kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Родословные Зауралья » Зыряновы » Родные Александра Никифоровича Зырянова

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Родные Александра Никифоровича Зырянова

«Отец мой – государственный крестьянин Пермской губернии Шадринского уезда Далматовской волости деревни Верхнеярской» - так начинал свою автобиографию известный краевед и бытописатель Зауралья А.Н.Зырянов (1830-1884г.г.). Опираясь на архивные материалы, постараемся и мы продолжить рассказ о предках и родственниках Александра Никифоровича по линии отца, матери и старшей дочери.

Зыряновы

Фамилия Зырянов образована от старого названия национальности коми – зыряне. А в Зауралье «зырянами» также называли новосёлов, прибывавших из пермской земли, независимо от национальности. Вот почему много людей с прозвищем «Зырян» и фамилией Зырянов зафиксировано переписями 1680 и 1710 годов в слободах Верхотурского и Тобольского уездов и конечно в селениях Далматовской монастырской вотчины («Зырян Иван Лобов из деревни Ключевской», «Гаврила Никитин прозванием Зырян из деревни Затеченской» – из переписи 1710 года, «Приложил в дом Пресвятой Богородицы тоя ж обители с Верхнево Яру крестьянин Никита Борисов Зырянов быка краснопёрого» - из Вкладной книги  Далматовского монастыря).

В подушной переписи монастырской вотчины 1683 года стольник и писец Лев Поскочин среди первых пашенных крестьян отметил не только того же Никиту Борисова и четырёх его сыновей, а также двух братьев Лаврентия Михайлова и Ивана Михайлова Зыряновых. Иван Михайлов сын Зырянов был предком нашего известного краеведа.

Согласно переписи 1710 года в деревне Верхнеярской проживали уже сыновья Ивана Михайлова: холостой Савелий Иванов Зырянов с матерью 60-летней вдовой Марфой Дмитриевной, брат родной Михаил Иванов с женой и сыном Лукой.

По первой подушной переписи 1719 года по деревне Верхнеярской во дворе Савелия Иванова Зырянова записан сын Фёдор и братьевы дети сироты Лукоян Михайлов - 9 лет, Герасим – 5 и Василий – 2 лет. Из переписи 1727 года полковника Ф. Толбузина узнаём, что у Савелия Иванова Зырянова два своих сына – Фёдор и Иван, племянник Лука Михайлов взят в солдаты, Герасим и Василий умерли.

В книге учёта монастырских крестьян за 1763 год записано, что «Сава Иванов умре». Умер и старший сын его Фёдор, остались от него дети: Никифор, Яков и Григорий. У второго сына Ивана пока записан один сын Василий.

Всё больше разрастался род Зыряновых в деревне Верхнеярской. Нам же интересно проследить ту цепочку, которая бы вывела нас к Александру Никифоровичу. Помогли ревизские сказки. По 6-й ревизии деревни Верхнеярской (1811год) записаны Ивана Зырянова дети: Тит и Андриан. Вместе с Титом живёт семья племянника Якова – сына умершего старшего брата Василия. У Якова Васильева растёт 16-летний сын Никифор.

Перечитывая переписи крестьянских дворов  и другие документы тех лет, невольно отмечаешь закономерность, свойственную тогда почти всем крестьянским семьям. Если умирал кто-то из братьев, его дети оставались и воспитывались в семье другого.

В большой крестьянской семье легче вырастить детей, своих и чужих, построить дом, обработать пашню. Семьями справляли свадьбы, отмечали прибавление новых детей, переживали уход близких.

Сохранился любопытный документ о женитьбе Никифора Яковлевича Зырянова – запись из книги обысков Николаевской церкви города Далматова: «1826 года февраля 17 дня. Мы, нижеподписавшиеся по чистой совести свидетельствуем, что посягающие в супружество деревни Верхнеярской крестьянин Никифор Яковлев Зырянов 31 году вдов, тако же и невеста города Далматова Ивана Панфилова Иванчикова дочь, девка Марья 20 годов, никакого ко вступлению в брак препятствия, яко то кровного и духовного родства между собой не имеет и в брак вступают по своей воле и родительской… В чём под сим и подписываемся. К сему обыску вместо тысяцкого Василия Мосеева Зырянова (внука Андриана Ивановича – авт.), поезжан, крестьянин же Дмитрия Егорова Пономарёва, Петра Яковлева Зырянова (брат Никифора Яковлевича) их личной просьбе руку приложил мещанин Фёдор Мерзляков (отец поэта и переводчика А.Ф.Мерзлякова)».

Как далее пишет в своей автобиографии А.Н.Зырянов: «…Отец мой помер, оставив единственным меня при матери на третьем году. Мать приняла в дом другого мужа из села Ключевского, той же волости, но тот скоро умер».

Другим мужем Марии Ивановны, по-видимому, был Абрам Семёнов Теляков. В ревизской сказке 1850 года по селу Ключевскому отмечено, что он умер в 1836 году. По этой же переписи 19-летний Александр Никифоров Зырянов записан в деревне Верхнеярской у своего дяди Петра Яковлева, у которого двое своих детей Александр и Яков.

В доме Якова Петровича Зырянова, что стоит в центре села Верхний Яр недалеко от церкви, в разные годы жили семьи Игнатия Яковлевича, Григория Игнатьевича, а сейчас живёт вдова Павла Григорьевича – 97-летняя Любовь Васильевна Зырянова. Несмотря на свои  преклонные годы, она еще сама управляется по хозяйству, обладает цепкой памятью и хорошо помнит рассказы бабушки Дарьи Игнатьевны об их знаменитом родственнике.

В августе 2010 года, в год 180-летия со дня рождения А.Н.Зырянова, на этом доме была установлена памятная доска.

Иванчиковы

Иванчиковы, родные Александра Никифоровича по линии матери, - старинные далматовские крестьяне. Алексей Иванчиков (Иванчин), прибывший в монастырь гулящим человеком около1653 года с Двины, стал одним первых жителей Служней слободы. В переписи 1669 года отмечено, что у него на подворье живут два гулящих человека, которые отданы ему до государева указа. В следственном деле от 1664 года «По извету старца Далматовского монастыря Макария» крестьянин «Олешка Иванчиков» упоминается как свидетель.

На протяжении многих лет в монастырских документах крестьяне Иванчиковы отмечаются как «кирпичники», то есть хорошие мастера по изготовлению кирпича. Так, при строительстве Успенского собора «самый доброй киноварной кирпич» вместе с другими подрядился поставить и Пётр Дементьев Иванчиков. В 1812 году Дмитрий и Никита Иванчиковы готовили кирпич для постройки монастырского корпуса, а в 1855 году Пётр Миронович и Ефим Иванчиковы обжигали в своих сараях кирпич для строительства южного придела Николаевской церкви. Наверняка многие старинные усадьбы, что до сих пор украшают наш город, построены из кирпича этих мастеров.

У деда Ивана Панфилова и Авдотьи Кузьмовны, кроме дочери Марии, было два сына – Игнатий и Егор. Игнатий Иванович «человек грамотный, из писарей», в 1842 году служил волостным головой. На время его правления пришлось большое крестьянское волнение, вошедшее в историю как «Картофельный бунт», в подробностях впоследствии описанное А.Н.Зыряновым. В этом очерке автор вывел не только своего дядю, на которого бросилась разгневанная толпа, но и мать свою, пришедшую на помощь брату: «…В это время сестра его, жившая вместе с ним, крестьянская вдова Мария, упросила иеромонаха выйти с образом к управе и отслужить молебен…, мятежники снимали пред нею шапки и молча давали дорогу».

Несомненно,  дед Иван и дядя Игнатий оказали большую роль в воспитании пытливого подростка. Они помогли молодому Александру быстрее овладеть грамотой, а потом устроили работать помощником писаря.  В 1849 году он уже волостной писарь, о чём свидетельствует подписанный им «Список истинно бедных людей села Далматовского, достойных получать благотворительную от покойного надворного советника Д.Д.Пономарёва».

В эти же годы Александр Зырянов отправляет в Русское географическое общество первые записи – наблюдения о жизни и быте людей родного края. Отныне всерьёз и надолго он занимается историческими, климатическими, археологическими описаниями. Краевед - самоучка вырос в выдающегося исследователя Зауралья, о чём уже написано и сказано немало. Нас же интересуют родственные связи учёного, его семейная жизнь, а она, как писали биографы, «ему мало улыбнулась».

В силу своего неуступчивого характера Александру Никифоровичу пришлось сменить несколько мест.  После ссоры в Далматово с помощником окружного начальника, он работал писарем в сёлах Уксянском, Батуринском, Мехонском, Барнёвском, Иванищевском. В последнем он забросил волостную службу, занялся торговлей и своими любимыми изысканиями, открыл школу и библиотеку. В 1861 году он окончательно переезжает в Далматово, перевозит библиотеку, помогает открыть женское училище.

Женился он в Мехонке на крестьянской дочери Анисье Матвеевне Дубровской, но через три года она умерла, оставив ему дочь Антонину. Со второй женой Сусанной Ардалионовной у них была приёмная дочь Екатерина Васильевна (урождённая Поташкина,  в замужестве Чернобородова) и совместная дочь Нина Александровна.

Ловыгины

Старшая дочь Антонина в 1877 году вышла замуж за купеческого сына Дмитрия Павловича Ловыгина, о чём есть запись в метрической книге Далматовской Николаевской церкви от 11 ноября. Поручителем по жениху выступил шадринский второй гильдии купец Н.В.Протопопов.

Родоначальником купеческой династии Ловыгиных был Павел Ефимович «из господских людей, причислен в купеческое звание в 1848 году». По переписи 1850 года у него было 4 сына: Григорий, Василий, Дмитрий и Семён. Младший Семен Павлович Ловыгин имел в Далматово пряничное заведение и торговое место при городском общественном доме.  Отец и остальные сыновья, по-видимому, жили в Шадринске. Красивый старинный двухэтажный особняк, что стоит в Шадринске по улице Ленина, 138 (рядом с кинотеатром «Октябрь») принадлежал Григорию Ловыгину.

Через год после свадьбы, 10 декабря 1878 года, у шадринского мещанина Дмитрия Павловича Ловыгина и жены его Антонины Александровны родилась дочь Анисья, о чём есть запись в метрической книге Шадринской Николаевской церкви. Восприемниками были Далматовский купец Семён Павлов Ловыгин и мещанская жена Сусанна Ардалионовна Зырянова. Вскоре у них родилась вторая дочь Юлия.

В 1900 году Анисья Дмитриевна и Юлия Дмитриевна окончили епархиальные курсы в Екатеринбурге и работали учителями церковно-приходских школ в Шадринском уезде.

Дмитрий Павлович женился на Антонине Александровне вторым браком. От первого брака у него рос сын Василий.

В 1927 году Василий Дмитриевич Ловыгин передал Шадринскому краеведческому музею несколько семейных фотографий, среди которых портрет А.Н.Зырянова в последний год жизни и большой снимок, на котором изображены мать Александра Никифоровича – Мария Ивановна Зырянова с внучкой Антониной, с  её мужем Д.П.Ловыгиным и детьми.  На руках у старушки Анисья Ловыгина (по мужу будет Кузьминых), у матери – дочь Юлия.

В этой же папке хранится выписка из журнала Шадринского уездного земского собрания от 1907 года: «Ветеринарный врач В.П.Попов,  проживающий уже более 20 лет в Далматове, просит Управу войти в земское собрание с ходатайством об ассигновании какой – либо суммы на постановку памятника над могилой скромного деятеля своего времени А.Н.Зырянова, уроженца Далматово, писателя - самоучки.  Господин Попов вносит предложение поставить от имени земства на могиле А.Н.Зырянова памятник и поместить его портрет в читальном зале земской библиотеки. Портрет А.Н. Зырянова возможно получить из Уральского общества естествознания. Членом, которого состоял покойный. Разделяя оба пожелания г. Попова, Управа имеет честь испрашивать у Собрания на осуществление их 50 руб.».

Думаю, что собранные подробности о родных А.Н.Зырянова будут интересны тем, кто изучает историю нашего славного земляка и зауральского края.

М.З.Теляков, Далматовское общество краеведов (г. Далматово)

Семейные фото Зыряновых из фондов Шадринского музея

 1(4)

 1(5)

 1(2)

1(6)  

 1(1)

Список источников и литературы:

1. ГАШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 26.

2. ГАШ. Ф. 224.Оп. 1. Д.120.

3. ГАШ. Ф.224. Оп.1. Д. 3157.

4. ГАШ. Ф. 224. Оп.1 Д. 725.

5. Ревизские сказки Далматовского волостного правления. ГАШ. Ф. 605. Оп. 1-2 Д. 4,5.

6. «Край по имени Далмата». Том I-Курган; издательство «Зауралье», 2002.

7. И.А.Иванча и М.С.Кашеваров «Александр Никифорович Зырянов».  Шадринск; издательство П.О. «Исеть» 1997.

8. Шадринский краеведческий музей. Д. № 438.  «А.Н.Зырянов».

9. Метрические книги Далматовской Николаевской церкви.

10. Метрические книги Шадринской Николаевской церкви.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites