kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания » Краеведческая мозаика » ХЛЕБОЗАПАСНЫЕ МАГАЗИНЫ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




ХЛЕБОЗАПАСНЫЕ МАГАЗИНЫ

Несколько   лет  назад,   когда   я   начала   заниматься   родословной   крестьян   Горшковых,    Истоминых,   Бельковых,    Мочаловых,   выписывала   из   архивных   документов   подряд   все   сведения,  где   встречались   эти   фамилии.   Были   и  сведения,   которые   я  не  знала,  как   оценить   и  с   «какого   края   приклеить»   к   своим   предкам.    Сведения    эти   не    вписывались   в   общий    текст    моего   повествования.           

К   таким   документам    относится   «Список   лиц,   которые   внесли   в   общественный    хлебозапасный     магазин     состоящий   за  ними   хлеб    в   январе – марте  1896 г.   по   Осеевскому  обществу».  В этом списке записано 12 человек из рода Горшковых: Андрей   Тимофеевич   Горшков,    Петро   Тимофеевич   Горшков,   Николай   Васильевич   Горшков,   Осип   Петрович   Горшков,   Матвей   Петрович   Горшков,   Антон   Арефович    Горшков,  Тимофей   Петрович   Горшков,  Митрей   Арефович   Горшков,   Афанасий   Феофанович   Горшков,    (имя    непонятно)   Дмитриевич   Горшков,   Павел   Петрович   Горшков,   Антон   Петрович   Горшков (1).   Они   вносили   озимые   и  яровые    хлебы   четвериками   от   2-х   до  6-ти  и    гарцами   от  2-х  до  4-х.      (Пока   я   не   нашла   разъяснения,   что   такое    мера   «Гарц»).                 Сам   собой    возник   вопрос – что   это   за  магазины?   Кто   их   создавал   и   для    каких    целей?     Мы    в    нашей    жизни   привыкли только покупать в магазинах. Как  же   можно  «вносить  хлеб  в магазин»?

Кроме   того,     хотя   и   не   сразу,   но   обратила   внимание   на   то,  что     предки   были   государевыми     крестьянами.    И   это   подтверждается    архивными   документами.    Читаю   в  переписи   Л. Поскочина:  «Слобода   Мехонская.   Ивашко   Омельянов  сын   сказал,   родился   он   в  Важском   уезде   Слободского   стану    в  деревне   Бреднево.    Жил   за  Великим   Государем   во   крестьянах.   В   Сибирь   пришёл   и  живёт в Мехонской слободе со  РПД   году.   У   него   дети    Якунька – 6  лет, Ивашко - 3 лет» (2).     Записи   эти     относятся   ориентировочно  к  1678 - 1688 годам.

Интересно, а чем государевы (черносошные) крестьяне отличались от «не государевых» крестьян?  Далее появился ещё вопрос.  Почему крестьяне «сорвались»  с обжитых мест в Вологодской губернии и поехали в Сибирь?  Что заставило их ехать в такую даль?

У   меня   были   одни   вопросы.   Ответов   не   было,  т.к.   все   мои   познания   о  сельском   хозяйстве    сводились    к  заботам    о    нуждах    садово-огородного    участка.        Ответы    пришлось   искать   в  специальной   литературе    по   истории,   краеведению   и  генеалогии.    Помог  Интернет.

А теперь очень коротко о том, что мне удалось узнать.

Государевы   крестьяне   принадлежали    царствующему      Императору    и   все   доходы   поступали  в  его  распоряжение.    За   пользование   землей   крестьяне   обязаны   были   платить   ежегодно  государственную   оброчную   подать.   Государственные   крестьяне   составляли   до   39%   всего   населения   страны.      Они   выполняли   определенные   обязанности,  так   как   считались   крепостными   государства   и  отбывали   повинности   в  пользу   государства.    Одну   треть   своих   доходов   казна  получала   от  государственных   крестьян.    Они  получали   документ   на  землю  - «Владенные записи».     Но  эти  документы   были   составлены    не   во   всех   губерниях.

Обеспеченность   государственных   крестьян     землей   была   не   полной   -  менее   4-х   десятин   на   ревизскую  душу  вместо  10-ти  (хотя   и  была   выше,  чем   у   помещичьих   крестьян).      Земли     крестьянам   не     хватало.   

Очень    неблагополучной    для   земледелия   была    Вологодская    губерния,     особенно   её     северные     уезды.     В   одном    из   них   и    жили       крестьяне     Истомины,     мои    предки    по   материнской    линии.   

В   этой     губернии    86%    площади    занято   лесами,    пашни    составляли    всего   2,3%    площади.    Сеяли   овёс,   рожь,   ячмень,   картофель.     Даже   в  лучшие   годы   хлеба   не   хватало   для   продовольствия   населения.   Нехватка   хлеба   заставляла    крестьян   заниматься    рыбной    ловлей,    охотой (добывали    пушнину),   уходили   на   лесозаготовки,     на   соляные    промыслы (3).   Некоторые    крестьяне    уходили   из   деревни   на   поиски   лучших    мест.     Имеются    записи   в   ландратских   книгах    по   уездам.     Например:    в   ландратской (писцовой)   книге    Сольвычегодского    уезда   за   1705  год    перечислены   приходы,    население,   относящееся   к   ним,    перечислены   посадские   люди   по  переписным   книгам   после   186  года (1678 г.).   Есть   такие   записи:  «…два   дворы   пусты.   Михайло   Васильева   сына   Чекмарева   дети   сошли   в   Сибирские   городы»,   или  «…от   хлебной   скудости   збрел   безвестно».   Многие   крестьяне,    особенно   половники,    уходили   в  Сибирь,   оставляя   свои   семьи.   (Половники    это   крестьяне,  которые   не  имели   своих   земельных   участков,   брали    землю   в  аренду   на   6-20  лет   и   половину   урожая   отдавали   хозяину    участка).   Имеется   вот   такая   запись: «…муж   ея  Михайло  збрел  ис  скудости  в  Сибирские   городы» (4). 

В  России    происходило    переселение    крестьян   из   малоземельных   губерний.   Главную   массу     переселяющихся     составляли   государственные   крестьяне.    Только   они   могли   переселиться   в  Сибирь   по  своему   желанию.    А  другие   переселялись   только  в  качестве    ссыльных (3).

Историки   Урала   установили,    что   первыми   русскими   земледельцами   Зауралья   были   крестьяне   из   северных   и   северо-восточных    районов   русского   государства   в  период   с  16 по 18 век (5).    Когда    я   читала   записи   в  ландратской (писцовой)   книге   за   1705  год,   было   впечатление,    что   в   книге   перечислены    деревни    Шадринского   района     Курганской    области.   Вот   эти    названия:   деревня   Макарова,   Сидоровка,   Мостовая,   Лаптевская,   Погорелки,   Глинка,   Пещаница,   Першина,   Смолинская (4).      Фамилии    из    писцовых    книг  :Пикулев,    Федотов,  Никитин,   Фёдоров,   Истомин,   Мышкин,   Юровских,    Клепинин,    Букреев,   Важанин,    Батов    и  др.

В   17 веке   вся   земля   за  Уралом   была  объявлена   собственностью   Государя.   С   1724  г.  все   крестьяне,   работавшие   на  земле,   стали   называться   государственными (или   казёнными).   В  1724 г.   они   составляли   19%  населения   России,   а  в 1858 г. – уже   45%.   

Со второй   половины 19 века,    особенно    после    строительства   Великого   Сибирского   пути, по   предложению   председателя   Совета   министров    П.А.Столыпина стали широко    использовать   переселенческое   движение   крестьянских   масс   из    Европейской   России   в   Сибирь.    Переселенцы    на   долгое   время    освобождались   от  всяких    налогов.    Государство   помогало   им   деньгами    и   они   получали   в  полную   собственность   участок   земли   в   15 га  на    душу   и  45 га   на   семью.   В   Сибири   были   устроены   казённые   склады   земледельческих    машин.   Они   снабжали   крестьян   сельскохозяйственными   орудиями   по   очень   низким   ценам.    Эта    мера   имела   огромный    успех.    В   короткий   срок   сибирское    земледелие   достигло   своего   расцвета.    Это   позволило   ввозить   в   Европейскую   Россию   и   вывозить   за   границу   большое   количество    сельских   продуктов (19).

Государственные   крестьяне   рассматривались   как   юридические   лица (свободные   сельские   обыватели) (6).       Они    могли  выступать   в  суде.   Этому   есть   пример   из    жизни   моих   предков.   Он   подтверждается    архивными    документами.     Речь   идёт   о  расследовании   жалоб   крестьян   с. Макарово   Шадринского   уезда   на    неправильные   поборы    при   выполнении   христианских   треб   духовенством   Троицкой   церкви,   расположенной   в  с. Макарово.    Происходило   это   18  мая  1855г.    В   числе   крестьян,   жителей    самого   села,    дававших    показания,   были   Ларион   Иванов   Истомин   - мой   прапрапрадед    по    материнской    линии   и   Мочаловы – предки    по  линии  отца (7).

Государственные   крестьяне   имели   право   заключать   сделки,   владеть   собственностью.   Земля,    на   которой   они  работали,   считалась   государственным   владением,   но   крестьяне   имели    право   совершать   сделки   как   владельцы   земли  (сдать   в    аренду) (3).    Например,    на   сельском    сходе    рассматривался    вопрос   об   отдаче   в   арендное   содержание   земельных    участков   жителям   города   на   1880-1881 г. (14).

За  свои   права    крестьянин   должен   был   обрабатывать   десятину   земли   на  государя (барщина).    (Десятина   это 1 га).   Платил  оброк   один   раз   в  год   зерном   или   деньгами   и    платил  подушную  подать (6).

Итак,    на   два   вопроса   ответы    найдены:   кто   такие   государственные   крестьяне   и  почему    они    уходили    в   Сибирь.    Остался    вопрос    о  хлебозапасных    магазинах.

В   Российской   действительности   случаи   голода   были   частым   явлением.   Случаи   массового  голода   прослеживаются   с  15 века.    С   Петра  1-го   предпринимались    попытки   создать    хлебозапасную   систему для предотвращения  голода (8). Еще царь   Алексей   Михайлович   повелел    создавать    запасы   зерна.   Сначала    их    хранили   в  специально   оборудованных   ямах.       

С 1822 г. по царскому указу начали строить специальные амбары, которые назвали хлебозапасными магазинами.  Строились они на средства крестьян (10) и «… в местах от пожарного случая и от воды безопасных».    Обычно    они    ставились    за    деревней     в   500 – 600  метрах    от    строений.    Постройка    обязательно     обносилась    рвом.    Здание -  обычно   пятистенок,   прямоугольное,   бревенчатое    разделено   на   две   части.     В     меньшей    находились   перегородки – сусеки,    в    них    хранилось   зерно.    В    хлебозапасных    магазинах    не   только      хранились   продовольственные     запасы,    но    и     шла   торговля    ими (16).   

В    сельско-хозяйственных обществах с1828 г. началось насаждение общинных запашек, наделов (участков).    Под    общественные   запашки    отводились     лучшие    земли.    Крестьяне    обязывались    свозить   на      них    удобрения    в   первую    очередь.    Все   полевые    работы     проводились    в   первую   очередь     на   общественных     запашках.   Они    обрабатывались    сообща    и    зерно   с   этих   участков    поступало    в   хлебозапасные    магазины.   Эти    общинные   запашки    вводились    только   в   селениях     государственных    крестьян.   Запашки   служили   своеобразным   видом   взаимного       страхования   от   неурожаев (17).

Хлебозапасные    магазины – это    своеобразный   общественный   капитал   в  натуральном    виде.    Состояние   этих   магазинов   является     показателем    благосостояния   каждой   сельской   общины.    В   них   хранились   резервные   запасы    зерна   на   случай     неурожаев    или    каких-либо   бедствий. 

Все   вопросы,   связанные  с  работой     хлебозапасных     магазинов,    решались   на  сельских   сходах.       Волостные   расходы   на   содержание    этих   магазинов   включались   в   бюджет   и   составляли   до   2,7%    (на   1894г.) (9).    Каждое    сельское   общество    составляло    смету,    она   утверждалась   на   сельском    сходе.   В   неё   закладывалась    зарплата    сельского    старосты,   писаря,    церковного   сторожа   и   смотрителя     хлебозапасного    магазина. 

Заведовали    этими    магазинами    смотрители,    они    избирались   крестьянами    на   сходах.   Смотритель   принимал   и   выдавал   хлеб.   Он   сообщал   крестьянам   кто   и   сколько   сдал   зерна   или    должен    сдать.      Смотритель     имел    специальную   бирку   из    меди    размером    7 х 9см.   по     кругу   написано   «Смотритель   хлебного   магазина».  Работа   смотрителя    периодически    проверялась.      По   итогам    работы   смотритель    мог    награждаться    по   решению   сельского    схода.       За   растрату   и   жульничество    полагались   или    возмещение,    или   штраф,    или    заключение     в    тюрьму.      Закрывались    магазины   на   2   замка.    Ключ    от   одного   замка   был   у  смотрителя,    а    от    другого  - у  старосты.(10).                  

Учреждая     хлебозапасные     магазины,    государство   без   затрат   со   своей   стороны,   усилиями   самих   крестьян    пыталось   обеспечить   их   хлебом   и   семенами   при   неурожае. 

Хлебозапасные    магазины   сыграли   положительную   роль.    Они   сдерживали   цены,    спекуляцию,    способствовали   вывозу   хлеба    за  границу.

В   урожайные   годы   хлеб   в   магазины   засыпали   все    крестьяне.    Норма    засыпки    около    полпуда    с   души,    но   не    более    4-х   пудов   с   души.

С   нищих   крестьян   и   этого   количества   собрать   было   невозможно,   поэтому    в  магазинах   запасов   было   всегда   меньше.    Весь   собранный   хлеб   был   собственностью   крестьянского   общества.    При    желании   крестьяне   могли   вносить   вместо   зерна   деньги   по   50 коп.   за   пуд   озимого   и  по  25 коп.    за   пуд   яровых.

Выдавали   хлеб   при   неурожае   по   решению   сельских   сходов   в   первую   очередь   на   семена,    а   потом    на   продовольствие.   Так    в  1882 г.   составлены   акты   и   списки крестьян,  нуждающихся   в  ссуде   на   обсеменение   полей    весной   1883г. (11).         Через   10  лет    наблюдается     такая   же    картина.   По   Барневской   волости   составлены   списки   домохозяев   и   акты   о  выдаче   ссуд   на  обсеменение   полей   весной  1894 г. (12).     Крестьяне    получали    хлеб   с   условием    возврата    с    50%   надбавкой (10).

Выдавались    ссуды    и   семьям,    у   которых    член    семьи     уходил    в   ополчение.     Например:    в  1914 г.   составлены   списки   запасных   нижних   чинов   и   ратников   государственного    ополчения,    призванных   в   мобилизацию   1914-16 г   и   получивших    семенную    ссуду  (13).

Николай 1-ый    сделал   решительный   шаг   в   создании   системы   помощи   крестьянам    в   период   неурожая.   В  1834 г. вышло   «Положение   о   запасах   для    пособия   в   продовольствии».      Оно   официально   сформировало   систему   продовольственного   капитала.    Хлебные   натуральные   запасы   стали   обязательными    во   всех   губерниях.      Но   эта   система   действовала   только    для   государственных   крестьян.     Помещики    должны   были   снабжать   своих   крепостных   крестьян   из   личных    запасов.    

После   отмены    крепостного   права    сельская   община    стала   решать   все   вопросы,       учитывая     интересы     отдельного   хозяйства   и   всей    общины.      Введён   обязательный    сбор   с   крестьян    зерна   в   эти   магазины.

Крестьяне   сами    решали   на   сходах   кому   и  сколько   выдать    зерна.    Зерно   выдавалось    с   поручительством.   Выдавать   можно   было    не   более   2/3   всего   запаса    хлеба   в   магазине.    Хлеб   осенью   возвращался   с   нового   урожая,   таким   образом      шло    обновление   запасов    хлеба.  

Чтобы   облегчить    положение    должников,    в  1844 г.    было   специально   определено,    что   возвращать   ссуды   должны    по   ценам    на   момент   выдачи   ссуды (15).

Устройство   и   поддержание    хлебозапасных   магазинов   было   обязательной   повинностью    крестьянских   общин.    Осенью   после   сбора   урожая    прежде   всего     гасились    ссуды    и   сдавалось   зерно   в   хлебозапасные    магазины.    Продовольственная    норма    хлеба   была    18   пудов    в   год   на   человека.    Остальное       зерно    шло    на   фураж   и   на   продажу.

Сельский    сход   решал    вопрос    о   сроках    возврата    ссуды.     Кто    не   смог   вернуть    долг,   числился   в     должниках,     в   недоимщиках.   Эти    недоимки    можно   было    погасить    в    течение    нескольких   лет.   Например,    в    Осеевском    сельско – хозяйственном    обществе   состоялся    сход   18.02.1896 г.,    на   нём   присутствовали    выборные   государственные   крестьяне    Барневской    волости.    Речь   шла   о    продаже   по    местным    ценам   возвратного    и   остаточного   от   продовольственной   операции    1891–1892 гг.   хлеба,   о   рассрочке   уплаты   за   этот   хлеб   денег   на   срок   не   свыше    3-х    лет.    Среди   выборных     с   правом    голоса     были    и   мои    предки   -  представители   крестьянского    рода   Горшковых (Филипп   Павлович    Горшков,   Тимофей    Петрович   Горшков,     Матвей   Иванович   Горшков) (18).

Позднее,    с    развитием     путей   сообщения    появилась    возможность   быстро   перевозить    хлеб   из   одного   района   в   другой,    стали   строить   элеваторы.   И   с  1910 г.   магазины      практически    прекратили    своё   существование (10).

В   Советское   время   при    организации   кооперативов    постепенно   хлебозапасные     магазины   перешли   в   систему    кооперации.

Примечания.

1.  ШФГАКО   ф.5,оп.1,д.117,л.65, 73, 75, 84, 86, 91,95,97,104.

2.   Москва,  РГАДА  ф.214, оп.5, д.261, л.1023.

3.   Интернет:  «Государственные    крестьяне   Вологодской    губернии».

4.   Интернет:  «Крестьяне   Вологодской    губернии.   Сольвычегодский   уезд».

5.   Интернет:   «Важский    уезд   Вологодской    губернии».

6.  Интернет:   «Зауралье.   Государственные   крестьяне.    Гукова  Е.А.   глава 7.   Социально – экономическое    положение    крестьян    нашего   края».

7    ШФГАКО  ф.212, д.156, л.30 -35.

8   Интернет:    « История   голода   и   продовольственного   обеспечения   до  середины   19 века  (по   материалам   Владимирской   и   Костромской   губернии).

9.   Интернет:     «Институт   русской   цивилизации.   Мирское   хозяйство».

10.  Интернет:   «Земля   Кшенская».

11.  ШФГАКО  ф.492, оп.1, д.167.

12  ШФГАКО  ф.492,оп.1,д.438.

13.  ШФГАКО ф.492,оп.1,д.2927.

14. ШФГАКО   ф.473, оп.1, д.513.

15. Интернет:   «Голод    в  Российской    империи.    Автор   В.Круглов.   Официальный   сайт   1-го  и  2-го  Иркутских   отделов   Российского    Имперского   Союза».

16. Интернет:   «Сургут   в   вопросах   и   ответах».

17. Интернет:   «Институт    русской   цивилизации».

18. ШФГАКО   ф.5,оп.1,д.117,л.61. 

19.Курганская   Православная   газета  № 7  август 2010 г.   стр. 11.  

Зинаида Ивановна Киборт, член Зауральского генеалогического общества им П.А.Свищёва, декабрь  2010 г. Курган.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites