kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Курганские храмы от А до Я » У

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




У

Усть-Суерское, село Усть-Суерской волости Курганского уезда

В конце 1670-х гг. крестьянин Василий Пухов, проживавший до этого в Чубаровской слободе близ г. Ирбита, присмотрел на левом берегу Тобола, при впадении в него реки Суери, место для строительства новой слободы, разрешение на основание которой вскоре последовало от властей. Первыми жителями слободы стали беломестные казаки, поселившиеся на новом месте в 1680-1681 гг. Вслед за ними здесь появляются пашенные крестьяне. Название слобода получила по реке, в устье которой она расположилась. Именовалась она еще и Пуховой – по фамилии основателя. В первые десятилетия своего существования слобода представляла собой укрепленный населенный пункт. К началу XVIII в. в ней имелся деревянный рубленый острог с башнями, обнесенный рвом и надолбами. Эта первая Пухова слобода была расположена у реки Тобола в одной версте от современного с. Усть-Суерского, но во 2-й половине XVIII в. из-за частых наводнений она была перенесена на более высокое место. На месте же старой слободы возникла д. Куимова, называвшаяся в некоторых документах отделенным селением. В административном отношении слобода Усть-Суерская первоначально относилась к Тобольскому уезду Сибирской губернии, а в начале 1720-х гг. вошла в Ялуторовский дистрикт Тобольской провинции этой же губернии. После реформы1782 г. слобода была перечислена в состав Курганского уезда Тобольской губернии, а к1797 г. стала центром вновь образованной Усть-Суерской волости этого уезда. В течение XIX в. селение все чаще начинает именоваться селом Усть-Суерским, но ради знатности его против прочих сел и давности заселения продолжает носить в документах имя слободы. Издавна в слободе ежегодно в дни престольных праздников местной церкви проходили три торжка: Никольский летний 9 мая, Савватиевский 27 сентября и Никольский зимний 6 декабря. Время их появления не установлено, но известно, что в1789 г. они уже существовали. По сведениям 1820-х – 1860-х гг. принадлежащие церкви лавки и балаганы во время этих торжков сдавались в наем, доход от чего поступал в пользу храма. К началу 1880-х гг. вместо зимнего Никольского торжка была учреждена Никольская ярмарка, проводившаяся с 1 по 7 декабря. Савватиевский и Никольский летний торжки также продолжали действовать. Ярмарка и торжки существовали в с. Усть-Суерском, видимо, до конца 1920-х гг.

Точная дата образования Усть-Суерского прихода неизвестна, хотя в некоторых документах начало его относили к1700 г. Очевидно, приход был основан одновременно с постройкой в слободе в конце XVII в. первого храма. До этого же времени жители слободы, вероятно, обращались за исправлением треб к священникам Царева Городища, где храм был выстроен на несколько лет раньше. В состав Усть-Суерского прихода входили, надо полагать, деревни, выросшие из заимок слободских крестьян через некоторое время после основания слободы. К1696 г. к ней относились деревни: Речкина, Кайгородова, Памятная, Петухова, Человечкова, Шмакова, Межевая, Коркина и Зверева, которые, очевидно, и были первыми приходскими селениями недавно основанного прихода. По некоторым сведениям около1727 г. д. Шмакова выделилась в отдельный приход, к которому отошла часть деревень. Около середины XVIII столетия от Усть-Суерской церкви отделилась д. Коркина, впоследствии ставшая одноименным селом Ялуторовского уезда. В то же время на территории слободы появляются новые населенные пункты. В1787 г. в состав прихода, кроме самой слободы Усть-Суерской, входили деревни: Куимова (отделенное селение), Варакосова, Мясникова (Местникова), Заозерная, Вагина, Стенникова (Стенюкова или Грачева), Скатова, Речкина, Русакова, Якимова, Мысова, Памятная и Волостникова. В1862 г. в самостоятельный приход отделилась д. Речкина, к которой присоединились деревни Скатова и Русакова. Жители же деревень Мысовой и Якимовой не изъявили желания перейти в новый приход, как предполагалось первоначально, и по разрешению Тобольской духовной консистории оставались при Усть-Суерской церкви до1877 г. В этом году они все же были перечислены к Речкинскому приходу, сообщение с которым епархиальным начальством было признано для них более удобным. К концу XIX в. д. Куимова слилась с разросшимся с. Усть-Суерским и после1897 г. в составе приходских деревень не числится, получив официальное наименование выселка Куимовского (Одина). Постановлением Тобольского епархиального совета от 27 июля/17 августа1918 г. от Усть-Суерской церкви была отчислена д. Стенникова (Грачева), образовавшая из себя самостоятельный приход при Богородице-Скоропослушнической церкви. К1923 г. в Усть-Суерском приходе значились, кроме самого села, деревни: Волостникова, Памятная, Вагина, Заозерная, Мясникова и Варакосова. Очевидно, в таком составе приход и существовал до его ликвидации во 2-й половине 1930-х гг.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца

Первая церковь в слободе Усть-Суерской была построена в первой половине 1690-х гг. Престол в ней был устроен, видимо, один – во имя Святителя Николая Чудотворца. Здание храма было деревянным и существовало около 30 лет, после чего было истреблено пожаром.

В1733 г. в слободе была построена новая деревянная церковь. Как и первый, храм этот, очевидно, имел один престол – во имя Святителя Николая. Церковь находилась около реки Тобола, на том месте, где позже возникла д. Куимова. В1761 г. по причине вреда, причиняемого этому месту весенним разлитием вод, с разрешения Высокопреосвященнейшего Павла, митрополита Тобольского и Сибирского, она была перенесена на другое, более высокое, место, на которое была переведена и сама слобода. По другим сведениям перенесение это состоялось только в1767 г., хотя возможно, что храм переносился дважды. Во всяком случае, из документов известно, что в1767 г. был произведен перенос и ремонт деревянной Николаевской церкви в слободе Усть-Суерской. Работы эти производил плотник Федор Абрамов, которому благословенной грамотой велено было церковь перенести на другое место и поставить в прежнем виде. Все это было Абрамовым неукоснительно исполнено к осени1767 г.: здание установлено, на все подволоки наношена земля, на церкви и алтаре устроены осмерики, на которых утверждены обитые железом главы и кресты. Но 22 октября того же года был получен указ Ялуторовского духовного правления, которым предписывалось внести некоторые изменения в постройке, а именно: в алтаре прибавить ряд бревен, чтобы потолок сделался выше от окон, сами же окна в алтаре, церкви и трапезной увеличить в размере. Рапортом от 25 октября1767 г. причт уведомил духовное правление, что окна в церкви все переделаны в требуемую меру – полтора аршина высотой и один аршин шириной. Окна эти были следующие: на правом клиросе двойное, за клиросом одно, над клиросом двойное и на левом клиросе одно. Имевшиеся в алтаре два окна и три окна в трапезной части не были переделаны. Плотник Абрамов заявил, что алтарную подволоку для подъема выше разобрать невозможно, так как сверху ее для скрепления в церковную стену пропущено в связь много стеновых алтарных бревен, поэтому для подъема потолка необходимо будет разломать всю выполненную работу. А если впущенные в церковную стену стяжные связи пересечь и потолок поднять, то впредь никакой крепости в постройке не будет. К тому же эти работы не входили в условия договора, почему Абрамов и отказался их выполнять. Чем закончилась переписка по этому делу, из документов не видно. Между тем, указом Ялуторовского духовного правления от 3 декабря1767 г. плотнику было предписано изготовить в церкви новые престол и жертвенник, собрать иконостас с образами, поставить царские и пономарские врата и приготовить все к освящению. По окончании же работ велено было отрапортовать в духовное правление для прибытия из Ялуторовска заказчика для освящения церкви, которое, очевидно, вскоре и состоялось. По описанию1770 г. Николаевская церковь была обнесена деревянной крепостью, что не помешало, однако, занявшим слободу в1774 г. пугачевцам ограбить ее и истребить хранящиеся в церковном архиве документы. В последующие годы храм, очевидно, ветшал, поэтому на смену ему к концу XVIII в. был построен новый каменный. Судьба же старого здания осталась неизвестной.

Благословенная грамота на заложение в Усть-Суерской слободе каменной церкви была дана 26 мая1780 г. за подписью Высокопреосвященнейшего Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского. Возводилась церковь частью на средства прихожан, а более пожертвованиями частных благотворителей. Окончательно строительные работы были завершены в1804 г. Престолов в ней было устроено два. Главный нижний теплый храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, был освящен ранее – еще в1800 г., а верхний холодный во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев – в1805 г. Церковь представляла собой каменное двухэтажное здание с таковою же в одной связи двухъярусной колокольней. Храм был увенчан пятью главами и по одной главе имелось на алтаре и колокольне. Купола и главы на церкви и алтаре были покрыты по дереву железом и выкрашены зеленой краской. На трапезной и колокольне крыши первоначально были деревянные, позже заменены железными. Кресты на главах были установлены железные, вызолоченные листовым золотом. В обоих этажах с колокольней имелось 38 окон, в 12 из них на нижнем этаже были установлены железные решетки. Под колокольней были устроены небольшая кладовая и деревянная лестница, ведущая в верхнюю церковь.

В последующие годы храм достраивался, украшался и ремонтировался. В 1829-1830 гг. старанием и капиталом прихожанина Василия Герасимова Загибалова церковь была внутри и снаружи оштукатурена, а колокольня покрыта листовым железом. Во время пожара, бывшего 4 декабря1839 г. в верхнем этаже храма, многие иконы в иконостасе были повреждены, позолота самого иконостаса попорчена. Видимо, вскоре эти повреждения были исправлены. В 1841-1842 гг. с разрешения Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского, прихожанами заведен был новый золоченый иконостас в нижнюю Николаевскую церковь, часть средств на который поступило из церковных сумм. По некоторым сведениям работу эту исполнил тобольский мещанин Фульвиан Пленин. Сооруженный им иконостас в1843 г. по неосторожности сторожей был испорчен пожаром, но в1844 г. поправлен прихожанами. В1846 г. церковь вся снаружи была заново оштукатурена и выбелена известью на средства прихожан. В1859 г. прихожанами было признано, что находящийся под колокольней вход в верхний Савватиевский храм весьма неудобен и требует перестройки. Начался сбор средств на предмет прикладки к западному входу в церковь каменного крыльца, которое было окончательно выстроено, видимо, только в 1890-е гг. В1864 г. в нижнем приделе был устроен новый деревянный золоченый иконостас. В мае1876 г. прихожане просили епархиальное начальство о дозволении исправить его, что и было им разрешено в июле того же года. Работы были исполнены подрядчиком крестьянином Крутовым в 1877-1878 гг. Церковная ограда первоначально была устроена в1856 г. деревянная, но к началу 1890-х гг. она обветшала. В сентябре1894 г. вместо нее была заложена новая каменная с железной решеткой, построенная окончательно к1895 г. К этому времени при церкви уже существовала каменная крытая железом сторожка, время возведения которой не установлено.

В начале1903 г. прихожане ходатайствовали о разрешении устроить в верхнем приделе новый иконостас и произвести там же ремонт: штукатурку и окраску внутренних стен. Ремонт был разрешен указом Тобольской духовной консистории от 12 октября1904 г. и проводился через подрядчика – крестьянина д. Масальской Кизакской волости Ялуторовского уезда Михаила Ивановича Селиванова, закончившего работы весной1906 г. В августе1907 г. подрядчиком Данилушкиным была завершена окраска стен внутри и снаружи верхнего этажа. Указами консистории от 5 сентября1906 г. и от 30 апреля1907 г. было разрешено в верхнем этаже устроить новый иконостас с написанием икон на средства прихожан. Работы эти производились подрядчиком – мещанином г. Екатеринбурга Иосифом Андреевичем Хлопотовым и были окончены к 1 сентября1908 г. Рапортом от 28 июля1908 г. ввиду окончания работ по устройству иконостаса в верхнем этаже храма и приведения внутренности его в порядок Усть-Суерский причт ходатайствовал перед епархиальным начальством о разрешении произвести освящение нового иконостаса и вообще всего верхнего храма. Освящение предполагалось провести полное, так как согласно проекту прежний престол при перестилке полов был смещен со своего места. Указом Тоболь-ской духовной консистории от 18 сентября1908 г. освящение верхнего храма предписано было произвести благочинному 5-го благочиния Курганских уездных церквей протоиерею Александру Елеонскому в сослужении с местным приходским и соседним духовенством. Освящение было назначено на 3 мая1909 г. с отправлением накануне 2 мая всенощного бдения, и, очевидно, тогда же состоялось. Старый иконостас из этого придела указом консистории от 13 сентября1908 г. было разрешено бесплатно передать для вновь строящейся церкви в д. Стенниковой, согласно просьбе жителей той деревни и приговору прихожан. Однако, состоялась ли эта передача неизвестно.

По описанию1910 г. Усть-Суерская церковь представляла собой каменное двухэтажное покрытое железом здание, снаружи оштукатуренное и выбеленное известью, а внутри в обоих этажах оштукатуренное и окрашенное масляной краской. При храме имелась колокольня в 3 яруса, общей высотой до верха карниза 13 сажен 1 аршин. Длина церкви, считая и колокольню, составляла 14 сажен 1 аршин. На церкви находились 1 большая глава и 6 малых – над колокольней, алтарем и по углам храма. В нижнем этаже имелось 16 больших окон, в верхнем – 24, а также малые окна: в куполе – 8, во втором ярусе колокольни – 3 и под сводами 3 круглых окна. Наружу из храма вели две обитых железом двери. Внутри находилось 2 иконостаса: в нижнем этаже длиной 10 аршин, высотой 6 аршин; в верхнем – длиной 11 аршин, высотой 6 аршин. В1911 г. после осмотра Усть-Суерского храма Тобольским епархиальным архитектором Кокотт выяснилось, что он нуждается в капитальном ремонте. Разрешенные указом Тобольской духовной консистории от 9 ноября1911 г. работы были завершены к декабрю1912 г. Среди прочего была усовершенствована система вентиляции и дымоходов, для чего снаружи храма была устроена особая труба из печи нижнего этажа. Все крыши были перекрыты новым железом; все главы на храме устроены новые; на главах сооружены новые кресты, позолоченные вместе со старыми шарами червонным золотом. Щели, имевшиеся между трапезной частью и колокольней, а также между колокольней и крыльцом, заделаны от земли до карнизов кирпичом с прокладкой новыми связями, как рекомендовалось архитектором Кокотт. Работы эти были произведены подрядчиком Малышевым по большей части на церковные суммы.

В1919 г. 5 августа в верхнем этаже храма залетевшим снарядом были разбиты крыша, потолок и стены, поврежден иконостас и попорчена утварь, так что проводить здесь богослужения оказалось невозможным. К1935 г. на колокольне имелись 6 колоколов, звон которых был запрещен постановлением президиума Белозерского райисполкома от 7 декабря1934 г. По сведениям начала1935 г. службы в Усть-Суерском храме уже не совершались ввиду предполагаемого его ремонта. К этому времени прихожане молились в церковной сторожке, а вскоре, предположительно в1936 г., храм был официально закрыт постановлением Челябинского облисполкома. Церковное имущество было конфисковано. Из воспоминаний старожилов известно, что какая-то часть книг, икон и документов была сожжена во дворе церкви, а кое-что местные жители смогли вынести и спрятать. Еще в 1970-е – 1980-е гг. принадлежавшие храму иконы встречались в домах жителей села, но в настоящее время судьба их неизвестна. К1945 г. здание бывшей церкви было исправным и использовалось под склад зерна. По сведениям1946 г. церковная ограда была разобрана, но само здание и сторожка были целы, хотя в них имелись небольшие разрушения. К1954 г. примыкавшее к колокольне западное каменное крыльцо и сторожка были уничтожены. Само здание в это время находилось в исправном состоянии: сохранились масляные росписи стен в первом этаже; в верхней церкви находится иконостас, а росписи были забелены, вероятно, во время проведения ремонта; пострадал лишь пол в нижнем храме и дощатый настил на втором этаже. Церковь продолжала использоваться под зерновой склад колхоза. По описанию1983 г. здание никак не использовалось и нуждалось в ремонте: имелись разрушение стен, покрытий, потолков, полов и декоративных элементов фасадов. Никакого внутреннего убранства в нем уже не сохранилось. По словам жителей  села после зернохранилища в церкви было оборудовано место досуга молодежи, сооружен спортивный зал. Позднее в ней организовали сельский Дом культуры. К1993 г. здание вновь использовалось под склад. В2007 г. начался ремонт Усть-Суерского храма на средства благотворителей – Валерия Юрьевича и Геннадия Юрьевича Шмаковых. Была устроена новая железная крыша, проведен ремонт фасадов, а 2 октября2009 г. состоялось освящение и установка новых золоченых куполов и крестов. В настоящее время возрождение Николаевской церкви продолжается.

 DSCN5903

Николаевская церковь в селе Усть-Суерском, 2010 год.

Часовня в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Кроме Николаевского храма в селе имелась деревянная часовня в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница». Построена она была в1915 г. на приходском кладбище на средства прихожанина – крестьянина с. Усть-Суерского Онуф-рия Илларионовича Пуерова. В документах1928 г. часовня значится действующей. О ее судьбе в последующие годы сведений не обнаружено.

 

 

Утчанское, село Утчанской волости Ишимского уезда

До выделения с. Утчанского в отдельный приход оно носило имя деревни Утичьей, которая расположилась при озерах Утчанском (Утичьем), Северном и Золотовом. Точная дата образования деревни не установлена, но известно, что она существовала еще до введения в1782 г. уездного и волостного деления. Поэтому время появления поселения можно отнести, как минимум, ко 2-й половине XVIII в. Названием своим деревня обязана, вероятно, озеру Утичьему, близ которого она была основана. В гражданско-административном отношении д. Утичья до1782 г. состояла, надо полагать, в Ишимском дистрикте Тобольской провинции Сибирской губернии, а с учреждением в этом году Тобольской губернии вошла в Ишимский уезд (округ). По сведениям1795 г. в составе уезда уже существовала Утчанская волость, центром которой была д. Утичья. Только с середины XIX в., после постройки собственной церкви, волостная деревня стала именоваться селом Утчанским, в котором в 1880-е гг. проходила ежегодная Ивановская ярмарка с 12 по 19 октября. К началу XIX в. сроки ее проведения были перенесены на 5-10 октября. К этому же времени была учреждена здесь и вторая ярмарка – Петровская с 27 по 29 июня. Вскоре обе ярмарки были, вероятно, упразднены и к1912 г. уже не проводились.

Сведений о том, к какому приходу относилась деревня в первые годы своего существования, нет. В начале 1820-х гг. был образован приход при Богоявленской церкви с. Петуховского Утчанской волости, к которому до1853 г. относилась и д. Утичья (Утчанская). Церковь эта в 1840-е – 1860-е гг. состояла в ведении Петропавловского духовного правления. В эти годы число населенных пунктов в Петуховском приходе увеличилось за счет образования переселенцами из центральных губерний России новых селений. Надо полагать, это и послужило причиной того, что в1853 г. был открыт самостоятельный Утчанский приход, состав которого на момент основания неизвестен. В1913 г. в него входили деревни Георгиевская (Ново-Георгиевская), Воробьева, Черемная, Царева, Гренадер. Еще в1904 г. в д. Ново-Ильинкой (Прудки) Утчанского прихода была выстроена приписная Пророко-Ильинская церковь, которая окончательно отделилась только к1917 г. Сведений об изменениях состава приходских деревень в последующие годы не имеется. Сам же Утчанский приход в 1920-е гг. относился к Ишимской епархии и прекратил существование в конце 1920-х или в самом начале 1930-х гг.

Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая

Первая церковь в с. Утчанском была построена около1853 г. и освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Здание ее было деревянным и сгорело в1868 г. Вместо него в 1870-1872 гг. была выстроена другая, также деревянная, однопрестольная церковь во имя того же Святителя Николая. Вероятно, с течением времени она стала мала для выросшего числа прихожан и обветшала, а после замены новой была упразднена или продана. Известно, что в сентябре1909 г. рядом с вновь выстроенной новой еще стояла маленькая и убогая старая церковь.

Возведение в с. Утчанском третьего, более обширного, храма было разрешено Тобольской духовной консисторией в начале1907 г., а разрешение епархиального начальства на его закладку последовало летом1908 г. Строительство шло на средства прихожан и было окончено в1909 г. Церковь эта также была деревянной с увенчанной золоченым крестом колокольней, на которой разместились колокола. Освящение ее состоялось 27 сентября1909 г. Торжество совершал благочинный Иоанн Орестов в сослужении шести священников. После чина освящения состоялась божественная литургия и молебен Святителю и Чудотворцу Николаю, в честь которого был воздвигнут новый храм. Николаевская церковь в с. Утчанском была закрыта по решению граждан с последующим утверждением Уральским облисполкомом по одним сведениям в1931 г., по другим – в1932 г. По ходатайству Петуховского райисполкома от 15 января1935 г. Челябинский облисполком 19 февраля1935 г. принял решение о снятии неиспользуемых и висящих без всякой надобности колоколов с Утчанской церкви, как совершенно нефункционирующей свыше трех лет. Колокола решено было передать Челябинской областной конторе «Металлом» для снятия, разделки и отгрузки по назначению. Сам храм к1945 г. был переоборудован под клуб. В последний раз церковь упоминается в документах1948 г. В это время она была занята под Дом культуры и требовала ремонта. О судьбе здания в последующие годы сведений не имеется.

 

 

Утятское, село Утятской волости Курганского уезда

Слобода Утятская на реке Тобол была основана в последней четверти XVII в. на южной границе земель, заселенных к этому времени русскими первопроходцами. Название свое она получила от речки Утяк, в устье которой появилось новое поселение. Слобода неоднократно разорялась кочевниками, но всякий раз восстанавливалась. Считается, что начало ее было положено в1671 г. слободчиком Угецкой слободы Игнатием Репиным и пашенным крестьянином Антоном Ивановичем Меньщиковым, но поселение это просуществовало недолго, т.к. вскоре было разорено кочевниками. В1680 г. Антон Меньщиков и сын Игнатия Репина Тимофей получили разрешение властей снова строить слободу на левом берегу Тобола. По другим сведениям строил ее около1680 г. слободчик Федор Иноземцев, который был проповедником старообрядчества. Под его руководством в слободе была основана старообрядческая пустынь, находившаяся, очевидно, на правом берегу Тобола. Сюда начали стекаться в больших количествах приверженцы старого обряда из разных мест и селений, в том числе из Тюмени, Кецкого острога и Мехонской слободы. В декабре1682 г. правительственными войсками была предпринята попытка взять слободу штурмом, который окончился их массовым самосожжением. В 1686-1687 гг. слободчикам Федору Васильевичу и Василию Степановичу Возмиловым предписано было вновь строить слободу на речке Утяк в месте впадения ее в реку Тобол. Видимо, слобода эта была разорена сразу же после строительства. Между 1687 и 1690 гг. тобольский воевода Головин предписал Игнатию Репину строить Утятскую слободу заново. Летом1691 г. восстановленная слобода была полностью разрушена кочевниками. В1692 г. крестьянам Тимофею Игнатьевичу Репину и Антону Ивановичу Меньщикову было разрешено строительство новой Утятской слободы. В начале XVIII в. набеги продолжались, но к этому времени слобода уже представляла собой хорошо укрепленный населенный пункт с деревянным острогом, входившим в состав Ишимской оборонительной линии. В 1-й половине этого столетия здесь находился форпост Сибирского драгунского полка, главная квартира которого располагалась в Царевом Городище. В административном отношении слобода Утятская первоначально состояла в Тобольском уезде Сибирской губернии, а около1720 г. вошла в Ялуторовский дистрикт ее Тобольской провинции. С1782 г. она стала центром Утятской волости Курганского уезда Тобольской губернии, а с1837 г. была переименована в село. Однако до начала XX в. населенный пункт чаще по-прежнему продолжает именоваться слободой. Уже к концу 1780-х гг. здесь проводились торжки: Богоявленский 6 января и два Никольских – 9 мая и 6 декабря. К началу 1880-х гг. майский Никольский торжок превратился в ежегодную Никольскую ярмарку. К концу столетия ярмарка стала проводиться с 2 по 7 декабря, а другие торжки были отменены. В первой половине XIX в. при Утятской церкви имелись деревянные лавки, которые во время торжков сдавались в аренду торговцам, доход от чего этого шел в пользу храма.

Точная дата возникновения в Утятской слободе отдельного прихода не установлена. Очевидно, что это произошло одновременно с постройкой здесь в середине 1690-х гг. храма, а до этого жители должны были обращаться за требами в Дмитриевскую церковь Царева Городища, которая в1689 г. уже действовала. Впервые Утятский приход упоминается в документах1710 г. Состав его в это время определить трудно. Вероятно, в него входили все деревни, находившиеся в ведении слободы, а именно: Меньщикова, Предеина, Барабинская, Утятская, Галишева и Шмакова. К1720 г. к ним добавились еще 7 деревень: Завьялкова, Вавилкова, Новгородова, Жунева, Собанина и две деревни Серковых. Вскоре часть из них отошла к приходу построенной в 1730-е гг. в с. Барабинском Успенской церкви, а некоторые деревни из-за разорений кочевниками навсегда исчезли. В это же время по Тоболу и его притокам основываются новые поселения. В результате к1789 г. в Утятский приход, кроме самой слободы, входили деревни: Завьялкова, Нагорная, Новая, Вавилкова, Галаева, Шмакова, Ракова, Степная, Сосновская, Казанцева, Плотникова, Галишева и Меньщикова. Между 1801 и 1829 гг. из прихода исключается д. Завьялкова. С1840 г. д. Плотникова, расположенная в 16 верстах от слободы, именуется в документах Коневой. В1842 г. д. Ракова была отчислена к Покровской церкви с. Чесноковского. В1849 г. д. Шмакова отделилась в самостоятельный приход при построенной здесь Михайло-Архангельской церкви. В том же году к ней присоединились деревни Конева, Казанцева и Галаева, а в1850 г. – д. Степная. В1853 г. д. Сосновка была перечислена во вновь открытый приход при Васильевской церкви с.Камышевского. К1875 г. в Утятском приходе появилась д. Камышная, расположенная в 8 верстах от церкви, а в1893 г. – находящаяся в 3 верстах д. Заборская. В1923 г. в самостоятельные приходы при бывших здесь приписных храмах выделились деревни: Камышная – при Параскевинской церкви-школе и Галишева – при церкви во имя Святых мучеников Кирика и Иулитты. Таким образом, с1924 г. приход состоял из с. Утятского и деревень: Новой, Вавилковой, Нагорской, Меньщиковой и Заборской. Очевидно, в таком составе он и оставался до1934 г., когда община прекратила свое существование. Православный приход в с. Утятском был возрожден в1992 г. в составе Свердловской епархии, а с1993 г. он вошел в Курганскую и Шадринскую епархию.

Церковь в честь Богоявления Господня

Находясь вдали от ранее застроенных слобод, имевших свои церкви, православные жители Утятской слободы естественно должны были позаботиться о постройке у себя, по крайней мере, часовни. Возможно, в первые годы после возникновения поселения здесь была воздвигнута и церковь, но обосновать эту догадку невозможно из-за отсутствия документов. После очередного восстановления разоренной слободы в середине 1690-х гг. здесь строится деревянная однопрестольная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. С середины XVIII столетия церковь называется Богоявленской. Вероятно, это связано с тем, что в это время храм переносился на другое место, которое, по преданию, было указано явленной в1749 г. иконой Николая Чудотворца. При этом он был перестроен в двухпрестольный с главным престолом в честь Богоявления Господня и придельным во имя Святителя Николая. К началу 1780-х гг. это здание от времени пришло в ветхость, и вскоре было заменено новым. Старая церковь, вероятно, была упразднена за ненадобностью.

В 1781-1785 гг. на средства прихожан была выстроена и освящена новая церковь, также с двумя престолами: в главном холодном храме – Богоявленским, в теплом приделе – Николаевским. Деревянное здание было довольно обширным: длиной 11 сажен, шириной 4 сажени, высотой около 10 сажен. В храме имелись 6 дверей и 24 окна. Все кресты на куполах были деревянные, обитые белым железом. Церковь была обнесена деревянным палисадом, который к началу XIX в. был заменен тесовым забором. Деревянная колокольня, первоначально находившаяся отдельно от храма вне ограды, к1805 г. была пристроена к самой церкви с устройством перед ней паперти. На колокольне размещались 6 колоколов. К этому времени в главном Богоявленском храме находился гладкий деревянный под голубой краской иконостас в три става с резными вызолоченными царскими вратами, над которыми помещался образ Господа Саваофа и 24 другие иконы; в Николаевском приделе иконостас был двухъярусным, с подобными же царскими вратами. К концу 1820-х гг. церковь эта начала ветшать и осела на северо-западный угол, поэтому в1835 г. она была запечатана, богослужения в ней прекратились, а взамен начали строить каменный храм. До1848 г. старая церковь, как еще довольно прочная и не угрожающая никакой опасностью, стояла на своем месте неразобранной, а в этом году была пожертвована прихожанами в д. Шмакову, где из ее материала был устроен приходской храм.

Возведение в Утятской слободе каменного храма началось в1836 г. с благословения Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского, по выданному в том же году плану и фасаду. Строительство велось на средства прихожан. По некоторым сведениям подрядчиком был крестьянин Харлампий Новожилов, умерший в1842 г. К1839 г. кирпичные работы были окончены, к1840 г. церковь покрыта железной крышей, к1841 г. храм изнутри и снаружи оштукатурен и выбелен. В одной связи с церковью была выстроена каменная одноярусная колокольня, с пристроенным к ней каменным крыльцом. Такие же крыльца имелись с северной и южной сторон. Престолов в церкви было устроено три: в главном храме - во имя Богоявления Господня, в приделе с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя Николая Чудотворца. К1842 г. иконостас установлен в Никольском приделе, к1843 г. – в главном Богоявленском. Освящение этих приделов состоялось в1844 г., а престол в Успенском приделе был освящен в1845 г. В1850 г. была устроена деревянная церковная ограда, которая со временем обветшала. С1897 г. началось строительство каменной ограды с железными решетками, кладовой и сторожкой на западных углах; работы были завершены в1898 г. Предположительно в 1910-1911 гг. иконостасы всех трех приделов были перестроены, в них поновлены старые и написаны новые иконы, некоторые из них украшены серебряными позолоченными окладами. К1915 г. Утятская церковь и ограда вокруг нее нуждались в капитальном ремонте, поэтому в1916 г. предположено было поновить штукатурку и побелку храма внутри и снаружи, а также перестроить южное и северное крыльца. Однако работы эти по причине военного времени так и не были начаты.

 DSCN6126

Богоявленский храм в селе Утятском, 2010 год.

В марте1919 г. во время военных действий Утятский храм пострадал от снарядов. В северном алтаре был пробит свод, пострадали кровля и глава; в главном храме повреждены южный столб и угол придела; полностью разрушен один из столбов ограды. Южный придел был исправлен прихожанами к Рождеству1920 г., тогда же храм изнутри был заново выбелен известью. В1921 г. были устранены остальные повреждения и выложены кирпичом северное и южное крыльца. К началу 1920-х гг. Богоявленский храм представлял собой каменное одноэтажное здание с четырьмя поддерживающими своды столбами, покрытое листовым железом, выкрашенным зеленой краской. На крыше располагались 4 главы, обитые белым железом: одна большая на куполе храма и 3 малых над алтарями. На главах помещались 4 железных вызолоченных червонным золотом креста. В здании имелось 22 окна и 3 двери: северные, южные и западные. Перед входами находились каменные крыльца с колоннами. Полы во всех помещениях были деревянные. При храме находилась колокольня с одним ярусом звона, покрытая листовым железом под зеленой краской, с таким же шпилем и главою, обитой белым листовым железом, с железным вызолоченным крестом. На колокольне размещалось 6 колоколов, самый большой из которых весил 102 пуда. Церковь была обнесена каменной с кованой решеткой оградой, крытой железом. С западной стороны ограды на углах находились каменные сторожка и кладовая, а в центре – каменные входные ворота с калитками по бокам. Подобные же калитки имелись с южной и северной сторон ограды. Как ворота, так и калитки были покрыты железом и увенчаны главками с вызолоченными железными крестами. В алтаре Богоявленского храма находился деревянный иконостас, выкрашенный белой краской под лаком, с шестью золочеными колоннами и резьбой; в нем помещались царские врата под белой краской с иконами и золоченой резьбой. Иконостасы в Николаевском и Успенском приделах были меньшего размера, с четырьмя колоннами, выкрашены и украшены резьбой подобно главному иконостасу.

Богоявленская церковь перестала действовать с1934 г. из-за отказа верующих от пользования храмом. Официально она была закрыта решением Челябинского облисполкома от 13 февраля1937 г. по требованию граждан с. Утятского. Здание продолжительное время использовалось в качестве склада сельхозтехникума, а с1948 г. пустовало и разрушалось. К1961 г. внутреннее убранство храма было полностью уничтожено, но на нем еще имелись купола, состояние которых было крайне ветхое. С1962 г. здание вновь было занято складом. В середине 1960-х гг. с помощью прицепленных к тракторам тросов были разрушены верхний ярус колокольни и центральный купол. К началу 1990-х гг. в церкви размещался клуб. В целом храм уцелел, хотя многое из его архитектурного облика было утрачено, он превратился в обычное кирпичное здание с двускатной крышей. Исчезли колонны при входах, была полностью уничтожена каменная ограда с угловыми флигелями. В1997 г. церковь была передана общине, начались ремонтные работы, а 19 декабря1997 г. в одном из приделов возобновились богослужения. К началу 2000-х гг. храм представлял собой полуразрушенное здание и только установленный на крыше небольшой металлический купол с крестом свидетельствовал о том, что здесь располагается церковь. К2003 г. внутри были устроены деревянные полы, побелены стены, устроены иконостасы в Богоявленском и Успенском приделах. К2009 г. был установлен иконостас в Никольском приделе, летом этого же года на собранные пожертвования полностью оштукатурены внешние стены храма, устроена деревянная церковная ограда. Летом2011 г. выстроена новая каменная ограда с железными решетками, а внутри ее установлена металлическая решетчатая звонница. В звоннице разместились 9 колоколов, самый большой из которых весом более тонны. В настоящее время планируется восстановление купола и колокольни.

В Богоявленской церкви с. Утятского издавна пребывала явленная икона Святителя и Чудотворца Николая с изображениями его жития и чудотворений. По сохранившемуся преданию, 7 мая1749 г., за день до весеннего приходского праздника в честь этого святого, неизвестно откуда она принесена была в Утятскую слободу водами Тобола. Первой увидела ее местная жительница Секлетея Кабанова, пришедшая к разлившейся по весне небольшой речке Серебрянке мыть рыбу. Она и объявила о явлении образа прихожанам, которые вместе со священниками торжественно внесли его в церковь. Через какое-то время икону стали почитать не только местные жители, но и паломники из Кургана, а отчасти и всего Курганского уезда, в большом количестве стекавшиеся на поклонение ей в престольные праздники 9 мая и 6 декабря. После строительства в селе нового каменного храма чтимая икона была помещена на столбе по правую сторону Никольского алтаря. По сведениям начала 1920-х гг. образ находился в выкрашенном белой краской киоте с золоченой резьбой. Чествование иконы, выражающееся в совершении перед ней молебнов и украшении образа, продолжалось до начала 1920-х гг. В последующие годы поклонение ей начинает ослабевать, а в1925 г. общее собрание крестьян с. Утятского постановило не праздновать и престольные праздники в день памяти Святителя Николая и в день перенесения его мощей. После закрытия храма житель села Петр Николаевич Луканин со своей женой Евгенией Алексеевной перенесли икону Николая Чудотворца в свой дом. Осенью1960 г. ее пытались доставить в Свято-Духовскую церковь поселка Рябково, но по дороге икона была конфискована властями. Позже она была обнаружена в местном сельсовете и какое-то время хранилась в сельском музее. В1996 г. образ был вновь обретен и передан в Свято-Духовскую церковь в поселке Смолино. Начиная с2001 г. ежегодно 9 июля икона Николая Чудотворца крестным ходом проносилась от Георгиевского храма в поселке Увал до с. Утятского, где утром следующего дня в храме служилась литургия и затем совершался малый крестный ход к речке Серебрянке, к тому месту, где была явлена икона. По благословению Преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского, 18 декабря2007 г. икона была торжественно возвращена в Богоявленский храм, где находится и в настоящее время.

 1

Чудотворная икона Святителя Николая, явленная в 1749 году водами реки Тобол в районе села Утятское. Фото с сайта http://www.kurgan.orthodoxy.ru/

 

 

 

Уваровское, село Соловьевской/Мокроусовской волости Ялуторовского уезда

Точная дата появления д. Уваровой не установлена. Известно, что многие крестьяне основанной во 2-й половине 1750-х гг. Мало-Кизацкой слободы вскоре начали искать поблизости новые места для поселения. Вероятно, в это время при речке Кизак и возникла деревня, населенная старообрядцами. С открытием здесь в1846 г. единоверческого прихода деревня стала именоваться селом Уваровским, которое первоначально входило в Соловьевскую волость Ялуторовского уезда, а к началу 1890-х гг. было перечислено в Мокроусовскую волость того же уезда. Данных о существовании в селении разрешенных правительством ярмарок не имеется, но в документах середины 1870-х гг. упоминаются ежегодные торжки в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, а также сдававшиеся в аренду церковные лавки, доход от которых во время этих торжков поступал в доход местного храма. В начале XX в. в с. Уваровском проходили уже два торжка, время проведения которых неизвестно.

Очевидно, все жители д. Уваровой изначально были старообрядцами. Во всяком случае, ни в одном из ближайших к селению православных приходов деревня не значится. К середине 1840-х гг. какая-то часть из них приняла православие на правах единоверия и в1846 г. был открыт Уваровский единоверческий приход, которых первоначально распространялся на обширную территорию. По данным начала 1850-х гг. к нему относились единоверцы Соловьевской, Кизакской, Емуртлинской, Верх-Суерской, Пятковской, Лыбаевской волостей Ялуторовского уезда, а также Мостовской, Утечьей, Курейской волостей Курганского уезда и Частоозерской волости Ишимского уезда. В1874 г. в состав прихода кроме самого с. Уваровского входили селения: в Ялуторовском уезде – деревни Еремина Соловьевской волости, Заложная, Катаевская, Хрящевка, Грамотеева, Дуракова, Нижне-Манайская, Верхне-Манайская, Сивкова, Журавлева и Видонова Кизакской волости, слобода Емуртлинская с деревнями Слободчиковой, Горюновой, Кашаирской, Нерпиной и Бердюгиной Емуртлинской волости, Середкина и Белова Верх-Суерской волости, с. Пятковское и деревни Кашаирская, Чащина, Колесникова, Талицкая и Пороги Пятковской волости, Черная и Уковская Лыбаевской волости; в Курганском уезде – деревни Старая Першина, Новая Першина, Худорыбья, Сунгурова и Пившина Мостовской волости, Утечья, Семискульская, Волчья, Пещаная и Кривина Утечьей волости, Мартина Курейской волости; в Ишимском уезде - д. Белова Частоозерской волости. К началу XX в. количество приходских селений значительно сократилось. В1912 г. в приход входили единоверцы сел Уваровского и Кизакского, деревень Ереминой, Соловьевской, Крепости, Катаевой, Хрящевки, Грамотеевой, Сивковой, Видоновой, Дураковой, Середкиной, Беловой и Мало-Песьяной, расположенных на расстоянии от 1 до 40 верст. Сведений о составе Уваровского прихода в последующие годы не имеется. Ликвидирован он был предположительно в конце 1920-х гг. Некоторые жители с. Уваровского очевидно и после образования здесь единоверческого прихода оставались, во всяком случае, какое-то время, приверженцами старого обряда. К какому они принадлежали толку и согласию не установлено. Сведений о существовании в селе старообрядческой общины не имеется.

Церковь единоверческая во имя Успения Пресвятой Богородицы

Первая единоверческая церковь в с. Уваровском была выстроена прихожанами в1846 г. по плану, выданному епархиальным начальством в1845 г. Здание ее было деревянным с такою же колокольней. Престол в храме имелся один – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Освящение его состоялось 24 августа1847 г. К середине 1870-х гг. церковь эта начала приходить в ветхость и впоследствии была заменена другой. Куда было употреблено старое церковное здание после возведения нового храма неизвестно.

В1882 г. в с. Уваровском вместо прежней ветхой была возведена новая деревянная на каменном фундаменте церковь. Престол в ней также был устроен один – во имя Успения Пресвятой Богородицы. С течением времени и этот храм ветшал, поэтому в1903 г. Тобольской духовной консисторией был разрешен его ремонт, в ходе которого предполагалось окрасить здание снаружи и оштукатурить внутри. Точная дата закрытия Уваровской единоверческой церкви не установлена. По некоторым сведениям она была закрыта в1930 г. По другим данным решение о закрытии храма было принято Челябинским облисполкомом, что не могло произойти ранее образования в1934 г. Челябинской области. К1944 г. церковь была занята под склад зерна и еще находилась в исправном состоянии. К1948 г. здание было капитально переоборудовано под сельский клуб и утратило церковный вид. В таком состоянии оно упоминается в последний раз в 1961 году. Что с ним произошло в дальнейшем, неизвестно.

Часовня старообрядческая

Кроме единоверческого храма, в с. Уваровском существовала старообрядческая часовня. Дата ее появления не установлена. Возможно, она была выстроена еще до открытия здесь единоверческого прихода. В честь какого святого или праздника она была устроена, также неизвестно. Сведения о наличии в селении Уваровском старообрядческой часовни имеются в документах1849 г., но в дальнейшем она нигде не упоминается.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites