kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Курганские храмы от А до Я » В

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




В

Вагина, деревня Усть-Суерской волости Курганского уезда.. 2

Часовня-школа. 2

Васильевка, деревня Башкирской/Половинской волости Курганского уезда.. 2

Церковь во имя Казанской Иконы Божьей Матери. 2

Введенское (Черновское), село Введенской волости Курганского уезда.. 2

Церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы.. 3

Верхнее-Алабугское, село Плотниковской/Нижне-Алабугской волости Курганского уезда.. 4

Церковь во имя Казанской Иконы Божьей Матери. 4

Верхне-Глубокая, деревня Лебяжьевской волости Курганского уезда.. 5

Часовня. 5

Верх-Суерская, слобода Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.. 5

Церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 5

Часовня в честь Всех Святых. 6

Волосникова, деревня Шмаковской волости Курганского уезда.. 6

Часовня в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. 6

Воротникова, деревня Терсюкской волости Ялуторовского уезда.. 6

Часовня. 6

 


 

Вагина, деревня Усть-Суерской волости Курганского уезда

Деревня Вагина на коммерческом тракте Петропавловск – Ирбит. В селении устраивались два однодневных торжка – 8 ноября и во второй день Святой Троицы.

Часовня-школа

В начале ХХ века действовала деревянная часовня-школа, числившаяся в приходе Николаевской церкви села Усть-Суерского.

 

Васильевка, деревня Башкирской/Половинской волости Курганского уезда

Деревня Васильевка Башкирской/Половинской волости на берегу безымянного болота в стороне от тракта, в 12 верстах от села Половинского.

Церковь во имя Казанской Иконы Божьей Матери

В 1902 году жители селения «по преимуществу малороссы» ходатайствовали о строительстве церкви-школы, «чтобы дать своим детям начальное образование в духе религиозности, дать возможность тем жителям, которые по бедности и старости не могут посещать своего приходского храма».

В 1906 г. выдана храмозданная грамота и начато строительство деревянной церкви во имя Казанской Иконы Божьей Матери. Проект храма составлен архитектором Н.А. Юшковым. Иконостас выполнен в 1910 г. И.А. Хлопотовым.

2 июня 1911 г. церковь во имя Казанской Иконы Божьей Матери, приписанная к Свято-Троицкой церкви села Половинского, освящена благочинным 3-го благочиния Курганского уезда, священником Виктором Ягодинским.

 

Введенское (Черновское), село Введенской волости Курганского уезда

Село Введенское (Черновское, Чертищево) при речке Черной, на почтовом (коммерческом) тракте Курган – Челябинск. В середине XVIII века село относилось к Царекурганской слободе Ялуторовского дистрикта, а с учреждением в 1782 г. волостей стало центром Введенской волости. В конце XIX века Введенское становится селом подгородным, многие жители которого «хлебопашеством не занимаются, а занимаются ремеслами, как-то: пимокатством, продажей углей и деланием коробов и лопат, вывозкою в г. Курган и на заводы дров и других местных материалов из ближайшей казенной дачи, а немалая их часть проживают на заводах курганских купцов, получая помесячную плату». Кроме Введенской ярмарки (21 ноября) в селе ежегодно устраивался торжок в девятую пятницу по Пасхе, когда по случаю чествования явленной иконы св. мученицы Параскевы бывало громадное стечение богомольцев.

Церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы

Время постройки первого храма в селе неизвестно, но в ведомости о составе приходов Тобольской губернии 1781 года указана Введенская церковь села Черновского. В 1827 году вместо нее построена новая деревянная однопрестольная церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. В 40-е годы XIX века крестьянин села Боровлянского Тебенякской волости Иван Тихомиров и живописец Чернышев устроили новый иконостас Введенского храма, после чего старый иконостас был перенесен в трапезную.

К концу XIX века церковь эта стала ветхой и малопоместительной для возросшего числа прихожан и богомольцев, желающих поклонится чудотворной иконе Параскевы Пятницы. Поэтому прихожане ходатайствовали о постройке нового более вместительного храма. 27 марта 1891 г. выдана храмозданная грамота на строительство каменной одноэтажной трехпрестольной церкви, которая и была заложена 20 апреля 1894 г. по проекту тобольского епархиального архитектора Богдана Цинке. Благодаря усилиям доверенного от общества прихожан Введенской церкви курганского купца Александра Балакшина строительство шло быстрыми темпами. Каменные работы и отделка были закончены подрядчиком Малышевым в три года. В 1897 г. в северный придел во имя св. Параскевы Пятницы был установлен иконостас из прежней деревянной церкви и 16 сентября того же года благочинным Курганских городских и окружных церквей, протоиереем Дмитрием Кузнецовым в сослужении семи священников совершено его освящение. С этого времени начались службы в новом храме.

30 января 1898 г. священник Дмитрий Кузнецов в сослужении шести священников освятил главный престол церкви – во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы, а 5 октября того же года был освящен третий престол– во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского.

В 1902 г. старый деревянный храм с находившимся в трапезной иконостасом перевезен в деревню Сычева Введенского прихода.

В 1897 г. приход Введенской церкви состоял из деревень: Сычева, Зайкова, Силкина, Старо-Сидорова, Ново-Сидорова, Островная и выселок Замарайский; в 1913 г. приход сократился до деревень: Старо-Сидорова (Логовушка), Ново-Сидорова, Зайкова, Силкина, Островная.

В 1956 г. Введенский храм находился в бесхозном состоянии и разрушался, поэтому по решению Кетовского райисполкома помещения церкви были переданы Курганскому райпотребсоюзу для оборудования чайной и промтоварного магазина.


Церковь в селе Введенском. Фото Шевцова В.В. 2007 год.

 

Верхнее-Алабугское, село Плотниковской/Нижне-Алабугской волости Курганского уезда

Село Верхне-Алабугское Плотниковской/Нижне-Алабугской волости при реке Алабуга, на коммерческом тракте.

До середины XIX в. жители деревни Верхне-Алабугской состояли в приходах Крестовоздвиженской церкви крепости Звериноголовской Оренбургской епархии и Прокопьевской церкви села Чернавского. В 1851 г. придел Святого Архиепископа Афанасия Чернавской церкви, особо почитаемый крестьянами деревни Верхне-Алабугской, сгорел. После чего они обратились в Тобольскую духовную консисторию с прошением о постройке нового храма с образованием самостоятельного прихода.

Церковь во имя Казанской Иконы Божьей Матери

В 1863 г. в селе Верхне-Алабугском на средства прихожан и пожертвования купца Георгия Папулова построена каменная церковь с тремя престолами: во имя Казанской Иконы Божьей Матери, во имя Святителя Чудотворца Николая и во имя Святого Великомученика Георгия.

К 1913 г. к приходу Богородице-Казанской церкви села Верхне-Алабугского относились деревни: Боровлянская (Боровая), Мочалова.

 

Верхне-Глубокая, деревня Лебяжьевской волости Курганского уезда

Деревня Верхне-Глубокая 1-я (Больше-Глубокая) Лебяжьевской волости при озере Верхне-Глубоком, на земском тракте, в 5 верстах от села Лебяжьевского. В день девятой пятницы в селении устраивали однодневный торжок.

Часовня

В конце XIX – начале ХХ вв. действовала часовня, значившаяся в приходе Крестовоздвиженской церкви села Лебяжьевского.

 

Верх-Суерская, слобода Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда

Слобода Верх-Суерская при речке Суери, на земском тракте. Не позднее 1750 года в слободе Верх-Суерской построена деревянная церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца.

Церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

В 1796 году на средства прихожан построена новая деревянная церковь с двумя престолами: в главном холодном храме - во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, в теплом приделе – во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. После освящения в 1881 г. первого престола нового каменного храма старая церковь продана в деревню Чебаки. На месте престолов старого храма установлены деревянные памятники, существовавшие еще в начале ХХ века.

В 1867 г. прихожане вместо обветшавшей деревянной церкви решили построить каменную. 18 октября 1867 г. выдана храмозданная грамота. Основание нового храма заложено исправляющим должность благочинного 4-го благочиния Ялуторовских уездный церквей, священником Михаилом Першуковым, 23 апреля 1868 года.

20 сентября 1875 г. во время строительства один из куполов обрушился и повредил северную капитальную стену. В связи с этим храм был окончен деревянной стройкой по проекту губернского архитектора Калинина. В 1878 г. из трапезы нового храма устроена теплая церковь с престолом во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца с переносом иконостаса, находившегося в теплом приделе старой церкви. Освящена 7 января 1881 г. благочинным Ялуторовских и частию Курганских окружных церквей, священником села Мокроусова Михаилом Першуковым, в сослужении с соседними священниками.

В 1890 г. в летнем храме устроен новый иконостас работы курганского мещанина из ссыльных Михаила Левандовского. 22 апреля 1895 г. благочинным Ялуторовских уездных церквей, священником слободы Кизакской Александром Лавровым при участии священников слободы Верх-Суерской и села Мостовского, освящен главный холодный храм во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

В июне 1903 г. Верх-Суерскую церковь посетил Преосвященнейший Антоний Епископ Тобольский и Сибирский, который нашел храм не удобным и в убогом состоянии. В 1904 г. прихожане покрасили и позолотили иконостас теплой церкви, исправили крышу, вызолотили кресты, сделали новые главы из белого железа, в теплой церкви побелели стены. Во время ремонта престол во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца из средней части зимнего храма перенесен к северной стене.

24 сентября 1906 г. священником Верх-Суерской церкви Григорием Наумовым освящен отремонтированный придел во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца.

В 1913 г. к приходу Иоанно-Богословской церкви слободы Верх-Суерской относились деревни: Терпугова, Просекова, Белова, Шестакова, Шоршина, Сосновка, Усть-Карагайская, Середкина, Дуракова. При церкви числились часовни: на приходском кладбище, построенная в 1864 г., и в деревнях Терпугова, Просекова и Белова.

Часовня в честь Всех Святых

В 1864 г. на собственные средства крестьянина слободы Верх-Суерской Ермила Гольцова на приходском кладбище построена новая часовня в честь Всех Святых. В 1905 г. часовня перестроена.

 

Волосникова, деревня Шмаковской волости Курганского уезда

Деревня Волосникова Шмаковской волости на реке Суери, на проселочной дороге, в 7 верстах от села Шмаковского.

Часовня в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов

В конце XIX – начале ХХ вв. в селении действовала часовня в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, значившаяся в приходе Покровской церкви села Шмаковского.

 

Воротникова, деревня Терсюкской волости Ялуторовского уезда

Часовня

Деревня Воротникова Терсюкской волости при реке Исети, на земском тракте, в 5 верстах от слободы Терсюкской. До 1913 г. в селении действовала часовня, числившаяся в приходе Николаевской церкви слободы Терсюкской.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites