kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Об основании города Кургана, его основателе и первопоселенцах » К вопросу об идентификации личности основателя слободы Царево Городище Тимофея Невежина

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




К вопросу об идентификации личности основателя слободы Царево Городище Тимофея Невежина

История слободы Царево Городище связана с именем Тимофея Невежина. Интерес к основателю этого поселения русских на Тоболе начинается в XVIII в., когда российские ученые И.П.Фальк и П.С.Паллас сделали первые шаги в изучении истории Сибири. Так, И.П.Фальк сообщает, что «в половине прошлого (XVII) столетия поселился здесь крестьянин Невежин...» [1]. Однако спустя более чем два столетия остается открытым вопрос о происхождении, семейном положении Тимофея Невежина, неизвестна и генеалогия рода Невежиных. Сопоставление фактов двух архивных документов XVII в., Переписи Л.Поскочина 1683гг. и Вкладных книг Далматовского Успенского монастыря 1671г., позволяет реконструировать биографию этой ключевой в истории г.Кургана фигуры.

Условно биографию Т. Невежина можно разделить на три периода.

1. Жизнь и деятельность Т. Невежина до основания слободы Царево Городище.

2. Т.Невежин – слободчик Царева Городища.

3. Жизнь и деятельность Т.Невежина после снятия полномочий слободчика.

О первом периоде жизни легендарного слободчика в исторической литературе существует упоминание лишь о том, что он был выходцем из тюменских крестьян. Однако на данный момент известны архивные документы, которые опровергают это утверждение. Согласно Переписи Л. Поскочина 1683 г. «Тимошка Онисимов... родился в Верхотурском уезде в Невьянской слободе и жил в Далматовом монастыре за вклад» [2]. Во вкладных книгах Далматовского Успенского монастыря, составленных в 1671 г., значится Тимофей Анисимов [3].

Мы столкнулись с большой вероятностью того, что Тимофей Онисимов Переписи Л. Поскочина 1683 г. и Тимофей Анисимов вкладных книг Далматовского Успенского монастыря 1671 г. одно и то же историческое лицо.

Таким образом, детство и юность будущего слободчика связаны с Далматовским Успенским монастырем. В переписи 1662 г. Тимофей Анисимов упоминается в числе монастырских детенышей. Там же указывается, что с 1649 г. он выполнял всякую монастырскую работу, без денежного и хлебного жалования, за вклад [4].

Уместно предположить, что Т. Невежин был свидетелем и участником событий, которые происходили в монастыре. В 1651 г. на пустынников был совершен набег калмыков. Кочевники сожгли часовню, монастырскую «братию» подвергли пыткам и истязаниям. При нападении были убиты три монаха и 17 монастырских служителей, 20 других обоего пола были пленены. Среди немногочисленных людей, оставшихся в живых были старец Далмат и... мальчик Тимофей Анисимов. В 1662 г. монастырь подвергся очередному разорению со стороны татарских князьков [5].

Очевидно, что основатель Далматовского Успенского монастыря Далмат и Тимофей Невежин были не только современниками, но и хорошо знали друг друга. Предполагаемая наставническая роль Далмата к мальчику – сироте, с одной стороны, существование в ситуации постоянной военной опасности, с другой стороны, способствовали формированию у Т.Невежина активной гражданской позиции. Подтверждением этому служит не только то, что ему впоследствии было поручено основывать русское поселение на южных рубежах Тобольской провинции, но и его «общественная деятельность» в Далматовском монастыре в 1670-е гг.

В 1660-е гг. Т. Невежин женился на Настасье Родионовой дочери, выполнявшей в монастыре дворовую и всякую работу. В 1671 г. за их труды, по указу преосвященнейшего Корнилия, митрополита Сибирского и Тобольского, им была дана вкладная, о чем была сделана соответствующая запись во вкладной книге: «им быть впредь в обители. И поить, и кормить, и одевать, и обувать монастырским казенным платьем, а захотят и постришись, и их, Тимофея и с женою его постриши безденежно, за те их прежние труды» [6].

В 1674 г. в монастырь был назначен строитель Никон. По его распоряжению вкладные, выданные в 1671 г., были объявлены подложными и их владельцы были изгнаны из монастыря. Пострадавший от этого Тимофей Анисимов в числе поверенных вкладчиков был отправлен в Тобольск в поисках правды. Сюда же был вызван старец Никон, который был вынужден участвовать в очной ставке с обиженными вкладчиками. Однако последующие события свидетельствуют о том, что отношения Никона с вкладчиками не наладились. Через несколько лет на него было совершено нападение. Вполне вероятно, что конфликтная ситуация со строителем монастыря послужила одной из причин, побудивших Т.Невежина покинуть святую обитель и проявить себя на новом поприще.

В 1678-1679 гг. начинается строительство слободы Царево Городище «вверх реки Тобола на мысу меж озером и Тоболом рекою» [7]. Подробные сведения об ее первопоселенцах содержатся в Переписи Л.Поскочина 1683 г. Устроителями нового поселения были слободчик Тимошка Онисимов, кузнец-бронник Ивашко Леонтьев сын Половников, и семь беломестных казаков: Онтонка Федоров сын (Кропивин), Ондрюшка Терентьев сын Баскаков, Мишка Родионов сын Хромой, Ганка Микитин сын Кайгародов, Микишка Леонтьев сын Седов, Гришка Васильев сын Байбарин, Васька Варламов, сын Черепанов.

Служилые люди происходили из разных мест: Тобольского, Важского, Верхотурского, Устюжского уездов; Тюмени, Казани, Соли Камской, Кайгородка. Их социальная принадлежность тоже различна: они были выходцами из крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков.

Перепись скупо сообщает сведения о происхождении и семейном положение слободчика. Именно в этом документе указано, что он жил за вклад в Далматовском Успенском монастыре. В 1683 г. у него было два сына: Оска, четырех лет, и годовалый Овдокимка. Пашен и сенокосов не имел [8]. Прозвище «Невежин» в этом документе не фигурирует.

Первое упоминание о слободчике Тимофее Онисимове как о Невежине содержится в Наказной памяти, выданной в 1680-1681 гг. слободчику Белоярской-Иковской слободе Кондрату Кондратьеву сына Замятину. В ней говорится, что строить слободу следует «промеж слободы Белозерской слободчика Стенки Нестерова, да промеж слободы Царева Городища Тимошки Невежина» [9].

В другом случае о нем идет речь в Отписке тобольского воеводы князя А. Голицына тюменскому воеводе Т. Ртищеву о появившейся в Утятской слободе Тобольского уезда раскольниках, датируемую 1681-1682 гг., где сообщается, что «той слободы Царево Городище слободчик Тимошка Невежин» [10].

В 1686 г. слободчика Царева Городища Т. Невежина сменил приказчик Петр Спиридонов. На этом в исторических документах след об основателе слободы исчезает. Не прослеживается связь поколений Невежиных. Дети слободчика могли получить фамилию Анисимовы, Слободчиковы, Тимофеевы. Так, в 1710 г. Осип Слободчиков 30 лет с семьей отмечен в д. Арбинской, которая в административном подчинении относилась к Царекурганской слободе [11].

Анализ названий населенных пунктов, возникших в конце XVII – начале XVIII вв., показывает, что большинство деревень назывались уже не по урочищам, как это случалось при заселении края, а по фамилии (иногда – отчествам) первопоселенцев. Так, большинство деревень Царекурганской слободы имели названия по имени их основателей, как правило, крестьян: Комарская, Шкилева, Черемхова, Чеусова и др. При изучении картографических материалов С.У.Ремезова конца XVII в. при слободе Царево Городище обнаруживается д. Слободчикова. Она распологалась при р. Черной в устье р. Калиновки. Таким образом, существует большая вероятность того, что к основанию д. Слободчиковой причастны если не сам Тимофей Невежин, то его сыновья.

В первой половине XIX в., о слободчике еще помнили. На страницах Полевого межевого журнала 1838-1840 гг. при описании земель почетного гражданина и купца 1-й гильдиии Н.Ф. Мясникова при речке Черный Ик есть следующая запись: "...Статья сия состояла как видно из заключенного мною контракта по межам от мельницы слободчика, коя стоит в пусте (на пустыре) Тимофея Неведина (фамилия – так в тексте), расстояние на пять верст по грани в зарешную сторону от Сухой Согры до истоку...".

Таким образом, выше представленная интерпретация личности Тимофея Невежина основана на сопоставлении двух документов – Переписи Л.Поскочина 1683 г. и Вкладных книг Далматовского Успенского монастыря 1671 г. Она открывает ранее неизвестные факты его биографии, что позволяет оценить жизнедеятельность Т. Невежина в общеисторическом масштабе: из разряда "рядового" слободчика он вырастает до сподвижника легендарного Далмата, становится одной из ключевых фигур в истории Западной Сибири XVII в. Вместе с тем, для подтверждения данной гипотезы о происхождении основателя слободы Царево Городище необходимо дальнейшее выявление источников, в первую очередь, в документах Сибирского приказа Российского государственного архива древних актов.

Примечания.

1. Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академию Наук, по предложению ее президента. Т. 6. Записи путешествия академика Фалька. - СПб., 1824. - С. 350.

2. РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 261. Л. 1596.

3. Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII – начало XVIII вв.): Сб. документов. Сост. И.Л.Манькова. – Свердловск, 1992. – С. 164.

4. Там же. С. 14.

5.Описание мужского Далматовского Успенского общежительного третьеклассного монастыря и бывшего приписанного к нему женского Введенского монастыря (Екатеринбургской епархии, Пермской губернии). / Составил I Протоиерей Далматовской Николаевской церкви Григорий Стефанович Плотников. – Екатеринбург, 1906. – С.19.

6. Вкладные книги... С. 14.

7. РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д 261 Л. 1594.

8. Там же. Л. 1594-1597.

9. История Курганской области. Т.1. – Курган, 1995. – 119.

10. Хрестоматия по истории Курганской области (досоветский период). – Курган, 1995. – С. 20.

11. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1526. Л. 199 об. – 200.

12. ГАКО. Ф. И-245. Оп. 1. Д. 1841. Л. 68.

Написано Павлом Варлаковым в соавторстве с Екатериной Тершуковой.

Опубликовано:

Зыряновские чтения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Курган, 14-15 дек. 2004г.). – Курган, 2004. – С. 119-121.

Материалы 4-й Уральской родоведческой научно-практической конференции (12-13 нояб. 2004 г., Екатеринбург). – Екатеринбург, 2010.- С.146-149.

Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites