kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Курганские храмы от А до Я » Ш

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Ш

Оглавление

Шастова, деревня Шмаковской волости Курганского уезда

Часовня единоверческая в честь Вознесения Господня (во имя Святого Апостола Иоанна Богослова)

Шатровское, село Шатровской волости Ялуторовского уезда

Церковь во имя Святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского

Часовня во имя Святого Пророка Илии

Шкодское, село Смолинской/Мало-Чаусовской волости Курганского уезда

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Шмакова, деревня Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда

Шмаковское, село Утятской/ Михайло-Архангельской/ Степновской волости Курганского уезда

Церковь во имя Архангела Михаила

Шмаковское, село Шмаковской волости Курганского уезда

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Часовня во имя Священномученика Власия, Епископа Севастийского, и Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимского

 

 

 

 

Шастова, деревня Шмаковской волости Курганского уезда

Часовня единоверческая в честь Вознесения Господня (во имя Святого Апостола Иоанна Богослова)

Точная дата образования д. Шастовой при речке Суери не установлена. Вероятно, она возникла во второй половине XIX столетия как выселок из д. Сусловой Шмаковской волости Курганского уезда, расположенной несколько выше по течению Суери. Можно предположить, что название свое выселок получил от фамилии крестьян, поселившихся на этом месте первыми. Выселок Шастова упоминается уже в конце 1860-х гг., но до начала XX в. он официально не значится отдельным селением, а жители его числятся в составе д. Сусловой. С этого времени население выселка быстро растет, а деревни – уменьшается.

В 1920-е гг. селение становится центром Шастовского сельсовета и именуется деревней, а иногда и селом Шастовским. По сведениям 1890-х гг. большинство жителей д. Сусловой и выселка Шастовского являлись православными. Со времени открытия в 1-й половине XVIII в. прихода при Покровской церкви с. Шмаковского в нем числилась и расположенная в 4-х верстах д. Суслова, принадлежавшая в то время в гражданском отношении к Усть-Суерской слободе Ялуторовского дистрикта, а в 1797 г. вошедшая в состав Шмаковской волости.

С 1915 г. д. Суслова была перечислена в отделившийся от Шмаковской церкви приход Ризо-Положенского храма с. Плотниковского, находящегося в 2 верстах от деревни. В середине 1920-х гг. в документах Плотниковской церкви наряду с д. Сусловой как самостоятельный населенный пункт значится и д. Шастова. Очевидно, в этом приходе православное население деревни состояло до закрытия церкви во второй половине 1930-х гг.

Наряду с православными в д. Сусловой проживало значительное число единоверцев, относившихся к образованному в 1837 г. приходу Вознесенской единоверческой церкви с. Романовского (Косачева) Курганского уезда, отстоящей в 10-12 верстах от селения. Предположительно первоначально единоверцы д. Сусловой проживали преимущественно в выселке Шастовском. Во всяком случае, уже в 1910 г. в составе Романовского прихода значатся и жители д. Шастовой. Вероятно, в этом приходе они состояли до его ликвидации в начале 1930-х гг.

По сведениям середины 1870-х гг. в д. Сусловой Романовского единоверческого прихода имелась издавна устроенная ветхая деревянная часовня. В 1874 г. часовня эта значилась посвященной Покрову Пресвятой Богородицы, а богослужения в ней отправлялись местным причтом единожды в год 1 октября. С 1875 г. она уже значится как освященная в честь Вознесения Господня, службы в которой проводились только в день Святой Пасхи. В 1890 г. единоверческая Вознесенская часовня была перестроена, а в начале XX в. она числится уже не в д. Сусловой, а в выселке Шастовском (д. Шастовой). По сведениям 1910 г. деревянное бревенчатое здание ее находилось в хорошей сохранности.

В первой половине 1920-х гг. в д. Шастовой прихода Романовской единоверческой церкви состояла действующая приписная часовня во имя Апостола Иоанна Богослова. По каким причинам она была переименована, не установлено. Здание часовни было деревянным, размерами 9 ¼ на 7 ¼ аршин. При ней имелись 2 колокола, а внутри располагался иконостас с 32 иконами. В последний раз Шастовская часовня упоминается в 1925 г. О ее дальнейшей судьбе сведений не обнаружено.

 

Шатровское, село Шатровской волости Ялуторовского уезда

Церковь во имя Святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского

Часовня во имя Святого Пророка Илии

Начало с. Шатровскому на реке Мостовке, являющейся левым притоком Исети, было положено в 1-й половине XVII столетия, когда для защиты заселенной русскими территории от набегов кочевников по границам Тобольского уезда Тобольского разряда создается ряд застав. Для охраны берегов Исети тюменским воеводой была сформирована дружина, а в 1640 г. на реку Мостовку был выдвинут ее сторожевой пост. Здесь на Кармацком броде несли службу несколько человек во главе с казаком Федором, которые по преданию соорудили для себя и своих коней шатры, от чего казак Федор был прозван Шатровым, а застава получила название Шатровской. Расположенная на Кармацкой дороге, она контролировала западное ответвление пути на г. Тюмень.

В 1660 г. на реке Исети был выстроен Мехонский острог и застава на Мостовке, оказавшаяся в глубоком тылу, была заселена пашенными крестьянами, основавшими д. Шатрову. К концу XVII в. деревня эта была уже довольно крупным населенным пунктом и относилась к Исетскому острогу, а в начале XVIII в. была перечислена в ведение Терсюкской слободы Исетского дистрикта Сибирской губернии. В 1738 г. дистрикт этот вошел в состав учрежденной Исетской провинции, которая в 1744 г. была передана из ведения Тобольска в образованную в это время Оренбургскую губернию. В этом же году с постройкой собственной церкви д. Шатрова получила статус села, чаще именовавшегося в 1750-е гг. Шатровским погостом, находившимся в подчинении Исетского острога.

В 1782 г. Исетская провинция была упразднена, с. Шатровское стало центром одноименной волости Ялуторовского уезда Тобольского наместничества, а с 1796 г. - Тобольской губернии. Очевидно, одновременно с постройкой церкви в с. Шатровском были установлены и ежегодные торжки, приуроченные к престольному празднику в день Святого Модеста, патриарха Иерусалимского. Известно, что в конце 1860-х гг. здесь действовали уже два ежегодных торжка – Модестовский 18 декабря и Ильинский 20 июля. К началу XX в. вместо них были учреждены ярмарки: Модестовская, проводившаяся с 16 по 19 декабря, и Ильинская, проходившая с 18 по 21 июля.

К началу 1910-х гг. ярмарки в с. Шатровском, видимо, были упразднены и с этого времени в документах не упоминаются. Предположительно со времени основания д. Шатрова относилась к выстроенной в середине XVII в. Богоявленской церкви Исетского острога, а в начале XVIII в. входила в приход Николаевской церкви слободы Терсюкской.

К 1720 г. в Мостовском погосте Исетского острога была выстроена Вознесенская церковь и открыт приход, к которому, очевидно, была причислена и д. Шатрова. Достоверно известно, что в 1742 г. деревня, расположенная на расстоянии 27 верст от погоста, входила в состав Мостовского прихода. Самостоятельный же приход здесь был образован в середине 1740-х гг. одновременно с постройкой первой церкви. Первоначально он состоял по духовным делам в ведении Рафайловского заказа, а в 1790-е гг. был подчинен Ялуторовскому заказному духовному правлению.

Состав приходских деревень в XVIII и XIX вв. за неимением документов определить трудно. Можно предположить, что в него входили смежные с с. Шатровским деревни Казанка и Шатрова, вошедшие в начале XX в. в черту села. Кроме них на рубеже XIX и XX вв. в приходе состояли деревни: Шуравина, Верхне-Мостовская, Чекалина и Черная. В 1899 г. с постройкой в д. Шуравиной приписной Николаевской церкви она стала именоваться селом. В сентябре 1921 г. архиепископом Тобольским и Сибирским Николаем к Шуравинской церкви был назначен особый священник. Однако приход здесь, видимо, так и не был открыт, а с. Шуравинское оставалось в составе Шатровского прихода до его распада около 1930 г.

Особо установленных крестных ходов в приходе не имелось, но по сведениям 1916 г. в с. Шатровское ежегодно причтом Богородицкой церкви с. Суерского (Пухова) Ялуторовского уезда приносилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Прибывала она при большом стечении народа с крестным ходом, проходившим перед этим через села Мостовское и Кодское. Очевидно, эта традиция прервалась с ликвидацией Шатровского прихода.

Приходская жизнь в с. Шатровском возродилась в начале 1990-х гг. В 1994 г. здесь был образован и 24 февраля этого же года зарегистрирован православный приход Курганской и Шадринской епархии. С мая 1915 г. он вошел в состав образованной Шадринской и Далматовской епархии Курганской митрополии.

Кроме православных, в с. Шатровском издавна проживали старообрядцы беглопоповского толка, часто именовавшиеся в XIX в. «стариковцами». Церковные таинства у них совершались священниками, перешедшими в старообрядчество из господствующей церкви, либо авторитетными наставниками из числа мирян – «стариками». В конце 1830-х гг. часть из них вслед за купцами-старообрядцами г. Екатеринбурга присоединилась к православию на правах единоверия и вошла в открытый в 1838 г. приход Богородице-Казанской единоверческой церкви с. Кодского Ялуторовского уезда, в котором еще в 1870-е гг. значится с. Шатровское, расположенное в 22 верстах от храма. Однако уже в начале XX в. единоверцев в селе не зафиксировано. Вероятно, со временем все они вернулись в староверие.

Еще в 1840 г. большая часть местных «стариковцев», не признав единоверие, окончательно отказалась от беглых священников и образовала часовенное согласие, одним из многочисленных центров которого стало с. Шатровское. В разные годы здесь проживали старообрядческие наставники и проводились соборы часовенных, один из которых состоялся 5 января 1910 г.

Первая деревянная однопрестольная церковь в с. Шатровском была построена в 1744 г. и освящена во имя Святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского, день которого праздновался 18 декабря. Вероятно, к концу 1780-х гг. она обветшала и в 1789 г. был заложен новый, также деревянный, храм во имя того же святого. В 1791 г. местный заказчик – настоятель Рафайловского Троицкого монастыря игумен Гедеон ходатайствовал перед Тобольской духовной консисторией об устройстве в трапезной Модестовской церкви придельной церкви. Очевидно, прошение это было епархиальным начальством удовлетворено, но наименование придельного престола неизвестно. Исходя из наличия в с. Шатровском в последующие годы Ильинского торжка, можно предположить, что он был освящен в честь Святого Пророка Илии.

В 1800 г. Ялуторовский заказчик – настоятель Рафайловского монастыря игумен Андрей подал в консисторию прошение об освящении Модестовской церкви. Был ли это заложенный в 1789 г. двухпрестольный храм, или речь идет о новом здании, не установлено. Достоверно известно, что со временем и эта деревянная церковь обветшала, и в 1871 г. (по другим сведениям – в 1879 г.) вместо нее была возведена новая, тоже деревянная, на каменном фундаменте. Престол в ней имелся один – во имя Святителя Модеста.

В 1929 г. по решению общего собрания граждан с. Шатровского церковь было решено закрыть. Тюменский окружной исполком поддержал решение жителей села и ходатайствовал перед Уральским облисполкомом об использовании здания для культурных нужд. Малый президиум Уральского облисполкома удовлетворил ходатайство и постановлением от 3 марта 1930 г. закрыл Модестовскую церковь. К 1947 г. она была переоборудована и занята под магазин.

К началу 1960-х гг. не имеющее куполов и не сохранившее никакого церковного вида здание использовалось как магазин хозтоваров. Вскоре оно было разобрано, а из его бревен выстроили два двухэтажных дома.

Кроме приходской церкви, в с. Шатровском имелась православная часовня. Располагалась она в той части села, которая еще в начале XX в. иногда значилась отдельной д. Шатровой. Часовня была устроена в память избавления 29 апреля 1891 г. наследника престола Цесаревича Николая от покушения на его жизнь во время посещения Японии. Как только весть об этом событии достигла села, местный торгующий крестьянин Яков Симонович Фиников вошел с ходатайством в Тобольскую духовную консисторию о разрешении ему на собственные средства устроить часовню. Ходатайство это вскоре было удовлетворено епархиальным начальством.

Торжественная закладка часовни состоялась 23 июня 1892 г. В том же году каменное здание ее было постройкой окончено и покрыто железной крышей, а в 1893 г. оштукатурено внутри и обнесено приличной оградой. Освящение часовни было отложено по причине того, что ее устроитель Я.С. Фиников, не ограничиваясь имевшимися при закладке часовни четырьмя иконами, пожелал пожертвовать еще и новые образа, а для их помещения изготовить изящный иконостас, который был доставлен и установлен шадринским мастером Лазаревым только в сентябре 1893 г. Часовня была освящена 12 сентября 1893 г. во имя Святого Пророка Илии. По сведениям 1917 г. Ильинская часовня действовала и принадлежала Модестовскому храму. О судьбе часовенного здания в советское время сведений не имеется.

В 1997 г. недавно зарегистрированному в с. Шатровском православному Кирилло-Мефодиевскому приходу властями было передано здание для устройства молельного дома, в котором вскоре начали проводиться регулярные богослужения. В 2000-е гг. к зданию были пристроены деревянная колокольня и каменный алтарь. Все здание было покрыто железной крышей и увенчано куполами с крестами. В настоящее время храм носит имя Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

 shatrovo

Храм Кирилла и Мефодия в селе Шатрово. Фото Владимира Шевцова, 2017 год.

 

 

 

Шкодское, село Смолинской/Мало-Чаусовской волости Курганского уезда

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

По некоторым сведениям деревня Шкодская при речке Средний Утяк (правый приток Тобола) была заселена в 1676 г. По другим данным ее основал переселившийся после 1710 г. из слободы Царево Городище драгун Михаил Шкодский, от прозвища которого она и получила свое название. Достоверно известно, что в 1720 г. здесь проживали отставные драгуны, носившие эту фамилию и являвшиеся потомками одного из основателей слободы кузнеца Ивана Леонтьевича Половникова.

Находящаяся на правой степной стороне Тобола деревня неоднократно разорялась кочевниками – в 1695, 1737 и 1738 гг., поэтому уже в первой половине XVIII в. она имела укрепления в виде лежачего заплота, рва, надолб и рогаток.

В административном отношении д. Шкодская первоначально находилась в ведении слободы Царево Городище или Царев Курган Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии, на землях которой и была основана. После образования в селении в середине XVIII в. собственного прихода оно получило статус села или погоста Шкодского (Шкодинского), а иногда именовалось по церковному престолу селом Покровским. В конце этого столетия в Тобольской губернии был учрежден Курганский уезд и с. Шкодское вошло в состав его Смолинской волости, переименованной в конце XIX в. в Мало-Чаусовскую.

Известно, что уже во второй половине XVIII столетия в расположенном вблизи села устье речки Средний Утяк формировались барки, на которых курганские купцы перевозили хлеб по Тоболу и Иртышу в отдаленные уезды Сибири.

Вскоре после постройки первой церкви в с. Шкодском были заведены и ежегодные торжки в день престольного праздника 1 октября. В первой половине XIX в. местному храму принадлежали балаганы, сдававшиеся во время торжков в аренду торговцам. И торжки и балаганы существовали до конца 1850-х гг., после чего, видимо, были упразднены.

До открытия отдельного прихода д. Шкодская относилась к Христо-Рождественской церкви Царе-Курганской слободы, расположенной на расстоянии около 10 верст. Самостоятельный приход здесь был открыт одновременно с постройкой в 1755 г. храма. О составе населенных пунктов прихода в первые десятилетия его существования из-за отсутствия документов судить трудно. Достоверно известно, что ближайшая к селу д. Увальная уже в 1767 г. состояла в Шкодинском приходе.

Количество приходских деревень постоянно увеличивалось за счет образования новых селений, в результате чего границы прихода к концу XVIII в. распространились в юго-восточные пределы Курганского уезда на расстояние до 80 верст. В 1783 г. при Шкодинском храме среди других селений упоминается Кривинское зимовье или д. Кривинская (Кривая). К 1789 г. в приход входили само село и деревни: Увальная, Сизикова, Челнокова, Камышная, Плоская, Костоусова, Белоярская, Галкина, Сычева, Уфинская, Колташева, Шепоткова (именовавшаяся в 1790-е гг. Утяцкой), Пушкарева, Дубровная, Грачева, Спорная, Саломатная, Колодешная и Кривая. В 1796 г. к ним присоединились деревни Кутарская (Куторы), Копайская и Варгашева. Смежная с с. Шкодским д. Сизикова значилась в церковных документах отдельным населенным пунктом до 1799 г., после чего слилась с селом. По крайней мере, до начала XIX в. в приходе числились деревни Колодешная (Колодцы) Сычевской (с 1797 г. – Моревской) волости и Кривинская Сычевской (с 1797 г. – Кривинской) волости. В 1829 г. эти селения в приходе уже не значатся, но в него вошли к этому времени деревни Тайбалина, Дундина, Банникова, Золотая и Марайская, а с 1834 г. - Красноярская.

Жители многих деревень Шкодинского прихода до 1830-х гг. одновременно числились и при других приходских храмах: Сычевой (центр одноименной волости), Пушкаревой и Дубровной – при Троицкой церкви г. Кургана, Камышной (Старо-Камышной), Плоской, Галкиной, Грачевой – при Николаевской церкви с. Падеринского, Спорной – при Петро-Павловской церкви с. Черемуховского.

В 1834 г. деревни Камышная, Плоская и Кутарская вошли в состав открытого в этом году прихода Троицкой церкви с. Моревского, а в 1839 г. к ним присоединилась д. Копайская. В 1841 г. многие деревни были отчислены от Шкодинского к соседним приходам: к Курганскому Троицкому – Челнокова, Красноярская и Сычева, к Падеринскому – Галкина и Грачева, к Черемуховскому – Спорная, к Моревскому – Дубровная. В том же году в приход была передана д. Еранина, состоявшая до того при Курганской Троицкой церкви.

В 1842 г. к Шкодинскому приходу вновь отошла от Моревской церкви д. Дубровная, а д. Саломатная в 1845 г. была переведена в Моревской приход. В 1847 г. от Троицкой церкви г. Кургана в приход вернулись деревни Челнокова и Красноярская. В том же году по случаю возникшей необходимости ремонта Шкодинского храма и по причине дальнего расстояния до него жители нескольких деревень решили устроить в бывшей приходской д. Сычевой собственную Дмитриевскую церковь и образовать отдельный приход, который и был открыт в 1848 г. В него вошли отчисленные от Шкодинского прихода деревни: Уфина, Колташева, Шепоткова, Пушкаева, Дубровная, Варгашева, Тайбалина, Дундина, Банникова, Золотая и Еранина. В том же году к Троицкой церкви с. Половинского отошла д. Марайская.

В 1854 г. д. Колташева, больше половины жителей которой являлись старообрядцами, вновь была отчислена к Шкодской церкви, в 1858 г. она снова была переведена в Сычевский приход, но вскоре окончательно вернулась в Шкодинский. В период с 1858 г. по 1875 г. из него выбыла д. Красноярская. Таким образом, в приходе остались с. Шкодское и деревни: Увальная, Челнокова, Белоярская, Колташева и Костоусова, большинство жителей которой были старообрядцами «австрийского» согласия. В таком составе Шкодинский приход существовал до его ликвидации в середине 1930-х гг.

В середине 1990-х гг. в селе был образован и 18 декабря 1996 г. зарегистрирован приход Курганской и Шадринской епархии. О существовании Шкодинского прихода в последующие годы сведений не имеется.

Первая церковь в с. Шкодском была заложена по храмозданной грамоте, выданной 15 сентября 1753 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Сильвестром (Главацким). Строительство деревянного здания велось тщанием прихожан, и было окончено в 1755 г. Престол в храме был устроен один в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Очевидно, одновременно с храмом или несколько позднее при нем была выстроена деревянная колокольня, стоявшая на некотором расстоянии от церкви. В 1821 г. колокольня сгорела, а сама церковь к этому времени сильно обветшала. В 1835 г. указом Тобольской духовной консистории было предписано немедленно ее исправить, по крайней мере, в самых важных частях. В 1837 г. иждивением прихожан были исправлены все ветхости снаружи и внутри храма, выстроена новая деревянная колокольня, также стоявшая отдельно от основного здания.

По сведениям 1848 г. при церкви имелись деревянные ограда и сторожка, а сама она вновь требовала непременной поправки. В связи со строительством в с. Шкодском нового каменного храма старое деревянное здание вместе с колокольней в 1851 г. сторговали жители д. Ключиков Чернавской волости Курганского уезда для устройства из него приходской церкви. В 1854 г. согласно указу Тобольской духовной консистории от 5 августа того же года оно было перевезено в с. Ключевское.

Еще в 1835 г. указом консистории прихожанам было предписано безотлагательно озаботиться о построении вместо ветхой новой, хотя бы деревянной, церкви. В течение десяти лет они довольствовались отремонтированным старым зданием, но со временем оно окончательно обветшало, а поправка его требовала значительных издержек. Поэтому прихожане изъявили желание устроить в селе каменный храм, о чем и ходатайствовали в 1848 г. перед епархиальным начальством. Строить его предполагалось на деньги прихожан при особенном пособии купца 2-й гильдии г. Шадринска Пермской губернии Ивана Мартыновича Вагина, имевшего близ с. Шкодского мукомольные мельницы, по плану и фасаду, выданным строительной комиссией для возведения Дмитриевской церкви в с. Сычевском. Прошение это было удовлетворено и 26 октября 1848 г. от имени Высокопреосвященнейшего Георгия, архиепископа Тобольского и Сибирского, была выдана храмозданная грамота на возведение каменной однопрестольной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Заложена она была по благословению того же архиепископа Георгия 10 июля 1849 г. после литургии при большом стечении народа благочинным Курганского ведомства протоиереем Падеринской церкви Григорием Головиным при участии курганского протоиерея Якова Зудилова и местного священника Симеона Попова.

В апреле 1850 г. благотворитель Иван Вагин умер и строительство храма, фундамент которого к этому времени уже был сложен, продолжилось на пожертвования его брата купца 2-й гильдии Тимофея Мартыновича Вагина с некоторым пособием прихожан. Постройка каменной одноэтажной церкви с такой же в одной связи колокольней и сторожкой была окончена в 1853 г. Указом Тобольской духовной консистории от 28 сентября 1853 г. было дозволено устроить в храме иконостас по рисунку, представленному курганским 3-й гильдии купцом Иваном Карнауховым. Иконостас этот был Карнауховым пожертвован храму, но его еще нужно было окрасить по глади и в приличных местах вызолотить, а также написать иконы, кроме местных, которые предполагалось перенести из старой церкви. Тем же указом было разрешено и освятить новый храм. В дальнейшем работы по достройке иконостаса проводились и были окончены в 1855 г. купцом Карнауховым, которому епархиальным начальством выдавалась книга для сбора добровольных пожертвований.

Очевидно, в эти же годы состоялось и освящение Шкодинской церкви. В последующие годы велись работы по украшению и ремонту храма на средства прихожан и пожертвования. В первый раз храм был возобновлен в 1885 г. В 1899 г. были оштукатурены и выбелены наружные стены здания, а само оно обнесено новой деревянной оградой. В 1900 г. железная кровля была заново выкрашена медянкой, а внутренние стены промыты и окрашены в основном здании голубой краской, а в алтаре – розовой; стены церкви и алтаря расписаны живописными картинами; иконостас заново окрашен красным кармином и позолочен червонным золотом. В 1901 г. усердием местного благочинного протоиерея Димитрия Кузнецова над западными дверями на внутренней стене храма была написана живописная картина «Преображение Господне», а попечением местного священника Иоанна Федотьева в паперти над западными же дверями во всю арку – картина на текст Евангелия от Матфея «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы».

В 1910 г. епархиальным начальством вновь был разрешен ремонт храма. В это время он представлял собой каменное одноэтажное оштукатуренной снаружи и внутри здание, покрытое железом, длиною 9 сажен 7 вершков, шириной 4 сажени 2 аршина, высотою с колокольней 2 сажени 1 аршин 6 вершков. Высота одноярусной с каменным шатром колокольни составляла от церковной крыши до верха карниза 4 сажени. Церковь была увенчана одной большой главой, по одной малой располагались на алтаре и колокольне. В здании имелись 12 больших окон и 8 малых в куполе, а также 4 обитых железом наружных двери. Внутри располагался иконостас длиною 6 аршин и высотою 5 ¾ аршин. По описанию 1920 г. в одной связи с алтарем с южной стороны находилось помещение для ризницы и хранения церковных сумм и документов, а с северной стороны – пономарня с отдельным входом. На главах храма, алтаря и колокольни располагались вызолоченные кресты из полосового железа. Внутренняя поверхность стен была выкрашена масляной краской и расписана живописными иконами. В здании самой церкви имелись 10 больших окон, а в помещениях под колокольней – 2, все с железными решетками. Пол в алтаре и церкви был деревянный. На колокольне находились 5 колоколов, самый большой из которых весил 52 пуда. Под колокольней с южной стороны располагалась сторожка, а с северной – лестница на звонницу. Храм был обнесен деревянной решетчатой оградой с воротами. Двухъярусный иконостас был окрашен красной краской и убран золоченой резьбой. В нем имелись царские врата столярной работы с живописными изображениями. Иконы первого яруса были украшены медными посеребренными ризами и позолоченными венцами. За левым и правым клиросами помещались киоты, также окрашенные в красный цвет, с золочеными колоннами и резьбой.

В 1934 г. колокольный звон при Шкодинской церкви был запрещен властями, а в 1935 г. под предлогом ветхости здания и опасности его для жизни прихожанам было рекомендовано провести ремонт. Зарегистрированная при церкви группа верующих от ремонта отказалась, и Шкодинский сельсовет обратился в Курганский райисполком с ходатайством о закрытии храма. Постановлением президиума райисполкома от 5 августа 1935 г. ходатайство было поддержано с одновременным направлением дела в Челябинский облисполком. Вероятно, облисполком вскоре принял решение о закрытии Шкодинской церкви. По сведениям 1944 г. она использовалась под колхозное зернохранилище и находилась в ветхом состоянии.

В начале 1960-х гг. в здании размещался склад, но оно еще продолжало сохранять церковный вид. В 1962 г. власти даже предлагали верующим ликвидируемой в это время Свято-Духовской церкви поселка Рябково занять его и возобновить богослужения. Но из-за дальности расстояния от города из этого начинания ничего не вышло.

К началу 1990-х гг. Шкодинская церковь уже пустовала. В середине 1990-х гг. местные жители планировали ее восстановить, но необходимые затраты превысили их возможности. В настоящее время Покровский храм стоит заброшенным, хотя неплохо сохранился: на куполе центрального барабана и на колокольне имеются кресты, внутри – фрагменты росписей.

Каких-либо особо установленных крестных ходов и чудотворных икон при Покровской церкви с. Шкодского не имелось, но известно, что местным священником Иоанном Ильичем Федотьевым из Русского Ильинского скита на Святой горе Афон был выписан и 20 июля 1902 г. пожертвован в храм образ Божией Матери «Скоропослушница». Очевидно, икона хранилась в Покровской церкви до ее закрытия, а может быть и до середины 1960-х гг., после чего попала в Курганский областной художественный музей. В начале 1990-х гг. этот образ афонского письма был передан в возвращенный верующим Александро-Невский храм г. Кургана. В настоящее время он является одной из особо почитаемых храмовых икон Александро-Невского кафедрального собора Курганской и Белозерской епархии.

 shkodinskoe-009

Здание храма в деревне Шкодинской Кетовского района Курганской области. Фото Владимира Шевцова, 2009 год.

 

 

 

Шмакова, деревня Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда

Часовня во имя Архангела Михаила

Церковь во имя Архангела Михаила

Точная дата заселения д. Шмаковой, расположившейся на берегу реки Суери, не установлена. Известно, что возникла она на территории, подведомственной Верх-Суерской (Марковой) слободе, основанной еще в конце XVII столетия.

Вначале XVIII в. по причине неоднократных разорений слободы кочевниками жители ее ушли на ранее заселенные земли левого берега Тобола. Здесь они были размещены в пределах Усть-Суерской слободы, в ведении которой состояли до начала 1720-х гг., после чего вернулись на прежнее место жительства, возобновив слободу Верх-Суерскую. Однако активная колонизация прилегающих к ней мест началась только после строительства в 1740-е гг. военных форпостов, под защитой которых крестьяне, нуждавшиеся в пашнях и пастбищах, получили возможность основать новые поселения.

В 1749 г. здесь уже существовала д. Шмакова, засельщиками которой, вероятно, стали новоселы из числа старожилов с этой же территории. Имя свое она получила от фамилии первых поселенцев – крестьян Шмаковых, во множестве проживавших в этих краях.

В 1-й четверти XIX в. селение разделилось на две рядом расположенные деревни: Большую Шмакову (или просто Шмакову) и располагавшуюся на противоположном берегу Суери Малую Шмакову, носившую также название Подсохиной. Какая из них являлась изначальным поселением, а какая появилась позднее, достоверно установить трудно, так как во многих документах, в том числе церковных, обе они часто именуются Шмаковыми. Можно предположить, что вновь заселенной является д. Большая Шмакова, которая еще в 1920-е гг. носила местное название Ново-Шмаковой. Старая же д. Шмакова, в которой уже в 1749 г. проживали крестьяне Подсохины, от их фамилии получила со временем свое второе наименование. Впрочем, некоторые исследователи придерживаются противоположного мнения.

В административном отношении д. Шмакова первоначально состояла в ведении Верх-Суерской слободы, которая относилась к Ялуторовскому дистрикту Тобольской провинции Сибирской губернии, а в 1782 г. вошла в состав Ялуторовского уезда Тобольской области Тобольского наместничества. В 1796 г. наместничество было упразднено, а Ялуторовский уезд зачислен в образованную в этом году Тобольскую губернию. Одновременно в уезде вместо Верх-Суерской слободы была образована одноименная волость, в состав которой включена и д. Шмакова.

В Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда деревни Большая Шмакова (Шмакова) и Малая Шмакова (Подсохина) состояли вплоть до ликвидации уездного и волостного деления в 1924 г.

В д. Большой Шмаковой в начале XX в. проходил ежегодный торжок 8 ноября – в день памяти Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Бесплотных Сил.

Очевидно, со времени своего основания д. Шмакова состояла в приходе расположенной в 14-15 верстах Георгиевской (позднее – Иоанно-Богословской) церкви слободы Верх-Суерской. К 1825 г. в этом приходе наряду с д. Шмаковой появляется д. Подсохина (она же Мало-Шмакова). Предположительно около середины XIX в. они были перечислены в приход Ризо-Положенской церкви с. Щукинского Ялуторовского уезда, отстоящей от д. Шмаковой в 10 верстах, а от д. Подсохиной в 9 верстах. Однако в метрических книгах этого храма за 1870-е г. д. Подсохина не значится, возможно, ее жители писались крестьянами д. Шмаковой.

В начале XX в. в церковных документах уже значатся оба населенных пункта – д. Шмакова и д. Подсохина. В 1915 г. в д. Ошурковой Щукинского прихода была выстроена и освящена приписная Свято-Троицкая церковь, к которой были отчислены и эти две деревни. Вероятно, Ошурковский приход получил полную самостоятельность уже после 1919 г., а деревни Шмакова и Подсохина состояли в нем до ликвидации этой общины в начале 1930-х гг.

Кроме православных в д. Шмаковой проживали единоверцы, относившиеся к открытому в 1849 г. приходу Николаевской единоверческой церкви с. Крутихинского Ялуторовского уезда. Видимо, в этом приходе они числились до его упразднения в середине 1930-х гг.

С 2014 г. жители д. Большой Шмаковой вошли в приход Успенского храма райцентра Варгаши, который до 2015 г. относился к Курганской и Шадринской епархии, а с этого года вошел в состав Курганской и Белозерской епархии Курганской митрополии.

Точная дата и обстоятельства появления в д. Шмаковой православной часовни не выяснены. Деревянное здание ее было выстроено в период с конца 1860-х гг. до начала XX в. и впервые упоминается в 1903 г. как находящееся в д. Большой Шмаковой (по церковным документам – Шмаковой). Освящена она была во имя Архистратига Божия Архангела Михаила. Часовня перестала функционировать с 1932 г., хотя властями официально не закрывалась. В 1946 г. часовня по каким-то причинам значится находящейся в д. Мало-Шмаковой. Никакой утвари в ней к этому времени не сохранилось. Деревянное здание никак не использовалось, сгнило и не подлежало ремонту, ходатайств о возврате его верующим не подавалось. Судьба Михайло-Архангельской часовни в последующие годы не установлена.

В 2007 г. по благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила в д. Большой Шмаковой Варгашинского района стараниями предпринимателя Валерия Шмакова началось строительство деревянной церкви во имя Архангела Михаила. Проект здания был составлен заведующим кафедрой архитектуры и графики КГСХА им. Т.С. Мальцева Владимиром Леонидовичем Пунгиным. Чин закладки совершил настоятель храма в честь Преподобного Сергия Радонежского поселка КГСХА митрофорный протоиерей Евгений Смирнов. Вскоре бригада плотников из с. Миасского Челябинской области возвела стены и шатер храма, увенчала церковь девятью деревянными куполами. В 2014 г. ктитор храма Валерий Шмаков передал его Успенскому приходу поселка Варгаши.

В 2015 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Иосифа, митрополита Курганского и Белозерского, Успенский приход продолжил строительство церкви. Местные умельцы из с. Ошурково изготовили двери храма, окна, алтарные врата, престол и жертвенник. 21 ноября 2015 г. в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных при большом стечении народа из окрестных сел и деревень в церкви был совершен первый молебен. По благословению митрополита Иосифа 13 декабря 2015 г. духовником епархии митрофорным протоиереем Евгением Смирновым в строящемся храме совершена первая литургия. В настоящее время Михайло-Архангельский храм продолжает строиться и украшаться.

 

 

 

Шмаковское, село Утятской/ Михайло-Архангельской/ Степновской волости Курганского уезда

Церковь во имя Архангела Михаила

Первоначальное заселение д. Шмаковой при речке Юргамыш относится к 1688 г. Свое название она получила по прозвищу основавших ее крестьян Шмаковых, которые происходили от «казанского переведенца» Никиты Шмака. Известно, что в 1624 г. он с сыновьями Сидором и Анцыфером проживал в д. Ключевской Невьянской слободы. Там же жил в 1645 г. крестьянин Евсевий Сидорович Шмаков, у которого было шесть сыновей, ставших одними из первых посельщиков основанной около 1680 г. Утятской слободы. Вскоре на месте заимки Шмаковых на речке Юргамыш возникла одноименная деревня. По мнению некоторых исследователей, она прекратила свое существование в 1710 г. в связи с набегами кочевников, а в 1755 г. переселившимся из д. Меньщиковой крестьянином Абрамом Меньщиковым на этом месте было основано новое селение, получившее имя от существовавшей здесь деревни.

В административном отношении д. Шмакова входила в состав Утятской слободы, на землях которой она и была образована. Слобода же сначала состояла в Тобольском уезде Сибирской губернии, а с 1720 г. входила в Ялуторовский дистрикт Тобольской провинции. В 1782 г. слобода Утятская вошла в Курганский уезд, который вскоре был включен в Тобольскую губернию, а вместо слободы учреждена одноименная волость, к которой была отнесена и д. Шмакова. В середине XIX в. в связи с открытием здесь церковного прихода она получила статус села.

В 1901 г. из Утятской волости была выделена новая Михайло-Архангельская с волостным правлением в с. Шмаковском. Название свое она получила не по имени села, а по престолу приходского храма, причиной чему послужило то, что в уезде уже существовала волость с наименованием Шмаковской. В 1923 г. Михайло-Архангельская волость была переименована в Степновскую с перенесением центра в д. Степную.

Уже в начале 1880-х гг. в с. Шмаковском появляются ежегодные торжки в день памяти Архистратига Божия Михаила – 8 ноября. Они проводились здесь еще в начале XX в., после чего, вероятно, были упразднены. Со времени своего основания д. Шмакова состояла в приходе Николаевской (с середины XVIII в. – Богоявленской) церкви слободы Утятской, находившейся в ведении Тобольской епархии.

В 1847 г. жители деревень Шмаковой, Галаевой, Казанцевой, Коневой и Раковой подали в Тобольскую духовную консисторию прошение о желании устроить новый храм и составить свой приход. Первые четыре селения, состоя от своей приходской Утятской церкви в расстоянии от 20 до 25 верст, встречали затруднения в сообщении с нею из-за дальности и по причине весеннего разлива вод реки Тобол. Жители д. Раковой, хотя и не имели трудностей в сообщении с приходским Покровским храмом с. Чесноковского, но тоже решили присоединиться к новому приходу.

В 1848 г. ходатайство прихожан было уважено епархиальным начальством, и по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Георгия с 1849 г. был открыт самостоятельный приход, центром которого стало с. Шмаковское. В 1850 г. от Утятского прихода в Шмаковский была перечислена д. Степная Чернавской волости. В 1853 г. ее жители изъявили желание присоединиться к новому приходу при Михайло-Архангельской церкви с. Ключевского, к которому они и были переведены в 1854 г. В эти же годы в Шмаковский приход поступили переселенцы из Орловской губернии, и вскоре в нем появляется д. Орловка.

В 1922 г. приход вошел в состав образованной в это время Курганской обновленческой епархии. На тот период в него входили с. Шмаковское и деревни: Галаева, Казанцева, Конева, Орловка и Ракова. В начале 1925 г. прихожане постановили выйти из состава обновленческой епархии и присоединиться к патриаршей церкви. В том же году Шмаковский приход вошел в подчинение «тихоновского» архиепископа Тобольского Назария и управлялся его викарными епископами, сначала Серафимом Ялуторовским, а с 1926 г. – Алексием Курганским. В это время в нем, кроме прежних селений, состояли поселки Капустин и Макаровка, а д. Ракова стала значиться как два отдельных населенных пункта – Больше-Ракова и Мало-Ракова. Очевидно, других изменений в составе приходских селений не было до распада общины в связи с закрытием храма в 1936 г.

В 1847 г. прихожане, ходатайствуя перед Тобольской духовной консисторией об открытии в д. Шмаковой самостоятельного прихода, одновременно просили разрешения перевезти сюда старую деревянную церковь из Утятской слободы и устроить из нее новый храм об одном престоле во имя Архистратига Михаила. По наведении справок епархиальным начальством было выяснено, что в слободе Утятской после возведения нового каменного храма прежняя двухпрестольная церковь деревянного строения осталась без употребления, а материалов от ее разборки вполне хватит на устройство церковного здания. Поэтому консисторией было разрешено перевести старое здание и построить в д. Шмаковой новый храм с прибавлением необходимого количества строевого леса, соорудив по сторонам алтаря две пристройки: с южной – ризницу для помещения библиотеки, церковного архива, казны и драгоценностей, с северной – пономарню для хранения в ней церковных приборов и для жаровни с внешней дверью для внесения огня, воды и прочего, нужного при богослужениях.

В 1848 г. Утятскими прихожанами была пожертвована старая церковь для возведения нового храма по плану и фасаду, составленным архитектором Тобольской строительной комиссии Черненко и выданным прихожанам 23 июля, а сама постройка была разрешена Высокопреосвященнейшим Георгием, архиепископом Тобольским и Сибирским. Место под строительство прихожане отвели на западном краю д. Шмаковой, а для проведения работ подрядили мастера – крестьянина Рафайловской волости Ялуторовского округа Якова Григорьевича Измайлова, которому помогал его брат Алексей. Храмозданная грамота была выдана 24 августа 1849 г., а 1 октября того же года с благословения архиепископа Георгия храм во имя Архистратига Божия Михаила в селении Шмаковском был заложен священником Прокопьевской церкви с. Чернавского Димитрием Доброхотовым, состоявшим в должности благочинного ведомства Курганского духовного правления.

До завершения строительства церкви, которое велось на средства прихожан, богослужения отправлялись местным причтом в частном доме. В течение осени 1849 г. и весны 1850 г. под постройку был выложен каменный фундамент. К июлю 1852 г. все работы по возведению здания были подрядчиком Измайловым окончены. После этого началась его внутренняя отделка и сооружение иконостаса, по завершении которых храм был освящен 4 августа 1857 г. Престол в нем был устроен один – во имя Архистратига Божия Архангела Михаила. В последующие годы внутреннее и внешнее убранство церкви продолжали украшаться. По сведениям конца XIX в. в ней имелись хоры, которые простирались не только в ширину храма, но шли и вдоль его по обеим сторонам. К 1881 г. была выстроена каменная с деревянными решетками покрытая железом церковная ограда, оштукатуренная в 1883 г.

В 1910-е гг. Шмаковская церковь представляла собой деревянное на кирпичном цоколе здание, снаружи обшитое тесом и окрашенное, а внутри оклеенное холстом и также окрашенное, покрытое железом под зеленой краской. На самом храме покоилась 1 большая глава и 1 малая над алтарем. В здании имелись 17 больших окон и 4 малых над крыльцом, а также 3 наружных створчатых двери, обшитых железом. Внутри располагался трехъярусный иконостас длиною 10 ½ аршин, высотою 9 аршин. В одной связи с церковью была устроена деревянная колокольня в 2 яруса, на которой размещались 6 колоколов. Длина здания, включая и колокольню, составляла 10 сажен 2 аршина, наибольшая ширина 4 сажени, высота храмовой части до верха карниза - 3 ½ сажени, колокольни - 6 ½ сажени.

К началу XX в. эта церковь начала приходить в ветхость и по своей малой вместимости перестала удовлетворять жителей прихода. Поэтому в 1903 г. они постановили заменить ее каменным храмом, для постройки которого начали сбор средств и пожертвований. В 1912 г. в связи с крайней ветхостью церкви местный благочинный вновь предложил им позаботиться о возведении нового здания. Прихожане отнеслись к этому предложению сочувственно и начали поиск источников на построение каменного храма. К 1914 г. они пришли к мысли, что в нем должны быть устроены три престола – главный во имя Архистратига Божия Михаила, и придельные – в честь Казанского Чудотворца Святителя Варсонофия и в честь Святых Бессеребренников Космы и Дамиана.

На возведение такого большого здания прихожане решили употребить, в том числе, и средства, скопленные за многие годы на украшение местной святыни – образа святителя Варсонофия, справедливо полагая, что не может быть наилучшего украшения для иконы угодника Божия, чем постройка во имя его придела, где бы икона эта была храмовой. Начинание это встретило поддержку и со стороны епархиального начальства. В 1916 г. был утвержден проект каменного трехпрестольного храма, а в декабре того же года строительство его была разрешено архиепископом Тобольским и Сибирским Варнавой. Однако, в связи с отсутствием по случаю военного времени рабочих рук и строительных материалов начать работы по возведению церковного здания оказалось невозможным. Между тем продолжался сбор средств от прихожан, поступали и добровольные пожертвования, которых к 1918 г. накопилось вполне достаточно для начала строительства. Но случился политический переворот, и собранные деньги остались в эвакуировавшемся Курганском казначействе. Все работы по постройке храма пришлось окончательно остановить, а кирпич, который начали уже заготавливать, - продать, чтобы не допустить его конфискации властями.

Какое-то время прихожане еще надеялись при наступлении благоприятных времен приступить к возобновлению однажды начатого дела, но вскоре потеряли всякую надежду и продолжали собираться для богослужений в старой деревянной церкви. Действовала она до 1932 г., когда в связи с отсутствием священника службы прекратились. По воспоминаниям местных жителей, в июле того же года с колокольни были сняты колокола.

В начале 1936 г. Шмаковский сельсовет решил официально закрыть не функционирующий храм под предлогом неудовлетворительного технического состояния. Комиссией было установлено, что в нем необходимо произвести ремонт: оштукатурить выветрившуюся лицевую сторону фундамента; исправить кровлю с заменой части металлических листов; окрасить полы, стены, потолки, крышу и внешнюю обшивку всего здания; заново выбелить оштукатуренные стены и потолок в алтаре; переложить печь; промыть иконостас; укрепить обшивку хоров; остеклить окна; исправить лестницу на колокольню, а также капитально отремонтировать все три крыльца, сменив поддерживающие крыши колонны. В январе на общем собрании колхозников Шмаковского сельсовета и единоличников д. Орловки, учитывая отсутствия необходимых для ремонта средств, было решено церковь закрыть и передать под клуб. Произвести такие ремонтные работы была не в состоянии и община, поэтому церковный совет 3 февраля 1936 г. постановил отказаться от здания и передать его в распоряжение сельсовета для культурных целей. Сельсовет направил в Курганский райисполком ходатайство о закрытии Шмаковской церкви и использовании ее здания под клуб. Президиум райисполкома постановлением от 26 апреля 1936 г. ходатайство это удовлетворил и просил Челябинский облисполком постановление это утвердить. На заседании президиума облисполкома от 9 августа 1936 г. ходатайство райисполкома, как основанное на постановлениях общих собраний колхозников и трудящегося населения, было удовлетворено.

Использовалась ли бывшая церковь под клуб, неизвестно. К 1940-м гг. она пришла в окончательную ветхость, утратив купола, двери, окна, крышу и всю внутреннюю отделку. В 1944 г. церковное здание, от которого остались лишь стены и прогнившие потолки, было занято школой механизации под машинный цех. Вероятно, вскоре оно было переоборудовано и разделено на два этажа. Школа механизации располагалась в здании долгие годы, а около 1980 г. оно было снесено.

Место, где располагался когда-то Михайло-Архангельский храм, со временем заросло кустами и бурьяном. Особо чтимой святыней Шмаковской церкви была икона святителя Варсонофия, Казанского чудотворца, с частью его мощей, заведенная по желанию прихожан и причта при содействии местного священника Иоанна Юрьевского и его сына Александра – студента Казанской духовной академии. Зная о почитании в г. Казани нетленных мощей этого угодника Божия и помня о том, что далеко не каждый человек имеет возможность предпринять далекое путешествие для поклонения им, он ходатайствовал передепархиальным начальством о приобретении в свою приходскую церковь частицы мощей чудотворца. Получив благословение Преосвященнейшего Антония, епископа Тобольского и Сибирского, в мае 1899 г. отец Иоанн обратился с прошением о даровании части мощей к Преосвященному Антонию, епископу Чистопольскому, который был настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря, где нетленно почивали мощи святителя Варсонофия. Епископ Антоний изъявил готовность послужить благому делу. Преосвященный Арсений, архиепископ Казанский и Свияжский, также удовлетворил ходатайство Шмаковского священника. Часть святых мощей была передана из Казанского кафедрального Благовещенского собора и помещена в серебреный ковчежец, вставленный в икону святителя. Образ этот, изящной художественной работы, был создан в г. Казани живописцем Акимом Петровичем Ивановым на деньги, собранные Шмаковскими прихожанами. Писан он был на липовой доске размерами 1 ½ аршина высотой и 1 ¼ аршина шириной. Чудотворец был изображен по пояс в святительском облачении с крестом в правой руке, в нижнюю часть которого и был вставлен ковчежец с мощами.

Икона прибыла в г. Курган 25 августа 1899 г., а 28 августа в городской Троицкой церкви перед ней была отслужена литургия. После этого икона торжественно с крестным ходом была отправлена в с. Шмаковское через села Черемуховское, Барабинское и Утятское, где встречалась и сопровождалась местными священниками с хоругвями и крестами. В деревнях Меньщиковой и Галишевой служились молебны в часовнях. 30 августа образ прибыл в с. Шмаковское, а на следующий день в Михайло-Архангельской церкви при большом стечении народа было совершено праздничное богослужение в честь святителя Варсонофия. Вскоре согласно приговору прихожан было установлено ежегодное с 23 по 27 мая включительно ношение иконы по всем селениям прихода. Сверх того почти в каждый воскресный и праздничный день она по просьбе жителей вносилась в дома для совершения пред нею молебнов.

Со времени появления в Шмаковским храме иконы святителя Варсонофия Казанского народ к богослужениям стал стекаться в значительно большем количестве, чем прежде. Начали прибывать и жители других приходов, шедшие для поклонения мощам чудотворца, и уделявшие посильную лепту на украшение его образа. Второй святыней храма являлся четырехконечный крест, выпиленный из липовой доски от нетленного гроба чудотворца Варсонофия. Он был получен от братии Казанского Спасо-Преображенского монастыря в день праздника святителя 11 апреля 1900 г. и помещался в особом изящном киоте. Очевидно, судьба этих святынь после закрытия Михайло-Архангельской церкви была плачевной. По воспоминаниям старожилов с. Шмаковского, из чтимой иконы была сделана крышка для погреба в одном из домов, после чего следы ее теряются. Что стало с частью гроба Казанского святителя, не установлено.

 

 

 

Шмаковское, село Шмаковской волости Курганского уезда

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Часовня во имя Священномученика Власия, Епископа Севастийского, и Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимского

Считается, что д. Шмакова, расположившаяся на берегу реки Суери, была основана около 1685 г., хотя впервые отмечена на карте 1697 г. Название свое она получила, вероятно, от фамилии крестьян, поселившихся здесь первыми. В конце XVII столетия для защиты от кочевников при деревне был устроен земляной вал, отделявший степь от русских владений.

В начальный период своего существования д. Шмакова административно была приписана к Усть-Суерской (Пуховой) слободе, на землях которой возникла. Очевидно, и появление нового поселения следует приписать инициативе жителей слободы, которая в те времена состояла в Тобольском уезде Сибирской губернии. С 1720 г. Усть-Суерская слобода и подведомственные ей селения вошли в Ялуторовский дистрикт Тобольской провинции.

Вскоре, в связи с образованием церковного прихода, д. Шмакова получила статус села. Оно оставалось в это время пограничным населенным пунктом, поэтому до середины XVIII в. имело деревянные укрепления, позволявшие отражать нападения степняков. В 1782 г. с. Шмаковское вошло в состав Курганского уезда, который вскоре был включен в Тобольскую губернию, а село стало центром одноименной волости. В конце XVIII в. здесь проводился ежегодный торжок 1 октября, приуроченный к престольному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. К концу 1840-х гг. к нему добавились еще два торжка: Вознесенский и Благовещенский. Последний к концу 1860-х гг. был преобразован в Благовещенскую ярмарку, проходившую с 24 по 27 марта. К концу XIX в. торжок в день Вознесения Господня, вероятно, был упразднен, а проведение Благовещенской ярмарки перенесено на 19-25 марта. По крайней мере, с 1820-х гг. известны принадлежавшие местной церкви деревянные лавки, сдававшиеся во время торжков в аренду, доход от чего шел в пользу храма. В июле 1844 г. лавки эти сгорели, но вскоре вместо них были устроены новые. К середине 1870-х гг. церкви принадлежало 30 таких лавок, но никаких доходов от них не поступало, а к концу десятилетия и самих лавок в собственности храма уже не имелось.

Со времени своего основания д. Шмакова состояла в приходе Усть-Суерской Николаевской церкви, построенной в конце XVII столетия и находившейся в ведении Тобольской епархии. Точная дата образования Шмаковского прихода не установлена, хотя по некоторым данным это произошло вскоре после 1727 г. одновременно с постройкой здесь собственного храма. Достоверно известно, что в 1743 г. приход с отдельным причтом в с. Шмаковском уже был. Сведений о его составе в этот период из-за отсутствия документов не имеется.

В 1789 г. к приходу относились само село и деревни: Петухова, Достовалова, Мокина, Широкова, Пухова, Песьяна, Романова, Плотникова, Суслова, Волосникова и Секисова. К 1829 г. состав приходских селений не изменился, но д. Достовалова в это время именуется Ново-Достоваловой. В 1834 г. к ним присоединилась д. Копарулина, отошедшая от Пророко-Ильинской церкви с. Карачтинского (Боровского) Курганского уезда. С постройкой в 1837 г. в д. Романовой единоверческого храма в честь Вознесения Господня она стала именоваться селом, но в документах Шмаковского прихода продолжала значиться деревней.

В 1894 г. в д. Петуховой была выстроена приписная церковь во имя Святителя Николая, а по указу Тобольской духовной консистории от 7 июля 1895 г. при ней был утвержден самостоятельный приход с отчислением от Шмаковского храма деревень: Петуховой, Романовой, Песьяной, Ново-Достоваловой, Пуховой и Копарулиной.

В 1903 г. в д. Плотниковой была построена приписная Ризо-Положенская церковь, после чего деревня стала именоваться селом. В 1915 г. здесь был открыт отдельный приход, к которому отошли с. Плотниковское и деревни Суслова и Волосникова.

Таким образом, к 1922 г., когда приход вошел в образованную в это время Курганскую обновленческую епархию, его составляли с. Шмаково и деревни: Секисова, Широкова и Мокина. В 1925 г. прихожане постановили разорвать всякое общение с обновленческим движением, перейти под управление Патриарха Тихона и присоединиться к Ялуторовской епархии, являвшейся викариатством «тихоновской» Тобольской епархии.

К патриаршей церкви Шмаковский приход относился до своего распада в середине 1930-х гг. Попытка его возрождения была предпринята в середине 1990-х гг. уже в составе Курганской и Шадринской епархии. Приход Покрова Пресвятой Богородицы с. Шмакова Варгашинского района был зарегистрирован 18 марта 1996 г. и, вероятно, объединял жителей с. Шастово и деревень Шмаково и Плотниково. В конце 1990-х гг. члены общины собирались для молитвы в частном доме, затем – в приспособленном помещении. Но со смертью стариков община становилась все малочисленнее и к середине 2000-х гг. распалась. В 2007 г. Покровский приход официально прекратил свою деятельность как юридическое лицо.

Время постройки в с. Шмаковском храма необходимо отнести к первым десятилетиям XVIII столетия. По некоторым сведениям, в 1727 г. епархиальным начальством было велено вместо деревянной церкви в Усть-Суерской слободе возвести каменную, а в д. Шмаковой устроить деревянную. Храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, каким он именуется в 1743 г., и, очевидно, имел один престол. Здание это сгорело в конце 1749 г. или в начале 1750 г.

В январе 1750 г. прихожане подали епархиальному начальству прошение о разрешении выстроить на погорелом месте в с. Шмаковском новую деревянную церковь. Очевидно, в том же году постройка эта была разрешена Преосвященным Сильвестром, митрополитом Сибирским и Тобольским. Храм был возведен тщанием прихожан в 1751 г. и имел один престол, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Каких-либо сведений о внешнем и внутреннем облике здания не сохранилось, лишь из документов 1778 г. видно, что в нем имелась церковная трапеза, а в 1829 г. значится, что в одной связи с церковью имеется деревянная колокольня. К началу 1820-х гг. это здание пришло в крайнюю ветхость и в 1833 г. было заменено каменным, после чего судьба его неизвестна.

Утвержденные план и фасад нового каменного храма были выданы 23 февраля 1827 г. По желанию прихожан в нем решено было устроить два престола: в главной холодной церкви – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в теплом зимнем приделе – в честь Вознесения Господня. Кроме того, в связи с храмом предположена была каменная колокольня с одним ярусом звона и притвором под ней. Заложен он был 15 августа 1827 г. и строился частью на средства прихожан, но более на пожертвования, собираемые по епархии. В 1828 г. вся кирпичная кладка была окончена, заготовлены материалы для устройства крыш и полов, но по недостатку денег в следующие два года работы не производились. В 1831 г. постройка возобновилась, но также не была завершена – осталась непокрытой главная холодная церковь и не полностью оштукатурены внутренние и внешние стены теплого придела и колокольни. В 1832 г. работы эти были окончены прихожанами при пособии крестьянина Иллариона Герасимовича Загибалова, пожертвовавшего значительный личный капитал. В теплом Вознесенском приделе богослужения начали совершаться с 1833 г., главный же престол в холодной Покровской церкви из-за неготовности иконостаса был освящен только к 1835 г.

К 1850 г. храм был обнесен кирпичной с деревянными решетками оградой, на западных углах которой были выстроены каменные училище и лавка для продажи свеч. В 1865 и 1868 гг. ограда пострадала от весенних разливов реки Суери. С 1893 г. в бывшем училищном здании расположилось помещение для сторожей. К 1894 г. ограда совершенно обветшала, поэтому перед епархиальным начальством было возбуждено ходатайство об ее возобновлении. Разрешение консистории было получено и с 1896 г. начались работы по устройству новой церковной ограды. В том же году в юго-западном углу была выстроена каменная сторожка, а в 1897 г. – подобная ей кладовая в северо-западном углу и окончена каменная с мраморными столбами и железными решетками ограда.

К 1910 г. Покровский храм представлял собой каменное покрытое железом под зеленой краской здание с колокольней в одной связи. Наружные стены его были оштукатурены, а внутренние – оштукатурены и украшены стенной живописью и орнаментами. Длина церкви составляла 13 саженей, ширина – 7 саженей, высота до верхнего карниза – 2 сажени и 1 аршин; высота трехъярусной колокольни – 4 сажени 2 аршина. На основном здании и колокольне размещались 2 большие главы, а 6 малых – по четырем углам здания, над алтарем главного храма и над теплым приделом. Больших окон имелось 15, меньшего размера – 10, наружных створчатых обитых железом дверей – 3. Внутри помещались 2 иконостаса: в главной церкви – длиной 12 аршин, высотой 9 аршин, в придельной церкви – длиной 2 сажени 1 аршин, высотой 5 аршин. Являлись ли эти иконостасы изначально установленными в Покровской церкви при ее постройке, или они со временем заменялись новыми, не установлено. Сохранились сведения о том, что в начале 1920-х гг. в Николаевском храме с. Петуховского находился старый деревянный иконостас, заимствованный из Шмаковской церкви, но когда и при каких обстоятельствах он был передан, неизвестно.

В период крестьянского восстания здание храма было повреждено в результате военных действий. По воспоминаниям старожилов, в 1921 г. восставшие заперли местных членов Союза молодежи в помещении колокольни, после чего подожгли ее. Пострадало и внутреннее убранство: известно, что в 1922 г. властями была изъята из Шмаковской церкви серебряная украшенная камнями риза с одного из образов, простреленная в нескольких местах пулями. Очевидно, поэтому в 1925 г. в исправном состоянии находились только здания караулки и кладовой, а также церковная ограда. Сам же храм значился разрушенным, хотя в нем находились два деревянных иконостаса, в одном из которых помещалось 15 икон, а на колокольне имелись 6 колоколов. Звон их был запрещен постановлением президиума Белозерского райисполкома от 7 декабря 1934 г., но церковь еще действовала, при ней имелся священник.

В 1938 г. решениями общегражданских собраний жителей населенных пунктов Шмаковского и Шастовского сельсоветов она была закрыта и с этого времени использовалась для хранения зерна, а к 1945 г. одна половина ее была переоборудована под клуб. В 1946 г. часть храма продолжала использоваться как клуб, а часть была превращена в склад «Заготзерно». Существующее в таком виде здание не требовало ремонта, в нем даже частично сохранялась церковная утварь. Но к 1958 г. оно стало полностью непригодным к использованию даже под складское помещение: штукатурка внутри и снаружи обсыпалась, началось выветривание стен, железная кровля обветшала, от попадания осадков перекрытие центрального купола дало трещину и частично обрушилось. Поэтому в 1959 г. Курганский облисполком принял решение о разборке здания бывшей церкви на стройматериалы, которое, впрочем, не было исполнено.

К началу 1960-х гг. начали разрушаться несущие стены, провалились своды перекрытия, были утрачены полы, оконные рамы и ограда. Из-за ветхости здание никак не использовалось и подлежало сносу, но не утратило окончательно церковного вида. Со временем оно было частично разобрано, но сохранилось до наших дней и в 2008 г. вошло в список выявленных объектов культурного наследия Курганской области.

 shmakovo

Здание Покровского храма в селе Шмаковском. Фото Владимира Шевцова, 2008 год.

Кроме Покровского храма, в с. Шмаковском имелась часовня, находившаяся на приходском кладбище. Время возникновения кладбища, располагавшегося в березовой роще, отделенной от церкви дорогой, неизвестно. Можно предположить, что появилось оно одновременно с образованием прихода. В начале 1850-х гг. местный священник Григорий Рещиков построил на кладбище деревянную часовню над могилой своей жены. В честь какого святого или праздника она была при этом освящена, неизвестно. По крайней мере, с середины 1870-х гг. богослужения в ней отправлялись в родительские субботы, а с 1901 г. – в радуницу во вторник Фоминой недели. По описанию 1910 г. часовня представляла собой выстроенное из соснового леса квадратное в плане здание длиной и шириной 2 сажени 1 аршин, высотой 2 сажени, с полом и потолком из досок. Оно было покрыто тесом и увенчано небольшой деревянной главой с крестом. В часовне имелись 3 окна и 1 дверь. Строение к этому времени имело хорошую сохранность, но время его сооружения было неизвестно. В 1914-1915 гг. часовня значится посвященной Священномученику Власию, Епископу Севастийскому, и Святителю Модесту, Архиепископу Иерусалимскому. О судьбе этого здания в последующие годы сведений не имеется.

Прихожанами Шмаковского храма особо почиталась икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть». Она была выписана ими из Афонского Андреевского скита по почину местного настоятеля протоиерея Григория Рещикова с разрешения епархиального начальства. Образ был освящен в 1892 г. на Святой горе Афон с положением в него по благословению епископа Тобольского и Сибирского Иустина частиц мощей Святого Великомученика Пантелеимона и Преподобного Иоанна Кукузеля. С этого времени в Покровской церкви перед ним совершались торжественные молебствия. Ежегодно в день празднования иконы, совершаемого 11 июня по старому стилю, проводился крестный ход с ней вокруг села, а потом по дворам всех прихожан. По сведениям 1918 г. Шмаковский образ Божией Матери чтился уже не только местными прихожанами, но и жителями соседних приходов. 11 июня при большом стечении народа служился молебен, а после литургии бывал крестный ход, после которого приезжие почитатели образа разъезжались, а местные жители носили его по домам. Ход этот продолжался до десяти дней, а затем образ уносили в Плотниковский приход дней на пять для служения молебнов, что было разрешено епископом Тобольским и Сибирским Варнавой.

По воспоминаниям старожилов, после закрытия Покровской церкви один из участников разорения храма унес икону домой и заколотил дыру в сарае. Но верующие люди из села и окрестных населенных пунктов выкупили у него чтимый образ и хранили в своих домах. Ежегодно в праздник иконы 24 июня по новому стилю они выходили с ней к реке Суери и освящали воду. Сначала они делали это по ночам, а с 1970-х гг. уже и днем. Когда православная община в с. Шастово, д. Шмаково и д. Плотниково угасла, последняя из членов общины Елизавета Андреевна Рухлова в 2003 г. передала образ в Успенский храм рабочего поселка Варгаши, где он пребывает по настоящее время. Каждую субботу перед ним совершается молебное пение с акафистом Божией Матери «Достойно есть».

 dostojjno-est

Образ Божией Матери «Достойно есть» в Варгашинском храме. Фото Николая Павлова, 2010 год.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites