(Из книги Александры Васильевой "Курган. Так было". Опубликовано на сайте "Курганген" с согласия автора).
В первой половине ХIХ века население Кургана стало медленно увеличиваться, появились учителя в уездном училище, лекари, ссыльные поляки и декабристы, вырос штат Земского, а потом и Окружного судов. Стали выписывать газеты и журналы, следить за жизнью страны как политической, экономической, так и культурной. Образованная часть горожан уже не хотела довольствоваться балаганными представлениями во время ярмарок, а жаждала настоящего театра. Первые образцы салонного искусства были представлены в гостиной декабриста Михаила Михайловича Нарышкина, жена которого Елизавета Петровна была необыкновенно музыкальна.
Елизавета Петровна Нарышкина
В их доме собирались друзья-декабристы, поляки, учителя, местные чиновники. Михаил Михайлович часто усаживался за рояль, чтобы аккомпанировать своей жене. Она превосходно исполняла арии из опер Россини, «Мессу» Бетховена, итальянские народные песни. Елизавета Петровна к тому же была прекрасной пианисткой и чтобы порадовать своих гостей – ссыльных поляков, играла их национальные песни и гимны. В минуты веселья звучали мазурки. После отъезда Нарышкиных из Кургана эстафета музыкальных вечеров перешла к декабристу Петру Николаевичу Свистунову. Он устраивал квартеты с курганской молодежью, в которых сам играл на виолончели.
Для организации постоянного театра в Кургане не было помещения и финансов. Даже поставив спектакль своими силами, курганцы не могли найти сцены. Смотритель уездного училища Тимофей Корнильевич Каренгин писал 11 февраля 1844г. Директору Тобольских училищ, что четвертого и пятого февраля в зале курганского уездного училища был устроен театр, в который имели вход одни только благородные лица. Каренгин просил разрешения устроить следующее представление на пасхальной неделе, за которое Курганское общество обещало сделать пожертвование в пользу училища, но из Тобольска пришел отказ. Тем не менее, самодеятельные постановки пьес продолжались, и спектакли показывали в качестве праздничного развлечения или благотворительной акции. Благотворительные спектакли давались обычно в пользу учебных заведений, детского убежища, бедных студентов, богадельни, голодающих крестьян. Особенную активность в театральном деле проявляли курганские дамы, хотя и мужчины принимали участие в постановках с не меньшим удовольствием. В декабре 1873г. был дан спектакль в пользу женской прогимназии, который принес 80 рублей чистого дохода. Интересен состав участников этой благотворительной акции: жена окружного врача М.Л.Ольгиятти, жена акцизного надзирателя А.Ф.Панина, ученицы прогимназии А.Л.Дмитриева, Е.И.Плотникова, А.Д.Основина, учителя М.Ф.Глуховцев, Н.В.Михайлов, П.П.Фоняков, помощник акцизного надзирателя Д.И.Панин, чиновники полицейского управления И.С.Шалабанов, Н.В.Попов, бухгалтера А.Т.Кириленко и И.Т. Кропанин.
Самодеятельная театральная жизнь особенно оживилась с появлением в Кургане в 1890-е годы Сергея Валериановича Карновича, чиновника по крестьянским делам. Он не только играл в спектаклях, но с успехом занимался их постановкой. Весной 1893г. губернская газета опубликовала корреспонденцию из Кургана от 5 мая: «Не так давно у нас состоялся спектакль, устроительницею которого была О.П.Филинова, а режиссировал по обыкновению С.В.Карнович. Шли «Блестящая партия» - драма Дьяченко и «Картина с натуры» - сценка Турбина. Обе пьесы прошли с полным ансамблем. Декорации были прекрасны и свидетельствовали об особых… заботах устроителя. От души желаем, чтобы такие спектакли повторялись у нас чаще».
Постепенно сложился устойчивый коллектив, который назывался «Любители драматического искусства». Режиссерами были сами любители. Несколько спектаклей поставил Михаил Фомич Врачинский, железнодорожный фельдшер, уважаемый в городе не меньше иных врачей. В 1909 году он режиссировал «Женитьбу» Гоголя, где сам играл роль экзекутора Яичницы.
Михаил Фомич Врачинский
Репертуар этого общества был очень разнообразный. Кроме пьесы Гоголя был поставлен «Медведь» Чехова, «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского, «На дне» Горького и одновременно играли веселые комедии ныне забытых или совершенно неизвестных авторов: «Кто в лес, кто по дрова», «Мачеха», «Безработные», «По горячим следам» и пр. На афишах обязательно указывалось, что спектакль идет с разрешения начальства, и нередко можно было прочитать: «Сбор поступает на усиление средств Союза служащих Городского общественного управления» или «Чистый сбор поступает в пользу Сибирских высших женских курсов в городе Томске». В 1914 году со спектаклей, которые шли в помещении Вольно-пожарного общества, 10 % сбора отчислялось на оборудование санитарного поезда имени Российских вольно-пожарных обществ. С любительских спектаклей, шедших на других подмостках, иногда половина сбора поступала в пользу Красного креста или в пользу раненых и их семейств.
Программки любительских спектаклей
Кроме коллектива «Любителей драматического искусства», заметную роль в культурной жизни города играло Общество взаимопомощи приказчиков, при котором был организован хор под руководством Ю. Ю. Чижевского, оркестр мандолин под управлением члена Общества В. Толчинского и драматический кружок. Давались отдельные концерты этого хора. 17 февраля 1913 года в помещении Биржи состоялся концерт хора в пользу детей-подкидышей Николаевского детского убежища. Исполнялись народные песни – русские, малорусские и белорусские. Хор состоял из 56 мальчиков. Представления Общества приказчиков, как его коротко именовали, обычно состояли из двух отделений. В первом ставилась одноактная пьеса, во втором отделении пел хор и выступали музыканты. Проводились вечера, посвященные русским литераторам, наиболее удачным был вечер, посвященный памяти М.Ю. Лермонтова. Его пришлось провести дважды: в залах Первого Общественного собрания и Вольно-пожарного общества. Вечер состоял из трех отделений: в первом был небольшой доклад о биографии поэта и характеристика его творчества, декламировались «На смерть поэта» и «Демон и Тамара»; во втором отделении доклад «Лермонтов и война». Артисты читали «Отчизну», «Валерик» и «Песню о купце Калашникове». Третье отделение полностью состояло из декламации стихов. Общество приказчиков имело только летнюю сцену в загородной роще, так что зимой они вынуждены были выступать в Дамском обществе, в здании Биржи, в Общественном собрании и на других площадках.
О вкусах публики можно судить по газетным рецензиям. Так, «Курганский вестник» 16 апреля 1914 года писал: «Устроенный обществом приказчиков 13 апреля в Дамском обществе спектакль прошел очень удачно – публики, главным образом, торговых служащих было очень много. Удачно была выбрана пьеса «Песнь горя». Бедная швея влюблена в видного чиновника-ловеласа, который вскоре ее бросает. Для швеи наступают тяжелые дни голода и унижений, она на краю самоубийства, но для спасения ребенка идет на содержание к купцу, но унижений стерпеть не может и кончает самоубийством. Пьеса была разыграна дружно, любители очень удачно исполнили свои роли. Вечер прошел оживленно и непринужденно».
Кроме общества приказчиков свои любительские труппы были у Союза сибирских маслодельных артелей и у железнодорожных служащих. Последние давали свои спектакли в здании технических классов у вокзала. Это были «Дорога в ад» Кадельбурга и «Герои синематографа» Пальмского. Дамское общество устраивало детские спектакли, где исполнителями тоже были дети. На представление собиралось до пятисот человек, в маленьком зале детям не хватало мест, и они стояли вдоль стен и в проходах. Большим успехом в Кургане пользовалась местная капелла под управлением Василия Платоновича Орловского. Это был регент курганских церковных хоров, выходец из Херсона. Имел хороший бас, мог голосом с нескольких метров потушить горящую свечу. Василий Платонович родился в семье священника, с детства пел в церковном хоре и был отправлен церковной общиной на обучение музыке. В Кургане у него было несколько хоров: из учеников уездного и приходских училищ, мужской хор и смешанный. Взрослые хоры часто выступали с концертами, некоторые хористы имели прекрасные голоса.
Капелла под управлением Василия Платоновича Орловского
Чтобы эти таланты не пропадали, в городе после 1910-го года было создано музыкально-драматическое общество. Это общество решило устроить вечер в память 100-летия Т.Г. Шевченко. 25 февраля 1914 года предполагалось прочесть доклад о Шевченко и устроить прения по докладу, но полицейскими властями вечер был ограничен только декламацией стихов, да хор исполнил несколько вокальных номеров со словами из произведений Шевченко. Видимо, власти вспомнили, как в 1910 году, буквально через неделю после смерти Л.Н. Толстого в городском театре была поставлена инсценировка романа «Анна Каренина». Перед поднятием занавеса одним из зрителей было предложено почтить память великого писателя вставанием, и переполненный зал поднялся как один человек.
Профессиональные театральные коллективы стали появляться в Кургане в середине XIX века. 1 февраля 1855 года приезжая труппа дала представление в пользу увечных и раненых. Сбор составил 30 рублей серебром. Когда приезжали гастролеры, провинциальные неизбалованные зрители принимали их с восторгом. Общество делилось на группы поклонников, каждая из которых старалась подбодрить своего любимца. Когда актеры устраивали бенефисы, поклонники по подписным листам собирали деньги на подарки. В июле 1895 года в бенефис актрисы Ланской шла комедия «Блуждающие огни», водевиль «Женщины-арестанты» и живая картина «Ангел-хранитель». Бенефициантке поднесли от публики букет цветов, перевязанный роскошной лентой, в центре которого была помещена сторублевая кредитка. Все гастроли заезжих трупп проходили только в летний период, потому что здание театра, стоящее в саду Общественного собрания, было легкое, неотапливаемое.
Общественное собрание с пристроем для спектаклей
В связи с выставкой, проходящей в 1895 году на территории сада Общественного собрания, помещение театра было использовано под экспозицию, а взамен на частные средства было возведено временное здание. На период выставки была приглашена труппа под управлением С.В. Северской. В репертуаре были комедии, водевили, драма: «Любовь и предрассудок», «Не узнавши броду, не суйся в воду», «Степной богатырь», «Наши обыватели в Москве на выставке», «Цепи», «Письма в лицах». В сентябре во временном театре уже гулял холодный ветер. Чтобы иметь возможность приглашать театральные коллективы на зимний период, в 1914г. сделали пристрой к зданию Общественного собрания и оборудовали сцену.
Общественное собрание, своеобразный клуб, возникло в Кургане в 1875 году. Первые два параграфа его Устава гласили, что цель собрания – доставить своим членам и их семействам возможность проводить свободное время «с удобством, приятностью и пользою». Для своих гостей Общественное собрание могло устраивать балы, маскарады, танцы, музыкальные и литературные вечера, театральные представления. Кроме того, для членов клуба выписывались газеты, журналы и другие периодические издания, приглашались специалисты по разным наукам для чтения лекций. Особенно много читалось лекций по литературе. В октябре 1912 года был приглашен лектор В.А. Носсе, который прочел две лекции: «Брак, семья и школа» и «Тайны человеческой души в творчестве Ф.М. Достоевского». Публика была в восторге и потребовала от лектора вторичного приезда. В июле 1913 года он прочел уже три лекции: «Любовь в учении, произведениях и жизни Л.Н. Толстого», «Русская жизнь в произведениях А.П. Чехова» и «Прошлое, настоящее и будущее кооперативного движения». Иногда лекции были похожи на спектакли. Преподаватель тюменского коммерческого училища Н.Н. Шапошников провел в Общественном собрании три сценическо-литературных лекции. Особый успех выпал на тему «Шекспир и его произведение «Король Лир». Публики было 300 человек. Лектор интонациями своего голоса создавал полную иллюзию видимости живых людей на сцене, за что получил громкие восторженные аплодисменты.
Приезжал с лекцией бывший товарищ председателя I Государственной думы, профессор Харьковского университета Н.А. Гредескул. Он рассказывал о роли интеллигенции в общественной жизни. Приглашали шлиссельбуржского узника Николая Александровича Морозова, который ездил по России с лекцией о радии и его применении в медицине и технике. Приезд не состоялся, Морозов слег с воспалением легких. Лекции читались и в других залах. Курганский доктор А.С. Шапиро в Дамском попечительном обществе выступил с лекцией «Н.И. Пирогов». Чистый сбор был отправлен Пироговскому медицинскому дому при Пироговском обществе врачей в Москве.
Но все-таки основным развлечением был театр. В 1910 году на зимних гастролях в Кургане была труппа М.П. Павловской, артисты которой 21 февраля отслужили в Богородице-Рождественском соборе панихиду по Вере Федоровне Комиссаржевской, великой русской актрисе, умершей 10 февраля 1910 года от черной оспы в Ташкенте, во время гастрольной поездки. На панихиду были приглашены все, кому была дорога память об артистке. Репертуар труппы, как у всех гастролеров, был на любой вкус. Был у них оригинальный фарс, изображающий массу политических положений, вызывающий неудержимый смех. В Кургане он шел под названием «Курганская фурия», а в Челябинске – «Челябинская фурия» и т.д. Два предыдущих сезона в Кургане работала труппа Л.П. Свирского с репертуаром из произведений русских классиков и со всеми выдающимися новинками. В 1912 году в Курган приехал знаменитый Мамонт Дальский с пьесой «Отец», которая прошла с огромным успехом при переполненном зале. Газета «Юг Тобола» писала: «Артисты дали образчик подлинного искусства. Игра Дальского – верх совершенства. Артист буквально приковывает к себе зрителя, настолько захватывает, что даже при паузах, длящихся иногда с минуту, в зале было слышно, как летает муха». Охотно посещали курганцы и оперные спектакли. Бывала в Кургане передвижная опера, в составе которой был хор и двенадцать солистов, иногда для маленьких партий гастролеры привлекали певцов из хора В.П. Орловского. Особым успехом пользовалась труппа украинских артистов, которые показывали оперы, оперетты и водевили. В их репертуаре были «Наталка-полтавка» - Лысенко, «Запорожец за Дунаем» - Гулак-Артемовского, «Дай сердцу волю, заведет в неволю» - Крашевницкого, «Ой не ходи Грицу та на вечерницу» - Старицкого и др. При переезде из Кургана в Челябинск труппа останавливалась в Щучье, где дала два спектакля.
Зал Общественного собрания имел сто девяносто мест. Поэтому гастролеры и курганские «Любители драматического искусства» часто выступали на сценической площадке Вольно-пожарного общества с залом на 220 мест. Зал Дамского попечительного о бедных общества вмещал 165 человек. Летний деревянный театр в саду Общественного собрания на 230 мест с весны до осени никогда не пустовал.
Афиша театра курганского Общественного собрания
История Шадринского театра начиналась с любительских спектаклей в доме городничего Степового. Видимо, здесь же давали представления заезжие гастролеры. Настоящий же театр устроил на территории Иваново-Крестовской ярмарки популярный тогда на Урале Спиридон Гаврилович Бабаш-Королев. Около 1876 года он выстроил деревянное здание театра и даже выпускались специальные афиши. Благодаря одной из них известно, что 29 ноября 1898 года шел спектакль «На Земской Ниве». Это уже было в Шадринске. У купеческой вдовы Ольги Алексеевны Ушаковой был большой сад, в котором стояло здание театра – вместительный одноэтажный каменный дом. В этом театре и ставили свои спектакли Бабаш-Королев, когда ярмарка не работала. В газете «Екатеринбургская неделя» была опубликована в 1882 году корреспонденция из Шадринска о любительских спектаклях, дававшихся в доме аптекаря Кондратия Шорнинга, в которых принимал участие сосланный в Шадринск за политические выступления петербургский адвокат, автор одного из революционных вариантов «Дубинушки» Александр Александрович Ольхин. По его совету дочь аптекаря Элеонора стала профессиональной актрисой. В любительских спектаклях участвовали учителя и другие представители местной интеллигенции. Шадринцы могли смотреть в постановке любительских и профессиональных трупп «Ревизора» - Гоголя, «Пармскую обитель» - Стендаля, «Светит, да не греет» - Островского, «Бориса Годунова» - Пушкина и множество всяких водевилей и фарсов.
В 1895 году Обществом попечительства о народной трезвости, возникшим в Шадринске согласно Уставу от 24 декабря 1894 года, был открыт постоянный театр. Это была труппа, где играли любители и профессионалы в течение всего сезона. По ходатайству Общественная городская дума в 1898 году уступила под театр заброшенное здание на берегу Исети, некогда принадлежавшее купцу Фетисову. К этому времени здание сильно обветшало, промерзало, зрители зимой сидели в пальто. Зал вмещал 400 человек. В партере стояли 25 крашеных скамеек, на галерке было 100 мест. Сцена была шесть метров в ширину и пять в глубину. Наибольший успех у публики имели постановки пьес А. Островского. В Шадринске был еще один зал, в котором время от времени проходили спектакли. Зал находился в здании земского управления, в 1887 году шадринской управой было принято решение «предоставить право отдачи зала… с определенным взносом за каждый вечер в пользу учеников земских школ или других благотворительных целей».
В 1905 году в Шадринске возникло Общество взаимопомощи приказчиков, при котором организовался драматический кружок с участием учителей и одного врача – Любимого. В 1909 году Общество стало строить собственное здание, которое служило бы клубом, имело бы библиотеку, большой зал для представлений, буфет и т.д. К 1913 году строительство было закончено. Год этот оказался урожайным на гастролеров. Наибольшее впечатление произвела труппа петербургских артистов во главе с Григорием Григорьевичем Ге, артистом и драматургом. Эта труппа гастролировала в феврале 1910 года в Кургане, имела успех и в 1913 году повторила свои гастроли. Из Кургана они переехали в Шадринск. Гвоздем репертуара была пьеса Г. Ге «Казнь». М.В. Здобнов, выступавший как театральный критик под псевдонимом Коляко, так отзывался об этой труппе: «это были настоящие артисты, каких Шадринску приходилось видеть чуть ли не впервые». В Кургане эта пьеса привлекла громадное количество публики. Зал Общественного собрания не мог вместить всех желающих, и многим пришлось стоять у дверей. Вероятно, подобный успех был и в Шадринске. Выделялся своей игрой Ге. Следующие гастролеры того же года – труппа Осипа Комиссаржевского. М. Здобнов выразил общее неудовольствие, написав в местной газете «Исеть»: «в этой труппе любовников играют какие-то бумажные подергунчики, героинь – семипудовые особы…». Из гастролеров можно вспомнить антрепренера П.П. Кручинина, который был в Шадринске в апреле 1911 года, когда театр еще ютился в наемном помещении. Его труппа показывала «Кин, или Гений и беспутство» - А. Дюма. Зимой 1912 года руководители Общества приказчиков пригласили в город постоянную труппу с режиссером А.А. Светловым-Канунниковым. Его женой была Элеонора Кондратьевна Шорнинг, которая талантливо играла в постановках своего мужа. Репертуар составляли, в основном, пьесы Чехова, Толстого, Островского. Постепенно сложилась постоянная труппа шадринского театра. Режиссеры, они же актеры, старались придерживаться классического репертуара. На первых порах актеры плохо знали свою роль, делали отступления от авторского текста, импровизировали. Музыкальные спектакли сопровождались игрой оркестра, который содержался на средства городского общества. Кроме того, в Кургане и Шадринске существовали духовые оркестры при Вольно-пожарных обществах. Капельмейстеры получали 600 рублей в год, музыканты – 300 рублей. Духовые оркестры играли на танцевальных вечерах, которые часто устраивались после спектаклей, на балах, за особую плату оркестры играли на вечерах разных организаций и частных лиц, на катках, в кинотеатрах, а также сопровождая до вокзала призванных на военную службу новобранцев.
Духовой оркестр Вольно-пожарного общества
Особенно часто заказывали духовой оркестр Общество приказчиков, как в Кургане, так и в Шадринске. В 1914 году член шадринского Вольно-пожарного общества П.С. Емельянов пожертвовал своему оркестру флейту, трубу и кларнет.
В Кургане и Шадринске гастролировали оперные певцы и музыканты-инструменталисты. В Шадринск приезжала известная на Урале оперная певица Д.В. Соболева и начинающий талантливый певец Б.Д. Хохлов, в 1914 году здесь выступала капелла В.Г. Завадского. В Кургане гастролировал слепой скрипач М.Г. Карасик, по одному концерту в Кургане и Шадринске в январе 1913 года дал очень известный в то время скрипач К.М. Думчев, в феврале того же года состоялся один концерт известного пианиста-композитора, ученика А.К. Глазунова, лауреата и свободного художника Санкт-Петербургской консерватории Я.П. Волынского, автора опер «Одуванчики» и «Зимние сны». Он же писал музыкальные иллюстрации к пьесам Г.Г. Ге. В Кургане, кроме своих пьес, он играл Баха, Шумана, Шопена, Листа, Чайковского.
Лето 1914 года было отмечено для Кургана приездом артистов санкт-петербургских театров: М.Г. Петровской (сопрано), Н.А. Жукова (бас) и Андрея Кежемского (тенор). Жуков и Петровская в 1912 году весь летний сезон с успехом выступали в Париже, в театре Сары Бернар.
Можно сказать, что театрально-концертная жизнь Кургана и Шадринска в начале ХХ века была довольно насыщенной и разнообразной. Стремление к театральным представлениям стало активно проявляться в начале ХХ века и на селе. Поскольку в деревнях не было просторных помещений, которые могли бы служить зрительным залом, стали использовать здания сельских Вольно-пожарных дружин. Но для этого надо было получить разрешение. Уездный исправник М.В. Иконников и страховой агент 3 участка Курганского округа А.И. Клюгер 4 мая 1911 года осматривали здание макушинской Вольно-пожарной дружины, в котором местными любителями ставились спектакли и устраивались народные увеселения. В акте осмотра указали, что «здание деревянное, может вместить до 200 человек, считая партер и галерею. Здание для постановки спектаклей и прочих увеселений вполне приспособлено, нужно считать безопасным и в пожарном отношении…».
В начале ХХ века у театров Кургана и Шадринска появился конкурент. Это был цирк. В Кургане здание цирка было выстроено в 1907 году на углу Троицкой улицы и Думского переулка (ныне Куйбышева – Комсомольская). Цирк был круглый в плане, в зале было шесть рядов на 460 мест, поднимающихся амфитеатром. Между секторами рядов было четыре прохода, один из них артистический. В зале было два балкона: один для артистических уборных, на другом разместился обширный буфет.
Курганский цирк (угол современных улиц Куйбышева и Комсомольской), 1907 год.
Возможно, цирк был выстроен как временное сооружение И.П. Сайковским, содержателем и директором цирковой труппы, которая гастролировала в Кургане в конце 1907 – начале 1908 годов. Цирк Сайковского имел обширную программу. Представление давали в трех отделениях, с 15-минутными антрактами для посещения буфета. Номера были самые разнообразные: японская пирамида на стульях, полет через арену цирка под названием «Чертов мост», вольтижировка на неоседланной лошади, жонглирование. Был номер, который назывался «Морской спорт двух английских офицеров, исполняющих акробатические упражнения на палубе корабля» в исполнении братьев Амор. Половина труппы имела иностранные имена – Фреди, мадмуазель Антуанетта, мадмуазель Александри, Мардали, Васильямс. В труппе был кордебалет, который исполнял гардат, русские танцы «в роскошных боярских костюмах». Как обычно, гвоздем программы была французская и русско-швейцарская борьба. В программках цирка, которые раздавались зрителям, делалось несколько объявлений или предупреждения: дирекция просит почтеннейшую публику не занимать чужие места; курить в здании цирка кроме буфета воспрещается; в случае дерзкого обращения служащих цирка с публикой обращаться в администрацию цирка.
Программка цирка И.П. Сайковского
В Шадринске в 1908 году было выстроено временное дощатое здание цирка на Покровской площади (называлась так же Хлебной или Базарной). Здание взял в аренду известный шадринский торговец лесом Иван Сидорович Быков, который и приглашал на гастроли разные труппы. Первым приехал цирк А.Г. Коромыслова, в апреле перебравшийся в Тобольск и гастролировавший там до начала 1909 года. В тот же год Коромыслов купил цирк в Кургане и работал там целый год. Об этом коллективе газета писала: «Цирк Коромыслова стягивает большое количество зрителей. Виной этому относительно хороший состав цирка. Лучше всего поставлен отдел партерной гимнастики, турник и комический элемент. Необычайно легко и чисто работают братья Ластини, несколько тяжелее, но все же достаточно хорошо г. Зубрицкий, очень недурной комик в движениях г. Васфилов и в особенности хорош г. Коромыслов. Последний в пантомиме уморил публику со смеху. Забавен дрессированный верблюд. Дрессированные верблюды большая редкость. Хорошо то, что отсутствуют ломающиеся и изгибающиеся дети и летающие под куполом дамы, что бьет по нервам…». Из этой рецензии видна вся программа цирка Коромыслова.
Как только сборы стали падать, цирк должен был переехать в другой город, но оставалось само здание цирка. А.Г. Коромыслов предложил городской думе приобрести его, чтобы была возможность приглашать другие цирковые труппы. На двух февральских заседаниях 1910 года дума постановила приобрести цирк за 1500 рублей. Директором цирка был назначен И.Г. Бондаренко. Он сделал упор на французскую борьбу, и самый вместительный зал города чаще всего был забит до отказа. Борцы скрывались под псевдонимами Черная Маска, Красная Маска, кто-то выступал под своим именем. Все они были курганцами, и лишь иногда приглашался борец, известный по всей России. Каждый год в курганский цирк приезжала новая труппа гастролеров. Привозили самые разнообразные номера: балет, жонглирование, музыкальных эксцентриков, которые исполняли классические арии на самодельных инструментах, акробатов, детей-наездников. Директор цирка Коромыслов сам выступал с каждой приезжей труппой в роли комика-сатирика на злобу дня. Кроме того, он занимался дрессировкой собак, которые проделывали забавные трюки, вызывающие хохот публики.
Часто в цирке шли спектакли. В 1910 году в Курган приезжал знаменитый актер П.П. Гайдебуров с труппой (художественно-передвижной театр) и ставил в Общественном собрании «Антигону» Софокла. На его спектакль пришло 30 человек. В тот же вечер в цирке давали пошленькую пьесу «Шантеклер» и вся курганская публика пришла ее смотреть. Сбор Гайдебурова составил 40 рублей, а в цирке более 700 рублей, поскольку в первый вечер на «Шантеклер» не могли попасть все желающие, то на завтра спектакль повторили и собрали еще 300 рублей. Через год в курганском цирке выступал известный дрессировщик Анатолий Дуров со своими питомцами. Рафаил Адельгейм, популярный артист, в 1911 году ставил в цирке «Разбойников» - Шиллера. Но серьезные спектакли утомляли публику, и ее было так мало в огромном здании, что она была незаметна. Здесь давал концерт Кара Георгиевич со своей капеллой и имел успех.
Комитетом попечительства о народной трезвости 30 декабря 1913 года в цирке был устроен вечер трезвенников. Вход был бесплатный. Собралось до 850 человек, которые мужественно просидели до конца в неотапливаемом помещении. Был прочитан доклад о вреде пьянства, самодеятельный артист Збруев прочитал «Богатыря» А. Толстого, хор Троицкой церкви под управлением В. Орловского исполнил «Буря мглою небо кроет», «Белеет парус одинокий», «Стрекоза и муравей». Выступление хора было гвоздем программы. Напоследок выступили цирковые артисты. Временное помещение цирка зимой промерзало, и в 1916 году начали устройство отопительной системы. В это время Бондаренко уступил место директора Доре Спампани, которая быстро покинула город. Цирк в Кургане в 1917 году получил экзотическое имя – «Кадырга-Лам». Возможно, по сценическому псевдониму какого-нибудь циркового артиста, сделавшегося директором. В неспокойные революционные годы здесь проходили митинги, общественные собрания, потом шел вечер французской борьбы, ненадолго заезжала какая-нибудь труппа и опять митинги. В 1918 году публика рвалась в цирк посмотреть волжского богатыря Ивана Заикина. У него был рискованный номер: Заикин ложился на арену и его медленно переезжал автомобиль. Однажды артист был сильно помят этим автомобилем и несколько дней не выступал. Прощальный бенефис Ивана Заикина в курганском цирке состоялся 20 декабря 1918 года (н.с. 02.01.1919).
Иван Михайлович Заикин
Он исполнял игровой номер «Клич Стеньки Разина Поволжью» и дрался на ринге за премию в 500 рублей. В 1919 году здание цирка было реквизировано для размещения войсковых частей, в ноябре 1920 года здесь выступал Михаил Михайлович Калинин, председатель ВЦИК, прибывший на станцию Курган с агитационно-инструкторским поездом имени Октябрьской революции. В 1926г. здание цирка разобрали. Подобная судьба постигла и шадринский цирк.
В начале ХХ века жители Кургана и Шадринска познакомились с чудесным изобретением братьев Люмьер – синематографом. В начале 1909 года прусский подданный Георгий Федорович Швензов обратился к курганскому купцу Василию Ивановичу Окладовикову с просьбой сдать ему в аренду свой дом под устройство электро-синема-театра. Получив согласие хозяина, Швензов заказал проект переустройства здания под синематограф со зрительным залом на 150 мест курганскому архитектору Николаю Александровичу Юшкову. Строительное отделение Тобольского губернского управления проект не утвердило, и Швензов решил делать синематограф в доме аптекаря Каликста Сигизмундовича Земянского по Гостинодворскому переулку (ныне улица Пичугина). 2 июля 1909 года разрешение из Тобольска было получено, и 15 сентября 1909 года состоялось открытие кинематографа «Модерн». Весной 1910 года Швензов попытался перенести его на открытую сцену театрального помещения в саду Общественного собрания, но отказался от этой затеи в связи с отъездом.
Программка кинематографа "Модерн"
К этому времени в Кургане уже существовал второй кинематограф, владельцем которого был Матвей Дмитриевич Селиванов, до этого проживавший в Бийске и Минусинске. В Кургане он арендовал дом купца Ивана Михеевича Малышева по Троицкому переулку (ныне ул. Ленина). Проект переустройства помещения под кинематограф также принадлежал Н.А. Юшкову. Проект был утвержден Строительным отделением 8 февраля 1910 года. Новый кинематограф, получившего название «Эхо», был готов к приему зрителей 16 июня 1910 года, имел зрительный зал на 250 мест, фойе на 75 человек. Какое-то время «Модерн» и «Эхо» существовали вместе и даже показывали одни и те же картины, например, «Похороны Толстого». В эти дни даже стояли очереди за билетами. Впечатление от просмотренного было настолько сильным, что на дальнейшую программу никто не оставался.
Через 2 года Селиванов закрывает «Эхо». Домовладелец И.М. Малышев решает в уже приспособленном помещении открыть свой электротеатр. В Строительное отделение 7 декабря 1912 года уходит прошение следующего содержания: «Представляя при сем проект перестройки помещения, в коем находился в течение более двух лет электро-театр «Эхо», имею честь покорнейше просить… разрешить мне вновь действия электро-театра под другим названием – «Лира», т.к. помещение в настоящее время особенно хорошо приспособлено. При этом считаю необходимым присовокупить, что электро-театр «Эхо» прекратил свои действия вследствие того, что владелец его Селиванов крайне небрежным и халатным отношением к делу совершенно уронил таковое так, что публика почти совсем перестала посещать «Эхо». Поэтому оставался единственный выход – закрыть театр, что Селиванов и сделал. Разрешение на открытие электротеатра «Лира» желательно было бы получить, по возможности в непродолжительном времени». Получив разрешение, Малышев провел ремонт, и в Новый год дал первый сеанс. Проработав два года, кинематограф «Лира» был закрыт для капитального ремонта, который длился несколько месяцев. После ремонта Малышев дал своему кинематографу новое имя – «Весь мир». Этот кинотеатр существовал еще какое-то время после Октябрьской революции. В июне 1918 года Малышев пожертвовал на нужды курганского добровольческого отряда 800 рублей, за что в 1919 году, с приходом красных, кинотеатр был конфискован. После ремонта в этом здании был открыт зимний театр под названием «Новый мир».
Переулок с кинематографом "Весь мир"
В августе 1911 года в городскую думу обратился мещанин Михаил Александрович Головизнин за разрешением на установку на своей усадьбе динамо-машины для кинематографа. В каменном флигеле он открывает кинематограф «Прогресс», который стал конкурентом «Эху», а потом «Лире». Малышев начал вести переговоры с местным фотографом Карташевым об открытии электрофотографии при кинематографе «Лира». Предполагалось установить аппарат для моментальных снимков, которые бы производились перед сеансами и во время антрактов. Но в дело вмешался Головизнин и предложил Карташеву более выгодные условия. В «Прогрессе» устраивались лекции, собрания, гастроли артистов.
«Курганский вестник» объявлял: «С 8 апреля 1914 года в кинематографе «Прогресс» гастроли Мэри Эрнальдо, знаменитой трансформаторши. Выступление после каждого сеанса». Головизнин в 1917 году продал кинотеатр Давиду Израилевичу Гетлихерману.
Бурные события 1917-1919 годов не позволили Гетлихерману долго владеть «Прогрессом». Сначала здание реквизировали под солдатскую казарму, а 29 декабря 1918 года городская дума разрешила начальнику военно-авиационной школы занять «Прогресс» под классы мотористов, в 1919 году там разместили лазарет. Гетлихерман попытался кинотеатр продать, но не успел. С установлением советской власти «Прогресс» был национализирован и передан политпросвету, который продолжал использовать его по назначению.
Здание в котором располагался кинотеатр "Прогресс" в настоящее время
В Шадринске кинематограф был открыт в 1910 году Никифором Дмитриевичем Штипенко в бывших амбарах Анны Дмитриевны Виноградовой. Скоро это здание было передано в аренду шадринскому Вольно-пожарному обществу. Поскольку здание имело печное отопление, то сеансы в нем продолжались зимой и летом. В ноябре 1910 года в Шадринске был открыт второй кинематограф по инициативе Общества взаимопомощи приказчиков в его собственном здании, где давались и театральные постановки. В полуподвальном этаже здания размещался локомобиль, вырабатывающий электричество, буфет, кухня, раздевалка, бильярд и подсобные помещения. На первом этаже – фойе, зрительный зал на 700 мест, артистические уборные и чайная. На втором этаже были устроены балкон, галерея для гулянья и раздевалки для благородной публики. Репертуар курганских и шадринских кинотеатров состоял из русских и заграничных мелодрам, о содержании которых можно было судить по их названиям: «Ужас задуманного», «Смятая роза», «Любовь и корона», «Дуэль соперниц», «Яд проклятия», «Алая и Белая роза», «Зарево мести», «В крови горит огонь желанья», «Величие души», «Кровавые замыслы», «Человек-зверь», «Где женщины, там обман».
5 января 1914 года курганский кинематограф «Лира» праздновал годовщину открытия. Показ фильмов начался в два часа дня и через каждые два часа – новый сеанс. Дамам бесплатно дарили цветы. Специально были заказаны картины «Роман русской балерины» и «Ночь соломенного вдовца» с участием знаменитого петербургского актера К.А. Варламова. Газета писала: «Появление на экране наших знаменитых артистов следует приветствовать, так как с ними знакомится широкая публика, знавшая их только по газетам и журналам». Шли картины познавательные («От Гельсингфорса до мыса Кулен»), исторические («Петр Великий», «Сим победиши» - драма из жизни Константина Великого). В январе 1914 года в Кургане и Шадринске шла картина фирмы Ханжонкова «Воцарение Дома Романовых». По заказу Министерства внутренних дел и с согласия Св. Синода режиссером А.А. Дворецким при участии докторов Канеля, Коровина, Вяземского и других была снята картина «Пьянство и его последствия», «в захватывающе интересной форме показывающая весь ужас, до которого доводит пьянство». Этот фильм прошел в Кургане и Шадринске в марте 1914 года.
О курганских кинотеатрах писал некто, скрывающийся под псевдонимом Невидимка: «На весь город есть у нас два учреждения, в которых еще можно убить время – это кинематографы, или по-кургански – «моргалки»… Зайдешь в эту самую «моргалку» - тут тебе и «нате – журнал» расскажет, где что делается на свете, и над драмой поплачешь, и над Прэнсом и Максом Линдером вдоволь посмеешься…».
Осенью 1913 года в селе Мокроусово в помещении Вольно-пожарного общества начата демонстрация картин. Инициатором было само Вольно-пожарное общество, приобретшее аппарат «Кок» с целью пополнения своих доходов. Сеансы давались довольно редко, что было связано с доставкой картин, но желающих их посмотреть было много. Еще раньше, в 1912 году, был устроен кинематограф в школе монтеров Переселенческого управления, находящийся при станции Петухово. В пояснительной записке от 28 мая 1912 года говорилось: «Применение кинематографа в стенах школы предполагается периодическое, без преследования коммерческих целей, а лишь исключительно для просветительских целей, как учебное пособие, позволяющее с достаточной полнотой и ясностью иллюстрировать курсы предметов, проходимых в школе, и вместе с тем дающие возможность ученикам получать разумное развлечение, столь необходимое в закрытом заведении, как названная школа монтеров». Сеансы устраивались 2-3 раза в месяц в ученической столовой, где занавешивали окна и устанавливали аппарат. Этот «зрительный зал» вмещал 80 человек. Так, шаг за шагом, кинематограф покорил всю Сибирь.
В конце XIX века в Кургане начинают проводить выставки. На весь Урал и Западную Сибирь прогремела сельскохозяйственная и кустарная выставка 1895 года. Она не только продемонстрировала экономические достижения Тобольской губернии и прилегающих регионов, но дала возможность продемонстрировать декоративно-прикладное творчество населения, экспонируя ковры, самотканые скатерти, вышитые картины, громадный интерес привлекла серия фотографий Алексея Ивановича Кочешева, запечатлевшая сельскую жизнь округа. На выставке работал театр со специально приглашенной труппой. Во время выставки выходила специальная газета «Справочный листок курганской сельскохозяйственной и кустарной выставки1895 г.».
Первая сельскохозяйственная и кустарная выставка в Кургане. 1895 год
Итогом выставки стало создание в 1897 году Курганского отделения Московского общества сельского хозяйства, основной целью которого было распространение новых технологий обработки земли, новых сортов злаков и огородных культур, новых пород животных и птиц. КО МОСХ стал инициатором создания собственного музея, в котором проводил выставки птиц, создал в 1911 году в нем отдел по пчеловодству, который к концу 1911 года насчитывал 51 экспонат. КО МОСХ выстроил собственное помещение, получившее название «Саманный дом», который стал одним из культурных центров Кургана.
"Саманный дом" Курганского отделения Московского общества сельского хозяйства. Находился на месте современного здания драматического театра в Кургане
Здесь собиралась как городская интеллигенция, так и крестьяне окружающих сел, ищущие новизны. Здесь читались лекции по разным вопросам, не только сельскохозяйственной тематики. Собрание 10 ноября 1911 года было посвящено чествованию памяти Л.Н. Толстого. От имени собрания вдове Софье Андреевне была послана следующая телеграмма: «Курганский отдел МОСХ, оплакивая кончину гениальнейшего писателя и мыслителя Л.Н. Толстого, просит Вас принять выражение искреннего соболезнования по поводу жестокого горя, постигшего Вас». Одно из заседаний членов Общества было посвящено собственному музею. Было отмечено, что существование музея должно лежать в основе деятельности Общества для изучения края во всех проявлениях его хозяйственной жизни. Председатель правления КО МОСХ обратился ко всем лицам, заинтересованным в работе отдела с просьбой способствовать пополнению музея экспонатами. В 1911 году состоялась Западно-Сибирская выставка в Омске, в которой КО МОСХ тоже принимал участие. Благодаря этой выставке музей КО МОСХа пополнился экспонатами, подготовленными самим отделом, и пожертвованными ему после выставки курганским городским самоуправлением.
В марте 1914 года общее собрание постановило организовать при музее комиссию по изучению родного края, состоящую из сельскохозяйственной, зоологической, ботанической, культурно-исторической, торгово-промышленной и библиотечной секции. В эти секции записались 142 человека. Многие горожане пользовались библиотекой КО МОСХа. Отдел был ликвидирован в 1920 году.
Почти одновременно с музеем КО МОСХа 22 июля 1896 года при Мокроусовском сельском училище был открыт один из первых школьных музеев. Это была инициатива волостного писаря Первухина. Горячее участие в создании музея принимали приходской священник и некоторые крестьяне. При собирании экспонатов музей руководствовался специальной программой, составленной известными педагогами.
В Кургане и Шадринске тоже были школьные музеи, которые помещались в каком-нибудь одном училище, а экспонаты выдавались на временное пользование. Курганский музей городских приходских училищ имел в 1913 году 404 названия предметов, и на временное пользование его брали 12 учебных заведений. В это же время передвижной музей сельских училищ имел 391 название предметов, выдавался в 37 учебных заведений.
В 1919 году реквизировались школьные здания под размещение воинских частей. Курганская школьная комиссия настояла, чтобы здание 5-го мужского училища, где размещался музей, было оставлено в распоряжение города, тем самым сохранив довольно обширный и весьма ценный городской школьный музей и передвижной музей земских школ.
Здание 5-го мужского училища
В здании этого, 5-го мужского училища в 1914 году проходила первая художественная выставка в Кургане. Поскольку здание достраивали уже в конце учебного года, перемещать в него училище пока не стали, а городские власти решили устроить там на Пасху художественно-археологическую выставку. Выставка имела большой успех. За первые четыре дня ее посетили более 800 человек. Художественный отдел был представлен гобеленом работы крепостных мастеров, принадлежавшим местному купцу Петру Ивановичу Меньщикову, картинами, шитыми гарусом, из коллекции Алексея Ивановича Кочешева. Жена агронома Николая Лукича Скалозубова, Ариадна Васильевна, была дочерью художника-передвижника Василия Максимова и представила на выставку несколько этюдов отца. Были живописные работы академика Комагорова и местных художников-самоучек, в том числе курганского поэта Кондратия Худякова и учителя графических искусств Василия Гнедаша. В отделе нумизматики экспонировались не только разные русские монеты, но и старинные римские, византийские, китайские, сибирские. Был отдел детского рисунка. Каждый день на выставку приходили около 200 человек, из них очень много учащихся. Вход на выставку был платный, чтобы оправдать понесенные расходы. Выручка составила 288 руб. 47 коп., а расходы 235 руб. 54 коп. Осталось от выставки 52 руб. 93 коп., из которых устроителями выставки было решено 15 руб. пожертвовать в пользу Курганского общества попечения об учащихся и 27 руб. 95 коп. – КО МОСХу на дело изучения родного края в художественно-историко-археологическом отношении.
Первая художественно-археологическая выставка в Кургане. 1914 год.
Обогащаясь духовно, наши жители постепенно пришли к мысли о физическом развитии, о физической культуре. Кулачные бои, катание с горок, подвижные игры были известны издавна. Систематические занятия спортом в Кургане начались в 1913 году, когда было создано гимнастическо-спортивное общество, которое часто именовали просто гимнастическим. Это общество взяло в свои руки даже катание с горок и устройство катков. Раньше катки устраивали только пожарные части – либо возле Дамского попечительного общества, рядом с городской каланчой, либо на Александровской площади, вблизи Александровской церкви. Гимнастическое общество стало устраивать платные катки на Тоболе и на Битевке, а чтобы привлечь публику, устраивали на катке карнавал-маскарады у наряженной елки и за оригинальные костюмы выдавали призы. Для развития зимних видов спорта Гимнастическое общество приобрело коньки и лыжи, которые выдавались желающим покататься за определенную плату. Практиковались коллективные лыжные походы до ближайших деревень при условии, что температура будет не ниже 12 градусов. Гимнастическое общество выписывало журнал «К спорту», в котором описывались различные виды спорта, методика занятий, и в Кургане решено было открыть секции пластической гимнастики, борьбы, фехтования. Обратились в дирекцию городского училища с просьбой представить на воскресные дни 1-2 класса для работы секций. Для занятий на открытом воздухе выписали инвентарь для крокета и футбола.
17 июня 1914 года городская дума рассматривала вопрос об уступке Гимнастическому обществу участка земли за Тоболом, около городского моста, размером в 2 десятины сроком на 6 лет для устройства футбольного поля. Дума уступила просимое место с условием, что участок будет огорожен, и туда бесплатно будут допускаться дети для подвижных игр. С этого года футбол стал популярным видом спорта в Кургане.
Летом Гимнастическое общество арендовало купальни частных владельцев, а также устраивало прогулки на лодках по Тоболу. В июле 1915г. директор мужской гимназии Леонид Дирдовский обратился в городское самоуправление с просьбой предоставить в распоряжение гимназии остров, окруженный Битевкой, для устройства там гимнастической и спортивной площадки для учащихся. Предполагалось место это сравнять, засадить деревьями, приспособить Битевку для гребного спорта, вблизи, на Тоболе поставить купальню. Дума дала разрешение при условии, что руками гимназистов будет посажен сад, который лет через 10 будет местом для отдыха и развлечений горожан.
В Шадринске в 1912 году Галюков и Е.В. Носов, придя с военной службы, организовали из молодых ребят группу физкультурников. В основном занимались силовыми видами спорта – борьбой и тяжелой атлетикой. Они выступали в городском саду, в клубе ремесленников.
Шадринский мещанин Николай Степанович Куликов в 1908 году вознамерился устроить велодром длиной 150 сажен и шириной 80 сажен для любителей велосипедной и верховой езды. Даже было получено разрешение управы с уплатой в доход города 25 руб. в год. Претворить идею в жизнь Куликову все-таки не удалось. Так же, как и в Кургане, в Шадринске устраивались гонки на коньках с призами, лыжные вылазки, развивались летние виды спорта.
На фоне западно-сибирских окружных и уездных городов Курган и Шадринск имели достаточно насыщенную духовную и спортивную жизнь.