kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » В церковной ограде » В церковной ограде

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




В церковной ограде.

 «И услышал я голос с неба, говорящий мне: «Напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе». Откр. 14,13.

Момент истины

А было так: при рытье ямы под очередную опору фундамента ковш экскаватора чуть качнулся вправо — всего на несколько сантиметров. И тут экскаваторщик заметил обнажившийся фрагмент кладки из красного кирпича. Работы тотчас же прекратили. Было очевидно, что это склеп. Осторожно вскрыли его восточную часть. Внутри — полуистлевший гроб.

Павел Юрьевич Горбунов, возглавляющий фирму ООО «Арт-Мозаика», которой фактически принадлежит ныне то, что когда-то называлось Богородице-Рождественским собором, оценил важность находки. Тотчас же об этом узнали в охране памятников, в Епархиальном управлении, в редакции «КиК»... Холодным утром 18 октября 2005 года мы все собрались перед алтарной стеной бывшего собора. Для извлечения из склепа обнаруженного захоронения Павел Горбунов выделил своих рабочих, снабдив их лестницами, шанцевым инструментом, веревками, противогазом и фонарем.

Поднятие останков сопровождалось молебном с соблюдением необходимых в этом случае церковных канонов. У раскрытой могилы клир кафедрального собора, Курганский городской благочинный, протоиерей Николай Чирков, члены церковного хора, представители архивов, музеев, охраны памятников, журналисты.

Все мы были удивлены, что склеп был сооружен на довольно большой глубине. А потому извлечь из него полуистлевший гроб было сложно. И чтобы он не рассыпался в руках, пришлось под него подвести специальный тонкий щит и брезент. Подъем же начали после того, как на площадке появился криминалист из Курганского бюро судебно-медицинской экспертизы Татьяна Александровна Абрамовских.

Сразу было видно, что захоронение не потревожено. Гроб обит небесно-голубой парчой, по краям декорированный пышными зеленовато-синими кистями.

Покойный лежал в полном священническом облачении, также непотревоженном: на голове покрывало – воздух, камилавка фиолетового цвета; под фелонем – епитрахиль, на запястьях – поручи, справа – набедренник. В правой руке свернутая в трубку разрешительная молитва, в левой деревянный четырехконечный крест с бронзовым распятием размером 23×11 см. Был обнаружен и нательный бронзовый крестик. На груди – Евангелие размером 24×16 см. Новый завет, почти в 300 страниц текста на 4-х языках: русском, церковно-славянском, греческом и латинском. На темно-синей обложке – золотое тиснение шестиконечного креста. А внизу обложки проставлена цена книги – 2 руб. 50 коп. Это Евангелие – учебник, специально изданный для преподавателей семинарий, духовных училищ и общеобразовательных школ. Тут же – стеклянный стакан. В нем наполовину сгоревшая свеча, а рядом пучок таких же тонких неиспользованных свеч.

Кстати, бывший настоятель собора, протоиерей Иоанн Волков, а это был именно он, погребен в сапогах, которые хорошо сохранились, чего не скажешь о бумажном венчике с литографированными священными изображениями, положенном во время отпевания на чело умершего, и о свитке разрешительной грамоты, в которой как раз и фиксируется имя умершего.

Мы поторопились. И едва кто-то из нас прикоснулся к этому свитку, как бумага рассыпалась. Вначале следовало бы ее закрепить консервирующим составом, применяемым в подобных случаях при археологических раскопках. Эксперт Татьяна Александровна, надев резиновые перчатки, не спеша осматривает череп, перебирает шейные позвонковые диски. Фиксирует: разрастание шейных позвонков. А подобное начинается у человека по обыкновению не ранее 60 лет. Но самое главное — мы не обнаружили ни единого зуба!

Впрочем, не случайно же в метрической книге на 1913 год в третьей части об умерших сказано, что 3 ноября умер, 5-го погребен «Градо-Курганского Богородице-Рождественского собора протоиерей Иоанн Филиппов Волков». Далее под рубриками стоят такие ответы: «Лета умершаго» - 85; «Отчего умер» - от старости. (Какие уж тут зубы!). «Кто исповедывал и приобщал» - протоиерей Иоанн Редькин. «Кто совершал погребение и где погребены» - Протоиереи: Иоанн Редькин, Николай Богословский, Иоанн Желницкий. Священники: Александр Коровин, Македон Волков, Александр Кокорин с диаконами Петром Ракитянским, Иоанном Савиным, Андреем Пришлецовым и псаломщиками Василием Першуковым, Виктором Фофановым и Владимиром Серебрянниковым. Погребены «в церковной ограде собора».

Тайна амплитуды ковша

Ведь ковш мог и не качнуться вправо. Он с таким же успехом мог уклониться влево. Но акт сей был предопределен свыше. Так должно было случиться. И не раньше, и не позже, а после того, как у храма св. Александра Невского была восстановлена колокольня и на ее шатре вознесся над городом, сверкая золотыми отсветами, православный крест! Именно с этого момента наш кафедральный собор наконец-то обрел свой исторический архитектурный облик! Но ведь у истоков созидания этого собора как раз и стоял о. Иоанн Волков. По благословению архиерея Тобольской епархии именно он освящал закладку храма, а шесть лет спустя участвовал в его освящении!

 

Храм св. Александра Невского. Курган, 1910-е гг.

И вот он неожиданно открылся нам и этим самым как бы дает нам понять: «Я помню об оставшихся на земле и молю Бога за вас!» Многие так и восприняли весть о найденной могиле в эти дни.

Но вернемся в год 1913-й. Некролог об о. Иоанне в ТЕВ дал первый настоятель храма Александра Невского протоиерей Николай Богословский.

«Более пятидесяти лет покойный служил в Курганском Богородице-Рождественском соборе. Сколько за это время он окрестил, повенчал и схоронил из среды курганцев!.. Есть и сейчас в Кургане семейства, в которых, начиная с главы семьи и кончая последним ребенком, все приняли св. крещение от о. Ioaннa Волкова и где родители получили благословение на свое супружество через того же батюшку. Весь город провожал своего старца-батюшку к месту его вечного упокоения. Торжественно схоронили о.о. курганские протоиереи, иереи, дiaконы и псаломщики – о духовника, погребенного в соборной ограде, рядом со своим заместителем по должности настоятеля собора, протоиереем Д. Матвеевым, всего 4 месяца тому назад скончавшимся. И эта новая могила служителя престола Божия – уже четвертая в Кургане в нынешнем году – невольно наводит на грустные мысли о бренности нашей жизни земной. Правда, о. протоиерей Волков скончался уже в глубокой старости, достигнув редкого в наши дни долголетия».

Верно и другое: несмотря на редкое долголетие, он до последнего дня не прекращал своего пастырского служения. Так, например, в апреле того же 1913 года он «исповедывал и приобщал» священника Курганской Троицкой церкви Иоанна Константиновича Лапшина, умершего от воспаления легких 54 лет от роду. Буквы прыгают, слова посредине разорваны, чувствуется, что рука дрожит, неустойчива. Однако положено данную графу заполнить своею рукою. И он заполнил. И это незадолго до собственной кончины!

Итак, после необходимой экспертизы останки о. Иоанна со всем сохранившимся облачением были сложены в новый гроб и временно помещены в подвал Александро-Невского храма.

Почему так? Мы знали, что здесь похоронено четыре протоиерея. Поэтому с перезахоронением о. Иоанна решили не торопиться: а вдруг еще откроется могила?

Предчувствие нас не обмануло. Через несколько дней – новая сенсация: рядом с могилой Волкова рабочие обнаружили еще такой же склеп. Все повторилось. Только на этот раз Екатерина Тершукова со своими коллегами из Курганского облархива среди множества полуистлевших бумажных лент сумела найти разрешительную молитву с именем настоятеля – это был о. Дмитрий Матвеев.

Его облачение фактически было такое же, как и у о. Иоанна. Лишь сапог не было, вместо них – тапочки. И не был он покрыт саваном, как о том опять-таки сообщили СМИ. Саваном покрывают только мирских.

Как и положено, на груди у о. Дмитрия лежало Евангелие, переплет которого был отделан художественной чеканкой. В одной руке свернутая в трубку разрешительная молитва, а в другой – красивый и довольно внушительный бронзовый крест с распятием 21×11 см. Наперсного креста тоже не было!

Густые каштановые волосы о. Дмитрия были сзади прихвачены в пучок темно-коричневой фигурной заколкой из кости. И, конечно, полный рот белоснежных зубов! Ни одного больного! Да и то сказать – о. Дмитрий умер «от болезни почек» 39 лет от роду!

Кто и где похоронен

Итак, обнаружено два захоронения. Но, по архивным документам, «в церковной ограде собора» должно быть четыре могилы. Читатели должны знать, что захоронения непосредственно у самого собора, т.е. в его ограде, каждый раз за особые заслуги санкционировались Священным Синодом по просьбе консисторий.

А теперь представим наш собор. У него пять престолов, или приделов (на территории нынешней епархии пять престолов имеется только в Успенском соборе Далматовского монастыря). В алтарной части собора, в центре его, находится главный Богородице-Рождественский придел, справа от него — придел во имя архистратига Михаила, а с левой – придел во имя Алексея, человека Божия.

Первая могила здесь появилась в конце июля 1884 года, когда умер протоиерей собора Андрей Васильевич Тутолмин. Он жил недалеко от собора на углу улицы Береговой и Бакиновского переулка (ныне Климова и Володарского). В очень теплом и душевном некрологе ТЕВ читаем:

«Похоронен о. протоиерей в церковной ограде против алтаря придельного храма св. архистратига Михаила». Важное свидетельство!

17 июня 1913 года умер протоиерей Дмитрий Аполлонович Матвеев. Его могила располагалась против главного Богородице-Рождественского алтаря.

Четыре месяца спустя умирает о. Иоанн. Его хоронят рядом с о. Дмитрием тоже против главного алтаря собора. И, наконец, 25 сентября 1916 года умирает протоиерей этого собора Виктор Петрович Регов. Его погребли слева от Матвеева и Волкова, т.е. против придела св. Алексея, человека Божия. Так расположились четыре могилы четырех протоиереев. Между прочим, в некрологе о Регове протоиерей Иоанн Редькин дает уточнение: «Теперь здесь рядом три могилы настоятелей собора: о. Д. Матвеева, о. И. Волкова и о. В. Регова. И четвертая несколько поодаль – о. А. Тутолмина». Ценнейшее указание современника!

Еще раз напомним: справа Тутолмина, слева Регова, а в центре, перед главной алтарной частью, Матвеева и Волкова. Именно эти две могилы в центре и были найдены. Больше здесь, перед алтарной частью храма, никого не хоронили.

Хорошо. А на каком расстоянии от собора были эти могилы? У нас имеются разные фотоснимки собора, но нет изображения его алтарной части. И потому некоторые историки с удивлением узнают, что алтарную часть собора украшал такой же портик с дорическими колоннами, какие мы видим по бокам и у главного входа в собор. Ныне от этих портиков остались их фундаменты.

 

Фотография Богородице-Рождественского собора со стороны алтарной части (обнаружена после написания статьи). Курган, 1910-е гг.

И еще вопрос: на каком же расстоянии от капитальной стены находились найденные захоронения? Взяв рулетку, я пошел на место наших раскопок. Здесь встретил Сашу Шваргалова. Это один из тех рабочих, которые вскрывали склепы и поднимали останки священников. С ним мы и провели наши замеры. Оказалось, что сейчас от алтарной части стены и до склепа – 6 м 20 см. Да, но между ними когда-то находился 4-колонный портик! Нашли его фундамент. Выяснилось, что портик по ширине занимал 3 м 30 см. И теперь все встало на свои места. Ведь портик – доминирующая архитектурная часть самого собора. Стилистически он определял архитектурную особенность храма!

И вот теперь выясняется, что обнаруженные захоронения были всего в трех метрах от собора! Расположение склепов было сориентировано точно так же, как и сам храм: с севера на восток [?]. После отпевания умершего гроб опускают в могилу, в данном случае задвигали в склеп, ногами вперед, лицом к востоку. Затем торцовую стенку склепа со стороны собора, через которую поместили гроб, замуровывают кирпичом. Вот и все! Над могилами священников памятники не принято ставить. Ставят железные кресты.

«У дедушки на могиле стоял железный крест с надписью», – рассказывала мне внучка о. Иоанна Юлия Македоновна Волкова. Подобные кресты были и на других могилах. Но в 1920-х годах, по специальному распоряжению городских властей, началась грандиозная кампания по сбору и сдаче в металлолом всего железного, что попадало под руки. Снимали красивые кованые решетки в бывших купеческих магазинах, складах, церквах, с коньков крыш, у парадных дверей домов и особняков, разные железные ворота, ну и, конечно, могильные оградки и кресты. Вот после такого опустошительного разбоя предалтарные могилы собора вначале оказались безымянными, а когда исчезли могильные холмики, они и совсем потерялись.

В игру вступают балалаечники

Да, да! Именно в это время какая-то шальная голова, по-видимому, в минуту наивысшего помрачения, решила в Кургане создать ни больше ни меньше как музыкальную фабрику. Каково? Совсем по Остапу Бендеру. Прознай он о курганских прожектерах, непременно включил бы их в свою расхристанную команду! Еще бы! Чем нелепее обоснование, тем оно более убедительнее звучало. Говорили, что скрипки на уровне Страдивари, возможно, поначалу и не будут выпускать, но вот балалайки... Тем более, для них имеется большой запас прекрасного сырья – иконы! Дерево сухое, выдержанное. На том и порешили. Начали с разрушения собора, его куполов, колокольни, портиков, ограды. Появилось много дармового кирпича, но еще больше – щебня.

Чтобы не утомлять читателя праведным гневом и звонкой риторикой, приведу всего лишь один документ от 4 декабря 1936 года, адресованный нашим ...балалаечникам.

«Директору по строительству музыкальной фабрики. Президиум Горсовета обязывает вас немедленно с получением сего приступить к очистке площадки, занимаемой вами на усадьбе бывшего собора, от лома, кирпича и мусора и закончить очистку не позднее 1 января 1937 г. Указанный лом, кирпич и мусор вывозите и сваливайте в штабеля по ул. Горького от угла улицы Рабочей (ныне ул. Комсомольская — Б.К.) до угла ул. Пичугина; и по ул. К. Маркса от угла ул. Рабочей и до угла ул. Пичугина. О ходе очистки площадки информируйте Горкомхоз пятидневками. Председатель горсовета Костоусов. Зам. нач. Горкомхоза Черепанов».

Итак, пятидневки. А попробуйте уложиться в график, когда этого щебня горы немереные. А посему, чтобы не срывать план, балалаечники втихаря от начальства начали этим самым щебнем устилать свою территорию. И, таким образом, могилы оказались укрыты толстым слоем строительного мусора.

Исчезнувшие могилы

Недавно я осматривал склепы четы Смолиных, что перед алтарем кафедрального собора св. Александра Невского. Один прихожанин с недоумением спросил меня:

— Здесь склепы почти на поверхности, а почему найденные склепы у собора на такой большой глубине?..

Надеюсь, что теперь нашему читателю ответ понятен. Да, склепы Смолиных укрыты слоем земли всего лишь в 40 сантиметров. А у собора, чтобы извлечь из склепов останки, нам приходилось пользоваться лестницей. А вообще-то, в конечном счете, такое мощное укрытие как раз и помогло сохранить найденные могилы в неприкосновенности. А теперь вопрос: коль скоро так – в неприкосновенности, то куда же исчезли два других захоронения?

Тут надо иметь в виду, что, как установлено, могилы протоиереев находились в самой церковной ограде всего в трех метрах от собора, а вот братское захоронение за церковной оградой, в так называемом соборном сквере.

Мы знаем, что, воодушевленный открытием двух первых склепов, Павел Горбунов пытался и остальные найти, для чего «прощупывал» территорию специальными шурфами. Но пока безрезультатно. Однако каменные склепы — это же не нательный крестик или бумажный свиток. Сами собой они не могут истлеть и испариться не могут. Раскроем один исторический факт.

Уже во время войны, когда музфабрика, как и следовало ожидать, с треском обанкротилась, здесь разместили завод деревообрабатывающих станков. Заводу потребовался лакокрасочный участок. Его решили разместить на свободной территории перед алтарем. И вот когда у алтарной части собора начали сооружать пристрой, то крайние могилыо. А. Тутолмина и о. В. Реговакак раз и попали под фундамент этого пристроя. Вот каким образом исчезли эти могилы! Конечно, обнаружить сами следы исчезнувших склепов в принципе можно и сейчас, но для этого нужна совершенно иная методика поиска: раскоп, как делают археологи.

А было ли ограбление?

Наука не терпит приблизительности и размытости суждений. А во время вскрытия первого захоронения (о. Иоанна) неожиданно оказалось, что могила уже ранее кем-то была ограблена. Признаться, нас всех это известие шокировало. Но...

Разговор об ограблении возник после того, как по вскрытии гроба на священнике не увидели наперсного креста. И тогда кто-то сказал, что могила была ограблена. Рабочие, которые вскрывали склеп, подтвердили, что да, в склепе они заметили следы новой кладки.

Вскоре об ограблении могилы и отсутствии на погребенном наперсного креста рассказали некоторые СМИ. А тут еще появились письма в разные инстанции, телефонные звонки, в которых утверждалось, что не простой наперсный крест исчез, а золотой!..

Если бы меня не было на вскрытии захоронения, возможно, я все это воспринял как должное. Но я сам видел, в каком состоянии находился гроб, облачение и вообще вся атрибутика священника. Он так был, образно говоря, упакован, что судебно-медицинский эксперт не знала, за какую тесьму или какой конец ткани потянуть, чтобы аккуратно раскрыть его. Ей, эксперту, помогал это делать священник Михаил Бородин, зная последовательность облачения. И потому разговоры об ограблении мне показались по крайней мере странными.

Редакция газеты «Курган и курганцы» провела свое собственное расследование появившейся версии ограбления.

Повторимся: гроб в склеп опускали, точнее, задвигали с северного торца, ногами вперед, лицом на восток. После этого отверстие замуровывали кирпичом. Все. Рабочие, достававшие гроб, осветили внутренность склепа фонарем и увидели, что в торце его, т.е. в головной части, заложено кирпичом прямоугольное отверстие (!), причем кладка была без кирпичной перевязи. Когда они услышали, что у священника недостает наперсного креста, что могила ограблена, они сказали, что видели «новую кладку». А между тем прямоугольное отверстие в склепе всего лишь на два кирпича и не рассчитано было на кладку с кирпичными перевязями между собой!

Мы специально зафиксировали внутренность склепа и состояние гроба о. Иоанна до извлечения наверх и после извлечения, когда склеп был пустой. Что мы видим? Отверстие, прямоугольное в плане, в которое задвигали гроб в склеп, было по краям ровное! Это важно отметить. Ведь не будет же грабитель делать в склепе прямоугольный вход с ровными краями в десять кирпичей по высоте от самого пола и в два кирпича по ширине, положенных вдоль (!) (А всего ширина склепа состоит из четырех кирпичей.)

Замуровывали отверстие красным кирпичом на известковом растворе, т.е. тем же материалом, из которого сложен и сам склеп. Никаких следов пролома, вторичного вскрытия не зафиксировано.

Кстати, наши читатели сами могут в этом убедиться. Мы специально помещаем внутренний вид склепа, на котором очень хорошо видно, как было заложено прямо-угольное отверстие во время погребения.

Между прочим, точно так же было заложено прямоугольное отверстие и в склепе о. Дмитрия Матвеева. Следовательно, он тоже не подвергался ограблению, хотя и у него мы не обнаружили наперсного креста!

О чем это говорит? О многом говорит. Обратимся к официальному чину погребения, который изложен в многочисленных требниках.

«Священника и архиерея одевают не только в их домашние одежды, но и во все их церковное облачение. На грудь им полагается Евангелие и в руки дается крест... Во время отпевания на чело умершего полагается венчикбумажная лента с литографированными священными изображениямии в руки его влагается разрешительная грамота».

Именно все это и наличествовало в найденных могилах. Наперсный же крест в требниках и других книгах, излагающих «чинопоследования православной церкви», не упоминается. Оказывается, раньше священников хоронили без наперсного креста, это ныне хоронят с наперсным крестом. Вот почему один из присутствующих, не увидев наперсного креста на погребенном, и сказал, что могила ограблена.

На самом деле ограбления могил не было.

Свидетели

Сергиев Посад. Погожий июньский день 1986 года. Я в гостях у Владимира Македоновича Волкова – старшего внука о. Иоанна. Мы сидим с ним на диване. Разговариваем обо всем без регламента. У меня в руках папки с его рукописями по истории православия Западной Сибири. Он когда-то закончил Тобольскую семинарию, а потом Московскую духовную академию. Ох, не ко времени! Кое-как устроился в школу учителем русского языка и литературы. Много позже работал библиотекарем в Духовной академии.

 

Владимир Македонович после окончания 1 курса Московской духовной академии с братом Александром, 1916 год.

Тонкий знаток и интерпретатор духовной литературы. Не случайно издательство приглашало его как комментатора во время выхода ПСС  М. Горького. В частности, его имя мы находим в 25-м томе: «Жизнь Клима Самгина». В статье «От редакции» читаем: «При редактировании реального комментария учтены материалы С. С. Аверинцева, Е. И. Беленького, В. М. Волкова...» Как видим, имя Владимира Македоновича Волкова заслуженно стоит рядом с именем такого ученого мирового уровня, как С. С. Аверинцев.

В тот раз он подарил мне свою рукопись с автографом: «Курганское духовное училище». Для современного историка особенно бесценна глава «Курганское городское духовенство». Поскольку он всех их знал с рождения, общался с ними, его характеристики батюшек точны и нестандартны. Он рассказывает нам не только о том, кто и как вел службу, об их семьях, отношениях между собой, но обязательно и о тембре голоса, и даже цвете глаз.

В те годы, когда я встречался с Владимиром Македоновичем, духовная литература была малодоступна и редка. Я спросил его, какую он порекомендует книгу, чтобы хотя бы немного ознакомиться с духовной терминологией и тематикой.

— Богословский энциклопедический словарь Лопухина в 12 томах, — сказал он.

— А вот скажите, — заговорил он снова, — кто был в Кургане исправником?

— Иконников.

— Точно!обрадовался Володя.Я после 3-го курса академии приехал домой, зашел к нему. Надо, думаю, Россию защищать. Он посмотрел мой документ и говорит: «Мы архиереев в армию не берем». Ну, я в очках... Хлопнули мне печать на паспорт и все тут.

Заговорили о дедушке.

— Его народ любил, к нему тянулись. Его звали просто: «Батюшка Иван». Да, а вы видели его сборник «Поучения протоиерея И. Ф. Волкова»?

Конечно, я не видел.

— Говорят, у него и награды были.

— Да, разные. Самые последние он получил в честь пятидесятилетия священства. Об этом юбилее писали все сибирские газеты. Местное общество поднесло ему адрес и золотой наперсный крест, унизанный бриллиантами, а духовенство — икону Иоанна Предтечи. Этот крест и после смерти дедушки долго хранился у нас в семье. Не знаю, как потом распорядилась им бабушка Юлия Ивановна. Я видел его на дедушке один или два раза. Он не любил «петушиться», т.е. разряжаться. Обычно ходил в простой черной или коричневой рясе, а летом в чесучевом подряснике...

Да, а еще у бабушки был брат Македон Иванович Емельянов, директор Тобольской мужской гимназии. Они были в родстве с поэтом Ершовым. И вот когда у деда с бабкой появился первенец, то они нарекли его тоже Македоном. Это был мой отец — Македон Иванович.

 

Македон Иванович Волков с детьми и женой (на груди значок общества трезвости).

— Есть фотография, на которой ваш дед с бабкой и двумя своими сыновьями в столовой за самоваром. Что, дедушка был гурманом?

— Ну что вы! Я знаю это фото. Забыл, кто снимал, но не Кочешев. Дед очень любил чаевничать. И вообще он считал чай лучшим напитком! А насчет гурманства... Тут надо иметь в виду, что дедушка – сын дьячка города Туринска. После окончания Тобольской семинарии его рукоположили в сан священника и послали в одну из приходских церквей родного Туринска. Здесь ему пришлось прослужить целых семь лет! Представляете?.. Местные жители, т.е. аборигены, спасались от авитаминоза строганиной – вообще основным источником витаминов в этих краях. И хотя он сам абориген, но у него от строганины аллергия. К 30 годам он поседел и потерял большую часть зубов. Вы заметили на снимке, что у него рот впалый? Значит, дедушка был без зубных протезов. А постоянно носить он их не любил. А надо, без них шепелявил...

 

Настоятель Богородице-Рождественского собора в Кургане протоиерей Иоанн Волков с сыновьями и женой в своем доме на улице Береговой (ныне Климова): Яков Иванович, Иван Филиппович, Прокопий Иванович, Юлия Ивановна. Курган, 1900-е годы.

— Ваш дом до сих пор стоит на Береговой. В которой комнате там жил дедушка?

— У него был кабинет, одно окно которого выходило в сад. Обстановка? Широкие, мягкие кресла. Кровать тоже широкая, красного дерева, с периной и белым кружевным подзором. На покрывале кровати едва ли не в натуральную величину золотыми нитками был выткан тигр!

 

Курганский дворик. Семья Македона Волкова во дворе своего дома, 1925 год.

Направо от окна в сад — дверь в комнату бабушки. Напротив лестница. А в простенке — конторка с покатым верхом, как у аналоя. Я часто видел, как дед стоял за этой конторкой и писал.

Но самой интересной достопримечательностью в кабинете деда, наверное, все-таки был тяжелый, из кованого железа, сундук, стоявший у стены подле конторки. Он был забит проповедями в основном на латинском языке, отпечатанными на виленевой бумаге. Дедушка ведь не только отправлял службу в соборе, он всю жизнь являлся законоучителем. Я любил рыться в этом сундуке — дед не возражал, только просил, чтоб ничего там не путать.

Бывало и подтрунивал надо мной: «Ну что, внучек, лошадендус, свалендус, схвастендус!».

При погребении его мы специально положили в гроб многоязычное Евангелие, с которым он любил проводить занятия в школах...

Два-три часа пролетели незаметно. А меня предупреждали, чтобы я Володю особенно не утомлял. Я спохватился, когда увидел двоих послушников, принесших из лавры в судках обед моему визави. И тут я узнал некоторую подробность. Когда пришло время Володе идти на пенсию, его спросили: «Какую хотите получать пенсию — мирскую или от духовной академии?» Он пожелал от академии...

Через год после этой встречи я получил из Сергиева Посада письмо от Нины Македоновны.

«17 ноября 1987 года в 22 часа умер Володя. Ему было 93 года... Ушел из жизни старший сын семьи Волковых. Остались я и Юля».

Два года назад умерла Юлия Македоновновна. Ныне здравствует самая младшая внучка о. Иоанна – Нина Македоновна.

Белые лебеди

Этот очерк мы начали с церковной ограды и заканчиваем его в церковной ограде. Когда нашли первую могилу, работы на объекте Павла Горбунова были приостановлены минимум на два дня.

— Павел Юрьевич, вы могли бы и «не заметить» склепа, – задаю я ему, откровенно говоря, провокационный вопрос.

— А как же тогда жить? Он же будет стоять у меня перед глазами... Нет, это великий грех!..

Когда через несколько дней поднимали останки из второго склепа, прямо над нами, низко-низко, подсвеченные октябрьским солнцем, как белоснежные каравеллы на фоне чистой небесной синевы, проплыли белые лебеди. Клин состоял из семи птиц. Все мы, пораженные этим явлением, затихли и молча смотрели вверх. Стрелки моих часов показывали без четверти двенадцать пополудни.

Позже Павел Юрьевич мне признался: «Увидев лебедей, я понял, что больше перед алтарем мы ничего не найдем. Их здесь нет...»

Найденные останки протоиереев, настоятелей Богородице-Рождественского собора о. Иоанна Волкова и о. Дмитрия Матвеева, намечают в конце июля торжественно перезахоронить перед алтарной частью кафедрального собора св. Александра Невского. Как сообщил нам управляющий Курганской епархией епископ Михаил, в настоящее время здесь идет сооружение нового склепа.

Борис Карсонов. 2006-07-11/12. Городская газета «Курган и курганцы»

 

 

Могила протоиереев Иоанна Волкова и Дмитрия Матвеева
возле храма Александра Невского в Кургане,  2011 г.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites