kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Зауральские фамилии » Шмаковы » Краткая история рода ШМАКОВЫХ (Ирбицкая ветвь)

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Краткая история рода ШМАКОВЫХ (Ирбицкая ветвь)

Одной из самых распространенных фамилий на территории сегодняшней Курганской области является фамилия ШМАКОВЫХ. Откуда они есть, когда и как появились на Курганской земле? Одна из самых вероятных версий возникновения фамилии восходит к прозвищу ШМАК (ШМАЧКО), чьи потомки со временем стали именоваться ШМАКОВЫМИ.

Первые упоминания о ШМАКОВЫХ относятся ко второй половине шестнадцатого века, процесс формирования фамилий был достаточно долгим. Исследования фамилии (или прозвища ШМАК) показывают, что она характерна для жителей северо-запада России.

Новгородские земли в ту пору занимали довольно обширные территории. В 1564 году в Обонежъе проживал крестьянин Ивашко ШМАК, в 1568 году в Ярославле упоминается Гордей Григорьев ШМАКОВ. В1583 году в Новгороде, в Гончарном конце, на Добрыни улице отмечен двор Курбата ШМАКОВА. В Холме, уездном городе Псковской губернии (расположенный при впадении реки Куний в Ловатъ), жили Григорий и Фома ШМАКОВЫ. Историк Веселовский отмечает также, что фамилия встречается и в Мещере.

Более ясные представления об ареале проживания ШМАКОВЫХ дает ряд переписных книг 1619-1625 годов. ШМАКОВЫ упоминаются в Каргополе, Сарапуле, Чердыни, Соликамске, Невьянске, Туринске, Пельше, Таре и на Чусовой.

Шмаковы, поселившиеся в Курганской области

В переписной книге 1683 года среди беломестных казаков Белозерской слободы упомянут «Федотко Архипов сын ШМАКОВ, сказавший, что родился он в Верхотурском уезде, а отец его жил за Невьянским монастырем во крестьянах». Он и является одним из ранних представителей фамилии ШМАКОВЫХ, поселившихся в центральной части современной Курганской области в 1681 году. В дальнейшем он жил в деревне Карыштиной (Караштинской) и имел мутовчатую мельницу.

Очень большая ветвь ШМАКОВЫХ восходит от Никиты (Васильева сына) ШМАКА, «казанского переведенца». В 1624 году он и двое его сыновей, Сидор и Анцыфер, жили в Невъянской слободе, в деревне на Ключе (Ключевской). В 1645 году крестьянин деревни Ключевской Евсевий Сидоров присягает новому царю Алексею Михайловичу. У его сына Савелия Евсевъевича ШМАКОВА были шестеро сыновей. Они стали одними из самых первых посельщиков Утяцкой слободы. Вскоре на месте заимки ШМАКОВЫХ, на речке Юргамыше возникает деревня с одноименным названием.

От ирбитских крестьян Игнатия, Петра и Ивана Петровичей происходят ШМАКОВЫ, проживавшие в XVIII веке в Верхсуерской, Устъ-Суерской и Белозерской слободах. Кроме того, известны роды ШМАКОВЫХ, проживавших в Красномысской, Окуневской, Иковской слободах, в Исецком остроге и Царевом Городище.

В своей статье предлагаем читателям познакомиться с самой многочисленной – ирбицкой ветвью ШМАКОВЫХ, чьи потомки и ныне проживают на Курганской земле. История любого рода проходит через исторические события и поэтому неотделима от хронологии.

Краткая предыстория

Вслед за покорением Сибирского ханства, в конце XVI века началось освоение новых земель.

1584-1589 гг. Первым русским опорным пунктом восточнее Уральского хребта был Верхне-Тагильский городок. Через него проходила главная «государева» дорога в Сибирь.

В 1586 г. Поставили город Тюмень.

1587 г. Основан Тобольск, главный русский город Сибири.

1598 г. Построен город Верхотурье. В Верхотурье устроена таможня, контролировавшая потоки людей и товаров в Сибирь и обратно.

1600 г. Построен город Туринск (Епанчин городок).

В 1612 г. была подписана грамота московского правительства верхотурскому воеводе об отводе крестьянам, ямщикам и посадским людям земель под пашню по рекам Тагил и Мугай. Этот документ дал жителям Верхотурского уезда законное основание селиться по берегам Тагила и Мугая и, таким образом, положил начало Тагильской слободе как одной из важнейших административных единиц Верхотурского уезда XVII века.

1619 г. В месте слияния Нейвы и Режа произошло первое внедрение верхотурских поселенцев в туринские земли.

1619 г. Основана Невьянская слобода (острог).

С 1620 г. весь огромный Верхотурский уезд в церковном отношении зависел от архиепископов Сибирских и Тобольских, живших в Тобольске.

1621 г. Основан Невьянский Богоявленский монастырь.

1622 г. На реке Нейве поселились переведенцы из Казанских крестьян. Верхотурским ямским охотникам велено давать по 15 рублей, взамен прежних десяти.

1622/23 гг. Основана Чубаровская слобода, основатель Максим Егошин.

К 1624 г. Верхотурский уезд состоял из подгородной волости и двух слобод – Невьянской и Тагильской.

1626 г. Невьянская слобода имела деревянные укрепления (острог), для сбережения от набегов башкиров и калмыков.

1626/27 гг. На территории Тентюковой и Ермолаевой волостей была основана Ницынская слобода. Основатель Петуня Ощепков.

1626 г. Произошел крестьянский бунт в Ницынской слободе.

1627 г. На реке Нице основана Еланская слобода (впоследствии относилась к Ирбицкому уезду).

1628 г. Становится известно о рудном болоте на Нице между Невьянской и Ницынской слободами, где в 1629/30 годах верхотурскими служилыми людьми было организовано железоделательное производство в Рудной слободе.

Русские земледельцы интенсивно осваивают бассейн реки Ницы.

1631 г. С целью развития хлебопашества основана Арамашевская слобода.

Ирбицкая (Ирбеевская) слобода

1631/32 гг. Первое упоминание о русском поселении на месте г.Ирбита, возникшем при слиянии реки Ирбита (по-татарски Ирбея) с рекою Ницей на юго-востоке от Верхотурья. Основатель слободчик Иван Шипицын (иногда записан как – Спицын). Возможно, Ирбицкая слобода основана в конце 1631г. (сентябрь 1631 – август 1632 гг.).

Местность, занимаемая Ирбитом, разделяется на две различных части: на низменную – болотистую, идущую на северо-восток, и возвышенную – холмистую, идущую на юго-запад.

«Русские стали селиться в этой местности вскоре после открытия руды на берегу реки Ницы, привлекаемые сюда как розыском руды, так и благоприятными условиями для поселения, что послужило основанию Ирбицкой слободы. Местность, окружавшая слободу, представляла собой девственный лес, с многочисленными представителями лучших пушных пород (соболей, бобров, куниц, горностаев и др.). В лесах водились медведи, волки, лоси, лисы и зайцы. Река Ница изобиловала рыбою, в ней водились нельма, язь, щука, налим, линь, окунь, ерш, чебак и елец. В озерах водились пескарь, гольян и карась. Эти условия были настолько заманчивыми, что колонизация русскими шла быстрым шагом». Первыми поселенцами в Ирбицкой слободе были крестьяне из Верхотурья и Казани.

1634 г. 16 июня. Оборона Чубаровской слободы от степных калмыков.

1634 г. Пригожие земли и выгодное местоположение Ирбицкой слободы притягивает новых поселенцев. По реке Нице поселяются «прихожие всякие люди волею своею потому, что им тут жить иных сибирских городов Тюмени и Туринска и Тобольска прибыльнее». Торговые и промышленные люди, приезжающие в Сибирь из Руси, покупают для своих промыслов хлебные запасы и речные суда, причем дорогою ценою. Местным крестьянам нет необходимости даже вывозить свой хлеб на продажу – «продают меж себя в деревнях, а затем ждут торговых людей (купцов)».

Ирбеевская слобода становится центром возникших вблизи ее новых поселений, в ней открывается Торжок.

1634/35 гг. Тобольские власти основывают Киргинскую слободу.

1635/36 гг. В Ирбицкую слободу вновь прибрано одиннадцать человек, на которых расписано семь тягл. Первым священником в Ирбицкой слободе был Михаил Парфенович Удинцов.

1636/37 гг. В Ирбицкую слободу прибрано четыре человека на три тягла.

1637/38 гг. В Ирбицкую слободу прибрано восемь человек на семь тягл.

1638 г. Осень. Слободчик Иван Шипицын сообщает приказчику Киргинской слободы Исаку Обрядову о возможном нападении калмыков.

1638/39 гг. В Ирбицкую слободу прибрано 35 человек на 28 тягл.

1638/39 гг. Шипицын наделяет землей Игнашку и Ивашку Петровых детей ШМАКОВЫХ (льготные годы у первых прибранных крестьян давались на шесть лет). Известно, что у Петра ШМАКОВА было трое сыновей: Иван, Игнатий и Петр. Все они родились в Тагильской слободе в 20-х годах семнадцатого века. Интересно отметить и то, что Андрей Сидоров ШМАКОВ (внук Никиты ШМАКОВА) родился в той же Тагильской слободе. Возникает предположение, не являются ли они родственниками? Кроме того, в переписи 1625/26 годов рядом с двором Никиты ШМАКА отмечен двор Гуляйко ШМАКОВА.

Первоначально ирбицкие крестьяне были посажены на «государеву пашню», но к 1639 г. добились перевода в оброк, что еще больше способствовало росту населения на Ирбите. Начинается освоение земель вверх по реке Ирбит. «Надобно полагать, что пашенная земля здесь была настолько плодородна и столь заманчива, что вскоре, по основании слободы, в нее стали самовольно переселяться многие крестьяне из пашенных слобод, как-то: Тагильской и Невьянской. Проходившая через слободу из Верхотурья в Тобольск известная Бабиновская дорога также способствовала скорейшему заселению слободы и дальнейшему развитию в ней торговли. С самого начала Ирбицкая слобода была окружена палисадом с двумя воротами, которые на ночь запирались».

Вскоре после основания Ирбицкой слободы сухопутный торговый путь принял несколько другое направление, по местам, более заселенным и безопасным. Он шел из Вархотурья через села Салдинское и Мугайское. затем поворачивал несколько вправо и шел на Невьянскую, Рудную, Киргинскую. Чубаровскую, Верхнее-Ницинскую. Краснослободскую и Усгь-Ницинскую слободы, потом на Тюмень и Тобольск. Путь этот назывался «слободским».

1639 г. Воевода Никита Васильевич Кафтырев селит туринских крестьян в Ницынской слободе.

1639 г. На реке Нейве основана Мурзинская слобода.

1640 г. Открыто судоходство по реке Нице.

1640/41 гг. В Ирбицкую слободу прибрано семь человек на пять тягл. Всего в 1640/41 гг. в Ирбитской слободе было 111 крестьян.

Шипицыны и другие ирбицкие крестьяне промышляют на реке Исети (ловят рыбу) в районе будущего Далматова монастыря и даже подговаривают местных татар избавиться от старца Далмата.

1641 г. Сентябрь. Ирбицской слободой управляет приказчик Василий Муравьев.

1641-1644 гг. Приказчик Ирбицкой слободы Василий Муравьев построил в слободе хлебные житницы, мельницу на реке Ирбите, судоверфь – плотбище для строительства дощаников, на которых отправляли хлеб в Сибирь для пропитания служивых людей.

1641-1645 гг. В Ирбицской слободе усилиями приказчика Василия Муравьева построен «храм во имя Богоявления господа нашего Иисуса Христа да предел святых мучеников Фрола и Лавра».

1642/43 гг. На реке Бобровке (приток р. Ирбита) основана Усть-Ирбицкая слобода, основатель Пятунко (Пятый) Ощепков.

1643 г. Начала функционировать Ирбицская (Ирбеевская) ярмарка. Первым поводом к образованию Ирбицкой ярмарки был местный праздник 6 января, в день Богоявления Господня. К этому дню народ приезжал попраздновать из соседних деревень и слобод. Слобод в округе было много, и Ирбицкая слобода была между ними центральной. Во время праздника сельские люди обменивались своими произведениями. К ним вскоре пристали коренные жители инородцы, богатые произведениями своих лесов, пушниной, и стали обменивать ее на русские товары.

Кроме того, русские промышленники доставляли товары до Соликамска водой, оттуда везли их по зимнему пути в Тюмень и Тобольск по Бабиновской дороге, через Верхотурье и далее по ближайшим населенным местам через Ирбицкую слободу, которая оказалась на половине пути из Верхотурья в Тобольск. Здесь промышленники останавливались сначала на неопределенное время.

Случайно побывавши в слободе в январе или наслышавшись о местном Торжке, они не могли не обратить внимания на значительное стечение здесь народа. Их собственные выгоды побуждали останавливаться на более продолжительное время. Начался оживленный обмен. Местные зверопромышленники рады были случаю сбыть свои товары, а российские рады были обменять их на свои. Год от году число промышленников и торговцев стало быстро увеличиваться. В Ирбицкую слободу стали приезжать из других мест татары и калмыки.

Таким образом, завязалась ежегодная ярмарка. Царь Михаил Федорович, видя в Ирбицкой ярмарке средство к сближению с Сибирью, указом 1643 г. утвердил ее существование. После этого ярмарка стала развиваться все более и более, так что, по сказанию исторических актов, в 1649 г. сюда уже стекалось множество промышленников и торговцев.

Со второй половины XVII века Ирбицкая ярмарка стала местом закупки хлеба и вообще всех товаров, идущих в Сибирь. Сюда, кроме сибирских и бухарских товаров, стали привозить еще и китайские, для вывоза в Россию.

Спустя 50 лет после начала торговли в Ирбицкой слободе, местная ярмарка настолько расширилась, что почти совершенно подорвала торговлю города Верхотурья и нанесла ущерб городам Тобольску, Туринску и Тюмени.

До 1689 г. в Ирбицкой слободе торговали беспошлинно, собирались только полавочные деньги за занятые торговцами склады и амбарные лавки.

На протяжении всего XVII века этот район подвергается нападением со стороны Кучумовичей и других кочевников. В 40-ые годы в Сибирском приказе принимаются меры, для того чтобы район поставить под охрану служивых людей.

1644 г. В Ирбеевской слободе строится укрепленный острог с 2 башнями.

1644 г. Основана Белослудская слобода.

1645 г. Сентябрь. В Ирбицской слободе первый набор беломестных казаков из гулящих людей. Всего 16 человек. Тогда же в слободе был поставлен и острог. Местные торжки функционируют круглый год и приносят казне существенный таможенный доход. В 1644/45 гг. таможенный сбор в Ирбицкой слободе составлял 67 рублей, 31 алтын, 5 денег. Крестьяне на протяжении всего года на рынке своей слободы продают друг другу, приезжающим из других слобод, служилым и посадским людям из Верхотурска и Тобольска лошадей, рогатый скот, рыбу, зерно, иногда невыделанные кожи.

Важную роль в хозяйствах ирбицких крестьян занимает животноводство. Среди крестьян встречаются владельцы 20 и более лошадей. Торговцы мясом систематически скупают скот на убой.

1645 г. (конец). Крестьяне Ирбицской слободы присягают на верность новому царю Алексею Михайловичу. Впервые отмечен мельник.

Среди ирбицких крестьян упоминаются Онтонко Прокопьев ШМАКОВ, Игнашко Петров и Ивашко Петров ШМАКОВЫ.

1646 г. Август. В Ирбицкой слободе зафиксирован дьячок.

1646/47 гг. В слободе отмечен ирбицкой мельницы кузнец Микитка Сысоев (был зарезан в этом году).

1649 г. В Ирбицкой слободе приказчик Григорий Барыбин.

1651/52 гг. В Ирбицкой слободе значится «оброчных крестьян и подрядчиков 129 человек». Местные крестьяне берут в оброк рыбные ловли на озерах, либо также с оброка получают право ловить рыбу неводами или бредниками, постановкой запоров или езов на реках. «Игнашко Петров з братею сам третей с Ывашкою да с Петрушкою у них четыре сына ныне платит з десятины». Кроме того, в слободе проживал Онтонко Прокопьев ШМАКОВ, который к тому времени уже умер, а на его месте жили Онтоновы дети Федька и Митька.

1659 г. По переписи впервые показывается распределение крестьян Ирбицкой слободы по деревням, всего 123 крестьянских двора.

В деревне Шмаковой над рекою Ирбитом жил оброчный крестьянин Петрушка Кондратев сын ШМАКОВ (возможно, здесь описка в отчестве).

1661 г. Распоряжением тобольского воеводы Хилкова положено начало «для опыту» унаваживания пашни в Ирбицкой и Ницинской слободах. В Ирбицкой слободе приказчик Михаил Литвинов.

1662 г. Ирбеевская слобода переименована в Ирбицкую. Верхотурские власти разрешили ирбицким крестьянам покупать соль, только при условии подвоза всякого харча. С Ирбита на Верхотурье привозят значительные партии мороженой рыбы. К примеру, Фрол Лаптев привез 4 воза рыбы, оцененной в Ирбите в 60 рублей.

В 1662 г. случился башкирский бунт, по заговору старшины Сеита. Башкиры, соединившись с татарами Уфимскими, Сылвинскими, Казанскими, Вятскими и Уржумскими, увлекли за собою вогул, мордву, калмыков, черемис и других инородцев. Выждав, «как крестьяне хлеб пожнут и складут», воровские люди напали на плохо защищенные русские поселения, в тех местах, где они соприкасались с их кочевьями. Бунт распространился весьма широко, и известен под именем «первого башкирского бунта». Бунтовщики разорили множество поселений: «Катайский острог, Павловы пустыни, слободы и деревни по реке Утке, Далматов монастырь, Новую Ощепкову слободу, Салухи Пястелеву слободу и Невьянский монастырь, а также немало людей побили и скота отогнали».

Вскоре князь Семен Пелымский, приказчик Невьянской слободы, извещал о нападении воровских людей на Мурзинскую слободу и село Покровское. Они побили многих мужиков, вместе с церковью сожгли около девяноста «баб и робят», а молодых женщин угнали в плен. Затем бунтовщики отошли за Аятское озеро. Откуда они имели намерение направиться на Нейву и Арамашевскую слободы, чтобы соединиться с князем Сары Мергенем.

Верхотурский воевода Иван Камынин послал из Тюмени против татар приказчика Ницынской слободы Федора Головкова с охочими людьми. Вскоре в вершинах рек Ирбита и Пышмы был большой бой, в котором русские «тех воровских татар человек с 20 и больше побили и многих переранили, а остальные разбежались». Всем слободам был дан приказ: жить от воровских людей оберегаясь, и весь государев хлеб перемолотить и свезти без промедления в город в государевы житницы. Воеводы и приказчики занялись укреплением острогов и слобод.

18 сентября. «Воровские люди, возглавляемые тюменским ясачным татарином Лабашкой с братом, да Туринскими татарами Безпелдючкой да Кучембетко малым с сыном, повоевали Белослудскую и Усть-Ирбицкую слободы. Дворы выжгли без остатку и остроги взяли и церковь пожгли, и людей побили, и хлеб и сено выжгли и скот отогнали», а также выжгли все деревни с верховья реки Ирбита до деревни Шмаковой. Затем они сделали нападение на Ирбицкую слободу, но, узнав о приближении ратных людей из Киргинской слободы и Тюмени, отступили. «Деревню же Шмакову отстояли охочие люди, присланные из Ирбита, в количестве полуторых сот, под начальством Федора Мокринского, сыном преподобного Далмата».

Среди охочих людей было 70 ирбицких человек, да 80 людей киргинских и ницынских.

25 сентября русские люди встретили воровских татар в 4 верстах от деревни Шмаковой и после небольшой стычки прогнали тех. В ходе действий было убито 6 татар и один взят в плен. Затем дошли до деревни Зайковой, где остановились. От пленного узнали, что татары расположились ставкой, в ожидании царевича Сары Мергеня, недалеко от разоренной ими Бело-Слудской слободы. Численность татарского войска простиралась до 400 человек, пришедших от озера Иска. «Огненаго оружия у татар 30 пищалей, в Белой Слудке оружия и пороху они не взяли, так как воинские припасы все сгорели вместе с жителями в церкви, в которую последние заперлись, во время погрома слободы. По причине многочисленности мятежников Федор Мокринский, напуститца на них не смел».

В 1662-1664 гг. вся южная часть Верхотурского уезда подверглась башкирским набегам (пострадали свыше семидесяти хозяйств Ирбицкой слободы, в основном крестьяне, потеряли хлеб и скот). После нападения кочевников в слободе оставалось лишь 112 крестьянских дворов.

1663 г. Оборона Киргинской слободы от степных калмыков, возглавляемая Василием Поярковым, выдающимся русским землепроходцем. В этом же году воровские люди напали на Арамашевскую слободу, где сожгли церковь и учинили погром.

1664 г. Башкирцы нападали на деревни Беляковской и Невьянской слобод. Волнения между башкирцами и татарами продолжались еще долго. Только в 1669 г. «спокойствие было водворено».

1664 г. Данило Аршинский с тобольскими служилыми татарами, с литвою и новокрещеными казаками прибыл для охраны Ирбицкой и Невьянской слобод. В Ирбицкой слободе начато «исправление острога».

1665 г. Основана Кочневская слобода на реке Ляге, приток реки Ирбита.

1666 г. Проведена первая перепись населения Ирбицкой слободы (117 крестьянских дворов и 18 ново­приборных крестьян, не вышедших из льготных лет). В слободе было 127 крестьянских дворов. 1 бобыльский двор, 17 дворов беломестных казаков, в слободе два кузнеца, затинщик (пушкарь), две семьи ямщиков – братья Бердюкины. Своим двором жил крестьянин Игнашка Петров сын ШМАКОВ. С детьми: Ульянкой двадцати /пяти/ лет, Ивашкой дватцати лет. Кирилком пятнадцати лет. Рядом с ним в особом дворе жили братья Иван и Петр Петровы дети ШМАКОВЫ.

1667 г. Основана Юрмыцкая слобода (Печерская) на реке Юрмыче. Основана Камышевская (будущее село Камышловское) слобода на реке Пышме.

1667-1678 гг. На Верхотурье 18 ирбицких крестьян привозят рыбу на 91 возе. Вероятнее всего это были скупщики.

1668 г. На реке Исети застраиваются Башкарская и Терсюцкая слободы. Строится Маслянская слобода.

1669 г. Основана Аятская слобода крестьянином Фролом Араповым, который с Афанасием Гиляевым строил Чусовскую Уткинскую слободу.

1670 г. В Ирбицкой слободе появляются 5 мыловарен.

1672 г. Произошло крестьянское волнение в Белослудской слободе.

1672 г. Написан чертеж сибирской земли с городами, и слободами, и острогами, и урочищами. В нем сказано: «...От Усть-Ницынской слободы до Нижнее-Ницынской 20 верст; а от Нижнее-Ницынской до Верхней-Ницынской 20 верст; а от Верхнее-Ницынской до Чубаровы 7 верст. А от Чубаровой до Киргинской слободы 7 верст. А от Киргинской в Верхотурский уезд до Ирбицкой слободы 7 верст; а с устья Ирбита до Усть-Ирбицкой слободы, что на Бобровке реке 20 верст; а от Усть-Ирбицкой в сторону до Бело-Слудской слободы, что на Ирбите реке 20 верст...».

1673/74 гг. В Ирбицкой слободе 187 дворов.

Собственно сама Ирбицкая слобода была невелика. Подавляющая часть населения обитала в окружающих ее деревнях. Центром слободы являлся острог, в котором располагались дворы местного гарнизона. Земледелие составляло основную отрасль хозяйства местного населения. Подобная ситуация сложилась в Тагильской, Невьянской, Ницынской и Арамашевской слободах.

1674 г. Заложена Красномыская слобода на реке Исети. Основатели Мишка и Афонка дети Первушины.

Основана Калиновская слобода. Основатели Алексей Мещеряков и Федор Качусов.

1675 г. Основана Арамильская слобода. Слободчик Мишка Сарапулец.

1678 г. В мае ирбицким приказчиком Шубиным, вследствие распоряжения воеводы, в слободе было нагружено шесть государственных дощаников, с хлебными запасами ирбицкой пахоты.

1677/78 г. Степан Федоров сын Нестеров строит Белозерскую слободу.

1678/79 г. Тимофей Онисимов (Невежин) приступает к строительству слободы Царева Городища.

В 1680/81 гг. Василий Константинов сын Пухов строит Усть-Суерскую, а Кондратий Кондратьев сын Замятнин Иковскую слободы.

1680 г. Проведена перепись (в ней учтено все мужское население независимо от возраста). В Ирбитской слободе 220 крестьянских дворов, в которых кроме дворохозяев было еще 599 «детей, и братьи, и племянников, и внучат, и пасынков, и зятей». Всего в 1680 году в слободе насчитывалось 818 мужчин крестьян, и 11 беломестных казаков.

В переписи отмечено происхождение жителей, где указывается место рождения хозяина двора. В Ирбитской слободе при церкви Богоявления Господня: два попа (Елисей Захаров и Ефимей Нестеров), дьячок и пономарь «попов сын», всего четыре двора. В слободе проживали дети боярские: Каменской, Будаков и Голодков. В судной избе находился дьячек Мартын Посников. При слободе были свои пушкарь, мельник и кузнец.

По количеству крестьянских дворов Ирбицкая слобода уступала только Невьянской слободе. В слободе развивались крестьянские промыслы и мелкие торжки. Кроме государственного, развивалось и частное мукомолье. В одиночку или сообща ирбицкие крестьяне ставили водяные мельницы колотовки на реках или кючевых протоках. У крестьян Новгородова, Подкорытова, Долгушина, Клементьева, Симанова. Суботина, Коновалова, Бородина и ШМАКОВА были мельницы. Мельница Ивашки ШМАКОВА (с братьями) находилась на речке Кочевке.

К слободе относились деревни: Подкорытова над озером, Кекурская, Гаева над озером, Кекур над озером, Ерзовка, Подкорытова, Березовка и Речкалова над речкою Березовкою, Грязнуха и Шипицына над рекою Грязнухою, Трубина, Чютаи Чюсовская, Зайкова. На речке Кочовке расположены деревни Кочовка и Коморникова. На реке Ирбите находились деревни ШМАКОВА, Кирилова и Речкалова.

В Деревне Кочовке (название получившей от одноименной реки), жили три родных брата ШМАКОВЫХ. У каждого из них был свой двор и заимка на реке Ляге. В переписной книге указаны дворы, в которых жили ШМАКОВЫ.

«Двор Игнашка Петров сын ШМАКОВ. Сказал родился он в Верхотурском уезде в Тагильской слободе. У него дети: Ульянко, да Ивашка, да Кирилко, да Микитка. У Ульянка дети Якушко 15 лет, Михейко 5 лет, У Ивашка дети Ивашка 11 лет, Кирилко 3 лет, у Кирилка сын Карпунка 5 лет, у Микитки сын Коземка 2 лет. Государева оброчного хлеба платит четыре чети ржи, пять четей овса. А своей пашни пашет 5 десятин в поле, а в дву потому ж. И сверх указу в пахоте его лишка 2 десятины, с пол десятиною, в поле, а в дву потому ж. И на тую лишнюю пахоту прибавлено на него Государева оброчного хлеба 4 чети ржи, овса тож. А сенных у него покосов в розных местах около Поль и по дуброва на пятьсот копен.

Двор Ивашка Петров сын ШМАКОВ. Сказал родился он в Верхотурском уезде в Тагильской слободе. У него дети: Стенка, Мишка, Тимошка 18 лет, Гришка 17 лет, Офонка 13 лет. У Стенки дети: Ивашко 4 лет, Федка полутора году, У Мишки сын Васка году. Государева оброчного хлеба платит три чети с пол осминою ржи, 2 чети с осминою и четвериком овса. А своей пашни пашет 5 десятин с четью и полпол чети в поле, а в дву потому ж. И сверх указу в пахоте его лишка 3 десятины, с полчетью в поле, а в дву потому ж. И на тую лишнюю пахоту прибавлено на него Государева оброчного хлеба 5 чети ржи, овса тож. А сенных у него покосов по дуброве и полям на четыреста копен.

Двор Петрушка Петров сын ШМАКОВ. Сказал родился он в Верхотурском уезде в Тагильской слободе. У него сын Савка. У Савки дети: Митка 3 лет, Данилка полутора году. У него ж внучата Петрушкины дети: Петрушка 7 лет, Ивашко 6 лет, Савка 3 лет. Государева оброчного хлеба платит семь четей с пол осминою ржи, восемь четей с полосминою овса. А своей пашни пашет 3 десятины с пол десятиною в поле, а в дву потому ж. И сверх указу в пахоте его лишка нет. Сенных у него покосов по дуброве и полянам и около полян на четыреста копен.

На речке Ляге построен на заимке двор Игнашки да Ивашки ШМАКОВЫХ, а та заимка отведена им в 1672/73 году, при стольнике и воеводе при Федоре Большом Хрущеве. А платят они с той заимки государева денежного оброку 20 алтын на год. А по досмотру и по смете в той заимке паханые земли 4 десятины в поле, а в дву потому ж. И на тою их паханую землю к старому денежному оброку прибавлено вновь 13 алтын, 2 деньги. Да в той же их заимке по смете непаханой, заложной земли на 30 десятин в поле, а в дву потому ж. Да сенных покосов на 200 копен.

Мельница Ивашки ШМАКОВА с братиею на речке Кочевке оброку платят 4 алтына. И на тою мельницу вновь прибавлено 4 алтына 2 деньги».

С 1659-1680 гг. В Ирбицкой слободе появилось три новых деревни: Шипицына над речкою Грязнухою (1 двор) и две деревни над речкою Кочовкою – Кочовка (8 дворов) и Коморникова (8 дворов).

«Где родились и откуда переселились жители Ирбицкой слободы: В самой слободе родилось 86 человек (имеются в виду хозяева дворов). На Верхотурье 15 человек: из них в самом городе 3.

В Тагильской слободе 9, в Невьянской 2, в Ницынской 1 человек.

В Поморье 82 человека (Устюг – 34, Вага – 24, Пенега – 10, Соль-Вычегодск – 4, Яренск – 4, Кеврола – 3, Колмогоры – 2, Сысола – 1).

В Прикамье 33 человека (Чердынь – 19, Чусовая – 7, Соликамск – 3, Кайгородок – 3, Пермь – 1).

По одному выходцу было из Вятки, Новгорода и Нижнего Новгорода».

1682 г. Основаны Теченская и Белоярская слободы. Основатель Иван Синицин.

1684 г. Основана Крутихинская слобода. Слободчик Семен Белошейкин.

1686/87 гг. В Ирбитской слободе построен деревянный гостиный двор.

1686 г. Основана Барневская слобода Слободчик Федор Мазихин.

1687 г. Разрешен сбор пошлины с привозимых на Ирбитскую ярмарку товаров на месте, минуя Верхотурье.

1692 г. Июнь. Мимо Ницинской, Ирбитской и Чубаровской слобод проследовало русское посольство Избранта Идеса, направлявшееся в Китай.

В 1693 г. братья ШМАКОВЫ жили тремя дворами, в деревне Кочевке.

«Игнашка Петров ШМАКОВ з детьми с Ульянком, с Ивашком, с Кирилком, с Микиткою, да со внучаты с Якушком, с Михейком, с Ивашком, с Кирилком, с Карпушкою, с Коземкою...

Петрушка Петров ШМАКОВ с сыном с Савкою, да со внучаты с Ивашком, с Федкою, с Петрушкою, с Ивашком же, с Савкою...

Ивашко Петров ШМАКОВ з детми с Стенкою, с Тимошкою з Гришкою, с Офонкою да со внучаты с Ивашком, с Федкою, с Васкою...».

Верх-Суерская слобода

Примерно в 1695 г. братья ШМАКОВЫ переезжают на новое место жительства в новую строящуюся Верх-Суерскую слободу. В переписи 1693 г. они записаны еще в Ирбитской слободе, но уже в 1697 г. на картографическом чертеже С.У. Ремезова на реке Суери обозначена деревня ШМАКОВА.

В начале 18 века Верх-Суерская слобода подвергается серии нападений киргиз-кайсаков, которые ее разрушают. Крестьяне Верх-Суерской слободы переселяются на территорию Усть-Суерской слободы, где записаны в переписной книге 1710 г.

В 1717 г. жители просят губернатора М.П.Гагарина разрешения «построить Верх-Суерскую слободу заново».

И наконец, в документах 1719-1721 гг. упоминается Петр ШМАКОВ, занимающийся промыслом горностаев, живущий «в Верхнем Суерском станце в новой слободе».

Написано в соавторстве с Юрием Коноваловым.

Опубликовано: Сибирский край. – 2008. – Вып. 16. – С.17-20;  2009. – Вып. 17. – С. 35-36.

Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites