(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские
чтения, Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008, с. 34 – 35)
Реконструкция внутреннего убранства сельского храма позволяет
взглянуть на жизнь зауральских крестьян с
культурных и эстетических позиций. В качестве примера выбран единоверческий
храм с. Плосковского как образец типичного сельского храма на территории Южного
Зауралья в конце XIX – начале XX в. Селение Плоское
возникло на берегу одноименного озера на рубеже XVIII – XIX
вв.[1] Его
жители являлись приверженцами древлеправославной веры – старообрядцами, или раскольниками, как их называют документы Тобольской
духовной консистории. О деятельности братьев Василия и Филиппа Поповых –
старожилах д. Плоской, имеющих священническую
грамоту австрийского старообрядческого согласия и открывших в собственном доме
моленную, неоднократно упоминается в
официальной переписке Тобольской
духовной консистории с гражданскими властями в связи с изъятием из моленной
«книг, образа, аналоя и прочих вещей для богослужения».[2] Несмотря
на все угрозы со стороны властей об уничтожении моленной, она осталась действующей, более того, на ее основе была
выстроена часовня. В конце 40-х гг. XIX в. жители деревни
Плосковской решили присоединиться к единоверию и вошли в состав Щучинского прихода.[3]
Деревянная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила была
построена прихожанами в
Описание внутреннего убранства храма основано на данных
описи церковного имущества Плосковской Михаило-Архангельской церкви
Лебяжьевского района Курганского округа Уральской области, составленной в
Алтарь Михаило-Архангельской церкви имел форму неправильного
шестиугольника, пять сторон которого были равны между собой и имели длину 2 аршина 2
вершка, а западная сторона – 2 сажени 2 вершка. Длина алтаря от царских врат до
восточной стены – 4 аршина 2 вершка, а ширина – 2 сажени 2 вершка. Престол
алтаря был изготовлен из соснового леса и
покрыт белым полотном, обвитым
шелковым алым шнуром. Потолки в алтаре и в храме окрашены белой краской,
а пол – желтой краской. Стены внутри алтаря
оштукатурены, а внутри храма окрашены белой краской. Антиминс из желтой
шелковой материи священнодействован епископом Тобольским и Сибирским Антонием
22 марта
Двухъярусный
иконостас размером 36 кв. аршин изготовлен был в
По правую сторону от царских врат была расположена
икона с изображением Господа Вседержителя, далее за каждыми дверями иконостаса – икона с
изображением Святого Архистратига Божия Михаила, рядом с ней по правую сторону
– икона с изображением Сретенья; по левую сторону от царских врат – икона с
изображением Божией Матери. Далее за северными дверями иконостаса – икона с
изображением пророка крестителя Господня и
Предтечи Иоанна, рядом с ней икона с изображением
Святого великомученика Георгия. При царских
вратах с южной стороны был расположен образ Спасителя, с северной
стороны также над входом – образ Божией Матери. Над царскими вратами находилась
икона с изображением Тайной вечери. Над
образом Тайной вечери – икона с изображением Господа Вседержителя,
сидящего на троне. По правую сторону от Вседержителя
была икона с изображением Троицы, а далее икона с изображением
апостолов: Марка, Луки, Андрея Первозванного, Иакова и Фомы, и икона с
изображением Благовещения. По левую сторону от Вседержителя были расположены иконы с изображением: Успения Божией Матери, Святого пророка Илии и апостолов:
Иоанна Богослова, Петра, Симона
Зилота, Варфоломея и Филиппа.
За
правым клиросом находилась икона «Всех святых»,
выполненная, как и все предыдущие иконы, по золотому фону. Она была помещена в
киот, окрашенный бурой краской. За левым клиросом – икона таких же
размеров, как и за правым (1 аршин на 14 вершков), в таком же киоте, с изображением Господа Вседержителя.
Две аналойные иконы находились под
стеклом: на первой изображено
Воскресение Господне с двунадесятыми праздниками, на второй – Архангел
Михаил. Всего в храме было более пятидесяти икон, а также три распятия – одно медное и два на деревянной доске.
На
хоругви правого клироса был изображен Нерукотворный образ Иисуса Христа, с
другой стороны – Богоявление Господне. На
хоругви левого клироса с одной стороны
было изображение Казанской Божьей Матери, с другой стороны – Архангела
Михаила. Хоругви были бронзовые, с чеканными украшениями и бронзовым
позолоченным восьмиконечным крестом. В стеклянном футляре в деревянной раме
хранилась бархатная плащаница темно-малинового цвета, обшитая белыми и желтыми
аппликациями, с четырьмя кистями по углам. В центре плащаницы – изображение
Иисуса Христа, «лежащего во гробе» с предстоящими по углам херувимами. По краям
вышиты слова тропаря.
В храме имелась в наличии вся утварь,
необходимая для совершения богослужения и таинств, и полный церковный круг
книг. Следует учесть, что это был единоверческий храм, в котором служба велась
по старым книгам, не подвергшимся исправлению в период никоновских реформ.
Поэтому часть из них была издана до Собора
Михайло-Архангельская единоверческая церковь
была закрыта в
Ольга Юрьевна Бабушкина, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской
области.
[1] Обзор экономического и
сельскохозяйственного состояния Курганского округа и г. Кургана Тобольской
губернии. Курган,
[2] ГАКО Ф.87. Оп.1. Д.1. Л.4; ГАКО. Ф.81.
Оп.1. Д.1. Лл.64-65; Савицкая О.Н. Указы Тобольской духовной консистории как
источник по истории старообрядческого движения края // Архивы: история и
современность. Курган,
[3] ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.151. Л. 12.
[4] Справочная книга Тобольской епархии на 1913 год. Тобольск, 1913.
[5] Сажень = 3 аршина =
[6] ГАКО. Ф.Р-464. Оп.З. Д.388, Лл.76, 76 об., 78, 79.
[7] Пуд =
[8] ГАКО. Ф.Р-635. Оп.З. Д.З. Лл.111 об, 374.
[9] ГАКО. Ф.Р-1800. ОП.1.Д.З. Л.12; Д16. Л.16; Д.18. Л.19; Д.ЗЗ. Л.117.