kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Буровы » «РОДОВОЕ ГНЕЗДО» СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ БУРОВЫХ В XVIII – ХХ ВВ.

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




«РОДОВОЕ ГНЕЗДО» СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ БУРОВЫХ В XVIII – ХХ ВВ.

Одним из старейших храмов на территории Курганского уезда Тобольской губернии был храм в во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины в с. Кривинском. С конца XVIII в. это селение становится «родовым гнездом» для семьи Буровых, окормлявших Кривинский приход почти полторы сотни лет.

Первое упоминание фамилии крестьян Буровых в Зауралье относится к 1710 г. и связано с проведением Василием Турским переписи населения Суерской слободы. Спустя десять лет переписью старшего полковника Леонтия Парфентьева учтены «в слободе Салтосарайской двор старосты Андрея Васильева сына Бурова 20 лет, у него отец Василий 53 лет». В 1720 г. в Салтосарайской слободе уже несколько лет действовала Знаменская церковь, в которой Андрей Васильевич Буров был церковным старостой, а его дети – Петр, Ефимий и Сергий впоследствии вошли в число лиц духовного звания [1].

Данное обстоятельство объясняется тем, что кадровый состав духовенства Сибири пополнялся за счет податных сословий в соответствии с указом от 5 декабря 1727 г. Сан священника, диакона и причетника со стихарем мог получить представитель любого сословия, предъявивший «отпуск» от светской власти и обязательство от прихожан об уплате за него подушного оклада [2]. Таким образом, одна из самых крупных династий священно-церковнослужителей Курганского уезда начинается в первые годы XVIII в. с Андрея Васильевича Бурова. У его сына Ефимия было трое детей: Иван, Григорий и Яков. От Григория Ефимовича Бурова и начинается история рода Буровых в с. Кривинском [3].

Впервые о Кривинской церкви узнаем в 1776 г. из сообщения Тобольского губернатора Чичерина в Тобольскую духовную консисторию «об обложении, строительстве и освящении нового деревянного здания церкви во имя Святой Марии Магдалины во вновь образованном селе Больше-Кривинском Ишимского заказа» [4]. Первым священником этого храма был Бардаков Иоанн Иоаннович (1746–1789) [5].

Григорий Ефимович Буров родился в 1760 г. С 15 лет он служил пономарем, потом диаконом в Александро-Невской церкви Лебяжьевской слободы. В 1789 г. рукоположен в сан священника к Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского на смену ушедшего из жизни священника Иоанна Бардакова. С 1809 по 1816 гг. был благочинным округа. Трое его сыновей Михаил, Ефим и Василий стали священно-церковнослужителями при Кривинской церкви. Старший сын, Михаил Григорьевич Буров, родился в 1789 г. С 13 лет служил дьячком в Марии-Магдалинской церкви, а после женитьбы стал здесь же диаконом. Он рано овдовел и поэтому с 1827 г. в клировых ведомостях числится как отставной. Средний сын, Ефим Григорьевич Буров, родился в 1792 г. С 1804 г. служил пономарем, а с 1823 г. – диаконом при церкви с. Кривинского [6]. 15 июня 1870 г. он умер от старости в возрасте 86 лет, будучи за штатом [7]. Младший сын, Василий Григорьевич Буров, родился в 1801 г. В семинарии обучался «по конец богословия». С 1819 г. служил диаконом, с 1823 г. священником в родной церкви [8]. Отец Василий более 12 лет был благочинным округа.

Буровы пользовались заслуженным уважением среди своих прихожан. Об этом свидетельствует празднование, устроенное прихожанами, в честь 25-летнего служения в должности благочинного Петра Васильевича Бурова, младшего сына Василия Григорьевича. В Тобольских епархиальных ведомостях от 16 июля 1899 г. по этому поводу сообщалось следующее: «5 апреля 1899 г. в с Кривинском Курганского уезда происходило чествование и поднесение иконы Святого мученика Петра своему благочинному протоиерею о. Петру Васильевич Бурову». Из этой же заметки узнаем и послужной список священника: «Протоиерей П.В. Буров кончил курс Тобольской духовной семинарии в 1864 г. и в этом же году (14 ноября) поступил священником в Кривинский приход. За усердное служение и хорошее поведение 15 декабря 1873 г. награжден набедренником. 5 апреля 1874 г. избран духовенством и утвержден начальством в должности благочинного. По указу Святейшего Синода за похвальные качества и отличное служение 3 июня 1876 г. награжден скуфьёй. С 1877 г. состоит членом Общества Красного Креста и имеет знак и право на ношение его. Вновь избран духовенством и утвержден епархиальным начальством на должность благочинного 15 ноября 1879 г. За усердную и полезную службу награжден бархатною фиолетовой камилавкою 4 июня 1881 г. Указом Тобольской духовной консистории 16 июля 1885 г. утвержден благочинным в третий раз. Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны III степени 3 февраля 1888 г. За 25-летнее усердное и полезное служение в сане священника при село-Кривинской Марии-Магдалинской церкви прихожанами 14 ноября 1889 г. поднесена икона Божьей Матери стоимостью 70 рублей. Определением Святейшего Синода от 1 марта 1890 г. награжден наперсным крестом. За усердное преподавание Закона Божия в сельском Кривинском училище объявлена по предложению начальника губернии Его Преосвященством благодарность через напечатание в «Епархиальных Ведомостях» 1893 г. За усердное и ревностное отношение к делу церковного образования и полезную деятельность по благоустройству церковно-приходских школ указом Тобольской духовной консистории 7 марта 1894 г. объявлено архипастырское благословение с награждением 50 рублями.За усердное преподавание Закона Божия в сельском Кривинском училище объявлена по предложению господина начальника губернии Преосвященным Агафангелом, епископом Тобольским и Сибирским, благодарность через напечатание в «Епархиальных Ведомостях» 1896 г. За постоянное усердие и деятельность в преподавании Закона Божия резолюцией Преосвященного Антония от 11 декабря 1897 г. преподано архипастырское благословение.

Имея вышеозначенные награды, юбиляр несколько раз был приглашаем продолжать свою службу в разных городах Тобольской епархии, но он, не желая покинуть место своего родителя, пребывает со дня рукоположения во священника в приходе Кривинском, который более ста лет занимаем родом Буровых – дедом, отцом и братом юбиляра» [9].

При активном участии Петра Васильевича в Курганском уезде были заложены и освящены следующие храмы: Вознесенская церковь в с. Арлагульском [10], Богородице-Казанская церковь в с. Лопатинском [11], Николаевская церковь в с. Михайловском [12], Трех-Святительская церковь в с. Моршихинском [13], Свято-Троицкая церковь в с. Лисьевском [14], Николаевская церковь в с. Мартинском [15], Троицкая церковь в с. Куреинском [16], Троицкая церковь в с. Головинском [17], Иоанно-Богословская церковь в с. Чебаковском [18], Знаменская церковь в с. Песьянском [19].

Николай, сын Петра Васильевича Бурова, после окончания Тобольской духовной семинарии в 1893 г. стал священником при церкви во имя Сретения Господня с. Моршихинского Курганского уезда [20], а позже был переведен в Курган [21]. Таким образом, пребывание священнического рода Буровых в Кривинском приходе в начале ХХ в. завершилось.

Уникальность храма в с. Кривинском заключалась не только в династии священно-церковнослужителей Буровых, но и в самом его наименовании. Вряд ли нам сейчас удастся достоверно установить мотивы, побудившие прихожан построить храм в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины, память о которой Православная церковь чтит 4 августа. Редкость такого посвящения (на территории Южного Зауралья это был единственный храм) возможно объясняется и тем обстоятельством, что церкви в честь Марии Магдалины чаще всего возводились домовые – при училищах, больницах, приютах. Например, известная в Москве домовая церковь Равноапостольной Марии Магдалины была открыта при Императорском Вдовьем доме.

Из справки, составленной священником Василием Буровым 16 августа 1839 г. для Министерства государственных имуществ, узнаем, что вместо деревянной ветхой церкви «в 1837 году июля 22 дня заложена каменная во имя Успения Пресвятой Богородицы и во имя Святой Марии Магдалины». В 1850 г. каменная, двухэтажная церковь тщанием прихожан была построена по плану и фасаду, выданному Строительной комиссией и утвержденному Высокопреосвященным Афанасием, Архиепископом Тобольским и Сибирским. Престолов в ней было два: в нижнем этаже теплый во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины, освящен 22 октября 1850 г.; холодный в верхнем этаже во имя Успения Пресвятой Богородицы освящен 22 июля 1859 г. [22].

Традиционно наименование церкви давалось по холодному (неотапливаемому) престолу и, следовательно, вновь возведенный храм должен получить название Успенского. Но прихожане проявили верность и преданность выбору своих предков и оставили для своей церкви прежнее наименование – по отапливаемому зимнему приделу. Возможно, разгадка хранилась на колокольне храма вместе с другими документами церкви. Но пожар, произошедший здесь 28 ноября 1921 г. около двух часов дня из-за неосторожности сторожа, который «поставил угли из печи в колокольню и ушел», уничтожил церковный архив [23].

Восстановили храм быстро. Уже через две неделе в рапорте благочинного в Тобольскую духовную консисторию сообщалось: «Полы настланы, иконостас поставлен, церковь снова приняла благолепный вид, только в немногих местах попорчена резьба. Имущество внесено. Просим разрешить освящение храма». 20 декабря (старого стиля) 1921 г. по благословению Тобольского архиепископа Николая храм во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины в с. Кривинском вновь освящен полным чином при большом количестве прихожан [24].

Через год в церкви с. Кривинского, как и в других храмах Тобольской епархии, прошло изъятие церковных ценностей, что существенно повлияло на экономическое состояние прихода, который к началу 1930-х гг. прекратил свое существование [25]. Вскоре церковь была официально закрыта, и началось ее разрушение. В середине 1950-х гг. еще оставался остов некогда величественного двухэтажного каменного здания церкви во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины. На сегодняшний день никаких следов его не сохранилось, да и сама деревня Большое Кривинское насчитывает не более десятка домов.

 

Бабушкина Ольга Юрьевна, к.и.н., заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Туристско-информационного центра г.Курган, член Зауральского генеалогического общества им. П.А. Свищёва.

 

Список  использованных  источников

1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 214, оп. 5, д. 1617, л. 901.

2. Зольникова Н. Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в). Новосибирск, 1981. С. 27.

3. Государственный архив в г. Тобольске (ГАТ), ф. И-156, оп.24, д.4, л. 19 об.-20.

4. ГАТ, ф. И-156, оп. 3, д. 889.

5. ГАТ, ф. И-156, оп. 24, д. 11.

6. ГАТ, ф. И-156, оп. 24, д. 4, л. 18.

7. Государственный архив Курганской области (ГАКО), ф. 235, оп. 2, д. 34, л.1, 27об - 128.

8. ГАКО, ф. 235, оп. 1, д. 204, л. 29.

9. Тобольские епархиальные ведомости. 1899. № 14. С. 263.

10. ГАКО, ф. 235, оп. 1, д. 3а, л. 120-128 об.

11. ГАКО, ф. 235, оп. 1, д. 6.

12. ГАКО. Ф. 235. Оп. 1. Д. 71.

13. Тобольские епархиальные ведомости. 1890 г. № 5 - 6. С. 48-49.

14. ГАКО, ф. 235, оп. 1, д. 59.

15. ГАКО, ф. 235, оп. 1, д. 13.

16. Тобольские епархиальные ведомости. 1901 г. № 6. С. 52-55.

17. ГАКО, ф. 235, оп. 1, д. 13.

18. ГАКО, ф. 235, оп. 1, д. 140.

19. ГАКО, ф. 235, оп. 1, д. 59, л. 140.

20. Тобольский епархиальный адрес-календарь. Тобольск, 1895. С. 220.

21. ГАКО, ф. Р-1743, оп. 1, д. 10, л. 34.

22. ГАКО. ф. 235, оп. 1, д. 229.

23. ГАТ, ф. 57, оп. 2, д. 78.

24. ГАТ, ф. 57, оп. 2, д. 197, л.32.

25. ГАКО, ф. Р-1743, оп. 1, д. 36, л. 76.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites