kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Белозерское село » Из истории села Белозерского Курганской области

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Из истории села Белозерского Курганской области

Слобода Белозерская была построена как пограничная слобода Ялуторовского дистрикта.

Первые жители.

Откроем летопись старинную, переписную книгу чиновника Льва Мироновича  Поскочина. Ездил он по территории России, население пересчитывал, да чем оно живёт,  что промышляет и как обрабатывает свою добычу. Что с него возьмёшь, такая у него чиновничья работа – подати для царя с народа собирать. Приехал он и в наши края, и было это в 1681 году. Вот что пишет он в своей переписной книге: «Белозерская слобода на реке Тоболе. Поселились в ней во 186 году…».  Год этот – 7186-й от сотворения мира. А если на современное летоисчисление перевести, то вычесть надо  5508 лет, и окажется, что поселились в 1678 году. Читаем дальше. «А в той слободе беломесные казаки и оброчные крестьяне». Кого же записал  царский  писец?

«Во дворе слоботчик чюбаровской  пашенной крестьянин  Стенка Фёдоров сынНестеров. Сказал: родился де он в Чюбаровской слободе, был в десятинной пашне и тое пашню здал крестьянину ж  Ивашке Попову. А Белозерскую слободу велено ему селить со 186-го году. У него дети: Петрушка 3 лет, Егорейко полугоду».

В первую очередь чиновник записывает беломестных казаков.  Беломестные казаки –  категория служилых людей из крестьян и солдат, которые служили в своей местности, когда здесь были военные действия, а в мирное время занимались крестьянским трудом.  Они  должны были иметь коня и оружие для защиты слободы от кочевников, чтобы не разоряли её кочевые племена  и чтобы людей в рабство не уводили. Беломестный казак не платил налогов на землю, которую обрабатывал для пропитания.  Название «беломестный» произошло, по мнению учёных, от символики цветов народов востока Евразии. Белый цвет означал, что человек никому не подвластен, свободен от должностей и податей. Кроме того, белый цвет – это цвет радости, приносящий счастье. Но  беломестными казаки называли себя потому, что владели землёй и не платили за неё подати, земля поэтому называлась  «белой».

Из казаков записаны:

Иван Терентьевсын  Широков. Родился в Кайгородском уезде  в Тихоновской волости, жил «за великим государем во крестьянах», (то есть, был государственным крестьянином), здесь живёт с 189-го году. У него сын Игнат 10 лет.

Осип ФёдоровКадошников. Родился в уезде Соли Вычегодской, жил за великим государем во крестьянах. Здесь со 190 году. У него сын Григорий 3 лет.

Сергей Михайлов. Родился  в Устюжском уезде Ергоцкой волости в деревне Кичиге, жил за великим государем во крестьянах. В Сибирь пришёл и живет в Белозерской слободе со 189-го году.

Федот Архипов сын Шмаков. Родился в Верхотурском уезде, отец его жил « за Невьянским монастырём во крестьянах» (был крестьянином, приписанным к данному монастырю). Здесь  со 189 году.

Иван Федосеевсын Пушников. Родился в Вологодском уезде Спаского Прилуцкого монастыря в деревне Микитине, жил за тем монастырем во крестьянах. В Сибирь пришел и живет в Белозерской слободе со 189-го году.

Иван Семёнов сынПухов. Родился Тобольского уезду  в Чюбаровской слободе. Был в десятинной пашне. Сдал её прихожим людям, Стенке Колышкину. А в Белозерской слободе живёт в беломестных   казаках со 187 го году.  У него дети: Тимофей 17 лет, Василий 9 лет, Степан 7 лет ( записан как Стенка), Юшко 3 лет.

Лука (Лучка) Фёдоров сын Нестеров, живёт здесь с 186 года. Очевидно это брат родной слободчика. Ранее жил в Чюбаровской слободе.  Дети его: Федот 16 лет, Емельян ( Омелько) 10 лет, Демид ( Демка) 6 лет.

Емельян  Родионовсын Медведев. Родился в Тобольске, пешего казака сын. Здесь – беломестный казак с 189-го года. У него братья: Якунка 20 лет, Сенка 3 лет.

ФилкаФефелов. Родился в уезде Соли Камской на Косве реке в Косимском погосте, солдатский сын. Живёт в Белозерской слободе со 190 году (в данном случае слово «погост» означает либо  несколько деревень  одного прихода,  о  таком погосте говорят: «лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки»; либо это подворье, постоялый двор, стоящий на отшибе,  вдалеке от селений, одинокий). Из этих записей видно, что первые жители слободы Белозерской пришли сюда из Пермского края, Архангельской области, Тюменской области.

Из оброчных крестьян в переписи Льва Поскочина записаны:

Сенка Гордеев сынКорюкин с сыном Мишкой 7 лет; братья его Матюшка, Федотко, Ондрюшка 20 лет. У Федотка сын Микишка 8 лет.

Сенка Дементьев Просеков, у него дети: Иван 17 лет, Иван же 3 лет, Трошка полугоду.

Ивашко Сидоров сын Раздобрей, сыновья его Стенка 10 лет и Стенка же 7 лет.

Захребетники, живут своими дворами (принадлежали к вольным или гулящим людям, не несшим ни государевой службы, ни государственного тягла… - из энциклопедии Брокгауза и Ефрона):

Оска Титов сын Киргинец. Родился в Киргинской слободы в деревне Вяткине, был в десятинной пашне. И тое пашню сдал брату своему Куземке Титову. А  в Белозерской слободе живет со 189-го году. У него сын Ивашко 9 лет.

Федка Леонтьив сын Вятчанин. Родился в Катайском остроге, был во крестьянах, платил хлебной оброк. И тот оброк сдал крестьянину ж Ганке Кургунцу. А в Белозерской слободе живет со 189-го году. У него сын Федка 4 лет.

Сенка Иванов сын Пухов. Родился  в Иване городе, посадского человека сын. В Сибирь пришел и жил в Чубаровской слободе в десятинной пашне. И тое пашню сдал прихожим людям Спирке да Данилку Житковым з братьями. А в Белозерской слободе живет со 190-го году. У него дети: Ондрюшка, Иивко 18 лет.

Юшко Минеев сын Шорин. Родился в Верхотурском уезде в Ирбитской слободе, платил оброчной хлеб. И тот оброчной хлеб сдал прихожему человеку Данилку Иванову. А в Белозерской слободе живет со 189-го году. У него сын Ивашко 7 лет. У него ж брат Бориско. У Бориска дети: Гришка 15 лет, Макарко 8 лет, Стенка 6 лет.

Микитка Константинов сын Меншиков. Родился в Чубаровской слободе, был в десятинной пашне. И тое пашню сдал прихожему человеку Ивсейку Прокопьеву сыну Лисицыну. А в Белозерской слободе живет со 191-го году. У него дети: Ивашко 3 лет, Ганка году.

Придя жить на эту землю, стали они обустраивать свою жизнь. Л.М.Поскочин в своей переписи отмечает, что жители ловят рыбу в озере Ачикуль, за что платят оброк по 2 рубля в год; казак Лучка Нестеров имеет в своём ведении мутовчатую мельницу, платит  за неё 6 денег, ему Поскочин добавил вновь 5 алтын. А ещё у Лучки Нестерова есть кузница, за неё  оброк он не платил, поэтому чиновник наложил на кузницу оброк 6 алтын 4 денги.   Мутовчатая мельница, как следует из словаря В. Даля, имеет лежащее водяное колесо, лопасти которого расположены под водою и ворочаются течением. Мутовкой называли плохую водяную мельницу.

В самой  слободе в 1749 году был кремль рубленый в углы, при нём одни проезжие ворота, надолбы, рогатки и ров; в 23 дворах проживало 83 чел. От 16 до 50 лет. К слободе были приписаны 18 населённых пунктов, в коих насчитывалось 398 дворов, 756 мужчин, 756 женщин от 16 до 50 лет. В наличии было 2 фузеи и 9 гладей (из выписок Е.Селеткова).

Во имя человека  Божия.

Пришедшие построили деревянную часовню, но поскольку дела церковные погибли во время пожара, неизвестно, когда это событие произошло.  Однако священник Белозерской церкви Василий Адрианов в своих заметках о слободе Белозерской утверждает, что  сохранилась благословенная грамота,  писана она старинным почерком и  приводит он документ этот «слово в слово»: «Пишет грамоту Великий Господин преосвящённый Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский.   По благости, Дару и Власти Все Святого и животворящего духа, данный нам от Самого Великого Архиерея Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в нынешнем 206 году февраля в 9 день (1698) били челом нам, Великому Господину, Белозерской слободы староста часовенный Федька Меньшиков с прихожанами, чтобы нам, Великому Господину, пожаловать ево старосту часовенного Федьку Меньшикова и прихожан велеть им  на церковное строение лес ронить и строить Белозерские слободы церковь во имя Святого Алексия человека Божия и мы Великий Господин, слушав челобитья, пожаловали его старосту Федьку Меньшикова  и прихожан благословили и указали им на церковное строение лес ронить и церковь строить во имя Святого Алексия человека Божия…».

В 1708 году начал свою деятельность приход Алексеевской церкви слободы Белозерской. Приведу ещё один источник:

«Переписная Тобольская книга 1710 года, составленная Василием Турским, отмечает в слободе Белозерской над Тоболом:

Двор попа Конона Сергеева, 50 лет, он грамоту знает, но писать не умеет, за него расписался Михайло Коршунов.

На дворе церковного дьячка Андрея Леонтьева, 35 лет, жена Катерина 25 лет и сын Андрей полугоду.

Пономарь Пётр Григорьев, 35 лет.

Трапезник Пётр Ларионов, 60 лет, живёт с семьёй на подворье у крестьянина Григория Ананьина. Писчий дьячек Иван Смирнов, 66 лет, у него на подворье живёт ещё один дьячек Илья Фёдоров, 30 лет, с семьёй».

Таким образом, поскольку со времени постройки первой церкви слободы Белозерской прошло всего 2 года, эти люди составляют штат первых священнослужителей Алексеевской церкви слободы Белозерской. В 1710 году в слободе 28 дворов.

В 1755 году церковь настолько обветшала, что 29 марта того года по благословению Сильверста, митрополита Тобольского и Сибирского, заложена была новая деревянная церковь также во имя святого Алексия с приходом святой мученицы Параскевы. Строилась на средства прихожан. Освящена новая церковь была 28 июля 1759 года ялуторовским протоиереем Ярцовым  по благословлению Павла, митрополита Тобольского и Сибирского.

В 1784 году прихожане пожелали построить более основательную церковь – каменную, на что в этом же году получили благословение епископа Варлаама. На эту церковь  в архиве имеются грамоты святителей – Игнатия, Силиверстра, Павла и Варлаама.

Каменная церковь стояла посреди слободы. В 1869 году возникла необходимость  сделать новый иконостас в Алексеевской церкви с. Белозерского, так как иконы от времени потемнели так, что на некоторых  едва можно было увидеть лики святых. Наконец. В 1873 году новый иконостас был принят, сделал работу иконописец Стефан Иванович  Крутов. 

Опишу хронологию строительства церкви в слободе Белозерской.

До 1698 года в слободе была часовня, староста Фёдор Меншиков.

1698 год. Дано разрешение на строительство деревянной церкви во имя Алексия человека Божия.

1710 год. Церковь построена. Священник Конон Сергеев, 50 лет.

1755 год. Построена вторая церковь вместо первой, тоже деревянная, со вторым приходом святой мученицы Параскевы.  Освящена ялуторовским протоиереем Ярцовым  28.07 1759 года.

1784год. Принято решение о строительстве каменной церкви. Название сохранено. Подрядчиком стал экономический крестьянин Максим Алексеевич Минин из рафайловской заимки Ялуторовской округи. Строительство начали в марте 1785 года Церковь мерою в длину и ширину 8 аршин, внутри высота 11 аршин. К церкви построили колокольню.   К  1790 году церковь хотели построить окончательно. Договор о строительстве подписан священником  Фёдором Афанисиевым Зудиловым,  вторым священником Митрофаном  Аникиевым  Набережных, дьяконом Иосифом Пузырёвым и др. К 1798 году церковь не была готова. Прихожане согласились достраивать её, и нашёлся архитектор из Кургана – Моршихин Пётр Фёдорович, числился крестьянином Смолинской волости, жил в Кургане. Жители соседних деревень – Мендерской, Скатинской, Зарослой, Говорухиной, Салтосарайской волости и других приняли участие в постройке гостиного двора при церкви, чтобы могли останавливаться в нём участники Алексеевской ярмарки. Кто-то выделил лес, иные помогали деньгами.

Алексеевская церковь слободы Белозерской была освящена в 1805 году. Священники Зудилов, Набережных, дьякон Пузырёв продолжали службы.  Дети, внуки, племянники служителей церкви продолжали дело своих предков. Сын Ф.Зудилова Григорий стал дьяконом этой же церкви, сын дьякона Иоанна Пузырёва Григорий стал дьяконом, а внук – дьячком.

 DSCN5767

Гостиный двор и Алексеевская церковь в селе Белозерском, 1930 год

Помощь церкви оказывали многие. Купец Павел Меньшиков в 1873 году пожертвовал этой церкви две бронзовые люстры и занавеси малинового цвета к 12 царским дверям. Он же пожертвовал шёлковую материю на церковную лавку.

Царственные особы и губернское начальство не обошли Алексеевскую церковь своим вниманием. В июле 1869 года по тракту из Кургана в Ялуторовск через слободу Белозерскую проезжал начальник губернии генерал-майор Адриан Стефанович  Соллогуб. Он посетил приход, женскую школу и мужское приходское училище, в женской школе проверил знание ученицами Закона Божьего, а следующем году,1870, он вновь побывал  в женской школе села Белозерского, снова его заинтересовало знание Закона Божьего. На этот раз он поблагодарил законоучителя священника Василия Адрианова, его и детей он велел наградить деньгами.

Священник Василий Васильевич Адрианов заслуживает нашего внимания. Он записывал фольклорные материалы, в том числе и  своего прихода, собирал статистические данные. Его публикации в Тобольских Губернских Ведомостях дают нам представление о жизни крестьян того времени в Белозерской волости. Он был награждён бронзовой медалью Русского географического общества «За труды по географии».

DSCN5771 DSCN5769

На фото 1932 года – разрушение Алексеевской церкви в селе Белозерском.

Где  жили.

По описанию священника В.Адрианова слобода Белозерская расположена на левом берегу реки Тобола. По селу идёт почтовый тракт из Тюмени и Ялуторовска на Курган, летом по этому тракту 57 вёрст до уездного города, а когда наступает зима, дорога сокращается до 50 вёрст, потому что путь выпрямляется. В 16 верстах от слободы, в Иковской волости,  располагается Белое озеро, от которого, как полагают, пошло название слободы.

Местность, где расположена слобода, довольно плоская.  Когда-то  она была окружена двумя большими рощами, одна из которых  принадлежала жителям слободы Белозерской, вторая  – жителям д. Корюкиной, водящей в состав Белозерской волости. Но в отличие от жителей деревни Корюкиной, белозерцы вырубили  свою половину на дрова.

В.Адрианов пишет: «В слободе находится волостное правление, которое занимает довольно уже ветхий дом, есть в ней и питейный дом – необходимая принадлежность всякого мало-мальски порядочного селения».

В 1909 году в состав Белозерской волости входили деревни: Бачанцева,  Глубокова, Доможирова, Истокская ( Савинова), Ковалёва, Корюкина, Куликова, Маслянская (Масляная), Меньщикова, Пешная, Слободчикова, Ново-Ачикульский выселок (Рыжкова), выселок Охотинский,  заимка Сутягина, заимка Худякова, заимка Гурского и сёла – Боровское, называемое ещё Карачтой  или Карачтенским, с.Кузьминское и с.Белозерское – центр волости, то есть в волости было уже три церкви.  В селе Боровском, расположенном  при реке Борово-Карашта, имелась церковно-приходская школа, мануфактурная лавка, владел которой Карпов Александр Александрович, две бакалейно-мелочные лавки Чертихина Павла Ефимовича и Лепехина Никиты Яковлевича, пивная лавка Драчева Ефима Андреевича, здесь проводились в год два торжка. В самой слободе была Министерская 2-классная школа, библиотека-читальня, больница, кожевенный завод М.О.Менщикова, проводился еженедельно торжок, два раза в году – ярмарка. Министерская школа была и в с.Кузьминском, а также в д. Куликовой, где стояла часовня, где был артельный маслозавод. Деревня Масляная стояла издревле при болоте, воду хранили в специальных ямах, здесь тоже были две бакалейно-мелочные лавки, которыми владели Вяткин Никита Антонович и Белобородова Мартемьяна Спиридоновна. Часовня  и церковно-приходская школа были и в д.Меньщиковой.

По самому селу Белозерскому прошёл почтовый тракт из Тюмени и Ялуторовска на Курган. Появились первые улицы. 

Бытие.

В 1710 году  в слободе было 28 дворов.  Спустя более века, в 1895 году к волости приписано три села и 14 деревень, в которых проживают 6763 души, это коренные жители и ссыльные.  По всей волости протекает река Тобол, в неё впадают реки: Мендера, Тысячная, Узкая, Полой, Протака. Речки: Боровая – Карашта, Крутиха, Ветнина . Озёра: Камышное, Ачикуль, Глубокое, Кривое, Убиенно, Плоское, Алешино, Лебяжье, Мочище, Семушкино, Добрынино, Буерак, Гагарье (кстати, в книге «Гидронимы Курганской области» Л.Д.Вохминцевой, не все эти реки и озёра упомянуты). В реках и озёрах волости ловятся: щуки, караси, лини, налимы, чебаки, окуни.  Ловят и раков, но не едят их, а продают.  705 десятин земли  принадлежит частным землевладельцам.  Всего в волости 1304 двора, хлебопашеством занимаются 1014 хозяев, из них 754  двора содержат ещё и скотину, для чего содержат работников, от одного до пяти, 60 дворов обходятся своими силами. Хлеб продаётся в Курган и в с.Белозерское. Кроме хлебопашества и скотоводства жители волости занимались гончарным производством, в основном это жители деревени Масляной.  Зарабатывают жители волости и тем, что по найму купцов или других хозяев  на всё лето отправляются в степь для перегона баранов или рогатого скота. Некоторые занимаются  провозом по тракту людей.  Есть мастеровые люди – чеботари, портные, печники, шорники, кузнецы, но их очень мало.  Грамотных в деревнях и сёлах тоже очень мало.

Адрианов отмечает  умение жителей любым подручным делом заработать хлеб насущный.

Как одевались белозерцы в конце  19-го века?    Мужчины-хлебопашцы носили сюртуки, кафтаны, казакины. Женщины в основном носили платья, а не сарафаны.

По записанным священником пословицам и поговоркам можно услышать их речь:

Брат брату – сусед.

Брат-от он мой, а ум-от у него свой.

Богатый заденет, так всю оденет.

Где кака деревня, тут тако и поверье.

Добро-то не в селе, а в себе.

Докащику первая чарка и первая палка.

Дрязгу бояться, так и в лес не ходить.

Душа миле ковша.

И близко, да бывает склизко.

И немного мяска, да говядина  баска.

Купи шубу шиту, а хоромину крыту.

Кус - гривна – и кус - копейка.

Любил медок, люби и холодок.

Мир – не осиновый кол.

Мир что волна: что один, то и все.

На тяжёлый воз рукавицу брось – и то станет.

Нощна кукушка денну(ю)  перекокует.

От дождя – не в воду.

Помочь – дико, ворота не запирай.

По которой реке плыть, по той и слыть.

При тебе – по тебе, а без тебя – про  тебя.

При худе-то худо, а без худа-то ещё хуже.

Рядкой не вырядишь, работкой не выробишь.

Свинья не родит бобра, а такого же поросёнка.

Семеро одного не ждут, а удалой и один съест.

Скотинушка – утренна роса.

Смотри  в оба, а в один не мода.

С умом суму носить, а без ума суму бросить.

Хоть за бадожок, да всё же на здешний бережок.

Хоть за лыска, да близко.

Хоть худинька – да голубинька.

Чево(го) мне пресь (прясть), рубаха есть.

Чужу бороду дерёшь, так и свою подставляй.

Шильём да мыльём да бабьим хлепетиньем.

Што и в богатстве, когда нет приятства.

Выделены высказывания встречающиеся либо в сборнике В.П.Аникина, либо в словаре В.И.Даля –  некоторые весьма близко схожы.

Сын священника  В.Адрианова, Александр Васильевич Адрианов, родившийся 7.11.1854 года, стал известным сибирским просветителем, этнографом, путешественником, археологом, ботаником. У него было 7 младших сестёр.  Закончил Тобольскую гимназию, где в 1852-1862 г.г. директором был Павел Петрович Ершов, автор « Конька-горбунка». Он – первооткрыватель  Енисейских писаниц.  Являлся редактором газеты « Сибирская жизнь», издаваемой в Томске. А.В.Адрианов поддерживал правительство Колчака, был против Советской власти. В декабре 1919 года его  арестовали  за   политические убеждения и по приказу Томской ЧК расстреляли  в марте 1920 года в возрасте 66 лет.  В 1991 году на здании газеты, в которой он работал, установили мемориальную доску.

Село Белозерское в 1924 году стало центром Белозерского района. В 2002 году в нём проживало 4465 человек.

Литература.

1. Перепись Льва Поскочина.

2. Тобольские Губернские ведомости. 1895 г.,1863 г.

3. ГАКО, ф32, оп.1, д.2; д.57.

4. Перепись В.Турского.

Меньщикова Е.В., Зауральское  генеалогическое общество имени П.А.Свищёва, 2013 г.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites