kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Христианские храмы » КУПОЛА НАД ГОРОДОМ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




КУПОЛА НАД ГОРОДОМ

(из книги А.М. Васильевой: Курган. Времена минувшие. Куртамыш: ГУП «Куртамышская типография», 2013г. – 221 с.)

Слободы, возникшие на Тоболе уже в 17 веке, обязательно имели церковь. Сначала это были деревянные храмы, срубленные местными плотниками, «как мера и красота скажут». В 18 веке стали появляться планы, утвержденные в епархии, а в 19 веке без предварительного проекта, прошедшего несколько инстанций, к строительству даже не приступали. Курганские храмы не стали исключением. Когда Царево Городище, как называли в 17 веке наш город, стояло еще на Алгинском, или Арбинском яру, одной из первых там была выстроена деревянная однопрестольная церковь во имя Св. Великомученика Дмитрия Солунского, считавшегося покровителем Сибири.  Во время многочисленных налетов церковь грабилась неоднократно, а может быть, и сжигалась. Когда слобода была перенесена на новое место, то для церкви выбрали высокое место, которое не заливалось паводком. Два раза строили деревянный храм, Христорождественский, но пожары уничтожили его, а в третий раз выстроили каменный трехпрестольный собор. И всегда церкви, сменяя друг друга, строили в районе универмага, сквера Декабристов (так назывался в 1960-е годы сквер возле современной филармонии), а на месте каменной церкви стоит сейчас памятник Наташе Аргентовской.  Каменный храм назывался Троицким, но в 19 веке в церковных книгах он пишется как Христорождественский. Объясняется это тем, что после очередного пожара заложили каменную большую церковь на три престола: главный – во имя Св. Троицы, левый – во имя Св. Великомученика Дмитрия Солунского, правый престол заложили во имя Рождества Христова.

 DSC07366

Троицкий храм в Кургане

И поскольку денег у города было очень мало, и поднять сразу все здание не было возможности, то пришлось сначала достроить правый придел и освятить его в 1767 году. И так как он был во имя Рождества Христова, то и книги писались по Христорождественский церкви. Знаменитый путешественник П.С. Паллас в1771 г. отмечал, что в Царевом Городище «вместо старой деревянной церкви начали строить каменную, но как в окрестности сего места в извести недостаток и должно оную привозить из Шадринска и Тюмени, то строение производится медлительно». В начале XIX столетия церковь достроили и освятили полностью. По главному престолу во имя Св. Троицы, церковь и стала называться Троицкой. Пока город был маленьким (в1800 г. в Кургане жило 1569 человек), Троицкая церковь вмещала всех желающих. Но в большие праздники стекались жители окрестных деревень, и тогда толпа молящихся плотной стеной окружала храм и зажженные свечи издали казались золотым кольцом на каменных стенах. Особенно много людей собиралось на Троицу. В Кургане это был самый популярный церковный праздник. Именно в этот день совершался длительный крестный ход.

За день до Троицы из часовни деревни Курганской с крестным ходом приносили икону Св. Троицы в курганскую церковь, перед ней шла всенощная служба, и в самый день праздника после обедни начинался крестный ход и, казалось, что весь город принимает в нем участие. Икону несли обратно в деревню Курганскую и там, на высоком берегу Тобола, начиналось народное гулянье с хороводами, с борьбой, девушки плели венки и пускали их по реке, веселье длилось до глубокой ночи.

 1. DSC07509

Часовня в деревне Курганской

В 18 веке наши деревянные церкви имели крестообразное строение, шатровые крыши, главы были обшиты тесом, но не знаем, были ли они гладкими или чешуйчатыми. Кресты на главах были восьмиконечными. Входное крыльцо делали высоким. Стекла тогда не было, и оконницы, обычно небольшие, забирались слюдой. Иконы в церкви были только деревянные,  священные сосуды были только оловянными. Книги в основном были рукописными, хотя уже в 18 веке начали доходить до нашей церкви и печатные. Деревянные колокольни строили отдельно от храма, рассчитывая, что во время пожара хоть что-то уцелеет. Когда стали строить каменную церковь, то колокольню поставили в одной связи с самим храмом, то есть это было единое здание, и ход на колокольню был внутри храма. Каменная Троицкая церковь как бы вырастала из земли и производила впечатление основательности и прочности. Все купола покоились на восьмигранниках, окна на гранях барабанов были узкими, высокими, с закругленным верхом, и они немного облегчали тяжеловесность куполов. Купола, как и крыша, были крыты железом, окрашенным зеленой краской, «малахитом». Над церковью было два больших купола и три маленьких – над тремя престолами. Церковь была оштукатурена внутри и снаружи. После капитального ремонта в 1891 году церковь внутри расписали. Уже в начале 19 века церковь была обнесена оградой, внутри которой со временем были выстроены сторожка и небольшой дом под архив и канцелярию.

Именно в Троицкой церкви присутствовал на службе Великий князь, Наследник престола  Александр Николаевич,  будущий  император Александр II. Он прибыл в Курган в ночь с пятого на шестое июня 1837 года, накануне Троицына дня. Его сопровождал В.А. Жуковский, бывший воспитатель Великого князя. Известный русский поэт был другом нескольких декабристов, живших в это время на поселении в Кургане, и провел с ними в разговорах всю ночь. Декабристы собрались в гостиной М.М. Нарышкина и беседовали с Жуковским до утра. Н.И. Лорер пишет в своих заметках: «Стали благовестить к обедне. Жуковский ушел будить наследника. Только что он ушел, как прибегает к нам опять объявить, что его Высочество желает, что бы и мы были в церкви… Тут, в храме божием, мы… в первый раз видели нашего… наследника. Он стоял на ковре один, скромно и усердно молился. Ему едва минуло 18 лет, и он был прекрасен…».

Долгое время в Кургане была одна церковь и, значит, один приход. Кроме горожан сюда же были приписаны крестьяне всех окружающих деревень. Со временем храм перестал вмещать всех молящихся, и было решено строить большой собор во имя Рождества пресвятой Богородицы. В 1834 году в Тобольской консистории был получен план церкви, а с весны1836 г. начались подготовительные работы. Построить такай громадный храм такому маленькому городку, как Курган, было очень тяжело. Деньги могли быть получены не от государства, а от духовной консистории. Но этого было слишком мало. Стали собирать пожертвования от населения. Но население было малочисленным и не столь богатым, чтобы давать большую лепту. Исправник А.И. Дуранов, взявшийся быть попечителем строительства, в 1842 году умолял Курганское хозяйственное управление хоть немного помочь, потому что «церковь со стороны прихожан уже третий год оставлена решительно без пособия их…». Попечители вкладывали свои деньги, обращались к купечеству и чиновникам и наконец в1845 г. была освящена летняя неотапливаемая часть собора. Теплая часть с колокольнею была пристроена в1868 г. усердием купца  Семена Ивановича  Березина.

 3. DSC07452

Богородице-Рождественский собор в Кургане

Все здание церкви было каменное, одноэтажное, в одной связи с колокольнею, обнесенное кругом каменною оградою с чугунными решетками. В этой ограде было сделано со временем несколько захоронений священников, служивших в этом храме, в том числе здесь нашли свое упокоение три настоятеля храма. Но кладбища как такового возле храма никогда не было. В храме было пять престолов и одновременно могло совершаться пять различных служб: в одном престоле – обедня, в другом – крещение, в третьем – венчание и т.д. В летней части собора было три престола. Главный – во имя Рождества пресвятой Богородицы, правый придел – во имя архистратига Михаила, левый придел – во имя Св. Алексия, человека Божия. Иногда весь храм называли именем последнего. В теплой части церкви было два престола – справа во имя Св. Симеона Богоприимца, слева во имя Святителя и Чудотворца Николая. Зимой служба в основном и велась в двух последних приделах.

Собор славился своими иконостасами, резными, золочеными, с прекрасными иконами. Многие из них были выполнены местными мастерами, но нам известна только одна фамилия – Дворников, который писал иконы для Богородице-Рождественского храма еще в1842 г. Были и привозные иконы. И лучшей была икона Святого Великомученика Пантелеймона. Писана она была на Святой горе Афон в Русском Пантелеймоновском монастыре с чудотворной иконы Великомученика и прислана в благословение от Святой горы жителям Кургана в1880 г. по заказу купца Ф.С. Березина. Живопись на ней была прекрасная. Перед иконой горела неугасимая лампада от того же купца.

К концу 19 века городу стало мало двух храмов. Проведение железной дороги ускорило рост населения настолько, что стали возникать не только новые кварталы, но целые улицы и даже поселки. Требовался еще один приходской храм. Когда в1860 г. закрывали городское кладбище, предполагали превратить его в сад и со временем выстроить здесь приходскую церковь. Тем не менее, благие намерения долго оставались пустым звуком, пока не появился в Кургане деятельный образованный исправник Иван Яковлевич  Трофимов. Он снова заговорил о храме на кладбище, привлек к решению вопроса архиепископа Тобольского и Сибирского Агафангела. Составилась подписка на сооружение храма, купцы давали деньги тысячами, мещане сотнями, крестьяне копеечками.

Торжественная закладка храма состоялась 2 июня1896 г. Весь город собрался, чтобы поглазеть на это редкое зрелище. С утра от Богородице-Рождественского собора двинулся крестный ход во главе с одним из самых достойных священнослужителей Кургана, протоиреем соборной церкви Иоанном Волковым. Ему было поручено архиепископом совершить обряд закладки храма. Заранее были выполнены рвы под фундамент, приготовлены крест под престол и краеугольный камень с надлежащими надписями. Придя к старому кладбищу, духовенство приступило к молебствию, потом к освящению воды и елея, к окроплению святой водою места закладки и всех предметов.

Под восточной стеной был положен четырехугольный камень с надписями. Священники камень обложили кирпичами и замазали известью, в которую по принятому обычаю клали золотые и серебряные монеты. После повторного священнослужения духовенство и присутствующие прикладывались к кресту и были окроплены святою водою. Строительство велось 6 лет. Попечителем строительства храма был Дмитрий Иванович  Смолин, щедро субсидирующий необходимые затраты. Даже в своем завещании он оговорил сумму на окончание постройки нового храма: «…завещаю моим наследникам из сумм моего капитала, что будет недоставать, кроме уже выданных мною 30 тыс. рублей, пожертвовать и означенную постройку по своему усмотрению довести до конца». В1902 г. работы были окончены, и церковь освящена во имя Св. Великого князя Александра Невского.

 4. arhiv 059

Храм Александра Невского в Кургане

Храм был однопрестольный, внутри оштукатуренный и расписанный. Служба в этой церкви прекратилась в1929 г. и возобновилась в декабре 1991 года. И это единственная дореволюционная  церковь, сохранившаяся в городе. А ведь кроме трех приходских храмов, о которых рассказано выше, в Кургане было три домовых церкви – Преображенская при тюрьме, Пантелеймоновская при больнице, Иоанно-Богословская при духовной училище. Были костел, кирха, синагога, мечеть и молельные дома старообрядцев. Теперь о них знают и помнят только единицы, а ведь это история нашего города, духовной культуры и веротерпимости.

 5. arhiv 068. Городовая больница

Пантелеймоновская домовая церковь при больнице



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites