kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Христианские храмы » Приходская жизнь с. Черемуховского: взгляд через столетия

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Приходская жизнь с. Черемуховского: взгляд через столетия

Первые упоминания о храме в с. Черемуховском встречаются в сообщении из конторы Курганской слободы Ялуторовского дистрикта на вопросы профессора Г. Ф. Миллера от 23 мая 1741 г.: «Деревня Черемхова поселена жителями в 1670 году вверх над Тоболом рекой на жилой стороне, расстоянием от Арбинской в 2 верстах. А по указу ли строена, об этом справиться не с чего и обыватели того не упомнят. Крепостное строение заплот лежачий, ров, надолбы и рогатки. Имеется в оной деревне и церковное строение – церковь деревянная».

В 1780 г. была построена новая деревянная двухпрестольная церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла с приделом в честь Знамения Божией Матери, которая спустя полвека стала ветхой. Вместо нее на средства прихожан был построен каменный храм по плану архитектора Приман, утвержденному архиепископом Тобольским и Сибирским Евгением. Строителем был крестьянин Аника Бородин, а главным мастером екатеринбургский мещанин Григорий Алексеев. Престолов в храме два. Первым был освящен престол в честь Казанской иконы Божьей Матери 31 октября  1837 г., который располагался в теплой части, а второй  - 29 июня 1839 г. во имя апостолов Петра и Павла. Церковь построена равносторонним крестом, одноэтажная, разделенная каменной стеною на два храма: летний (холодный) и зимний (теплый). Алтарь холодного храма имеет вид прямоугольной призмы, а алтарь теплого храма – внутри храма на правой стороне. Высотою церковь несколько более 13 сажен, шириною 6 сажен и длиною 16 сажен. Алтарь обращен на восток, уклонений никаких нет. Церковь построена вся из кирпича. Стены выложены сплошною кладкой, середина насыпана бутом, цемент положен тонким слоем. Стены гладкие, пояс есть, сделанный в ребро из кирпича. Карнизы сделаны из деревянных плах и снизу обложены кирпичом, а сверху обиты жестью. Кровля шатровая, на два ската, окрашена медянкой.  В церкви двадцать шесть окон, семнадцать из которых с железными решетками и семь имеют по две оконницы. Семь деревянных дверей на железных крюках. В теплом приделе имеются две печи с чугунными заслонками и вьюшками. При церкви три деревянных крыльца со ступенями на три стороны: западной, северной и южной. В конце XIX в. церковь была обнесена каменной оградой с чугунными решетками, выкрашенными черной краской, а цветки посредине решеток – желтой. Одновременно с храмом была выстроена каменная двухъярусная колокольня, на которой было шесть колоколов. Под колокольней была построена каменная сторожка.

Иконостасы в обеих частях храма - деревянные, гладкие, с четырьмя колоннами, устроены на средства прихожан в 1839 г. Спустя шестьдесят лет иконостасы были возобновлены - окрашены в масляную бордовую краску, а колонны  и резьба в иконостасах позолочены червонным золотом.  Иконы в иконостасах промыты, а частью вновь переписаны мастером Сеньковым за 550 рублей с разрешения Епархиального начальства от 4 июня 1899 г.

По данным церковно-приходской летописи в начале ХХ в.: «Замечательных и чудотворных икон в храме нет. Замечательных окладов (риз) на иконах нет. Церковь утварью снабжена достаточно, имеется 3 потира, 3 серебряных дискоса с приборами. Крестов серебряных – 3, медных – 3. Евангелий величиною в лист с серебряными кружками – 2, медных величиною в ¼  – 3. Вкладов замечательных нет. Привесок на иконах нет. Дарохранительниц, венцов, купелей и прочего чего-либо замечательных нет. Священнических облачений – 11 мишурных, годных к употреблению – 8, а остальные ветхие. Замечательных по работе и ценности воздухов, хоругвей и плащаниц нет. В библиотеке находится книг: догматических – 200 экземпляров, духовно-исторических – 31 экземпляр, остальные 214 экземпляров проповеднические.            Метрические книги ведутся с 1794 г., исповедные росписи – с 1794 г., обыскные книги – с 1802 г., приходно-расходные с 1809 г. Кладбище в приходе одно. Церквей и часовен на нем нет. Памятников замечательных с надписями на могилах нет. Древних закрытых кладбищ  нет». В 1850 году  в д. Фатеры, которая входила в Черемуховский приход,  была построена часовня в честь Архистратига Михаила. 

В 1875 г. в с. Черемуховском открыто министерское училище. По данным 1909 г. в нем обучалось 32 мальчика и 13 девочек. Законоучителем состоял священник Алексей Тоболкин, учителем – девица Анна Григорьевна Кудреватых. В 1891 г. в д. Фатеры была открыта церковно-приходская школа, в которой, по данным 1909 г., обучалось 42 мальчика и 18 девочек. Законоучителем был диакон Петр Ракитянский, а учителем – Стефан Михайлович Тюленев. В начале ХХ в. уровень грамотности прихожан Черемуховской церкви составлял около 7 % .

Основным источником по изучению повседневной жизни Черемуховского прихода является церковно-приходская летопись, которая состоит из двух частей - исторической и повременной. В исторической части содержится информация по истории церкви (строительство, освящение, последующие перестройки) и ее причта, а также по истории приходской округи (села и приписных к нему деревень). В повременном разделе сообщается как о повседневной жизни прихожан и причта, так и о замечательных явлениях в приходской местности. Церковно-приходская летопись Черемуховского храма велась с 1900 по 1917 гг.:

«1908 г. Лето и осень сухие, только осень была настолько коротка вследствие выпавшего 27 сентября снега, что многие не успели прибрать хлеб не только из куч, но и из горстей. Зима теплая.

1909 г. Как на весьма приятное событие в приходе можно указать на составление прихожанами общественных приговоров в каждом обществе отдельно о сокращении съезжих праздников. В каждом селении прихода раньше было по два, а  в Фатерах по три съезжих праздника.… Отказу от съезжих праздников содействовал недород хлеба в нынешнем году. Особенно плохо родился овес. Недород хлеба объясняется засухой.

1911 г. Лето было сухое, до 18 июля не выпало ни одного дождя, посему хлеба не родилось нисколько. Прихожане разорились, но благодаря правительственной помощи не испытывали всех ужасов голода. Помощь выдавалась с осени по 20 рублей на корову, а с ноября по 30 фунтов пшеницы на каждого едока …

1912 г. …Трудно жилось мужичкам в нынешнем году, ибо хлеб опять не родился, да к тому же им приходится платить долги, сделанные ими в прошлом и начале текущего года, а результатом сего явилось уменьшение доходов по церкви и ощутимо отразилось на содержании причта.

… Как ни тяжело было прихожанам, однако они, благодаря настойчивой необходимости, окрасили крышу храма и пола в нем (в теплой церкви) и озолотили святые кресты. Кресты позолочены крестьянином д. Курганской Александром Павловичем Решетниковым. За позолоту крестов ему уплачено 230 рублей, да за съемку и постановку он получил 60 рублей.

Местный храм в июле посетил Тобольский Губернатор ….              

1913 г. 1913 год прошел для прихода не совсем благополучно в отношении народного здравия – в деревнях Фатерах I и II, особенно в I, и в Лесниковой с сентября появилась скарлатина, унесшая в могилу не один десяток малолеток в возрасте от 2 до 9 лет. Вследствие эпидемии пришлось даже прекратить с 1 ноября занятия в Фатерской церковно-приходской школе ….

1914 г. Ожидавшиеся вследствие урожая хлеба благосостояние прихода по случаю вспыхнувшей в июле войны не оправдалось: цены на хлеб и скот пали, рабочее население взято на войну – из запаса все и ратники ополчения 1 разряда ….

1917 г. … Несмотря на призывы и разъяснения, прихожане или не понимают или не хотят понять, что спасение души должно устроять самим, а не ждать циркуляров и предписаний.

<…> В виду недостатка свеч по причине недоставки их своевременно Епархиальным свечным заводом, доходов церкви нет …».

По решению Челябинского облисполкома в 1935 г. церковь была закрыта, а ее здание передано под зерновой склад глубинного пункта. Однако уже в 1960-е годы здание бывшей Черемуховской церкви в результате длительной эксплуатации под различные хозяйственные нужды без восстановительного ремонта пришло в ветхость и угрожало обвалом. На заседании Курганского райисполкома от 25 сентября 1962 г. было принято решение: обязать Утятский совхоз, который в бывшей церкви хранил цемент, разобрать ее и материал от разборки использовать на строительство зданий культурно-бытового назначения в с. Черемухово. Но церковное здание сохранилось, и в июле 1990 г., в день памяти Первоверховных Апостолов Петра и Павла, был совершен молебен у стен полуразрушенного храма. В течение 22 лет службы совершались только в теплом (зимнем) приделе Петропавловской церкви.

20 мая 2012 г. архиепископом Курганским и Шадринским Константином в сослужении благочинного Курганского городского округа Николая Чиркова, священника Черемуховского прихода Виктора Сурина и других священников освящен Петропавловский храм в Черемухово. Храм однопрестольный, внутри оштукатурен и выбелен. Росписей нет, кроме изображения Спасителя в круглой профилированной раме в центре свода летней церкви и изображения сидящего Христа в алтаре в нише за престолом. Иконостас не готов, установлена только его деревянная основа, в которую временно вставлены несколько икон, в том числе и старых, видимо, от старинных иконостасов (такие же иконы в трапезной), а также резные царские врата. В окнах храма и алтаря – старые кованые решетки, в трапезной – новые металлические, подобные старым. Свод в алтаре разрушен, и потолок сделан плоский, но следы от существовавшего свода сохранились. В главном храме существовавшие ранее полукруглые окна вверху купола заложены... Таким образом, жизнь одного из старейших приходов Южного Зауралья продолжается.

Андрей Михайлов, Ольга Бабушкина.

Статья была опубликована в Православной газете № 10 (76) октябрь 2013 г. С.15.

 

 normal_DSCN4584

Храм Петра и Павла в поселке Черемухово, 2009 год.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites