kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История религиозных конфессий в Южном Зауралье » Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь.

ДАЛМАТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские чтения, Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008, с. 21 – 22).

Далматовский монастырь представляет собой исторически сложившийся архитектурный ансамбль сооружений постройки XVIII-XIX веков. В него входят крепостные стены с башнями и воротами, Успенский собор и Церковь Всех Скорбящих Радосте, монастырские кельи, здания служб. Самой древней каменной постройкой на территории монастыря является Успенский собор, самыми поздними монастырскими сооружениями стали городской теплопункт, очистные сооружения, трансформаторная подстанция, здания цехов.

 

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

После 1917 г. многие монастыри и церкви использовались под школы, музеи, госпитали, дома культуры. Далматовский монастырь тоже не избежал этой участи. В 1922 году в бывшем монастыре был открыт краеведческий музей. В 1929 году здание церкви Всех Скорбящих Радосте было закрыто по решению окружного исполкома и передано под Народный дом. С 1932 по 1939 год в нем работал колхозно-совхозный драматический театр. В период Великой Отечественной войны в зданиях монастыря размещался госпиталь и Курсы усовершенствования командного состава. Наибольший урон монастырю был нанесен в связи с размещением на его территории через 3 месяца после окончания войны завода «Молмашстрой». Лишь в 1989 году освобождаемые заводом помещения начали передаваться в пользование Далматовской православной общине. Полностью территория монастыря была передана Курганскому епархиальному управлению в 1994 году.

 

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь,
Западная стена, современное состояние. Фото Николая Павлова, 2008г.

Чтобы оценить уровень разрушительного процесса для сооружений монастыря, подвергавшихся агрессивному воздействию не только сил природы, но и человека в течение довольно длительного периода, необходимо коротко остановиться на том, что было выполнено талантливыми народными мастерами для создания памятника культового зодчества.

 

Портрет основателя монастыря, преподобного Далмата Исетского. Фото Прокудина-Горского,  1912г.

Замысел построить монастырь-крепость в долине реки Исети принадлежал Далмату. Архитектурный ансамбль Далматовского монастыря расположился на высоком берегу старицы реки, естественно вписавшись в природный колорит этих мест. Его конфигурация, основные границы, план, местоположение главных построек были обусловлены ландшафтным окружением. С запада естественная граница монастыря обозначилась крутым обрывом, с юга – пологим склоном. Вдоль восточной стены монастыря простирается жилая застройка. Вдоль северной стены проходит дорога – центральная улица города Далматово. На площади перед главным (северным) входом в монастырь располагается часовня и сквер. Территория монастыря представляет в плане многоугольник. Ансамбль построек окружен крепостной стеной с тремя башнями. Самая короткая стена – северная, самые длинные – западная и восточная. В основе композиции ансамбля лежит пересечение двух взаимно перпендикулярных осей. Ядром композиции является Успенский собор, расположенный на пересечении этих осей. Ось запад-восток сформирована объемами Успенского собора и Скорбященской церкви с усыпальницей преподобного Далмата. Ось север-юг менее выражена и образована южными и северными воротами. В состав построек входной группы у южных ворот входят здания келий и служб, у северных ворот – возведенная над ними Надвратная церковь Иоанна Богослова и примыкающий к ним гостиный корпус. По периметру юго-западной и западной стен расположены гостиный и хозяйственный корпуса.

 

Макет монастыря. Далматовский краеведческий музей. Фото Николая Павлова, 2008г.

Площадь комплекса Далматовского монастыря в пределах стен составляет 4 гектара, периметр (по наружному обводу стен) – 766 метров.

Композиционная доминанта монастырского ансамбля – Успенский собор (1707-1719 гг.). Собор представляет собой храм «кораблем» с последовательно расположенными апсидой, собственно храмовой частью, трапезной, колокольней и притвором. Собор разделялся на два этажа. В нем располагалось пять престолов. На стенах храма имелись росписи.

 

Главное здание монастыря – 2-х этажный Успенский собор (1707-1719 гг.). Фото Прокудина-Горского, 1912г.

 

Успенский собор. Современное состояние. Фото Николая Павлова, 2008г.

В основу объемно-планировочного решения церкви Всех Скорбящих Радосте (1871-1881, 1886 гг.) положена схема четырехстолпного храма с полуциркульной трехчастной апсидой. Храмовый объем со всех сторон обнесен галереями. Здание имеет довольно сложную систему перекрытия. На 4 столба опирается парусный свод, над которым возвышается восьмигранный барабан центральной главы, по углам выведены 4 малых парусных свода для малых глав. Фасадные композиции отражают внутреннюю объемно-планировочную структуру. К зданию церкви со стороны юго-западного фасада пристроили каменную часовню с саркофагом старца Далмата. Росписи покрывают стены, столбы, своды.

 

Слева Скорбящинская церковь, в центре северо-западный (Красный) бастион. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

 

Скорбящинская церковь. Фото Николая Павлова, 2008г.

Северо-восточная башня (1720-е гг.) являлась в свое время оборонительным бастионом, с которого хорошо просматривались и обстреливались артиллерией подступы к монастырю с севера и с востока, и имела большое стратегическое значение. Башня представляет собой сооружение без перекрытия (без крыши), по высоте равна стене монастыря, верх ее огражден точно такими же зубцами, как и крепостные стены.

 

Северная стена, оканчивается северо-восточной башней. Фото Николая Павлова, 2008г.

Юго-восточная башня (1720-е гг.) замыкает угол между юго-восточной и южной стенами. Она также имела важное стратегическое значение. Башня значительно вынесена за линию крепостных стен в целях фланговой обороны. Башня восьмигранная, двухъярусная, с шатром, который завершался небольшой маковкой с яблоком и флюгером. Нижний ярус перекрыт кирпичным сомкнутым сводом.

 

Юго-восточная башня (1720-е гг.). Вид с колокольни Успенского собора. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

 

Юго-восточная башня. Падает, требуется немедленная реставрация. Фото Николая Павлова 2008г.

Юго-западная башня (1731-1764 гг.) была выстроена по типу «восьмерик на четверике» и завершалась высоким восьмигранным кирпичным шатром, маковкой с яблоком и флюгером. Башня, расположенная на краю крутого обрыва, являлась крепостным оборонительным наблюдательно-сторожевым сооружением. Первоначально башня соединяла западную и южную стены. В XX веке к башне были пристроены гостиный и хозяйственный. корпуса. Отсутствие бойниц и наличие просторных оконных проемов свидетельствует о ее гражданском назначении.

 

Юго-западная башня, разваливается от действия кислоты (в советское время здесь был гальванический цех завода «Молмашстрой»). Фото Николая Павлова, 2008г.

Часовня (1870-1880 гг.) стоит на площади перед северными воротами монастыря. Часовня, расположенная на оси западного фасада Успенского собора, связывает внутреннее пространство монастыря с городским, а этом ее основная градостроительная роль.

 

Восстановленная часовня, выстроенная жителями Далматова в честь счастливого спасения Императора Александра 3 с семьей в ж/д катастрофе. Фото Николая Павлова, 2008г.

Кирпичные крепостные стены возводились с 1713 по 1763 гг. Высота стен около 6 метров, ширина стен в основании 2,3 метра. В основе конструкций крепостных стен арочные ниши, в которых устроены боевые проемы в два яруса. Поверху стен имеется проход шириной более 1 метра, который с внешней стороны защищен зубцами в форме «ласточкиного хвоста». В первой половине XVIII века входящего в монастырь встречала икона Успения Богородицы над Северными воротами. Но главными святыми воротами монастыря издревле были Восточные ворота. Поначалу по верху кирпичных ворот была выстроена церковь Иоанна Богослова.

 

Монастырская стена с боевыми нишами и амбразурами. Зубцы на стенах частично реставрированы. Фото Николая Павлова, 2008г.

 

Боевая арочная ниша. Видны амбразуры для верхнего боя и подошвенного. Фото Николая Павлова, 2008г.

Разобранная в середине XX века и перенесенная на кирпичные, трехпролетные Северные ворота, Надвратная церковь и теперь определяет парадность ворот при въезде а монастырь. Церковь представляет собой четверик, перекрытый сомкнутым сводом, который завершен четырехгранным куполом с луковичной главкой на восьмигранном барабане.

 

Восстановленная надвратная церковь Иоанна Богослова. Фото Николая Павлова, 2008г.

Однопролетные Восточные ворота оформлены трехчетвертными колоннами, имеют богатое декоративное убранство, составленное из фигурного кирпича. Южные ворота кирпичные, двухпролетные, построены со сводчатым проемом, который обрамлен со стороны улицы двумя парами прямоугольных пилястр и треугольным навершием.

 

Восточные ворота, требуется реставрации. Фото Николая Павлова, 2008г.

Ансамбль Далматовского монастыря является объектом культурного наследия федерального значения и находится в федеральной собственности. В связи с тем, что с 2008 г. Российская Федерация передала на субфедеральный уровень полномочия по государственной охране объектов федерального значения, Отделом учета и охраны объектов культурного наследия Управления культуры Курганской области в течение июня 2008 г. было проведено комплексное исследование технического состояния памятника.

В ходе работ было установлено общее неудовлетворительное состояние объекта. Архитектура во многих деталях утрачена: главы и перекрытия Успенского собора и трапезных, колокольня и северное крыльцо для всхода в верхнюю церковь, пятиглавие, венчающее Скорбященскую церковь, маковки с флюгерами на башнях, лестничные марши, крыши, заложены или вновь устроены дверные и оконные проемы. Для нужд заводского производства была разобрана значительная часть стены рядом с северными воротами и устроен проезд. При устройстве фундаментов возводимого цеха разобрали северо-западный бастион, зубцы с северо-западной и восточной стен монастырской ограды.

Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вертикали юго-восточной башни, имеются трещины и проломы в кирпичной кладке шатров и сводов башен, страдает и лепной декор на фасадах храмов, отслаивается штукатурный и красочный слой. Поверхности незащищенных конструкций зарастают кустарником и покрываются мхом. Монастырский парк с вековыми деревьями исчез под возведенным механосборочным цехом.

До сих пор промышленное прошлое преобладает над исторической ценностью монастыря – диссонирующие производственные объекты закрывают своими объемами все виды на монастырские постройки и мешают зрительному восприятию ансамбля. Удивительно, но даже в таком состоянии ансамбль Далматовского монастыря не потерял своей былой красоты и духовной мощи. Регулярные реставрационные работы на объектах монастыря проводятся с 2001 года благодаря Федеральной целевой программе «Культура России». Первыми объектами, попавшими под реализацию этой программы, стали монастырские стены, Надвратная церковь с воротами, церковь Всех Скорбящих Радосте. Опыт работ показал, что далеко не всегда они проводятся в соответствии с методами научной реставрации. Так, обмеры были проведены лишь по стенам и башням, без тщательного историко-архивного изучения объектов, натурные (археологические) исследования не проводились, отсутствует научно-проектная документация на многие объекты монастырского комплекса, нет поэтапного плана ведения реставрационных работ. А работы предстоит немало. Уже в ближайший период необходимо начать работы по выведению Успенского собора из аварийного состояния. Срочно требуется проведение комплекса мероприятий по укреплению юго-восточной падающей башни, консервационных работ по зданиям южных и западных келий. В ближайшие годы предстоит завершить комплекс работ по реставрации Скорбященской церкви и начать длительный процесс по восстановлению росписей. Также требуется убрать с территории памятника диссонирующие объекты, восстановить парк, провести благоустроительные работы.

Актуальным является сегодня определение принципов реставрации, основанных на возвращении разрушенным зданиям и сооружениям вида, максимально близкого к первоначальному облику, в целях сохранения историко-архитектурной среды периода XVIII-XIX веков. Это представляется возможным при тщательном изучении историко-архивных источников и натурных обследованиях объектов.

Около 180 лет создавался архитектурный комплекс Далматовского монастыря, ставший в свое время стратегическим и духовным оплотом русского освоения Зауралья. На каждом здании памятника лежит печать эпохи, таланта многих поколений его создателей. В монументальных монастырских постройках воплотилось высокое искусство народных мастеров – зодчих, художников, ремесленников. Главная задача сегодня заключается в том, чтобы вернуть монастырю первозданный вид и обеспечить ему активное функционирование в сфере культурного наследия.

Е.А. Богданова, Н.В. Носкова, С.А. Снегирева, Управление культуры Курганской области.

 

Приложение:

СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ

 

Шишак (в настоящее время находится в Екатеринбургском краеведческом музее), кольчуга (неизвестно где, подобная есть в Далматовском краеведческом музее) преподобного Далмата. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

 

Главная святыня монастыря во все времена: Икона Успения Богородицы, ХVI век. С ней пришел сюда основатель монастыря прп. Далмат Исетский в 1644г. Утрачена в годы гражданской войны. Кроме того, тогда же утрачена богатейшая монастырская ризница с царскими вкладами и рукописными книгами. Был автограф Свт. Тихона Задонского. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

 

Могила преподобного Далмата в Успенском соборе. Фото Прокудина-Горского, 1912г.

 

Главная обретенная в ХХ веке святыня монастыря: Рака с мощами преподобного Далмата. Скорбящинская церковь. Фото Николая Павлова, 2008г. ХХI век.

 

Еще одна святыня монастыря, явленная в ХХI веке, редчайшая в историко-культурологическом смысле Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» 1904 года. Фото Николая Павлова, 2008г.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites