kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Курганские храмы от А до Я » Ф

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Ф

Оглавление

Фатеры Первые, деревня Черемуховской волости Курганского уезда

Часовня в честь Архистратига Божия Михаила

Филипповское, село Нижне-Алабугской/Башкирской/Половинской волости Курганского уезда

Молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы

  

Фатеры Первые, деревня Черемуховской волости Курганского уезда

Точная дата основания д. Фатерской Первой (Утятской, Нижней Утятской, Нижне-Утятской Первой) при реке Тоболе не установлена. Известно, что она появилась между 1683 и 1689 гг. на землях слободы Царево Городище и именовалась еще Нижней Утятской для отличия от расположенной выше по течению д. Верхней Утятской (Лаптевой) Утятской слободы. Свое название оба селения получили от впадающей в Тобол речки Утяк, недалеко от устья которой были расположены. Возможно, вскоре д. Нижняя Утятская была разорена кочевниками, а позже заселена вновь. В документах 1741 г. говорится, что д. Утятская слободы Царево Городище была населена жителями в 1711 г. и располагается на левом обжитом берегу Тобола в расстоянии 6 верст от д. Черемуховой. К этому времени она представляла собой укрепленный населенный пункт, обнесенный деревянным заплотом, рвом, надолбами и рогатками.

Позднее поселение было распространено и на правый берег Тобола, где в первой половине XVIII в. располагался Нижне-Утятский форпост Ишимской оборонительной линии. Вероятно, вскоре после строительства в середине XVIII в. Пресногорьковской линии и прекращения набегов кочевников старый форпост был заселен крестьянами соседней д. Утятской, а от занятых ими пустых зимних квартир («фатер») стоявшего здесь гарнизона новая деревня получила свое название – Хватеры или Фатеры, как она именуется в начале 1770-х гг. В документах конца XVIII в. отмечаются два отдельных селения Курганского уезда – д. Утятская Черемуховской волости и д. Фатерская Барабинской волости. Со временем названия смежных населенных пунктов слились, а с упразднением после 1816 г. Барабинской волости обе деревни вошли в состав Черемуховской волости. В 1829-1888 гг. они именуются Фатерской и Фатерской Нагорской, причем последняя расположена на полверсты восточнее первой, на возвышенности. В 1889-1906 гг. эти селения значатся как одна д. Фатеры, а позднее вновь разделяются на д. Фатеры I (Нижне-Утятская Первая) и Фатеры II (Нижне-Утятская Вторая). В 1920-е гг. деревни именуются Нижне-Утятской Первой (Фатеры) и Нижне-Утятской Второй (Губерния). В 1979 г. д. Нижняя Утятская (Первая) в составе Черемуховского сельсовета вошла в черту г. Кургана, а д. Нижняя Утятская (Вторая) в настоящее время именуется деревней Санаторной Лесниковского сельсовета Кетовского района.

Жители д. Утятской со времени ее образования относились к приходу Димитриевской (позднее – Христо-Рождественской) церкви слободы Царево Городище, а в начале 1740-х гг. вошли в приход Петро-Павловской церкви с. Черемуховского, расположенного на расстоянии 6-8 верст. В этом приходе д. Нижне-Утятская Первая (Фатеры I) состояла до его закрытия в середине 1930-х гг.

Часовня в честь Архистратига Божия Михаила

Дата постройки в д. Фатерах I часовни не установлена, но известно, что в 1758 г. она уже существовала. По сведениям 1849 г. часовня была устроена издавна, но с чьего дозволения, за неимением документов, неизвестно. Освящена она была в честь Архистратига Божия Михаила, в день памяти которого 8 ноября жители деревни сходились в часовню для молитвы. Кроме того, богослужения в ней отправлялись священниками Черемуховской церкви во время крестных ходов с иконами по деревням прихода, в дни Великого поста, в Святую Пасху и во время молебнов о ниспослании дождя. Здание часовни было деревянным и, очевидно, неоднократно ремонтировалось и перестраивалось. По документам конца XIX в. часовня значится построенной в 1850 г., а по сведениям начала XX в. – в 1860 г. К 1910 г. часовня в д. Фатерах описывается как бревенчатая, длиной и шириной 7 аршин, высотой 5 с половиной аршин, крытая тесом, с двумя окнами, одними внутренними и одними наружными дверями. При ней имелось крытое тесом бревенчатое крыльцо длиной 3 с половиной аршина, шириной 6 аршин, высотой 5 аршин. К этому времени здание было уже ветхим. Часовня в д. Нижне-Утятской Первой сгорела 25 августа 1921 г. в пожаре, уничтожившем кроме нее несколько жилых домов.

 

Филипповское, село Нижне-Алабугской/Башкирской/Половинской волости Курганского уезда

После выхода в 1822 г. указа Правительствующего Сената, дозволившего переселение земледельцев в годные для хлебопашества прилинейные местности, началось заселение южной части Курганского уезда, примыкавшей к Ново-Ишимской (Пресногорьковской) оборонительной линии. В 1826 г. переселенцами – государственными крестьянами Землянского уезда Воронежской губернии, была основана д. Филиппова. По некоторым сведениям, первые жители поселились здесь еще в 1794 г. Возможно, от имени одного из них и произошло название деревни. Расположилась она при озере Чашевитом, от которого получила второе наименование – Чащевитая.

В административном отношении селение первоначально относилось, предположительно, к Ялымской или Чернавской волости Курганского узда. К середине XIX в. оно было перечислено в Нижне-Алабугскую волость, с 1881 г. вошло в состав Башкирской, а с 1905 г. – Половинской волости. В конце 1860-х гг. в праздник Покрова Пресвятой Богородицы здесь проводился ежегодный торжок, который, впрочем, в последующие годы в документах не упоминается.

Очевидно, со времени своего основания д. Чащевитая (Филиппова) состояла в приходе Николаевской (позднее – Богородице-Казанской) церкви крепости Пресногорьковской, расположенной на расстоянии 25 верст. С 1845 г. она вошла в новый приход при Свято-Троицкой церкви с. Половинского, находящегося в 12 верстах. В январе 1919 г. при имеющемся в д. Филипповой молитвенном доме был открыт самостоятельный приход, в состав которого вошел образованный переселенцами в 1910-е г. поселок Трубецкой. Деревня стала именоваться селом Филипповским. К 1922 г. поселок Трубецкой был перечислен в Половинский приход, а в составе Филипповского прихода появляется переселенческий поселок Алексеевский. Очевидно, в таком составе приход существовал до его ликвидации в начале 1930-х гг.

По рассказам местных жителей, в 1910-х гг. жители д. Филипповой обратились в Тобольскую духовную консисторию с ходатайством о разрешении строительства каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которое и было вскоре получено. Подготовительные работы начались в 1911 г. К 1913 г. был заготовлен кирпич, выкопан котлован для фундамента. Начало строительства планировалось на лето 1914 г., по начавшаяся Первая мировая война помешала осуществлению этих планов. В 1922 г. из заготовленного для храма кирпича выстроили школу, а большую часть его разделили между жителями села.

Молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы

В 1918 г. в д. Филипповой из простой крестьянской избы был устроен молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он был приписан к Свято-Троицкой церкви с. Половинского, один из священников которой был откомандирован сюда для отправления богослужений и заведования будущим приходом. В 1923 г. здание молитвенного дома описывается как деревянное одноэтажное, крытое железом с семью окнами и двумя дверями, без глав и крестов. Колокольни при нем не было, хотя имелись три колокола, самый большой из которых весил 7 пудов. Иконостас также отсутствовал. Покровский молитвенный дом в с. Филипповском был закрыт в начале 1930-х гг. По воспоминаниям старожилов, иконы из него какое-то время хранились в амбаре у здания сельсовета, потом большую часть их разобрали по домам жители села и близлежащих деревень.

 



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites