kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Христианские храмы » Каменная память древних стен (Краткая история Усть-Суерского прихода)

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Каменная память древних стен (Краткая история Усть-Суерского прихода)

 4-iz-istorii-cerkvi_1

Храм в селе Усть-Суерском. Фото Владимира Шевцова, 2017 год.

31 декабря 1845 года по указу Тобольской Духовной консистории при слободе Усть-Суерской Николаевской церкви была заведена «памятная книга», куда записывались разные сведения об истории церкви. Книга прекрасно сохранилась в Курганском областном архиве, начинается она так:

«Начало Усть-Суерского прихода относится к 1700 году или следующим. В грамоте, данной 26 мая 1780 года, за подписью Высокопреосвященнейшого Варлама епископа Тобольского и Сибирского, на заложение настоящей каменной церкви, между прочим, упомянуто, что существовавшая до настоящей деревянная церковь была воздвигнута в 1733 году. А по устному преданию известно, что до сей церкви, была такая же, которая существовала около тридцати лет, а потом была пожаром истреблена. Деревянная церковь до 1761 года находилась около реки Тобола, на том месте, где ныне стоит деревня Куимова, а в сем году по причинению вреда причиняемому тому месту разлитием (вод рекою) перенесена с разрешения Высокопервосвященнейшего Павла митрополита Тобольского и Сибирского на настоящее место».

Материалы Тобольской духовной консистории, переписные книги, картографические чертежи и многие другие документы позволяют в хронологическом порядке восстановить историю Усть-Суерской церкви.

В 1689 году в Усть-Суерской слободе церкви еще не было. В слободе жили: писчий дьячок Филат Денисов сын Буслаев, бывший государственный крестьянин, родившийся в Галецком уезде, мельник, кузнец, беломестные казаки и оброчные крестьяне, общим количеством 34 двора (100 человек мужского пола). К слободе относились деревни: Памятная, Коркина и Зырянская.

В 1695 году приказчиком Усть-Суерской слободы был Никита Ульянович Ремезов, родной брат знаменитого Сибирского картографа, летописца и зодчего Семена Ульяновича Ремезова, побывавшего и в Усть-Суерской слободе в 1696 году, который занимался составлением картографических чертежей. На его чертежах, выполненных к 1697 году, указаны деревни: Речкина, Кайгородова, Памятная, Петухова, Человечкова, Шмакова, Межевая, Коркина и Зверева, а в самой слободе отмечена церковь. Из чего можно заключить, что первая церковь в Усть-Суерской слободе была построена в начале 90-х годов семнадцатого века.

В 1702 году в слободе, кроме слободчика, отмечен приказчик тобольский сын боярский Дмитрей Карвацкой.

«И в той слободе острог рубленой погородовой мерою 607 сажен. В том числе две башни четвероугольные по три сажени». Вокруг острога был выкопан ров. За ним находились «надолбы в столбах на вертелюгах», но уже к тому времени из-за частых наводнений «те рогатки погнили, и рвы замыло». В остроге была медная пушка весом шестнадцать пудов и при ней тридцать железных ядер. Кроме того, в арсенале были свинец, порох пушечный и ручной, и двенадцать ручных пищалей.

Первая Усть-Суерская (Пухова) слобода была расположена у реки Тобола в одной версте южнее современного села Усть-Суерского. Позже на месте старой слободы возникла деревня Куимова (в некоторых источниках названная Отделенным селением).

В 1710 году к слободе относились деревни: Речкина, Памятная, Волосникова, Зверева, Коркина, Заозерная и деревни Суерские, расположенные по речке Суери. Название «Суерские» условно, потому что после нападения и разорения кочевниками Верх-Суерской слободы, относящиеся к ней деревни отошли в ведомство Усть-Суерской слободы. Приказчиком в слободе был тобольский сын боярской Леонтий Черкасов, канцелярскими делами занимался бывший писчий дьячок Филат Буслаев.

Духовным центром слободы была деревянная церковь во имя святого Николая Чудотворца. Церковные службы велись священником Никитой Федотовым, дьячком Степаном Шалабановым и пономарем Федором Васильевым сыном Пономаревым. При церкви был и свой сторож Андрей Чернов. Всего в слободе и окружающих ее деревнях был 141 двор.

В 1720 году при церкви Николая Чудотворца в причетниках числились: поп Тимофей Ефремов, пономарь Степан Филиппов (Шалабанов), церковный сторож Федор Васильев сын Пономарев (бывший пономарь) и трапезник Андрей Иванов сын Мартынов. Кроме того, при церкви числится просвирня, вдова Онтонова. К тому времени появляется богодельня с богоделыциком Осипом Семеновым Шабалиным, 85 лет. Подьячим служил Степан Иванов сын Шалабанов. Охрану слободы несли драгуны Суерской роты, три пушкаря, два воротника и беломестные казаки.

В 1733 году была воздвигнута новая деревянная церковь, так как старая была истреблена пожаром. Начали строить новую, но судьба ее оказалась недолговечной.

По сведениям ревизии 1747 года, к Усть-Суерской слободе относились 23 деревни и село Шмаковское.

Весной 1761 года случилось сильнейшее наводнение, причинившее огромный ущерб. Так в бассейне реки Тобола, на территории современной Курганской области исчезло восемь деревень. Пострадала и Николаевская церковь, которая вскоре была перенесена с разрешения Высокопервосвященнейшего Павла митрополита Тобольского и Сибирского на новое высокое место (в настоящее время здесь находится село Усть-Суерское).

«Настоящая (каменная) церковь окончательно построена 1805-го года, во имя святителя и чудотворца Николая, прихожанами, с помощью пожертвований от доброхотных дателей, с разрешения и благословления Высокопреосвященнейшего Варлаама епископа Тобольского и Сибирского, сооружение же сей церкви стоит для прихожан около 40.000 рублей ассигнациями.

Грамота как на заложение, так посвящение церкви и план на оную имеются и хранятся в церковном архиве».

«В 1840 году прихожанами заведен был новый Иконостав в Нижнюю Николаевскую церковь и вызолочен листовым золотом на полименте в вспомоществование им на содержание оного выдано из церковной суммы тысяча рублей ассигнациями с разрешения Высокопреосвященнейшего Афанасия архиепископа Тобольского и Сибирского. Сооруженный в таком виде Иконостав в 1843 году, по неосторожности сторожей пожаром был испорчен, а в 1844 году поправлен в настоящем виде прихожанами, с помощью подаяний от доброхотных дателей.

В 1846 году оштукатурена и выбелена известью церковь вся снаружи на капитал прихожан. Сия штукатурка стоит для них более трех сот рублей серебром.

В 1856 году сделана ограда церковная на капитал прихожан раскладом по обществам лесу, вся деревянная. За деланье оной отдано 40 рублей да за крашение 130 рублей серебром.

На содержание причта в здешнем приходе с само­го начала оного, получалась руга, от прихожан состоящая из 2 пудов ржаного хлеба. В 1844-м году прихожане здешние отказались от платежа руги, под тем предлогом, будьто бы земля к церкви, отводится взамен оной. Земли же к церкви в 1832 году нарезано 180 пахотной и 18 десятин покосной. Пахотная земля состоит из трех участков, первый находится в одной версте от церкви, второй в трех, а последний в 5 верстах, а сенокосная в одном участке находится в двух верстах, за рекою Тоболом».

О БЛАГОДЕТЕЛЯХ ДЛЯ ЦЕРКВИ

«Бывший прихожанин Василий Герасимов Загибалов, умерший в 1834 года декабря 22 дня, заслуживает названия благодетеля для церкви. В 1830 году его старанием и капиталом была оштукатурена церковь, покрыта железом колокольня, заведены на собственные его деньги на икону святителя Николая серебряная риза под золотом, весом 15 фунтов, стоимостью две тысячи пятьсот рублей ассигнациями и в нижнюю церковь медное посеребренное паникадило. После смерти его на его же сумму куплены следующие вещи: потир серебряный под золотом, звезда, лжица и две тарелки серебряные позолоченные, стоящие 528 рублей 20 копеек. Кроме этого, он в продолжении своей жизни неоднократно жертвовал облачения для служителей алтаря».

На поправку и заведение утвари в церковь жертвовали: священник Василий Пономарев, крестьяне Кирилл Балакин, Тимофей Шалабанов, Осип Шишкоедов, крестьянская жена Евдокия Зяблова, поселенческая жена Марина Куликова, купец Иван Меншиков и ряд других прихожан, пожелавших остаться неизвестными.

О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

«Помнят о бунтовщике и самозванце донском казаке Емельке Пугачеве, восставшем против отечества и императрицы Екатерины Алексеевны, с намерением похитить монаршую власть рассказывают так: 1774 года марта 5 дня и 6, шайкою бунтовщиков предавшихся на сторону злодея Пугачева, здешнее Усть-Суерское село было занято, бывшая до настоящей деревянная церковь ограблена и хранящиеся в церковном архиве документы истреблены, начальствующих над ними жителей села и окрестных мест завлекали в свои толпы различными средствами. Слабомыслящих обольщали несовместимыми обещаниями и стращивали угрозами, приводя в страх и ужас тех, которые несдавались на их обольщения.

В 6 число произошла стычка бунтовщиков с (правительственным) отрядом, состоящим из трех сот человек, и первые совершенно была разбиты последними, и с этого времени положен был конец злым делам оным. После того изменники отечеству преданы были казни достойной по своим злодеяниям. Одни из них были расстреляны, другие колоты копьями, иные повешены.

Особенно достопамятны для прихода Усть-Суерского несколько событий: 1837 года июня 5 дня Его Императорское Величество Государь, наследник Александр Николаевич изволил проезжать со свитой по деревне Скатовой сего прихода, из города Ялуторовска в Курган и квартировал в доме крестьянина Андрея Зяблова.

1847 года августа 3 дня Его Преосвященство Георгий Архиепископ Тобольский и Сибирский и Кавалер изволил посетить здешнюю церковь. Приехал в сию из села Коркинской Богородицкой церкви Ялуторовского Ведомства и отбыл в Тебенякскую Сретенскую (церковь) 4 дня Августа.

1848 года 13 дня июня, в 11 часов пополудни, поднявшейся с северо-запада грозою, продолжавшейся около 2 часов с сильным ветром молниею, градом и громом, выломало стекла в 15 рамах на северной и западной сторонах церкви и повредило кресты на оной, крышу на колокольне и частично штукатурку. В домах, не защищенных от удара града, не осталось в окнах ни одного стекла. А на полях много было истреблено хлеба.

1851-го года января 31 дня в 6 часов пополудни прибыл в здешнюю церковь из Суерской Богородицкой Ялуторовского ведомства Его Высокопреосвященство Высокопреосвященный Георгий Архиепископ Тобольский и Сибирский. Назавтра 1 февраля изволил служить обедню, отправляя ее с местным священником Симеоном Шалабановым, после же оной он отбыл в Тебенякскую Сретенскую церковь.

С 1864 года по 1869 год хлеб в селе Усть-Суерском продается по высокой цене от 40 до 70 копеек по причине неурожая его в эти года и по причине большого требования оного на винокуренные заводы.

В январе 1861 года было получено разрешение на постройку однопрестольной деревянной церкви во имя Святых Апостолов Петра и Павла в деревне Речкиной и открытие при церкви нового прихода. В приход вошли деревни Речкина (впоследствии ставшее селом), Русакова, Скатова, а чуть позже деревни Мысова и Екимова. Курганским подрядчиком Степаном Ивановым Круговым в середине лета 1863 года был заложен кирпичный фундамент, а в 1868 году церковь была построена.

1872 года сентября 5 дня к вечеру изволил посетить Николаевскую церковь Преосвященнейший Ефрем епископ Березовский и по обревизовании церкви и причту отправился того ж числа в село Суерское Ялуторовского округа.

1874 год. Преосвященнейший епископ Ефрем Архиепископа Тобольский и Сибирский посетил здешнее село, проезжая из села Шмаковского, переменив лошадей, отправился в село Белозерское, но в церкви не был.

1887 год. Вода начала прибывать особенно заметно в половине Апреля. Деревни Куимова и Варакосова были со всех сторон затоплены. Варакосова с трех сторон. Село Усть-Суерское с юго-восточной стороны, так же много натерпело от наводнения».

Здание современной Усть-Суерской каменной двухэтажной церкви было построенно в 1805 году. В церковной книге, начатой в сентябре 1805 года, записано следующее:

«Церковь каменная двухэтажная в одной связи с колокольнею. Нижняя (церковь) во имя святителя Николая чудотворца, верхняя преподобных отцов Зосима и Саватия пятиглавая, на коих и равно и на Олтарь (Алтарь) куполы и главы все покрыты по дереву железом и выкрашены зеленой, красной и на трапезе и колокольне крыше деревянные крашеные. Кресты все железные просекные и на цепях железных кроме алтарного, вызолочены листовым золотом, в нижней церкви окон двенадцать со ставнями, с створными и с железными решетками. В десяти из них рамы стеклянные, а в двух слюдяные. Дверей двое, одни отворные на железных крюках. В трапезной в левой стороне, в стене два шкафа с створными дверцами, на крюках железных и с замками и с замками висячими. В паперти двери створные на крюках железных с внешним замком и окошко одно с железною решеткою со ставнями на крюках железных».

«Церковь покрыта листовым железом на деревянных стропилах, на ней пять глав и крестов железных, не просекных, кроме алтарного, выкрашенных желтою краскою. В ней как в верхнем и нижнем этажах с колокольнею 38 окон, со стеклянными оконницами, в 12 из них по две с железными решетками.

Одни двери деревянные, внутри ея на левой стороне две кладовые. В паперти под колокольнею деревянные створные двери. На северной стороне ея небольшая кладовая, у коей двери деревянные же. И в сей паперти ход по лестнице деревянной в верхнюю церковь. Внутри на обоих этажах оной пол деревянный, два престола. Главный (храм назван) во имя святителя Николая, а другой во имя преподобных отцов Саватия и Зосимы. В одной связи с церковью колокольня каменная, двуярусная, покрытая железом под деревянными стропилами, с одним железным крепленным крестом, выкрашенным желтою краскою. На ней шесть колоколов, из коих:

Большой, весом по надписи 20 пуд 25 фунтов. Вторый в 7 пуд 16 фунтов. Третий, в 5 пуд 18 фунтов. Четвертый в 1 пуд, 18 фунтов. Пятый в 1 пуд. Шестой – в 20 фунтов.

Деревянная сторожка с двумя комнатами и крыльцом.

Один ряд лавок деревянных покрытых тесом. Два амбара деревянных покрытых тесом».

До революции церковь неоднократно обновлялась, в ней постоянно появлялись новые иконы и церковная утварь. Были построены часовни в деревнях Памятной и Вагиной, при них были расположены школы. В 1915 году, на средства крестьянина Онуфрия Илларионовича Пуерова на Усть-суерском кладбище была построена деревянная часовня во имя Чудотворной иконы Божьей Матери Скоропослушницы. За время существования Усть-Суерского прихода при церкви вели службы церковнослужители: Шалабановы, Мартыновы, Пономаревы, Поповы, Арзамасовы, Третьяковы, Серебренниковы, Покровский, Лаврентьев, Дергачев, Буров, Бобылев, Словцов, Елеонский, Цветаев и другие.

Вскоре наступило смутное время гражданской войны:

«5 Августа 1919 года, в верхнем храме залетевшим снарядом повреждены стены, вышиблены и поломаны все рамы, поврежден иконостас и испорчена церковная утварь.

В настоящее время в храме нельзя проводить богослужения». Вскоре церковь была передана в ведомство Народного образования. Тем не менее, уже в советское время, в 20-е годы служба проводилась священником Иваном Ивановичем Деминым и псаломщиком Петром Михайловичем Ушаковым. В 1925 году церковной общиной руководил священник Петр Гаврилович Цветаев. Вскоре Усть-Суерская церковная община перешла под правление патриарха Тихона.

Прошло более 70 лет. За этот период церковь пришла в полнейшее разрушение. Канули в прошлое гражданская война, крестьянские восстания, эпоха раскулачивания, лагерей и ссылок, за период которых, по последним данным, в России были истреблены около ста тысяч церковнослужителей. Наступило третье тысячелетие и «все вновь возвращается на круги своя». В настоящее время Усть-Суерская Николаевская церковь – одна из самых старейших в области, снова реставрируется и восстанавливается. Испокон веков на Руси церковь являлась лицом и душой любого села. И я думаю, что задача современных историков и исследователей – это возрождение утраченного и забытого.

Опубликовано: Сибирский край. – 2010. – Вып. 21. – С.23-26.

Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites