kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Христианские храмы » Николаевская церковь города Далматово

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Николаевская церковь города Далматово

DSCN6815  

В Курганской области материальное наследие Русской Православной церкви насчитывает трехсотлетнею историю. До наших дней сохранились каменные храмы постройки XVIII века. Один из самых старых – Николаевский храм в г. Далматово.

В1658 г. в Служней слободе (будущем г. Далматово) была срублена первая, а в1673 г. вторая деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Вместе с сооружением храма был образован приход.

В середине XVIII в. старая деревянная церковь сильно обветшала, стала маловместительной для возросшего числа прихожан. При поддержке Далматовского архимандрита Митрофана прихожане решили выстроить каменный храм взамен обветшавшего. 30 марта (19 по старому стилю)1752 г. по грамоте Преосвященного Сильвестра, митрополита Тобольского и Сибирского, было определено место для этого строительства в полуверсте от деревянной церкви. 24 июня (13 июня по старому стилю)1753 г. при активном участии архимандрита Митрофана состоялась торжественная закладка каменного храма.

Летом этого же года начались строительные работы: мастером Акинфием Денисовым были выкопаны траншеи, вбиты сваи и уложен бутовый камень. Строительство храма продолжалось на протяжении десяти лет. Только в1758 г. каменщиком А. Пономаревым было начато возведение храмового четверика с апсидой, трапезной и колокольней. В1760 г. другой мастер А. Стафеев выложил свод над храмовой частью и диагональное пятиглавие.

17 декабря (6 декабря по старому стилю)1763 г. по грамоте Павла, митрополита Тобольского, Далматовским архимандритом Иоакинфом был освящен новый приходской храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Спустя короткое время неотапливаемая каменная церковь перестала устраивать верующих. По инициативе церковного старосты А. Пономарева и других прихожан в далматовское духовное правление было направлено ходатайство «о желании» пристроить к Николаевской церкви северный отапливаемый придел. 21 июня (10 июня по старому стилю)1770 г. вышла грамота Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, разрешающая строительство нового придела во имя Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В этом же году 15 ноября (4 ноября по старому стилю) Далматовский архимандрит Иоакинф совершил торжественную службу по закладке северного придела.

Строительство шло медленно: сначала не удалось заготовить в достаточном количестве бутовый камень и кирпич, в1771 г. возникла необходимость в поправке сараев для хранения заготовленного кирпича.

23 сентября (12 сентября по старому стилю)1775 г. Варлаам, епископ Тобольский и Сибирский, удостоверил грамоту на освещение придельного храма, которое состоялось 10 февраля (30 января по старому стилю)1776 г.

В1800 г. в северном приделе вместо рассохшегося святого престола был устроен новый. В связи с чем в этом же году северный храм был вновь освящен протоиереем Иоанном Поповым  соборне с местными священниками.

Достройка Николаевской церкви продолжалась до1822 г. Крестьянином В. Зыряновым была осуществлена кладка глав по углам храма. В1820 г. крестьянин К. Ляпунов выполнил подряд по строительству кирпичной ограды. В1831 г. А. Кочергин  закончил постройку церковных ворот.

К середине XIX в. снова возник вопрос о расширении приходской церкви. В1851 г. церковный причт и староста Николаевского храма направили раппорт Неофиту, архиепископу Пермскому и Верхотурскому, в котором обосновывали необходимость пристройки южного придела.

В1852 г. в церкви произошел пожар, который уничтожил крышу главного храма, крыльцо и дверь паперти, шпиль на колокольне с маковицей и крестом, а также надворные постройки и другое церковное имущество. Это происшествие подтолкнуло к более активным действиям со стороны церковного причта. Были заключены подряды на изготовление и доставку кирпича, ремонт церковных помещений. 23 мая  (11 по старому стилю)1858 г. последовало официальное разрешение Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, на строительство южного придельного храма во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского. И уже 6 июня (25 мая по старому стилю) этого же года Далматовский архимандрит Мефодий совершил торжественную закладку южного придела.

Строительство велось на пожертвования верующих и средства, отпущенные из епархиальной казны, под наблюдением инженера Палаты государственных имуществ. Каменная кладка была выполнена далматовским крестьянином Л. Зайцевым. Он же перестроил северную стену северного храма. Крестьянин села Суровцы Боголюбовской волости Боголюбовского уезда Владимирской губернии П. Савинов осуществил штукатурные и малярные работы. Изготовление иконостаса для южного придела было поручено П. Голышеву.

8 сентября (27 августа по старому стилю)1860 г. Неофит, архиепископ Пермский и Верхотурский, подписал грамоту на освещение южного храма во имя Святителя Димитрия Ростовского. 17 декабря (5 по старому стилю) этого же года архимандрит Мефодий освятил южный придел Николаевской церкви.

Соседство с Далматовским Свято-Успенским мужским монастырем, являвшимся одним из ведущих центров Пермской (позднее Екатеринбургской) епархии, накладывало особую ответственность на причт Николаевской церкви. Так, в августе1910 г. далматовцы встречали Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского. По этому торжественному случаю улицы были чисто выметены, жители в нарядных одеждах  стояли по пути следования Владыки. У ворот домов хозяева с семействами расставили столы с хлебом-солью. В центре города на площади вокруг Николаевской церкви собралась многотысячная масса народа. Обозрев приходской храм, Владыка выступил перед паствой с поучением об успении Пресвятой Богородицы, преподал общее благословение всем наполнявшим Николаевский храм, и поспешил в монастырь.

В1934 г. по решению советских властей церковь была закрыта. Во второй половине1935 г. в ней был устроен кинотеатр, в1947 г. – Дом культуры, при котором в южном приделе была размещена районная библиотека. Зрительный зал кинотеатра находился в центральной части храма, фойе – в северном приделе. В1958 г. Дом культуры был переведен в новые помещения, в здании церкви остались кинотеатр и библиотека. В шестидесятые годы кинотеатр был также перемещен в современное здание. Освободившиеся помещения кинотеатра были отданы для размещения спортивной школы.

В1968 г. произошла очередная смена пользователей: библиотека из южного придела переехала в специализированное здание, а на ее старом месте был оборудован кабинет флюорографии, просуществовавший здесь до1986 г.

В семидесятые годы центральная часть церкви была занята складом районного отдела народного образования, северный придел – складом районного общества потребительской кооперации. Северо-западная часть храма использовалась местным обществом охотников и рыболовов. В центральном алтаре размещались телемастерская, парикмахерская, трансагентство. В1980 г. центральная и северная части здания, в1986 г. южная часть были переданы Далматовскому историческому музею имени А.Н. Зырянова.

В советское время здание подвергалось перестройке, понесло серьезные утраты, изменившие его первоначальный облик. К концу1935 г. колокольня, завершение церкви ниже линии карниза храмового четверика и ограда были разобраны на кирпич, который был использован для строительства здания семилетней школы. В тридцатые-сороковые годы фасад здания претерпел дальнейшие изменения. Для нужд культурных учреждений в северном приделе между окон были прорублены входные двери, в главном зале два оконных проема были перестроены в дверные. В семидесятые годы для магазина общества охотников и рыболовов отгорожена часть северного придела, в которой оконный проем был переделан в дверной.

В пятидесятые годы ХХ в. церковь стала предметом изучения как памятник архитектуры XVIII века. В1960 г. наряду с сооружениями Далматовского Свято-Успенского монастыря  Постановлением Совета министров РСФСР Николаевский храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения, ныне это объект культурного наследия федерального значения. Несмотря на присвоенный статус, который гарантировал церкви защиту государства от разрушения,  здание продолжали перестраивать для нужд светских организаций.

В начале восьмидесятых годов ученые Свердловского архитектурного института провели научные исследования этого памятника архитектуры: были составлены планы и описания здания, позволяющие воссоздать его первоначальный облик. По оценке свердловских архитекторов Николаевский храм ценен своим богатым декором, выполненным в лучших традициях уральской архитектуры середины XVIII века.

До наших дней внутреннее убранство храма практически не сохранилось. В настоящее время в южном приделе благодаря бережному отношению сотрудников музея, восстановлены: четыре медальона в распалубках сводов с изображениями святых и настенное изображение в полный рост святого апостола Павла на пилястре – основании арки с северной стороны.

Современные краеведческие изыскания позволили выявить еще одну уникальную грань этого памятника. Оказывается, Николаевская церковь является первым каменным (кирпичным) приходским храмом, построенным на территории Шадринского уезда Пермской губернии.

Екатерина Тершукова.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites