kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Христианские храмы » Архитектурные особенности Богоявленской церкви села Зыряновского

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Архитектурные особенности Богоявленской церкви села Зыряновского

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции «VII Зыряновские чтения», Курган, 10-11 декабря 2009г. Издательство КГУ, 2009).

Процесс колонизации Южного Зауралья проходил в несколько этапов. Первоначально русскими засельщиками была освоена его северная часть, а во второй половине XVIII в. началось заселение и освоение южных районов. При заселении новых территорий первые переселенцы старались строить свои поселения по берегам рек Исети и Тобола (1, 197). Следует отметить, что Исеть заселялась ранее Тобола, ещё в XVII веке.

Одними из первых были основаны остроги Исетский (1650) и Катайский (1655). Вокруг которых по концентрической траектории возникали новые поселения, основателями являлись выходцы из этих слобод или острогов (1, 116). В результате складывалась определённая территориальная целостность, из многочисленных сел, расположенных по берегам реки Исети и её притокам.

На правом берегу реки Синара, как на одном из многочисленных притоков реки Исети, переселенцы из Катайского острога основали Зыряновскую крепость, которая была основана между 1709-1719 гг. Тимофеем Борисовичем Зыряновым, его сыном Никифором и внуками Алексеем, Петром, Игнатием, Федором и Егором (2, 142). «...Бывшая крепостца для защиты от нападений башкирцев, упразднённая в1748 г.» (5, 728). Кроме укреплений, важной и неотъемлемой принадлежностью каждой крепости являлись православные храмы, их возводили в первую очередь.

«Первый деревянный храм во имя Сергия Радонежского Чудотворца, построенный в 1730-х годах, сгорел в 1781г., 28 декабря. Взамен построили каменный храм, устроенный в1782 г. во имя того же святого, однопрестольный храм в1825 г. был разобран и употреблен при постройке теперешнего храма, который был заложен в 1820 году, по благословению Пермского Иустина» (3, 443). Строительство каменного четырехпрестольного храма во имя Богоявления Господня, третьего по счету, было закончено в 1846 году. В 1880-х годах (1884-1886) к тёплому храму пристроены с боков два придела с престолами (4, 109). Возведенная церковь на живописном и высоком берегу небольшой, но капризной речки Синары, окруженная невысокими постройками, имела хороший круговой обзор. Купольные завершения храма и вертикаль колокольни, видимые издалека, служили ориентиром селения, указывая на композиционный центр.

Богоявленская церковь представляет интересный образец раннего классицизма с барочными включениями. Правила строительства культовых сооружений в те времена были общепринятыми. Барочные церкви имели неизменную трехчастную композицию типа «кораблём», но подчиняясь стилистике классицизма, рассматриваемое сооружение имело более целостную объёмную структуру.

Трапезная и объём храма одной ширины, апсидная часть – полукруглая с диаметром, почти равным ширине храма. Четверик кубической формы увенчан полусферическим куполом, опирающимся на цилиндрический барабан. Тесное внутреннее пространство притвора по контрасту и величине, больших помещений трапезной и храма подчеркивает взаимосвязанность через широкую арку. Множество окон и громадный цилиндрический барабан обеспечивают хорошую освещенность интерьера.

Главным пластическим акцентом фасада храмовой части являются четырехколонные портики. Колонны, поднятые на невысокие крыльца, поддерживают антаблемент с фронтоном, что характерно для классицистической трактовки. Преобладающие плоскости и пятигранные приделы, украшенные пилястрами, придают гранёным формам большую определённость и четкость, а всему зданию – зрительную устойчивость и статичность. Скромной характеристикой являются «наложенность» декора в плоскости стен в виде треугольных сандриков над окнами и неглубоких ниш подчеркивающих контур оконных проёмов. Декоративная лепнина в виде розеток включена по осям простенков подкупольного барабана. Завершающий световой восьмерик в полуциркульном куполе с люкарнами по странам света также отражают барочное влияние. Эта спокойная и монолитная композиция дополнялась колокольней на притворе.

Трёхъярусная колокольня украшена высоким четырехколонным портиком коринфского ордера на высоком крыльце. Второй ярус четырехугольной формы отмечен рустованными стенами с полуциркульными проемами, переходящими в выступающий карниз с фронтонными. Высокие проёмы звона с утопленными колоннами украшены профилированными архивольтами и розетками, а ограждения выполнены в виде кованных узорчатых решеток. Таким образом, проект здания разработан и выдержан в строгих классицистических формах с барочными включениями.

При анализе архитектурных особенностей Богоявленского храма следует отметить, что заброшенное и разрушенное сооружение, до настоящего времени находясь в наиболее выгодной точке селения своими выразительными очертаниями, строгими архитектурными формами, вертикалью колокольни доминирует и украшает силуэт селения. При отсутствии вертикального акцента в панораме селения исчезла бы его неподражаемость и радость узнавания. Таким образом, общественный центр селения не только являлся общественным центром селения, но и оказывал культурно-эстетическое значение.

Список источников и литературы

1. История Курганской области (с древнейших времён до 1861 года). Т 1. Кур. гос. пед. ин-т Курган, 1995. С.370.

2. Мосин А.Г. Уральские фамилии Материалы для словаря. Т. 1. Екатеринбург, 2000. С 495.

3. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии // Братства Св. Праведного Симеона Чудотворца, 1902. С. 612.

4. Справочная книжка Екатеринбургской Епархии на 1815 г. Екатеринбург. Типография К.Н.Крылов и К°, 1915. С.420.

5. Энциклопедический словарь. Т. 12/ Изд. Ф.А. Брокгаузъ. И.А. Ефрон. СПб., 1894. С.728.

Т.Н. Липина (г. Каменск-Уральский).



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites