kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Святыни Южного Зауралья » Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская)

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская)

Посвящается памяти Павловой Зои Петровны

Николай Павлов. Порт-Артурская икона на земле Зауральской

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

1.1. Православная икона в жизни человека

1.2. Значение иконы для Российского государства

2. Краткая историко-культурологическая справка о чудотворной иконе «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской)

2.1. Написание иконы, её история с 1904 по 1938 гг.

2.2. Современная история Порт-Артурской иконы, прославление образа

Обретение Порт-Артурской иконы в Иерусалиме

По следам Порт-Артурской иконы в Иерусалим, май 2008 г.

Возвращение Порт-Артурской иконы в Россию в 1998г.

Современное почитание иконы

Пример современных копий Порт-Артурской иконы (новоделов)

2.3. Изучение вопроса о созданных до 1917 года списках (копиях) Порт-Артурской иконы

3. Чудотворная икона в Курганской и Шадринской епархии

3.1. Список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» в Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре

3.2. Список Порт-Артурской иконы в Свято-Троицкой церкви р.п. Мишкино

4. Заключение

Послесловие:

Об установления празднования в честь «ПОРТ-АРТУРСКОЙ» иконы

Празднование 100-летия Свято-Троицкой церкви в р/п Мишкино

Вести с православного Дальнего Востока

Святыни Зауралья в Кургане



1. Введение

И возвратилась в дом Свой... Лк. 1, 56.

1.1. Православная икона в жизни человека

Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Икона дает человеку чувство реального присутствия Божия. Почитание, которое воздаёт человек её, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, каким бы совершенным оно не было, а восходит к Первообразу.

Однако Божия Матерь удостаивает своим явлением не многих. Обратимся к святому Иоанну Кронштадскому: «Употребление святых икон…необходимо потому…что Господь, Пресвятая Богородица…недоступны нашему бренному зрению в их небесной чудной славе, а в св. иконах они доступны, осязаемы… Чрез почитание святых икон представляется и неученым людям наглядно, воспоминательно и поучительно наша святая, высочайшая и всеспасительная вера…».

Главная функция иконы – молитвенная. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами. Силою Первообраза они излучают нетварный фаворский свет, испускают благоухание, они мироточат, плачут, темнеют (от предчувствия скорби), источают кровь; иконы обновляются, являются людям в видениях, тонком сне, плавают по воде (икона Св. Николая Чудотворца из с. Утятское Курганской области), стоят в воздухе; иконы не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма (замечательный пример – икона Чимеевской Божией Матери), останавливают пожары, как Абалацкая икона Божией Матери в г. Куртамыше.

Но, самое главное, иконы неожиданно являются нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены людьми, избранными Богом. Этот случай и касается нашего исследования. Предлагаемый ниже материал расскажет об истории написания, сохранения и обретения вновь в Курганской епархии, очень редких списков (копий) с одной из самых таинственных, малоизвестных икон: «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская).

Это первая явленная в ХХ веке чудотворная икона и ЕДИНСТВЕННАЯ, где Матерь Божия изображена как воительница, попирающая оружие, с платом, как Св.Вероника, всегда готовая прийти к нам на помощь, со Взрослым Сыном, акцентируя наше внимание на Образе Спаса Нерукотворного.

1.2. Значение иконы для Российского государства

«Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и смуте… все вновь начинать «ни с чего», из ничего создавать значительное, прекрасное, великое… и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета…» – писал великий русский философ Иван Ильин.

В трудных испытаниях, выпадавших на долю России, незримо присутствовала и ощущалась Божия помощь и Заступничество Пресвятой Богородицы1.

История доносит до нас множество таких примеров, так в 1395г. полчища Тамерлана повернули прочь от Москвы в день празднования иконы Владимирской Божией Матери. В день Рождества Богородицы состоялась Куликовская битва, в Рождество 1813 г. последний наполеоновский солдат покинул пределы Отечества.

А вот пример из новейшей истории ХХ века. В 1941 г., когда немцы были уже под Москвой, по совету митрополита Гор Ливанских Илии (ему явилась в огненном столбе Богородица), Верховный Главнокомандующий приказал обнести крестным ходом список чудотворной иконы Казанской Божией Матери вокруг стен блокадного Ленинграда, осажденной Москвы, а затем и Сталинграда. Враг везде был остановлен и разбит.2

Имеются свидетельства охранников, что И.В.Сталин перед наступлением 19 ноября 1942 г. в Сталинграде, ночью молился перед иконой Богородицы.3 На суд истории было поставлено всё: накануне севернее Сталинграда, немецкая танковая дивизия вышла на берега Волги – нефтяной артерии государства. В то время (1942 г.) под оккупацией фашистской Германии уже находилось около 40% населения (70 млн.), заселенной территории, сельскохозяйственных и промышленных ресурсов, т.е. положение было намного тяжелее, чем в Крымскую и Русско-Японскую войны, Тем не менее, была Великая Победа, а фашизм – повержен.

Но есть примеры другого рода. Ужасающим равнодушием к православным святыням была отвергнута милость Божия в Крымскую войну 1853-56гг., и Россия вынуждена была заключить позорный для неё мир. Подобная история произошла и в Русско-Японскую войну 1904-05 гг. когда непослушание гласу Царицы Небесной привели к роковым последствиям на всё последующее столетие, а может быть, захватывает и настоящее время. Некоторые современные историки называют этот перелом начала века для страны: «русско-японский динамит». В памяти и сердцах православных России бережно сохраняется необыкновенная история святыни, предназначенной Провидением для оказания помощи русскому воинству в эти годы. Не будем забывать: в то время у либеральной публики, студентов считалось хорошим тоном посылать японскому микадо (императору) поздравительные телеграммы по случаю победы над русской армией в очередном сражении.

Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием «Торжество Пресвятой Богородицы» была предназначена для крепости Порт-Артур, в связи, с чем получила второе имя «Порт-Артурская икона Божией Матери». В литературе встречается и третье её название: С.А. Нилус в книге «Великое в малом» упоминает её под именем образа Царицы Небесной «На двух мечах». В рассказах об этой необычной иконе чудным образом переплетаются народные предания и действительные факты, глубокая вера в Небесное Провидение и равнодушие к церковным святыням.4

2. Краткая историко-культурологическая справка о чудотворной иконе «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской)

2.1. Написание иконы, её история с 1904 по 1938 гг.

Накануне русско-японской войны Пресвятая Богородица явилась одному старому матросу, участнику обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Богородица повелела написать свой образ и доставить его в Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в Порт-Артур. 11 декабря 1903 года, ровно за два месяца до начала русско-японской войны, этот благочестивый человек (матрос Феодор5) прибыл в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры и рассказал о чудесном явлении монахам.

Начался сбор пожертвований на написание образа. 10 000 богомольцев приняли участие в сборе средств, каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). Так были собраны средства на краски и материал для иконы, за работу мастер П.Ф. Штронда ничего не взял. Образ был написан точно по описанию старика-матроса.

Само изображение Пресвятой Богородицы необычно. Она изображена на небесно-голубом фоне Порт-Артурского залива стоящей на скрещенных самурайских кривых мечах. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние – коричневым. С правой стороны изображен Архистратиг Михаил, а с левой – архангел Гавриил. Над ней ангелы держат царскую корону, еще выше на облаках – Господь Саваоф. Образ венчает надпись: «Да будет едино стадо и един пастырь».


Единственное сохранившееся черно-белое изображение оригинала 1904г. Вероятно, фото из журнала «Русский паломник». Иллюстрация из книги «Отвергнутая победа», С-Пб., М. Диоптра, 2003г.

Размер иконы вместе с рамой составил 2 аршина 1,5 вершка (около 149 см) в высоту и 1,5 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы составляли: 1,7 аршина (около 124 см) в высоту и 1 аршин 1,5 вершка (около 77 см) в ширину.

По другим данным:

  • Размеры иконы: высота 124, ширина 82см.6 Пропорция этих размеров ровна 0,66 и соответствует пропорции размеров иконы на фотографии 1904г.

  • «Образ был написан на золотом чеканном фоне – сообщал в 1904 г. читателям журнал «Русский паломник»... 7

Эмалированной вязью на иконе было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

В феврале 1904 года началась военная компания. В августе по железной дороге икона была доставлена во Владивосток, где ее встречал Владыка Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). По прошению начальника Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Н. И. Скрыдлова, которому императрицей Марией Феодоровной было поручено доставить икону к месту военных действий, святой образ был временно помещен в Успенском Кафедральном соборе Владивостока. Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что икона не доставляется в Порт-Артур.

Задержка с доставкой была вызвана объективными причинами: отсутствием свободных кораблей и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре. Было сделано несколько фотокопий и написана небольшая копия масляными красками на дереве.

После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше доставить подлинную икону взялся один офицер – Николай Николаевич Федоров, 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1904 году – делопроизводитель Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил взять на себя трудный и опасный подвиг – доставить означенную икону к месту назначения. Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение.

В утешение жителям Владивостока осталась копия иконы (в натуральную величину), писанная на медной доске (была и такая! Авт.) масляными красками.8

Но до Порт-Артура икона доставлена не была, а оказалась в ставке Главнокомандующего генерала Куропаткина в Манчжурии. К этому моменту Порт-Артур был сдан, Россия потерпела поражение. Известно письмо отца Иоанна Кронштадтского: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».9

26 мая 1905 г. Порт-Артурская икона, возвращенная из действующей армии, была внесена во Владивостокский кафедральный собор. Есть факты, что икона, пронесенная крестным ходом, помогла обуздать революционные бесчинства во Владивостоке 30-31 октября 1905г. (Владивостокские епархиальные ведомости.1905, №24). После войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы постоянно находилась в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока, который в 1932 году был закрыт, а в 1938-взорван. Следы же чудесного образа после разрушения храма затерялись.10

Известен еще один факт дореволюционной истории образа, нам курганцам, наиболее интересный. В Порт-Артуре погиб в десанте герой Русско-Японской войны, капитан 2-го ранга А.В.Лебедев. Узнав о смерти брата, его сестра А.В. Андерсин-Лебедева сделала две попытки отправить небольшой список Порт-Артурской иконы, у неё бывшей, в осажденный город. Но все они не увенчались успехом.11

Тогда Андерсин-Лебедева попросила пришедшего к ней попрощаться полкового священника отца Алексия Агаева, отправлявшегося в Маньчжурию, доставить имеющийся образ в Порт-Артур. Батюшка икону взял, но вскоре Анастасия Васильевна узнала из газет о кончине о. Алексия по дороге в Маньчжурию.12 Как известно, единственный путь (Транссиб) пролегал в то время через территорию нынешней нашей Курганской епархии, можно предположить (а кто хочет, пусть опровергает), что если священник скончался при проезде через нашу местность, то и утраченная икона могла здесь задержаться. Далее к этому вопросу мы ещё вернемся.

2.2. Современная история Порт-Артурской иконы, прославление образа

Обретение Порт-Артурской иконы в Иерусалиме

После революции в России Порт-Артурская икона была утрачена, и «случайно», именно эта икона (а возможно ее список), была обнаружена в 1998 году в одном из магазинов Иерусалима в районе Лифостротона (на улице Виа-Долороза или Крестного Пути Спасителя в Старом городе Иерусалима), куда заглянули паломники из Владивостока.13


Это типичный участок ул. Виа-Долороза в районе Лифостротона, именно на этой улочке и была приобретена Порт-Артурская икона в 1998г. Фото автора. Иерусалим, май 2008г.

Насколько приморцам удалось выяснить, российская святыня попала в Израиль из Гонконга от русских эмигрантов. Скорее всего, она принадлежала существовавшей там некоторое время православной общине и была выставлена в витрине лавки уже более четырех лет.

Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря Наталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи. Она подтвердила, что икона – не современная подделка. С помощью российских православных монастырей, находящихся в Израиле, игуменьи Георгии удалось собрать требуемую сумму, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни.

По следам Порт-Артурской иконы в Иерусалим, май 2008 г.

При паломничестве на Святую Землю в мае 2008г., автор так же посетил эту арабскую антикварную лавку, но уже ничего интересного из иконописи не обнаружил. Я беседовал с игуменьей Горнинского монастыря в Иерусалиме – Георгией и выяснил некоторые подробности обретения Владивостокского списка. Инокини же Наталии в монастыре тогда уже не было. Вообще, руководство Русской Духовной миссии в Иерусалиме хорошо осведомлено об истории Порт-Артурской иконы и нашей Курганской епархии в целом. Зам. начальника миссии игумен Феофан (Лукьянов) принял нас и подробно расспросил об наших находках икон, остановился также на состоянии родового храма Капустиных в с. Батурино, Шадринского района. Всем русским монастырям на Святой Земле, наряду с другой епархиальный литературой, мы пожертвовали альманах «Звонница» с очерком о наших замечательных Порт-Артурских образах и историей Курганского кафедрального собора Св. Александра Невского.


Вручение альманаха «Звонница» вместе с о. Павлом (Балиным) лично зам. начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме – игумену Феофану (Лукьянову, на фото справа). Фото автора, Иерусалим, май 2008г.


Курганские паломники около Горнинской обители в Иерусалиме. В этом храме икона находилась несколько месяцев. Фото авт., Иерусалим, 2008г.


Игуменья Георгия, выкупившая у арабов икону. Фото авт., Иерусалим, 2008г.



Возвращение Порт-Артурской иконы в Россию в 1998г.

Наконец, 6 мая 1998г, в день святого Георгия Победоносца, икона «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыла во Владивосток. Но, как и в старые времена, жители Владивостока не знали о прибытии к ним святыни, и не было устроено подобающей ей встречи, так как пастыри не были полностью уверены в подлинности иконы.


Владивостокская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская), купленная паломниками в Иерусалиме в 1998г. После реставрации, с 2000-х годов, находится в распоряжении Приморской и Уссурийской епархии, в храме Порт-Артурской иконы во Владивостоке.

Длительные годы скитаний вне России не прошли для иконы бесследно: утрачены роспись в нижней части образа и фрагменты письма по золоту, а само дерево списка оказалось изъеденное жучком. Для реставрации требовались специалисты высокого класса, и они нашлись. Работы над иконой велись в церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии (Троице-Сергиева Лавра). В настоящее время Порт-Артурская святыня вернулась во Владивосток.14


Обретенная икона «Торжество Пресвятой Богородицы», г. Владивосток, 2000г.


Архиепископ Приморский и Уссурийский Вениамин при встрече иконы во Владивостоке. Кадр из фильма «Тогда и ныне» Владивостокской телестудии 1998г.



Современное почитание иконы

Только сейчас, в наше время, началось настоящее прославление знаменитого образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской), а ведь прошло более 100 лет.

История Порт-Артурской иконы продолжается. Ввиду почти полного отсутствия в стране настоящих исторических списков образа, выполненных до 1917 года, сейчас иконописцы массово выполняют заказы на современные копии (новоделы). В основном Порт-Артурскую икону заказывают епархии Дальнего Востока, Вооруженные Силы России, в особенности флотские корабельные экипажи.

После долгих раздумий знаменитый иконописец, священник Михаил Самуилович Осипенко (1922-2006г.г.) написал новый список известной иконы – перспектива: золото-чеканная.15 Вероятно, работа была достаточно точно выполнена, согласно сохранившимся описаниям. Работает над списками и иконописец Патриархии из Палеха: Стефан.16 Пишут иконы и замечательные художники из Хабаровска Павлишины, но про них далее и подробно.

Единственный пока в России Храм Порт-Артурской иконы Божией Матери открыт в апреле 2003 г. в г. Владивостоке на ул. Постышева, в здании бывшего кинотеатра. По эскизу Виктора Александровича Обертаса с помощью Марфо-Мариинской обители (ст. Седанка Приморского края) возведен иконостас, обшитый голубой материей, по сахалинской традиции. Первая литургия совершена на Пасху, 27 апреля 2003 г. Заложен подобный храм и в г. Екатеринбурге.

Пример современных копий Порт-Артурской иконы (новоделов)


Обложка книги: «Порт-Артурская икона Божией Матери». Прославление иконы на Красной площади в Москве. Список, написанный М.С.Осипенко в начале 2000-х годов17. Как видим, перспектива – золотой чеканный фон, видимо, как у оригинала. У Владивостокского образа перспектива голубая. Автор считает, что на оригинале 1904г. все же была перспектива золото-чеканая.



Неполная география современного прославления образа:

  • Весной 2003 г. икона была провезена покаянным Крестным ходом, посвященным 100-летию явления дивного образа от Санкт-Петербурга до Порт-Артура, через всю Россию, всего за две недели.

  • В День Победы 9 мая 2003 г. была совершена панихида, и затем крестный ход на месте упокоения русских воинов в Порт-Артуре, затем был отслужен благодарственный молебен в русском посольстве в Пекине.

  • В мае 2003 г., икона приняла участие в крестных ходах по случаю празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

  • По благословению оптинских иеромонахов образ побывал в Португалии, в десятках святых мест Сербии: храмах, монастырях, обителях. Крестный ход прошел по Белоруссии, Украине, Крыму, Северному Кавказу.

  • В августе 2003 г. икона участвовала в крестном ходе в Приморье, была провезена на яхтах вдоль дальневосточного побережья России.

  • 9 мая 2004 г., в День Победы, икона, по благословению Святейшего Патриарха Алексия 11, приняла участие в торжественном праздничном шествии по Красной площади в Москве.18

  • Сын иконописца М.С. Осипенко (тоже Михаил) сопровождал икону, написанную отцом, по православным приходам Австралии.19

  • Со списком иконы боевой сторожевой корабль «Магаданец», впервые за 20 последних лет в нашем военно-морском флоте, прошел Великим Северным Морским путем из Калининграда на Камчатку.20

  • В марте 2008г. в Кургане была остановка грандиозного Крестного хода «Под звездой Богородицы», посвященного историческому объединению РПЦ. Это был один из 8 крестных ходов, которые сошлись в Москве 10 июня 2008г. Участники вышли из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Архангельска, Афона (Греция), Иерусалима (Израиль). Во всех Крестных ходах несли списки образа «Порт-Артурской Божией матери».



2.3. Изучение вопроса о созданных до 1917 года списках (копиях) Порт-Артурской иконы

Слово исследователям

Иеродиакон ИННОКЕНТИЙ (Ерохин): «О копиях Порт-Артурской иконы сегодня мало что известно. Мы знаем, что во Владивостоке оставалась копия, писанная на медной доске. Другая была сделана на дереве, но в меньших размерах, чем оригинал. Кстати, в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии находится уменьшенная копия Порт-Артурской иконы, которая в основных чертах похожа на обретенный образ, но есть и отличия. Самое главное - на этой копии отсутствует дарственная надпись от святых обителей Киевских. В этом можно убедиться, если посмотреть журнал военно-морского флота «Морской сборник» № 2 (1767) за 1994 год, выпускаемый издательством «Красная звезда». Кстати, такой дарственной надписи нет и на тех копиях иконы, которые были выпущены в последние годы в Москве.

Более полные сведения об иконе обнаружила приморский краевед Н. Г. Мизь при изучении «Владивостокских Епархиальных ведомостей» за 1904-1995 годы, хранящихся в архиве краевой библиотеки».21


Московская уменьшенная копия иконы (дореволюционная, созданная после 1906г., один из 2-х описанных и изученных ранее списков), находящаяся в Церковно-археологическом кабинете Духовной академии и семинарии. Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад).

Нелли Григорьевна Мизь (краевед, член Общества изучения Амурского края: «Готовясь к визиту Патриарха в 1998 году, мы стали разыскивать описания Владивостокских святынь, что бы заказать их копии. Особенно интересовались судьбой появления иконы Порт-Артурской Божией Матери…».22

«О возвращении иконы во Владивосток в 1904г. нет никаких сведений. Журнал «Морской сборник» (1994. № 2), рассказывая об истории Порт-Артурской иконы, сообщил, что «ныне она хранится в Московской Патриархии». (В Церковно-археологическом музее МДАиС хранится небольшая копия иконы - прим. Иеродьякона Иннокентия).

«…О копиях иконы, снятых во Владивостоке в 1904 году, ничего не известно…».23

Как видим о сохранившихся списках иконы до 1917 года Владивостокским специалистам ничего не известно. Убежден, что они настойчиво и усердно искали, сомнений никаких нет. Значит если не нашли, то иконы просто не сохранились до наших дней или они чрезвычайно редки или, что скорее всего вероятнее, они просто не открыты для искусствоведов и не описаны в специальной литературе. В некотором роде мы восполняем этот пробел.

Хронология создания иконы и написания списков (март-ноябрь 1904 года):24

  • Март 1904г. Написание иконы в Киево-Печерской Лавре, иконописец П.Ф. Штронда;

  • Апрель 1904г. Исполнение копий с иконы (в натуральную величину) монахинями Ново-Девичьего монастыря в С.Петербурге для других храмов, установление списка в монастырском храме.

  • Исполнение уменьшенной копии иконы во Владивостоке, неудачная попытка переправить её в Порт-Артур. Дальнейшая судьба её неизвестна.

  • Исполнение другой уменьшенной копии иконы для А.В. Андерсин-Лебедевой в столице. Кончина в 1905 г. на пути в Манчжурию, где-то на Транссибе, священника о. Алексия Агаева, сопровождавшего эту икону. Дальнейшая судьба списка неизвестна. Но позже, в 1907г. Анастасия Васильевна все-таки возложила на могилу брата в Порт-Артуре другую, полноразмерную копию иконы.

В ноябре 1904 года, по распоряжению Святейшего Синода, Митрополит Санкт-Петербургский Антоний указывает Ново-Девичьему монастырю вынести из собора копию Порт-Артурской иконы и запрещает писать новые копии. Это объясняется вот чем, цитирую письмо Синода: «Икона по своему начертанию, имеет особенности, не принятые в православной иконописи…», «…был обман и что на ней Святая Троица разделена».25

В это же время Синод отказал ещё двум издателям: Коркину и Сойкину в разрешении на печать цветных хромолитографий Порт-Артурской иконы на металле, поэтому массовой печати и распространения не было, следовательно, большая, православная Россия с этим образом была не знакома.

Следовательно, живописные, полные по деталям копии (с надписью «… и 10 000 богомольцев…») официально снимали всего 8 месяцев в1904г.

В январе 1906г. Киевский митрополит Флавиан высказался о возможности снимать копии с Порт-Артурской иконы, при условии, что будет убрана надпись «… и 10 000 богомольцев…».

Далее, цитирую: «… После войны икона постоянно находилась в Владивостокском Успенском соборе. Без согласования со Св. Синодом с нее было сделано множество копий…».26

Как видим, всё же писали ещё списки, только, видимо, без периметрической надписи «…и 10 000 богомольцев…», а происходило это, я думаю, основном, в Киеве, где митрополит Флавиан и дал разрешение. Следовательно: без периметрической надписи списки могли выполнятся только начиная с 1906г.

Февраль 1907 г. Определением Синода офицеру Н.Н.Федорову (истинному христианину, который единственный из всех как-то пытался доставить оригинал в Порт-Артур), уже посмертно было отказано в просьбе получить копию Порт-Артурской иконы. Вот так.

На этом официальная переписка Святейшего Синода по поводу иконы оканчивается. Надо заметить, через 100 лет стало ясно, что сей образ, пережил и Российскую империю и Священный Синод того времени, имеется в виду, как руководящий центр Русской Православной Церкви, ведь сейчас – Патриаршество.

Итак, известно, что до ноября 1904 г. было снято какое-то количество полных по деталям копий в натуральную величину (основной тип). Количество копий, конечно, неизвестно, но вероятно столько, сколько могла написать одна иконописная мастерская за 8 месяцев – не более 8-10 списков, по изученной литературе, они встречаются более часто, чем уменьшенные.

До последнего времени было известно о существовании только несколько дореволюционных икон, написанных маслом:

  • Находящаяся во Владивостоке полноразмерная икона (или копия?), купленная в Иерусалиме в 1998г.

  • Московская копия (не полная, без надписи по периметру, следовательно, написанная после 1906г.), тип – уменьшенная. Находится в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии27.

  • Написанная во Владивостоке в 1904 г., тип – уменьшенная. Была предпринята неудачная попытка доставить её в Порт- Артур. После икона затерялась.28 Где сейчас – неизвестно.

  • Написанная в 1904г., тип – уменьшенная. Принадлежала А.В. Андерсин-Лебедевой. Была передана в 1905 г. священнику о. Алексию Агаеву, который умер на пути в Маньчжурию. Следы образа потеряны.29



3. Чудотворная икона в Курганской и Шадринской епархии

3.1. Список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» в Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре

В начале марта 2004г. я предпринял паломническую поездку в Далматовский Свято-Успенский монастырь. 8 марта 2004 г. в Скорбященском храме шла Литургия Преждеосвященных Даров, служили о. Варнава, о. Тимофей, брат Игорь (сейчас о. Иосиф) и другие монашествующие.


Монастырская служба в Скорбященском храме Далматовского монастыря. Справа, у окна на аналое – список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы», в центре – рака с мощами преподобного Далмата Исетского. Фото 2005 года.

В этот светский женский праздник, приходящийся в тот год ещё на Великий пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а трудники перекрывали крышу храма. Из мирян в храме присутствовали только я и какие-то пожилые мужчина и женщина, со свертком, завернутым в покрывало (на них и на сверток никто не обратил внимание).

После окончания Литургии старики развернули сверток, и мы все изумились: показалась чудесной красоты в прекрасном состоянии икона с совершенно незнакомым мне сюжетом. Эти люди сказали, что они привезли её в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа, а старики скромно немного подождали и потом пошли на вокзал. Я тоже был поражен, но после опомнился и выскочил вслед за этими людьми. Догнал их уже на полпути к вокзалу и сразу спросил: «Откуда вы люди добрые?». Они ответили, что живут в Частоозерье и когда стали ломать старый дом, то на чердаке обнаружили сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи людьми верующими, они собрали деньги и решили пожертвовать икону в самое благочестивое, по их мнению, место – Далматовский монастырь.


Далматов монастырь. Литография начала ХХ века. В центре – храм «Всех скорбящих радость» куда была пожертвована икона. В настоящее время монастырь восстанавливается.

Ехали они сначала автобусом до Петухово, а затем электричками до Кургана и Далматово. Я поблагодарил этих порядочных людей и попрощался с ними. Этот необычный образ глубоко запал мне в душу. Чуть позже в журнале «НАУКА и РЕЛИГИЯ» №12 за 2003г. я впервые прочитал про эту икону. Долго размышлял и 6 ноября 2006 г. на праздник иконы «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», являющийся престольным праздником Скорбящинского храма, я вновь приехал в монастырь. Здесь с благословения игумена отца Варнавы, наместника Далматовского Свято-Успенского монастыря, решил предпринять собственное историческое исследование. Отец Варнава подарил мне цветную фотокопию образа и посоветовал съездить в р.п. Мишкино в церковь. По его информации там так же имеется подобный список. Постепенно я стал собирать материалы. Две прекрасных книги по теме: «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл. редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г. и «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г., привез мне в подарок из Москвы писатель В.Н.Носков, он же посоветовал отразить все осмысленные материалы в краеведческом очерке.


Игумен о. Варнава, наместник Свято-Успенского Далматовского монастыря и автор Павлов Н.Б. на православной международной выставке «ДОБРЫЙ СВЕТ РОЖДЕСТВА», Курган, 23 января 2009г.

Описание Далматовского списка: икона представляет собой список образа «ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (ПОРТ-АРТУРСКАЯ), написанный масляными красками на доске толщиной 30 мм, размерами 895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., пропорция размеров 0,66), сохранность хорошая. По размеру данный список можно отнести к встречающемуся в литературе определению: уменьшенная копия. Манера письма тонкая, перспектива – голубой фон, по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».


Далматовский список 895х585х30, левкас, доска, масло. Тип – романтическая иконопись начала ХХ века. Примерно 1904г. Фото подарено автору о. Варнавой 7 ноября 2006г.

Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: список написан в период с марта по октябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и Интернете описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная икона – Владивостокская.

Место обретения нашей – дер. Денисово Частоозерского района Курганской обл., находится в 60 км от железной дороги (ст. Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. В 1921 г. с.Частоозерье было одним из центров Ишимского восстания (крупнейшего в России) крестьян против продразверстки.

Как икона оказалась в Частоозерье? Один Бог ведает. Могла попасть из губернского Тобольска, из Центральной России или с Дальнего Востока (может тот самый список, который был отправлен в Порт-Артур и утерян?). Автор выдвигает версию, что икона попала в нашу местность с Транссиба, единственной железнодорожной магистрали в то время, по которой Россия вела войну с Японией в 1904-05гг.

Можно предположить, что эта икона – уменьшенный список, переданный из столицы в 1905г. А.В. Андерсин-Лебедевой через полкового священника о. Алексия Агаева в Порт-Артур, на могилу брата-моряка, героя войны. Как знаем, о. Алексий скончался на пути в Манчжурию, а где? – неизвестно, может на нашем участке ж/д пути, а икона какими-то неисповедимыми путями могла оказаться в нашей местности.

3.2. Список Порт-Артурской иконы в Свято-Троицкой церкви р.п. Мишкино

Ещё в Далматово, отец Варнава посоветовал мне съездить в р.п. Мишкино, где по его сведениям имелся ещё один список иконы.

31 декабря в последний день 2006 года я приехал в Мишкино. Сразу прошел к церкви: это Свято-Троицкий храм, выглядевший превосходно. Внутри храма мне тоже очень понравилось: было хорошо и покойно, а на правом клиросе я сразу увидел знакомую до малейшей черточки Порт-Артурскую икону (и как оказалось при изучении, тоже редкую). Настоятель храма отец Алексии, узнав причину приезда, любезно разрешил мне исследовать образ. Очень помог в измерениях размеров его сын Михаил.


Св. Троицкая церковь в п. Мишкино. Фото автора, 2006г.


Внутренний интерьер Св. Троицкой церкви. Правый клирос, видны иконы: Порт-Артурская и Николая Чудотворца Можайского, считается, что они одной киевской школы иконописи начала ХХ века. Фото автора, 31 декабря 2006г.


Автор с настоятелем храма, благочинным протоиереем о. Алексием (Фасолой). Правый клирос. Икона Порт-Артурская. 21 июля 2007г.


Мишкинский список: 1070 х750 х30, доска, левкас, масло, золото-чеканный фон. Тип – романтическая иконопись начала ХХ века. Написана примерно в 1906-1908гг. Фото автора, 31 декабря 2006г.

Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает: я вспомнил, что село Мишкино являлось местом рождения, и жизни моего прапрадеда по материнской линии П. А. Горнова (1840-1922г.г.). Человек он был известный и даже попал в современную краеведческую литературу. Цитирую по книге «Сужденное не случайно»: «Мать Ефросиньи, Ольга, умерла в 1911 году в возрасте 70 лет, а отец Павел Андреевич Горнов прожил 82 года (умер в 1922г.). Он был богатый, держал бойню. Будучи глубоко верующим человеком, он привез в Мишкино (не на открытие ли церкви?) из Киева икону (!?), золотую чашу для причастия и церковный колокол, самый звонкий в округе. Все это он подарил церкви»30. Автором найдены и другие свидетельства участия П.А. Горнова в строительстве церкви.


«Его преосвященством, Преосвященнейшим Иоакимом Епископом Оренбургским и Уральским, преподано Архипастырское благословение: …крестьянам Павлу Горнову, Илье Кудинову, Дмитрию Шишкину, Алексею Талыкову, Ивану Талыкову, Василию Кондакову, Никандру Никольскому, Федору Павлову, Ефиму Бутакову, Михаилу Хлыбову. За пожертвования и постройку храма в деревне Мишкиной Челябинского уезда от 24 марта 1907года…» (Оренбургские Епархиальные Ведомости, 17 мая 1907 года, стр.145).

Вот как бывает – через 100 лет, праправнук дарителя икон, автор данного исследования, посетил эти места в поисках иконы.

ИСТОРИЯ МИШКИНСКОГО СПИСКА: Мишкинская церковь во имя Св.Троицы была освящена в 1908г. К открытию и были пожертвованы церковная утварь и иконы. Вероятно, иконы были приобретены в Киеве, т.к. выяснилось, что именно там исполняли копии Порт-Артурской иконы с замечаниями митрополита Флавиана. Косвенно это подтверждается наличием в храме однотипной по исполнению и размерам иконы «Св. Николая-Чудотворца Можайского», по преданию жителей, привезенной из Киева. В 1936 году церковь в Мишкино закрыли в связи с арестом священника о.Василия (Половинкина), но прихожане смогли разобрать иконы для сохранения по домам. Этот пример вызывает уважение, очень многие приходы лишились образов, например, в с. Петровском, Юргамышского р-на все иконы разбросали, а потом сожгли (автор занимался историей этого села). В дальнейшем храм в с. Мишкино использовался под зерносклад.31

В 1948 году церковь открыли вновь, и прихожане вернули спрятанные образа. Так наша икона была обретена ещё раз и сохранилась до настоящего времени. В 2008г. на праздник Святой Троицы был торжественно отмечен 100-летний юбилей храма с крестным ходом, возглавляемом иконой «Порт-Артурской».

ОПИСАНИЕ ИКОНЫ: представляет собой список образа, написанный на доске толщиной 30 мм, размерами 1070х750 мм (это составляет 79 % от площади оригинала иконы 1904г., пропорция габаритных размеров 0,69), сохранность хорошая. Манера письма тонкая, фон золото-чеканный, по деталям отличается от подлинника. Главное: по периметру иконы нет надписи: «..10 000 богомольцев...», зато в центральной части написано: «Подобие образа Торжества Пресвятой Богородицы». Следовательно, список выполнен после 1906г., относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и Интернете описан только один такой, но уменьшенный и неполный: хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии и семинарии.



4. Заключение

На данное время (2009г.) в России открыто четыре дореволюционных иконы:

1.Владивостокский храмовый образ, 1904г., полноразмерный 1240х760 мм. Перспектива – голубой фон. Детали во многом соответствуют оригиналу иконы, хотя есть и отличия. Обретена (куплена) икона в Иерусалиме в антикварной лавке в 1998г. паломниками из Владивостока. Находится в храме Порт-Артурской иконы Божией Матери во Владивостоке.

2. Московский уменьшенный список иконы, написанный после 1906г. Детальная проработка неполная: отсутствует периметрическая надпись «...10 000 богомольцев...» и другие фрагменты. Предполагается, что написана икона после 1906года (Журнал «Морской сборник»№2 за 1994г.). Находится в Церковно-археологическом кабинете (а это фактически музей общероссийского уровня) Московской Духовной академии и семинарии. Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад.

3. Далматовский уменьшенный список, 1904г. Живописная копия (895х595х30 мм), 52% от площади оригинала, пропорция размеров (отношение ширины к высоте) ровна 0,66. Имеется знаменитая периметрическая надпись: «...и 10 000 богомольцев…». Перспектива – голубой фон (как у Владивостокского образа, возможно, написаны одной школой иконописцев). Исполнена в 1904г., сохранность хорошая, историческая судьба неизвестна. Можно предположить, что такой список мог быть сделан только непосредственно с оригинала. Обретена икона в д. Денисовой Частоозерского района Курганской области при сломе дома, пожертвована богомольцами в Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь 8 марта 2004года, ровно через 100 лет (точно до месяца) после написания в Киеве чудотворной иконы «Торжество Пресвятой Богородицы».

4. Мишкинский храмовый список, 1906/08 г. Живописная копия, близка к оригиналу по размерам (1070х750х30 мм), а также по площади поверхности: 79%, пропорция размеров составляет 0,69. Является более поздним списком иконы, не имеет периметрической надписи о «…10 000 богомольцев», имеет некоторое отличие в деталях (один меч, нет дерева, горящего города), перспектива – золотой чеканный фон, сохранность хорошая. В центре надпись: «Подобие образа Пресвятой Богородицы», т.е. изначально писалась как копия, уже после 1906года, предположительно в Киеве. В 1908 г. была пожертвована при освящении и открытии Свято-Троицкого храма в с. Мишкино. В 1936г. после закрытии церкви и ареста настоятеля о. Василия (Половинкина) была сохранена прихожанами и возвращена во вновь открытый храм в 1948 году, где и находится по настоящее время. В 2009г. отнесена к ряду святых, наиболее чтимых икон епархии, вместе с тремя другими чудотворными иконами (об этом дальше и подробно).

В результате проведенного исследования можно сделать вывод: Промысел Божий сохранил и открыл нам на территории нашей Курганской епархии два исторических списка чудотворной Порт-Артурской иконы Божией Матери имеющих глубокое промыслительное значение.

* * *

Наша Курганская область была образована в феврале 1943 года из бывших административно-территориальных частей губерний Российской Империи: Оренбургской (уральской), Пермской (уральской, а фактически европейской), Тобольской (сибирской), а на юге у границы с Казахстаном, узкой полоски земли Оренбургского Казачьего Войска32. Наверное, лучше всех географическое положение курганцев выразил в стихах местный поэт Леонид Куликов: «Что такое зауралец, – вам в Кургане скажет всяк: левым боком он уралец, – правым боком сибиряк...».

Действительно, до сих пор историки и географы ломают голову, к какой местности отнести жителей Курганской области. Мы знаем, что в доперестроечные времена весь притч и верующие области входили в Свердловскую и Курганскую епархию. Курганская и Шадринская епархия учреждена 22 февраля 1993г. (ровно через 50 лет после образовании области, точно до месяца) и объединяет приходы и монастыри на территории современной Курганской области при правящем архиерее, ныне почившим в бозе епископе Михаиле.

В нашей области нет полезных ископаемых как на Урале, нет нефти и газа как в Сибири. Но зато у нас есть около 100 приходов и 4 монастыря. Далматов Исетский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь в селе Чимеево имеют наибольшую известность. В этих монастырях сохраняются общероссийские святыни, поэтому сюда не иссякает поток паломников, приезжающих за благодатью из соседних областей. Автор бывал в этих обителях и лично свидетельствует это. И еще, у нас в Курганской епархии есть люди, простые сельские прихожане, живущие в различных частях области, сохранившие (может быть единственные в России) списки чудотворной иконы Порт-Артурской в проклятые богоборческие времена. Символично, что один список был обретен на территории бывшей Тобольской губернии (с. Частоозерье) и пожертвован в населенный пункт бывшей Пермской (г. Далматово), а другой как был в населенном пункте бывшей Оренбургской губернии (р.п. Мишкино), так там и остался. Следовательно, современная Курганская область, составленная из трех бывших географических и административных частей Российской Империи, а ныне скрепленная ещё и духовно обретенными образами «Торжества Пресвятой Богородицы»из разных концов области, могут считаться отдельной географической, административной и культурной частью России:ЗАУРАЛЬЕМ.

Вызывает глубокое благоговение, что наши Далматовский и Мишкинский списки иконы Порт-Артурской Божией Матери в отличие от Владивостокского образа, который большую часть столетия провел в эмиграции в Гонконге вне России, пережили вместе с земляками – зауральцами на своей земле весь этот противоречивый и жестокий ХХ век. А ведь в этом веке были: времена «нового Нерона» по преследованию православного христианства, ужас двух Мировых войн, братоубийственная революционная «Хиросима»1917года, раскулачивание, репрессии, голод, перестройка, развал страны. Но ведь и кроме этого: создание современной для своего времени промышленности, тяжелейше-кровавая, победная поступь наших солдат в сердце Европы в 1945г., «блицкриг» в войне с Японией (23 дня), фантастическое в 10 лет восстановление народного хозяйства после войны, атомный паритет, выход в Космос, 40-летняя мирная жизнь, всеобщая грамотность, доступное высшее образование и медицина, вновь открываемые храмы…

Закончено исследование. Щемящие вальсы-прощания времен Русско-Японской войны до сих пор волнуют нас так, будто мы снова на гулких морозных вокзалах провожаем своих сестер и братьев на желтые сопки Манчжурии, на зеленые берега Амура... По мере изучения истории образа «Торжество Пресвятой Богородицы», читатель, мы мысленно побывали на фортах Порт-Артура, выходили в море из Владивостока, любовались иконописью в Киево-Печерской Лавре, прошли узкими улочками Иерусалима, наблюдали наши зауральские равнины с березовыми колками из окна вагона на Транссибе при поездке в Мишкино, поклонились мощам преподобного Далмата...

Хочется надеяться, что наши зауральские Порт-Артурские иконы во второе столетие их истории вместе с земляками – курганцами и всем русским народом вступили и пройдут ХХI век достойно. А Далматовские святыни: икона «Успение Богоматери», шлем и кольчуга, будут вновь обретены и вернутся на своё место – в монастырь.

В надежде на осмысление ошибок прошлого, на духовное возрождение народа, для развития исторического сознания православной молодежи автор, по мере своих сил и возможностей, исследовал историю образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) и написал этот очерк.

Закончить хочу словами мудрого пастыря, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

«Вдумаемся: скорби и беды, терзающие Россию, не с того ли начались, что русский народ утратил свое духовное единство, отрекся от тысячелетних святынь и заветов предков? Плачет сердце, глядя на истерзанное, одурманенное Отечество, полнится жалостью и скорбью душа, взирая на позор некогда Святой Руси.

Объединимся же под сенью родных святынь, сбросим иго чужебесия и безверия, разврата и губительной гордыни. Молитесь, кайтесь в грехах, будьте терпеливы в скорбях и мужественны в исповедании Истины. Вслушайтесь в голос совести своей. Сеглас Божий. Последуйте ее велениям. Тогда Господь сказавший: Хотением не хочу смерти грешника, но якоже обратитися и живу были ему – помилует и спасет Россию».

Николай Павлов, Курган, 2007-2009



Автор благодарит:

Игумена Варнаву (Аверьянова), наместника Далматовского Свято-Успенского монастыря, давшего благословение на данное исследование;

Настоятеля Мишкинской Свято-Троицкой церкви, благочинного протоиерея отца Алексия (Фасолу), любезно разрешившего сделать фотографии списка, его сына Михаила;

Писателя Виталия Николаевича Носкова, подарившего необходимую справочную литературу, оказавшего методическую помощь и посоветовавшего написать данный очерк.



Послесловие:

Об установления празднования в честь «ПОРТ-АРТУРСКОЙ» иконы

«Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внесение празднования в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви. Указание о данном праздновании будет включено в календарь, начиная с 2009 года с формулировкой: "16/29 августа. Иконы Божией Матери "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурская), 1904". 6 марта 2008г. (www.sedmica. orthodoxy.ru).

Празднование 100-летия Свято-Троицкой церкви в р/п Мишкино

15 июня 2008г., праздник Святой Троицы (Пятидесятница). Крестный Ход на 100-летний юбилей Свято-Троицкой церкви в поселке Мишкино.


Вынос Порт-Артурской иконы из храма


Крестный ход. Впереди о. Алексий (Фасола)


Участник Крестного хода, почитатель Порт-Артурской иконы Божией Матери: Михаил Борисович Павлов, приехавший из Кургана.



Вести с православного Дальнего Востока

В 2007г. я впервые увидел в журнале «Русский Дом» материалы о художнике из Хабаровска Г.Д. Павлишине, безвозмездно, подвижнически работающем на нужды церкви, изготовившим мозаичный киот к Владивостокскому списку Порт-Артурской иконы, и сразу же написал ему на адрес Хабаровской епархии. Письмо дошло, и позже я получил несколько посылок с материалами об этой иконе от Народного художника России Г.Д. Павлишина и его дочери Ирины Геннадьевны Хромовой. Некоторые факты привожу ниже.


Народный художник России, лауреат многих международных конкурсов, Государственной премии имени Н.К. Крупской, обладатель приза «Золотое яблоко» (Братислава) и Золотой медали Лейпцига, почетный гражданин Хабаровска Геннадий Дмитриевич Павлишин, отметивший 27 августа 2008г свой 70-летний юбилей. Кадр из фильма ХГТРК, 2005г., сделан при монтаже иконы в часовне.


Художник Ирина Геннадьевна Хромова (Павлишина). Кадр из фильма «Встреча» ХГТРК, 2005г.

Замечательная художница из Хабаровска, Ирина Геннадьевна Хромова (Павлишина) подвижнически работает над Порт-Артурской иконописной темой. Написанные ею образа находятся в городах российского Дальнего Востока: Благовещенске, Хабаровске, в с. Ленинском Еврейской АО и даже в православном храме Токио. В Петропавловск-Камчатский, в Никольский храм, окормляющий базу атомных подводных крейсеров, икона была пожертвована вместе с уникальным драгоценным киотом, выполненный её отцом Г.Д. Павлишиным.

Народный художник России, Почетный гражданин г. Хабаровска, русский патриот Геннадий ДмитриевичПавлишин работает в сложнейшем жанре драгоценной флорентийской мозаики, труды его имеют мировое признание. Японцы неоднократно предлагали ему работу на любых условиях, но безуспешно, зато художник в 2002г. изготовил уникальный мозаичный киот для Владивостокского списка.

По благословлению своего духовника, настоятеля хабаровского храма Св. А.Невского, а ныне Св. Георгия Победоносца – протоиерея о.Сергия (Мещерякова), Г.Д. Павлишин выполнил мозаичный образ Порт-Артурской иконы. Сей образ безвозмездно пожертвован им в часовню Св. Виктора-воина, находящуюся на самой границе России с Китаем, на Большом Уссурийском острове под Хабаровском, рядом с пограничной вышкой. Благодаря общему интересу к Порт-Артурской иконе я заочно познакомился с этими замечательными людьми и как упоминал выше, получил посылку с фильмами и материалами о знаменитой иконе.


Порт-Артурская икона, написанная Ириной Геннадьевной Хромовой и резной киот с драгоценным мозаичным панно, изготовленный Геннадием Дмитриевичем Павлишиным, пожертвованные в церковь Святого Александра Невского в Хабаровске.


На снимке: о.Сергий (Мещеряков) и Г.Д.Павлишин.


Архиепископ Приморский и Уссурийский Вениамин (Владивосток) и Народный художник России Г.Д. Павлишин во время пожертвования киота с мозаичным панно для исторического Порт-Артурского образа (1904г.).


Порт-Артурская икона, написанная И.Г.Хромовой и резной, с драгоценной мозаикой киот, выполненный Г.Д.Павлишиным, пожертвованный ими в Никольский храм г. Петропавловска-Камчатского (окормляет Тихоокеанский флот, Авачинскую бухту)


Образ Порт-Артурской иконы, изготовленный Г.Д. Павлишиным в стиле флорентийской мозаики из природных камней и пожертвованный им в часовню Св. Виктора-воина на Б. Уссурийский остров, рядом с пограничной заставой на границе с Китаем.


Порт-Артурская мозаичная икона. Протоиерей Сергий (Мещеряков) святит в дорогу на остров мозаичную икону «Торжество Пресвятой Богородицы», работы Г.Д. Павлишина.


Торжественная встреча мозаичной Порт-Артурской иконы в кафедральном соборе Хабаровской и Приамурской епархии. После двух недель для поклонения в соборе, икона далее следует на Большой Уссурийский остров. Фото из фильма «Встреча» ХГТРК, 2005г.


Часовня Св. Виктора-воина на Большом Уссурийском острове на реке Амуре под Хабаровском. Видна мозаичная Порт-Артурская икона.


Молебен по случаю установки мозаичного образа Порт-Артурской Божией матери на Большом Уссурийском острове, на границе с Китаем. Слева второй- о.Сергий (Мещеряков), февраль 2005г.


Отец Сергий (Мещеряков) и прихожане часовни Св.Виктора-воина, фото 2006г. По Вере считается, что Порт-Артурская икона Божией Матери в часовне удерживает границы России на Дальнем Востоке.



Святыни Зауралья в Кургане

Прославление Порт-Артурской иконы Божией Матери из Мишкино в ряду святых, особо чтимых икон в Курганской и Шадринской епархии33.

В воскресение, 4 января 2009г., по благословлению архиепископа Курганского и Шадринского Константина, в кафедральный собор Св. Александра Невского были доставлены иконы, которые считаются святынями Зауралья: список Казанской иконы Божией Матери Чимеевской, образ Святителя Николая Чудотворца из села Утятского, икона Божией Матери Порт-Артурская из поселка Мишкино и Абалацкая икона Божией Матери из г. Куртамыша. Они пробыли в соборе до 23 января, после чего их Крестным ходом перенесли в Культурно-выставочный центр, на первую православную выставку-ярмарку, где они пробыли до 26 января.


В 9 часов святыни были занесены в храм, где состоялась их торжественная встреча духовенством во главе с архиепископом Курганским и Шадринским Константином. Владыка Константин возглавил Божественную Литургию.


После чтения Евангелия Владыка произнес проповедь.


После Божественной Литургии, в центре храма, перед иконами, владыка Константин отслужил благодарственный молебен.

23 января 2009г в соборе Св. Александра Невского начался Торжественный молебен, посвященный началу нового дела, во главе с архиепископом Курганским и Шадринским КОНСТАНТИНОМ. «Сейчас мы начинаем Крестный ход, посвященный Первой православной выставке-ярмарке «Добрый свет Рождества». Главная идея этой выставки – утверждение таких ценностей Православия, как крепкая семья, любовь к Родине, любовь к Церкви Святой, утверждение веры Православной», - сказал Владыка. Затем, с 4 января пребывавшие в соборе святыни, в следующем порядке: икона Божией Матери Порт-Артурская из села Мишкино, образ Святителя Николая Чудотворца из села Утятское, список Казанской иконы Божией Матери Чимеевская и Абалацкая икона Божией Матери из Куртамыша), были Крестным ходом перенесены в Областной культурно-выставочный центр на открытие выставки.


Крестный ход, посвященный Первой православной выставке-ярмарке «Добрый свет Рождества».

23 января 2009г. Архиепископ Курганский и Шадринский КОНСТАНТИН торжественно открыл Первую международную выставку в Кургане «ДОБРЫЙ СВЕТ РОЖДЕСТВА».


Выступления архиепископа Курганского и Шадринского КОНСТАНТИНА на открытии выставки


Все посетители выставки смогли поклониться Зауральским святыням – чудотворным иконам, сохраненным в бурном ХХ веке: образу Святителя Николая Чудотворца из села Утятское, иконе Божией Матери Порт-Артурской из поселка Мишкино, списку Казанской иконы Божией Матери Чимеевской и Абалацкой иконе Божией Матери из г. Куртамыша.

1 «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ.Держава. СПб.,2005г.

2 Выступление Первого заместителя председателя Государственной Думы Л.К. СЛИЗКИ на 1Х Всемирном Русском Народном Соборе; «РОМАН-ЖУРНАЛ ХХI век», №2 (74) 2005г, стр. 10.

3 Документальный телесериал «Вторая Мировая война. День за днем, русская версия», 2005г., реж. Виктор Правдюк.

4 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл.редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г., Стр. 18.

5 «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г.

6 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл.редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г., стр. 76.

7 «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г., стр. 13.

8 «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г., стр. 26.

9 ВРАТАРНИЦА ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ. Статья из журнала «Глаголъ» №22 (44) от 5.12.2001, опубликована на сайте http://www.hram1891.ru . Материал подготовила Елена Сударева.

10 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл.редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г., стр. 224, 282.

11«Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г., стр. 31.

12 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл.редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г., стр. 255.

13 «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г., стр. 32.

14 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл.редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г., стр. 284-286.

15 «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г., стр. 35.

16 Журнал «НАУКА и РЕЛИГИЯ», №5 2000г., №12 2003 г.О создании списков, современных иконописцах и воинских храмах, где присутствует образ.

17 «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г.

18 «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г., стр. 34-41.

19 Журнал «НАУКА и РЕЛИГИЯ», №5 2000г., №12 2003 г.

20 «Дальневосточная вратарница» посетила нас на «Магаданце». Дата публикации: 29.09.2006. Статья из газеты «Вечерний Магадан» от 29.09.2006.

21 Порт-Артурская икона Божией Матери. Статья из «Журнала Московской епархии» 10-1998, опубликована на сайте http://chinese.orthodoxy.ru

22 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл. редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г.

23 Порт-Артурская икона Божией Матери. Статья из «Журнала Московской епархии» 10-1998, опубликована на сайте http://chinese.orthodoxy.ru

24 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл. редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г., стр. 304-311.

25 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл. редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г. стр.332-334.

26 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл. редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г., стр. 249-250.

27Порт-Артурская икона Божией Матери. Статья из «Журнала Московской епархии» 10-1998, опубликована на сайте http://chinese.orthodoxy.ru

28 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл. редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г., Порт-Артурская икона Божией Матери. Статья из «Журнала Московской епархии» 10-1998, опубликована на сайте http://chinese.orthodoxy.ru

29«Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне» Гл. редактор И.В.Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г., «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005г.

30 «СУЖДЕННОЕ НЕ СЛУЧАЙНО» Л.Астафьева; С.Плотников, Юргамыш, 2001г., стр. 65.

31«РПЦ на территории Курганской области (1943-нач.2000-х г.г.» М.Н. Федченко, издание Курганского государственного университета; 2006г.


32 «Зыряновские чтения»; Курган 2006г. стр.11.

33По материалам сайта: www.kurgan.orthodoxy.ru/



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites