kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Курганские храмы от А до Я » О

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




О

Обменова, деревня Марайской волости Курганского уезда. 2

Часовня в честь Святого Великомученика Пантелеимона. 2

Церковь-школа во имя Святого Великомученика Пантелеимона. 3

Обутковское, село Моршихинской/Обутковской/Макушинской волости Курганского уезда. 3

Церковь во имя Рождества Христова. 3

Обуховское, село Чернавской волости Курганского уезда. 4

Часовня в честь Преподобного Савватия Соловецкого. 4

Церковь во имя Преподобного Савватия Соловецкого. 4

Молитвенный дом старообрядческий. 5

Ожогина, деревня Шатровской волости Ялуторовского уезда. 5

Часовня во имя Святого Духа. 5

Церковь. 5

Озерная, деревня Брылинской волости Курганского уезда. 6

Часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца. 6

Орловское, село Каменской волости Ишимского уезда. 6

Церковь во имя Святого Симеона Богоприимца. 6

Осиновское, село Чернавской волости Курганского уезда. 7

Молитвенный дом в честь Святого Апостола Иоанна Богослова. 7

Молитвенный дом старообрядческий. 7

Островная, деревня Кривинской волости Курганского уезда. 8

Часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручицы». 8

Ошурковское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда. 9

Часовня. 9

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. 9

 


 

Обменова, деревня Марайской волости Курганского уезда.

Деревня Обменова (Обменная) при одноименном озере была основана, скорее всего, в конце 1750-х гг. Во всяком случае, она была учтена уже в ревизских сказках 1763 г. Первооснователем-заводчиком поселения является крестьянин Софон Андреевич Высоких, выехавший из д. Окатьевой Белозерской слободы. По всей видимости, вслед за основателем на новое место жительства двинулись и некоторые его земляки, а по указу Ялуторовской канцелярии от 1770 г. к д. Обменовой были приписаны крестьяне из слобод Белозерской, Иковской и Курганской. Первоначально селение относилось к Марайской слободе, а с установлением уездного и волостного деления вошла в состав Марайской волости Курганского уезда.

С образованием в начале 1760-х гг. прихода при Богоявленской церкви слободы Марайской в него вошла и новозаведенная д. Обменова, расположенная в расстоянии 10 верст. С устройством в 1868 г. самостоятельного прихода при Михайло-Архангельской церкви с. Заложного, отстоящего в 5 верстах, деревня была перечислена в состав Заложинского прихода, в котором и состояла до его ликвидации в начале 1930-х гг.

Часовня в честь Святого Великомученика Пантелеимона.

К 1893 г. в д. Обменовой с разрешения Преосвященного Авраамия по указу Тобольской духовной консистории от 13 августа 1887 г. была выстроена деревянная часовня во имя Святого Великомученика Целителя Пантелеимона. Службы в ней отправлялись приходским причтом ежегодно 27 июля и в Великий пост для говеющих жителей деревни. Уже к началу XX в. часовня эта для прихожан стала тесна, а в 1906 г., согласно распоряжению Епархиального начальства по указу Тобольской духовной консистории от 6 сентября 1905 г., она была разобрана и ее материалы и иконостас употреблены на строительство церкви-школы.

В 1901 г. жители д. Обменовой ходатайствовали об устройстве часовни-школы путем пристройки классной комнаты к имеющейся в их селении старой часовне. Постройка эта была разрешена в июне 1902 г. на средства местных жителей по проекту архитектора Юшкова. Проектом предполагалось расширить старую часовню прирубом помещения школы с комнатой для учителя, сторожкой, раздевалкой и двумя сенями, отделив часовню от школы аркой с подвижной створчатой переборкой. К 1905 г. для этой части часовни-школы уже был приготовлен сруб, но прихожане решили, что место, где стоит часовня, по размерам и положению недостаточно для пристройки к ней школы. По этой причине, а также находя невозможным по неимению достаточных средств выстроить по утвержденному плану часовню-школу, они пожелали часовню оставить без изменений, а школу выстроить отдельно по тому же плану, только с пристройкой алтаря и устройством иконостаса, надеясь освятить это здание как церковь. С учетом этих изменений тем же архитектором Юшковым прежний проект был пересоставлен. Для возведения здания было решено использовать приготовленный сруб и старую часовню, из которой предположено было устроить учительскую, сторожку и ход на колокольню, а саму колокольню над учительской комнатой надстроить из нового материала. В апреле того же 1905 г. постройка церкви-школы в д. Обменовой была разрешена Епархиальным начальством с тем, чтобы эта церковь была приписной к приходскому Заложинскому храму.

Церковь-школа во имя Святого Великомученика Пантелеимона.

В 1906 г. в центре деревни началось сооружение церкви-школы на месте бывшей часовни, которая была использована для строительства. Храм возводился на средства прихожан и добровольные пожертвования. К июлю 1907 г. подрядчиком Михаилом Нестеровым здание было в основном достроено, крыша покрыта железом и окрашена, установлены кресты и железные оконные решетки. Каменного фундамента под постройкой устроено не было, но предполагалось подвести под него каменные столбы. В том же году был установлен прежний подновленный иконостас, заведена церковная утварь и богослужебные книги. В начале 1908 г. на собранные пожертвования с колокольно-литейного завода Усачевых в г. Валдае были выписаны пять новых колоколов общим весом 35 пудов. 19 апреля 1908 г. причтом Михайло-Архангельской церкви с. Заложинского было совершено малое освящение церкви-школы во имя Святого Великомученика Целителя Пантелеимона в д. Обменовой. С этого времени в храме было разрешено проводить все богослужения, кроме литургии. Службы в нем совершались Заложинским причтом в дни Великого поста и в день престольного праздника. Обменовская церковь-школа сгорела в пожаре 29 ноября 1916 г., во время которого прихожанами была спасена часть здания и церковное имущество. К началу 1920-х гг. уцелевшая часть храма была занята обществом под школу, а в 1926 г. Курганский окрисполком дал согласие на предоставление его остатков Обменовскому сельсовету для сооружения нового школьного здания и продажу с торгов оставшегося от пожара имущества, с тем, чтобы вырученные средства употребить на строительство.

 

Обутковское, село Моршихинской/Обутковской/Макушинской волости Курганского уезда.

Деревня Обуткова на берегу одноименного озера была основана крестьянином Иваном Мурашевым в 1760 г. Считается, что поселение получило свое название от того, что прямо по нему проходил Сибирский тракт и здесь шили обувь для ссыльных – обутки. С построением в 1863 г. церкви деревня стала именоваться селом Обутковским. В административном отношении оно входило до 1891 г. в состав Моршихинской волости, с этого времени была образована Обутковская волость, а с 1897 г. село числится в составе Макушинской волости Курганского уезда.

Со времени своего основания д. Обуткова, вероятно, входила в приход Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского, а в 1787 г. вошла в основанный в это время Сретенский приход с. Моршихинского, расположенного в расстоянии 22 верст. В этом приходе селение состояло до 1863 г., когда был образован самостоятельный Обутковский приход, в который вошли, кроме самого села, деревни: Куликова и Макушина. С 1880 г. к ним присоединилась д. Коровья (Больше-Коровья), а в 1898 г. в д. Макушиной был основан отдельный приход, к которому к началу 1920-х гг. была перечислена д. Больше-Коровья. Кроме того, с 1909 по 1913 г. при Обутковской церкви числилась д. Быкова прихода Казаркинской Петро-Павловской церкви. Таким образом, к 1922 г. Обутковский приход состоял из самого села и смежной с ним д. Куликовой. В таком составе он существовал до своего закрытия в начале 1930-х гг.

Церковь во имя Рождества Христова.

Церковь в с. Обутковском была построена на средства прихожан в 1863 г. по плану и фасаду, выданному в 1862 г. Престол в ней был устроен один, освящен во имя Рождества Христова. Храм был выстроен деревянный одноэтажный, крытый железом, на каменном фундаменте, в одной связи с такою же трехъярусной колокольней и папертью на деревянных столбах. В 12 окон были вставлены металлические решетки, на трех покрытых жестью главах установлены железные под золотом кресты. Ограда вокруг церкви была устроена деревянная. Весною 1898 г. с дозволения Епархиального начальства здание было внутри и снаружи отремонтировано. Одновременно со строительством храма в нем был установлен деревянный не золоченый иконостас в четыре яруса с 22 иконами, а также два золоченых заклиросных киота. В начале 1920-х гг. этот иконостас еще находился в церкви, на колокольне имелись 6 колоколов. В последний раз Христо-Рождественская церковь в с. Обутковском упоминается как действующая в 1931 г., о дальнейшей ее судьбе сведений не обнаружено.

 

Обуховское, село Чернавской волости Курганского уезда.

Время основания д. Обуховой на берегу речки Нижней Черной с точностью не установлено, но известно, что в 1780-е гг. она уже существовала. В середине XIX в. к старожилам были подселены переселенцы из центральных губерний России, обосновавшиеся поселком на участке Обуховском. По этой причине селение впоследствии делилось на две части: д. Обухова-Старожильчкская (Сибирская) и д. Обухова-Российская. Значительная часть жителей деревни являлась старообрядцами поморского толка. В административном отношении д. Обухова с 1790-х гг. относилась к Чернавской волости Курганского уезда.

Очевидно, со времени своего возникновения селение относилось к приходу Успенской церкви с. Барабинского, расположенного в расстоянии 20 верст, а с 1857 г. была перечислена во вновь образованный приход Покровской церкви с. Ярославского, находящегося в 6 верстах. Около 1920 г. был образован самостоятельный Обуховский приход, состоявший из одного села, к которому к 1927 г. присоединился хутор Саламатный. Приход этот существовал до начала 1930-х гг.

Часовня в честь Преподобного Савватия Соловецкого.

В 1882 г. в д. Обуховой (Российской) с разрешения Епархиального начальства была построена деревянная соснового леса часовня во имя Преподобного Савватия Соловецкого Чудотворца. Часовню эту устроил на собственные средства церковный староста Покровской церкви с. Ярославского крестьянин Семен Терентьевич Евдокимов в молитвенную память о Государе Императоре Александре II. В 1894 г. Обуховской часовне был передан небольшой колокол, бывший до этого при Ярославской церкви. К 1905 г. здание начало приходить в ветхость, поэтому в 1907 г. усердием местных жителей оно было заново перестроено.

Церковь во имя Преподобного Савватия Соловецкого.

К 1920 г. Обуховская часовня была иждивением прихожан переоборудована под церковь. Часть церковной утвари во вновь строящийся храм была пожертвована в 1919 г. из Покровской церкви с. Шкодского. Престол был устроен один и освящен в 1920 г. во имя Преподобного Савватия Соловецкого Чудотворца. Внутри храма был установлен двухъярусный иконостас. При церкви имелась колокольня высотою в пять аршин с шестью колоколами, из которых к 1926 г. осталось только два. В последний раз Савватиевская церковь с. Обуховского упоминается как действующая в 1931 г., о дальнейшей судьбе здания, которое еще в 1927 г. значится как ветхое, сведений не обнаружено.

Молитвенный дом старообрядческий.

Вероятно, после 1905 г. в д. Обуховой было образовано общество старообрядцев-поморцев, которое по сведениям начала 1920-х гг. именуется Савватиевским. Обуховская община входила в состав организованного в 1926 г. Курганского окружного духовного совета старообрядцев поморского согласия, находившегося в д. Сосновке, и официально существовала до конца 1920-х гг.

Очевидно, одновременно с образованием самостоятельной поморской общины, в д. Обуховой был устроен и свой молитвенный дом (часовня). Во всяком случае, по сведениям 1912 г. в д. Обуховой-Старожильческой часовня уже существовала. Видимо, этот молитвенный дом был устроен в честь Преподобного Савватия Соловецкого, что можно предположить из наименования Обуховской старообрядческой общины. Известно, что в часовне в 1920-е гг. имелись иконы и старопечатные книги. В последний раз поморский молитвенный дом в с. Обуховском упоминается в 1928 г., после чего он, вероятно, был закрыт. С этого времени сведений о здании не имеется.

 

Ожогина, деревня Шатровской волости Ялуторовского уезда.

Точная дата основания д. Ожогиной (Ожегиной) при озере Большом Тукмыше (Ожогинском) не установлена, но известно, что во время переписи 1698-1700 гг. она уже существовала. Первоначально селение относилось к Терсюкской слободе Исетского дистрикта, а с 1782 г. было перечислено в Ялуторовский уезд и в XIX в. входило в Шатровскую волость.

По сведениям 1913 г. д. Ожогина входила в приход Покровской церкви с. Камышевского, расположенного в 15 верстах. Кроме того, часть жителей деревни в это время принадлежала к приходу Николаевской церкви с. Шуравинского, находящейся на расстоянии 4 верст. Проживали в селении и единоверцы прихода Богородице-Казанской единоверческой церкви с. Кодского.

Часовня во имя Святого Духа.

В 1875 г. в д. Ожогиной была построена часовня во имя Святого Духа. Часовня эта была, вероятно, деревянной. Она еще существовала в 1913 г., о дальнейшей ее судьбе сведений не имеется. Указом Святейшего Синода от 1904 г. было разрешено ежегодно приносить в деревню находившуюся при Богородице-Смоленской церкви слободы Суерской икону Богоматери «Одигитрии» для служения перед ней молебнов. Вероятно, эти молебны и проходили в Свято-Духовской часовне.

Церковь.

В 1910 г. Тобольской духовной консисторией была разрешена постройка в д. Ожогиной деревянного храма на правах приписного к Покровской церкви с. Камышевского. Никаких сведений о строительстве и освящении этого храма не обнаружено. Не имеется сведений и об открытии при нем самостоятельного прихода. Во имя какого святого или праздника он был освящен также достоверно неизвестно, но в документах 1940-х гг. церковь именуется Иннокентиевской. Ожогинский храм был закрыт в 1930 г. решением районного Совета, а к 1947 г. переоборудован и занят под склад «Заготзерно». К началу 1960-х гг. не имеющее куполов здание утратило всякий церковный вид и использовалось под склад запчастей.

 

 

Озерная, деревня Брылинской волости Курганского уезда.

Точное время основания д. Озерной неизвестно. В 1780-х гг. она уже существовала и располагалась в стороне от больших дорог вблизи озера Мохового, от которого получила свое второе наименование – Моховая. По сведениям конца XIX в. в селении проживало только коренное население. В административном отношении д. Озерная относилась к Брылинской волости Курганского уезда.

По крайней мере, с 1780-х гг. д. Озерная (Моховая) принадлежала к приходу Богородице-Казанской церкви с. Чимеевского, расположенного в расстоянии 8 верст. Жители деревни считали себя прихожанами Чимеевской церкви и в тот период, когда храм не функционировал с 1937 по 1947 г., и в последующее время.

Часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца.

В 1892 г. в д. Озерной была построена деревянная часовня в честь Святого великомученика Георгия Победоносца, в день памяти которого Чимеевским причтом в ней совершалось богослужение. В последний раз часовня упоминается как действующая в 1922 г., о ее судьбе в дальнейшем сведений не обнаружено.

 

Орловское, село Каменской волости Ишимского уезда.

Переселенческий поселок Орловский возник на территории Каменской волости Ишимского уезда, вероятно, в конце XIX в. Поселок расположился в степи, рядом с озерами Орловым и Зудихой. До постройки собственного храма жители селения относились к приходу Вознесенской церкви с. Каменского, а с 1903 г. был открыт самостоятельный Орловский приход, состоявший из одного села. Приход этот существовал да начала 1930-х гг.

Церковь во имя Святого Симеона Богоприимца.

В 1898 г. крестьяне пос. Орловского возбудили перед Преосвященнейшим Агафангелом Епископом Тобольским и Сибирским ходатайство об оказании им содействия для возведения деревянной на каменном фундаменте одноэтажной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы и при ней школы. Ввиду этого из фонда имени Императора Александра III были отпущены средства, пожертвованные разными лицами. Весной 1899 г. начались работы по кладке фундамента и постройке самого здания. Строительство велось при содействии прихожан, и было в основном закончено в 1901 г. В церкви был устроен один престол, по каким-то причинам вопреки первоначальному желанию прихожан освященный во имя Святого Симеона Богоприимца. В последующие годы на пожертвования разных лиц продолжалась достройка и украшение храма.

Симеоновская церковь в с. Орловском была закрыта по одним сведениям в 1931 г. постановлением Уралоблисполкома, по другим – в 1933 г. по решению общего собрания граждан села. К 1945 г. здание было переоборудовано и использовалось под клуб, а в 1948 г. занято под глубинный пункт «Заготзерно». О его судьбе в последующие годы сведений не обнаружено.

 

Осиновское, село Чернавской волости Курганского уезда.

В 1844 г. доверенные от крестьян-переселенцев из Орловской, Пензенской и Рязанской губерний произвели осмотр свободных земельных участков в Чернавской волости Курганского уезда, в результате которого ими был выбран для поселения участок № 2 под названием Осиновский. В начале зимы 1845 г. прибыла первая партия крестьян из Орловской губернии, а в конце 1845 г. к ним присоединились псковские переселенцы. Так во 2-й половине 1840-х гг. переселенцами из центральных губерний России была основа д. Осиновская, расположившаяся на речке Черной. Жители селения со времени своего переселения в Курганский уезд ежегодно 26 сентября праздновали день преставления Апостола Иоанна Богослова, праздник этот являлся для деревни съезжим.

Первоначально жители д. Осиновки были приписаны к Прокопиевской церкви с. Чернавского, а с 1853 г. были перечислены в новообразованный приход Богородице-Казанской церкви с. Давыдовского, расположенной в расстоянии 6 верст. Вероятно, в начале 1920-х гг. был образован самостоятельный приход, состоявший из одного с. Осиновского. Приход этот существовал, по крайней мере, до конца 1920-х гг.

Молитвенный дом в честь Святого Апостола Иоанна Богослова.

В 1916 г. крестьянин д. Осиновки Иван Трофимович Яковлев изъявил желание построить в селении на свои собственные средства молитвенную часовню, на что местные жители согласились и отвели место для постройки. Постройка молитвенного дома на средства крестьянина Яковлева была разрешена Епархиальным Начальством в марте 1917 г. по уже утвержденному к этому времени проекту. К августу 1918 г. деревянное здание было выстроено, в нем был установлен иконостас. Строение было увенчано одной покрытой железом главой с крестом, колокольни при нем не имелось. В силу предложения Тобольского Епархиального Совета 9 (22) ноября 1918 г. благочинным 3-го округа Курганского уезда священником Виктором Трехсвятским в сослужении трех священников вновь построенный в д. Осиновке Давыдовского прихода молитвенный дом был освящен в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В последний раз Иоанно-Богословский православный молитвенный дом (часовня) упоминается как действующий в 1929 г. Окончательно он был закрыт решением Челябинского облисполкома в 1937 г. по требованию граждан с. Осиновки. К середине 1940-х гг. здание обветшало и не использовалось, так как требовало капитального ремонта. В этом состоянии оно находилось до 1948 г., когда упоминается в последний раз. О дальнейшей его судьбе сведений не обнаружено.

Молитвенный дом старообрядческий.

Кроме православных в д. Осиновке проживали старообрядцы, которые к 1920-м гг. образовали свое общество. В 1927 г. упоминается Осиновский Иоанно-Богословский старообрядческий молитвенный дом. Вероятно, он был деревянным и имел небольшие размеры, в нем имелись 5 икон, 4 аналоя, лампада, 2 книги. В последний раз старообрядческий молитвенный дом в д. Осиновке упоминается как действующий в 1928 г., в дальнейшем сведений о нем не имеется.

 

Островная, деревня Кривинской волости Курганского уезда.

Считается, что д. Островная была основана в 1773 г. поселенцем из 11-й партии Терентием Семеновичем Беляевым. По другим сведениям она появилась еще в 1760 г., когда между озерами Островным и Кислым поселились первые крестьяне. Весной и в дождливое лето озеро Островное разливалось, образуя вместе с соседними озерами несколько островов. Один из островов расположен на возвышенности, на нем и поселились крестьяне. Отсюда деревня и получила свое название – Островная. Позднее часть жителей деревни переселилась ближе к скотопрогонному тракту в местность, расположенную рядом с небольшим озером Пруд. Так образовался выселок, который в начале XX в. получил наименование д. Мало-Островной. В 1852 г. на берегу озера Пруд возникла новая д. Прудо-Островная, основанная переселенцами из Смоленской губернии. До 1910 г. существовала единая Островинская сельская община, а с этого времени она разделилась на три, образуя деревни Больше-Островная (Островная), Мало-Островная и Прудо-Островная. Первоначально селение относилось к Лебяжьевской слободе Ялуторовского дистрикта, а с образованием в 1782 г. Курганского уезда вошло в состав Кривинской волости.

Со времени своего основания д. Островная входила в состав прихода Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского, в котором и оставалась до его ликвидации в начале 1930-х гг. В 1-й половине 1920-х гг. упоминается Николаевское православное общество, объединявшее жителей деревень: Больше-Островной, Мало-Островной и Прудо-Островной. Однако уже в 1924 г. оно прекратило свое существование по решению общего собрание верующих.

Часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручицы».

С дозволения Курганского Духовного Правления от 1 июля 1822 г. в д. Островной усердием жителей селения была выстроена деревянная часовня (молитвенный дом) в виде небольшой горенки для установки в ней икон во время крестных ходов в бездождие. Вероятно, впоследствии часовня ремонтировалась и перестраивалась. Богослужения в часовне отправлялись Кривинским причтом в воскресные и праздничные дни, а также ежегодно 6 декабря, 9 мая и 28 июня, а позднее и в Девятую пятницу по Пасхе. В этот день совершались молебны иконе Божией Матери, именуемой «Троеручицей», во время которых приносились пожертвования на нужды часовни. В честь какого святого или праздника первоначально освящена была часовня точно неизвестно. Возможно, когда-то она была устроена в честь Святого Николая Чудотворца, дни памяти которого празднуются 6 декабря и 9 мая, но в начале XX в. она значится как освященная во имя Божией Матери – иконы Ее, именуемой «Троеручицей».

К началу XX в. Островинская часовня стала малопоместительной, обветшала и требовала неотложного ремонта. Имея благое намерение привести здание в благолепный вид, крестьяне начали собирать для этой цели деньги. В декабре 1915 г. жители д. Больше-Островной ходатайствовали перед Епархиальным Начальством о разрешении постройки новой более обширной часовни, для которой отвели удобное возвышенное место в западной части селения. Был составлен и проект деревянного молитвенного дома на деревянных стойках вместительностью до 150 человек. Разрешение на строительство последовало в сентябре 1916 г. на средства местных жителей и церковную сумму Кривинской Марии-Магдалинской церкви. Однако проекту этому не суждено было осуществиться, строительство нового здания, видимо, так и не было начато.

К началу 1920-х гг. часовня в д. Больше-Островной пришла в совершенную ветхость и начала разрушаться, совершать в ней обряды стало уже невозможно, а для проведения ремонта средств у жителей не было. По этой причине в 1924 г. общим собранием верующих граждан Прудо-Островинского сельсовета было решено от содержания часовни отказаться. В это время она представляла собой деревянное здание с крыльцом, в котором имелись: один колокол, богослужебные книги, иконы и утварь. В последний раз Островинская часовня упоминается в документах 1926 г., в дальнейшем сведений о ней не обнаружено.

 

Ошурковское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.

Точная дата основания д. Ошурковой при речке Крутихе не установлена, но известно, что в 1749 г. она уже существовала и относилась к Верх-Суерской слободе Ялуторовского дистрикта. С установление волостного и уездного деления селение вошло в состав Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.

Вероятно, со времени своего основания д. Ошуркова принадлежала к приходу Георгиевской (позднее Иоанно-Богословской) церкви слободы Верх-Суерской. Позднее селение было перечислено в приход вновь построенной в 1867 г. Ризоположенской церкви с. Щукинского, расположенного в расстоянии 5 верст. К началу 1920-х гг. был образован самостоятельный Ошурковский приход, который состоял, вероятно, из одного с. Ошурковского. Приход этот упоминается в последний раз как действующий в конце 1920-х гг. Кроме православных в селении проживали единоверцы, принадлежавшие к открытому в 1840-е гг. приходу при Николаевской единоверческой церкви с. Крутихинского, находящейся в 3 верстах.

Часовня.

Время появления в д. Ошурковой деревянной часовни не установлено, вероятно она была построена уже после 1870 г. С точностью неизвестно и то, в честь какого святого или праздника она была устроена. Предположительно часовня была освящена в честь Святой Троицы. Богослужения в ней совершались Щукинским причтом ежегодно во время Великого поста и в нарочитые местные праздники. К началу XX в. часовня пришла в ветхость и требовала перестройки, однако она продолжала существовать еще, по крайней мере, до 1928 г., когда упоминается в последний раз.

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.

Помимо того, что Ошурковская часовня к началу XX в. обветшала, она стала и малопоместительной для выросшего числа жителей селения, так что во время богослужений более половины молящихся стояло на улице. По этой причине жители д. Ошурковой в 1903 г. подали Епархиальному Начальству прошение о разрешении им построить вместо часовни церковь во имя Святой Живоначальной Троицы на правах приписной к Щучинскому приходу. Постройка деревянного на каменном фундаменте с колокольней храма была разрешена резолюцией Преосвященнейшего Антония, епископа Тобольского и Сибирского в мае 1903 г. на собственные средства жителей деревни с привлечением добровольных пожертвований. Закладка церкви была разрешена в 1907 г., а 15 июля того же года благочинным 4-го благочиния Ялуторовского уезда священником Павлом Виноградовым в сослужении священников Верх-Суерской и Щукинской церквей храм в честь и славу Святой Живоначальной Троицы в д. Ошурковой был заложен. Отведенное под постройку место было освидетельствовано Тобольским епархиальным архитектором Бортковским, а для устройства кирпичного фундамента под здание в том же 1907 г. был нанят подрядчик – крестьянин Кизакской волости Ялуторовского уезда Алексей Григорьевич Матвеев. Строительство началось в 1908 г., уже к сентябрю 1909 г. фундамент, колокольня, стены здания и крыша были готовы, а в 1910 г. храм был вчерне постройкой окончен. К 1911 г. в окна были вставлены железные решетки, заведена необходимая утварь и колокола. Еще в 1908 г. из Щучинской Ризоположенской церкви был перевезен для нового храма старый иконостас с иконами, который нуждался в подновлении. В 1913 г. для этой работы был нанят подрядчик – крестьянин с. Ингалинского Николай Васильевич Васильев, который взялся перекрасить и позолотить старый иконостас с добавлением икон во втором ярусе. Он же составил и рисунок двухъярусного резного с позолотой иконостаса с иконами на дереве. Работы эти были начаты подрядчиком в том же 1913 г. и окончены к июлю 1914 г. К февралю следующего 1915 г. храм был изнутри оштукатурен, а 21 сентября того же года благочинным 4-го благочиния Ялуторовского уезда священником Николаем Глазковым в сослужении трех священников было совершено полное освящение храма во имя Святой Живоначальной Троицы в д. Ошурковой. Церковь эта была закрыта решением общих собраний граждан (по другим сведениям – постановлением облисполкома) в 1938 г. Вскоре здание было переоборудовано и использовалось под клуб, по крайней мере, до 1947 г, когда Ошурковская церковь упоминается в последний раз. О дальнейшей ее судьбе сведений не обнаружено.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites