kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Святыни Южного Зауралья » Икона Божьей Матери "Абалакская"

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Николай Павлов. Абалакская икона Божьей Матери в истории России и Курганской области

АБАЛАКСКАЯ (АБАЛАЦКАЯ) икона Божьей Матери, относится к типу «Знамение», празднование Абалакской иконе совершается 2 августа (20 июля по старому стилю) и 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

История этого образа берет начало в 1636 г., а название происходит от селения Абалак, расположенного в 30 км от г. Тобольска. Некая вдова Мария во сне увидела икону Божией матери «Знамение» с изображенными по сторонам иконы Николая Чудотворца и Марии Египетской. От богородичной иконы вдова получила повеление построить церковь у Абалакского погоста.

В 1637 году по благословению Тобольского архиепископа Нектария начато строительство Знаменского храма с 2 приделами в честь Марии Египетской и Николая Чудотворца, положившего начало Абалакскому Знаменскому мужскому монастырю. Со слов вдовы Марии местный протодиакон Матфей Мартынов в 1637г. написал икону Божией Матери, названную Абалакской. На изводе представлено поясное изображение Пресвятой Богородицы с воздетыми в молитве руками и благословляющем Младенцем Христом в мандорле (медальоне) у Нее на груди. Такая композиция соответствует Новгородской иконографии Богоматери «Знамение», но отличительными признаками Абалакского образа стали предстоящие по сторонам от Пречистой Девы св. Мария Египетская и свт. Николай. По пожертвованиям верующих икону украсили драгоценным окладом.

 

«Богоматерь Абалакская». Иллюстрация взята из книги А. И. Сулоцкого «Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии». Спб., 1864.

Иконописец Матфей написал также списки (копии) Абалакской иконы: в тот же монастырь, так называемую Наместницу, и уменьшенный список в г.Семипалатинск. Эти старинные списки потерялись в гражданскую войну. Однако есть сведения о наличии в запасных фондах Третьяковской галереи Абалакской иконы, датируемой концом 17-го – началом 18-го веков.[1]

В дореволюционное время Абалакская икона являлась самой почитаемой святыней Сибири, а ее многочисленные списки находились во многих храмах и монастырях: в Москве, в Омске, Красноярске, Челябинске, Томске, Иркутске, Тюмени, Ишиме, Брянске и конечно в Зауралье. Будучи в заточении в Тобольске семья царственного страстотерпца Императора Николая II молилась у иконы. Примечательна запись в дневнике царя на праздник Рождества Христова: «После литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божьей Матери, привезенной накануне из монастыря...». Позже для Государя был сделан список с иконы, сопровождавший его до последних часов жизни в Екатеринбурге. Так Царская семья встретила роковой для нее 1918-й год.

Известно, что у Абалакской иконы молились, каждый в свое время, старец Григорий (Распутин), адмирал Колчак, белые генералы Корнилов, Каппель, Дитерихс, Попеляев и другие. В 1919 году, опасаясь за чудотворную икону Абалакской Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из Абалакского монастыря в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай.

В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря, вместо подлинной иконы находится список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой[2]. Он причислен в ряд чудотворных икон и окружен заслуженным почитанием: его возят для поклонения и устраивают Крестные Ходы по всему нефтяному Северу. Кроме того, в Знаменский Абалакский монастырь под Тобольском приезжают сейчас паломники со всей России. Этот список ХХ века Абалакской иконы по версии журналистов сейчас входит в «Семь чудес Уральского Федерального округа».

 

Список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. Крестный Ход, Тобольск, 2010г.

До недавнего времени местонахождение вывезенного оригинала Абалакской иконы было неизвестно. Только имелось множество преданий о существовании ее за рубежом. По сведениям, полученным от Михаила Осипенко, происходящего из семьи знаменитых иконописцев, сегодняшнее нахождения иконы – Австралия, пригород г. Сиднея Кабраммат, храм Покрова Божией Матери РПЦ МП.[3] Совершая в 2006 году поездку с Порт-Артурской иконой по православным приходам Австралии, он лично видел Абалакский оригинал. Говорят, что сюда она была привезена потомками белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса (1874-1937).

 

«Богоматерь Абалакская», 1637 год.
 Австралия, Сидней, фото 2000-х годов.

Некоторые списки Абалакской иконы, написанные в конце 19 – начале 20веков.

 

 

В Никольском казачьем соборе г. Омска,
конец 19 века.

В Красноярском краеведческом музее.
конец 19 века.

 

 

В Екатеринбургском краеведческом музее, начало 20 века.

В частной коллекции (Санкт-Петербург). Икона из Свенского монастыря (Брянск), конец 19 века.

 В нашей Курганской епархии Абалакская икона представлена так же очень широко. Подробно описывает чтимый курганцами список Абалакской иконы, написанной по заказу горожан в 1860г. в Тобольске, священник А. Сулоцкий в своем труде «О церковных древностях Сибири», изд.1882 г. Данный образ был украшен курганцами богатой серебренной ризой и находился в Богоявленском соборе, позже разрушенным. Сейчас в здании Курганского епархиального управления, в пресс-центре на стене имеется прекрасно сохранившийся Абалакский образ, но без оклада. Не эту ли икону имел в виду Александр Сулоцкий? Ризу могли снять во время компании по изъятию церковных ценностей.

 

Богоматерь Абалакская в пресс-центре Курганской епархии, написана в 19 веке.

Кроме того, по благочиниям епархии также имеются списки Абалакской иконы. Причем, наравне с высокохудожественными списками, встречаются курьезные случаи неканонического исполнения образов, вероятно местными неграмотными крестьянами-иконописцами, «богомазами», как их называли тогда.

 

 

Неканонический образ – отсутствуют изображения Николая Чудотворца и Марии Египетской, тем не менее, внизу надпись: «Абалакская Богоматерь». Святодуховская церковь в п. Смолино Курганской области, начало 20 века.

Вместо канонического «Знамения» - «Одигитрия». При этом сверху надпись «Абалакская Богоматерь».
Церковь Св. Троицы, р/п Мишкино Курганской области, начало 20 века.

 

Некоторые списки Абалакской иконы, имеющиеся в Курганской и Шадринской епархии.

 

 

В Церкви Троицы, Курган, поселок Энергетики, 19 век.

В Никольской церкви села Боровлянки Притобольного района Курганской области, начало 20 века.

 

В Спасо-Преображенском соборе города Шадринска, начало 20 века.

Но ярчайшей «жемчужиной» среди не только курганских, но и всех российских образов является Чудотворная икона Абалакской Божией Матери, находящаяся уже около 200 лет в Петропавловском храме г. Куртамыша[4], освященном в 1808г.

 

Икона Абалакской Божией Матери в Петропавловском храме г. Куртамыша
Курганской области.

Церковь во имя Петра и Павла со своим богатым убранством пережила гражданскую войну, но в 1937 г. была закрыта и опечатана в связи с арестом и расстрелом священника Вениамина (Комарова). Так и стояла церковь опечатанной, но не разграбленной, хотя колокола все же сняли. Да и как могло быть иначе: сохранился храм «на крови» мученика. Но 2 апреля 1942 г. на Пасху, первым в нынешней Курганской области храм был открыт вновь и богослужение с тех пор непрерывно продолжается по настоящее время.

Мне известен в Курганской епархии только этот случай, с сохранившимися непосредственно в церкви убранством: иконостасом, фресками, паникадилом и, главное, иконами в старинных окладах. В 1907 г. в Куртамыше, на Заимке еще была выстроена каменная Абалакская церковь в честь образа, к сожалению разрушенная властями в 1930-х годах вместе с Воскресенским собором и мусульманской мечетью.

Петропавловская церковь, год постройки – 1808. Куртамыш, март 2010г.

По преданию Абалакская икона была принесена в Куртамыш одной вдовой в благодарность за дарованные ей исцеления во вновь построенную каменную церковь Петра и Павла в 19 веке. На иконе до сих пор сохранился высокохудожественный серебренный оклад, с клеймами московской мастерской, датированными 1859-60гг. По летописи эту ризу пожертвовал местный диакон Иван Авраамов по исцелению сына, взамен уже давно имевшегося медного оклада. Ризы не жертвуют вновь написанной иконе, должно пройти какое то время, доказывающее избранность и чудотворность образа. Поэтому можно датировать икону как минимум началом 19 века. Но почему мы решили, что икона написана специально для пожертвования вдовой? Вполне могла наша вдова принести давно уже написанную и намоленную икону. Ответ на этот вопрос может дать только полное исследование иконы специалистами-искусствоведами.

 

Правый клирос Петропавловской церкви в Куртамыше.
Видна Чудотворная Абалакская икона.

Петропавловская церковь и Абалакская икона неразрывно связана с историей моей семьи. По метрическим книгам известно, что мои предки по деду Павловы и по бабушке – Абалаковы (странное совпадение!) с 19 века венчались, крестились и причащались именно здесь. Бабушка Анна Дмитриевна Павлова, происходившая из старинного рода шадринских мещан Абалаковых, с 1902 по 1917 г. служила учителем в церковно-приходской школе при этом храме.[5]

На выпускной фотографии школы 1912 года учителя и клир Петропавловской церкви.

 

Выпуск церковно-приходской школы при Петропавловской церкви. Верхний ряд слева направо: 1-я – Павлова А.Д. (учитель), 4-й – Глеб Коптяков (диакон, награжден серебряной медалью «За усердие»), 6-й – о. Федор Карпов (протоиерей, благочинный округа, награжден орденом Анны 2 степени), 8-й – о. Виталий Милицын (протоиерей, в будущем причислен к лику Новомучеников и Исповедников ХХ века[6]), 11-я – Русанова Г.А. (учитель).
Куртамыш, 1912 г.

Бабушка молилась в лихую годину войны перед Абалакской Божией Матерью за здравие сына Бориса, моего отца. Он был призван в 1941 году в артиллерию, прошел всю войну, окончил ее в Германии и благополучно вернулся в Куртамыш в 1945 году.[7]

Куртамышская Абалакская икона всегда почиталась местными жителями. Согласно надписи на иконе с 1869 ежегодно в Куртамыше устраивался крестный ход установленный по обету, данному по случаю прекращения пожаров после выноса иконы в 1864, 1868 и 1869. Сейчас традиция Крестных Ходов продолжена, а образ отнесен в ряд чудотворных епархиальных икон.

 

Крестный Ход. Куртамыш, 2009г.

В 1994 г., находящаяся на гастролях в г. Кургане известная певица Лина Мкртчян, посетила Куртамышский храм, с благоговением приложилась к Абалакской святыне.

 

Известная оперная певица Лина Мкртчян, приезжавшая поклонится иконе. В центре настоятель, о. Александр (Тимушев), о. Аристарх (Егошин). Куртамыш, 1994г.

Сколько всего Абалакских икон сохранилось в России до настоящего времени, разумеется, не знает никто. Но на основании известных в настоящее время автору сведений, сохранившиеся до настоящего времени дореволюционные иконы Абалакской Божьей Матери, можно расположить в следующем порядке по дате написания, а следовательно, древности, намоленности и благодати:

1. Оригинал Абакской иконы, написанный в 1637 году: Австралия, пригород г. Сиднея – Кабраммат (Покровская церковь).

2. Список Абалакской иконы конца 17 – начала 18 века: Москва (запасные фонды Третьяковской галереи).

3. Список Абалакской иконы начала 19 века (или даже более ранний): г. Куртамыш Курганской области (Петропавловская церковь).

4. Списки Абалакской иконы конца 19 века: Свенский список в Санкт-Петербурге, Омск, Красноярск, Шадринск (Воскресенская церковь), Курган (епархиальный пресс-центр).

5. Списки Абалакской иконы начала 20 века: Тобольск (Абалакский монастырь), Екатеринбург, Тюмень, Курганская область – с. Боровлянка, с. Чимеево, пос. Смолино, пос. Мишкино.

Сохранение в храмах Русской Православной Церкви в России иконы Абалакской Божией Матери дает нам надежду на покровительство Пресвятой Богородицы.

Икону Абалакской Божьей матери мечтает вернуть из Австралии в Тобольск Абалакскому монастырю невестка Великой княгини Ольги Романовой – сестры Николая II Ольга Куликовская-Романова[8]. Возвращение в Россию Чудотворного Образа Абалакской Божьей Матери после падения коммунистического режима, ликвидации последствий безбожной власти, может стать не только важнейшим событием в жизни Русской Православной Церкви, это событие могло бы означать подлинное воссоединение разделенного русского народа – Русского Мира.

Н.Б. Павлов, ведущий инженер-конструктор Зауральского кузнечно-литейного завода. Курган. 12 апреля 2010г.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites