kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов » Варлаков Павел Валерьевич » Лариса ФОМИНА. По любой фамилии можно написать книгу

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Лариса ФОМИНА. По любой фамилии можно написать книгу

О том, что старые письма, фотографии, метрические книги, духовные росписи хранят сокровенные тайны, Павел Варлаков знал не понаслышке.  Проходят годы, меняются власти, поколения, идеалы – и превращаются в пыль, но строчки  продолжают  жить,  рассказывая свои истории. Эти истории Павел собирал бережно, шаг за шагом выкладывая неповторимую мозаику бытия наших предков. Столь кропотливый труд был не целью и даже не средством – образом жизни, возрождением некогда утраченных взаимосвязей души.

«В основном я занимаюсь исследованием заселения слободы Царёво Городище, — рассказывал Павел Варлаков. — Не так давно была обнаружена перепись Яхонтова, датированная 1578 годом, тогда Сибирь ещё не заселена была Ермаком, а уже имелись списки простых крестьянских фамилий, от которых пошли первые родословные курганской земли. Классический пример – Могильниковы.  Изначально  представители этого рода жили на Чердыни, но  одна из  жительниц отделилась, и оказалась в числе первых поселенцев Царёва Городища.

Варлаков стремился составить полную картину населения Кургана, начиная с Царекурганской Слободы. Документы 1800 года находил и курганских архивах, а более ранние – в Тобольске, Москве и других российских городах. Порой обнаруживал совсем неожиданные переписи.

Так выяснилось, что курганские крестьяне существенно отличались от своих соплеменников европейской части России, имели совсем другой уклад жизни, собственные традиции. Крестьянские семьи, как правило, были зажиточными.

Даже декабристы писали, что сибирские крестьяне живут лучше, чем в европейской части России дворяне, имеют по две тысячи лошадей и прочего скота немереное количество. Кроме того, согласно переписи XIX века – 20% населения зауральских деревень было грамотным. Оказывается, читать и писать крестьяне учились в церковно-приходских школах, открытых при многих храмах.

Много прославленных фамилий было серди священнических родов. Характерна история рода Авраамовых, эти простые хлебопашцы стали первыми служителями церкви апостолов Петра и Павла в Куртамыше, возведённой в 1753 году. Династия священнослужителей Авраамовых сохранилась в Куртамыше по сей день (практически как библейское колено Левино).

«Смена фамилий происходила довольно часто, — уточнял Павел Варлаков. — К примеру, начинаешь исследовать родословное древо ныне живущего человека по фамилии Патраков и теряешь ниточку, потом оказывается, предки его были Шитрухиными, ещё до этого Петраковыми, а изначально вообще Коробовыми. После революции была одна деревня, более половины жителей которой носили фамилию Романовы, так вот, они написали коллективное письмо, мол, не хотим носить эту позорную царскую фамилию, хотим стать Ульяновыми. Так и перепрофилировались. Ещё случалось легенд разных наслушаться.

Когда я был в Ключиках, местные жители мне сообщили, что родом из Рязани, так как половина деревни называется Рязаны, а генеалогическое дерево росло у них прямо на улице, где родословная предков значилась. Лишь тридцать лет назад его спилили. Когда я стал эту историю проверять, оказалось, что в своё время село посетили геодезисты и установили столб, на котором кто-то нацарапал: «Коля + Оля = любовь», после чего и другие надписи стали по­являться, а местные жители данный столб определили в древо».

Пока изучается определение фамилия, чтобы лучше понять этого человека предпочтительно съездить туда, где он родился. Поэтому Павел Варлаков совместно с другими коллегами из генеалогического общества много ездит no районам, посещает местные музеи. Часто попадаются старые фотографии начала XX века, на которых запечатлены наши земляки. Следы многих утрачены. Поэтому в мечтах создать революционную картотеку, проследить судьбы зауральцев в один из самых сложных периодов россиийской истории. Многие уникальные вещи сами попадаются в руки исследователю.  Как, например, небольшая иконка Иоанна Крестителя, к которой оказалось приклеено письмо, датированное 1843 годом. Или старинный дневник, открывавший удивительные страницы человеческой судьбы.

Однажды краевед Борис Карсонов шёл мимо помойки и увидел три выброшенных альбома со старинными фотографиями, кто-то распорядился так памятью о свои родственниках. Борис Николаевич бережно собрал все фотографии и сохранил их в своём архиве.

«Такое отношение мне непонятно, — вздыхает Павел Варлаков. — Мне по духу близки люди, которые обращаются к своим истокам. Ведь многие прозревают, понимают, что его предки здесь, его корни здесь».

«Иногда на то, чтобы воссоздать генеалогическое древо, уходят годы, — резюмирует Павел Варлаков. — Но я занимаюсь любимым важным делом.  Каждая фамилия проходит через историю и чтобы лучше историю понять, нужно просто изучать свою фамилию. Когда начинаешь исследовать, кто у человека предки, понимаешь, почему этот человек родился именно таким с определёнными чертами характера и складом ума.

Случаются в моей работе и казусы. Приходят люди часто состоятельные, и убедительно просят найти у них дворянские корни, даже деньги за положительный исход предлагают немалые,  причём все метят, по меньшей мере в «потомков Голицных».

Конечно же, никаких корней там нет, в Кургане жили в основном крестьяне, дворян можно было по пальцам пересчитать. Причём, даже местные роды Пушкиных, Шемякиных, Долгоруких, Оболенских — чисто крестьянские, и к дворянам не имеют никакого отношения.

Обращаются и так называемые «дети лейтенанта Шмидта», которые ищут родство с атаманом Семёновым. Кто-то запустил в Интернете утку, что у атамана Семёнова осталось несколько миллионов и, мол, если разыщутся родственники, эти деньги им передадут.  Многочисленные Семёновы не заставили себя ждать. Но всё это пустое. Не корыстными интересами должен руководствоваться человек, составляя  своё  генеалогическое древо, а искренним желанием понять и познать себя».

Опубликовано:

Зауралье. – 2013. – 14 марта, Зауралье. – 2011. – 7 июля.

Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites