kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Зауральские фамилии » Сычуговы » Откуда Сычуговы пришли в Зауралье

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Откуда Сычуговы пришли в Зауралье

Иван Перфирьев

В деревне Коврига, на 1710г. имеется 3 семьи Сычюговых: Андрея, Фомы и Ивана Ивановичей. Андрей и Фома являются братьями, с которыми живут родители их, Иван Перфирьев с женой Оксиньей. В данном случае Перфильев – отчество от имени Перфилий, а не фамилия, как может показаться современному читателю. Во-первых, именно так указываются отчества в те времена, тот же Фома Иванов сын Сычугов. Во-вторых, отчества братьев совпадают с именем Перфильева. Фамилия Ивана не указана не по причине ее отсутствия, а из-за формы записи, для того же Андрея она тоже не указана. И хотя статус попа, пусть и безместного [1] подразумевает обращение «отец», все-же добавление «ево» говорит о прямых родственных отношениях.

Третий Сычюгов – Иван Иванович, судя по отчеству, фамилии и возрасту, может является сыном Ивана Перфильевича. Хотя по приводимой записи данное предположение не может считаться доказанным, вероятность этого велика. Слобода небольшая и только образовавшаяся, все жители – переселенцы в первом или втором поколении, а фамилии крестьян только начали фиксировать (хорошо хоть не Ивашка и Андрейка). В этой ситуации называться фамилией соседа, не имея с ним родственной связи нелогично. Да и отсутствие этой фамилии в окрестностях не позволяет говорить о какой-то повышенной ее популярности.

Намного более вероятна ситуация с выделения младшего брата в собственный двор. Эти соблюдается и принцип, когда младшему сыну всей семьей строят дом, а старший остается в родительском. Кроме того, Иван Сычюгов назван бобылем [2], т.е. двор был небогатый, только образованный, возможно еще с невыделенным земельным наделом. Таким образом, Иван Перфирьев, скорее всего, является отцом всех троих Сычюговых.

Если отступить еще в прошлое, с фамилиями становится совсем плохо. Их нет. Но след фамилии обнаружить можно. В Шадринской слободе в 1680-83 годах (7189-7191) обнаруживается двор Ивашки Перфирьева [3].

Драгуны. За денежное и за хлебное жалованье служат с пашни …

Во дворе Ивашко Перфильив. Сказал: родился де он Верхотурского уезду в Невьянской слободе и у крестьянина Любимка Неверова отец ево был во дворе. И из двора он Ивашко отпущен и живет в Шадринской слободе со 176-го году. У него дети: Микишка 7 лет, Терешка 3 лет.

Как видим сложно не только с фамилиями, но и с именами, Микишка – Никифор, Терешка – Терентий. Однако по возрасту к 1710 году им стало 34-37 и 30-33 года. В Шадринской слободе в 1710 году зафиксирован отставной драгун Иван Перфильев сын Татауров с сыном Никифором 30 лет. Таким образом Ивашко Перфильев переписи 1680 года, вероятнее всего Татауров и не является предком Сычюговых.

Других Иванов Перфильевых в указанной переписи нет. Впрочем, не значится там и деревня Коврига, а Красномысская – всего лишь одна из деревень. Из этого можно сделать вывод, что Иван Перфильев с детьми (на 1680 год 2-5 и 4-7 лет от роду) прибывает в окрестности Шадринска в 1680-1705 годах (к 1710 году Иван Иванович, если он сын Ивану Перфильевичу, уже выделяеся двором), одновременно с образованием деревни Коврига.

Вятка

Откуда и когда пришел Иван Перфильевич в Шадринскую слободу по местным источникам выяснить пока не удается. Однако, как уже говорилось, ревизия 1710 года была достаточно массовой. Если посмотреть фамилию Сычю(у)говых по другим областям, то находим интересную запись[4]:

… Деревня что был двор Кстининского попа Перфилья Сычюгова …

Конечно имя Перфилий достаточно распространенное, возможно он и не является отцом Ивану. Однако про Ивана Перфильева сказано что он безместный поп, то есть того же сословия. Поэтому вполне вероятно что являясь, например, младшим сыном попа Перфилия, и не получив приход [5], Иван какими-то путями попадает в осваиваемые земли Зауралья. Так же возможна какая-либо другая версия, например раскол, см. ниже.

Таким образом, версия о Вятке, как родине Ивана вполне правдоподобна. Для подтверждения ее рассмотрим других Сычюговых того-же источника и близлежащих уездов.

1. [В городе] Хлынове на посаде [Моско]вская улица

Во дворе посадцкой человек Гарасим Иванов сын Куртеев 30 лет … у негож работники Антипа Иванов сын Колотов 40 лет у него жена Ирина 25 лет у них дети Феклист 2 лет Яков году работница ж девка Ирина Иванова дочь Сычюгова 15 лет.

2. Да в том же стану погост Бысирицкой над рекою Быстрицею а на погосте церковь деревянная теплая во имя Живоначальной Троицы да в пределе Николая чюдотворца да другая церковь холодная во имя Пресвятые Богородицы Казанские да Гурия да Варсанофия (л.119об.) Казанских чюдотворцов а у той церкви.

Во дворе поп Симон Трофимов сын Сычюгов 32 лет у него жена Марья Григорьева дочь 33 лет у них дети Григорей 15 лет Федор 6 лет Василей 4 лет дочь Марфа году у Григорья жена Софья Сергеева дочь 14 лет.

Во дворе дьякон Степан Иванов сын Сычюгов 52 лет у него дети Кирило 27 лет Василей 25 лет Иван 20 лет дочь Марфа 15 лет у Василья жена Федосья Антипина дочь 24 (л.120) лет у Ивана жена Акилина Семенова дочь 20 лет.

Во дворе пономарь Филип Степанов сын Сычюгов 35 лет у него жена Катерина Андреева дочь 34 лет у них дети Тимофей 5 лет дочери Марина 10 лет Пелагея 3 лет у негож подворник Лука Иванов Сычюгов 62 лет у него жена Фетинья Констянтинова дочь 53 лет

3. Погост над речкою Камешинцею а на погосте церковь во имя святаго великомученика Димитрия

Во дворе дьякон Михайло Григорьев сын Сычюгов 27 (л.137) лет у него жена Агафья Григорьева дочь 26 лет у них сын Петр 8 лет у негож брат родной Сергей 35 лет у него жена Елисавет Артемьева дочь 33 лет у них дочь Марья 10 лет

4. Погост Кстининской а на том погосте дворы

Во дворе дьякон Андрей Васильев сын Сычюгов 25 лет у него жена Ефимья Артемьева дочь 25 лет у них дочь Катерина полугоду у негож мать вдова Анна Иванова дочь 60 лет да брат родной Иван 45 лет

5. На Кстининском погосте

Во дворе старых полков салдат Устин Леонтьев сын Малово 56 лет у него жена ... (л.353) … у него ж подворник Иван Васильев сын Сычюгов т[ритцати] лет у него жена Авдотья Андреева дочь 30 лет у них дети Максим 4 лет Авдотья ж 4-х лет

6. Деревня что был двор Кстининского попа Перфилья Сычюгова

Во дворе нищей Малафей Иванов сын Сычюгов 60 лет у него у него жена Агрипина Григорьева дочь 30 лет у них сын Федор 2 лет у него брат родной Роман 35 лет у него жена Пелагия Григорьева дочь 30 лет у них сын Дементей полугоду

7. Деревня что было займище Петра Сычюгова над рекою Клиповскою

В соседнем уезде фамилия упоминается 1 раз [6], «во дворе живет Сергей Сычюгов». Данная запись не является информативной.

На современной карте эти населенные пункты выглядят так:

 1_kirov

Рисунок 1. Современные окрестности г.Кирова.

Главное наблюдение: основная масса Сычюговых переписи 1710 года – духовенство.

1. Как видим, имеется целый «куст» Сычюговых того же сословия, от попа до пономаря Быстрицкого погоста.

Дьякон Степан Иванович (52 года). Видимо его сын, пономарь Филипп (35 лет). Лука Иванович (62 года). Живет во дворе Филиппа, и судя по отчеству – его дядя. Кроме того, детей у него не указано, а отчеств таких нет, возможно Лука был бездетным и двор первоначально был его. Поп Симон Трофимович (32 года) – уже следующее поколение.

Степан и Лука наверняка братья, Симон, возможно, племянник, тогда был еще Трофим Иванович.

Возможно и являются родственниками Перфилию, но не самыми близкими, т.к. отчество старших – Ивановичи и являются ровесниками Ивану Перфильеву, а значит не ближе Племянник/Внук.

2. Камешница – Михаил и Сергей Григорьевичи 27 и 35 лет. Скорее всего, недавно поселились или осиротели. Да и поколение уже следующее. Для поиска Перфилия так же мало что проясняет.

3. Погост Кстининский.

Для наших целей наиболее информативные записи.

Два брата, Андрей, 25 лет и Иван, 45 лет Васильевичи и их мать – Анна Ивановна, 60лет.

Иван Васильевич, 30 лет. Почему-то выделен отдельно, хотя тот же кстининский погост. Возможно брат Андрею и Ивану, совпадение имен братьев было не редкостью в многодетных семьях.

Братья Малафей, 60 лет, и Роман, 35 лет Ивановичи. Место жительства – видимо где-то неподалеку от Кстинино.

Родственники все перечисленные люди или однофамильцы на данном этапе совершенно непонятно. Однако здесь появляется важные географические привязки «Деревня что был двор Кстининского попа Перфилья Сычюгова» и «займище Петра Сычюгова над рекою Клиповскою».

Из этих записей следует сразу несколько выводов:

1. При Кстинской церкви был поп Перфилий Сычюгов.

2. Никому из перечисленных Сычюговых он не приходится отцом (нет такого отчества), возможно дед или однофамилец/дальний родственник.

3. Ранее фамилия в данной местности была достаточно знаковой, т.к. географические объекты привязаны к уже умершим людям (Перфилий и Петр).

4. Годы социальной активности Перфилия приходятся на середину-конец 17 века, т.к. к 1710 память о нем еще жива у местных жителей, а сыновей нет. Это может быть доводом к версии, что Иван Перфильев, которому в 1710 году 60 лет – сын Кстининского попа Перфилия.

Ивану по какой-то причине не удалось наследовать приход отца, кроме того, что-то вынудило его искать счастья на чужбине. Причины могут быть разными: младший сын в большой семье, не смог выучиться, проиграл в конкурентной борьбе [7], Перфилий или Иван чем-то провинился и др.

Похожее географическое название в окрестностях Кстинино удалось найти только на карте Стрельбицкого 1870 года [8]. Является ли данный населенный пункт деревней, в которой был двор попа Перфилия – непонятно (160 лет прошло).

 2_sych

Рисунок 2. Населенный пункт на карте 1870г.

Из истории Кстининской церкви

Название села принято связывать либо с переселением из Вологодской деревни Кстинино (найти не удалось), либо со словом крестить. Наличие рядом речки Иордан вторую версию делает более вероятной. Первое упоминание о церкви – 1615 год, Архангельский погост [9]. В 1629 году на погосте имеется шесть церковных дворов, два из которых – попов Елеуферия Денисова и Петра Васильева. К концу 17 века в приходе было около 300 дворов и 2000 жителей, имелось три деревянных церкви [10]. В 1680 году архиепископ Иона дал храмоздатную грамоту на построение каменной церкви (при нем на Вятке появилось более 20 каменных храмов). К 1693 году храм был построен.

Раскол на Вятке

Архиерей Александр Вятский (епархией управляет 1657-1674, фактически – с 1669г.) был вынужден приносить покаяние на соборе 1666 года. Не препятствовал раскольникам, для него Вятская епархия – место почетной ссылки. После Александра, главой становится Иона, который производит впечатление достаточно властного и решительного человека. Прибыв в 1674 году в рассадник старообрядчества, начинает активную с ним борьбу, активное строительство. В Хлынове было сожжение в срубе 14 старообрядцев в 1675г. [11].

Из других значимых событий рассматриваемого периода стоит упомянуть Хлыновскую моровую язву (1657год) и восстание Степана Разина.

Таким образом, на жизнь Перфилия и Ивана Перфильевича приходится как минимум два крупных церковных события: раскол (Перфилию около 30 лет) и начало строительства храма (Ивану около 30 лет). Одно из этих событий вполне могло послужить причиной переселения. Кроме того, смена сословия (Сыновья Ивана Перфильевича – крестьяне) и большое количество раскольников среди Шадринских Сычуговых, может дополнительно свидетельствовать о версии раскола.

В переписной книге Хлыновского уезда за 1629 год фамилия такая не значится [12]. Это примерно время рождения или детства Перфилия (даже если Иван – один из первых детей). То есть, если Перфилий не переселенец, то в документе должен быть перечислен его отец или дед. В это время подати считались со двора, поэтому в переписной книге дети как правило не упоминались. Так в документе есть 4 Перфилия, но все они взрослые, главы семей. Еще из данного источника интересен разве что Сенка Югов, Нефедко Югов, оба Березовского стану (см. этимологию).

Из допетровских времен на Вятке пока имеется только одно упоминание в записной книге крепостей по городу Хлынову 7194 (1685-86) года [13] «Иван Федоров сын Попов по прозвищу Сычюгов». Возможно он является отцом Кстининским Малафею (в 1685 – 35лет) и Роману (10 лет), возможно отцом Быстрицким Луке (37лет), Степану (27 лет) и Трофиму, возможно как-то по другому с ними связан, сказать невозможно. Судя по отчеству, Ивану Перфильеву (35 лет) предком являться не может. Фраза «по прозвищу Сычюгов» может свидетельствовать о времени образования фамилии. И еще один вывод – в середине 17 века в Хлынове был поп Федор, возможно с прозвищем Сычюгов.

Вывод. Гипотеза, о том что родоначальник шадринских Сычуговых – Иван Перфильевич является сыном кстинского попа Перфилия на данный момент может считаться обоснованной, но не доказанной.

Автор статьи – Сергей Сычугов (Екатеринбург).

 

Примечания

[1] Безместный поп – поп без прихода.

[2] Первоначально не несущий государевых повинностей безземельный. Бобыли живущие в собственном дворе по указу о подворном обложении 1679г. приравнены в податном отношении к крестьянам.

[3] Переписная книга Тобольского уезда переписи царского стольника Льва Поскочина

[4] ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА 1710 ГОДА ГОРОДА ХЛЫНОВА И ВЯТСКОГО УЕЗДА ПЕРЕПИСИ СТОЛЬНИКА СТЕПАНА ДАНИЛОВИЧА ТРАХОНИОТОВА. (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1098. Ч. I: лл.1-668; ч. II: лл. 669-1340) http://census1710.narod.ru/perepis/1209_1_1098.htm

[5] Рассматриваемое время – господство сословных порядков. Духовенство (белое) такое же сословие как и все. Поэтому поп передавал свой приход либо сыну, либо зятю. Существовали даже специальные списки невест, жених которых наследовал приход.

[6] Переписная книга 1710 года Вятского пригорода Орлова и уезда переписи стольника Степана Даниловича Траханиотова (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1034. Л.5-115об.)

[7] Священника в приход выбирала община и рукополагал архиерей

[8] https://rodnaya-vyatka.ru/strelbickiy-original

[9] Дозорная книга князя Звенигородского. В Березовском стане на Кстинине

[10] http://isupov69.ru/sites/default/files/family/region/Kstinino.html

[11] Шашков А.Т. документ 1675г.

[12] Переписная книга Хлыновского уезда 1629г.

[13] РГАДА. Ф.615. Оп.1. Д.2141 л.254.

 



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites