kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Зауральские фамилии » Сухановы » Сухановы из деревни Сухановой

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Сухановы из деревни Сухановой

«Кто построил первый домик

В этой дальней стороне?

Кто вспахал здесь первым поле

Знать хотелось бы и мне».

Кузьма Шабурников.

Если обратиться к современной карте Курганской области, то можно довольно часто встретить одноименные названия населенных пунктов. Так получилось и с деревней Сухановой. Одна деревня Суханова, ныне существующая, находится на реке Миасс и входит в состав населенных пунктов Каргапольского района, а до 90-х годов прошлого века существовала и вторая деревня Суханова на речке Юргамыш в Мишкинском районе.

Расстояние между этими деревнями не более 80 километров, а разница во времени их образования порядка 100 лет. Многие краеведы, занимаясь историей возникновения сел и деревень Курганской области, считали, что жители деревни Сухановой на Миассе впоследствии организовали и деревню на речке Юргамыш. Приведем небольшую выдержку из этих описаний: «Деревня Суханово (Куричья) – Введенской волости, расположена на речке Юргамыш, 1,5 версты восточнее с. Введенское. Деревня основана в 50-е годы ХVIII века крестьянами Сухановыми, чьи деды жили в с. Верхозино (на р. Исеть), восточнее Шадринска, а отцы – в с. Суханово (на р. Миасс) на территории современного Каргапольского района. На р. Юргамыш Сухановы привезли много кур. Первое лето курицы и петухи на ночь взлетали на ветви берез вокруг строящихся изб новой деревни. Так сразу возникло второе название этой деревни – Куричья, долго сохранявшееся для различия одноименных селений Суханово на р.Миасс и на р.Юргамыш. Вслед за Сухановыми на юргамышские берега из Шадринского уезда Пермской губернии приехал Коростины (с.Черемисское), Коротовских (с.Иванищевское, с.Сухринское), Курбатовы (с.Черемисское), Саунины (с.Сухринское), Чувашевы (д.Чувашева Иванковского прихода).  В начале ХIХ века сюда перебираются жить крестьяне с фамилиями Аникин, Горнов, Двинин, Кривоногов, Мокеев».

Естественно, совпадение в названии деревень непроизвольно наталкивает на мысль, что деревню на речке Юргамыш образовали переселенцы из одноименной деревни на реке Миасс. Тем более деревни находятся невдалеке друг от друга, а самое главное, в той и другой деревнях живут Сухановы. А для различия этих деревень, новой, вновь организованной деревне Сухановой на речке Юргамыш, дали народное название Куричья. Но мы на базе архивных документов попытаемся проверить эту версию и кратко рассмотреть историю образования этих двух населенных пунктов.

До прихода русских в Сибирь, здесь не было сколько-нибудь значительных поселений. Жившие здесь аборигенные народы вели в основном кочевой или полукочевой образ жизни. Поэтому почти все селения основаны русскими людьми и получили русские названия.

Переселение крестьян в Сибири сыграло большую роль не только в хозяйственном освоении края, но и в формировании его топонимии: сибиряки, старожилы, переносили на новые сибирские земли уже закрепившиеся в Сибири способы называния населенных пунктов. Вот почему многие возникающие здесь деревни по-прежнему именовались по первому жителю. Название деревни могли привести с собой первые переселенцы, как память о своей родине, и такое встречается довольно часто.

Деревни возникали в этот период из заимок отдельных крестьян или служилых людей и носили их имена. Они указывали на то, чье это поселение, кому принадлежит распаханная земля: так возникли деревни Скоробогатова, Речкалова, Пестова, и т.д. Позднее из такого описания возникало собственное название деревни, в основе которого и сохранилось имя первого поселенца.

Названия населенных мест по фамилии-прозвищу основавшего их человека имели в то время глубокий смысл: они не только хорошо отличали одну деревню от другой, но в условиях стихийного обживания Сибири и захватного землепользования давали дополнительные сведения о том, кто здесь живет и владеет землей. В некоторых старых деревнях, и их округе жили и до сих пор живут потомки основателей деревни, например, Плотниковы, Скоробогатовы и т. д.

Подобным образом, по фамилии первых поселенцев Сухановых,  была названа и деревня Суханова на реке Миасс. Деревня Суханова на Миассе была организована во второй половине ХVII века. Эта деревня входила в число деревень, относящихся к Окуневскому острогу. Из переписи Льва Поскочина проводимой в 1680/1681 годах можно определить год образования Окуневского отрога (слободы): «Во дворе бывший слободчик Тихонко Кирилов сын Сосновский. Сказал, родился де он Тобольского уезде в Киргинской слободе, был в десятинной пашне во крестьянах, и тое пашню здал тое ж слободы крестьянину Микитке Хохлову. А Окуневскую слободу завел со 186 году. Из слободчиков отставлен, живет в захребетниках. У него дети: Ивашко 9 лет, Якунька 4 лет, Микишка году». В переводе на современное летоисчисление 1677/1678 года. «И всего по письму в Окуневской слободе в оброчных крестьянах 25 дворов. У них детей и братьев и племянников 28 человек. Государева денежного оброку по старому окладу платят четыре рубли двадцать шесть алтын з деньгою. А вновь тое слободы на крестьян на собинные их лишние пахоты и по семьям и по пожиткам государева десятинные пашни по старому окладу прибавлено восемь рублев четыре деньги. На слободчикову пахоту вместо выделенного хлеба государева денежного оброку вновь наложено рубль». В данной переписи нет упоминания о деревне Сухановой, нет так же среди жителей острога и людей, носящих фамилию Суханов.

Первое упоминание о деревне Сухановой встречается в переписи Василия Турского в 1710 году. Там же встречается запись о двух дворах Сухановых живущих в этой деревне: Двор крестьянина Осипа Суханова сказался 60 лет, жена Наталья 50 лет, сын Пантелей 30 лет жена Феодосия 35 лет. У него же Осипа дети Кирилла 10 лет, Константин 10 лет. Двор крестьянина Леонтия Суханова 35 лет жена Меланья 30 лет, дети Петр 9 лет, Маремьяна 2 лет, Катерина 5 лет, сестра Ненила 30 лет».

Из данной переписи видно, что появляется еще один двор Сухановых и в самой слободе Окуневской: «Двор крестьянина Максима Суханова 48 лет жена Василиса 40 лет, сын Борис 16 лет, дочери Марфа 14 лет, Дарья 13 лет, Феодосия 9 лет. У него на подворье живет пришлый человек с Кунгура Григорий Рычаг 40 лет».

Но проведем дальнейшее рассмотрение документов по данной деревне и обратимся к более поздним документам 1719 года, первой ревизской сказке. Деревня небольшая, состоит всего из 7-и дворов: «Во дворе Осип Козьмин сын Суханов 80 лет. У него дети Кирило 25 лет, Константин 23 лет. У Кирилы сын Василий году. Во дворе  Леонтий Козьмин сын Суханов 45 лет. У него дети Петр 18 лет, Мартемьян 8 лет, Терентий 5  лет, Тимофей 2 лет, Марко 10 недель. Во дворе Козьма Филиппов сын Игошев 50 лет. У него сын Алексей 15 лет, племянник Гаврило Меркурьев 40 лет. У него живет нищий Никифор Михайлов 82 лет. Во дворе Алексей Ильин сын Русаков 47 лет. У него дети: Михайло 16 лет, Аника 10 лет, Макар 4 лет, Тимофей году. Брат Иван Калинин 55 лет. У Ивана дети: Иван 25 лет, Антон 20 лет, Иван же 20 лет. Во дворе Алексей Дементьев сын Ермаков 55 лет. У него дети: Яков 28 лет безумен, Иван 22 лет. Во дворе Наум Григорьев сын Человечков 71 года. У него сын Иван 35 лет, у него сын Самсон 4 лет. Внук Тит 15 лет. У него ж Наума живут в наймах Иван Фефилов 30 лет и Прокопий Григорьев 32 лет. Во дворе Яков Никифоров сын Макаровых 42 лет».

В самом селе Окуневском, в этот же период, проживает одна семья Сухановых: «Во дворе Борис Максимов сын Суханов 27 лет».

А теперь рассмотрим документы 1778 года, связанные с деревней Сухановой на речке Юргамыш, - это исповедные росписи Введенской церкви села Верхне Юргамышского (ныне с. Введенское Мишкинский район). Деревня на тот период довольно многочисленная, 27 дворов, и мы перечислим лишь только фамилии жителей: Пахомов, Чевашев (Чювашов), Мокеев, Молчанов, Боровских, Коротовских, Коростин, Галеченин, Ионин, Матерых, Худобородов, Аникин, Брусянин, Фролов, Амбурцов, Куликовских, Мошнин, Статных, Речкалов, Усольцов, Архипов.

В деревне есть два двора братьев Сухановых. Двор Якова Никитина Суханова, которому на тот период было 49 лет, и его младшего брата Аверкия (впоследствии пишется как Аверьян) Никитина Суханова 32 лет. Родители братьев Сухановых отсутствуют в данной деревне, вероятно, их уже не было в живых.

Судя по возрасту братьев Сухановых, родителям должно быть около 70 лет (рождения до 1710 года), а значит, должны были попасть в перепись 1710 или 1719 года. Но, как мы видим, в переписи 1719 в деревне Сухановой  на Миассе среди Сухановых Никиты нет, нет его и в селе Окуневском.

Середина XVIII века характерна тем, что идет заселение свободных земель в междуречье Миасс–Уй. Образуются три слободы: Куртамышская, Таловская, Каминская и не просто слободы, а слободы с деревнями. Идет массовое заселение свободных земель, а при массовом переселении крестьяне не могли переселяться в одиночку или отдельными семьями. Они объединялись в группы, связанные родственными или дружескими узами. А это значит, что из одной деревни в другую должно переехать как минимум, несколько семей. Но при сравнении фамилий других жителей этих двух деревень ничего общего не находим.

Рассказывая о деревне Суханова на Миассе, нельзя не сказать несколько слов о церкви, прихожанами которой являлись жители деревни. Сретенская церковь села Окуневского находится невдалеке, на противоположном берегу реки. Я впервые увидел этот храм ранней весной 1988 года, но это были уже развалины. Развалины храма, которые потрясли своими габаритами. Что такое люди – муравьи, по сравнению с его исполинскими колоннами.

Вот что писал о данном храме в епархиальных новостях протоирей Мануил Немечин сопровождавший епископа Оренбургского и Тургайского Иеакима в его обширной поездке по Челябинскому уезду с 20 по 11 мая 1909 года: «Особенно выдается в этом отношении храм Окуневской слободы, поражающий зрителя своими колоссальными размерами, интересною, цельною архитектурой и колокольней огромной высоты. Созерцая, этот храм великан, возвышающийся к небу на рубеже Европы и Азии, на самой отдаленной северо-восточной границе нашей огромной епархии, невольно переносишься мысленно с высоты Окуневской колокольни в юго-западном направлении  по всему пространству Оренбургской губернии, пока не остановишься на кресте, украшающем купол второго в епархии храма – великого кафедрального собора, который, однако, по размерам даже уступает Окуневской святыни».

Итак, мы видим, при более тщательном изучении, вся связь между данными деревнями ограничена лишь в названии деревень, да в присутствии жителей, носящих фамилию Сухановы. Более того, просматривая переписи жителей Окуневского дистрикта, невольно бросилось в глаза то, что многие фамилии, особенно редкие, но распространенные в окрестностях села Введенское, здесь отсутствуют. А фамилия Суханов оказалась довольно распространенной как в Окуневском как и в Шадринском дистриктах.

О том, как распространена данная фамилия в этих двух дистриктах, мы приведем буквально небольшую подборку по материалам ревизии 1719 года:

Село Кислянское: «Во дворе Пантелей Осипов сын Суханов 50 лет. У него сын Елисей 3 лет»;

Село Канашевское: «Во дворе Петр Яковлев Сухановых сказался 45 лет. У него дети: Данило 9 лет, Сидор 7 лет, Иван 5 лет, Григорий  2 лет»;

Деревня Нечунаева: «…Петр Иванов сын Суханов 50 лет», здесь же: «Во дворе Иван Алексеев сын Суханов 57 лет. У него дети: Иван 5 лет, Петр 3 лет, Фадей году...»;

Деревня Ермакова: «Во дворе Леонтий Пахомов сын Суханов. У него сын Иван 13  лет»;

Деревня Грибанова: «Во дворе крестьянин Сидор Семенов сын Суханов 40 лет. У него сын Артемий 4 лет…»;

Мы начинали статью с цитаты, напомним отрывок из нее: «…чьи деды  жили  в с. Верхозино  (на р.  Исеть), восточнее Шадринска …». В переписях 1710 и 1719 годов в селе Верхозино Сухановы вообще  не числились.

А в селе Макаровское Барневской слободы в переписи 1744 года есть такая запись «двор  Петра Григорьева сына Суханова 75 лет, у него дети: Никита 37 лет, Борис 30 лет. Василий 18 лет, у Никиты дети: Максим 16 лет, Яков 4, Максим 8, Иван полу году». Вот тот Никита Суханов, которого мы пытались найти в деревне Сухановой на реке Миасс. В селе Кривское мы находим Коростиных, Сауниных, Коротовских, Смирных – будущих жителей деревни Сухановой на речке Юргамыш.

Самые ранние данные по семье Сухановых в селе Макаровском мы находим в 1702 году:  «Григорей Вахромеев сын Суханов у него сын Петр пасынок Афанасий.  У Петра сын Данило…». В том же 1702 году в деревне Нечунаевой так же живет семья Сухановых «Иван Алексеев Суханов, у него брат Сила». Связь между двумя этими семьями так же не просматривается.

Работая с архивными документами Шадринской управительской канцелярии, встретился довольно интересный документ, связанный с подушным налогообложением датированный 1753 годом. Это доношение из Таловской земской конторы о послании в оную подушных денег, которые были отправлены с выборным из крестьян Таловской слободы сборщиком Авраамом Хлызовым: «…того ради Шадринская канцелярия благотворила по получении сего доношения прислать из Шадринского дистрикта  со слободчиками Масленским и Барневским на записавшихся крестьян с положением их в подушный оклад…».

Этот документ как бы подтверждает наши исследования, что какая-то масса крестьян переселяется в Таловскую волость, в частности в район села Введенского, из Масленской и Барневской слобод Шадринского дистрикта.

Примечания.

1. История Курганской области, г. Курган 1999г., т. 5 стр. 205-206.

2. РГАДА, ф.214, оп. 5, д.261, л.1087 об. – л.1088.

3. РГАДА, ф.214, оп. 5, д.261, л.1088 - л.1088 об.

4. РГАДА, ф.214, оп. 1, д.261, л.1562, л.55.

5. РГАДА, ф.214, оп. 1, д.261, л.1562, л.50.

6. РГАДА, ф..214, оп. 1, д. 1587, л. 862 об. - л. 863 об.

7. РГАДА, ф..214, оп. 1, д. 1587, л. 857.

8. ГАОО, ф. 173. оп. 11, д. 63А.

9. Оренбургские Епархиальные ведомости 27 мая 1910 г., стр. 313-320.

10. РГАДА, ф..214, оп. 1, д. 1587, л. 894.

11. РГАДА, ф..214, оп. 1, д. 1587, л. 665.

12. РГАДА, ф..214, оп. 1, д. 1587, л.946.

13. РГАДА, ф..214, оп. 1, д. 1587, л.970.

14. РГАДА, ф..214, оп. 1, д. 1587, л.1004.

15. РГАДА ф.614, оп. 1, д. 73, л. 91.

16. РГАДА ф.214, оп. 1, д. 474, л. 826 об.

17. РГАДА ф.214, оп. 1, д. 474, л. 707.

Написано в соавторстве с Михаилом Сухановым.

Опубликовано: Союзная мысль (Челябинск). – 2011. – 24 июля.

Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites