kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Христианские храмы » Богородице-Рождественская церковь села Рычковского Белозерского района Курганской области

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Богородице-Рождественская церковь села Рычковского Белозерского района Курганской области

 DSCN5998+

На территории Курганской области до наших дней сохранились православные храмы, построенные в  XVIII -  начале ХХ веков. Многие из них сейчас переживают не лучшие времена. Разоренные в период советской власти эти монументальные сооружения требуют к себе особого внимания и трепетного отношения. Вместе с тем идет процесс восстановления старых церквей, которые с настоящее время являются средоточием веры, связывающей прошлые и ныне живущие поколения зауральцев. К числу возрождающихся храмов нашего края следует отнести Богородице-Рождественскую церковь села Рычковского Белозерского района.

В конце  XIX в. деревни Рычкова (или по местному Притыкина), Русакова, Редькина относились к Иковской волости Курганского уезда Тобольской губернии. Их население составляли преимущественно православные христиане, которые были приписаны к приходу Васильевской церкви с. Иковского, единственной в волости. К этому периоду она уже стала тесной для возросшего числа верующих. Назрел вопрос о строительстве нового храма. Еще одним побудительным мотивом для открытия второй церкви в Иковской волости явились природно-климатические особенности этой местности. В весеннее время Тобол и его притоки сильно разливались, подтопляя местность вокруг с. Иковского и образуя залив, называемой в просторечии «Прорва». Особенно от этого страдали жители деревень Рычкова, Русакова и Редькина, отстоявшие от волостного села на 5, 6, 8 верст. Для того чтобы попасть в церковь, прихожанам приходилось проделывать большой окружной путь.

В1901 г. сельские общества Иковского прихода – Рычковское, Русаковское и Редькинское обратились в Тобольскую духовную консисторию с ходатайством о постройке нового деревянного храма в деревне Рычкова с образованием самостоятельного прихода. В этом же году после получения разрешения от церковных властей было выбрано место для храма, и начался сбор добровольных пожертвований. Место для церкви отвели вне селения Рычкова, но близко от него, на возвышенной западной стороне деревни, около бывшей березовой рощи. В1904 г. верующие решили строить не деревянный, как было предложено ранее, а каменный храм.

В1906 г. тобольский епархиальный архитектор К.П. Чакин выполнил проект кирпичной церкви. Проект здания был решен в «кирпичном» стиле, получившем распространение в последней трети  XIX в. «Кирпичный» стиль отличал простой и практичный способ отделки фасадов, который пришел на смену непрочной и недолговечной штукатурке. При возведении здания поверхность кладки оставалась обнаженной, либо облицовывалась высококачественным кирпичом. Выразительность постройки при этом достигалась использованием рельефной кладки.

Чакин Константин Павлович родился в1875 г. в Перми. В девяностые годы  XIX в. учился в пермском Алексеевском училище, одном из лучших в России, где техническая подготовка питомцев сочеталась с гуманитарной. С1898 г. работал в Тобльской губернии тюменским городским архитектором, с1905 г. по1919 г. – архитектором Тобольской епархии. Архитектурное наследие К.П. Чакина очень велико. Рычковский храм – один из образцов храмового зодчества этого архитектора. До наших дней в Тюмени сохранились жилые дома, общественные здания и сооружения, построенные по его проектам. Внес свое оригинальное начало в русский модерн: украшал здания соразмерным орнаментом, рельефно выделенным на плоских выступах построек. До революций1917 г. активно участвовал в общественной жизни уездного города Тюмени: дважды избирался гласным в городскую думу. В советское время работал в горкомхозе. В сороковые - пятидесятые годы архитектор запомнился тюменцам благородным стариком со старомодным поклоном при встрече, с приподнятой шляпой, с неизменным желтым портфелем и старыми галошами. Умер в1958 г. Похоронен на Текутьевском кладбище Тюмени. Его могила сохранилась до наших дней. 

Каменная одноэтажная церковь должна строиться на том же месте, где предполагалось ранее строить деревянную. По проекту главную часть храма венчал восьмигранный купол высотой 7,66 сажени. К ней примыкали два пристроя, трапезная и вход на трехъярусную колокольню.

В октябре этого же года К.П. Чакин произвел осмотр заготовленных материалов и грунта. 10 ноября (23 ноября по старому стилю)1906 г. Тобольской духовной консисторией было подписано официальное разрешение на постройку в селении Рычкова каменного храма с колокольней.

20 августа (2 сентября по старому стилю)1907 г. благочинным Курганских уездных церквей протоиереем Иоанном Редькиным в сослужении со священниками местных церквей Иковской, Падеринской, Чашинской и Дубровской была совершена торжественная закладка храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

В строительстве Рычковского храма принимали участие опытные и известные в крае мастера. Надзор за строительством осуществлял сам архитектор  К.П. Чакин и сменивший его в1909 г. курганский инженер Р.П. Кошкин.

Для производства каменных работ  и изготовления железных решеток в окна церкви  был подписан договор с подрядчиками Жучковым Иваном Дмитриевичем и Еличевым  Михаилом Дмитриевичем, выходцами из крестьян Нижегородской губернии. Внутренняя отделка была поручена Иванову Филиппу Николаевичу, крестьянину Ялуторовского уезда. В1911 г. с Хлопотовым Иосифом Андреевичем, екатеринбургским мещанином, был заключен подряд на изготовление иконостаса.

Работы по устройству рычковского иконостаса были закончены в феврале1912 г. Из сосны были изготовлены сам иконостас, карнизы, колонны, рамы, мелкая окладка и доски для икон, из липы – царские врата и все мелкие накладные украшения. Лицевая сторона иконостаса была окрашена в бирюзовый (голубой) цвет – цвет Богородицы. Особую торжественность и красоту ему добавляла позолота на полименте. Иконы были написаны на золотом чеканном фоне.

К июлю1912 г. здание храма, утварь, облачения священнослужителей, богослужебные книги были приготовлены для освящения. 25 августа (7 сентября по старому стилю)1912 г. с разрешения Преосвященнейшего Алексия, Епископа Тобольского и Сибирского, благочинным 5-го благочиния Курганского уезда протоиереем Александром Елеонским в сослужении с протоиереем Иковской церкви Иоанном Редькиным и священниками местных церквей Скопинской, Иковской и Кузьминской были совершены водосвятный молебен, освящение новоустроенного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и божественная литургия. 

Газета «Тобольские епархиальные ведомости» следующим образом описывала это торжественное событие: «Там, где пять лет тому назад паслись крестьянский скот и птица, была принесена первая бескровная жертва Господу Богу […] Не часто приходится видеть такие храмы в селах. Храм каменный, высокий и просторный, способный вместить до пяти сотен человек, имеет чудный резонанс. Приятно ласкает зрение иконостас работы известного в наших краях подрядчика И.А. Хлопотова. Весь голубой, с золотой резьбой, с иконами на золотом чеканном фоне под стеклом». Образовался новый приход Богородице-Рождественской церкви села Рычковское, в который вошли деревни Русакова и Редькина.

С установлением советской власти жизнь православного Рычковского прихода  изменилась. Вокруг шло закрытие и разорение церквей. Богородице-Казанский храм  был закрыт в тридцатые годы. Точная дата закрытия церкви не установлена. В архивных документах Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Курганской области имеется две даты:1930 г. и1936 г. В тот период церкви могли быть официально (на бумаге) не закрыты, но не действовали ввиду отсутствия священников. По-видимому, Рычковкий храм перестал функционировать в1930 г., а в1936 г. вышло решение Челябинского облисполкома о его закрытии.

В1946 г. состояние рычковской церкви оценивалось как исправное. Сохранились решетки на окнах, иконостас, царские врата и большая часть икон. Разрушенной оказалась лишь бывшая церковная ограда. В это время здание использовались как зернохранилище. Летом этого года местные жители стали хлопотать об открытии рычковского храма. В1947 г. церковь была вновь открыта. В  эти годы она работала очень успешно. Ее посещали не только жители Белозерского района, но соседних районов и г. Кургана.

В1960 г. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Курганской области А.Е. Важенин потребовал от благочинного церквей Курганского округа А.И. Малиновского не назначать в церковь села Рычково священника. Местными властями была организована «склока» по закрытию храма.

5 октября1961 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР закрыл церковь и снял рычковскую общину с регистрации. Однако местные власти, не дожидаясь окончательного решения из Москвы, уже в сентябре1961 г. начали вывозить храмовое имущество. Иконы, церковная утварь были определены на государственное хранение в Курганский областной краеведческий музей. В настоящее время иконы Богородице-Рождественнской церкви работы И.А. Хлопотова находятся в Курганском областном художественном музее. Здание было переоборудовано не под клуб, как предполагалось ранее, а под колхозный зерносклад. Со временем оно оказалось заброшенным.

В2005 г. рычковскому храм, как обладающему историко-культурной ценностью, был присвоен статус выявленного объекта культурного наследия. Для архитекторов здание церкви представляет интерес как образец храмового зодчества начала ХХ в. Для историков и краеведов храм является подлинным свидетелем исторических событий ХХ столетия. Для верующих он служит незыблемым оплотом православных традиций нашего края.

Екатерина Тершукова.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites