kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Чадаевы » ПРОСВЕЩЕНЦЫ ИЗ ДУХОВЕНСТВА: ДИНАСТИЯ ЧАДАЕВЫХ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




ПРОСВЕЩЕНЦЫ ИЗ ДУХОВЕНСТВА: ДИНАСТИЯ ЧАДАЕВЫХ

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции «VII Зыряновские чтения», Курган, 10-11 декабря 2009г. Издательство КГУ, 2009)

При въезде в старинное село Верхнюю Течу со стороны монастыря, на развилке двух дорог, каждую весну распускаются деревья, остатки роскошного сада, который старожилы называют «Чадаевский». Но немногие знают, в честь кого он назван. А история подсказывает, что помнить мы должны.

Начало этой истории переносит нас в далёкий 1837 год. Поздней осенью прибывает в Верхтеченскую Иоанно-Предтеченскую церковь молодой священник Кузьма Миронович Чадаев. Ещё совсем недавно он, сын дьякона, был учащимся Владимирской семинарии, а сейчас, по окончании её с аттестатом второго разряда, по Указу Пермской епархии «рукоположен к сей церкви». Несмотря на отдалённость от Перми – центра епархии, слобода ему не могла не понравиться. Расположенная на высоком живописном берегу Течи, с храмом-красавцем в центре села, сама не так уж и многолюдная, она в воскресенье, а особенно в христианские праздники, привлекала мирской люд со всей округи. Храм поразил молодого священника своим величием и красотой. Иоанно-Предтечевская (так называлась Верхтеченская церковь в XVIII, XIX вв. в документах) церковь ещё блистала своей новизной, и прихожане не могли налюбоваться на новый иконостас в верхнем этаже здания. А самым популярным среди крестьян и духовенства был разговор о начале строительства ещё одного храма в слободе, рядом с прикладбищенской Троицкой церковью, на месте древнего женского монастыря.

И мог ли предположить Кузьма Чадаев, оглядывая окрестности с высокого берега и устремляя взгляд на запад – откуда он пришёл, что именно здесь он и его потомки целое столетие будут сеять «разумное, доброе, вечное»!?

Молодой Чадаев приступил к своим обязанностям третьего священника в приходе. Прошло несколько месяцев и выходит Указ Его Императорского Величества об обязательном открытии школ-классов при церквях, в которых есть три штата. Согласно Указу, занятия в них могли вести духовные лица, имеющие аттестаты, и по тем предметам, которые указаны в них. И уже согласно Указу Пермской духовной консистории благочинные священники должны были «считать нужным назначить особых лиц для выбора и обучения мальчиков к писарской должности: ... впрочем, на всякий случай, если можно, обучать в слободе Верхтеченской, ... имеются учёные священники». Таких лиц в Верхтеченской церкви оказалось два: один из них был переведён для обучения детей в Каргапольскую слободу, а Кузьма Чадаев, согласно Указу «июля 30-го определен учителем крестьянских мальчиков» в Верхтеченской слободе. Так было положено начало просвещению простого народа в нашем крае в 1838 году (170 лет назад!). И первым учителем стал Кузьма Миронович Чадаев – учителем на всю большую округу.

Наставником для мальчиков Кузьма Миронович служил 5 лет, а «1843-го марта 27-го Указом оной же Консистории определён Учителем приходского училища поселянских детей». Жалование его неизменно было 85 рублей в год. Занятия приходили в доме учителя, за что доплачивали ему ещё 30 рублей в год.

«Помещение удобно, снабжено нужной мебелью. В 1854 году в училище обучалось 27 мальчиков и 3 девочки. Занятия начались своевременно».

Одновременно Кузьма Миронович добросовестно исполнял и обязанности священника. «1843-го июля 14-го оным же Высокопреосвященнейшим Аркадием за примерное и миролюбивое житие и отличное служение Св. церкви награждён набедренником. 1844 года июня 2-го числа указом Пермской Духовной Консистории за № 4964 преподано (объявлено) Благословение Святейшего Синода за участвование в укрощении бунта между крестьянами» (известного в истории «картофельного бунта»).

В декабре 1858 года Кузьма Миронович умер, оставив вдовой З8-летнюю Прасковью Лаврентьевну с кучей детей, которая до последних дней своих служила просвирней при церкви, получая из церковной суммы 24 рубля в год.

Внучки - сестры Боголюбовы. На место Чадаева был назначен священником Боголюбов Василий Максимович, родом из Першино (ныне Далматовского района). За него и вышла замуж одна из дочерей Чадаевых – Александра. Она была грамотной, интеллигентной женщиной, много времени проводила в семье жившего в то время в селе фельдшера.

Но семейное счастье было недолгим. Священник умер, оставив Александру с тремя малолетними дочками – Афанасией, Ириной и Сусанной. Воспитывать помогала Прасковья Лаврентьевна. Все трое с малолетства обучались в Екатеринбургском женском училище: Ирина училась на средства церковного попечительства, Сусанна – на средства неизвестного благотворителя. А мать их, Александра Кузьмовна, с 1875 года стала служить от земства акушеркой в с. Ольховском. В тех краях и начала свою деятельность её старшая дочь в качестве помощника учителя. (К сожалению, дальнейшую их судьбу проследить не удалось). А вот Иина и Сусанна посвятили себя обучению детей в родных местах, стали видными просвещенцами своего времени. Особенно заметна деятельность Боголюбовой Ирины Васильевны. Закончив училище, она осталась служить при нём в качестве воспитателя, но заболела и приехала к бабушке в Верх-Течу, где с 1889 приступила к должности учителя в местном земском училище, в обязанности которой входило и заведование Лобановской школой грамотности. Всю свою молодую энергию она направляла на обучение местных ребятишек. Но когда земство направило приказ об открытии в селе воскресной школы для взрослых, то эта ноша снова легла на плечи Ирины Васильевны. Она обходила дворы крестьян, убеждая их в получении знаний. Обучать их грамоте тоже пришлось ей.

В 90-е годы в Шадринском уезде активизировало работу общество трезвости народа, и учительница стала его активным членом. Она исполняла обязанности кассира, а также участвовала в организации народной библиотеки в 1897 году. В целях экономии земских средств библиотека была открыта при училище и содержалась на средства, как земства, так и общества трезвости. А заведовала ей Боголюбова И.В. вплоть до 1910 года. В этот год она написала заявление о переводе её в Бугаевское училище, где работала её сестра. Сусанна Васильевна к педагогической деятельности приступила с 1892 года, вначале став помощником у своей сестры Ирины (позднее «под крылом» Ирины Васильевны начнут своё служение и двоюродные сестра и брат). Затем Сусанна Васильевна была переведена учителем в Бугаево, где и проработала до 1926 года. Стала первым библиотекарем Павленковской библиотеки, открытой в Бугаево в 1901 году. В 1911 году библиотека была закрыта, но через несколько лет возобновила свою работу, а именно от 12 декабря 1915 года «Заведующей Бугаевским земским училищем госпоже Боголюбовой Ирине Васильевне: "Уездная Управа уведомляет вас, милостивая госпожа, что очередным 45 уездным земским Собранием 1914 года постановила народную библиотеку им. Павленкова, находящеюся при введенном Вам училище, выделить особое от школы здания, а потому уездная Управа просит Вас соединить означенную библиотеку с открываемой в с. Бугаевском библиотекой-читальней (Постановление об открытии 31 октября 1914 года №24). Об изложенном уездная Управа имеет честь известить вас, милостивая госпожа, и приглашает вступить в исполнении обязанностей заведующей библиотекой"». торжественное открытие состоялось 27 декабря 1915 года В это время Ирине Васильевне было 54 года (Боголюбовы стали первыми библиотекарями народных, т.е. для взрослых, библиотек в нашем районе!).

После Бугаево они ещё год работали в Биликульской школе, где и закончили свою педагогическую деятельность. Жить приехали в родную Верх-Течу. (Работая с архивными документами, обнаружила 3 рукописных отчёта Боголюбовой И.В. – о работе Лобановской школки грамотности в 1889/90 уч.г, о работе воскресной школы в 1898­99гг., о работе Бугаевокой библиотеки за 1920 год: все они написаны красивым почерком, интересны своим подробным профессиональным содержанием).

Внучка – Александра Чадаева. Духовному служению в Верхтеченской церкви посвятил себя сын Кузьмы Мироновича – Константин Чадаев, служа дьяконом. А дети его, продолжили дело своего деда на ниве просвещения. Дочь Александра начала свою деятельность с 1897 года, в 1905-06гг. служила учителем в Лобановском училище. В советское время Александра Константиновна работала в Верхтеченской школе, образование её – физико-математические Московские женские курсы. Но в конце 20-х годов она была лишена избирательных прав, педагогической работы, а имущество конфисковали. Ходатайство в Шадринский окрисполком не помогло. Объяснение: муж  – офицер белой армии, в их доме в годы Гражданской войны располагался штаб белогвардейцев. Вместо неё на службу временно была назначена Боголюбова И.В.

Внуки – Алексей и Александр Чадаевы.

Алексей Константинович закончил курс в Пермской духовной семинарии и начал свою педагогическую деятельность с сентября 1901 года учителем в Ушаковском (ныне Щучанского района) училище. На ниве просвещения служил в земских училищах и их брат Александр, судьба которого сложилась трагически. «Чадаев Александр Константинович. Род. 1889, с Верхняя Теча Шадринского округа, русский, б/п. Военнослужащий белой армии. Арестован 31.10.1919 по обвинению в службе у белогвардейцев. Проговорен ВЧК 31.10.1919 к ВМН. Расстрелян 01.11.1919. Реабилитирован Курганской облпрокуратурой 09.03.1993» («Осуждены по 58-й…»). Дальнейшую судьбу Чадаевых проследить не удалосьвпереди были бурные, полные человеческих трагедий, 30-е годы...

Весна. И вновь деревья бывшего Чадаевского сада распустят листву, которые как бы в напоминание нам зашепчут-зашелестят: «Помните...» тех, кто целое столетие среди наших предков «сеял разумное, доброе, вечное».

Список источников и литературы

1. Книга Памяти жертв политических репрессий Курганской области. Т. 3. Курган, 2004. С. 56.

О. Бородулина,  с. Лобаново Катайского района Курганской области.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites