kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Курганские храмы от А до Я » Р

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Р


Ракова, деревня Утятской/Михайло-Архангельской волости Курганского уезда. 2

Часовня в честь Святых Бессеребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана. 2

Раскатихинское, село Чернавской волости Курганского уезда. 2

Часовня во имя Святого Великомученика Георгия. 3

Церковь во имя Святого Великомученика Георгия. 3

Молитвенный дом старообрядческий. 3

Расковалова, деревня Салтосарайской волости Курганского уезда. 3

Часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы, старообрядческая. 4

Редькина, деревня Иковской волости Курганского уезда. 5

Часовня в честь Вознесения Господня. 5

Речкинское, село Усть-Суерской волости Курганского уезда. 5

Часовня. 6

Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. 6

Речновское, село Кривинской/Лебяжьевской волости Курганского уезда. 7

Часовня в честь Святых Апостолов Петра и Павла. 7

Церковь во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. 7

Романова, деревня Башкирской волости Курганского уезда. 8

Часовня во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. 8

Молитвенный дом поморцев брачного согласия. 9

Молитвенный дом поморцев безбрачного согласия. 9

Романовское, село Шмаковской волости Курганского уезда. 9

Часовня старообрядческая. 10

Церковь единоверческая во имя Вознесения Господня. 10

Рынковское, село Петуховской волости Ишимского уезда. 10

Церковь во имя Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 11

Рычковское, село Иковской волости Курганского уезда. 11

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 12

Рябковское, село Смолинской/Мало-Чаусовской волости Курганского уезда. 13

Церковь во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. 14

Церковь во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. 15

Рямовское, село Марайской волости Курганского уезда. 15

Часовня в честь Всех Святых. 16

Церковь во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. 16


 

Ракова, деревня Утятской/Михайло-Архангельской волости Курганского уезда.

Назвать точную дату основания д. Раковой, расположившейся на берегу реки Юргамыш, невозможно. Известно только, что она появилась около 1758 г. Основателем деревни является переселившийся из д. Галишевой Утятской слободы государственный крестьянин Матвей Степанович Раков с сыновьями, которые отыскали это место и начали его обживать. От их фамилии и произошло название нового поселения. В начале 1850-х гг. на расположенный по соседству с деревней участок под наименованием Раковский были поселены на жительство крестьяне-переселенцы из Орловской губернии. Вероятно, тогда и было положено начало выселке Раковой. С этого времени д. Ракова иногда именуется Большой Раковой, хотя официально продолжает носить прежнее название. По административно-территориальному делению деревня со времени заселения относилась к Утятской слободе Ялуторовского дистрикта, а после 1782 г. вошла в Утятскую волость Курганского уезда. В начале XX в. была образована новая Михайло-Архангельская волость с центром в с. Шмаковском, в состав которой была отчислена и д. Ракова с выселкой Раковой, ставшей к этому времени д. Мало-Раковой. В конце XIX в. в деревне ежегодно 1 июля проводился однодневный торжок.

До 1841 г. д. Ракова состояла в приходе Богоявленской церкви слободы Утятской, находящейся на расстоянии 27 верст. С 1842 г. жители ее были причислены ко вновь открытому приходу при Покровской церкви с. Чесноковского, расположенной в 10 верстах. Хотя они и не имели затруднений в сообщении со своей приходской церковью, но в 1849 г. были отчислены в новый приход при Михайло-Архангельской церкви с. Шмаковского, от которой деревня отстояла в 7 верстах. К этому приходу деревня относилась до закрытия в 1936 г. Шмаковской церкви. В конце XIX в. в д. Раковой кроме православных проживало и некоторое количество единоверцев, принадлежавших к Гавриило-Архангельской единоверческой церкви с. Ерохинского Челябинского уезда Оренбургской губернии, отстоящей в 6 верстах.

Часовня в честь Святых Бессеребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана.

Когда в д. Раковой появилась деревянная православная часовня не установлено. По сведениям конца 1840-х гг. она уже существовала и была построена с давних времен без всякого разрешения Епархиального начальства от одного усердия прихожан, которые по временам молились в ней, служа в воскресные дни утрени и часы. Кроме того, в часовне ежегодно отправлялось богомолье 1 июля, в день Святых Бессеребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана, в честь которых она и была освящена. В последний раз Космо-Демьянская часовня в д. Раковой упоминается в 1915 г. О ее существовании в последующие годы сведений не обнаружено.

 

Раскатихинское, село Чернавской волости Курганского уезда.

Точная дата основания д. Раскатихи, расположенной на берегу речки Нижней Черной при дороге из слободы Утятской в с. Чернавское, не установлена. Известно, что в конце XVIII в. она уже существовала и относилась к Чернавской волости Курганского уезда. Издавна в деревне существовал Георгиевский торжок, проходивший ежегодно 23 апреля. Уже к концу XIX века вместо этого торжка были учреждены две Георгиевских ярмарки, проводившихся с 17 по 23 апреля и с 22 по 26 ноября.

Вероятно, со времени своего основания д. Раскатиха состояла в приходе Прокопиевской церкви с. Чернавского, расположенной в 5 верстах. Самостоятельный Раскатихинский приход появился только к началу 1920-х гг. и состоял из одной деревни, которая с этого времени чаще именуется селом Раскатихинским. К 1935 г. прихожане уже были не в состоянии содержать священника и в 1936 г. приход прекратил свое существование.

Часовня во имя Святого Великомученика Георгия.

Когда в д. Раскатихе была построена первая православная часовня не установлено. Известно, что в 1849 г. она уже существовала и, по словам местных жителей, была построена издавна по дозволению духовного и гражданского начальства, но документов на ее устройство к тому времени не сохранилось. Здание часовни было деревянным, а освящена она была во имя Святого Великомученика Георгия. Ежегодно в день этого святого, то есть 23 апреля, местные жители сходились в нее для отправления богослужений. К середине 1870-х гг. здание часовни обветшало и в 1876 г. с разрешения Епархиального начальства она была уничтожена, а затем возобновлена и вновь освящена во имя того же святого. В конце XIX в. богослужения в Раскатихинской часовне отправлялись уже четыре раза в год причтом Чернавской Прокопиевской церкви, а в остальные праздничные и воскресные дни грамотные прихожане из числа жителей деревни читали в ней часы.

Церковь во имя Святого Великомученика Георгия.

К началу 1920-х гг. Георгиевская часовня в д. Раскатихе, видимо, была переоборудована и действовала как церковь. Во всяком случае, так она именуется в некоторых документах. К этому времени в нее был передан ветхий одноярусный иконостас из теплого Афанасиевского придела Чернавского храма и установлен престол, имелись два небольших колокола. Георгиевская церковь в с. Раскатихинском была закрыта постановлением Челябинского облисполкома в октябре 1936 г. К 1946 г. она была переоборудована под клуб и избу-читальню. В последний раз здание упоминается в 1948 г., о его дальнейшей судьбе сведений не обнаружено.

Молитвенный дом старообрядческий.

Кроме православных в д. Раскатихе проживали старообрядцы поморского согласия, которые в 1907 г. создали свое общество. В начале 1920-х гг. это общество состояло из жителей с. Раскатихинского, к которым к 1925 г. примкнули поморцы с. Камышного. В 1926 г. община вошла в состав Духовного совета старообрядцев поморского согласия, находящегося в д. Сосновке Утятского района. Имелся в селе и поморский молитвенный дом. Дата его постройки не установлена, но известно, что в 1923 г. он уже существовал. В деревянном здании находились иконы, книги, аналой. В последний раз старообрядческий молитвенный дом в с. Раскатихинском упоминается как действующий в 1928 г. Сведений о его существовании в последующие годы не обнаружено.

 

Расковалова, деревня Салтосарайской волости Курганского уезда.

Точная дата основания д. Расковаловой при одноименном озере не установлена. Известно только, что к началу 1780-х гг. деревня уже существовала и в 1782 г. вошла в состав образованной в этом году Салтосарайской волости Курганского уезда. По преданию, свое название д. Расковалова получила благодаря тому, что в те времена по этим местам гнали каторжников, а так как селение находилось на территории Сибири, и бежать им было уже некуда, то здесь с них снимали колодки (расковывали) и направляли дальше по этапу. Отсюда и появилось это название. Селение имело и второе наименование – Новая деревня, но происхождение его не известно.

По крайней мере, с конца 1780-х гг. д. Расковалова состояла в приходе Знаменской церкви слободы Салтосарайской, центр которого с начала 1820-х гг. по 1832 г. находился в с. Чашинском. При открытии в 1833 г. самостоятельного прихода при Троицкой церкви с. Чашинского в его состав вошла и расположенная на расстоянии 1 версты д. Расковалова. В этом приходе православные жители деревни состояли до его ликвидации в 1931 г.

Кроме православных в деревне издавна проживало большое количество старообрядцев, которые в середине XIX в. числятся беглопоповцами. К концу столетия они становятся беспоповцами (стариковцами), приемлющими бессвященнословные браки и венчающимися у стариков. Исповедовались и крестились расковаловские старообрядцы у тех же стариков в домовых молельнях или в существовавшей с давних времен часовне, прочих же церковных таинств не признавали.

Часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы, старообрядческая.

Старообрядческая часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы в д. Расковаловой была выстроена без всякого разрешения властей около 1820 г. Деревянное здание в виде простого дома стояло отдельно от других строений в центре селения. По сведениям середины XIX в. внутреннее устройство ее заключалось в расставленных по стенам иконах, лампадах и паникадилах, имелся облаченный аналой и стол вроде престола с деревянным крестом. Часовня содержалась, отапливалась и освещалась за счет общества старообрядцев. Никаких богослужений и церковных таинств в ней не совершалось, только придерживающиеся старого обряда жители д. Расковаловой собирались в ней по воскресным и праздничным дням для молитвы, а наиболее грамотные из них читали в ней книги и отправляли утрени и часы. В 1845 г. вследствие доноса, поступившего Епархиальному начальству от Чашинских священников, часовня была описана и запечатана, всякие молитвенные собрания старообрядцев в ней были запрещены. В 1852 г. с утверждения Начальника Тобольской губернии она была распечатана, как существовавшая еще до выхода указа Правительствующего Сената от 17 сентября 1826 г., согласно которому старообрядческие часовни, построенные до этого времени и ничем не возобновлявшиеся, не должны были закрываться. Вскоре в часовне начали совершаться публичные старообрядческие богослужения, на которые приходили и единоверцы, и православные жители д. Расковаловой и соседних селений. Здание часовни не возобновлялось никакими починками и находилось в том виде, в каком было построено, до 1872 г., когда после пожара, повредившего внутреннюю ее часть, общество старообрядцев самовольно исправило повреждения.

Вероятно, к началу 1880-х гг. старообрядческая часовня в д. Расковаловой обветшала и начала приходить в негодность. Поэтому в 1884 она была возобновлена. Был построен новый деревянный одноэтажный молитвенный дом высотой 6 аршин, шириной 10 с половиной аршин, длиной 24 аршина. После ремонта, произведенного в 1909 г. часовня представляла собой крытое железом здание с шестью окнами и четырьмя дверями, не имеющее алтаря, колокольни, глав и крестов. В 1898 г. в часовне был установлен новый сосновый крашенный иконостас, в котором в три яруса были расположены 15 простых деревянных икон, имелись и два заклиросных киота с образами. В этом молитвенном доме старообрядцы д. Расковаловой во время постов каждую неделю служили утрени, часы, вечерни и повечерия и говели. В последний раз часовня упоминается как действующая в 1928 г., о существовании ее в последующие годы сведений не обнаружено.

 

Редькина, деревня Иковской волости Курганского уезда.

Деревня Редькина (Ретькина), расположенная в 20 верстах от г. Кургана, влево от Ялуторовского тракта, на правом берегу речки Ик, была основана около 1685 г. Первоначально деревня относилась к Иковской слободе Ялуторовского дистрикта, а с введением уездного и волостного деления в 1782 г. вошла в состав Иковской волости Курганского уезда. Жители селения издавна особо праздновали день Вознесения Господня. Известно, что уже в 1780-е гг. в этот день здесь ежегодно проходил торжок, хотя сведений о его проведении в последующие годы не сохранилось.

Вероятно, со времени своего основания д. Редькина относилась к приходу Васильевской церкви слободы Иковской, расположенной на расстоянии 8 верст. С 1915 г. она была перечислена во вновь открытый приход при Богородице-Рождественской церкви с. Рычковского, отстоящей в 2 верстах. В его составе селение состояло до официального закрытия в 1940 г. Рычковской церкви.

Часовня в честь Вознесения Господня.

Сведений о времени постройки в д. Редькиной православной деревянной часовни в честь Вознесения Господня не сохранилось. Известно только, что в 1849 г. она существовала, но документов на ее заведение уже не имелось. Поэтому можно предположить, что часовня была устроена уже не одно десятилетие тому назад без всякого разрешения епархиального начальства. В XIX в. ежегодно в день Вознесения Господня приходским духовенством в ней отправлялись обедница и молебен. С началом XX в. богослужения стали отправляться также в дни Святой Пасхи и при крестных ходах по полям прихожан, а также в Великий пост для говеющих жителей деревни. В последний раз Вознесенская часовня в д. Редькиной упоминается в 1925 г., когда местные крестьяне предполагали использовать ее здание для постройки школы. Однако сведений о реализации этого решения не обнаружено.

 

Речкинское, село Усть-Суерской волости Курганского уезда.

Деревня Речкина была основана около 1685 г. на левом берегу реки Тобол при заливе Безымянном. Первоначально селение относилось к Усть-Суерской слободе Ялуторовского дистрикта, а с введением в 1782 г. уездного и волостного деления вошло в состав Усть-Суерской волости Курганского уезда. С постройкой в начале 1860-х гг. приходской церкви деревня стала селом, в котором во 2-й половине XIX в. ежегодно 29 июня проводился однодневный торжок.

Со времени своего основания д. Речкина входила в состав прихода Николаевской церкви Усть-Суерской слободы, расположенной в 15 верстах. В январе 1861 г. жители деревень Речкиной и Русаковой Усть-Суерского прихода представили Епархиальному начальству прошение о разрешении им за дальностью расстояния от приходского храма и затруднительностью сообщения с ним построить в д. Речкиной собственную церковь с образованием самостоятельного прихода, что и было разрешено указом Тобольской духовной консистории от 4 октября 1861 г. Тем же указом в состав нового прихода кроме этих селений для более удобного сообщения с церковью были причислены жители д. Скатинской, также состоявшей до этого при Усть-Суерской церкви. С 1862 г. в с. Речкинское был назначен отдельный причт, а с 1863 г. заведены свои церковные документы. С 1877 г. в Речкинском приходе появляются деревни Екимова и Мысова, отошедшие от того же Усть-Суерского прихода, а также д. Малая Речкина, представлявшая собой, вероятно, выселок из с. Речкинского, именовавшийся ранее Шепериным и как отдельный населенный пункт до того не числившийся. Из этих селений приход и состоял до его ликвидации в 1940 г.

Часовня.

После получения предварительного разрешения на открытие прихода и постройку церкви, выраженного в указе Тобольской духовной консистории от 27 января 1861 г., прихожане для отправления богослужений устроили в с. Речкинском временную деревянную часовню. В честь какого святого или праздника она была освящена не известно. Службы в ней совершались до освящения храма, после чего в конце 1860-х гг. часовня эта, очевидно, была упразднена.

Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

В октябре 1861 г. прихожанам была выдана храмозданная грамота на возведение в д. Речкиной однопрестольной деревянной церкви вместимостью на 60 человек молящихся по заготовленному ими и утвержденному 7 октября того же года проекту. Место для храма было отведено еще в апреле 1861 г., а в декабре 1862 г. прихожане заключили контракт на строительство с подрядчиком курганским мещанином Стефаном Ивановичем Крутовым. Церковь была заложена 29 июня 1863 г., уже в этом году был выложен кирпичный фундамент, а в следующем 1864 г. началась постройка самого храма. Строительство велось тщанием прихожан, а по большей части добровольными пожертвованиями. К 1866 г. деревянные стены были возведены, началась настилка полов и потолков, а к 1868 г. церковь была подрядчиком полностью выстроена. После этого началось устройство иконостаса, который был установлен в 1869 г., вероятно, тем же подрядчиком Крутовым, а 2 ноября того же года храм был освящен во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Здание было выстроено одноэтажное, крытое железом, в окна вставлены железные решетки. В одной связи с церковью была устроена деревянная колокольня, на которой располагались 5 колоколов. В 1878 г. все здание было обшито снаружи тесом, в 1879 г. выкрашено белилами. Церковная ограда была устроена деревянная решетчатая, окрашенная зеленой краской.

Со временем храм ветшал. При обозрении церквей епархии летом 1903 г. Преосвященный Антоний, Епископ Тобольский и Сибирский, заметил, что Речкинская Петро-Павловская церковь после осмотра ее найдена требующей ремонта как снаружи, так и внутри. К такому же выводу пришел и архитектор, осмотревший ее в начале 1904 г. Поэтому в апреле 1904 г. прихожане решили произвести ремонт храма. Но в начале 1905 г. было решено провести капитальный его ремонт с переустройством по вновь составленному проекту, утвержденному Епархиальным начальством 2 марта 1905 г. Перестройка церкви была разрешена указом Тобольской духовной консистории от 9 июля 1905 г., однако по недостатку у прихожан средств работы эти были отложены до 1907 г. Подряд на ремонт Речкинской церкви был заключен 28 мая 1907 г. с живущим в г. Кургане крестьянином Вятской губернии Еранского уезда Троицкой волости Андреем Романовичем Зыковым. В том же году храм был почти полностью перестроен: колокольня разобрана до потолков и выстроена заново, крыша покрыта новым листовым железом, главы - матовым цинковым железом, кресты обтянуты цинком, снаружи стены выкрашены, внутри оштукатурены и выкрашены масляной краской, сделаны новые полы, рамы, двери, над северными и южными дверями устроены полуциркульные окна. В январе 1908 г. прихожане вместо ветхой церковной ограды решили построить новую, также деревянную, по плану, составленному курганским городским архитектором Юшковым, для чего наняли плотника, уже известного им по ремонту храма крестьянина Зыкова. Эта постройка была разрешена указом Тобольской духовной консистории от 24 мая 1908 г. и в том же году работы были завершены. В результате проведенного ремонта Речкинская церковь стала удобной и более вместительной. Единственной нуждой прихожан стало устройство нового иконостаса, так как прежний иконостас, как и сами иконы, был уже ветхим. Решение об его замене было принято еще в 1911 г., однако из-за ряда неурожайных лет эти работы несколько раз откладывались до более благоприятного времени. Одновременно шел сбор пожертвований, который в последний раз был разрешен Епархиальным начальством 21 января 1917 г. По некоторым сведениям деревянный трехъярусный иконостас и был установлен в храме только в 1917 г.

Петро-Павловская церковь в с. Речкинском была закрыта Челябинским облисполкомом в 1940 г. (по другим данным – в 1936 г.) и вскоре занята под склад зерна. По сведениям 1946 г. в храме еще сохранялся иконостас. В последний раз здание упоминается в 1948 г., о его дальнейшей судьбе сведений не обнаружено.

 

Речновское, село Кривинской/Лебяжьевской волости Курганского уезда.

Деревня Речная (Решная) при одноименном озере появилась в XVIII в. По одним сведениям она была основана в 1773 г. Захаром Петровичем Шашкиным, по другим данным селение существовало уже в 1763 г. До 1782 г. деревня находилась в подчинении Лебяжьевской слободы Ялуторовского дистрикта, а с этого года вошла в состав Кривинской волости Курганского уезда. К 1858 г. она была перечислена в Лебяжьевскую волость. С 1913 г. с образованием в д. Речной самостоятельного прихода она официально стала именоваться с. Речновским (Речным).

Со времени своего основания д. Решная состояла в приходе Александро-Невской (позднее Кресто-Воздвиженской) церкви слободы Лебяжьевской, расположенной в 14 верстах. Все жители ее были православными. Построенная в деревне в 1910 г. Петро-Павловская церковь первоначально была приписной к Лебяжьевскому приходу. В 1913 г. при ней были заведены отдельные документы, а указом Святейшего Синода от 28 марта 1914 г. был открыт самостоятельный Речновский приход, в который кроме села вошли деревни: Желтики (отошедшая от Лебяжьевского прихода), Александровка и Немировка (состоявшие до того в приходе Богородице-Казанской церкви с. Лопатинского). Постановлением Курганского епархиального управления от 5 февраля 1924 г. д. Немировка согласно прошению жителей была перечислена к Николаевской церкви Хуторского прихода. В дальнейшем состав Речновского прихода не менялся до его окончательного распада в начале 1930-х гг.

Часовня в честь Святых Апостолов Петра и Павла.

Около 1827-1828 гг. в д. Речной была построена православная деревянная часовня, освященная во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Богослужения в ней совершались однажды в год в часовенный праздник священнослужителями Лебяжьевской церкви до 1913 г. С образованием в селе отдельного прихода часовня, видимо, не использовалась. В последний раз она упоминается в 1928 г. как пустующая. О ее существовании в последующие годы сведений не имеется.

Церковь во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Указом Тобольской духовной консистории от 19 июля 1904 г. Речновскому обществу было разрешено купить в с. Михайловском Курганского уезда старый деревянный храм, который должен был вскоре остаться праздным после освящения новой каменной церкви. В 1907 г. здание было продано, разобрано и перевезено в д. Речную. Строительство церкви велось на средства прихожан и пожертвования, и было в основном закончено в 1908 г. В последующие годы велись отделочные работы, приобретались церковная утварь и ризница, устанавливался иконостас. Работы эти были завершены к 1910 г., а 28 декабря того же года храм был освящен. Престол в нем был устроен один во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

К началу 1920-х гг. церковь представляла собой одноэтажное деревянное здание, выстроенное из соснового леса на каменном фундаменте. Наружные стены были опалублены тесом и выкрашены белой краской. Крыша самого храма, алтаря и колокольни покрыта железом и выкрашена зеленой краской. Храм был увенчан пятью главами, одна малая главка имелась на алтаре и одна на колокольне, на всех семи главах установлены железные позолоченные кресты. В одной связи с церковью была выстроена трехъярусная колокольня, на первом ярусе которой располагалась паперть с кладовой и входом на колокольню, на втором – чердак, на третьем размещались 7 колоколов. При входе в паперть с запада, а также при южном и северном входах устроены крыльца с двумя столбами. В здании имелось 16 окон с кованными железными решетками. Внутренние стены храма, алтаря и паперти были оштукатурены и выкрашены краской, а в 1917 г. стены центральной части храма были украшены живописью. В том же году был возобновлен старый деревянный двухъярусный, выкрашенный под бронзу иконостас, перевезенный вместе с церковью из с. Михайловского. В первом ярусе его имелись решетчатые деревянные царские врата с выполненными на досках изображениями святых, а также 12 икон. В 1927 г. в храме производился ремонт: были сделаны два новых боковых крыльца, исправлена штукатурка стен, произведена их окраска.

Петро-Павловская церковь с. Речновского перестала действовать в 1929 г., в январе 1930 г. в ней был произведен властями обыск и изъятие имущества за неуплату налогов. По одним сведениям она была закрыта в 1931 г. по решению общего собрания граждан села, по другим – еще в 1928 г. по решению Президиума Лебяжьевского райисполкома. Во всяком случае, церковь какое-то время оставалась бездействующей до окончательного ее закрытия в 1937 г. Челябинским облисполкомом. К 1944 г. здание было частично разобрано и из-за ветхости не использовалось, в 1948 г. в нем был размещен колхозный склад. О его судьбе в последующие годы сведений не обнаружено.

 

Романова, деревня Башкирской волости Курганского уезда.

Время появления д. Романовой не установлено. Считается, что небольшой поселок на месте будущей деревни был основан еще казаками, строителями Пресногорьковской пограничной сторожевой линии, во второй половине XVIII в. Видимо, это произошло не позднее 1752 г. После указа 1822 г. о заселении прилинейных земель поселок начал застраиваться государственными крестьянами, сюда прибывают переселенцы из Европейских губерний России. Официально называясь Романовой, деревня имела и другое название – Орлова. Также называлось и озеро, на северном берегу которого и было застроено селение. Согласно легенде, название это произошло от гнезда орла, который свил его на огромной березе, росшей на берегу озера. В административно-территориальном отношении д. Романова (Орлова) в XIX в. относилась к Башкирской волости Курганского уезда и располагалась на самой его границе с Петропавловским уездом Акмолинской области.

Очевидно, со времени своего основания д. Романова относилась к приходу Николаевской (Богородице-Казанской) церкви крепости Пресногорьковской, находящейся в 16 верстах. Во всяком случае, по документам 1829 г. деревня еще состояла в данном приходе, но в последующие годы она в нем уже не числится. К какому приходу относилась д. Романова до начала 1870-х гг. не установлено. Можно только предположить, что с начала 1860-х гг. она входила в состав Нижне-Алабугского православного прихода. После его упразднения в 1873 г. деревня вошла в приход расположенной в 12 верстах Николаевской церкви с. Гладковского, в котором и состояла до его закрытия в середине 1930-х гг. Кроме православных в селении проживали единоверцы, числившиеся как минимум до середины 1920-х гг. в приходе Николаевской единоверческой церкви с. Нижне-Алабугского, а также большое число старообрядцев-беспоповцев.

Часовня во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца.

В 1888 г. в д. Романовой по указу Тобольской духовной консистории от 7 июля 1886 г. был выстроен деревянный молитвенный дом, который в дальнейшем чаще именуется часовней. Часовня эта была освящена во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. Ежегодно в дни памяти этого святого в ней совершались богослужения священниками Николаевской церкви с. Гладковского. В 1901 г. эта часовня сгорела.

Закладка новой, уже каменной, часовни во имя того же Святителя Иннокентия была совершена 16 сентября 1902 г. Строительство ее велось на добровольные пожертвования, собираемые крестьянином д. Романовой Иваном Ивановичем Жарковым. Однако в 1908 г. он умер, и за неимением у прихожан средств возведение часовни приостановилось. Так как на постройку был употреблен недоброкачественный материал, то здание, подмытое со всех сторон водой, постепенно приходило в негодность. К 1915 г. часовня окончательно разрушилась, и в последующие годы не упоминается. Видимо, строительство ее так и не было завершено.

По сведениям 1920-х гг. в 1893 г. было создано общество старообрядцев поморского толка, объединяющее жителей д. Романовой. В дальнейшем общество разделилось на две группы: приемлющих и не приемлющих брак. В середине 1920-х гг. были зарегистрированы Романовская 1-я община (поморцев-безбрачников) и Романовская 2-я община (поморцев-брачников). В 1926 г. оба общества относились к Сосново-Отногинской старообрядческой общине Звериноголовского района, 1-я Романовская община не имела наставника, а наставник 2-й общины находился в д. Кунгуровке. Обе они прекратили свое существование в конце 1920-х гг.

Молитвенный дом поморцев брачного согласия.

Когда в д. Романовой была построена старообрядческая поморская моленная, не установлено, вероятно, это произошло после 1905 г. По воспоминаниям местных жителей в 1918 г. она уже существовала. К середине 1920-х гг. в деревне было уже два молитвенных дома. Один из них принадлежал 2-й старообрядческой общине поморцев-брачников. Видимо, это и была старая Романовская моленная, которая в 1924 г. была закрыта властями из-за отказа группы поморцев подписать договор о приеме здания и имущества. В 1925 г. этот молитвенный дом был вновь открыт. Он представлял собой деревянное, крытое железом здание размерами 8 на 10 аршин, в котором имелись иконы, книги и необходимая для богослужений утварь.

Молитвенный дом поморцев безбрачного согласия.

Второй молитвенный дом находился в ведении 1-й Романовской старообрядческой общины поморцев-безбрачников и, вероятно, был частным, каким значится в документах 1928 г. Это было деревянное здание, крытое тесом, размерами 9 на 12 аршин. Внутри размещались иконы, книги и утварь. В последний раз оба Романовских старообрядческих молитвенных дома упоминаются как действующие в 1928 г., об их дальнейшей судьбе сведений не имеется.

 

Романовское, село Шмаковской волости Курганского уезда.

Точная дата основания д. Романовой на реке Суерь не установлена. Известно, что в 1749 г. она уже существовала и находилась в ведении Усть-Суерской слободы Ялуторовского дистрикта, а после введения в 1782 г. уездного и волостного деления вошла в состав Шмаковской волости Курганского уезда. Вероятно, по фамилии своих основателей деревня имела второе неофициальное название – Косачева. После постройки собственной церкви селение стало именоваться с. Романовским (Косачевским), в котором в конце XIX – начале XX вв. ежегодно проводились две ярмарки – Вознесенская и Воздвиженская.

Половина жителей д. Романовой были православными, принадлежавшими до 1894 г. к приходу расположенной в 5 верстах Покровской церкви с. Шмаковского. С 1895 г. они были перечислены в новый приход при Николаевской церкви с. Петуховского, находящейся в 3 верстах. В Петуховском приходе православные с. Романовского состояли до его ликвидации во второй половине 1930-х гг. Другая половина населения деревни издавна числилась в расколе.

После принятия в середине 1830-х гг. старообрядцами д. Романовой и соседних селений единоверия в 1837 г. был образован обширный по территории Романовский единоверческий приход. По некоторым сведениям во время своего устройства приход находился в заведовании Пермского епархиального начальства, но вскоре перешел в ведение Тобольской духовной консистории. Первоначально в него вошли некоторые жители сел и деревень Шмаковской, Усть-Суерской, Падеринской, Чимеевской, Белозерской, Мостовской, Тебенякской, Марайской, Мендерской, Моршихинской волостей Курганского уезда, Кизакской, Соловьевской, Поляковской, Верх-Суерской волостей Ялуторовского уезда, а к 1850-м гг. и Теплодубровской волости Ишимского уезда. С образованием других единоверческих приходов границы Романовского прихода постепенно сужались и в начале XX в. в его состав входили населенные пункты Курганского уезда: села Романовское, Шмаковское, Чимеевское, Мостовское, деревни Песьяна, Мокина, Шастова, Волосникова, Екимова, Куликова, Бочанцова, Меньщикова, Глубокая, Пешная, Старо-Першина, Борки, Обабкова, Шмакова, Ачикуль, Мало-Заполойская, Пушкарева, Мало-Песьяна. К началу 1920-х гг. в приходе, кроме жителей самого села, числились единоверцы деревень Шастовой, Мокиной, Песьяной, Екимовой и Пешной. Романовский единоверческий приход прекратил свое существование в начале 1930-х гг.

Часовня старообрядческая.

Имеются сведения, что до постройки церкви в д. Романовой Шмаковского прихода имелась деревянная старообрядческая часовня. Дата ее основания не установлена, во всяком случае, к середине 1830-х гг. она уже существовала. В честь какого святого или праздника она была устроена также неизвестно. Можно только предположить, что, как и построенная вместо нее церковь, она была освящена в честь Вознесения Господня. Видимо, к 1836 г. часовня эта была перестроена в единоверческую церковь.

Церковь единоверческая во имя Вознесения Господня.

Единоверческая церковь в с. Романовском была построена в основном к 1836 г. и 18 июля 1837 г. освящена. Храм был выстроен деревянный с такой же в одной связи колокольней и одним престолом – во имя Вознесения Господня. В последующие годы церковь достраивалась и украшалась, известно, что в 1839 г. она еще нуждалась в окончательном устройстве. К началу 1920-х гг. церковь представляла собой деревянное на каменном фундаменте одноэтажное здание, покрытое железом, обшитое снаружи тесом и окрашенное белой краской. При нем имелись паперть, два крыльца и колокольня с 6 колоколами. Внутри был установлен иконостас, в котором размещались 25 икон. Храм был закрыт в 1936 г. и использовался под клуб. Здание не разрушалось, но к середине 1940-х гг. было уже очень ветхим и в 1946 г. было занято под склад хлеба. В последний раз Вознесенская единоверческая церковь в с. Романовском упоминается в 1948 г., как занятая под глубинный пункт хранения зерна. Сведений о ее дальнейшей судьбе не обнаружено.

 

Рынковское, село Петуховской волости Ишимского уезда.

Время основания д. Рынковской (Рынки) при одноименном озере неизвестно, вероятно, его стоит отнести к XVIII в. Считается, что зимовье Рынки существовало еще до 1782 г. По одной версии название деревни имеет финно-угорские корни и в переводе означает «мыс, обрыв, овраг», а по словам местных жителей рядом с селением имеется возвышенность, именуемая в народе «Высокая грива». По другой версии название произошло от того, что окрестные жители продавали избытки своей земледельческой и животноводческой продукции вблизи тракта из Ишима в Курган, где и образовался рынок, а потом и поселение с таким же названием. В административном отношении д. Рынки в XIX - начале XX вв. относилась к Петуховской волости Ишимского уезда.

До постройки церкви и образования отдельного прихода д. Рынки состояла в ведении Богоявленской церкви с. Петуховского. В 1904 г. был открыт самостоятельный Рынковский приход, в который вошли поселки Ново-Георгиевский и Анатолиевский. Деревня стала именоваться селом Рынковским. Сведений об изменении состава прихода, прекратившего существование к началу 1930-х гг., не имеется.

Церковь во имя Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Подготовка к строительству в д. Рынковской собственной церкви началась в середине 1890-х гг. На постройку были отпущены средства из фонда имени Императора Александра Третьего, поступившие от пожертвований московских купцов Баевых. Кроме того, сами крестьяне всячески содействовали возведению храма, собрав меж собой часть средств и заготовив кирпич. Надзор за работами был поручен чиновнику по крестьянским делам Михайлову. Строительство началось с 1897 г. Закладка храма была совершена 3 июня 1897 г., вскоре на место был доставлен необходимый лес, уложен фундамент. К началу 1899 г. стены были возведены подрядчиком до половины окон. Окончательно каменное здание церкви было достроено в 1903 г. и в том же году Тобольским епархиальным начальством было разрешено ее освящение. Престол в ней был устроен один во имя Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Храм прекратил свою деятельность в связи с обложением его большими налогами, и в 1931 г. был закрыт Уральским облисполкомом. 19 февраля 1935 г. Президиум Челябинского облисполкома по ходатайству Президиума Петуховского райисполкома от 15 января 1935 г. принял решение о снятии с нефункционирующей свыше трех лет церкви колоколов, которые передавались Челябинской областной конторе «Металлом» для разделки и отгрузки по назначению. К 1945 г. здание было переоборудовано под мастерские машинно-тракторной станции. В последний раз Трех-Святительская церковь с. Рынковского упоминается в 1948 г., когда в ней размещалась местная машинно-тракторная мастерская. Здание в это время уже находилось в разрушенном состоянии. О его судьбе в дальнейшем сведений не обнаружено.

 

Рычковское, село Иковской волости Курганского уезда.

Точная дата основания д. Рычковой на речке Ик близ дороги из г. Кургана в г. Ялуторовск не установлена. Известно, что в 1749 г. она уже существовала и относилась к Иковской слободе Ялуторовского дистрикта, а с установлением в 1782 г. уездного и волостного деления вошла в состав Иковской волости Курганского уезда. В XVIII в. д. Рычкова чаще именовалась Притыкиной, это название сохранялось и в последующее время, оставшись местным. С середины 1920-х гг. деревня чаще именуется селом Рычковским.

Очевидно, со времени своего основания д. Рычкова состояла в приходе Васильевской церкви слободы Иковской, расположенной в 5 верстах. В 1901 г. местные жители, а также крестьяне соседних деревень Русаковой и Редькиной, также числившиеся в Иковском приходе, ходатайствовали перед Тобольской духовной консисторией о разрешении им построить церковь в д. Рычковой и образовать отдельный приход. Причиной этого их желания послужило то, что во время весеннего половодья Иковская слобода ежегодно со всех сторон окружается водою, что создавало неудобства в сообщении с приходской церковью, а в летнее время проезд затруднялся необходимостью делать объезд вокруг залива, называемого «Прорвою». Епархиальное начальство поддержало это начинание прихожан с тем, однако, чтобы Рычковская церковь на первых порах была приписной к Иковскому приходу. Указом консистории от 20 мая 1914 г. для служения при ней и совершения треб разрешено было проживать одному из священников Иковской церкви, а с 1915 г. заведены отдельные метрические книги. Однако самостоятельным Рычковский приход фактически стал только к середине 1920-х гг. В него входили жители самого села и деревень Русаковой и Редькиной. Кроме того, в документах иногда упоминается как отдельное поселение д. Горева, расположенная в полуверсте от села. Вероятно, такой состав прихода сохранялся до его ликвидации во второй половине 1930-х гг. В 1947 г. он был вновь зарегистрирован, но 5 октября 1961 г. община была снята с регистрации Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. Православный приход в с. Рычково был возрожден только в начале 2000-х гг. и действует по настоящее время.

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

 

Церковь в селе Рычковском. Фото Владимира Шевцова, 2010 год.

В 1901 г. жители деревень Рычковой, Русковой и Редткиной подали прошение в Тобольскую духовную консисторию о разрешении им построить деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в д. Рычковой. В том же году невдалеке от селения на западной стороне деревни на горе около бывшей березовой рощи жителями было отведено место под строительство. Одновременно начался сбор средств прихожан и добровольных пожертвований. Постройка церкви по проекту техника Краюшкина была разрешена Епархиальным начальством в июне 1903 г., а в августе того же года было дано разрешение произвести закладку фундамента. Однако в феврале 1904 г. прихожане пожелали вместо деревянного храма, как предполагалось ранее, выстроить на отведенном уже месте каменный. Проект каменной церкви был составлен в 1906 г. Тюменским городским архитектором К.П. Чакиным, он же в октябре 1906 г. произвел осмотр заготовленных материалов. Проектом предусматривалось строительство одноэтажного облицованного красным кирпичом храма вместимостью на 500 человек, с увенчанной восьмигранным куполом главной частью, алтарем, трапезной и трехъярусной колокольнею с колоколами в третьем ярусе. Постройка эта была разрешена Тобольской духовной консисторией 23 ноября 1906 г. Для производства каменных работ и изготовления железных решеток в окна храма прихожанами в 1907 г. был заключен договор с подрядчиками – крестьянами Нижегородской губернии Иваном Дмитриевичем Жучковым и Михаилом Дмитриевичем Еличевым. Закладка каменного храма в д. Рычковой была совершена 2 сентября 1907 г. благочинным Курганских уездных церквей протоиереем Иоанном Редькиным в сослужении со священниками церквей Иковской, Падеринской, Чашинской и Дубровской. Каменные работы вчерне были закончены к июню 1909 г. В том же году был заключен подряд на внутреннюю штукатурку храма с крестьянином Ялуторовского уезда Филиппом Николаевичем Ивановым, который окончил работу к июню 1910 г. Согласно произведенному Тобольским епархиальным архитектором Кокотт осмотру здания все строительные работы были признаны произведенными хорошо, церковь была покрыта листовым железом, на главах белым, а в прочих местах обыкновенным, окрашенным зеленой краской. В 1911 г. подряд на устройство иконостаса в новом храме взял екатеринбургский мещанин Иосиф Андреевич Хлопотов. К февралю 1912 г. трехъярусный голубой иконостас с золотой резьбой и иконами на золотом чеканном фоне под стеклом был установлен. К этому же времени были заведены утварь, облачения и богослужебные книги, на колокольне размещено 6 колоколов. С разрешения Преосвященнейшего Алексия, Епископа Тобольского и Сибирского, 7 сентября 1912 г. было совершено освящение новоустроенного храма в д. Рычковой на правах приписного к Иковскому приходу. Престол был устроен один – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Чин освящения производил благочинный 5-го благочиния Курганского уезда протоиерей Александр Елеонский в сослужении со священниками Иковской, Скопинской и Кузьминской церквей. В 1914 г. вокруг храма была построена деревянная ограда. Внутри стены храма не были расписаны, т.к. прихожане не успели этого сделать из-за начавшейся революции и последовавшей за ней гражданской войны.

По некоторым сведениям в 1929 г. Рычковскую церковь намеревался закрыть уполномоченный по хлебозаготовкам с целью приспособления ее под клуб. Возможно, какое-то время она действительно не действовала. В некоторых документах годом закрытия храма значится 1930 г., однако известно, что до 1935 г. он продолжал функционировать. Богородице-Рождественская церковь в с. Рычково официально была закрыта Челябинским облисполкомом в 1940 г. (по другим сведениям – в 1936 г.). С 1938 г. здание ежегодно использовалось под зерносклад, но не разрушалось. К 1946 г. помещение было вполне исправным, имелись решетки в окнах и кресты на куполах, сохранился иконостас с царскими вратами, но значительное количество икон в нем уже отсутствовало, исчезли также колокола и церковная ограда. В 1947 г. по просьбе верующих, которые, начиная с лета 1946 г. подавали заявления местным властям, церковь была открыта. В первые послевоенные годы она успешно действовала, ее посещали не только жители Белозерского, но и верующие Мостовского, Мокроусовского, Курганского районов и г. Кургана. Здесь хранились иконы из многих близлежащих храмов, закрытых в 1930-е гг., на колокольне вновь был установлен колокол. С 1960 г. священники в Рычковскую церковь не назначались, т.к. власти уже планировали ликвидацию прихода. Белозерский райисполком 5 августа 1961 г. принял постановление о закрытии храма с последующим переоборудованием его под клуб. Это решение было утверждено Курганским облисполкомом 15 августа, а 5 октября 1961 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР церковь закрыл. Но уже 22 сентября 1961 года местные власти приступили к изъятию и вывозке церковного имущества. Иконостас был отправлен в областной краеведческий музей, иконы и облачения – на склад райисполкома. К 1962 г. здание церкви было переоборудовано, но не под клуб, как ранее предполагалось, а под колхозный зерносклад. В дальнейшем оно использовалось и как мельница. Только в начале 2000-х гг. с приездом священника Рычковский храм начали очищать от мусора. К 2005 г. на куполе был установлен крест, внутри устроен скромный простой иконостас, а в помещении под колокольней оборудована крестильная комната. В настоящее время в Богородице-Рождественской церкви силами прихожан продолжаются восстановительные работы.

 

Рябковское, село Смолинской/Мало-Чаусовской волости Курганского уезда.

Деревня Рябкова (Ряпкова) на берегу речки Черной возникла в период с 1750 по 1763 гг. Селение имело второе название – Новая деревня и в административном отношении первоначально принадлежало к Курганской слободе, а с 1782 г. вошло в состав Смолинской (позднее – Мало-Чаусовской) волости Курганского уезда. С постройкой собственной церкви деревня с 1908 г. стала именоваться селом Рябковским, а в советское время поселком Рябково. В 1944 г. поселок включен в черту г. Кургана.

Со времени своего основания д. Рябкова состояла в приходе Курганской Троицкой (Христо-Рождественской) церкви, расположенной в 6 верстах. В 1836 г. селение вошло в открытый с этого года приход при Богородице-Рождественской церкви г. Кургана, но в 1841 г. было вновь перечислено в Троицкий приход, в котором состояло до 1915 г. Благодаря удачному местоположению подгородной д. Рябковой не только на пути из г. Кургана в села Салтосарайское и Чашинское, но и вблизи линии проведенной в конце XIX в. Сибирской железной дороги, население ее с этого времени начало быстро расти. Вследствие значительной удаленности деревни от приходского храма и сравнительно большой численности жителей у них возникла мысль о самостоятельной церкви и приходе.

Церковь во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

 

Святодуховская церковь в Рябково. Фото 1960-х годов.

В 1897 г. крестьяне д. Рябковой подали Епархиальному начальству прошение о разрешении им построить на собственные средства церковь-школу, проект которой был составлен в том же году курганским архитектором Н.А. Юшковым. Предполагалось выстроить деревянное на каменном фундаменте здание с сенями, сторожкой, комнатой для учителя, школой, самим храмом, алтарем и колокольней. Помещение школы должно было отделяться от храма подвижной складной переборкой. В августе 1897 г. постройка была разрешена Тобольской духовной консисторией, а 5 августа была выдана храмозданная грамота. В 1900 г. для сооружения церкви-школы было отведено самое удобное, высокое и сухое место в д. Рябковой. В 1901 г. был заключен договор на деревянную работу с подрядчиками – курганским мещанином Трофимом Родионовичем Филипповым и его товарищами: курганскими мещанами Максимом Игнатьевичем Филипповым и Назаром Анисифоровичем Терентьевым и крестьянином Архангельской губернии Михаилом Яковлевичем Коневым. Закладка фундамента под постройку церкви-школы была совершена 6 мая 1901 г. благочинным курганских городских и окружных церквей протоиереем Дмитрием Кузнецовым в сослужении священнослужителей Курганской Троицкой церкви при стечении большого количества народа. Постройка здания была окончена подрядчиками к сентябрю 1901 г. Подряд на устройство в новом храме иконостаса взял в 1902 г. инженер-технолог Павел Степанович Голышев. Им же был составлен проект, которым предусматривалось устроить деревянный двухъярусный иконостас, окрашенный в малиновый цвет, с золоченой резьбой на царских вратах, колоннах и рамах вокруг икон. Сами иконы предполагалось написать в греческом стиле: в нижнем ярусе 25 икон по золотым чеканным фонам, в верхнем ярусе 13 икон по живописным фонам. Очевидно, иконостас этот был установлен в том же 1902 г. Церковь-школа в д. Рябковой была освящена 1 декабря 1902 г. благочинным Дмитрием Кузнецовым в сослужении четырех священников. Престол в ней был устроен один во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. До 1907 г. службы в ней отправлялись только по воскресным и праздничным дням приходским причтом, а с 1908 г. прикомандированными от Курганского Богородице-Рождественского собора священниками начали совершаться все требы и регулярные богослужения. Церковь эта до 1915 г. была приписной к Курганской Троицкой церкви, кроме храма в здании действовала школа.

В 1907 г. жители д. Рябковой, построив приписной храм, возбуждали перед Епархиальным начальством ходатайство об открытии у них отдельного прихода. Однако в это время он не был открыт, хотя с 1908 г. при Рябковской церкви были заведены отдельные метрические книги, а для совершения богослужений и отправления треб по усиленной просьбе жителей к ней был откомандирован причт из штата Курганской Богородице-Рождественской соборной церкви. В 1910 г. прихожане вновь подали прошение об открытии прихода с назначением отдельного причта. Указом Святейшего Синода от 3 августа 1915 г. при церкви с. Рябковского был открыт самостоятельный приход. Из жителей близлежащих селений присоединиться к новому приходу никто не пожелал, поэтому он состоял из одного села до своей ликвидации в 1933 г. По просьбам верующих г. Кургана в 1956 г. приходская община при Рябковской церкви была вновь зарегистрирована, но уже в 1963 г. в связи с закрытием церкви она была переведена властями к молитвенному дому в поселке Смолино.

К началу 1920-х гг. церковь в с. Рябковском представляла собой одноэтажное деревянное на кирпичном фундаменте здание с ризницей (канцелярией), сторожкой, алтарем, увенчанным куполом храмом и устроенной в одной связи с ним колокольней. Крыши на храме и колокольне были покрыты простым листовым железом, а сама колокольня и шар купола обиты оцинкованным железом. Стены всего здания окрашены белой краской и украшены священными ликами и изображениями. Свято-Духовская церковь была закрыта в 1933 г. по решению Челябинского облисполкома, ее помещения использовались под зернохранилище и клуб, а с 1945 г. в них разместилась начальная школа. Вероятно, в это время были разрушены колокольня и купола храма. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 1 октября 1956 г. церковь в поселке Рябково была вновь открыта и в 1957 г. передана верующим г. Кургана. В 1958 г. силами общины здание было отремонтировано, восстановлены купола и колокольня. Но уже в 1961 г. в шести метрах от храма началось строительство типового кинотеатра, а 17 октября 1962 г. Курганский горисполком принял решение о закрытии и сносе церкви в связи с реконструкцией поселка Рябково.

 

Строительство кинотеатра Спутник в Рябково возле Святодуховской церкви.
Фото 1960-х годов.

Решение это 24 января 1963 г. было поддержано Курганским облисполкомом, и в том же году Свято-Духовский храм был разобран. Первоначально здание предполагалось перенести на другое место и переоборудовать под комбинат бытового обслуживания, но вскоре из оставшихся от разборки материалов был построен жилой дом. Прихожане вынуждены были согласиться на строительство молитвенного дома в поселке Смолино, куда были перевезены церковная утварь, иконы, богослужебные книги и облачения из Рябковской церкви.

Церковь во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона.

 

Пантелеймоновская церковь в Рябково. Фото Владимира Шевцова, 2009 год.

В начале 2000-х гг. в поселке Рябково был открыт православный приход при Пантелеимоновской церкви, который действует и по настоящее время. Невдалеке от места расположения прежнего храма была построена временная церковь во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Здание представляет собой железнодорожный вагон, обложенный красным кирпичом и увенчанный куполом с крестом, внутри имеется небогатый иконостас, вокруг устроена кирпичная с железными решетками ограда. При посещении церкви 9 августа 2009 г. Архиепископ Курганский и Шадринский Константин высказал пожелание, чтобы вместо этого храма-вагончика в поселке был воздвигнут просторный и красивый храм.

 

Рямовское, село Марайской волости Курганского уезда.

Деревня Рямова появилась вскоре после 1782 г., а в документах она впервые упоминается в 1783 г. Человек, ставший ее основателем и первопоселенцем, неизвестен. Деревня именовалась также и Забегаловой, однако остается не выясненным, по какому случаю, в честь кого или чего она получила это второе свое название. Что касается основного наименования поселения, то оно объясняется особенностью местности, где оно возникло. Деревня расположилась на берегу «ряма» - заболоченного озера, которое называлось Обменным или просто Рямом, а к началу XX в. превратилось в болото Рямовское. В административном отношении селение состояло в Марайской волости Курганского уезда.

Со времени своего основания д. Рямова принадлежала к приходу расположенной в 15 верстах Богоявленской церкви слободы Марайской, а с 1868 г. вошла в состав нового прихода при Михайло-Архангельской церкви с. Заложинского, находящегося в 10 верстах от деревни. С 1907 г. селение стало чаще именоваться селом Рямовским, что связано с постройкой в нем приписной церкви. В весеннее и осеннее время сообщению жителей села с приходской Заложинской церковью препятствовало болото Рямовское, поэтому в 1914 г. оно было перечислено в приход расположенной на расстоянии 6 верст Знаменской церкви с. Песьянского (Старо-Песьяного). В составе этого прихода селение находилось до 1925 г., когда Рямовская община выделилась из Песьянской, и образовала самостоятельный приход, состоявший из одного села и прекративший свое существование в середине 1930-х гг.

Часовня в честь Всех Святых.

В 1894 г. в д. Рямовой была построена деревянная часовня во имя Всех Святых. Устроена она была с разрешения Преосвященного Агафангела, епископа Тобольского и Сибирского, данного 18 января того же 1894 г. Службы в ней отправлялись в неделю Всех Святых причтом Заложинской церкви. Указом Тобольской духовной консистории от 18 июля 1898 г. по ходатайству жителей д. Рямовой разрешено было эту часовню перестроить на собственные средства прихожан в церковь-школу, для чего в том же году из казенных дач был отпущен необходимый лес. Перестройка часовни была начата в мае 1899 г. и закончена тщанием прихожан с помощью добровольных пожертвований осенью 1900 г.

Церковь во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца.

Церковь-школа была освящена 26 мая 1901 г. во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Она представляла собой деревянное, поставленное на столбах, без всякого фундамента, здание с такой же в одной связи колокольней, под которой имелись притвор и караулка для помещения ночных сторожей. На колокольне располагались 5 колоколов. Первоначально здание было крыто тесом, а с 1907 г. – железом. В начале 1903 г. с разрешения Епархиального начальства в Рямовскую церковь-школу был передан старый, устроенный еще около 1836 г., иконостас из Знаменской церкви с. Салтосарайского Курганского уезда. По описанию 1925 г. он был выкрашен красной краской, украшен резьбой, в центре его находились резные позолоченные царские врата с образами. Службы в Рямовской церкви совершались приходским Заложинским, а позднее Песьянским, причтом не менее одного раза в месяц, а также Великим постом и в день престольного праздника. Кроме того, до 1910 г. она, вероятно, действовала и как школа, но с 1911 г. стала именоваться просто церковью. Симеоно-Верхотурский храм в с. Рямовском был закрыт Челябинским облисполкомом в 1936 г. и использовался для хозяйственных целей местного колхоза. К 1947 г. здание уже находилось в ветхом состоянии, церковная утварь в нем отсутствовала. О дальнейшей его судьбе сведений не обнаружено.




Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites