kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Курганские храмы от А до Я » С

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




С

Савинское, село Чимеевской/Брылинской волости Курганского уезда.

Точное время основания д. Савиной на берегу речки Ик (Черный Ик) не установлено. Известно, что в1774 г. она уже существовала и в административном отношении принадлежала к Мехонской слободе (острогу) Исетского дистрикта Исетской провинции Оренбургской губернии. Вероятно, с учреждением в1781 г. Пермской губернии и образованием в ее составе Шадринского уезда д. Савина вошла в состав относящейся к этому уезду Мехонской волости, где она состояла в1830 г. Но уже к концу 1830-х гг. деревня числилась в Чимеевской волости Курганского уезда, переименованной с1873 г. в Брылинскую. Название свое селение, очевидно, получило от фамилии первых поселенцев крестьян Савиных, потомки которых проживали здесь до начала XX в. С постройкой в1907 г. единоверческой церкви деревня чаще именуется селом Савинским (Савиновским).

Сведений о принадлежности православных жителей д. Савиной к какому-либо церковному приходу в первые годы ее существования не обнаружено. Точно известно, что с 1789 по1851 г. они состояли в приходе Богородице-Казанской церкви слободы Чимеевской, расположенной в 12 верстах, а с1852 г. были перечислены во вновь образованный приход Вознесенской церкви с. Брылинского, отстоящего на расстоянии всего 1 версты от селения. К этому приходу они относились до его закрытия в начале 1930-х гг.

Однако, подавляющее большинство населения д. Савиной исстари состояло в расколе. Деревня составляла центр среди окружавших ее селений, к которому стремились все живущие в округе приверженцы старой веры. Известно, что в 1850-е гг. здесь проживал крестьянин Московской губернии Григорий Щедрин, который без всякого разрешения и свидетельства на искусство писал старообрядческие иконы. В1853 г. ему это было запрещено, а иконы были переданы в ризницу Тобольского кафедрального собора. Видимо, изначально все местные староверы были беглопоповцами, но к середине XIX в. здесь увеличилось количество старообрядцев, не приемлющих беглое священство, в результате чего Савинская община разделилась на поповцев и беспоповцев («стариковцев»). Все беспоповцы Брылинской (Чимеевской) волости тяготели к д. Савиной, так как здесь проживали главные их наставники и начетчики, а также находилась их часовня, основная часть прихожан которой проживала в с. Брылинском и деревнях Савиной, Мамоновой и Локтях. Очевидно, в начале XX в. Савинская беспоповская община была зарегистрирована властями и получила возможность вести метрические книги. В 1920-е гг. она именовалась Вторым Савинским старообрядческим обществом и просуществовала, по крайней мере, до1928 г.

Имеются сведения о том, что поповцы д. Савиной уже во 2-й половине 1850-х гг. практиковали крещение в г. Екатеринбурге у старообрядческого священника, а к концу 1860-х гг. окончательно приняли священство старообрядческой Бело-Криницкой иерархии. К началу XX в. в деревне постоянно проживал «австрийский» священник. В1907 г. была официально открыта Савинская «австрийская» община, в ней были заведены свои метрические книги. В 1920-е гг. к этой общине принадлежали старообрядцы-поповцы сел Савинского и Житниковского, а также деревень Бралгиной, Лебяжьей и 1-й Могильной. Именовалась она Первым Савинским старообрядческим обществом и в последний раз упоминается в документах в1928 г.

В начале 1850-х гг. некоторые старообрядцы д. Савиной, пожелав иметь собственных священников, начали склоняться к воссоединению с господствующей православной церковью на правах единоверия, и впоследствии приписались к приходу Вознесенской единоверческой церкви с. Романовского Курганского уезда. В1897 г. 15 семейств савинских старообрядцев-беспоповцев подали Епархиальному начальству прошение о присоединении их к единоверию и образовании самостоятельного единоверческого прихода, который был открыт указом Святейшего Синода от 31 июля1913 г. Помимо жителей самого с. Савинского, в него вошли единоверцы деревень Локтей и Мамоновой. Савиновский единоверческий приход прекратил свое существование в середине 1920-х гг.

Часовня старообрядческая в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Первая старообрядческая часовня в д. Савиной была построена местными крестьянами самовольно, без всякого разрешения начальства в 1816-1819 гг. (по другим сведениям возведение ее относится еще к концу XVIII в.). Выстроена она была отдельно от жилых строений посреди деревни, на живописном месте: на левой стороне речки Ик, на скате горы, в середине небольшого ровного холма. По сторонам холма с севера и юга протекали ручьи, так что он окружался водой с трех сторон, и только с западной стороны дорога к нему была свободной. На холме всегда было сухо: даже в самые ненастные годы вода скатывалась по сторонам. Здание часовни было деревянным с притвором, размерами около 6-8 сажен в длину, 3 сажени по поперечнику, 11 аршин в ширину, 6 аршин в высоту. По наружности она была устроена в виде обыкновенного крестьянского дома, а внутри подобна церкви. По описанию середины XIX в. внутреннее устройство ее заключалось в облаченном аналое и столе вроде престола, на котором располагались деревянный крест с Предстоящими в 1 аршин высотой и Евангелие. Имелся и возвышенный на солее иконостас, в первом ярусе которого располагалось 9 икон высотой в 1 аршин, во втором ярусе 2 иконы, в третьем в середине образ Царя Царям и Двенадцати Апостолов также в 1 аршин. Такого же размера иконы находились на клиросах: за правым – Николая Чудотворца, за левым – Владимирской Божией Матери. Перед иконами висели 12 медных лампад большой величины, а посреди часовни вверху – большое медное паникадило в три ряда. В часовне хранилось множество старопечатных и рукописных старообрядческих книг. Устроена она была в честь Успения Божией Матери. К середине XIX  в. никаких богослужений и церковных таинств в Савинской часовне не совершалось, только местные старообрядцы собирались в ней по воскресным и праздничным дням для общей молитвы, а знающие грамоту крестьяне читали книги и отправляли утреню и часы. По принятому местными старообрядцами обычаю, перешедшему к ним от предков, особого настоятеля у этой часовни не было. Отоплением и освящением она содержалась на счет всего общества, благочестие же в ней поддерживали старые и почтенные люди («старики»).

Многолюдные богомолья в Савинской Успенской часовне проходили без всякого стеснения со стороны властей до1850 г. Но с этого времени некоторые крестьяне д. Савиной, вероятно, желая иметь у себя священнослужителей, начали через единоверческого священника просить правительство отдать ее в их управление или обратить в единоверческую церковь. Вскоре о существовании действующей старообрядческой часовни было донесено Епархиальному начальству, в результате чего 16 февраля1852 г. во исполнение указа Тобольской духовной консистории она была опечатана, но имущество ее конфисковано не было. В том же году местные «стариковцы» ходатайствовали перед гражданским начальством об оказании им свободы в отправлении молитвословий, основываясь на том, что их часовня была построена до1820 г. и здание ее не получало с того времени коренных поправок, поэтому согласно Высочайше утвержденному указу Правительствующего Сената от 17 сентября1826 г. должна быть оставлена действующей. В результате гражданские власти вынуждены были распорядиться оставить Савинскую часовню в прежнем виде, как устроенную с давнего времени. В июле1852 г. согласно указу Тобольского губернского правления часовня была распечатана заседателем Курганского земского суда и перешла в пользование беспоповцев, которые снова получили возможность отправлять в ней общие молитвы и песнопения. Однако и в это время при часовне состоял уставщик, хранивший в своем доме запасное причастие, что может свидетельствовать о том, что прихожане ее еще не отошли окончательно от беглопоповской практики.

Вторая попытка захвата Савинской часовни старообрядцами поповского толка была совершена в начале 1870-х гг. В1869 г. крестьянин д. Савиной, коренной старообрядец, Филарет Осипович Гладков, находясь в Москве, вошел в сношения с тамошними староверами и по их предстательству, имея одобрительный общественный приговор от своих земляков, был рукоположен старообрядческим Архиепископом Московским Антонием в иереи по «австрийскому» обряду. По избранию и приговору крестьян д. Савиной и прочих живущих поблизости старообрядцев он был избран священником к Савинской часовне, которую предполагалось обратить в храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Однако вскоре в этой местности умножилось количество старообрядцев-беспоповцев, которые собрались 1 января1873 г. и силою изгнали из храма священника Гладкова.

К середине 1870-х гг. часовня уже крайне нуждалась в ремонте, а к началу 1880-х гг. пришла в совершенную ветхость, так что и ремонтировать ее было бесполезно. Поэтому в марте1881 г. с дозволения Министерства внутренних дел она была перестроена без изменения внешнего вида (по другим сведениям все ветхости здания были исправлены в1883 г.). Новое здание имело длину 7 саженей, ширину 3 ½ сажени и высоту 2 сажени, было покрыто тесом крутым скатом с двух сторон. По описанию1891 г. видом своим часовня походила на обыкновенный крестьянский о двух половинах с сенями дом и отличалась лишь тем, что над входными дверями на стене установлен был небольшой медный крест да отсутствовали надворные постройки. Изнутри же она представляла из себя вид храма с иконостасом, но без алтаря, с солеею, амвоном и клиросами. Внутренние стены были голые, без икон и живописи, кроме одной восточной, на которой располагался иконостас. В часовне имелось три больших отделения, устроенных одно близ другого вдоль от запада к востоку, из которых первое находилось несколько ниже двух других. Западное отделение, в которое первоначально входили с крыльца, было не очень пространное и представляло собой паперть. Из него вели внутрь часовни две двери: на правой и левой сторонах. В правые входили обыкновенно мужчины, а в левые - женщины. Второе отделение было гораздо пространнее первого, в нем стояли во время богослужения молящиеся, разделенные посередине перегородкой – на правой стороне мужчины, на левой женщины. Далее следовало третье отделение в восточной стороне, также довольно обширное, так как стена, отделяющая его от второго отделения, была прорублена для расширения и распространения часовни. В этом последнем отделении уже не было перегородки, оно являлось собственно святилищем и своего рода алтарем.

Иконостас устроен был во всю стену на восточной стороне, о трех ярусах, высотой более 4 аршин и шириной около 10 аршин. В нижнем ярусе располагались так называемые местные или храмовые иконы, например, в самой середине – икона Пресвятой Троицы. По ту и другую стороны от нее следовали другие праздничные иконы: Успения Божией Матери, Преображения Господня, Вознесения Господня и разных святых: святителей, преподобных и другие. Все эти иконы были довольно больших размеров, в высоту и ширину более аршина, в желтых крашеных рамах, между которыми находились большие круглые колонны, также выкрашенные до половины желтой краской, а снизу черной. Внизу под этим ярусом, в тумбах, во множестве чрез всю стену были изображены восьмиконечные кресты с соответствующими надписями. В верхнем ярусе по середине располагались икона Воскресения Христова и по сторонам - ветхозаветных и новозаветных праведников: Моисея, Аарона, Иоанна Крестителя, пророков, мучеников новозаветных, преподобных и другие, тоже больших размеров с рамами и колоннами. Живопись икон была так называемая «суздальская» или «владимирская». Эти образа были в часовне постоянными, но имелись и временные, особенно во втором ярусе. Здесь по большей части ставились иконы, приносимые из домов. Во всю ширину иконостаса от стены до стены был протянут толстый железный прут, к которому молящимися крепились свечи. Перед местными иконами были повешены большие металлические лампады. Посередине часовни висело большое паникадило с подсвечниками в три яруса. Перед иконостасом выдавалась внутрь часовни довольно широкая аршина в два солея, продолжающаяся от северной до южной стены. В середине солеи и несколько выше ее выдавался внутрь полукруглый амвон. На солее несколько выше амвона стоял престол, на котором находились большое медное распятие и Евангелие. По сторонам солеи, около стен, обгорожено было два клироса. В шкафах, устроенных на стенах у клиросов, хранилось множество богослужебных книг.

В1897 г. пожелавшие перейти в единоверие крестьяне д. Савиной еще раз попытались обратить Успенскую часовню в единоверческий храм, о чем ходатайствовали перед Епархиальным начальством. Однако и на этот раз часовня осталась в ведении общества старообрядцев-беспоповцев. В1901 г. местные единоверцы просили разрешения устроить из часовни церковную школу, но это ходатайство также было отклонено Тобольской духовной консисторией.

В начале 1920-х гг. часовня  по каким-то причинам именуется Свято-Троицко-Успенской. По некоторым сведениям, в ней в это время имелись два престола с деревянными крестами. К1922 г. она представляла собой крытое железом деревянное здание, окруженное простой деревянной оградой, в котором имелись 6 окон без решеток и 4 двери. Наружные стены его были не окрашены, колокольни, глав и крестов не имелось. Внутри находился ветхий деревянный иконостас в 3 яруса размерами 9 на 4 аршина, в котором располагались 35 икон. В последний раз Савинская часовня старообрядцев-беспоповцев упоминается в1928 г., о дальнейшей ее судьбе сведений не обнаружено.

Молельный дом старообрядцев Бело-Криницкой иерархии.

После изгнания в1873 г. «австрийского» священника Филарета Гладкова из Успенской часовни старообрядцы д. Савиной, приемлющие Бело-Криницкую иерархию, остались без собственного помещения для богослужений. Поэтому они вынуждены были устроить собственную молельню в доме Гладкова, куда была перенесена из часовни часть утвари, книг и облачений. Однако 15 июня1874 г. в молельне был произведен властями обыск, после чего все церковное имущество было конфисковано земским заседателем, а дом священника продан с торгов.

Часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы старообрядцев Бело-Криницкой иерархии.

После регистрации в1907 г. в д. Савиной «австрийской» общины местные поповцы получили возможность выстроить собственную часовню, которая была возведена в1910 г. их трудом и средствами. В 1910-1912 гг. была заведена для часовни необходимая утварь, установлен иконостас. По описанию1923 г. она представляла собой деревянное крытое железом здание без паперти и колокольни, окруженное деревянной оградой. Под часовней находилось 18 кв. сажен земли и под оградой 25 кв. сажен. В здании имелись 6 окон без решеток и одни двери, оно было увенчано одной покрытой железом главой с деревянным крестом. Наружная поверхность его была не окрашена. Внутри находился ветхий деревянный иконостас размерами 7 на 5 аршин в 4 яруса, в нем 30 икон. Савинская «австрийская» часовня, как и беспоповская, была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. В последний раз она упоминается как пустующая в1928 г., о ее существовании в последующие годы сведений не выявлено.

Церковь-школа единоверческая во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В1897 г. часть крестьян-старообрядцев д. Савиной одновременно с прошением об открытии самостоятельного единоверческого прихода ходатайствовала перед Епархиальным начальством об обращении местной часовни в единоверческую церковь. И хотя им в этом было отказано, но была признана настоятельная необходимость постройки в селении единоверческого храма. В1900 г. единоверцы Брылинской волости предположили строительство в д. Савиной единоверческой церкви-школы с перевозкой из с. Чинеевского Курганского уезда старого деревянного храма. Место под строительство отвели на площади при въезде в деревню со стороны с. Брылинского. Средства на строительство пожелал пожертвовать петербургский купец Алексей Савельевич Макошин. Постройка деревянной на каменном фундаменте церкви-школы была разрешена Тобольской духовной консисторией в августе1901 г. на средства купца Макошина, который уже пожертвовал в предположенный храм часть утвари. Первоначальный проект здания был составлен в1901 г. Тобольским епархиальным архитектором Б.Б. Цинке. Однако прихожане пожелали, чтобы храм был выстроен с пятью главами на основном здании и по одной на алтаре и колокольне, что не было предусмотрено проектом. В1902 г. Б.Б. Цинке по поручению Тобольской духовной консистории пересоставил проект церкви-школы, как того пожелали единоверцы – с семью главами и так, чтобы школа была отдельно от церкви, для чего школьное помещение было перенесено на южную сторону храма, а вход сделан с паперти. Он же разбил место под строительство на южном краю д. Савиной при въезде около дорог на возвышенном месте. В том же1902 г. купец Макошин по каким-то причинам отказался финансировать строительство, в связи с чем в1903 г. начался сбор добровольных пожертвований. Несмотря на это указами Тобольской духовной консистории от 24 февраля1903 г. с препровождением храмозданной грамоты и 19 мая1903 г. закладка храма была разрешена. Единоверческая церковь-школа в д. Савиной была заложена по благословению Преосвященнейшего Антония, Епископа Тобольского и Сибирского, 1 июня1903 г. благочинным Курганских уездных церквей протоиереем Александром Елеонским в сослужении восьми священнослужителей. Чин закладки совершался в соответствии с принятыми единоверческой церковью обрядами и по старопечатным богослужебным книгам. Строительство велось на средства Святейшего Синода, прихожан и добровольные пожертвования. Сооружение кирпичного фундамента было окончено в конце июня1903 г., а в1904 г. подряд на деревянную работу взял на себя мещанин г. Кургана Трофим Родионович Филиппов. К июню1904 г. все здание вместе с колокольней было срублено согласно проекту, а к концу августа того же года церковь-школа была вчерне окончена: устроены крыльца, крыши храма, школы и колокольни покрыта листовым железом и окрашены в зеленый цвет, на семи главах утверждены выкрашенные под бронзу кресты с шарами. К сентябрю1904 г. школьное здание было приготовлено к началу учебного года и освящено.

Указом Тобольской духовной консистории от 25 октября1904 г. жителям д. Савиной было предложено приискать для возводимого храма старый иконостас. В1905 г. прихожане Пророко-Ильинской церкви с. Карачтинского Белозерской волости согласились бесплатно уступить для Савиновского храма хранящийся у них в разобранном виде древний иконостас, который решено было после надлежащего приспособления установить во вновь строящейся церкви. В августе1905 г. иконостас с царскими вратами и боковыми дверями был перевезен в д. Савину. Установить его с ремонтом, чисткой, окраской и частичной позолотой (за исключением икон) был подряжен крестьянин с. Чашинского Иван Михайлович Ситников, который закончил работу к ноябрю1905 г. Вместе с иконостасом были пожертвованы и 38 икон на старом кондовом дереве. Однако все они были ветхие и с полинялой краской, поэтому прежде постановки в иконостас Савинской церкви, их необходимо было переписать, причем сделать это в духе единоверческой церкви. Кроме того, для всего иконостаса нового храма их было недостаточно.  Подряд на написание новых икон на простых золоченых фонах с изображением двуперстия взял на себя живописец - крестьянин с. Каргапольского Шадринского уезда Георгий Федотович Шалавин, приехавший из с. Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии. Работал он со своими сыновьями Александром, Михаилом, Вячеславом и Виктором. К октябрю1906 г. иконописец приготовил и сдал 20 икон и получил заказ на написание еще 23 икон большого размера, а к июню1907 г. все иконы в иконостасе были написаны. По внешнему виду они были близки образам невьянских иконописцев, но со своими особенностями, с преобладанием красных, бордовых, синих и зеленых цветов. По желанию прихожан при их изготовлении были использованы некоторые иконные доски, привезенные из с. Карачтинского. К этому же времени во все окна храма были вставлены железные решетки, церковь снабжена утварью и ризницей. Еще в1906 г. от Святейшего Синода был прислан полный круг богослужебных книг единоверческой печати, а из Христо-Рождественской церкви с. Емуртлинского Ялуторовского уезда пожертвована часть церковных вещей и облачений. В июле1907 г. храм осмотрел Тобольский епархиальный архитектор Г.С. Бартковский, признавший все работы проведенными качественно. Единоверческая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в д. Савиной была освящена 20 сентября1907 г. настоятелем Тюменской единоверческой церкви протоиереем Христофором Иваницким соборне со священниками Чашинской, Крутихинской единоверческой и Травнинской единоверческой церквей. Во время строительства храма он считался временно приписанным к Брылинской церкви, а со времени освящения и до открытия в1913 г. самостоятельного прихода для отправления богослужений к нему были прикомандированы священник и псаломщик от Травнинской Николаевской единоверческой церкви. В середине 1920-х гг. г. Савиновская церковь представляла собой деревянное на кирпичном фундаменте здание, крытое железом, с семью крестами. Размеры его (без учета комнаты, занятой под школу) составляли 11 на 11 аршин, высотой 7 аршин, алтарь - 7 на 7 аршин, высотой 5 аршин; в здании имелось 7 окон и 3 двери. В одной связи с церковью находилась колокольня размерами 4 на 4 аршина, высотой 6 аршин; на ней висел один разбитый колокол. Внутри размещался иконостас, в нем 38 икон и трое дверей. В последний раз Введенская единоверческая церковь с. Савинского упоминается в1925 г. и именуется молитвенным домом. Вскоре она была закрыта, иконы из иконостаса, видимо, были переданы в другие остававшиеся действующими храмы в селах Чимеевском, Рычковском и Смолинском. Часть из них в настоящее время хранится в Курганском областном художественном музее, а часть - в храмах Курганской епархии.

17.08.2010 г.

 

 

Саломатовское, село Сычевской/Саломатовской волости Курганского уезда.

Начало д. Саломатной (Саламатной), расположенной на берегу озера того же имени, положило зимовье с таким же названием. Появилось оно, вероятно, по указу властей и располагалось на пути к Ново-Ишимской оборонительной линии. Для проезжающих к ее крепостям и редутам служилых людей жители зимовья должны были доставлять съестные припасы и продавать овес для их лошадей. По одним сведениям датой его основания считается1758 г., по другим –1765 г. Основателем населенного пункта был крестьянин Григорий Афанасьевич Казанцев. Откуда он с семьей переселился на это место, неизвестно. Первоначально д. Саломатная принадлежала Курганской слободе, а после образования в1782 г. Курганского уезда вошла в состав Сычевской волости. В 1840-е гг. к старожилам деревни приселились переселенцы из центральных губерний России, обосновавшиеся отдельным поселком, в результате чего число ее жителей значительно увеличилось. В1869 г. д. Саломатная становится центром отдельной Саломатовской волости, а в середине 1870-х гг. с постройкой церкви она стала именоваться селом. В1894 г. в с. Саломатовском было разрешено проведение ежегодной семидневной с 17 по 23 ноября Введенской ярмарки, а также торжков: двухдневного Воздвиженского - с 14 по 16 сентября и однодневного Успенского - 15 августа.

К какой церкви относились жители д. Саломатной в первые годы после основания селения не установлено. Точно известно, что в 1780-е гг. они состояли в приходе Покровской церкви с. Шкодского, расположенной в 60 верстах. Вероятно, по причине столь дальнего расстояния до приходского храма в1845 г. деревня была перечислена в приход Свято-Троицкой церкви с. Марайского, находящегося в 30 верстах. С образованием в1849 г. нового прихода при Иоанно-Богословской церкви с. Спорновского, отстоящего в 10 верстах от д. Саломатной, она вошла в его состав.

После открытия в1869 г. Саломатовской волости в ее центре стало необходимо присутствие священника. К тому же Спорновская церковь стала очень тесной для выросшего числа прихожан, многие из которых по этой причине во время праздников не могли присутствовать при богослужениях. В1872 г. крестьяне деревень Саломатной, Беляниной, Банниковой и Дундиной с переселенцами участка Дундинского Спорновского прихода, а также д. Копаев прихода Вознесенской церкви с. Дубровского, испытывавшие затруднения из-за дальнего расстояния от приходской церкви, подали Епархиальному начальству прошение об открытии самостоятельного прихода с постройкой церкви в д. Саломатной. К ним пожелали присоединиться жители д. Хутора прихода Богородице-Казанской церкви с. Лопатинского. В октябре того же года жителям этих деревень, кроме д. Хутора, была разрешена постройка церкви с тем, чтобы она была на первых порах приписной к Спорновской и чтобы при ней имел постоянное жительство один из священников Спорновского прихода. Метрические книги при Саломатовской церкви были заведены с1878 г. и в том же году к предполагаемому приходу была отчислена от Лопатинского д. Хутора. Хотя при церкви велось свое хозяйство и отдельные документы, но еще долгие годы она числилась приписной. Только указом Святейшего Синода от 7 ноября1910 г., согласно ходатайству епископа Тобольского и Сибирского Преосвященнейшего Антония, был открыт самостоятельный Саломатовский приход из всех прежде состоявших в нем селений и присоединившегося к ним в1909 г. переселенческого поселка Булдаковского, который с1913 г. именуется деревней Булдак. В1915 г. в приходе появляются заселенные в1913 г. переселенцами из Малороссии деревни Ново-Покровская (на участке Ермак) и Ново-Михайловская (на участке Потемкин), а также участки Скобелевский, Суворовский, Столыпинский и Кутузовский. Однако не успел еще новый приход окончательно сформироваться, как жители вновь населяющихся участков и некоторых деревень решили устроить самостоятельную церковь. В результате в1916 г. часть жителей деревень Хуторской и Булдак, а также поселки Ново-Михайловский и Ново-Покровский, участки Скобелевский, Кутузовский, Столыпинский и Суворовский образовали из себя переселенческий приход Ново-Покровский, центр которого в1918 г. был перенесен в д. Хуторскую. Постановлением Курганского епархиального управления от 26 января1923 г. д. 2-я Дундина (бывший участок Дундинский) выделились в отдельный приход, к которому примкнула часть жителей д. 1-й Дундиной (д. Дундиной). Таким образом, к1924 г. приход состоял из с. Саломатовского и деревень: Банниковой, Беляниной, Копай (1-й Копай и 2-й Копай) и части жителей деревень 1-я Дундина и Булдак. Вероятно, в таком составе Саломатовский приход и существовал до его официального закрытия Челябинским облисполкомом в1936 г.

Церковь во имя Святой Троицы.

Для постройки в с. Саломатовском первой церкви прихожане сторговали в1872 г. в с. Чашинском Курганского округа старую деревянную церковь с оградой и воротами, которая осталась свободной после устройства новой каменной. На новом месте храм предполагалось устроить согласно старому плану и фасаду, выданным в1857 г.: установить стены на кирпичном фундаменте, обшить их старым тесом, с запада при входе устроить новое крыльцо с двумя колоннами и перилами. Кроме того, прихожане признали необходимым несколько изменить старый план: прорубить на южной стене дверь, а в северной стене сделать два дополнительных окна с железными решетками. Постройка церкви была разрешена Епархиальным начальством в октябре1872 г., а изменения в плане здания – в1873 г. В том же году был утвержден контракт на работы, заключенный с крестьянином Смолинской волости Курганского округа Яковом Антоновичем Соколовым. В Великий пост1874 г. здание церкви было перевезено прихожанами в свое селение, а 23 мая того же года выдана храмозданная грамота. Однопрестольная церковь во имя Святой Троицы в д. Саломатной была заложена 2 июня1874 г. благочинным Курганского округа священником Константином Рычковым. Во время закладки храма бывшие при этом крестьяне под фундамент для престола бросили небольшое количество серебренных и медных монет. Вскоре фундамент оказался разобранным, а деньги похищены. Поэтому закладку вскоре пришлось повторить. Возведение храма велось на средства прихожан в течение трех лет. К февралю1876 г. постройка была вчерне окончена, церковь и устроенная в одной связи с ней колокольня были обшиты тесом и покрыты железом, в окна вставлены решетки. К июлю1877 г. строительство было завершено: снаружи здание выкрашено белой краской, крыша – зеленой. На церкви, алтаре и колокольне помещены три деревянные главы, обшитые жестью и окрашенные голубой краской. На них установлены деревянные обитые белой жестью кресты. Во всей церкви были устроены 5 дверей и 11 окон с железными решетками, кроме них - два полуциркульных окна на северной и южной стенах. Антиминс для нового храма был освящен Преосвященнейшим Ефремом, епископом Тобольским и Сибирским, 7 августа1877 г. К этому же времени заведены ризница и богослужебные книги. Свято-Троицкая церковь в селении Саломатовском была освящена 20 ноября1877 г. благочинным Константином Рычковым соборно со священниками соседних приходов.

Первоначально в Саломатовской церкви был установлен старый, выкрашенный голубой краской иконостас, приобретенный прихожанами вместе с храмом в с. Чашинском со всеми принадлежащими ему иконами, заклиросными киотами и золочеными резными царскими вратами. На первое время решено было поместить его на новом месте, предварительно вычистив и покрыв иконы лаком, что и было сделано к моменту освящения храма. Однако иконостас этот, существовавший еще в бытность свою в Чашинской церкви более 40 лет, к началу 1880-х гг. почернел и пришел в ветхость. По этой причине прихожане в1882 г. решили возобновить его на собственные средства. В1885 г. был заключен договор на устройство нового иконостаса и ремонт церкви с подрядчиком – мещанином г. Краснослободска Пензенской губернии Василием Степановичем Виноградовым. Согласно договору он обязывался из старого иконостаса построить новый соснового леса. Гладь иконостаса выкрасить и покрыть лаком, а карнизы на нем, окладки вокруг икон, колонны и пилястры сделать из липового дерева и покрыть червонным золотом; фоны икон вызолотить, испорченные на них места поправить согласно прежней живописи, иконы же в царские врата написать новые. Два столба около царских врат, которые поддерживали потолок, предполагалось сделать в виде колонн. Все эти работы были завершены подрядчиком к ноябрю1886 г. При ремонте самого храма фундамент престола по непрочности устройства был разобран и сложен заново. Поэтому 2 марта1887 г. церковь была вновь освящена полным чином благочинным священником Никанором Грифцовым. Однако здание продолжало ветшать и в начале XX в. имело облезлый жалкий вид. Деревянная церковь в с. Саломатовском в последний раз упоминается в1916 г. В это время она уже приходила в ветхость и предполагалось в скором времени продать ее за ненадобностью, но богослужения в ней еще проводились. О дальнейшей судьбе этого здания сведений не обнаружено.

К началу XX в. Саломатовский приход стал столь многочисленным, что старая деревянная церковь уже не могла вместить всех прихожан. Кроме того, она была ветхой и холодной. Поэтому с1902 г. Епархиальным начальством было разрешено изыскивать средства на постройку нового храма, который решено было строить каменным. В последующие годы собирались пожертвования на строительство. Вчерне величественный одноэтажный храм во имя Святой Троицы был закончен в1915 г. Известно, что в1919 г. он еще не был окончательно отделан и предстояла его достройка. В феврале1923 г. предполагалась поездка Преосвященного епископа Курганского Константина в с. Саломатовское для освящения храма, которое, очевидно, и состоялось в том же году. Церковь перестала действовать в1930 г., в1934 г. властями был запрещен звон ее пяти колоколов, а в1936 г. она была окончательно закрыта Челябинским облисполкомом. К1947 г. в здании уже не было окон и части крыши, церковная утварь не сохранилась. В это время в церкви располагался зерносклад, который находился в ней и в последующие годы. Тем не менее, здание Свято-Троицкой церкви в с. Саламатовском сохранилось до наших дней, и является выявленным объектом культурного наследия Курганской области.

 

 

Салтосарайское, село Салтосарайской волости Курганского уезда.

В1693 г. беломестным казакам Усть-Миасской слободы Захару Сизикову с братом Екимом приказано было основать на краю Илецкого бора Салтосарайскую слободу и заселить ее крестьянами из Тобольского, Верхотурского и Туринского уездов. Наименование свое слобода получила от озера Салтосарайского, на берегу которого она первоначально располагалась. Озеро же было названо так по имени татарского хана Салтосарая (Салтысарека), брата основателя Сибирского ханства Табуги. Спасаясь от Чингисхана, Салтосарай поселился на берегу большого озера и построил там крепость, названную Салтысарек-тура. Считалось, что сильнее этого укрепления нет во всей Сибири по той причине, что озеро дугой огибало крепость, оставив к воротам только узкий проход. Однако в1563 г. при хане Кучуме в ходе войны Салтосарайская крепость была разрушена, оставив память о себе в названии озера, на берегу которого возникла позднее одноименная слобода. К середине XVIII в. слобода была перенесена на другое место, на 8 верст южнее первоначального, в местность, окруженную бором, на берег озера Шелковникова (Безымянного). По сведениям1710 г. к Салтосарайской слободе относилась д. Шелковникова над озером Боровым, которая, вероятно, была названа так от фамилии местных жителей. В последующие годы это селение уже не упоминается, поэтому можно предположить, что на его место и была перенесена Салтосарайская слобода, которая в середине XVIII уже имела военные укрепления.

Первоначально слобода относилась к Тобольскому уезду Сибирской губернии, позднее входила в состав Ялуторовского дистрикта, а к1782 г. стала центром Салтосарайской волости Курганского уезда Тобольской губернии. В начале 1820-х гг. волостное правление было перенесено в с. Чашинское, хотя и продолжало именоваться Салтосарайским. С этого времени с. Салтосарайское стало именоваться еще и Старой слободой. В XIX – начале XX вв. в селе ежегодно проводились два однодневных торжка: Ильинский 20 июля и Знаменский 27 ноября. Кроме них в 1860-е гг. известны торжки в день Святителя Николая 9 мая и в праздник Вознесения Господня. Находящиеся при церкви лавки во время этих торжков сдавались в наем, доход от чего до середины 1870-х гг. поступал в церковную казну.

О времени образования Салтосарайского прихода письменных документов не сохранилось, так как они частью от времени, частью от бывших неоднократно пожаров были уничтожены. По устному же преданию, сохранявшемуся до начала XX в., известно, что приход появился, по крайней мере, в начале XVIII столетия. К концу 1780-х гг. в состав его, кроме самой слободы, входили деревни: Банникова, Деулина, Расковалова, Чашинская, Пьянкова, Могильная и Камаганская. Когда в1820 г. церковь в слободе сгорела, то прихожане не пожелали более строить церковь на старом месте ввиду того, что слобода по отношению к деревням прихода не занимала центрального положения. Они выстроили новый храм в д. Чашинской, отстоящей от слободы в 12 верстах и расположенной в центре прихода. Таким образом, приход под названием Салтосарайского существовал с центром в с. Чашинском, которое по причине находящегося там Салтосарайского волостного правления до1832 г. именовалось слободой Салтосарайской. Кроме того, в приходе к этому времени появились деревни Большая Иткульская и Зарешная Иткульская. После того, как в1832 г. церковь в с. Чашинском сгорела, жители этого села и деревень Расковаловой, Могильной, Большой Иткульской и Зарешной Иткульской - с одной стороны, и Старой слободы и деревень Деулиной, Банниковой, Пьянковой и Камаганской - с другой стороны, подали Высокопреосвященному Афанасию, архиепископу Тобольскому и Сибирскому, обоюдное прошение о разделении прихода на два отдельных. Просьба их ввиду обширности и многолюдности прихода была в1833 г. уважена, и с1835 г. приход разделился. В Салтосарайский приход вошли с. Салтосарайское и деревни: Деулина, Банникова, Пьянкова, Малая Камаганская и Камаганская (Большая Камаганская) с выселком из нее под названием д. Налимовой. Кроме этих селений к приходу относились обитатели Илецко-Иковского винокуренного завода, расположенного в 15 верстах. В начале 1860-х гг., не пожелав участвовать в построении новой каменной церкви, жители деревень Пьянковой, Больше-Камаганской, Мало-Камаганской и Налимовой отделились, образовав самостоятельный Пьянковский приход. Но после того, как в1868 г. Пьянковская церковь сгорела, указом Тобольской духовной консистории от1871 г. Пьянковский приход был снова присоединен к Салтосарайскому и оставался приписным до середины1885 г., когда он окончательно отделился согласно указу Святейшего Синода от 11 апреля1885 г. Таким образом, с 1885 по 1915 гг. Салтосарайский приход состоял, кроме самого села из деревень Деулиной, Банниковой и присоединившейся к ним в1872 г. д. Кокориной. В начале 1920-х гг. к нему принадлежали село и деревни: Деулина, Больше-Банникова и Мало-Банникова. Вероятно, в таком  составе приход и существовал до его ликвидации в начале 1930-х гг.

Церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

О существовании церкви в то время, когда слобода располагалась у озера Салтосарайского, никаких сведений не имеется. По некоторым устным преданиям, сохранявшимся у местных жителей до начала XX в., церковь в Салтосарайском селении существовала уже в 1680-е гг. Когда же в начале XVIII в. слобода переместилась на новое место, то жители ее в скором времени построили церковь невдалеке от места обретения иконы Знамения Божией Матери, в честь которой она и была освящена. О существовании храма в слободе Салтосарайской в середине XVIII в. говорит и имевшийся когда-то в церкви антиминс, который был освящен для нее в1755 г. Высокопреосвященнейшим митрополитом Тобольским Сильвестром. Если это был даже первый антиминс, то и тогда надо допустить, что первая церковь начала строиться в слободе около 1750-х гг. Эта деревянная церковь во имя иконы Знамения Божией Матери была, как говорит предание, за ветхостью разобрана в конце XVIII в.

Вместо нее на том же самом месте и во имя той же иконы Знамения Божией Матери была построена вторая деревянная однопрестольная церковь, которая весной1820 г. сгорела от молнии. При пожаре все документы и имущество церкви, включая и иконостас, сгорели дотла. Не было вынесено ничего, кроме иконы Знамения Божией Матери. Стоявшая же отдельно от храма восьмигранная колокольня, как ненужная, была продана крестьянину с. Салтосарайского Карпу Гребенщикову, который употребил ее на теплые стаи. После этого прихожане решили построить новую церковь в с. Чашинском, куда и был перенесен центр прихода Салтосарайского.

После уничтожения огнем в1833 г. церкви в с. Чашинском прихожане подали прошение Высокопреосвященнейшему Афанасию, архиепископу Тобольскому и Сибирскому, о разрешении постройки нового храма в слободе Салтосарайской по уважению к тому обстоятельству, что в этом селении церковь существовала уже более 150 лет назад. Указом Тобольской духовной консистории в1833 г. разрешено было выстроить в слободе Салтосарайской деревянную церковь во имя Знамения Божией Матери, после чего прихожане, вошедшие в состав прихода, начали заготовлять лес для постройки церкви. Храмозданная грамота на заложение храма в Старой Салтосарайской слободе была получена от того же Высокопреосвященнейшего Афанасия 28 марта1834 г. Получив грамоту, прихожане приступили к строительству церкви, которое велось около двух с половиной лет частью на их средства, а большей частью на пожертвования владевшего в то время Илецко-Иковским винокуренным заводом купца Никиты Федоровича Мясникова. На его же средства в новом храме в1836 г. был устроен иконостас в форме римских портиков и заведена церковная утварь. Престол в храме был устроен один и освящен 12 декабря1836 г. во имя Знамения Божией Матери. Здание было выстроено деревянное с такою же колокольней, сторожкой и оградой. Существовала эта церковь тоже не долго, и сгорела дотла в 8 часов вечера 3 декабря1857 г. от неосторожности сторожей, выпаливавших клопов в караулке. Первый огонь появился на северном углу колокольни. Думая потушить огонь своими силами, караульные своевременно не подняли тревогу, огонь перешел наверх и за несколько часов кондовое деревянное здание храма было уничтожено до основания. Все вещи, включая иконостас, были спасены, кроме колоколов, которые от сильного жара все расплавились.

Часовня.

Первое время после пожара богослужения в с. Салтосарайском отправлялись в обывательском доме, неудобном для помещения народа. Поэтому прихожане пожелали выстроить на свои средства деревянный молитвенный дом (часовню) длиной 4 сажени, шириной 2 с половиной сажени и высотой 2 сажени, с тем, чтобы по окончании постройки новой церкви уничтожить его. Часовня была построена в1858 г. по указу Тобольской духовной консистории от 29 апреля того же года. Службы в ней проводились до1865 г., после чего она осталась без всякого употребления и постепенно ветшала. Поэтому в1874 г. прихожане через благочинного обратились к Епархиальному начальству с прошением о разрешении продать ее. Продажа была разрешена указом Тобольской духовной консистории от 2 июля1874 г. В1876 г. здание было куплено жителями д. Куликовой Белозерского прихода и к весне1877 г. перевезено ими в свое селение, где из него также была устроена часовня.

В1858 г. прихожане по убеждению местного священника изъявили желание строить вместо сгоревшей деревянной новую, уже каменную, церковь во имя Знамения Божией Матери. Выстроить ее решили на прежнем месте в слободе Салтосарайской. Прихожане имели большое уважение к этому месту, потому что церковь существовала здесь издревле по указанию Божию, ознаменованному чудесным явлением иконы Божией Матери. Кроме того, участвовать в постройке пожелали жители Илецко-Иковского винокуренного завода, в результате чего слобода оказывалась в средоточии деревень, входивших в состав прихода, и завода, как его приватной части. Храмозданная грамота на строительство была выдана 19 сентября1858 г. от имени Преосвященного Феогноста, епископа Тобольского и Сибирского. С его же благословения храм был заложен 6 сентября1859 г. протоиереем Курганского собора Михаилом Тверитиным совместно с исправляющим должность благочинного Курганского ведомства священником Петром Серебренниковым и местным священником Федором Поповым. В том же году был заключен контракт с крестьянином Нижегородской губернии Балахнинского уезда вотчины графов Блудовых Алексеем Ивановичем Малышевым, который обязался выстроить каменную одноэтажную церковь с колокольней в одной связи, вставить в окна железные решетки, установить на храме три креста. В сезон1859 г. был устроен фундамент и выложен цоколь здания, в1861 г. началась возведение стен, а к концу1864 г. основные работы подрядчиком были завершены. Вся постройка была окончена в1865 г., крыша покрыта железом и окрашена, установлены кованные железные вызолоченные кресты, внутри храм был оштукатурен, а вокруг устроена деревянная ограда. Строительство это велось на церковную сумму при посредстве добровольных пожертвований и средства благотворителей братьев Мясниковых, которые пожертвовали деньги и лес из своей дачи Илецко-Иковского завода. Иконостас в храме был поставлен прежний, оставшийся от сгоревшей церкви. Утварь и книги также сохранились старые, только новые колокола прихожане отлили на собственные средства. Престол был устроен один во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Освящен он был 25 сентября1866 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, исполняющим должность благочинного священником Федором Поповым.

В последующие годы шло благоустройство и украшение храма. Наружные стены в1869 г. оштукатурил на свой счет подрядчик крестьянин с. Салтосарайского Иван Горигорьевич Пудовиков. С 1886 по 1889 гг. вместо старой деревянной была устроена каменная церковная ограда с железными решетками и мраморными столбами. В августе1902 г. был завершен ремонт храма, в ходе которого в1900 г. в нем был установлен новый деревянный золоченый иконостас с 22 иконами в три яруса. Старый иконостас, сохранившийся еще от деревянной церкви, тогда же с разрешения Епархиального начальства был уступлен в Рямовскую церковь-школу Заложинского прихода. В1909 г. по указу Тобольской духовной консистории от 16 мая того же года были позолочены кресты на храме, окрашены крыши и выбелены внешние стены. Внутренние стены храма к началу XX в. были расписаны живописными картинами и орнаментами. В1905 г. прихожане решили на собственные средства произвести поправку стенных росписей. Первоначально предполагалось не только заново окрасить стены и орнаменты на них, но и прописать все священные изображения новыми красками, не изменяя их ликов и фигур. Однако после промывки некоторых из картин оказалось, что они в поновлении не нуждаются, почему было решено их только очистить и покрыть лаком. Указом Тобольской духовной консистории от 13 октября1905 г. проведение этих работ было разрешено, а окончены они были подрядчиком крестьянином Александром Парфениевичем Бажуковым в июне1906 г. В июле1911 г. согласно указу Тобольской духовной консистории от 14 июня того же года внутренние стены храма вновь были промыты и окрашены подрядчиком крестьянином с. Чашинского Игнатием Ивановым на средства прихожан и добровольные пожертвования. Знаменская церковь в с. Салтосарайском перестала действовать с конца 1920-х гг. из-за отсутствия священника, хотя официально, вероятно, не закрывалась. Здание до начала 1960-х гг. использовалось под склад зерна и разрушалось, однако сохранилось до нашего времени и является выявленным объектом культурного наследия Курганской области.

С давних пор в Салтосарайском храме хранилась икона Знамения Пресвятой Богородицы, которая почиталась прихожанами и жителями соседних приходов за явленную и в честь которой была построена первая церковь, наименованная Знаменской. По преданию, когда слобода стояла еще на старом месте, на берегу озера Салтосарайского, на том месте, куда она была позднее перенесена, был густой непроходимый бор. По воспоминаниям старожилов, две старые девицы по фамилии Дружинины ходили в тот бор за грибами и увидели на пне сосны, несколько правее того места, где стоит в настоящее время церковь, икону Знамения Божией Матери, которую принесли в свое селение, но икона опять чудесно оказалась на том же месте. Пробовали еще несколько раз уносить икону из бора, но все повторялось: икона исчезала и появлялась снова на пне. Тогда жители слободы Салтосарайской, видя в этом указание Божие, оставили свое старое местожительство и переселились на новое место. Пенек этот существовал еще в первой половине XIX столетия и был покрыт голбчиком, наподобие намогильных памятников. В1857 г. без всякого разрешения Епархиального начальства икона была поновлена. Поновлял ее искусный иконописец, сохранивший все черты ее древнего письма. В начале XX в. икона эта, размерами 12 на 10 вершков, находилась в левом заклиросном киоте Салтосарайского храма. В последний раз образ Знамения Божией Матери  упоминается в описи церкви1923 г. О ее судьбе в последующие годы сведений не обнаружено.

11.02.2011 г.

 

 

Секисова, деревня Шмаковской волости Курганского уезда.

Деревня Секисова расположена на берегу небольшой речки Суери. Свое название она получила, очевидно, от фамилии крестьян, первыми в нее переселившихся. Дата основания деревни не установлена, но известно, что в1749 г. она уже существовала и находилась в ведении Усть-Суерской (Пуховой) слободы Ялуторовского дистрикта. С установлением в начале 1780-х гг. уездного и волостного деления д. Секисова вошла в состав Шмаковской волости Курганского уезда.

Вероятно, со времени своего основания д. Секисова относилась к приходу расположенной от нее в 3 верстах Покровской церкви с. Шмаковского. В этом приходе деревня состояла до закрытия Шмаковской церкви в начале 1930-х гг.

Часовня в честь Девяти Мучеников Кизических (во имя Святителя Николая Чудотворца).

После чудесного избавления от смерти в1891 г. в японском городе Отсу наследника Российского престола великого князя Николая Александровича (будущего императора Николая II) крестьяне д. Секисовой в память об этом решили возвести в своем селении часовню в честь Святых Девяти Мучеников Кизических, в день празднования которых - 29 апреля, произошли эти события. Деревянная часовня была выстроена к1894 г. С этого времени Шмаковским причтом в ней ежегодно 29 апреля совершались богослужения. По каким-то причинам в документах до1914 г. значится, что часовня была устроена в честь Святителя Николая Чудотворца, но с1915 г. она получила свое первоначальное наименование. Впрочем, в1915 г. часовня в честь Девяти Мучеников Кизических в д.Секисовой упоминается в последний раз. О ее дальнейшей судьбе сведений не обнаружено.

05.04.2011 г.

 

 

 

Семискульское, село Утечьей/Могилевской волости Курганского уезда.

Точная дата основания д. Семискульской не установлена. Селение расположено на восточном берегу одноименного озера, от которого и получило свое название. Имеются сведения о том, что в1693 г. у озера Семискуль кочевниками был разбит сборный отряд правительственных войск, вышедший из Ялуторовской и Суерской слобод. Со строительством в 1730-е гг. Ишимской укрепленной линии южнее ее был возведен форпост Семискульский. С устройством в 1752-1755 гг. новой Пресногорьковской линии гарнизоны старых крепостей и форпостов, потерявших свое значение, ушли на юг. В1755 г. властями было объявлено о продаже строений старых форпостов, и о разрешении купившим их переезжать сюда на жительство. Вероятно, вскоре после этого и появилась заселенная государственными крестьянами д. Семискульская. К началу XIX в. она уже существовала и входила в состав Утечьей волости Курганского уезда, а к началу 1880-х гг. была перечислена в Могилевскую волость. После постройки в начале XIX в. собственной церкви деревня стала именоваться селом Семискульским.

Никаких сведений о существовании в селе торжков и ярмарок не имеется, хотя известно, что в начале XX в. Семискульской церкви принадлежали 8 деревянных лавок. Известно и о существовании здесь в XIX в. съезжего праздника Рождества Христова, который продолжался 3-4 дня и на который собирались приезжие из соседних селений и волостей. Приговором сельского схода в1895 г. жители решили этот праздник упразднить. Видимо, это решение не было ими исполнено, и в1913 г. прихожане Семискульской церкви в ознаменование и увековечение 300-летия дома Романовых вновь решили навсегда уничтожить съезжие праздники и даже ходатайствовали перед духовными властями о разрешении прибить к церковным дверям металлическую доску с памятной по этому поводу надписью.

Очевидно, со времени основания и д. Семискульская состояла в приходе Свято-Троицкой церкви с. Мокроусовского Ялуторовского уезда, расположенной на расстоянии 20 верст. В1901 г. в деревне была построена приписная церковь, богослужения в которой отправлялись Мокроусовским причтом только в воскресные и праздничные дни. В1905 г. при ней было разрешено вести самостоятельное хозяйство, а для отправления богослужений и исполнения треб у жителей селения Семискульского и деревень Одиной и Селезневой Могилевской волости Курганского уезда, а также Гнилинской Мокроусовской волости Ялуторовского уезда сюда был прикомандирован один из священников Мокроусовской церкви. В1907 г. жители этих деревень подали епархиальному начальству прошение об открытии у них самостоятельного прихода. В1909 г. определением Святейшего Синода согласно ходатайству Преосвященного Антония, епископа Тобольского и Сибирского, был открыт Семискульский приход, состоявший из с. Семискульского и деревень: Одиной, Селезневой и Гнилинской (Дресвиной). Вероятно, в таком составе он и существовал до своей ликвидации в начале 1930-х гг.

Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.

В1894 г. крестьяне деревень Гнилинской, Семискульской и Селезневской, находящихся на значительном расстоянии от своего приходского храма в с. Мокроусовском, ходатайствовали перед епархиальным начальством о разрешении построить на собственные средства каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, место для сооружения которой было ими отведено в д. Семискуле. Проект был составлен в том же году Тобольским епархиальным архитектором Богданом Богдановичем Цинке. В декабре1894 г. с благословения Преосвященнейшего Агафангела, епископа Тобольского и Сибирского, постройка церкви епархиальным начальством была разрешена с тем, чтобы на первое время она была приписной к Мокроусовскому приходу. В мае1895 г. архитектором Цинке было отведено и разбито место под храм на свободной площадке с восточной стороны д. Семискуль около сельской Ишимской дороги. Подряд на строительство был отдан в1896 г. крестьянину Омутинской волости Ялуторовского уезда Егору Антонивичу Макарову. Закладка церкви во имя Святителя Николая Чудотворца была произведена в день памяти покровителя будущего храма 9 мая1896 г. благочинным Ялуторовских окружных церквей священником слободы Кизакской Александром Лавровым совместно со священником с. Мокроусовского Николаем Протопоповым. Каменное здание церкви в одной связи с колокольней и алтарем возводилось на средства прихожан и Мокроусовской Свято-Троицкой церкви, а также на добровольные пожертвования. Строительство шло быстро: к июлю1897 г. был выложен фундамент храма, к августу1898 г. стены были доведены до сводов, а в1899 г. своды и вся другая каменная работа были завершены. В июне1899 г. храм осмотрел архитектор Цинке, который отметил, что все работы подрядчиком Макаровым исполнены согласно плану, кроме трех наружных крылец, столбы у которых вместо деревянных были устроены каменные. В здании было устроено шесть дверей: одни входные с запада и две боковые с юга и севера, а также три внутренних двери, ведущие из расположенной под колокольней паперти в сторожку, на колокольню и в трапезу.  К октябрю1899 г. вся церковная кровля и купола были покрыта железом и окрашены зеленой краской, сделаны семь глав с железными крестами, главы и кресты вызолочены червонным золотом, на колокольню подняты пять колоколов.

Для устройства иконостаса в новый храм прихожане в1900 г. подрядили механика Тобольской губернии инженера-технолога Павла Степановича Голышева. Согласно заключенным условиям он обязался соорудить сосновый иконостас с изготовленными из липового дерева резными полуколоннами, пилястрами, карнизами, рамами вокруг икон и царскими вратами. Гладь иконостаса предполагалось окрасить в малиновый цвет, а резьбу вызолотить червонным золотом; иконы написать в греческом стиле по живописному фону. К июню1901 г. эти работы были завершены, иконостас установлен, в нем помещены иконы, число которых по сведениям1922 г. составляло 25. Необходимая церковная утварь была приобретена в торговом доме Щербакова в г. Кургане. Освящение новопостроенного храма в селении Семискульском было совершено 20 августа1901 г. благочинным 4-го благочиния Ялуторовского уезда Григорием Добровым в сослужении пяти священников. Однако церковь и после освящения нуждалась в достройке и дальнейшей отделке: стены внутри и снаружи еще не были оштукатурены, отсутствовала церковная ограда. Наружные стены храма были оштукатурены прихожанами к концу1904 г., а к1911 г. была возведена каменная с железными решетками ограда и каменные крытые железом сторожка и усыпальница.

Семискульская церковь была закрыта в1933 г. по решению Челябинского облисполкома и занята под склад зерна. В 1940-е гг. здание было еще исправным, но к середине 1950-х гг. уже находилось в разрушенном состоянии. В1957 г. Курганский облисполком разрешил Семискульскому совхозу приспособить церковь под электростанцию, но намерение это, видимо, не было исполнено. К началу 1960-х гг. она была переоборудована, колокольня и купола сняты, крыша перестроена, здание использовалось под зерносклад и продолжало разрушаться. Несмотря на это Николаевская церковь в с. Семискуль Мокроусовского района сохранилась до нашего времени и входит в список выявленных объектов культурного наследия Курганской области.

26.04.2011 г.

 

Серебряное, село Куреинской волости Курганского уезда.

Деревня Серебряная основана в1878 г. как переселенческий поселок на территории Куреинской волости Курганского уезда. Состав поселка был пестрый с преобладанием основавших поселение жителей Пермской губернии и приселившихся к ним в1881 г. переселенцев из Курской губернии. Затем к поселку причислились выходцы из Орловской, Пензенской, Тамбовской, Владимирской и Вятской губерний. Когда образовалось ядро поселка, к ним стали селиться разные переселенцы-неудачники, скитавшиеся до того времени по степям Кокчетавского и Челябинского уездов и по соседним деревням. Однако, известна и другая версия основания поселка. По воспоминаниям местных жителей, его основателями были крестьяне из д. Поповка Амонской волости Рыльского уезда Курской губернии, переселившиеся на жительство в Сибирь в1879 г. Вожаком переселенцев был Влас Табаров. Первоначально в Курганский уезд пришли около 30 семейств, которые вырыли землянки в березовом лесу вблизи озера. Вода в нем была пресная, чистая и прозрачная, отчего озеро получило наименование Серебряное. Вскоре половина крестьян уехала обратно, а остальные остались жить у озера, по которому и поселок был назван Серебряным. Позднее стали подселяться крестьяне из других губерний России, и поселок превратился в деревню, которая после постройки здесь церкви и открытия самостоятельного прихода стала селом. В настоящее время этого населенного пункта уже не существует.

С 1880 по 1910 гг. д. Серебряная числится в приходе Свято-Троицкой церкви с. Куреинского, находящегося в 12 верстах.  В августе1911 г. она была отчислена к Николаевской церкви с. Мартинского, расположенного на расстоянии 6 верст. С1915 г. при Серебрянской церкви началось ведение самостоятельного хозяйства и метрических книг, появился вольнонаемный причт с жалованием от прихожан. К новому приходу кроме с. Серебряного присоединились жители д. Слевной (Сливной), также состоявшие до того в Мартинском приходе, а к1927 г. к ним присоединилась основанная в 3 верстах от села д. Паранина. Вероятно, в таком составе приход и существовал до его ликвидации в начале 1930-х гг.

Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

Жители д. Серебряной, как недавние переселенцы из России, были народом религиозным, привыкшим часто посещать богослужения. Между тем, по причине отдаленности своей приходской церкви в с. Куреинском они не всегда могли удовлетворять свои религиозные потребности и испытывали затруднения в исполнении христианского долга. По этой причине в1900 г. они и примкнувшие к ним крестьяне д. Слевной подали епархиальному начальству прошение о дозволении после освящения в с. Куреинском нового каменного храма перенести имевшуюся там старую деревянную церковь в д. Серебряную. Однако на освобождающееся здание претендовали и крестьяне д. Мартиной, пожелавшие устроить у себя приписную церковь, и получившие в1901 г. разрешение на его перевозку. Поэтому прихожане решили строить храм своими силами и начали собирать для этого пожертвования. В июле1903 г. Тобольским епархиальным архитектором Богданом Богдановичем Цинке с восточной стороны д. Серебряной было разбито место под строительство деревянной на каменном фундаменте церкви. В августе1903 г. прихожане Иоанно-Богословской церкви с. Спорновского Саламатовской волости Курганского уезда согласились продать свой старый деревянный храм жителям д. Серебряной. В январе1904 г. архитектором Цинке был составлен проект перестройки здания, по которому, между прочим, предполагалось расширить церковь на 4 с половиной аршина. Однако ни подготовленный проект, ни выбранное архитектором место прихожанам не понравились. Новый проект был составлен техником-практиком Анатолием Александровичем Пермяковым, а в сентябре1904 г. он же произвел разбивку места под строительство на новом месте на деревенской площади. Постройка эта была разрешена в марте1905 г., а указом Тобольской духовной консистории от 27 июня1905 г. была разрешена покупка и перевозка старой церкви из с. Спорновского и закладка ее в д. Серебряной с одновременной выдачей храмозданной грамоты. Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла был заложен 24 июля1905 г. благочинным Курганских уездных церквей протоиереем Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского Петром Буровым в сослужении соседних священников и причтов в присутствии множества народа.

Для возведения церкви прихожане наняли подрядчика – мещанина г. Ишима Дмитрия Алексеевича Ещенкова. Согласно договору он должен был разобрать старое здание и иконостас, построить на новом месте кирпичный фундамент на полтора аршина сверх земли, поставить храм на место, устроить лестницы на колокольню, покрыть купола и шпиль железом, установить позолоченные главы и кресты. По окончании работ планировалось установить на место прежний иконостас в том виде, в каком он будет доставлен. Строительство велось на средства прихожан. В лето1905 г. был сложен фундамент и срублено несколько рядов стен. В1906 г. одноэтажная однопрестольная церковь в одной связи с такой же колокольней вчерне была построена, причем купленный прихожанами храм согласно составленному плану был увеличен и построен почти весь заново, так что материал его разошелся на разные мелкие перерубки.  Расположение помещений в плане было сделано такое же, как было в прежней церкви, с боков алтаря возобновлены пристройки. Стены колокольни внутри скреплены шпалами на железных болтах, в окна вставлены железные решетки, крыша и главы покрыты железом и окрашены. Перевезенный вместе с храмом старый ветхий иконостас для нового здания оказался узким, поэтому в том же году Тобольской духовной консисторией по просьбе прихожан была разрешена постройка нового иконостаса. Для его устройства подрядили шадринского мещанина Андрея Ивановича Алексеева. Он обязался изготовить и доставить из г. Шадринска деревянный трехъярусный иконостас с липовой золоченой резьбой, полуколоннами, рамами и царскими вратами, иконы написать масляной краской на дереве и разместить их в двух рядах, которые разделить средним рядом с изображением святых на круглых досках. Кроме того, предполагалось устроить новые заклиросные киоты с такой же резьбой и позолотой, как в иконостасе, а на потолке храма написать на полотне икону Бога Саваофа в квадрате. Все работы были выполнены подрядчиком к концу июня1907 г. К1909 г. были приобретены необходимая утварь, облачения и книги, и 15 декабря того же года благочинным 4-го благочиния Курганского уезда священником Николаем Преображенским в сослужении священников сел Лисьевского, Куреинского, Лопатинского и Сусловского храм в д. Серебряной был освящен. Он состоял приписным до1911 г. к Куреинской, а с этого года – к Мартинской церкви, священники которых и совершали в нем службы. С1915 г. Серебрянская церковь получила самостоятельность. По описанию 1920-х гг. Петро-Павловская церковь представляла собой деревянное одноэтажное крытое железом здание, в котором имелись 19 окон, 8 дверей, 3 обитых железом главы с железными крестами, деревянная колокольня в два яруса с 4 колоколами, под которой располагалась сторожка. Внутри размещался трехъярусный золоченый иконостас с 23 иконами. В1927 г. готовилась постройка деревянной церковной ограды, но работы эти, видимо, так и не были начаты. В конце 1920-х гг. в связи с проводившейся коллективизацией в Серебрянском приходе началась усиленная компания по изъятию храма для культурных целей. На проходившей 25 января1930 г. конференции по объединению Серебрянского, Чебаковского и Мартинского колхозов в коммуну было вынесено постановление Серебрянскую церковь закрыть, и уже 27 января1930 г. местными властями у священника были отобраны ключи от храма. К марту1932 г. Петро-Павловская церковь была окончательно закрыта решениями государственной власти. О дальнейшей судьбе здания никаких сведений не сохранилось.

06.06.2011 г.

 

 

Середкинское, село Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда.

Деревня Середкина на берегу реки Суери появилась в конце XVIII – первой четверти XIX вв. Заселили ее, вероятно, крестьяне-старожилы из соседних населенных пунктов, которых необходимость в новых пашнях и пастбищах заставила выделиться в новое поселение. В административном отношении деревня принадлежала к Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда. С постройкой здесь в начале XX в. приписной церкви селение чаще стало именоваться селом Середкинским. С середины 1920-х гг. после ликвидации уездного и волостного деления и образования Марайского района село иногда называли Большим Середкинским для того, чтобы не путать с расположенной выше по течению реки Суери д. Середкиной бывшего Курганского уезда.

Православное население деревни со времени ее основания относилось к приходу расположенной в 6 верстах Иоанно-Богословской церкви слободы Верх-Суерской. В этом приходе они числятся до его закрытия в конце 1930-х гг. Значительная часть жителей д. Середкиной издавна были старообрядцами. Некоторые из них в1839 г. присоединились к официальной церкви на правах единоверия и вскоре вошли в приход Успенской единоверческой церкви с. Уваровского Ялуторовского уезда, находившейся в 20 верстах. К началу1927 г. Середкинское общество единоверцев было официально зарегистрировано властями, однако за неимением средств своих священников не содержало. Для проведения богослужений приглашался причт соседней православной Верх-Суерской церкви. К началу 1930-х гг. общество в документах единоверческим уже не именуется. Окончательно оно распалось, очевидно, к концу 1930-х гг.

Часовня.

В самом начале XX в. в д. Середкиной уже существовала часовня. Точная дата ее постройки не установлена, как и то, в честь какого святого или праздника она была освящена. Неизвестна и ее конфессиональная принадлежность, можно только предположить, что часовня эта принадлежала местным единоверцам. Здание ее, очевидно, было деревянным и, возможно, в дальнейшем она была перестроена в единоверческую церковь.

Церковь единоверческая во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Известно, что в1905 г. епархиальным начальством был разрешен сбор добровольных пожертвований на постройку в д. Середкиной единоверческого храма, приписного к Уваровскому приходу. Деревянная церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова была построена в1908 г. По описанию1927 г. она представляла собой деревянное на каменном фундаменте здание, крытое железом. При ней находились 4 колокола. Сведений о присутствии в это время в храме иконостаса не имеется, известно лишь о наличии в нем иконы афонского письма. Иоанно-Богословская единоверческая церковь в с. Середкинском была закрыта решением общих собраний граждан в1938 г. К1945 г. она была переоборудована под сельский клуб. По словам местных жителей, здание было разобрано в 1970-е гг., из оставшегося от разборки материала построен жилой дом.

27.06.2011 г.

 

 

Сетовнинское, село Кривинской волости Курганского уезда.

Деревня Сетовная (Сетова) на берегу озера Упалим (Ополимово) возникла в начале XIX в. По ревизии1812 г. она значится как вновь заводимая. Основали ее крестьяне Федор Худяков, переехавший самовольно из д. Лисьей, и Алексей Попов из д. Слободчиковой. В административном отношении селение входило в состав Кривинской волости Курганского уезда. С постройкой в1911 г. церкви деревня стала чаще именоваться селом Сетовнинским (Сетовным).

Со времени своего основания д. Сетова относилась к приходу расположенной в 15 верстах Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского. К1918 г. в с. Сетовнинском был образован самостоятельный приход, к которому отошли от Кривинской церкви деревни Гренадер, Больше-Умрешева и Мало-Умрешева. Видимо в таком составе приход существовал до его ликвидации в начале 1930-х гг.

Часовня в честь Святого Пророка Божия Илии.

К1890 г. в д. Сетовой с дозволения епархиального начальства была выстроена часовня в честь Святого Пророка Божия Илии. Здание ее, очевидно, было деревянным. Богослужения в часовне отправлялись ежегодно 20 июля священниками Кривинской церкви. Часовня эта существовала до1910 г., и в последующие годы не упоминается. Возможно, она была упразднена после постройки в селении приписной церкви.

Церковь во имя Святого Пророка Божия Илии.

В1906 г. епархиальным начальством было разрешено жителям д. Сетовой устроить у себя церковь. Для ее постройки прихожане в том же году купили старый деревянный храм в с. Дубровном Могилевской волости Курганского уезда, оставшийся без употребления после освящения здесь новой церкви. В1908 г. здание было перевезено и установлено в д. Сетовой, после чего началась его внутренняя отделка. Работы велись на средства прихожан и добровольные пожертвования, и были завершены в1911 г. Однопрестольный храм был освящен с разрешения епархиального начальства в1912 г. во имя Святого Пророка Божия Илии. В первые годы после освящения он являлся приписным к Марии-Магдалинской церкви с. Кривинского, а самостоятельность получил к1918 г. В 1920-е гг. Сетовнинская церковь представляла собой деревянное одноэтажное обшитое тесом здание длиной 17, шириной 8 с половиной, высотой до крыши 9 аршин. В нем имелись 12 окон с железными решетками и 4 двери. Храм был увенчан тремя покрытыми железом главами с железными прорезными крестами. При нем имелась открытая паперть на деревянный столбах и деревянная одноярусная колокольня высотой до креста около 25 аршин. На колокольне размещались 6 колоколов. Под ней располагались сторожка и кладовая. В церкви был установлен деревянный золоченый иконостас в два яруса размерами 10 на 3 аршина с 37 иконами. Церковная ограда в эти годы  была простая из досок. По сведениям1926 г. здание не было застраховано. В последний раз Пророко-Ильинская церковь упоминается как действующая в1927 г., о ее судьбе в последующие годы сведений не имеется. Не обнаружено и документов о закрытии Сетовнинского храма. Возможно, к началу 1930-х гг. его здание уже не существовало.

01.08.2011 г.

 



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites