kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания » Зауральские некрополи » Екатерина Тершукова. Захоронения у Богородице-Рождественского собора города Кургана

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Екатерина Тершукова. Захоронения у Богородице-Рождественского собора города Кургана

Застройка квартала Богородице-Рождественского собора в  XIX – первой четверти ХХ вв.

Формирование городского квартала, ограниченного  Троицкой улицей (ул. Куйбышева) и  Береговой улицей (ул. Климова) Богородским переулком (ул. Томина) и Казарменным переулком (ул. Кирова), связано со строительством Богородице-Рождественского собора, начатого в 1834 г.  На плане гор. Кургана 1864 г. обозначено главное здание храма, построенного в 1845 г., в западной части квартала еще заметны следы хаотической застройки1. Однако частые пожары, а также недолговечность  дерева позволили освободить квартал от старых построек. Таким образом, была сформирована городская площадь. В отличие от Троицкой площади на Соборной площади торговля не велась, на ней проводились только светские и религиозные мероприятия.

Строительство собора продолжилось во второй половине XIX в. В 1862-1868 г  была построена «теплая» отапливаемая часть собора. На плане гор. Кургана 1900 г. Богородице-Рождественский собор представлен в законченном виде[2]. К этому времени квартал был полностью освобожден от других строений. Богородице-Рождественский собор имел пять престолов: в летней главной части храма – во имя Рождества Пресвятой Богородицы; по правую сторону от него – во имя Архистратига Божия Михаила; по левую – во имя Алексия, человека Божия; в теплой части храма – по правую сторону – во имя Св. Симеона Богоприимца, по левую – во имя святителя и чудотворца Николая.

В описи церкви за1898 г. дается подробное описание соборного имущества, в том числе и описание каменных церковных строений с указанием их размеров:

«Здание церкви каменное, одноэтажное, с пятью куполами и колокольней; вокруг церкви шестнадцать дорических колон, по четыре с каждой стороны, которые образуют четыре входа […].

Главная церковь квадратная, длиною и шириною по 10 сажен; толщина стен два аршина, построена на средства прихожан с 1834 – 1845 гг. К западной стене церкви примыкает алтарями теплая церковь, четырехугольная в 8 сажен; толщина стен 1 ½ аршина; в одной связи с ней паперть длиною 2 саж. 2 ар., шириною 5 саж. 1 ар; над папертью колокольня […].

Ограда вокруг всей церкви на каменном основании […]. Между столбами чугунная узорчатая решетка […]. Каменные части ограды штукатурены известью. В ней трое ворот: главные в середине западной стороны с 4 каменными столбами […].

Боковые ворота находятся против северной и южной двери главной церкви; в них по два каменных четырехугольных столба с арками […]. Ограда эта устроена в разное время: в 1851  и 1872 годах […]. Около южных ворот по линии ограды находится каменная четырехугольная сторожка […]. Величина ее: внутри длиною в 2 саж. и шириною 5 аршин».[3]

В1895 г. была сделана фотография собора, на которой видно северо-западную часть храма, ограду, западные и северные ворота, а также насаждения внутри ограды.

Богородице-Рожд. собор 3  

В ведомости о церкви  за1909 г. перечисляется недвижимое церковное имущество следующего содержания:

«Зданием одноэтажная, каменная с таковою же связи колокольнею, обнесенная кругом каменною с чугунными решетками оградою – крепка […].

Земли при церкви усадебной, пахотной и сенокосной нет.

Для причта имеются пять деревянных домов, приобретенный на причтовый и церковный капитал в 1907 – 1908 годах  и составляющих собственность церкви.

Других зданий, принадлежащих церкви, кроме каменной, стоящей отдельно сторожки, никаких нет».[4]

Собор строился среди плотно застроенных городских кварталов, поэтому первоначально захоронения прихожан Богородице-Рождественского собора г. Кургана осуществлялись на городском кладбище. 28 сентября 1881 г. Курганская городская дума разрешила открытие нового православного кладбища на 8 кварталов[5]. С1882 г. Богородице-Рождественский собор стал иметь собственное приходское кладбище. Таким образом, изначально захоронения рядом с Богородице-Рождественским собором не предполагались.

Захоронение о. Андрея Тутолмина. 1884 г.

25 (27) июля 1884 г. на 71-м году жизни скончался о. протоиерей Андрей Васильевич Тутолмин (с 1870 г. настоятель  Богородице-Рождественского собора). 28 июля 1884 г. в Богородице-Рождественском соборе при многочисленном стечении жителей г. Кургана и окрестных деревень торжественно было совершенно отпевание покойного. В метрической книге Богородице-Рождественского сбора за 1884 г. в части об умерших сделана соответствующая актовая запись № 85 от 28 июля 1884 г. о смерти настоятеля собора. В графе «Кто совершал погребение и где похоронен» место захоронения не указано[6]. В газете «Тобольские епархиальные ведомости» за 1 и 16 августа 1884 г. дается точное указание места захоронения этого священника: «Похоронен о. протоиерей в церковной ограде против алтаря придельного храма Св. Архистратига Михаила»[7].

Захоронения священников. 1913 г. и 1916 г.

В 1913 г. в ограде Богородице-Рождественского собора появились две новых могилы. 17 июня 1913 г. скончался 39-летний протоиерей Дмитрий Аполлонович Матвеев. Актовая запись о смерти № 88 от 19 июня 1913 г. в метрической книге Богородице-Рождественского собора дает конкретное указание на то, что он был похоронен в ограде собора, настоятелем которого являлся[8].

3 ноября 1913 г. скончался заштатный протоиерей Богородице-Рождественского собора Иоанн Филиппович Волков в возрасте 85 лет. В актовой записи о смерти № 149 от 5 ноября 1913 г. указано, что о. И. Волков был похоронен в церковной ограде[9].

После смерти о. Д. Матвеева место настоятеля Богородице-Рождественского собора долгое время оставалось вакантным. Лишь в феврале 1914 г. из Олонецкой епархии в Курган был переведен о. протоиерей Виктор Петрович Регов. Служение о. Виктора в Кургане было недолгим. 25 сентября 1916 года звоном в большой колокол на соборной колокольне было оповещено о кончине 60-летнего настоятеля. 27 сентября последовала телеграмма из Тобольской духовной консистории о захоронении о. В. Регова в церковной ограде, о чем была сделана соответствующая запись в метрической книге[10]. В последствии, как и положено,  о. Иоанном Редькиным в «Тобольских епархиальных ведомостях» был опубликован некролог, посвященный о. В. Регову, в котором указывается, что «могила новопреставленного о. протоиерея – в ограде храма, рядом с могилой о. протоиерея Иоанна Волкова». Далее в сноске дается примечание: «Теперь здесь рядом три могилы настоятелей собора: о. Д. Матвеева, о. И. Волкова и о. Регова, и несколько поодаль – о. А. Тутолмина (†1884 г.)»[11].

В метрических книгах Богородице-Рождественского собора за 1845 – 1919 гг. других сведений о захоронении в ограде храма не обнаружено.

17 октября2005 г. при проведении строительных работ был обнаружен склеп, расположенный за алтарем центрального придела Богородице-Рождественского собора. 18 октября2005 г. было совершен осмотр погребения с целью установления личности покойного, а также для организации перезахоронение найденных останков. Из склепа последовательно были извлечены:

- сапоги кожаные,

- обшивка гроба из материи зелено-голубого цвета,

- фрагменты гроба деревянного,

- фрагменты обшивки гроба  - кисти, картонные украшения в виде херувимов и цветочных розеток,

- крест деревянный четырехконечный с распятием из металла желтого цвета, покрытого патиной,

- Евангелие,

- фрагменты разрешительной молитвы (плохая сохранность бумаги не позволила установить имя и сан покойного),

- стакан стеклянный, внутри остатки тонкой свечи,

- свечи тонкие.

После подъема гроба с телом покойного на поверхность осмотр был продолжен. По одежде покойного  было установлено, что могила принадлежит православному священнику. Облачение состояло из подризника зелено-голубого цвета, ризы зелено-голубого цвета, епитрахили, порученя, набедренника на правой руке, камилавки бархатной фиолетового цвета.

Последующая судебно-медицинская экспертиза установила примерный возраст покойного – более 70 лет.

29 октября 2005 г. был совершен осмотр нового склепа. Гроб с останками покойного был поднят на поверхность. Обшивка гроба была по степени сохранности, по  качеству и цвету материи была идентична обшивки гроба, осмотренного 17.10.2005 г. Тело покойного было покрыто саваном. Одежда покойного представляло полное облачение православного священника. Оно состояло из ризы, подризника зелено-голубого цвета, порученя, епитрахили.  Головной убор очень сильно истлел (предположительно камилавка). На ногах покойного были тапочки.  В головной части была найдена роговая заколка (гребень) с двумя зубцами. В руках покойный держал Евангелие[12]. Важной находкой являлись фрагменты разрешительной покойного, которые позволяли установить его имя – Димитрий.

Предварительная судебно-медицинская экспертиза установила возраст покойного – около сорока лет.

Таким образом, архивные источники, результаты судебно-медицинской экспертизы, а также соседствующее (близкое) расположение могил позволяют идентифицировать личности покойных. Первое захоронение принадлежало протоиерею Иоанну Волкову, второе – протоиерею Дмитрию Матвееву.

Захоронения солдат и офицеров белой армии 1918 г.

Предположительно в начале ХХ в. на Соборной площади был разбит сквер, вероятно примыкающий к ограде Богородице-Рождественского собора, за которым закрепилось название «соборный сквер».

В июле1918 г. в этом сквере была устроена братская могила солдат и офицеров белой армии. Первыми в ней были похоронены солдаты и офицеры, павшие в бою под гор. Далматово.

21 июля 1918 г., в воскресение при большом стечении народа из городского приемного покоя состоялся вынос тел, под открытым небом было проведено отпевание. Затем гробы с телами убитых были поставлены на колесницы, и при сопровождении почетного чешского корпуса и двух духовых оркестров доставлены в сквер на Соборной площади[13]. В братской могиле были похоронены:

- поручик Степанов Антон Порфирьевич,

- прапорщик Несговоров Иван Никандрович,

- поручик Гостюхин Михаил Семенович,

- доброволец Гриневич Станислав Николаевич,

- старший утер-офицер Сашко Василий Карпович,

- прапорщик Даревский Аркадий Львович,

- поручика Калмаков Александр Иванович,

- подпоручик Шух Владимир Владимирович,

- подпоручик Ушаков Александр Прокопьевич,

- доброволец Васильев Алексей Илларионович,

- шт. ротмистр Гусев Этьян Викторович,

- поручик Карманов (из Омска)[14].

На следующий день в этой же братской могиле были похоронены прибывшие с опозданием тела павших под гор. Далматово:

- подпоручика Налимова Ф.И.,

- прапорщика Бучина Д.А.,

- прапорщика Кузнецова Николая,

- прапорщика Иванова Матвея.[15]

9 июня1918 г. на Соборном кладбище состоялись похороны «павших смертью храбрых при взятии г. Шадринска»:

- поручика Егорова Дмитрия Васильевича,

- подпоручика Бакина Александра Ивановича,

- прапорщика Никифорова Алексея Васильевича,

- ст.-фейерверкера Пузанова Сергея Арсентьевича[16].

Таким образом, документы дают косвенное  указание на то,  что в июне1918 г. братская могила в сквере на Соборной площади еще не была организована.

29 сентября 1918 г. Курганская городская управа планировала перенесение «тел, павших в борьбе с большевиками офицеров-добровольцев Бакина, Ильина, Никифорова, Пузанова, Егорова и Бирючевского с соборного кладбища в Братскую могилу в соборном сквере»[17].

3 октября 1918 г. состоялись похороны павшего в бою с большевиками под гор. Алапаевск поручика Меньщикова Ивана Ивановича. Тело покойного из городской больницы было перенесено в собор, где было совершено отпевание. Как свидетельствует источник, «во время отпевания в церковную ограду были введены войска. По окончанию отпевания процессия с телом двинулась из храма в соборный скверик», где была устроена братская могила[18].

Архивные источники достоверно подтверждают захоронение в сквере на Соборной площади 21 солдат и офицеров белой армии в июле – октябре1918 г., косвенно подтверждают еще 6 человек (в сентябре1918 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный источниковедческий и картографический  анализ позволяет сведать следующие выводы.

  1. Первое захоронение в ограде Богородице-Рождественского собора было сделано в1884 г., принадлежит оно священнику А.В. Тутолмину. Могила этого священника находилась в юго-восточной части ограды храма, за приделом Св. Архистратига Михаила.
  2. Последующие захоронения священников в ограде Богородице-Рождественского собора были сделаны в 1913 и 1916 гг.: 19 июня 1913 г. за главным алтарем был похоронен священник Д.А. Матвеев, 5 ноября 1913 г. – священник И. Волков. Склепы с останками этих священников были обнаружены в октябре 2005 г. и идентифицированы на основании судебно-медицинского заключения (был определен возраст покойных) и архивных документов.  27 сентября 1916 г. рядом с могилами о. Д. Матвеева и о. И. Волкова было сделано захоронение священника В. Регова.
  3. Летом – осенью1918 г. на территории, прилегающей к Богородице-Рождественскому, в сквере на Соборной площади появилась братская могила. Архивные источники подтверждают захоронение в соборном сквере минимум 21 солдата и офицера белой армии.


1 ГАКО. Ф. 9. Оп. ….

[2] ГАКО. Ф. 9.

[3] ГАКО. Ф. 35. Оп. 1. Д.80. Л.Л. 1-9.

[4] ГАКО. Ф. 35. Оп. 1. Д.85. Л. 28 – 28 об.

[5] Тобольские губернские ведомости. 1881. 28 ноября. № 48.

[6] ГАКО. Ф. 235. Оп.  3. Д.60. Л. 399 об. - 400.

[7] Тобольские епархиальные ведомости. 1884. 1 и 16 августа. № 15-16.

[8] ГАКО. Ф. 235. Оп. 4. Д.160. Л. Л. 148 об., 149.

[9] ГАКО. Ф. 235. Оп. 4. Д.160. Л. Л. 176 об, 177.

[10] ГАКО. Ф. 235. Оп. 4. Д.312. Л.Л. 106 об.,107.

[11] Тобольские епархиальные ведомости. 1916. 8 ноября. № 42.

[12] Археографическое описание Евангелия.

Размер: 8°. Переплет: доски в красном бархате, застежки металла желтого цвета, на верхней крышке – чеканка, в центре которой изображение Иисуса Христа, по углам -  четырех евангелистов. Бумага белая, тонкая. Конец  XIX –начала ХХ вв. Типографская печать.

Сохранность: листы склеены, ветхие, металлические детали сильно коррозированы, реставрации не подлежит. Археографической ценности не представляет.

[13] Курганская свободная мысль: общественно-политическая беспартийная газета. 1918.  23 (10) июля. № 36.

[14] Курганская свободная мысль: общественно-политическая беспартийная газета. 1918.  8 (21 июля). № 35.

[15] Курганская свободная мысль: общественно-политическая беспартийная газета. 1918. 23 (10) июля. № 36.

[16] Курганская свободная мысль: общественно-политическая беспартийная газета. 1918.  26 июня (9 июля). № 25.

[17] Курганская свободная мысль: общественно-политическая беспартийная газета. 1918. 14 (27) сентября.

[18] Курганская свободная мысль: общественно-политическая беспартийная газета. 1918. 22 (5) сентября. № 95.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites