kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Зауральские фамилии » Словарь фамилий жителей Курганского уезда (XVII - начала XIX веков)

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Словарь фамилий жителей Курганского уезда (XVII - начала XIX веков)

ВВЕДЕНИЕ

Исследования генеалогии старейших фамилий жителей Курганского округа – это изучение и восстановление истории отдельных родов, и способ определить и понять, какое участие они принимали в исторических событиях.

Словарь фамилий составлен по материалам документов конца XVI – начала XIX века. В нем размещено более 1200 статей о фамилиях[1]. В свою очередь представители одинаковой фамилии часто имели разное происхождение. В территориальном отношении Курганская область состоит из шести частей уездов, которые ранее относились к Пермской, Оренбургской и Тобольской губерниям.

Вначале образовывались прозвища, иногда становившиеся фамилиями. В них отмечались особенности семьи (личные качества, места прежнего рождения и жительства, сословная принадлежность).

Заселение исследуемой территории русскими проходило, начиная с XVII века, и шло по рекам Исети и Миассу, а затем по Тоболу.

Закрепление фамилии за членами одного рода складывалось в течение длительного времени. В зависимости от обстоятельств фамилии могли меняться. Проведение различного рода переписей населения (писцовые, дозорные, окладные, крестьянские, крестоприводные, сметные книги, ревизские сказки и т.д.) способствовало их закреплению.

Основную часть населения Курганского уезда составляют крестьянские фамилии. Некоторые из них сложились еще в XVI веке (классический пример Могильниковы). Антропонимика в переводе с древнегреческого языка «человеческое имя». Термин «фамилия» утверждается с конца XVII века. По своему образованию фамилии можно разделить на многочисленные группы. Остановимся лишь на наиболее распространенных фамилиях.

Это образование фамилий от имени отца или деда, календарных полных (Петров) и неполных имен (Потаня);

От уличного прозвища (Пьянко);

От принадлежности к этнической определенной группе (Зырянов, Мунгалов);

От сложных прозвищ (Васька Красные Сапожки, Федька Вострая Сабля);

От профессии рода занятий (Пушкарев, Попов);

От места выхода или места прежнего проживания (Вагин);

На разных территориях могли появляться одинаковые фамилии, не связанные кровным родством, к примеру: Коноваловы, Сухановы, Шмаковы. Антропоним, как правило, трехчастен, и состоит из имени, отчества и фамилии. В некоторых переписях иногда отмечено еще и место выхода: Вологжанин, Устюжанин, Важенин, прозвища, которые впоследствии могли закрепиться в фамилию.

Фамилии в словаре расположены в алфавитном порядке. В статьях словаря есть небольшое наблюдение – от чего образована фамилия. Установить истину пока очень трудно, поэтому приводятся разные варианты возможного происхождения фамилии. Однокоренные фамилии помещены в одной статье. В названиях населенных пунктов сохраняется орфография, зафиксированная в писцовых книгах. Думаю, здесь важна попытка установить, кем был по происхождению и откуда пришел родоначальник той или иной фамилии, определить время ее появления, имена первых носителей, а также отметить особенно интересных представителей, оставивших после себя заметный след в истории деревни, села или края.

Анализ названий населенных пунктов, возникших в начале XVIII века, показывает, что большинство деревень назывались уже не по урочищам, как это случалось при заселении края, а по фамилии (иногда – отчеству) первопоселенцев. Так, большинство деревень Царево-Курганской слободы имели названия по имени их основателей, как правило, крестьян: Комарская, Шкилева, Черемхова, Чеусова и др.

Следует учитывать, что даты рождения в документах прошлых веков, за исключением метрических записей о рождении, нередко писались со слов, часто совершались ошибки в возрасте при переписывании документов и составлении списков, поэтому приводимые в словаре даты во многих случаях выведены автором при сопоставлении различного рода источников.

В основе словаря использованы материалы фондов: Российского Государственного Архива Древних Актов (г. Москва). Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (г. Москва). Из архивов городов: Кургана, Шадринска, Тюмени, Тобольска, Екатеринбурга, Оренбурга, Уфы и Омска.

АБРАМОВ (АВРАМОВ)

Фамилия происходит от календарного имени Авраам, Аврамий (от др.евр. «отец множества (народов), великий отец»).

Род церковнослужителей. Одно из ранних упоминаний относится к 1680-м годам, где отмечено, что в Мурзинской слободе при церкви Сретения Господня священником служил Василий Обрамов, имевший сыновей Федора (род. 1673 г.) и Афанасия (род. 1674 г.).

Курганский же род церковнослужителей имеет две ветви.

Первая происходит от Родиона (род. 1735 г.), в 1748 г. служившего сначала пономарем в Утяцкой церкви, затем ставшего священником в Белозерской слободе. Известны трое его сыновей: Иван курганский пономарь, Федор и Роман в 1780 годах священники в селе Черемуховском.

Другая ветвь происходит от Никифора Абакумовича, в 1760 году пономаря Курганской, а затем дьякона Иковской церквей. Был женат на Евдокии Трофимовне, имел двух сыновей Тимофея и Ивана. В 90-х годах Иван становится священником в селе Черемуховском. Два сына Алексей и Иван также были церковнослужителями.

Известны церковнослужители Аврамовы много лет служившие в Куртамышской и Звериноголовской церквях.

Интересно отметить, что в 1720 году в Утяцком станце при церкви был «священник Афонасей Прокопьев 48 лет, а у него сын драгун Абрам 16 лет», в 1751 году в Утяцкой церкви служил дьякон Авраам Афанасьев, который во время ссоры проколол вилами драгуна.

Священник Николай Алексеевич Абрамов известный исследователь и историк Сибири писал: «Наша родовая фамилия Попов. Отец Алексей и дед Иван были Абрамовыми. Происходят они из десяти вологодских и великоустюжских священников, посланных в Сибирь. Родственники – священники Оренбургского, Челябинского и Троицкого уездов». Николай Алексеевич Абрамов, родился 18 апреля 1812 года, в семье священника города Кургана, Алексея Ивановича Абрамова. Учился в духовном училище города Тобольска, после в семинарии, где хорошо изучил латынь и татарский языки, затем был учителем татарского языка в семинарии. С 1836 года учитель истории и географии Тобольского уездного училища. С 1842 года смотритель училищ Тобольской губернии. С 1853 столоначальник. С образованием Семипалатинской области в 1854 году переходит туда советником хозяйственного отделения. Писать об истории Сибири он начал, будучи учителем. Имел дружеские отношения с известным историком П.А. Словцовым. С 1848 года сотрудник Русского Географического и Археологического общества. Написал более ста статей по истории Сибири, этнографии и истории Русской Православной Церкви. Печатался в «Страннике», «Журнале министерства народного просвещения». Коллежский асессор.

Умер 3 мая в 1870 году в Семипалатинске.

АВДЕЕВ

Фамилия происходит от календарного имени Авдей (от греч. «звонкоголосый»).

Первое упоминание о фамилии отмечено в 1747 году в Царевом Городище, где в то время проживали братья Савва (род. 1697 г.) и Елфим (род. 1714 г.) Евсевьевы дети Авдеевы. В дальнейшем их потомки переселились в деревню Утяцкую, а затем в деревни Чинееву и Анчютину, относившиеся к Курганской слободе.

АГЕЕВ (СМ. ШАДРУХИН)

Фамилия происходит от календарного имени Агей (от др.евр. «торжественный, праздный»).

Ранее Агеевы имели фамилию Шадрухины. В ревизской сказке 1763 года отмечено, что в селе Введенском проживал «Иван Петров сын Шадрухин 59 лет (в 1747 г.), умер в 1749 году. У Ивана внук Перфилей Агеев холост 11 лет (ныне 28 лет)». От этого Перфилия Агеева и пошла фамилия, потомки которого вместе с ним переселились в деревню Чинееву, относившуюся к Цареву Городищу.

АГАФОНОВ (АГОФОНОВ)

Фамилия происходит от календарного имени Агафон (от греч. «добрый, хороший, разумный»).

Первое упоминание о фамилии отмечено в ревизской сказке 1782 года, в деревне Борках Иковской слободы, где в то время отмечен двор, в котором проживал «Иона Никифоров сын Агафонов (приписной) 49 лет, жена Степанида Михайлова дочь 35 лет. Родом из Вяцкой провинции, Слобоцкого уезда, послан в 1762 году в ссылку».

АКАТЬЕВ (ОКАТЬЕВ)

Фамилия ведет происхождение от календарного имени Акакий, в просторечии Акат, Окат (от греч. «добрый, милостивый»). Версия происхождения фамилии от слова «акать» (говорить на «а», высоким говором) мало вероятна.

Первое упоминание о фамилии отмечено в 1720 году в деревне Чунеевой Иковского станца: «Во дворе беломестный драгун Яков Петров сын Окатьев 28 лет, отец Петр Григорьев 60 лет, брат Иван 15 лет, сын Степан 1 года. В период 1763-1782 была вновь заведена деревня Акатьева (Иковской слободы) куда Акатьевы и переселились.

АЛЕКСАНДРОВ

Фамилия происходит от календарного имени Александр (от греч. «мужественный защитник людей, храбрец»).

По архивным документам прослеживаются три рода Александровых, все из Иковской слободы. Первый происходит от крестьянина Герасима Александрова (род. ок. 1645 г.) Впервые упоминается в переписи 1710 года в Иковской слободе. Два других впервые упоминаются с 1720 года, в той же слободе. Это роды Малафея (Матвея) Федорова (сын которого Иван служил в беломестных драгунах) и род беломестных казаков братьев Якова и Исаака Федоровых детей Александровых. В период 1763-1782 годов потомки Александровых переселились во вновь заведенные деревни Иковской слободы: Моревскую, Лихачи, Варлакову, Кусакину, Гагарью, Бузанскую и Скатинскую.

АЛЕКСЕЕВ

Происходит от календарного имени Алексей (от греч. «защитник, помощник, заступник»).

Первое упоминание о фамилии отмечено в 1720 году в деревне Менщиковой Утяцкой слободы, где в то время проживали: «Во дворе беломестный драгун Максим Герасимов сын Алексеевых 33 лет, у него дети: Иван 8 лет, Нефед 6 лет, Александр 2 лет». В дальнейшем Нефед переселился на жительство в деревню Шмакову Утяцкой слободы, а потомки Максима Герасимовича жили в деревнях Толстоверетенной и Худяковой.

АНАНЬИН (ОНАНЬИН)

Происходит от календарного имени Ананий (Онания) (от др.евр. «благодать божья, красивый, богатый, замечательный»).

Известны три рода Онаньиных. Первый род происходит от братьев бобылей Сидора и Осипа Фоминых, детей Онаньиных, отмеченных в переписи 1710 года, в деревне Челноковой, относящейся к Цареву Городищу. В дальнейшем сын Сидора Ефим Филатов переехал на жительство в деревню Саламатную.

Второй род упоминается с 1720 года и происходит из той же деревни Челноковой от Михея Онаньина (род. 1639 г.), сын которого Емельян Михеев отмечен в беломестных драгунах.

Третий род упоминается в 1720 году и происходит из деревни Шкоцкой при речке Среднем Утяке от драгуна Михаила Ананьина (род. 1675 г.).

АНДРЕЕВ

Происходит от календарного имени Андрей (от греч. «мужественный, отважный»).

Первое упоминание о фамилии отмечено в ревизских сказках 1782 года, в деревнях Корюкиной и Скопиной Белозерской слободы, где в то время проживали:

В деревне Корюкиной: Герасим Пиминов сын Андреев (род. 1716 г. умер в 1766 году).

В деревне Скопиной: Иван Андреев (род. 1699 г.).

АНИКИН

Происходит от календарного имени Аника (от имени Иоанникий, от греч. «удачливый, непобедимый»).

Салтосарайская ветвь. Происходят от Афанасия Иванова сына Аникина (род. 1683 г. – ум. 1770 г.), жившего в 1747 году в деревне Кокориной Салтосарайской слободы. Впоследствии потомки его сына Прокопия жили в деревнях Деулиной и Камаганской.

АНКУДИНОВ

Происходит от календарного имени Анкудин (Акиндин, Кудин) (от греч. «безопасный»).

Первое упоминание о фамилии отмечено в 1720 году в деревне Камарской Утяцкой слободы, где в то время проживали «Беломестный драгун Михайло Онкундинов 41 года, и его дети драгун Матвей 17 лет и Филипп 13 лет».

В дальнейшем потомки Матвея и Филиппа проживали там же и носили фамилию Анкудиновы.

АНТИПИН (ОНТИПИН)

Происходит от календарного имени Антип (Антипа, Онтип) (от греч. «упорный, крепкий»).

Известны два рода Антипиных.

Утяцкий род. Первое упоминание о фамилии отмечено в 1720 году в деревне Камарской Утяцкой слободы, где в то время проживали «Беломестный драгун Михайло Онкундинов 41 года, и его дети драгун Мат­вей 17 лет и Филипп 13 лет». В дальнейшем потомки Матвея и Филиппа проживали там же и носили фамилию Анкудиновы.

Усть-суерский род. Ведут свое происхождение из деревни Памятной Усть-суерской слободы. Первое упоминание о фамилии отмечено в 1710 году, где в то время своим двором проживал крестьянин Сава Онтипин (род. 1650 г.) с сыновьями Юрием, Петром и Арсением. В дальнейшем его потомки проживали в деревнях Коркиной, Поляковой Усть-Суерской слободы и деревне Малоутечьей Моршихинской волости.

АНТОНОВ (ОНТОНОВ)

Происходит от календарного имени Антон, Антоний (от греч. «бесценный, веселый, радостный, счастливый»).

Известны три рода Антоновых.

Первый род церковнослужителей. В начале восемнадцатого века церковнослужители Антоновы носили фамилию Пономаревы. Первое упоминание о фамилии отмечено в 1710 году в слободе Царево Городище: «Во дворе церковной дъячек Иван Онтонов сказался 25 лет, жена Степанида 20 лет. Дети Иван десяти недель, дочь Акилина 2 лет, брат(ья) Иван 10 лет, Кирило 9 лет, Афонасей 5 лет. Сестры Дарья 13, Ирина 10 лет. Мать Ирина 40 лет. Дъячек Иван Пономарев указ Великого Государя об утайке дворов и людей под опасением смертные казни слышал и руку приложил».

В 1720 году Иван Антонов – священник в церкви Царева Городища. Его брат Кирилл Антонов сын Пономарев служит драгунским писарем в Утяцком станце (слободе). Иван Иванович Антонов в 1730-50-х годах протопоп Христорождественской церкви Царева Городища. Священник Иосиф Кирилович Антонов Царевогородищенский «закащик».

Особо известен Лаврентий Иванович Антонов, в 1760 году дьячек, переведенный на службу из села Шкодского в Царево Городище, в 1769 году священник. Во время Пугачевского бунта перешел на сторону мятежников и был назначен есаулом Иликаевым воинским и гражданским начальником в Курганской слободе. За что после был сослан в Нерчинск, где был на каторжных работах до 1802 года. После пересмотра дела, был освобожден и оставлен в Нерчинске под надзором полиции.

Другой род Антоновых упоминается в 1710 году и происходит из деревни Белоярской Царева Городища, от кунгурца Петра Ултакова (род. 1664 г.). Его дети стали носить фамилию Антоновых. Проживали в селе Шкодском, деревнях Белоярской, Сычевой, Галкиной и Комарской.

Третий род происходит от братьев Никифора и Алексея Тихоновых из деревни Старо-Волосниковой и Якова Макарова сына Антонова из Усть-Суерской слободы. Их потомки отмечены в деревнях Волосниковой, Варакосовой, Достоваловой Усть-Суерской слободы и деревне Арлагульской.

АНЧУТИН (АНЧЮТИН)

Происходит от календарного имени Онисифор, Анцыфер, в просторечии Ончифер, Анчута (от греч. «приносящий пользу»).

Ранее Анчутины имели фамилию Воинковы и проживали в 1720 году в деревне Чапочкиной, относящейся к Цареву Городищу. Тимофей Ончиферов (Анцыферов) сын Воинков (род. 1717 г.) после 1763 года из деревни Чапочкиной переселился в Утяцкую слободу. Его сын Илья между 1763-1782 годами поселился во вновь заведенной деревне Анчутиной Курганской слободы, где в ревизской сказке отмечено: «Илья Тимофеев сын Анчутин, а не Воинков (род. 1748 г.)». Своим названием деревня обязана именно ему. Интересно отметить, что именно в тот период, вероятно из-за распространенности фамилии Воинков, ее носители переменили свою коренную фамилию на фамилии Анчутин, Козлов и Нецветов.

АРБАКОВ

Первое упоминание о фамилии отмечено в 1747 году в селе Введенском, относившемуся к Цареву Городищу, где в то время проживал Андрей Филиппов сын Арбаков (род. 1667 г.) и его сын Петр Андреев сын Арбаков (род. 1710 г.). В дальнейшем потомки Петра проживали там же.

Опубликовано: Сибирский край. – 2012. – № 24. – С.66-69.

Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».



[1] В данной статье публикуется отрывок из неоконченной работы Павла Варлакова «Славарь фамилий жителей Курганского уезда (XVII – начала XIX веков)». На сайте http://uralgenealogy.ru/content/view/171/135/ можно найти СПИСОК фамилий, которыми занимался Варлаков Павел Валерьевич в его статье «Антропонимика», - прим. ред.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites