kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Курганские храмы от А до Я » Т

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Т

Тебенякское, село Тебенякской волости Курганского уезда

Слобода Тебенякская была основана в конце XVII в., по одним сведениям в1688 г., по другим – в1694 г. Расположилась она на берегу лесной реки Ниап (Мияп), при впадении в нее речки Тебеняк, по которой, очевидно, и слобода получила свое наименование. Речки же эти, как утверждала долго сохранявшаяся в народной памяти легенда, были названы так от имен татарских князей Нияпа и Тебеняка, погибших в этих местах в междоусобных битвах и здесь же похороненных. К середине XVIII в. слобода представляла собой укрепленный населенный пункт, обнесенный деревянными стенами с одной проезжей башней и рвом. В административном отношении слобода Тебенякская входила в это время в Ялуторовский дистрикт Сибирской губернии, а после реформы1782 г. стала центром одноименной волости Курганского уезда. К середине XIX в. слобода потеряла свое значение и осталась в стороне от большой дороги, которая прошла вблизи д. Першинской. К1851 г. в эту деревню было перенесено и волостное правление, которое, впрочем, продолжало именоваться Тебенякским. В течение XIX в. имеющая собственную приходскую церковь слобода все чаще именуется в документах селом Тебенякским, а с начала XX в. – Тебенякским Первым, для отличия от расположенной поблизости д. Тебенякской. С середины XIX в. известны проводившиеся в селе торжки в праздник Сретения Господня. Для этих торжков здесь были устроены принадлежавшие местной церкви лавки и балаганы, которые через отдачу их в аренду служили одним из источников к содержанию храма. С1858 г. в связи с предположенным перенесением центра прихода из слободы Тебенякской в д. Першину туда же были переведены и Сретенские торжки. Вскоре и церковные лавки были самовольно перевезены першинскими жителями в свою деревню, ставшую приходским селом. В1861 г. епархиальным начальством было предписано возвратить лавки в с. Тебенякское, но из-за упорства прихожан Першинской церкви они остались при ней. Тебенякскому же храму с 1864 по 1890 гг. принадлежала только одна торговая лавка, не дающая, впрочем, никакого дохода. Вместо упраздненного Сретенского торжка в с. Тебенякском в 1880-е – 1890-е гг. ежегодно проводились два других, однодневных: Крещенский 6 января и в день Святой Троицы. Впоследствии и они, очевидно, были прекращены.

Точная дата образования самостоятельного Тебенякского прихода не установлена, но можно предположить, что он возник или одновременно с появлением самой слободы, или вскоре после этого. Состав прихода в первые годы его существования также не известен. По сведениям1749 г. к Тебенякской слободе относились деревни Попова, Тебеняцкая, Першина и Камаганская, которые и были, вероятно, приходскими деревнями местной церкви. К1789 г. кроме них и самой слободы в приходе уже числятся деревни: Бутакова, Тюменцева, Бунтина, Межевая, Лебяжья, Сорокина, Зимина и Черепанова. К1829 г. д. Бутакова перестала упоминаться как отдельный населенный пункт и в дальнейшем числилась одним селением со смежной д. Поповой, а д. Камаганская стала именоваться Козловой. Жители д. Черепановой к1829 г. переселились в другие места, не выдержав соседства каторжников – насельников основанного рядом Боровлянского казенного винокуренного завода, который к этому же времени вошел в состав Тебенякского прихода. В1831 г. винокуренный завод был упразднен, но вскоре здесь же был открыт стеклянно-литейный завод курганского купца Александра Ивановича Палаумова, именуемый в документах также и Боровлянским селением. Селение это с постройкой собственной Николаевской церкви 14 сентября1855 г. было отделено в особый приход.

В1851 г. во время обозрения епархии Высокопреосвященнейшим Георгием архиепископом Тобольским и Сибирским при посещении им с. Тебенякского его просили перевести центр прихода и саму церковь в д. Першинскую, куда уже переместилось и Тебенякское волостное правление. Указом Тобольской духовной консистории от 15 июля1857 г. перенесение храма и утвари было разрешено, с1859 г. к новостроящейся в с. Першинском церкви был переведен и Тебенякский причт, а все селения прихода, кроме самой слободы, были перечислены к Сретенской церкви с. Першинского. Таким образом, Тебенякская церковь должна была остаться на правах приписной. Но жители с. Тебенякского, огорчаясь таким положением, просили епархиальное начальство оставить ее самостоятельной. В соответствии с резолюцией Преосвященнейшего епископа Феогноста указом Тобольской духовной консистории от 2 марта1860 г., уступая благочестивому желанию прихожан и неотступным их просьбам, Тебенякскую церковь разрешено было оставить по-прежнему самостоятельной. Отдельный причт к ней не был назначен, но по распоряжению епархиального начальства для отправления богослужений и мирских треб до1864 г. здесь временно проживал причт Боровлянской Николаевской церкви. С1865 г. слобода вошла в состав Боровлянского прихода, а местная церковь получила статус приписной. Не оставляя намерения восстановить самостоятельность своего древнего прихода крестьяне с. Тебенякского в1911 г. ходатайствовали об этом перед епархиальным начальством. Но указом Тобольской духовной консистории от 22 апреля1911 г. ходатайство это ввиду незначительного числа жителей было оставлено без уважения. Очевидно, прихожане не отложили своего намерения, поэтому указом Святейшего Синода от 16 февраля1917 г. было постановлено при церкви в с. Тебенякском открыть самостоятельный приход. Приход этот состоял из жителей одного села с малочисленным и бедным населением. Ликвидирован он был в конце 1930-х гг.

Церковь во имя Сретения Господня

Время и обстоятельства постройки в слободе Тебенякской первой церкви не выяснены. Вероятно, возведение ее относится к концу XVII или к началу XVIII вв. Известно, что в начале 1740-х гг. храм в слободе был и именовался Сретенским, но сведений о том, какой он был по счету, нет. Церковь эта была, конечно, деревянной и впоследствии, вероятно, обветшала или сгорела. Благословенная грамота на заложение новой деревянной церкви в слободе Тебенякской была выдана Преосвященным епископом Варлаамом в1785 г. Заложена она была в1786 г., а окончена строением в1789 г. и освящена в том же году. Есть сведения об освящении храма 25 апреля1789 г., но возможно здесь имеется в виду дата выдачи благословенной грамоты на освящение от того же епископа Варлаама. По какой-то причине начиная с 1870-х гг. в документах значится, что постройка церкви была начата в1789 г., а окончена она была и освящена в1793 г. В документах конца XIX в. имеется еще одна дата постройки –1782 г. До 1870-х гг. указывалось, что строительство церкви велось тщанием прихожан, а последующие годы значится, что выстроена она неизвестно чьим иждивением и без всякого плана. Возможно, речь здесь идет о двух разных зданиях, последовательно сменивших одно другое. Во всяком случае, к1800 г. в слободе Тебенякской находилась деревянная однопрестольная церковь во имя Сретения Господня. С1829 г. отмечается существование в одной связи с ней колокольни. К началу 1840-х гг. церковь была еще крепкой, хотя и требовала некоторых поправок снаружи, а внутри исправления иконостаса и полов. В1842 г. на средства купца Александра Ивановича Палаумова был произведен ремонт храма, в том числе поправлены полы, переписаны иконы в иконостасе и изготовлены новые заклиросные киоты. Между прочим, во время этого ремонта был поколеблен престол, поэтому храм, возможно, был освящен вновь. В1858 г. по указу Тобольской духовной консистории было дозволено строить церковь в д. Першиной и по окончании строительства перенести в нее все имущество из Тебенякской церкви, а саму ее продать как изветшалую, в связи с чем першинские прихожане просили о перенесении к ним из Тебенякской церкви иконостаса. Но вскоре церковь эту было решено оставить самостоятельной, поэтому указом Тобольской духовной консистории от 30 апреля1860 г. в просьбе им было отказано. К началу 1860-х гг. Тебенякских храм представлял собой обшитое снаружи тесом здание без всякого фундамента с колокольней, алтарем и папертью, обнесенное деревянной решетчатой оградой. Церковь была покрыта ветхой тесовой крышей, которая во время дождей протекала. К началу 1870-х гг. она пришла в полную ветхость, пол в алтаре покосился на северную сторону. В1872 г. прихожане подали прошение о разрешении им собирать пожертвования на ремонт церкви, но епархиальное начальство посчитало, что им лучше не поправлять ее, а построить из этого материала одну пространную часовню. Поэтому в просьбе им, видимо, было отказано. С припиской Тебенякской церкви к Боровлянскому приходу богослужения в ней стали нерегулярными и совершались во второй день Святой Пасхи, в день Пятидесятницы, во второй день Рождества Христова, в день Богоявления Господня, в день Сретения Господня, в две недели Великого поста и по желанию прихожан в некоторые другие дни. Со временем богослужения эти по нерадению прихожан проводились все реже, а потом в силу указа Тобольской духовной консистории от 18 марта1897 г. и вовсе прекратились по причине колебания престола. В1899 г. старая церковь была полностью разобрана. В начале1905 г. Тебенякское сельское общество приговором своим постановили передать лес от прежнего храма основанной в это время близ с. Рафайловского женской общине. Указом Тобольской духовной консистории от 14 марта1905 г. епархиальное начальство уведомило, что для передачи этих материалов препятствий не имеется, но с тем, чтобы был передан только тот лес, который останется от приспособления имеющегося у прихожан дома для Тебенякской школы грамоты, и чтобы лес этот был употреблен Рафайловской общиной только на постройку храма.

В1892 г. крестьяне с. Тебенякского подали прошение о разрешении на возобновление их ветхого древнего храма, дабы навсегда увековечить память о нем перед потомством. Разрешение епархиального начальства вскоре было получено, и начался сбор средств. Новая церковь была заложена на месте разобранной старой 19 сентября1899 г. Строилась она иждивением прихожан при помощи пожертвований по плану и фасаду, утвержденным Строительным отделением Тобольского губернского правления. Постройка небольшого уютного однопрестольного храма была окончена 2 июля1900 г. Престол был освящен во имя Сретения Господня. До открытия в1917 г. самостоятельного прихода богослужения в Тебенякской церкви совершались Боровлянским причтом по временам по просьбе прихожан, а с этого времени стали проводиться регулярно. Здание храма было выстроено деревянное на кирпичном фундаменте в одной связи с деревянной колокольней, покрытое железом. Деревянная решетчатая ограда была устроена в1902 г. по проекту Тобольского епархиального архитектора Б.Б. Цинке. Указом Тобольской духовной консистории от 26 июня1909 г. было разрешено на средства прихожан обшить наружные стены храма тесом. Работы эти были завершены к октябрю1909 г. К1910 г. Сретенская церковь представляла собой одноэтажное здание длиной, считая и колокольню, 8 сажен, шириной 4 сажени 1 аршин. На церкви имелись 1 большая глава и 2 малые на алтаре и колокольне. В здании имелись 3 наружных двери, 12 больших окон и 2 малых. При храме имелась колокольня в 2 яруса, общей высотой до верха карниза 8 сажен. Церковная ограда представляла собой частокол на столбах. Внутри находился деревянный иконостас длиной 12 аршин, высотой 10 аршин. По сведениям1925 г. иконостас этот был устроен в1900 г., а на колокольне имелось 4 колокола. В1935 г. при Тебенякской церкви значатся 5 колоколов, звон которых был запрещен постановлением Президиума Белозерского райисполкома от 7 декабря1934 г. Сретенская церковь была закрыта Челябинским облисполкомом в1941 г. (по другим сведениям – в1936 г.). К1946 г. помещение было переоборудовано под производственный цех промартели им. Кагановича. В последний раз здание упоминается в1948 г., когда в нем располагался склад артели. О его дальнейшей судьбе сведений не обнаружено.

 

 

Теплодубровное, село Утчанской/Теплодубровской волости Ишимского уезда

Деревня Теплодубровная (Теплодубровская, Теплая Дубрава) была основана в1748 г. Расположилась она около озера Косачева, окруженного березовыми рощами. В административном отношении селение в начале XIX в. относилось к Утчанской волости Ишимского округа Тобольской губернии. В 1820-е – 1840-е гг. волость эта находилась в составе Петропавловского округа Омской области. К началу 1850-х гг. территория Утчанской волости была возвращена в Ишимский округ, в котором была образована отдельная Теплодубровская волость. С постройкой в начале 1830-х гг. собственной церкви деревня стала именоваться селом Теплодубровским (Теплодубровным, Теплым). Из существовавших здесь ярмарок известна Введенская, проводившаяся в 1880-е гг. с 15 по 22 ноября. К началу 1890-х гг. сроки ее были перенесены на 9-16 ноября. В1894 г. в селе были разрешены еженедельные торжки по вторникам, Введенская же ярмарка переименована в Матвеевскую, проходившую с 9 по 15 ноября. К началу XX в. была учреждена еще одна ярмарка – Сорокомученическая 2-9 марта.

К какому церковному приходу принадлежала д. Теплая Дубрава до образования здесь самостоятельного прихода не установлено. Вероятно, она относилась к Николаевской церкви с. Утчанского. Отдельный Теплодубровский приход был открыт в1834 г. Сведений о том, какие населенные пункты в него первоначально входили, не имеется. К1913 г. в приходе находились деревни: Стрелецкая, Больше-Приютная, Мало-Приютная, Гусина, Богданович. К этому же времени относится отделение от Теплодубровского прихода приписной церкви в поселке Михайловском Петропавловского уезда Акмолинской области. Известно, что д. Михайловка еще в1842 г. состояла в Теплодубровском приходе, относящемся в то время к ведомству Петропавловского духовного правления. Данных об изменении состава приходских деревень после1913 г. не имеется. Сам приход был ликвидирован, вероятно, в начале 1930-х гг.

Кроме православных на территории Теплодубровской волости уже в середине XIX в. проживали единоверцы, которые в эти годы были прихожанами Николаевской единоверческой церкви с. Травнинского Ишимского округа и Вознесенской единоверческой церкви с. Романовского Курганского округа. Точная дата образования самостоятельного Теплодубровского единоверческого прихода не установлена. Вероятно, открытие его состоялось в начале XX в. Во всяком случае, к1912 г. он уже существовал и объединял единоверческое население с. Теплодубровского и деревень Ишимского и Курганского уездов: Стрелецкой, Гусиной, Монастырской, Гренадер, Ново-Березовой, Старо-Березовой, Мало-Мартиной и Мишкиной. Других сведений о составе приходских деревень не имеется. Дата ликвидации Теплодубровского единоверческого прихода также не установлена. Можно только предположить, что он прекратил существование в конце 1920-х или в начале 1930-х гг.

Церковь во имя Святой Троицы

Первая православная церковь в с. Теплодубровском была построена в1834 г. одновременно с открытием прихода. По сведениям1892 г. в храме имелось два престола: главный во имя Живоначальной Троицы и придельный во имя Рождества Христова. Церковь эта была деревянной, поэтому к началу XX в. пришла в ветхость. После постройки в1909 г. нового храма она, вероятно, была упразднена за ненадобностью. В1909 г. в с. Теплодубровском была выстроена новая православная церковь, также деревянная, с тремя престолами. Главный был устроен во имя Святой Живоначальной Троицы, а придельные во имя Рождества Христова и в честь Святителя Николая Чудотворца. Очевидно, вначале был освящен один из придельных престолов, а в1910 г. Тобольской духовной консисторией было разрешено освятить главный престол строящегося храма в с. Теплодубровском. Вероятно, к этому времени он еще не был окончательно приведен в должный вид, т.к. сбор пожертвований на его достройку продолжался еще в1912 г.

Церковь единоверческая во имя Святой Троицы. Часовня единоверческая

В марте1899 г. епархиальным начальством было возбуждено перед Святейшим Синодом ходатайство о разрешении постройки в с. Теплодубровском деревянного единоверческого храма. Разрешение на его возведение было получено, и начался сбор добровольных пожертвований. Вероятно, вначале для совершения богослужений и отправления необходимых треб прихожане выстроили в селе временную деревянную часовню, которая упоминается в документах1903 г. После окончания строительства церкви она, надо полагать, была упразднена. К1901 г. был составлен и утвержден проект нового деревянного храма. Вскоре прихожане приступили к строительству, которое завершили в1907 г. Освящение церкви было разрешено Тобольской духовной консисторией летом1907 г. и, очевидно, тогда же она была освящена. Престол в ней был устроен один – во имя Святой Троицы. В дальнейшем продолжалось украшение храма,1910 г. был разрешен сбор пожертвований на приобретение звона колоколов.

Начиная с 1930-х гг. из документов не видно, о какой из двух церквей идет речь, поэтому сведения могут относиться как к православному, так и к единоверческому храму. Известно, что Президиум Челябинского облисполкома 19 февраля1935 г. принял решение поддержать ходатайство Президиума Петуховского райисполкома от 15 января1935 г. о снятии колоколов с церкви с. Теплодубровского, как совершенно не функционирующей свыше трех лет и на которой колокола не используются. Решено было передать их Челябинской областной конторе «Металлом» для снятия, разделки и отгрузки по назначению. По некоторым сведениям один из храмов был закрыт Челябинским облисполкомом в начале1936 г. Есть данные о закрытии церкви в с. Теплодубровском Уральским облисполкомом в1931 г. и переоборудовании ее здания к1945 г. под общежитие детского дома, которое находилось в нем еще в1947 г. В последний раз одна из церквей упоминается в документах за1956 г. Сведений о ее дальнейшей судьбе не обнаружено.

 

 

Терпугова, деревня Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда

Точная дата основания д. Терпуговой при речке Суери не известна. Скорее всего, она возникла в 1743-1745 гг., когда после строительства на восточном берегу Тобола форпостов Ишимской линии, защищающих территорию от нападений кочевников, началось активное заселение этих мест. Свое наименование деревня получила, вероятно, от фамилии крестьян, которые первыми в нее переселились. В1749 г. д. Терпугова уже существовала и была укрепленным населенным пунктом. В административном отношении она состояла в это время в ведении Верх-Суерской слободы Ялуторовского дистрикта, а после введения в начале 1780-х гг. уездного и волостного деления вошла в состав Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда. В начале XX в. в этом расположенном на земском тракте селении проходил ежегодный торжок, дата проведения которого неизвестна.

Очевидно, со времени образования д. Терпугова неизменно состояла в приходе Георгиевской (позднее – Иоанно-Богословской) церкви Верх-Суерской слободы, от которой находилась на расстоянии двух верст.

Часовня в честь Преображения Господня

Время появления в деревне православной часовни не установлено. В начале XX в. она уже существовала и была, видимо, деревянной. По сведениям1912 г. часовня значится как устроенная в честь Преображения Господня. Данных о ее существовании в последующие годы не обнаружено.

 

 

Терсюкское, село Терсюкской волости Ялуторовского уезда

В1667 г. исетский казак Давыд Андреев подал Тобольскому воеводе челобитную, в которой просил разрешения построить на полпути между Исетским и Мехонским острогами в дельте речки Терсяка новый острог, так как кочевники нашли в этом месте хороший брод для переправы через реку Исеть. Разрешение было получено и вскоре началось возведение крепости, которая вошла в состав укреплений Исетской оборонительной линии. Так в1668 г. возник Терсюкский (Терсяцкий) острог и одноименная слобода, расположившаяся на левом берегу Исети при протоке Быстрой (Исецкой). Эта глубокая и бурная в то время речка имела и другое название – Терсючок и, как и река Терсюк, несла в себе память о проживавшей здесь в XV-XVII вв. этнической группе сибирских татар – «терсяков». От этих рек и получила свое имя новая Исетская Терсюкская слобода. Заселена она была в основном крестьянами и бобылями, пришедшими сюда из-за Урала, с Северного Поморья и с земель Строгановых. На правом берегу, против острога, Давыд Андреев основал речную верфь, на которой строились баржи, необходимые для перевозки зерна в Тобольск и Ялуторовск.

В административном отношении слобода состояла в Тобольском уезде Сибирской губернии, а в начале XVIII в. числилась в Исетском дистрикте той же губернии. В1738 г. дистрикт этот был отделен от Сибирской губернии и вошел в состав учрежденной Исетской провинции Оренбургской губернии. Терсюкская слобода с принадлежащими ей деревнями вошла в подчинение Исетской управительской канцелярии, находившейся в Исетском остроге. После введения в начале 1780-х гг. уездного и волостного деления Исетский дистрикт был упразднен и слобода стала центром Терсюкской волости Ялуторовского уезда Тобольской губернии и уже в документах XIX в. все чаще начинает именоваться селом. В 1870-е гг. в с. Терсюкском ежегодно проводились Васильевские торжки с 1 по 2 января, а к началу 1880-х гг. кроме них были учреждены ярмарки: Ивановская с 6 по 12 октября и в день Сорока Мучеников. В начале XX в. в селе проводились две ярмарки: с 1 по 6 марта и с 6 по 12 октября.

Приход в Терсюкской слободе появился, вероятно, вскоре после ее основания и состоял из жителей подведомственных слободе деревень. Во всяком случае, из документов1676 г. видно, что приход здесь уже существовал и состоял в ведении Тобольской (Сибирской) епархии. Все последующие годы он также подчинялся Тобольской духовной консистории и Ялуторовскому духовному правлению. Из-за отсутствия документов судить о наличном составе прихода ранее XX века трудно. По сведениям начала 1680-х гг. слободе принадлежали деревни: Кызылбаевская, Коршунова, Березовый Мыс и Камышевская. В1700 г. д. Березовый Мыс в составе слободских деревень не числится, но к этому времени появились деревни: Терсюкская (построенная у стен острога), Портнягинская, Миасская, Харламова, Шуравина, Воротникова, Барина, Ожегина и Усть-Терсюкская. В1719 г. к Терсюкской слободе относились деревни: Кокуйская, Харламова, Усть-Терсюкская, Пушнякова, Камышевская, Ожегина, Шуравина, Верх-Мостовская, Шатрова, Воротникова, Портнягина, Коршунова, Кызылбаева, Барина, Чимиевская, Мамонова и Нижне-Мостовская. В течение XVIII-XIX вв. были образованы самостоятельные приходы в селах Камышевском, Шуравинском, Мостовском, Шатровском и Чимеевском, к которым, очевидно, отошли некоторые деревни Терсюкского прихода, на территории которого, в свою очередь, возникли новые населенные пункты. Достоверно известно, что в 1901-1917 гг. в приходе состояли, кроме самого с. Терсюкского, деревни: Мурашева, Кокуй, Усть-Терсюк, Пушнякова, Портнягина, Воротникова, Коршунова, Косылбаева и Степанова. С 1 сентября1918 г. при приписной церкви в с. Портнягинском началось ведение собственных метрических книг, в которых упоминаются жители деревень Воротниковой и Коршуновой. Очевидно, вскоре Портнягинский приход получил самостоятельность. Своих чтимых икон в Терсюкском приходе, видимо, не было. В1903 г. Святейшим Правительствующим Синодом было разрешено ежегодно приносить сюда для служения молебствий чудотворную икону Божией Матери «Одигитрии» из Богородице-Смоленской церкви Суерской слободы Ялуторовского уезда. Согласно желанию прихожан время приноса иконы было назначено Епархиальным начальством с 20 по 25 октября каждого года. Терсюкский приход прекратил свое существование в конце 1920-х гг. в связи с закрытием храма. В2005 г. под окормлением причта Кирилло-Мефодиевской церкви с. Шатрово в с. Терсюкском началось возрождение православного прихода Курганской и Шадринской епархии.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и Святой Великомученицы Екатерины

Точная дата постройки в Терсюкской слободе первой церкви не установлена. Считается, что одновременно с основанием острога и слободы в1668 г. была возведена и церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины. По другим сведениям храм этот был освящен в честь Святителя Николая. Из документов начала 1680-х гг. видно, что в остроге Терсюкском существовала церковь Николаевская с Екатерининским приделом. В1725 г. она значится Николаевской, в1762 г. – Екатерининской, в1822 г. – вновь Николаевской. Храм этот был деревянным и по описанию1700 г. находился в центре острожной ограды на площади. Видимо, при нем была и колокольня с колоколами. Очевидно, будучи деревянной, церковь эта ветшала и неоднократно перестраивалась.

В 1846-1855 гг. в с. Терсюкском была выстроена новая каменная церковь. По сведениям начала 1890-х гг. в ней было два престола: первый - главный во имя Святителя Николая Чудотворца и второй – во имя Святой Великомученицы Екатерины. Но уже к1913 г. храм значится однопрестольным – во имя Святителя Николая и Великомученицы Екатерины. С чем это связано, не установлено, вероятно, в церкви произошла перестройка, при которой придельный престол был упразднен и оставлен только один, освященный в честь обоих святых. Поэтому в начале XX в. Терсюкский храм чаще именовался Николаевско-Екатерининским. Он был закрыт решением общего собрания граждан в1930 г. (по другим сведениям – в1929 г. по решению общего собрания верующих прихода). К1947 г. церковь была переоборудована и занята под склад зерна. К1961 г. к храму, уже утратившему внешний церковный вид, была произведена капитальная пристройка. К этому времени куполов на здании уже не было и оно использовалось под сельский клуб. Несмотря на то, что в бывшей церкви и пристройке долгое время размещались клуб, библиотека и школьный гараж, здание в основном уцелело, на стенах алтаря местами сохранились росписи. Восстановление храма началось в2005 г., были установлены рамы и окрашены решетки в окнах, выборочно оштукатурены и выбелены стены. Первый молебен состоялся 12 июля2005 г. в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. С этого времени началось регулярное богослужение по воскресным и праздничным дням. Позднее был произведен ремонт церковной крыши. По сведениям2009 г. возрождение Терсюкского храма продолжается на средства прихожан.

 

 

Тетерья, деревня Утечьей/Могилевской волости Курганского уезда

Дата основания д. Тетерьей (Тетерьевской) не установлена, но известно, что в1801 г. она уже существовала. Вероятно, возникновение селения относится ко второй половине XVIII столетия. Расположилось оно на берегу озера Тетерьего, от которого и получило свое название. Административная принадлежность д. Тетерьей до образования в начале 1780-х гг. волостей и уездов неизвестна. В первой половине XIX в. она числилась в Утечьей волости Курганского уезда, а к концу XIX в. вошла в состав Могилевской волости того же уезда.

Приходом д. Тетерья в течение всего XIX столетия и в начале XX в. принадлежала к Свято-Троицкой церкви с. Мокроусовского Ялуторовского уезда, расположенной на расстоянии 10 верст. Можно с уверенностью предположить, что в этом приходе она состояла со времени своего основания и до закрытия Мокроусовской церкви в1937 г.

Часовня

В1891 г. в д. Тетерьей была построена православная часовня. Очевидно, здание часовни было деревянным и, возможно, не первым, хотя никаких данных о ее существовании в более ранние годы не имеется. В честь какого святого или праздника она была освящена, не установлено. В последний раз часовня в д. Тетерьей упоминается в1912 г. Сведений о ее судьбе в последующие годы не обнаружено.

 

 

Толстоверетинская, деревня Утятской/ Чернавской/ Камышевской/ Степновской волости Курганского уезда

Дата основания д. Толстоверетинской (Толстоверетейской, Толстухи) не установлена. Вероятно, она появилась во 2-й половине XVIII в. на территории Утятской слободы. В 1780-е гг. деревня уже существовала и относилась к Утятской волости Курганского уезда. В начале XIX в. она вошла в состав Чернавской волости, с1876 г. была перечислена в Камышевскую волость, а в1923 г. состояла в Степновской волости того же уезда. Расположилась д. Толстоверетинская на берегу реки Тобол. От чего произошло название деревни точно не известно. Некоторые считают, что русские первопоселенцы, давая ей имя, исказили тюркское наименование места на Тоболе, возле которого обосновались и которое в переводе означает переход через реку. Возможно, здесь когда-то была переправа, а может быть и поселение с подобным названием. К концу 1780-х гг. д. Толстоверетинская была уже значительным населенным пунктом. По сведениям1789 г. здесь ежегодно 29 июня и 29 ноября проводились торжки, о существовании которых в последующие годы данных не имеется.

Очевидно, со времени основания д. Толстоверетинская состояла в приходе Прокопьевской церкви с. Чернавского (Низ-Чернавского), отстоящей на расстоянии 7 верст. В1853 г. она вошла в новый приход при Васильевской церкви с. Камышевского, расположенного в 5 верстах. В Камышевском приходе деревня и состояла неизменно до прекращения его деятельности в1937 г.

Кроме православных в д. Толстухе проживало некоторое количество старообрядцев, которые в 1920-е гг. относились к поморской общине в соседней д. Сосновке, где имелся у них свой старообрядческий молитвенный дом. Община эта была ликвидирована, предположительно, в начале 1930-х гг.

Часовня в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла

Для православного населения в д. Толстоверетинской была устроена деревянная часовня, обстоятельства и дата возведения которой неизвестны. По данным1849 г. часовня уже существовала и значилась построенной издавна по дозволению духовного и гражданского начальства, но никаких документов на ее заведение к этому времени уже не сохранилось. Освящена она была в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Часовня была полезна для жителей деревни тем, что они во время праздников, посвященных эти святым, сходились в нее для отправления молебствий. К середине 1870-х гг. часовня в д. Толстоверетинской обветшала и вероятно поэтому жителей за молебном в эти годы бывало мало. По некоторым сведениям в1885 г. она была перестроена, а возможно разобрана и вместо нее выстроена новая, деревянная же, часовня. Освящена она была также во имя Святых Апостолов Петра и Павла, в день которых в ней отправлялись молебны. В конце XIX и в начале XX вв. в часовне приходским духовенством Камышевской Васильевской церкви совершались богослужения во время крестных ходов со святыми иконами и в день Апостолов Петра и Павла. В последний раз Петро-Павловская часовня в д. Толстоверетинской упоминается в документах1915 г., о ее дальнейшем существовании сведений не обнаружено.

 

 

Требушинная, деревня Кривинской/Лисьевской волости Курганского уезда

Деревня Требушинная была основана в1788 г. выходцем из д. Баксарской Егором Семеновичем Пестеревым. Позднее сюда подселились крестьяне из других мест, в том числе из Арлагульской и Падеринской волостей Курганского уезда, а также выходцы из Пермской губернии. Вновь заведенная деревня расположилась на берегу озера Требушинного, от которого, очевидно, и получила свое название. В административном отношении она первоначально состояла в Кривинской волости Курганского уезда, а после1912 г. вошла в состав новой Лисьевской волости того же уезда.

Со времени своего основания д. Требушинная принадлежала к приходу расположенной в 15 верстах Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского. Ввиду отдаленности приходского храма жители деревни в1889 г. изъявили желание войти в новый приход при намеченной к постройке церкви в д. Лисьей, находящейся в 10 верстах. Возведенная к1903 г. Свято-Троицкая церковь в с. Лисьевском до1907 г. оставалась на правах приписной к Кривинскому храму, хотя свои документы велись при ней с1905 г. В1907 г. был открыт самостоятельный Лисьевский приход, в который входила и д. Требушинная. В составе этого прихода она и находилась до его ликвидации в конце 1920-х гг.

Часовня

В1810 г. в д. Требушиной без ведома и разрешения епархиального начальства была выстроена православная часовня. Устроена она была усердием жителей деревни для постановки икон во время крестных ходов по селению. Очевидно, здание часовни было деревянным и, видимо, не очень большим. В документах конца 1830-х гг. она именуется горенкой для помещения икон, в которой крестьяне иногда совершают богослужение. Возможно, с течением времени здание это перестраивалось. В честь какого святого или праздника была освящена часовня из документов не видно. Можно предположить, что она была посвящена Святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу, в день памяти которых 29 июня в ней отправлялись приходскими священниками богослужения. Кроме того, по сведениям 1870-х гг. службы здесь проходили в воскресные и праздничные дни. В1915 г. часовня в д. Требушиной еще существовала, о ее судьбе в последующие годы сведений не имеется.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites