kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Христианские храмы » Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Костоусово (Кетовский район Курганской области)

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Костоусово (Кетовский район Курганской области)

Костоусово. 013  

В XIX – начале ХХ вв. село Костоусово Падеринской волости Курганского уезда при реке Тоболе находилось на земском тракте. Православные жители селения входили в приход Покровской церкви села Шкодского. Большинство жителей Костоусово принадлежали к старообрядцам.

В Костоусово существовала старообрядческая община «австрийского» согласия (Белокриницкой иерархии)*,  объединявшая крестьян этого села, деревень Максимовка, Носкова и заимки Губанова. По данным1903 г. в селении действовал молитвенный дом.

В1905 г. после подписания ряда законодательных актов «об укреплении начал веротерпимости» старообрядческие общества Тобольской губернии получили возможность легализовать свою деятельность. Костоусовская община официально была открыта в1907 г. В1909 г. характеризуя ситуацию в Тобольской губернии в отношении распространения старообрядческих общин, «Тобольские епархиальные ведомости» отмечали, что последователей австрийского священничества насчитывается 15% от общего числа старообрядцев губернии. Далее официальная газета Тобольской духовной консистории продолжала: «По разным местам епархии … сильно разрастаются австрийские храмы. Вполне обстроенные приходы, правда, существовали здесь и ранее, но теперь они приобрели больше прав и силы и лучше устроились. Во многих селах, особенно там, где приходится констатировать наличие двух храмом – православного и австрийского, последний особенно украшается и снабжается утварью. Давность существования австрийских приходов, с одной стороны, и широкая инициатива последователей, с другой, послужили к тому, что и по новым узаконением австрийцы скорее и лучше устроились, чем другие раскольники. Они, где возможно, стараются устроить свою общину; они прилагают все меры к лучшему процветанию их священничества. И труды их, как сказано, не пропадают даром … о более полном и подробном состоянии самой австрийщины сведений имеется в настоящее время мало. Причина этому в том, главным образом, что духовенство австрийское, и рядовые раскольники очень скрытны; с православными имеют дело очень мало – обособились от них, и живут своей особой жизнью».

Документальных свидетельств, подтверждающих деятельность старообрядческой общины села Костоусово в досоветский период, сохранилось очень мало. В объединенном фонде «Старообрядческие общины Курганского уезда Тобольской губернии» Государственного архива Курганской области имеется метрическая книга Костоусовской старообрядческой общины за1908 г. В ней зафиксированы 52 актовые записи о рождении старообрядцев с. Костоусова, с. Барашковского, Кривиной, д. Колташевой, д. Губановой Падеринской волости, с. Носковского Марайской волости, д. Песьяной Лапушинской волости, д. Максимовки, д. Кокушкина Моревской волости, д. Ново-Першиной Михайловской волости.

Строительство Покровской церкви, предположительно, велось в период с 1907 по 1917 гг. Выстроено каменное помещение храма в одной связи с колокольней. На1923 г. основное помещение церкви оценивалось в 6 тысяч рублей, пять колоколов – в 300 рублей. Покровская община села Костоусово имела большое собрание икон и богослужебных книг.

Покровская церковь закрыта в1936 г. В советское время помещение храма использовали как зерносклад. В настоящее время от здания сохранились капитальные стены с облицовкой красного кирпича до карниза, утрачены колокольня и свод храма.

Екатерина Тершукова.

Источники

ГАКО. Ф. 306. Оп. 1. Д. 8.

ГАКО. Ф. Р-464. Оп. 3. Д. 425.

ГАКО. Ф. Р-1800. Оп. 1. Д.16. Л. 3.

Адрес-календарь и справочная книга торгово-промышленных фирм г. Кургана и его уезда1909 г. Курган: типография А.И. Кочешева, [1909].

Обзор экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа Тобольской губернии. [Тобольск], 1895.

Список населенных мест Тобольской губернии. Тобольск: Губернская типография, 1904.

Список населенных мест Тобольской губернии. Тобольск: Губернская типография, 1912.

Тобольские епархиальные ведомости. 1909. 16 сентября. № 18.


* Белокриницкая иерархия – крупнейшая старообрядческая церковь поповского направления, появление которой связано со стремлением отдельных кругов старообрядчества создать свою высшую иерархию, обладающую каноническим правом посвящать в духовный сан, и таким образом покончить с зависимостью от никонианской церкви. Название происходит от с. Белая Криница (Австрийская Галиция), где обосновалась община поповцев, переселившихся из России. Сторонники учреждения иерархии склонили бывшего митрополита Амвросия присоединится к старообрядчеству и в1846 г. возглавить старообрядческую иерархию.  (Атеистический словарь. – М.: Политиздат, 1985. – С. 53.)



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites