kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Курганские храмы от А до Я » Н

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Н

Нижне-Алабугское, село Нижне-Алабугской волости Курганского уезда.. 2

Церковь во имя Святителя Николая, единоверческая. 2

Часовня в честь Святителя Николая, единоверческая. 3

Часовня в честь Святителя Николая. 3

Церковь во имя Святителя Николая. 3

Ново-Иковское, село Салтосарайской волости Курганского уезда.. 4

Часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца. 5

Часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца (кладбищенская). 5

Церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. 5

Ново-Ильинское, село Утчанской волости Ишимского уезда.. 6

Церковь во имя Святого Пророка Божия Илии. 6

Ново-Николаевское, село Куреинской волости Курганского уезда.. 6

Молитвенный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы.. 6

Ново-Першина, деревня Мостовской/Михайловской волости Курганского уезда.. 7

Церковь во имя Святителя Николая, старообрядческая. 7

Ново-Троицкое, село Утчанской волости Ишимского уезда.. 8

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.. 8

Носковское, село Марайской волости Курганского уезда.. 8

Часовня православная. 8

Часовня старообрядческая. 9

Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. 9

Молитвенный дом в честь Святителя и Чудотворца Николая. 9

 


 

Нижне-Алабугское, село Нижне-Алабугской волости Курганского уезда

Точное время возникновения д. Нижне-Алабугской, расположенной при речке Алабуге (Нижней Алабуге) на тракте из крепости Пресногорьковской в город Курган, неизвестно. Деревня называлась также Алабугской и существовала, видимо, уже в начале XIX в. В числе одиннадцати первозаселенных волостей Курганского уезда к 1782 г. Нижне-Алабугской не было, но уже в конце 1840-х гг. селение иногда именуется волостью Алабугской или селом Нижне-Алабугским, что связано с постройкой единоверческой церкви. Одна часть жителей села были старожилами, а другая – переселенцами из Псковской губернии, пришедшими сюда в 1846 г. и сразу же отделившимися от старожилов «добровольной гранью». Во 2-й половине XIX в. в деревне ежегодно 6 декабря проводились Никольские торжки.

В 1-й половине XIX в. д. Нижне-Алабугская числилась в приходе Прокопьевской церкви с. Чернавского, расположенной в 28 верстах. В это же время деревня под названием Алабугская относилось и к приходу Богородице-Казанской церкви крепости Пресногорьковской, отстоящей в расстоянии 35 верст. С постройкой в деревне в 1844 г. единоверческой церкви был основан единоверческий приход, который объединял крестьян разных селений Нижне-Алабугской и Ялымской волостей. Приход этот существовал до конца 1920-х гг., когда к нему относились, кроме единоверцев самого села, жители деревень: Обрядовки, Кунгуровки, Пищальной, Ершовки, Островки, Дубровки и с. Ялым.

В 1860 г. по ходатайству православных жителей д. Нижне-Алабугской (переселенческого участка Нижне-Алабугского) и соседних селений, не пожелавших за дальностью расстояния принадлежать к своим приходским церквам, был образован самостоятельный Нижне-Алабугский православный приход. В него поступили: деревни Отногинская и Сосново-Отногинская (ни в каком приходе не числившиеся); с. Нижняя Алабуга, деревни Банщикова, Горьковская, Гладковская, Ершовская, Вершино-Алабугская (состоявшие до того в приходе Пресногорьковском); д. Кунгуровская, приписанная к Нижне-Алабугской единоверческой церкви. Однако прихожане так и не смогли построить храм. Поэтому в 1873 г. приход Нижне-Алабугский был упразднен и приписан в полном составе к выстроенной к этому времени Николаевской церкви в с. Гладковском по близкому расстоянию к ней и по поместительности Гладковского храма для соединенных приходов. Вновь Нижне-Алабугский приход был выделен из Гладковского только в 1907 г. в составе самого села и деревень: Баньщиковой и Вершино-Каминско-Логской (Обрядовка, Отногина), а с 1909 г. к ним присоединилась д. Кунгуровка. В этом составе приход и существовал до его закрытия в начале 1930-х гг.

Церковь во имя Святителя Николая, единоверческая

Первым храмом, построенным в с. Нижне-Алабугском, была единоверческая церковь, возведенная на средства прихожан в 1844 г. с разрешения Святейшего Правительствующего Синода и с благословения Преосвященнейшего Владимира, епископа Тобольского и Сибирского. Престол в ней был устроен один - во имя Святителя Николая Чудотворца. Здание было выстроено деревянным с колокольней, которая в 1845 г. еще не была окончена постройкой. Первоначально только сама церковь была покрыта железом, а алтарь и трапезная часть - тесом. В 1879 г. храм был перестроен, и с этого времени представлял собой деревянное на каменном фундаменте здание под железной крышей с такой же колокольней в одной связи. Несмотря на эту поправку, церковь продолжала ветшать и к началу XX в. находилась в самом жалком состоянии, поэтому в 1910 г. Епархиальным начальством был разрешен сбор пожертвований на ее очередную перестройку. Работы эти производил подрядчик - крестьянин Вятской губернии Осип Яковлевич Кузьмин, однако неизвестно, были ли они им окончены. К 1914 г. Николаевская единоверческая церковь сгорела.

Часовня в честь Святителя Николая, единоверческая

Вероятно, вскоре после гибели храма в огне единоверцами Нижне-Алабугского прихода для совершения богослужений был устроен временный молитвенный дом (часовня), куда были перенесены, в том числе, и два оставшихся от пожара колокола. В 1920-е гг. при часовне имелись уже 5 колоколов. Молитвенный дом представлял собой деревянную часовню с престолом, освященным, как и престол сгоревшего храма, во имя Святителя и Чудотворца Николая. Никольский единоверческий молитвенный дом действовал до 1928 г., о дальнейшей судьбе здания сведений не обнаружено.

Часовня в честь Святителя Николая

В 1857 г. православные жители с. Нижне-Алабугского и соседних деревень одноименной волости ходатайствовали перед Епархиальным начальством о разрешении им выстроить деревянный на каменном фундаменте храм. Возвести церковь было ими предположено в самом селе напротив единоверческой Никольской церкви, в расстоянии 60 сажен от нее, на левой стороне почтовой дороги в город Курган. Постройка православного храма была разрешена постановлением Тобольской духовной консистории в октябре 1860 г. Храмозданная же грамота, за непредставлением прихожанами плана предполагаемого здания, была выдана только 25 июня 1862 г. Однако, соорудив каменный фундамент для новой церкви, прихожане с 1866 г. за неимением средств совершенно перестали заботиться о строительстве, которое так и не было начато. В 1860 или 1861 году на время возведения церкви ими без всякого разрешения Епархиального начальства был построен небольшой деревянный молитвенный дом (часовня) в честь Святителя Николая Чудотворца. Богослужения в нем совершались в дни этого святого (6 декабря), в дни поминовения усопших (23 апреля) и в некоторые другие дни священниками Гладковского прихода, к которому было приписано с 1873 г. с. Нижне-Алабугское. К 1885 г. здание являлось уже весьма ветхим, так что богослужения в нем были сопряжены с немалой опасностью. Вероятно, был произведен необходимый ремонт, так как в следующем 1886 г. молитвенный дом значится удобным для богослужения. Но к началу XX в. часовня вновь сильно обветшала, поэтому после постройки православного храма в с. Нижне-Алабугском указом Тобольской духовной консистории от 29 марта 1907 г. она была разрешена к сломке с употреблением материала на церковные поделки и к 1909 г. разобрана.

Церковь во имя Святителя Николая

В 1896 г. православные жители с. Нижне-Алабугского и д. Вершино-Каменско-Логской, состоя в приходе Гладковской Николаевской церкви и испытывая большие неудобства в отправлении треб по причине дальнего расстояния до церкви, вновь изъявили желание построить православную церковь, для чего и начали сбор средств. Постройка деревянного однопрестольного храма на средства жителей с. Нижне-Алабугского, деревень Вершино-Каменско-Логской и Банщиковой была разрешена Епархиальным начальством в июле 1900 г. Большая часть пожертвований поступила от одной, меньшей, половины жителей села, так называемых «российцев», другая же половина, коренные сибиряки и жители д. Вершино-Каменского-Лога отнеслись к сооружению православного храма очень холодно. К весне 1901 г. был заготовлен лес на постройку храма, место под строительство которого было отведено рядом с бывшим фундаментом, сооруженным в 1860-е гг. Храмозданная грамота была выдана 15 сентября 1901 г., а закладка церкви совершена 5 мая 1902 г. Строительство велось хозяйственным способом под наблюдением архитектора Юшкова, который и составил проект здания. К августу 1903 г. храм был выстроен, и в том же году прихожане заключили условия на изготовление иконостаса с шадринским мещанином Андреем Ивановичем Алексеевым. Золоченый двухъярусный резной иконостас с иконами на сосновых досках масляно-живописной работы в «итальянском» стиле с двумя заклиросными киотами сооружался на добровольные пожертвования прихожан и был установлен подрядчиком на место к марту 1904 г. Освящение православного храма в честь Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мирликийского, в с. Нижне-Алабугском было совершено 25 сентября 1904 г. благочинным 2-го благочиния Курганского уезда священником Виктором Ягодинским в сослужении со священниками соседних церквей. С этого времени церковь состояла приписной к Гладковской Николаевской церкви, а с 3 декабря 1907 г. утверждена была самостоятельной. Храм представлял собой деревянное одноэтажное на каменном фундаменте крытое железом здание с такою же в одной связи колокольней. В 1908 г. стены снаружи были обшиты тесом и окрашены белой краской. К 1915 г. была выстроена каменная церковная ограда с железными решетками. Николаевская церковь перестала действовать в 1933 г. на основании отказа верующих от использования здания, а официально была закрыта решением Челябинского облисполкома от 4 августа 1937 г. по требованию граждан с. Нижняя Алабуга и вскоре занята под склады «Заготзерно». К началу 1960-х гг. храм был переоборудован под здание обычного типа, утратив внутренний и внешний церковный вид, и в дальнейшем использовался под сельский клуб.


Церковь в д. Нижняя Алабуга. Фото Шевцова В.В. 2008 год.

 

Ново-Иковское, село Салтосарайской волости Курганского уезда

Деревня Ново-Иковская была основана около 1842 г. в ½ версты от речки Ик на территории Салтосарайской волости. Заселена она была переселенцами из Псковской губернии, которых жители окрестных деревень называли «пскопарями» или «скопарями». От этого будущее село получило и второе название - Псковское. Интересны псковские переселенцы были тем, что привезли с собой свой лен, умение его сеять и выращивать, по-своему обрабатывать. Лен этот ценился в округе, а секрет его возделывания тщательно охранялся жителями д. Ново-Иковской. Все население деревни было чисто православным.

С 1848 г. новообразованная д. Ново-Иковская вошла в приход Троицкой церкви с. Чашинского, расположенного в 5 верстах. После постройки в деревне в 1900 г. приписной Георгиевской церкви селение все чаще именуется селом. Однако, первоначально отдельного причта в селе не было, он находился постоянно при главной Чашинской церкви, хотя с 1904 г. при церкви уже велась своя документация. Только указом Святейшего Синода от 16 февраля 1917 г. было постановлено при церкви с. Ново-Иковского открыть самостоятельный приход, который составился из жителей одного села. Приход этот прекратил свое существование в конце 1920-х гг.

Часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца

Точное время постройки в д. Ново-Иковской первой часовни не установлено, но известно, что в 1875 г. она уже существовала. Деревянная часовня была освящена в честь Великомученика Георгия, богослужения в ней отправлялись Чашинским причтом ежегодно 23 апреля. Здание это в последний раз упоминается как действующее в 1889 г., о дальнейшей его судьбе сведений не имеется. Вероятно, оно обветшало и в дальнейшем было использовано при возведении в селе приписной церкви.

Часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца (кладбищенская)

Указом Тобольской Духовной Консистории от 30 октября 1904 г. была разрешена постройка деревянной часовни на кладбище при церкви с. Ново-Иковского. Часовня была выстроена на средства жителей села к 1906 г. и освящена также в честь Великомученика Георгия Победоносца. Богослужения в ней совершались на Фоминой неделе и в Радоницу. Данных о существовании этой часовни после 1915 г. не обнаружено.

Церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца

В 1899 г. в д. Ново-Иковской началось устройство приписной церкви по плану, утвержденному Тобольским Губернским Правлением 8 февраля того же года. Возможно, для церкви была приспособлена старая часовня, которую прихожане решили перестроить. Строительство велось иждивением прихожан при помощи пожертвований и было окончено в 1900 г. Храм имел один престол, освященный во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. Здание было выстроено деревянное одноэтажное на каменном фундаменте, крытое листовым железом, внутри оштукатуренное. В одной связи с храмом была устроена деревянная одноярусная колокольня, под которой была расположена сторожка и закрытая паперть на деревянных столбах. Церковь имела 17 окон с коваными решетками и была увенчана тремя покрытыми железом главами с крестами. В 1904 г. была выстроена деревянная церковная ограда. В начале 1920-х гг. в храме имелся ветхий деревянный не золоченый иконостас в два яруса, в котором помещалось 9 икон. Георгиевская церковь в с. Ново-Иковском перестала действовать с 1930 г. по решению населения, здание использовалось под колхозный клуб и ветшало. К началу 1960-х гг. с него были сняты купола, заменена крыша, внутри заменены перекрытия и поставлены дополнительные стены, в результате чего храм утратил всякий церковный вид.

 

Ново-Ильинское, село Утчанской волости Ишимского уезда

Деревня Ново-Ильинская была основана переселенцами из Витебской губернии в 1854 г. на территории Утчанской волости при озере Фаддеевом. Озеро это имело и другое название – Пруды, отчего и поселение получило второе наименование – Прудки.

Церковь во имя Святого Пророка Божия Илии

Со времени своего основания д. Ново-Ильинская принадлежала к приходу Николаевской церкви с. Утчанского, расположенного на расстоянии 7 верст. С постройкой в 1904 г. приписной церкви деревня именуется селом Ново-Ильинским. Первоначально особого причта в селе не было, а богослужения и требы совершали священники Утчанской церкви, и только в период между 1914 и 1917 гг. Ново-Ильинский приход стал самостоятельным. Однако своим приговором от 31 января 1918 г. прихожане отказались содержать причт, поэтому определением Епархиальной Власти от 3 сентября того же года приход был упразднен и вновь приписан к соседнему Утчанскому. Но вскоре прихожане раскаялись, подчинились законным требованиям епископа, просили отменить примененную к ним меру воздействия и оставить им причт, составив 21 сентября 1918 г. новый приговор. В том же 1918 г. Ново-Ильинский приход был вновь восстановлен и окончательно закрыт в начале 1930-х гг. Вероятно, на протяжении всего времени своего существования приход состоял из жителей одного села.

В начале XX в. в с. Пегановском Ишимского уезда решено было выстроить новый храм, а старую деревянную однопрестольную церковь без икон и утвари предложено было купить жителям д. Ново-Ильинской Утчанского прихода, на что и было получено разрешение Епархиального Начальства. Летом 1902 г. ново-ильинцы разобрали старый храм и перевезли на новое место. Строительство, которое велось на средства прихожан и добровольные пожертвования, было закончено к 1904 г., после чего последовало разрешение на освящение церкви. Престол в ней был устроен один – во имя Святого Пророка Божия Илии. Пророко-Ильинская церковь в с. Ново-Ильинском была закрыта в 1931 г. по решению Уралоблисполкома (по другим сведениям – в 1933 г. по решению общего собрания граждан села). Здание было переоборудовано и использовалось под клуб до 1948 г. О дальнейшей его судьбе сведений не обнаружено.

 

Ново-Николаевское, село Куреинской волости Курганского уезда

Переселенческий поселок Ново-Николаевский был основан на территории Куреинской волости в начале 1910-х гг. Уже при образовании участка было отведено и закреплено место под храм. В 1914 г. в связи с прибытием достаточного числа переселенцев в поселке Ново-Николаевском была предположена постройка деревянной церкви, место под которую размерами 80х60 саженей было освидетельствовано техником Тобольского переселенческого района Львовым 27 октября того же 1914 г. Однако в связи с началом Первой мировой войны производство работ по постройке храма было отложено, в результате последовавшей вскоре революции так и не было начато.

Молитвенный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Тем не менее в 1914 г. был открыт самостоятельный Ново-Николаевский приход, в который кроме пос. Ново-Николаевского (который с этого времени именуется селом) вошла д. Ново-Покровка и пос. Волчий. В 1915 г. к ним присоединились пос. Бородинский и пос. Нахимовский. В 1920-е гг. кроме вышеперечисленных населенных пунктов в приходе числятся д. Привольная и пос. Малахов. Но уже в 1926 г. благочиннический совет ходатайствовал перед Курганским Епархиальным Управлением о закрытии Ново-Николаевского прихода и приписке его к Троицкой церкви с. Куреинского, так как прихожане перестали содержать священника, а приход начал распадаться. В 1927 г. ввиду неимения средств жители д. Привольной решили отказаться от ремонта Ново-Николаевского молитвенного дома и выбыть из общины, присоединившись к одной из общин Петропавловской епархии. Окончательно Ново-Николаевский приход распался к 1930 г.

Так и не сумев воздвигнуть храм, прихожане в 1914 г. построили в пос. Ново-Николаевском временный молитвенный дом с одним престолом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Этот молитвенный дом представлял собой плетневое обмазанное глиной здание, которое через 10 лет своего существования без необходимого ремонта пришло в ветхость и к 1926 г. стало угрожать обвалом. Молитвенный дом в с. Ново-Николаевском официально, видимо, не закрывался властями, но в 1929 г. уже пустовал по ветхости здания. Сведений о существовании здания в последующие годы не обнаружено.

 

Ново-Першина, деревня Мостовской/Михайловской волости Курганского уезда

Точное время возникновения д. Ново-Першиной на правом берегу речки Суери не установлено. Вероятно, она была основана во второй половине XVIII в., как выселок из расположенной невдалеке д. Першиной, которая стала именоваться д. Большой (Старой) Першиной. Поэтому в отличии от последней еще в конце 1780-х гг. новое селение именуется д. Малой Першиной. В административном отношении деревня принадлежала к Мостовской, а позднее к Михайловской волости Курганского уезда.

До 1859 г. православное население д. Новой Першиной входило в приход Знаменской церкви с. Мостовского, а с этого времени была перечислена в новый приход к Николаевской церкви с. Михайловского, расположенной в расстоянии 1 версты. В этом приходе селение состояло до его закрытия в начале 1930-х гг. и до начала XX в. чаще именовалось в церковных документах д. Першиной.

Однако еще с XVIII в. около половины жителей деревни являлись старообрядцами, которые к началу XX в. признали священство Бело-Криницкой иерархии, то есть, являлись так называемыми «австрийцами». В 1907 г. в д. Ново-Першиной была официально открыта «австрийская» старообрядческая община. В 1920-е гг. в нее входили старообрядцы деревень: Ново-Першиной, Старо-Першиной, Худорыбьей, Больше-Песьяной, Мало-Песьяной, Пивишной, Ново-Троицкой, Меньщиковой, Утичьей, Больше-Каменной, Полоя, Кривой, Белой, Кукушек и с. Мостовского. Община существовала до конца 1920-х гг. и относилась в это время к Миасской старообрядческой епархии «австрийского» согласия.

Церковь во имя Святителя Николая, старообрядческая

К 1912 г. старообрядцы д. Ново-Першиной выстроили в селении собственную церковь. Здание ее было каменное неоштукатуренное с деревянным куполом и деревянной на столбах звонницей, на которой находилось 8 колоколов. Совместно с церковью был устроен каменный дом, а вокруг нее – деревянная ограда. В храме имелся деревянный крашеный красной краской иконостас с двумя заклиросными киотами. Церковь в д. Ново-Першиной была освящена во имя Святителя Николая. В последний раз она упоминается, как действующая в 1928 г. Впоследствии здание было полностью разрушено, от него остался только фундамент.

 

Ново-Троицкое, село Утчанской волости Ишимского уезда

Деревня Ново-Троицкая при озере Дроновском была основана в июле 1863 г. на территории Утчанской волости Ишимского округа, а через два года, в июле 1865 г., было образовано Ново-Троицкое сельское общество. До постройки собственного храма селение, вероятно, относилось к приходу Николаевской церкви с. Утчанского. Самостоятельный Ново-Троицкий приход был открыт в 1870-е гг. и существовал до середины 1930-х гг. В начале XX в. в него входили кроме самого села деревни: Шестакова, Гомзина и Жидки.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Деревянная на каменном фундаменте церковь в с. Ново-Троицком была построена прихожанами в 1875 г. Храм имел один престол, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь была закрыта к 1935 г. и вскоре занята под глубинный пункт «Заготзерно», а с середины 1940-х гг. использовалась под колхозный клуб. Здание было перестроено и уже к началу 1960-х гг. утратило всякий церковный вид. О его дальнейшей судьбе сведений не обнаружено.

 

Носковское, село Марайской волости Курганского уезда

Деревня Носкова над озером Носковским возникла в период между 1744 и 1762 гг. Основателем ее является Данило Степанов Меньщиков, до переселения проживавший в д. Терпуговой Верх-Суерской слободы. В административном отношении деревня относилась к Марайской волости Курганского уезда. Издавна в селении ежегодно проводились Никольские торжки – 9 мая и 6 декабря.

До 1820-х гг. православное население д. Носковой относилось к приходу Пророко-Ильинской церкви с. Боровского (Карачтинского), а с этого времени было перечислено к приходу Богоявленской церкви слободы Марайской, расположенной в расстоянии 15 верст. В 1862 г. при Николаевской церкви с. Носковского был образован самостоятельный приход, который был закрыт в 1924 г., но вскоре община была вновь создана и существовала до конца 1920-х гг. На протяжении всего этого времени в него входили, кроме самого села, деревни: Травная и Мало-Носкова (Носкова, Россия-Носкова).

Часовня православная

Усердием православных жителей д. Носковой около 1780 г. была выстроена деревянная часовня, в которой приходскими священниками сначала Карачтинской Пророко-Ильинской, а затем Марайской Богоявленской церквей ежегодно совершались богослужения 9 мая и 6 декабря. В эти дни балаганы, устроенные при часовне, сдавались в наем торговцам для проведения торжков, за что с них до середины XIX в. собирались деньги в пользу церкви. Освящена часовня была предположительно в честь Святителя Николая. Православная часовня в д. Носковой обветшала к концу 1840-х гг. и, вероятно, предполагалась к упразднению. В последний раз она упоминается в указе Тобольской духовной консистории от 11 декабря 1852 г., которым было предписано ее оставить и исправить. Дальнейшая судьба здания неизвестна, возможно, оно было использовано при возведении в селе приходского храма.

Часовня старообрядческая

Кроме православных в д. Носковой проживали и старообрядцы, часть которых в 1839 г. присоединилась к единоверию и вошла в приход новоустраиваемой Георгиевской единоверческой церкви с. Щучьевского, расположенной в 33 верстах. Однако, вскоре большинство носковских староверов, видимо, отказалось от единоверия, и вышла из Щучьевского прихода. По сведениям, относящимся уже к 1911 г., в селе устраивались старообрядческие крестные ходы с участием старообрядческого духовенства. К 1849 г. уклонившиеся в раскол крестьяне Рожины построили в д. Носковой старообрядческую часовню. Здание ее было, по всей видимости, деревянным; в честь какого святого или праздника она была устроена, неизвестно. Не установлена и ее дальнейшая судьба.

Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая

Церковь в с. Носковском была заложена 30 июня 1861 г., строилась иждивением и тщанием прихожан по плану и фасаду, выданному 16 февраля 1861 г. Здание было выстроено деревянным на каменном фундаменте в одной связи с такой же колокольней, покрыто листовым железом и опалублено тесом; вокруг обнесено деревянной решетчатой оградой. Храм был освящен 1 июля 1865 г. Престол в церкви был устроен один во имя Святителя и Чудотворца Николая. 6 мая 1917 г. в с. Новсковском случился пожар, которым было уничтожено свыше 100 домов, сгорела и Николаевская церковь. Иконостас и часть утвари прихожанам, видимо, удалось спасти, но церковные колокола расплавились в огне.

Молитвенный дом в честь Святителя и Чудотворца Николая

Для богослужений был временно приспособлен дом приходского священника, в котором разместился деревянный иконостас и имелся колокол. Этот молитвенный дом был закрыт в ноябре 1924 г., а в 1925 г. здание было занято под сельсовет. После этого православная община пользовалось нанимаемым частным домом, в котором был освящен престол во имя Святителя Николая. Еще в 1918 г. прихожанами для устройства молитвенного дома был приобретен в д. Ковалевой деревянный сруб, который весной того же года был перевезен и поставлен в с. Носковском. Весь строительный материал был запасен в 1919 г., но по причине открывшихся военных действий постройку начать не удалось. В 1920 г. прихожане все-таки постановили начать строительство молитвенного дома на бывшем церковном фундаменте, на что просили разрешения властей. Здание предполагалось выстроить деревянное, размерами 14 на 10 аршин, с тесовой крышей, без всяких куполов и колокольни. Разрешение, видимо, было получено, во всяком случае, средства на строительство собирались по приходам Курганской епархии еще в 1926 г. Однако, неизвестно, было ли это строительство начато и завершено. Имеются сведения о том, что в 1927 г. просьба прихожан о пересмотре постановления Уральского облисполкома о закрытии молитвенного дома в с. Носковском была отклонена, а по сведениям начала 1928 г. в селе еще существовал какой-то из молитвенных домов, но остается невыясненным, о каком из них идет речь.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites