест. В том же году старообрядцы подали епархиальному начальству ходатайство о разрешении перестроить часовню в храм во имя Святой Троицы или в честь другого праздника или святого, в зависимости от наличия в консистории древнего антиминса, освященного до 1666 г. По резолюции архиепископа Тобольского и Сибирского Афанасия от 20 февраля 1840 г., прописанной в указе Тобольской духовной консистории от 1 марта 1840 г., новую единоверческую церковь в селении Щучинском было дозволено выстроить согласно желанию прихожан. Тогда же назначенному в приход священнику Василию Бурову были выданы утвержденные план и фасад храма, а также разысканный в ризнице Тобольского Софийского собора антиминс, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы при митрополите Тобольском Корнилии. 8 мая 1840 г. этот антиминс был временно возвращен в г. Тобольск впредь до окончания постройки, подготовка к которой шла медленно, так как к новому приходу были приписаны жители различных отдаленных селений. К началу 1842 г. были заготовлены материалы и собраны необходимые средства, нанят подрядчик, а 10 мая этого года Покровская единоверческая церковь в с. Щучинском была заложена священником Василием Буровым. К октябрю 1842 г. строительные работы и внутренняя отделка храма были тщанием прихожан окончены, кроме устройства иконостаса. По необходимости в нем начали отправлять различные богослужения, не считая литургии. Деревянный без колокольни храм длиной 6 саженей, шириной 3 сажени 2 аршина был выстроен согласно выданным плану и фасаду без каменного фундамента. На покрытой тесом крыше были установлены обитые железом купола с деревянными крестами. В 1843 г. крыша была окрашена зеленой краской, а кресты – желтой. К этому времени при церкви был заведен колокол весом 11 пудов, а внутри помимо 35 различных икон разместился двухъярусный увенчанный крестом иконостас, в первом ставе которого находились 6 образов, во втором – 4. Все нужное для освящения храма было приготовлено, поэтому прихожане подали епархиальному начальству прошение о выдаче антиминса. В том же году консистория дала разрешение освятить церковь великим освящением, но предполагавшийся к выдаче Покровский антиминс, хранившийся в соборной ризнице, к этому времени был за ветхостью упразднен. Вместо него был выдан другой, освященный в 1657 г. во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. По благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, епископа Тобольского и Сибирского, выстроенный храм был освящен священником Василием Буровым 1 января 1844 г. с положением на престоле древнего антиминса. При возведении церкви в с. Щучьем попечителем или строителем ее из среды прихожан был избран крестьянин Исаак Бураков, по желанию которого она была выстроена близ его дома и домов прочих единоверцев, проживавших на краю села, называвшемся Одиной. В 1846 г. Бураков под надуманным предлогом плохой воды для поения скота переселился в соседнюю вновь заводимую д.Моховую и начал переманивать за собой других односельчан, которые стали оставлять единоверческий храм без внимания, уклоняясь обратно в раскол и переезжая без всякого разрешения начальства на новое место. В результате к 1847 г. в Одине остались только церковь и дом священника, так что встал даже вопрос о переносе их в более людное место. Однако единоверцы других селений прихода по бедности своей были не в состоянии осуществить это намерение и храм остался на прежнем месте.

К концу 1860-х гг. не имеющее фундамента церковное здание обветшало. Поэтому в 1869 г. тщанием прихожан оно было перестроено по плану и фасаду, выданным в 1868 г. Обновленная церковь получила каменный фундамент,  а также деревянные колокольню и трапезу. Престол в ней был устроен один – во имя Великомученика Георгия Победоносца. В 1896 г. храм вновь подвергся реконструкции по проекту 1895 г. Вероятно, во время одной из этих перестроек в нем был устроен новый золоченый иконостас, который по описанию 1899г. имел три яруса. В первом ярусе находились царские врата с шестью небольшими иконами и 6 образов – Спасителя, Богородицы, Архангелов Михаила и Гавриила, Святителя Николая и Георгия Победоносца; во втором помещались изображение Тайной Вечери и 6 икон двунадесятых праздников; в третьем – образ Спасителя с предстоящими и 6 икон Святых Апостолов. Кроме увенчанного золоченым восьмиконечным крестом иконостаса в церкви имелись два заклиросных киота с иконами. В трапезной части хранился одноярусный иконостас с пятью образами – Спасителя, Богородицы, Иоанна Крестителя, Успения Богородицы и Великомученика Георгия, видимо представлявший собой часть первоначальной алтарной преграды. На колокольне в это время было размещено 6 колоколов.

Вероятно, после перестройки 1895-1896 гг. внутренняя отделка здания и благоустройство территории долгое время не завершались. Известно, что в 1902 г. при церкви отсутствовали ограда, караулка и ризница. Кроме того, 6 августа 1903 г. в  с. Щучинском случился пожар, усугублявшийся сильным ветром. Самоотверженной заботой и старанием прихожан и жителей близлежащих деревень храм был спасен, но при выносе имущества был сдвинут с места престол и поврежден заложенный под него крест. В 1904 г. после приведения престола в надлежащий вид был совершен полный чин освящения церкви, после чего встал вопрос о ее ремонте и окончательной отделке. Если в алтаре стены и потолки были давно оштукатурены, то в остальной части храма эти работы не были проведены. Ремонт храма был разрешен епархиальным начальством в 1905 г. Он осуществлялся на церковные средства и был закончен к ноябрю того же года. В этот период в здании имелось 13 окон: по четыре в алтаре, церкви и трапезе и одно в помещении для сторожей, размещавшемся на паперти под колокольней. Кроме центрального входа, ведущего через паперть и трапезу, в храме существовали две боковые двери. К началу    1920-х гг. никаких серьезных изменений в его внешнем облике не произошло. По сведениям 1920 г. церковь была окружена деревянной решетчатой оградой с двумя воротами, крытое железом здание имело 14 окон с железными решетками, внутри находился полный иконостас с 26 иконами под золотом. В 1925-1926 гг. иконостас описывается как деревянный, покрытый красной краской, с 8 колоннами и двумя заклиросными киотами. В нем имелись 3 двери, в которых помещались 8 образов, и 18 икон в три яруса. Сохранялись в эти годы и старый иконостас с пятью иконами и 6 колоколов. К 1927 г. храму вновь потребовался ремонт: из трех входных крылец два – северное и южное – пришли в негодность, крыша здания нуждалась в покраске и частичной замене листового железа, начала обваливаться штукатурка внутренней поверхности стен, побелка их совершенно отсутствовала, церковная ограда обветшала и начала падать. Очевидно, необходимый ремонт так и не был произведен. С 1928 г. священники к церкви не назначались, в этом же году распалась церковная община и прекратились службы. С 1930 г. храм окончательно перестал действовать, церковное имущество перешло в ведение Щучьевского сельсовета, а находящееся без присмотра здание не ремонтировалось и продолжало разрушаться.

На состоявшемся 23 мая 1935 г. заседании сельсовета было принято постановление о направлении в Варгашинский райисполком ходатайства о закрытии Георгиевской церкви. Общее собрание граждан села 26 мая того же года поддержало мнение сельсовета и высказалось за передачу бывшего храма под общежитие Щучьевского детского дома. Правление местного колхоза взяло на себя обязательство провести переоборудование здания. Варгашинский райисполком 17 июля 1935 г. ходатайство граждан удовлетворил и предложил сельсовету церковное имущество и утварь передать в районный финансовый отдел для реализации и внесения средств в Госфонд. На заседании президиума Челябинского облисполкома 5 августа 1925 г. решение райисполкома было подтверждено и храм закрыт с целью переоборудования для нужд детского дома. В последний раз здание упоминается как существующее в 1956 г., сведений о его дальнейшей истории не имеется.

Кроме единоверческого храма в с. Щучинском действовала деревянная православная часовня, дата постройки которой не установлена. По сведениям 1849 г. она уже существовала издавна, но с чьего дозволения была заведена, никто не знал, ибо никаких письменных документов на этот счет у жителей деревни и причта Моревской церкви не имелось. Богослужения в часовне отправлялись в день святого, которому она была посвящена, и во время крестных ходов по домам и полям крестьян. В 1909 г. часовня значится освященной во имя Святителя Василия Великого. Можно предположить, что его имя она носила и в предыдущие годы в память о престольном празднике Васильевского храма Иковской слободы, прихожанами которого были первые поселенцы д. Щучьей.  В 1915 г. Васильевская часовня продолжала действовать, никаких сведений о ее судьбе в последующие годы не обнаружено.

Андрей Михайлов, Государственный архив Курганской области, 04.09.2017.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites