kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Христианские храмы » Внутреннее убранство сельского храма в начале XX века (На примере Михаило-Архангельской единоверческой церкви с. Плосковского)

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Внутреннее убранство сельского храма в начале XX века (На примере Михаило-Архангельской единоверческой церкви с. Плосковского)

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские чтения, Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008, с. 3435)

Реконструкция внутреннего убранства сельского храма позволяет взглянуть на жизнь зауральских крестьян с культурных и эстетических позиций. В качестве примера выбран единоверческий храм с. Плосковского как образец типичного сельского храма на территории Южного Зауралья в конце XIX – начале XX в. Селение Плоское возникло на берегу одноименного озера на рубеже XVIIIXIX вв.[1] Его жители являлись приверженцами древлеправославной веры – старообрядцами, или раскольниками, как их называют документы Тобольской духовной консистории. О деятельности братьев Василия и Филиппа Поповых – старожилах д. Плоской, имеющих священническую грамоту австрийского старообрядческого согласия и открывших в собственном доме моленную, неоднократно упоминается в официальной переписке Тобольской духовной консистории с гражданскими властями в связи с изъятием из моленной «книг, образа, аналоя и прочих вещей для богослужения».[2] Несмотря на все угрозы со стороны властей об уничтожении моленной, она осталась действующей, более того, на ее основе была выстроена часовня. В конце 40-х гг. XIX в. жители деревни Плосковской решили присоединиться к единоверию и вошли в состав Щучинского прихода.[3]

Деревянная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила была построена прихожанами в 1894 г.[4] Одноэтажное здание церкви располагалось на каменном фундаменте. Стены снаружи были окрашены белой краской, а крыша и десять водосточных труб – зеленой. Три главы из белой жести с деревянными куполами были обшиты тесом и окрашены белой краской. На них располагались три деревянных креста, обшитых белой жестью. Одиннадцать окон в форме правильного четырехугольника укреплены железными решетками и двойными рамами. Наружные двери – деревянные, створные, окрашенные зеленой краской, а внутренние двери, также створные, полустеклянные, столярной работы окрашены белой краской. Длина храма внутри от западных дверей до алтаря – 5 сажень 1 аршин 8 вершков, а ширина храма – 8 аршин, 12 вершков.[5] Колокольня деревянная на столбах, на ней 5 колоколов, год сооружения колокольни неизвестен. Самый большой колокол весил 5 пудов 28 фунтов. Внутри храма выложены две механические печи, обшитые листовым железом и окрашенные черной краской.

Описание внутреннего убранства храма основано на данных описи церковного имущества Плосковской Михаило-Архангельской церкви Лебяжьевского района Курганского округа Уральской области, составленной в 1923 г.[6] При этом следует учесть, что церковная утварь, представляющая коммерческую ценность, была изъята из храма годом раньше. Из рапорта уполномоченного Сусова узнаем, что из Плосковской церкви весной 1922 г. были изъяты церковные ценности из серебра общим весом 3 фунта 12 золотников[7]: потир, дискос, звездица, две тарелочки, крест.[8]

Алтарь Михаило-Архангельской церкви имел форму неправильного шестиугольника, пять сторон которого были равны между собой и имели длину 2 аршина 2 вершка, а западная сторона – 2 сажени 2 вершка. Длина алтаря от царских врат до восточной стены – 4 аршина 2 вершка, а ширина – 2 сажени 2 вершка. Престол алтаря был изготовлен из соснового леса и покрыт белым полотном, обвитым шелковым алым шнуром. Потолки в алтаре и в храме окрашены белой краской, а пол – желтой краской. Стены внутри алтаря оштукатурены, а внутри храма окрашены белой краской. Антиминс из желтой шелковой материи священнодействован епископом Тобольским и Сибирским Антонием 22 марта 1898 г. Деревянный жертвенник столярной работы имел форму неправильного пятиугольника.

Двухъярусный иконостас размером 36 кв. аршин изготовлен был в 1894 г. из соснового леса и окрашен бордовой краской. В нем было 33 иконы, выполненные на золотом фоне и помещенные в белые рамы. Резные деревянные царские врата из соснового леса также окрашены бордовой краской. На них изображены четыре евангелиста на круглых досках, а в центре – Благовещение Пресвятой Богородицы. На южной двери иконостаса изображен Архистратиг Гавриил, на северной двери – Архистратиг Михаил.

По правую сторону от царских врат была расположена икона с изображением Господа Вседержителя, далее за каждыми дверями иконостаса – икона с изображением Святого Архистратига Божия Михаила, рядом с ней по правую сторону – икона с изображением Сретенья; по левую сторону от царских врат – икона с изображением Божией Матери. Далее за северными дверями иконостаса – икона с изображением пророка крестителя Господня и Предтечи Иоанна, рядом с ней икона с изображением Святого великомученика Георгия. При царских вратах с южной стороны был расположен образ Спасителя, с северной стороны также над входом – образ Божией Матери. Над царскими вратами находилась икона с изображением Тайной вечери. Над образом Тайной вечери – икона с изображением Господа Вседержителя, сидящего на троне. По правую сторону от Вседержителя была икона с изображением Троицы, а далее икона с изображением апостолов: Марка, Луки, Андрея Первозванного, Иакова и Фомы, и икона с изображением Благовещения. По левую сторону от Вседержителя были расположены иконы с изображением: Успения Божией Матери, Святого пророка Илии и апостолов: Иоанна Богослова, Петра, Симона Зилота, Варфоломея и Филиппа.

За правым клиросом находилась икона «Всех святых», выполненная, как и все предыдущие иконы, по золотому фону. Она была помещена в киот, окрашенный бурой краской. За левым клиросом – икона таких же размеров, как и за правым (1 аршин на 14 вершков), в таком же киоте, с изображением Господа Вседержителя. Две аналойные иконы находились под стеклом: на первой изображено Воскресение Господне с двунадесятыми праздниками, на второй – Архангел Михаил. Всего в храме было более пятидесяти икон, а также три распятия – одно медное и два на деревянной доске.

На хоругви правого клироса был изображен Нерукотворный образ Иисуса Христа, с другой стороны – Богоявление Господне. На хоругви левого клироса с одной стороны было изображение Казанской Божьей Матери, с другой стороны – Архангела Михаила. Хоругви были бронзовые, с чеканными украшениями и бронзовым позолоченным восьмиконечным крестом. В стеклянном футляре в деревянной раме хранилась бархатная плащаница темно-малинового цвета, обшитая белыми и желтыми аппликациями, с четырьмя кистями по углам. В центре плащаницы – изображение Иисуса Христа, «лежащего во гробе» с предстоящими по углам херувимами. По краям вышиты слова тропаря.

В храме имелась в наличии вся утварь, необходимая для совершения богослужения и таинств, и полный церковный круг книг. Следует учесть, что это был единоверческий храм, в котором служба велась по старым книгам, не подвергшимся исправлению в период никоновских реформ. Поэтому часть из них была издана до Собора 1666 г., остальные переизданы в единоверческой типографии по старым образцам. Также в единоверческой Плосковской церкви не могло находиться икон с изображением святых, появившихся после раскола Русской православной церкви, так как в единоверческом храме богослужение проводилось по старым обрядам. Однако право совершать богослужение и таинства по старопечатным, дониконовским книгам и по своим обрядам сохранялось при условии подчинения в иерархическом отношении официальной церкви и принятия священнослужителей от православных архиереев. Причт Плосковской церкви в начале XX в. состоял из одного священника, им был Дубровин Николай Федорович, и псаломщика Веденева Пахомия Кирилловича.

Михайло-Архангельская единоверческая церковь была закрыта в 1929 г. по решению Президиума Лебяжьевского РИКа. По данным 1947 г. здание бывшей церкви было частично разрушено и использовалось под столовую яслей. В 1961 г. его переоборудовали под клуб, сделав с трех сторон пристрой из кирпича.[9] Никаких следов внутреннего убранства Михайло-Архангельской церкви с. Плосковского Лебяжьевского района Курганской области на сегодняшний день не сохранилось.

Ольга Юрьевна Бабушкина, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.



[1] Обзор экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа и г. Кургана Тобольской губернии. Курган, 1895 г.; Список населенных мест Тобольской губернии на 1903 г. Тобольск, 1904 г.; Адрес-календарь и справочная книга торгово-промышленных фирм г. Кургана и его уезда Тоб. губ. 1909 г. Курган, 1909.

[2] ГАКО Ф.87. Оп.1. Д.1. Л.4; ГАКО. Ф.81. Оп.1. Д.1. Лл.64-65; Савицкая О.Н. Указы Тобольской духовной консистории как источник по истории старообрядческого движения края // Архивы: история и современность. Курган, 1999 г. С. 88.

[3] ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.151. Л. 12.

[4] Справочная книга Тобольской епархии на 1913 год. Тобольск, 1913.

[5] Сажень = 3 аршина = 2,1336 м, аршин = 16 вершков = 0,7112 м; вершок = 44,45 мм.

[6] ГАКО. Ф.Р-464. Оп.З. Д.388, Лл.76, 76 об., 78, 79.

[7] Пуд = 16,3805 кг, фунт = 409, 51241 г, золотник = 4, 266 г.

[8] ГАКО. Ф.Р-635. Оп.З. Д.З. Лл.111 об, 374.

[9] ГАКО. Ф.Р-1800. ОП.1.Д.З. Л.12; Д16. Л.16; Д.18. Л.19; Д.ЗЗ. Л.117.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites