kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания » Гражданская война в Зауралье » Олег Винокуров. Броненосцы железных дорог

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Статьи

Олег Винокуров. Броненосцы железных дорог

Бронепоезда…У любого человека, кто хоть немного знаком с историей, нашей страны, это слово вызывает ассоциации, с давно минувшими временами. В памяти встают лихие годы гражданской войны, матросы в бушлатах и затянутые дымом степи, где то, под Ростовом. Немногие знают, что видали этих бронированных исполинов и наши зауральские полустанки. О нескольких, эпизодах войны бронепоездов в период гражданской войны, в Курганской области и хотелось бы рассказать читателям.
Шел август 1919 года. Ожесточенно огрызаясь, белая армия адмирала Колчака, отступала на восток. Ранним утром, 24 августа, батальон красного 239-го Курского полка, входившего в состав прославленной впоследствие 27-й Омской дивизии, занял станцию Лебяжье. После трудного ночного перехода, бойцы расположились на отдых. Уставшие красноармейцы, легли кучками на траве у самой линии железной дороги. Оружие было составлено в «козлы», уже потянуло дымком огонька и в котелке закипел бодрящий утренний чай. Внезапно, внимание командира и комиссара, привлек необычный шум на железной дороги. Прежде чем кто то успел что-либо понять, со стороны Макушино, к станции подошла бронированная махина – обшитый железными листами паровоз с тремя вагонами. Это был белый бронепоезд «Кондор». Со стоящих на нем двух трехдюймовых орудий и шести пулеметов, на красноармейцев обрушился шквал огня. Вскочившие с земли бойцы, спешно хватали винтовки. Одновременно, со стороны деревни Лебяжье, показались бегущие пешие разведчики. «Белые, белые наступают!» - кричали они. Командир красного батальона, был опытным военным. Он прекрасно понимал, что вести оборону, против наступающего противника, имея в своем тылу вражеский бронепоезд, невозможно и дал приказ, своим бойцам отходить за линию железной дороги. Под сильным огнем, бойцы кучками стали перебегать железную дорогу, скрываясь от огня бронепоезда. Вскоре, весь батальон, отойдя южнее станции Лебяжье, занял удобную позицию для обороны. Получив сообщение о наступлении белых, сюда же с резервным батальоном и гаубичной батареей прибыл командир Курского полка Потапов. При поддержке артиллерийского огня, красноармейцам удалось отбить атаку белой пехоты и самим перейти в контрнаступление. Однако, как только наступающие красные цепи вышли к линии железной дороги, перед ними вновь выросла бронированная громада. Пользуясь своей неуязвимостью, командир «Кондора», дерзко подводил свой бронепоезд, почти вплотную к красной цепи, расстреливая красноармейцев в упор из орудий и пулеметов. Щелкавшие по броне пули винтовок и пулеметов, не причиняли команде бронепоезда, никакого вреда. Что бы не попасть под огонь красной 122-мм гаубичной батареи, бронепоезд все время маневрировал, ведя огонь на ходу. По этим прикрытием, белая пехота спокойно отошла на новые позиции.
Другой, не менее примечательный бой бронепоезда «Кондор», состоялся спустя неделю, уже под станцией Петухово.
Отступление белых армий продолжалось… Правое крыло Восточного фронта – 5-я Красная армия, под командованием молодого командарма Михаила Николаевича Тухачевского, выполняя поставленную задачу по овладению западно-сибирской равниной, постепенно вытесняла белых из восточной части современной Курганской области. К концу августа 1919г, красные полки, уже выходили на подступы к реке Ишиму.
В тот день, 31 августа 1919 года, красный 234-й Маловишерский полк, входивший в состав уже упоминавшейся 26-й дивизии, из занятого им накануне села Теплодубровное, с утра двинулся по направлению к станции Петухово. Несмотря, на довольно значительный состав полка, а на тот момент в нем насчитывалось около одной тысячи человек при 19 пулеметах, командир полка, для сбережения сил, посадил своих бойцов на мобилизованные у населения подводы. Надо сказать, что в те годы, современный город Петухово, еще не существовал. На его нынешней территории, в то время находились сама станция Петухово и небольшой поселок Юдино, расположенный южнее станции. На опушке небольшой рощи, у поселка и расположились белые. Это были, серьезно потрепанные в предыдущих боях, части 12 Уральской стрелковой дивизии – 46-й Исетский, под командованием полковника Обухова М.Е и 22-й Златоустовский полки, под командованием капитана Пучкова. Их состав был крайне немногочисленен. Так, в 46-м полку насчитывалось около 300 штыков, еще меньше было в 22-м полку – около сотни бойцов. В хранящихся в архивах оперативных сводках 26-й дивизии, рассказывается, как развернувшиеся в цепи красноармейцы-маловишерцы, стали обходить левый фланг занявших оборону белых, выходя к линии железной дороги. Что бы, не попасть в окружение, белые бойцы-уральцы стали отходить. Преследуя их, на плечах противника, красные бойцы заняли поселок Юдино. Однако здесь, отходящие уральцы, получили мощную поддержку. На железнодорожных путях станции Петухово, дымил бронепоезд. Старославянская вязь букв на его борту и голова хищной птицы, говорили, что это «Кондор». Вышедшие из Юдино цепи красноармейцев, сразу же попали под его прицельный огонь. Наткнувшись на огневую завесу, 234-й полк, вынужден был остановиться. При поддержке его огня, приободрившиеся белые офицеры, несмотря на крошечный состав своих частей, даже попытались несколько раз перейти в наступление на Юдино, но конечно же, справиться с куда как более многочисленным красным противником, не могли. Тем не менее, курсировавший по путям бронепоезд создавал плотную артиллерийскую завесу, мешавшую продвижению красных войск. Однако, тем временем, командиром бронепоезда, были получены сведения, о выходе красных к линии железной дороги, в районе деревни Матасы, то есть в тылу занявших оборону у станции Петухово, белых частей. Необходимо было отходить. Особенно опасным, было положение команды бронепоезда. Разрушив пути, красные могли отрезать стальную махину, от других белых частей. Окутавшись паром, «Кондор» двинулся на восток.
К моменту его прибытия, положение белых частей, оборонявшихся у лежащей чуть южнее линии железной дороги, деревни Матасы было отчаянным. Наступавший с юга, красный 232-й полк, носивший кстати необычное наименование – «имени Областного исполнительного комитета Западных областей», сокращенно – «Облискомзапа», к моменту прибытия бронепоезда, уже оттеснил противостоящие ему белые части 12-го Икского полка, под командованием подполковника Соловьева и занял деревню Матасы. Окрыленный удачей, командир красного полка Баткунов, дал приказ своим бойцам преследовать белых. Красные цепи вышли за деревню, продолжая наступление на восток. Но недаром говорят, что счастье, особенно военное – переменчиво. Обстановка изменилась буквально за несколько минут. Увлекшись наступлением и преследованием белых, Баткунов совершенно упустил из виду обращенный к железной дороге, свой левый фланг, который оказался открытым и против которого, в ныне не существующей деревне Горушка, находился белый 47-й Тагильский полк, под командованием подполковника Иванова. Командовавший, всеми белыми войсками, на данном участке, начальник белой 3-й Симбирской дивизии, генерал-майор Подрядчик, конечно же, не упустил такого шанса. После того, как красные цепи заняв Матасы продвинулись далее на восток и вышли на открытое степное пространство, навстречу им развернулись и начали встречную атаку цепи резервных белых полков - 11-го Сенгилеевского, под командованием полковника Алышевского и 4-го Эткульского пешего казачьего, под командованием сотника Болотова. Одновременно, заметив переход белых войск в наступление, две роты 47-го Тагильского полка из деревни Горушка, внезапно бросились в контратаку, на открытый левый фланг красных цепей. Теперь уже, обороняться пришлось бойцам Баткунова. Вполне возможно, что несмотря на удачный маневр, предпринятый белым командованием, красному полку, в состав которого входило около 1300 бойцов при 17 пулеметах, удалось бы выдержать этот натиск. Тем более, что противостоящие ему белые части были крайне немногочисленны. Один только Эткульский полк насчитывал около 400 штыков, но это были пожилые 45-55 летние казаки, в силу своего возраста, уже не способные на упорный встречный бой, грозивший к тому же перейти в рукопашную. Остальные же три белых полка, не насчитывали в общей сложности и 300 бойцов. Однако в решающий момент, когда казалось военное счастье зависло на весах, колеблясь то в одну, то в другую сторону, с запада со стороны станции Петухово, показался дымок паровоза. Увлекшиеся боем красные командиры, не обратили на него внимания, пока выехавший, из за леса, бронепоезд «Кондор» (а это был именно он), не оказался в тылу занявших оборону красных цепей. Командир бронепоезда, лихо подвел состав вплотную к цепям противника. Шквал пулеметно-артиллерийского огня, обрушился с тылу, на залегших на открытом поле красноармейцев. Поражаемые с фронта, фланга и тыла бойцы не выдержали, огонь их винтовок и пулеметов не причинял никакого вреда бронированной громаде. Красноармейцы в панике заметались по полю и оставляя убитых и раненных, бросились бежать к опушке ближайшего леса. Бой был выигран. По сведениям белых источников, потери красных составили около 100 убитых и раненных, 7 красноармейцев было взято в плен. Потери белых нам неизвестны. В церковных книгах упоминается о похороненных на кладбищах в селах Петухово и Юдино, солдате 47-го Тагильского полка Сергее Шелегове и оренбургском казаке станицы Полетаевой
Челябинскаго уезда Петре Григорьевиче Полетаеве. Но разумеется потери у белых были намного больше.
Однако, несмотря на победу, этот боевой день для команды бронепоезда «Кондор», еще не закончился.
После полудня, окрыленные успешным занятием станции Петухово, где в стоящих у станции складах, было обнаружено до 1,5 миллиона пудов хлеба, красноармейцы 234-го Маловишерского полка перешли в наступление, двигаясь цепями вдоль железнодорожного полотна на деревню Матасы. И вновь возникала угроза потерять все успешные результаты дневного боя. Развернув орудия, бронепоезд устремился навстречу врагу, непрерывно ведя обстрел противника, из всех своих орудий и пулеметов. Одновременно, чувствуя такую мощную поддержку, навстречу красным цепям, перешли в контратаку белые части 47-го Тагильского полка. Расстреливаемые с левого фланга, из орудий и пулеметов, командой бронепоезда, видя наступающие по всему фронту цепи белых, красные командиры, решили не нести напрасных потерь и до прибытия артиллерии, не вступать в противоборство с бронированной громадой. Они отвели свои части обратно и заняли оборону у станции Петухово.
Читатель вправе спросить – а где были красные бронепоезда? Существовали ли они вообще? К тому времени, прославленный впоследствии бронепоезд «Красный Сибиряк», еще только формировался в г.Челябинске и прибыл на фронт только к середине сентября. Это был достойный конкурент «Кондору». Два трехдюймовых орудия, десять пулеметов системы «максим», четыре пулемета систем «кольт» и «льюис», создавали плотную завесу огня. Командовал этой махиной Михаил Рожков. С прибытием такой мощной поддержки, ситуация на железной дороге изменилась. Безраздельному господству «Кондора» пришел конец. Со слов взятых в плен казаков, в первой же артиллерийской дуэли между «Красным Сибиряком» и «Кондором» у станции Лебяжье, последний получил несколько попаданий. Снаряды красных артиллеристов испортили одну из платформ и повредили тендер паровоза. Позднее, в начале октября 1919 года, удачно выпущенный красной батареей снаряд, сорвал на «Кондоре» часть брони и бронепоезд был отведен в тыл на ремонт.
Давно прошли те годы… Напоминанием о них, служит лишь безымянная братская могила на высоком холме у деревни Матасы. Но память людская не сохранила для нас, потомков тех солдат далеких лет, ни имена погибших, ни даже их количество. Строго говоря – точно не известно даже – погибли ли погребенные в ней люди, в бою, который я описал своим читателям, ибо не одно сражение, в те грозные годы, видала небольшая зауральская деревушка, со странным названием - Матасы. Но я уверен, что пока мы стремимся узнать прошлое, передать эти знания своим детям, то у нашей страны будет и будущее.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites