kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Цветаевы » Из жизни сельского пастыря (Цветаевы)

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Из жизни сельского пастыря (Цветаевы)

Петр Гаврилович Цветаев родился 24 июня 1871 года в селе Погорелки Пронского уезда Рязанской губернии в семье дьячка Гавриила Ивановича Цветаева и его жены Анны Васильевны.

ОТЕЦ ГАВРИИЛ

Отец Петра Гавриил Иванович Цветаев происходил из духовного звания. Окончив высшее отделение духовного училища в городе Сапожке, в мае 1863 года бывшим Рязанским архиепископом Смарагдом он был направлен на службу дьячком в Покровскую церковь села Погорелки, в Пронском уезде. На следующий год был посвящен в стихарь. В 1871 году по своему прошению был перемещен к Спасской церкви, села Протасьева Угла, в Сапожковский уезд. В 1888 году в той же церкви был рукоположен во диакона. 30 октября 1898 года рукоположен в сан священника и переведен к Петуховской, Николаевской церкви в Курганский уезд, Тобольской епархии. Сразу по приезду состоял заведующим и законоучителем в местной церковно-приходской школе. С 1909 года состоял законоучителем в училище министерства народного просвещения в деревне Пешной Караштинского прихода. В 1909 году епископом Тобольским и Сибирским Антонием за усердное отношение к делу церковно-народного образования был награжден грамотой, а в 1912 году скуфьею. Как записано в клировых ведомостях, поведения был скромного.

В семействе Цветаевых было шестеро детей. Петр, Михаил (родился 17 мая 1879 года) и Николай (родился 21 июля 1881 года) стали священниками.

Дочери Мария (родилась в 1873 году) и Олимпиада (родилась в 1876 году) вышли замуж за священников Тобольской губернии, а младшая Серафима (родилась в 1885 году), окончив Петуховскую церковно-приходскую школу, стала в ней учительницей.

Конец девятнадцатого – начало двадцатого века отмечены в Западной Сибири строительством новых церквей, что способствовало образованию новых вакантных мест для церковнослужителей. Именно поэтому семейство Цветаевых, покинув Рязанскую губернию, переселилось на новую родину.

Село Петуховское Шмаковской волости Курганского уезда, куда переехали Цветаевы, находилось на берегу речки Суери, рядом с сосновым лесом. Церковь в селе была деревянная, на каменном фундаменте, построена в 1894 году тщанием прихожан и на добровольные пожертвования. В церкви один престол во имя Святителя Николая Чудотворца Архиепископа Мирликийского. Особо почиталась прихожанами икона Божией Матери «Целительницы». Икона эта в 1897 году была выписана со Святой горы Афон. 18 июня, в день, когда икона была принесена в приход, ежегодно совершалось торжественное служение с крестным ходом, а после икона бралась прихожанами в каждый дом.

К приходу Николаевской церкви относились деревни: Пухова, Новодостовалова, Копарулина, Песьяная и Романова. В штате церкви находились священник и псаломщик. Для причта прихожанами в 1895 году были построены деревянные дома. В селе имелась церковно-приходская школа, учрежденная в 1887 году. Пятнадцать лет священник Гавриил Иванович вел службы в Петуховской церкви, а в 1913 году «волею божьей умер».

В 1930 году Николаевскую церковь закрыли и приспособили под клуб, а в 1946 году здание церкви было переоборудовано под зерновой склад.

На сегодняшний день от церкви сохранились только остатки фундамента, обильно поросшие кустарником.

БАТЮШКА ПЕТР ГАВРИИЛОВИЧ

После окончания духовного училища в городе Сапожке Петр Гаврилович Цветаев решил посвятить свою жизнь служению Богу. Умел читать и писать на английском и латинском языках. Сразу после приезда в Сибирь так же, как и его братья, погрузился в церковную жизнь.

26 сентября 1905 года рукоположен в сан диакона в село Моревской Троицкой церкви.

24 марта 1907 года переведен в село Михайловское к Николаевской церкви. Состоял законоучителем Сунгуровской и Мало-Песьянской школ грамоты.

С 1912 года рукоположен в сан священника.

В 1913 году священник в селе Ларьякском, Сургутского уезда.

В 1921 году священник в селе Шадрино, Суерского района.

В 1923 году священник села Верх-Суерского Иоанно-Богословской церкви Ялуторовского уезда.

С 1925 года священник села Усть-Суерского Белозерского района.

12 апреля 1925 года члены Усть-Суерской верующей общины на общем церковном собрании решили перейти под управление епископа, находящегося в ведении патриарха Тихона, и попросили епископа Ялуторовского Серафима (Коровина) принять верующую общину в свою епархию. В семействе у Петра Гавриловича и его жены Таисьи Федоровны было шесть человек. Собственного дома они не имели.

В первых числах июля месяца 1929 года в селе Усть-Суерском Белозерского района на одном из гражданских собраний было решено отказаться от церкви и передать ее под медпункт. Обеспокоенный этим известием священник Цветаев объехал соседние деревни: Варакосову, Вагину, Памятную, Пузыри, Заозерную, Мясникову и выселок Бочанский, где агитировал прихожан отстоять церковь и стал собирать подписи у населения.

Из показаний очевидцев: «Поп в соседних деревнях среди масс вел ложную агитацию, подбивая народ к тому, чтобы подписывались и не отдавали церковь. Говорил, что в селе Усть-Суерском подписались 300 человек и велели просить вас пойти на помощь, а иначе у нас церковь отберут. Собирал групповые собрания, ходил по домам».

15 июля съездил в административную часть Белозерского района, где получил разрешение на созыв общеприходского собрания верующих, указав на повестке вопрос «о содержании церкви».

22 июля к Усть-Суерской церкви пешими и конными пришли около 400 человек. Вскоре раздался колокольный звон и священник объявил, что сейчас будет проводиться собрание, и попросил, чтобы на нем присутствовали представители власти, те же в свою очередь запретили это делать.

«Православные, мы должны были сегодня провести собрание, но местная советская власть не разрешает этого делать. Вопрос стоит очень важный, будем ли мы передавать церковь под медицинский пункт или нет. Вы должны по христиански хорошо подумать и сказать свое слово».

На повестке церковного совета речь шла о содержании храма. Когда в церковь пришли представители сельского совета, то их оттуда выгнали. «Мы должны сегодня провести собрание, но местная советская власть нам не разрешает этого делать». Поднялся шум, в адрес представителей власти были сделаны выкрики. «Не надо нам представителей власти, без них обойдемся. Советская власть загнала нас в болото. Отобрала весь хлеб, кругом обман, насилие». Особенно внесением дезорганизации отличилась Ольга Васильевна Буславьева, крестьянка из села Усть-Суерского, в 1921 году за участие в крестьянском восстании осужденная на 5 лет лишения свободы.

Верующие выгнали из церкви представителей сельского совета. Далее Цветаев говорил: «Родители, не отпускайте детей в народные дома, а приучайте посещать их храм божий. Тогда Господь Бог пошлет благодать на те дома, где родители своих детей приучат к церкви. Если верующие все встанут на путь веры и как один встанут на защиту храма Божья, то властям ничего не сделать».

23 июля 1929 года собрание Усть-Суерского сельского совета признало действия церковного собрания антисоветскими.

Из показаний очевидцев: «До 1921 года поп Цветаев служил в селе Шадрино Суерского района, и когда пришли красные, то нашли у него оружие в пригоне, которое он все время воровал у красноармейцев и через своих сыновей передавал бандитам и имел с последними крепкую связь. Но все же его освободили от расстрела, так как он имел большую семью ребят и дал честное слово, что больше он такого никогда и ничего не позволит, а вот смотрите, какая у него совесть и честное слово. Предлагаю эту паршивую гадину отсюда выслать, чтоб не вредил».

Уполномоченный следственного отделения Курганского окружного отдела ОГПУ постановил: «Принимая во внимание, что, находясь на свободе, вышеуказанные лица будут продолжать свою преступную деятельность, запутывать следствие и из боязни грозящего им наказания могут скрыться от следствия и суда, заключить их под стражу при Курганском исправительно-трудовом доме».

Жена священника Таисья Федоровна, обеспокоенная положением мужа, стала собирать справки, которые могли бы положительно повлиять на его дальнейшую судьбу. Затем отнесла в Курганское ОГПУ: «Ходатайство от жителей деревень Вагиной, Памятной, Заозерной, Волосниковой и Варакосовой об ускорении следствия» и справку из Старо-Шадринского сельского совета о том, что «Священник Цветаев в 1921 году участия в банде не принимал. Винтовка, изъятая у Цветаева, была найдена его сыном Гавриилом за два дня до прихода местного отряда (красных). Священник о винтовке ничего не знал».

От предъявленных обвинений Цветаев и Буславьева отказались и никого не оговорили. 3 ноября 1929 года они были осуждены на 3 года и для отбытия срока наказания направлены в Вишерский концентрационный лагерь.

После отбытия наказания Цветаев был «лишен права проживать в 12 населенных пунктах Уральской области с прикреплением сроком на 3 года». На этом его следы теряются. Не сохранилось ни фотографий, ни каких-либо сведения о дальнейшей судьбе семьи батюшки Петра Цветаева. Официально Усть-Суерская церковь была закрыта в 1936 году. 6 мая 1992 года Петр Цветаев и Ольга Буславьева были реабилитированы.

«Это всё моё родное,

Это всё уё-моё!

То раздолье удалое,

То колючее жнивьё.

То березка, то рябина,

То река, а то Цека,

То зэка, то хрен с полтиной,

То сердечная тоска...».

(стихи Тимура Кибирова).

Источники:

1. ГАОПДКО Фонд 6905 опись 2 дело 1087 (1929 год).

2. ГАКО 235-1 ст.-259 (клировые ведомости, 1909 год).

3. ГАКО 235-1 ст.-265 (клировые ведомости, 1915 год).

4. ГАКО р-464-3-429 (устав Усть-Суерского религиозного общества).

5. ГАКО р-464-3-391 (устав Верх-Суерского религиозного общества).

6. ГАКО р-464-3-420 (устав Петуховского религиозного общества).

7. Епархиальный справочник Тобольской епархии, 1913 год.

Опубликовано: Сибирский край. – 2011. – Вып.22. – С.49-51.

Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites