kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Святыни Южного Зауралья » ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И СВЯТЫЕ МОЩИ НА ЗАУРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И СВЯТЫЕ МОЩИ НА ЗАУРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

(из книги А.М. Васильевой: Курган. Времена минувшие. Куртамыш: ГУП «Куртамышская типография», 2013г. – 221 с.)

Издавна на Руси было развито хождение на поклонение святым образам и мощам.  Обычай этот закрепился и в Сибири, где уже с первых лет освоения стали появляться свои святыни. В Южном Зауралье первой и самой чтимой святыней была икона «Успения Божьей матери», которую принес в1644 г. старец Далмат из Невьянского Богоявленского монастыря. Эта икона дала название монастырю, основанному Далматом, Успенский, хотя часто в просторечии монастырь называют Далматовским. Первое испытание икона прошла в 1657г., когда калмыки при набеге сожгли деревянные строения монастыря. Многие монахи погибли, но Далмат избежал злой участи, после пожара он стал искать свою икону и нашел ее целой, лишь один угол был оплавлен огнем. Икона была защитницей и покровительницей монастыря, который подвергался многочисленным набегам, неоднократно горел, но икона всегда оставалась невредимой. Монахи считали, что только благодаря чудотворной иконе монастырь, несмотря на бедствия, которые он терпел от нападений врагов и от пожаров, никогда не имел крайней нужды в своем содержании, а относился к числу богатых монастырей. В1703 г. икона была подновлена иконописцем Иваном Никитиным, чтобы скрыть следы пожара, в1801 г. икону «одели в ризу», т.е. в оклад, который специально был заказан в Москве.  Сохранилось описание иконы в  окладе: «Риза на ней серебряная под золотом, с семью по полям финифтями, в стразовых камнях, оглавия над ликами по приличию украшены аметистами, аквамаринами, внизу по серебру чернеными словами надпись «Образ Успения пресвятыя Богородицы основателем обители сея монахом Далматом на место сие принесенный в царство благочестивейшего Алексея Михайловича…».

 0011

 0017

Далматово. Вид на Успенский собор с Исети. Фото Прокудина-Горского, 1910-е годы

Далматово. Чудотворная икона Успения Божьей матери. Фото Прокудина-Горского, 1910-е годы

Свои святыни были и в других местах Зауралья.  Это были «явленные» иконы, т.е. явившиеся неизвестно откуда и творившие чудеса. Хранилась до самой революции в селе Утяцком икона чудотворца Николая.  Как гласит  предание, в середине 18 в., за день до весеннего праздника в честь святителя Николая, 8 мая, неизвестно откуда воды Тобола принесли икону и прибили ее к берегу возле Утяцкой слободы. Пришла на реку женщина и увидела икону. Хотела взять ее, но икона отплыла от берега и остановилась. Тогда женщина побежала в село к священнику рассказать об иконе. Тот священник собрал народ и пошел к реке. Читая молитвы, он вошел в холодную воду, и икона далась ему в руки и была принесена в церковь. С этого времени стали чтить эту икону Святого Николая не только утяцкие прихожане, но и жители Кургана и всего округа. На поклонение иконе народ стекался в Николин день 9 мая и 6 декабря.

 DSCN6127

 nikolay_utyatskaya_ikona

Богоявленская церковь в с. Утятском

Чудотворная икона святителя Николая в с. Утятском

Еще одна чудесная явленная икона была в селе Салтосарайском.  В летописи церкви этого села в1847 г. был записан рассказ 90-летнего старца Петра Сергеевича Бабушкина о том, что когда-то слобода Салтасарайская стояла еще на старом месте, на берегу озера, где был густой непроходимый бор. Пошли в этот бор две старых девицы по фамилии Дружинины по грибы. Там на сосновом пне увидели икону Знамения Божьей Матери, принесли ее в село, но утром икона опять оказалась в бору, на том же месте. Пробовали еще несколько раз уносить икону из бора – и все повторялось: икона снова оказывалась на пне. Тогда жители слободы, видя в этом указание Божие, свое старое местожительство оставили и переселились на настоящее место и тут задумали строить храм во имя явленной иконы Знамения Божьей Матери. Храм выстроили, он просуществовал около 100 лет, в конце 18 века был за ветхостью разобран, и вместо него на том же месте была построена вторая деревянная Знаменская церковь, которая весной1820 г. сгорела от молнии. Но и новая, третья церковь, освященная в 1836г. стояла недолго и сгорела до основания 3 декабря 1857г. от неосторожности сторожей. В этот раз спасли все имущество кроме колоколов, растопившихся от сильного жара. Новая салтасарайская церковь, каменная, была заложена осенью 1858г. строилась медленно на средства купцов Мясниковых, на деньги прихожан села и на пожертвования, собранные в пределах епархии. 25 сентября1866 г.церковь была освящена отцом Федором Поповым.

Как попала в село Чернавское (будущее Введенское) чудотворная икона мученицы Параскевы, или как ее еще называют, Параскевы Пятницы, неизвестно. Среди населения сохранилась память, что появилась икона с половины 17 века. На поклонение к ней съезжались богомольцы не только Курганского округа, но даже Тобольска, Челябинска, Ялуторовска, других мест. В девятую пятницу по Пасхе в с. Введенское собирались паломники, дворы крестьян были гостеприимно распахнуты, самовары круглые сутки кипели, вокруг села горели костры. Особым  гостеприимством отличался священник Степан Петрович Наумов, прослуживший в Введенской церкви 37 лет и приобретший всеобщую любовь и уважение. Не только храм был заполнен богомольцами, но и вся обширная площадь перед ним бывала наводнена людьми, пришедшими поклониться святыне, испросить перед образом Великомученицы исцеления от болезней, избавления от напастей и скорбей. 20 апреля 1894г. в селе Введенском, которое тогда еще называлось селом Чернавским, была совершена закладка нового трехпрестольного храма в честь Введения во храм пресвятой Богородицы, с двумя приделами:  в честь уральского святого Симеона Верхотурского и Великомученицы Параскевы Пятницы, куда и поместили потом чудотворную икону.

Редкая церковь имела возможность иметь чудотворную икону или нетленные мощи какого-либо святого. Поклонение святыням имело большое значение в религиозной жизни человека, но далеко не каждый имел силы и возможность предпринять дальнее путешествие – паломничество. Иоанн Юрьевский, священник шмаковской Михайло-Архангельской церкви, решил ходатайствовать о приобретении в свою приходскую церковь частицы мощей Св. Варсонофия, казанского чудотворца. Святой Варсонофий, в миру Иоанн, родился в Серпухове, и отроком был уведен в плен татарами. В плену Иоанн выучился татарскому языку. Когда через три года отец выкупил его из плена, Иоанн решился посвятить себя Богу и принять монашество в Андрониевом монастыре с именем Варсонофия. В 1555г. за духовные подвиги он был поставлен помощником епископа Гурия в Казань и устроил здесь новый, Преображенский, монастырь. Занялся миссионерством. Знание татарского языка и умение лечить болезни помогали ему успешно обращать многих иноверцев в православие, его проповеди имели большой успех.  11апреля 1576г. Варсонофий скончался и был похоронен рядом с Гурием. В 1595г. при строительстве в Преображенском монастыре храма были обретены нетленные мощи Варсонофия. Мощи, по преданию, давали исцеление, поэтому священник Юрьевский и решил обратиться к настоятелю казанского монастыря, где хранились нетленные мощи Варсонофия.

Настоятель монастыря, Преосвященный Антоний, изъявил готовность послужить столь благому делу. Была написана икона святого и вложена в нее частичка его мощей. Икону отправили по железной дороге из Казани в Курган. Прихожане села Шмаковского, ожидая прибытия столь драгоценной святыни, решили перенести икону с мощами из Кургана в село крестным ходом, торжественно. Икона прибыла 25 августа 1899г. Ее несли через села Черемуховское, Барабинское, Утяцкое. Везде служили молебны перед иконой. 30 августа  торжественный звон колоколов возвестил жителям села Шмаковского о вступлении крестного хода в пределы их селения. Было уже 10 часов вечера. Храм сиял полным освещением. Икону поставили среди церкви, и священник Иоанн Желницкий отслужил молебен св. Варсонофию и зажег перед иконой неугасимую лампаду. Стали подходить для поклонения святым мощам. Ведь согласно преданию, Варсонофий еще при жизни своей на земле исцелял как душевные страсти людей, так и телесные болезни. При неугасимой лампаде всегда находилась лжица – зачерпнуть елея от мощей св. угодника. Народ стекался в храм даже из других приходов. Проезжающие через село, узнав о присутствии в местном храме святых мощей, заходили в церковь, считая своим долгом облобызать св. мощи и внести посильную лепту на украшение св. иконы.

Следуя примеру шмаковцев, священник Троицкой церкви села Чашинского Алексей Воскресенский начал ходатайствовать о приобретении из Почаевской лавры в свой храм частицы святых мощей преподобного Иова. Первые документальные упоминания о Почаевском монастыре относятся к началу 16 в., а первым известным настоятелем монастыря был Иов Желизо, умерший в 1651г. и причтенный к лику святых. Уже в начале 17 века при Почаевском монастыре была типография.  В 1831г. монастырь был назван лаврой, куда стекалось много богомольцев для поклонения ее святыням – стопе пресвятой Богородицы и чудотворной иконе и мощам преподобного Иова. 30 мая 1904г. прихожане чашинской церкви на своем сходе дали согласие иметь в своем храме икону преподобного Иова с частицею его святых мощей. 29 декабря 1904г. тобольским епархиальным начальством священник Воскресенский был командирован в Почаевскую лавру, чтобы доставить в Чашинское икону с мощами преподобного Иова.

В Курган икона прибыла 21 февраля 1905 года и десять дней стояла в Троицкой церкви. Толпы паломников спешили не только из предместий, но и из ближайших деревень. 1 марта икону понесли в село Чашинское на руках, с молебнами во всех населенных пунктах, по которым проходил крестный ход – через села Иковское, Белозерское, Мендерское, Пьянковское, Салтасарайское. Не доходя пяти верст до Чашинского, крестный ход был оглашен торжественным звоном в большой колокол и навстречу вышел ход из села, который коленопреклоненно встретил образ преподобного Иова. Причтом чашинской Троицкой церкви было решено, чтобы перед иконой со святыми мощами всегда горели три неугасимые лампады, из которых при помощи лжицы давался верующим елей от мощей св. угодника.  В каждом богослужении должно было упоминаться имя преподобного Иова, и три раза в год проводиться торжественное богослужение с крестным ходом, во время которого икона вносится в дома прихожан по их желанию:  6 мая в день тезоименитства преподобного Иова,  28 августа – в день открытия его мощей и 28 октября – в день кончины угодника.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites