(Из
материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские чтения,
Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008, с. 45 – 46)
В конце XIX, начале XX в. в Кургане размещались территориальное жандармское отделение
Тобольского губернского жандармского
управления и отделение жандармского полицейского управление (далее -
ЖПУ) Сибирской железной дороги.
Функции ОКЖ
в городе и уезде: проверка и выдача документа
о политической благонадёжности, надзор и наблюдение за неблагонадёжными, за
высланными и ссыльными, за иностранцами, за военнопленными, за населением, за рабочими на фабриках и заводах, их
профессиональными организациями, страховыми кассами, за настроением крестьян и крестьянским движением, за кооперативными организациями, за легальными
просветительскими, благотворительными
обществами, библиотеками, за общественными организациями, за религиозными организациями, за евреями, за рядовыми
солдатами, выяснение личности, учёт лиц, прибывающих в город, сбор сведений на различных лиц и об
отношении к самодержавию, розыск
«неблагонадёжных лиц», дознание, выявление лиц, подозреваемых в «революционной деятельности», в «противоправительственной
деятельности», «причастных к
революционному движению», принимавших
участие в революционной деятельности, «обвиняемых в различного рода антигосударственной деятельности»,
негласная проверка, негласное расследование.
Таким образом, нижние чины ОКЖ должны были многое знать
и уметь. Но в конце XIX века их
обучение находилось на очень низком уровне.
Основными и единственными учителями нижних чинов должны
были быть офицеры. В начале XX в. по сравнению с предыдущими десятилетиями подготовка жандармских офицеров значительно улучшилась. Если в
первой половине XIX в.
зачисленные в ОКЖ проходили лишь
двухмесячную стажировку при его штабе, то теперь их готовили на
специальных курсах в Петербурге, куда прибывали
офицеры армии и флота, прошедшие тщательный отбор и выдержавшие
предварительные испытания. Курсы Штаба ОКЖ
готовили офицеров к их будущей
служебной деятельности, давали определённые навыки и знания в их будущей профессии. Обучение продолжалось
разные сроки, в среднем от 3 до 6 месяцев. Программа
была рассчитана так, чтобы число учебных часов было не менее 100.
Лекторы читали будущим жандармам уголовное
право, курс по производству дознаний и расследованию политических преступлений,
железнодорожный устав. Позднее к ним добавились лекции по программам
политических партий, их истории. Будущих жандармов
знакомили с техникой фотографии, дактилоскопии и другими навыками, которые могли пригодиться офицеру розыска. Уделялось внимание практическим курсам по владению оружием, приемам самозащиты. После выпускного экзамена окончившие курсы указом царя переводились на службу в корпус и получали
назначение в различные жандармские управления и в армейские части. От офицеров армии и флота, поступающих
в жандармы, требовалось окончание
военного или юнкерского училища по
первому разряду и пробыть в строю не менее 6 лет[1].
«К офицерскому составу, основной силе, которая обеспечивала режим специфическими методами, предъявлялись особые требования. Так, инструкция требовала, чтобы
«унтер-офицеры наблюдательного состава должны быть
...непременно настолько грамотные, чтобы могли
свободно написать краткое донесение о происшествии и
вообще, обо всем ими замеченном». Существовали «подготовительные школы», где
унтер-офицеры ...проходили стажировку. На 3-6-месячных курсах изучались история корпуса, теория розыска,
давались общие сведения о
революционном движении. К подбору кадров
подходили весьма требовательно. ...Кандидатов на эти должности всегда было достаточно: заработная плата жандарма была значительно выше, чем у
простого военного»[2].
Исходя из некоторых циркуляров ЖПУ №2624 от
Жандармские унтер-офицеры набирались из армейских унтер-офицеров, подлежащих увольнению со службы. Поэтому основную боевую подготовку они проходили в войсках.
Принимаемые на службу в ОКЖ унтер-офицеры проходили «испытание» по «программе»:
диктант – не менее 1 страницы;
письменная автобиография;
знание 4-х правил арифметики «с отвлечёнными и именованными числами: как то вычисление рублей, копеек, пудов и фунтов»;
знание общевоинских уставов;
владение ручным огнестрельным оружием[4].
Находясь на отдельных пунктах, иногда отстоящих от штаб-квартиры ближайших их жандармских начальников на
несколько десятков верст, унтер-офицеры далеко не всегда в своей наблюдательной
деятельности имели возможность
воспользоваться их соответствующими указаниями: заочное определение
значения того или другого факта, без
достаточных о нём сведений, а тем более указание на тот или другой
способ наблюдения — немыслимы. Сверх того бывали случаи, когда в интересах
службы являлась необходимость безотлагательно предпринять то или другое
действие.
Такое положение требовало, чтобы жандармский унтер-офицер был не только сметлив и благоразумен, но и имел бы достаточное понятие как о лицах, проявляющих политические преступные деяния, так и способах проявления последних, а равно и о той среде, на которую стараются
воздействовать названные лица. Познания эти должны служить
для каждого унтер-офицера руководящею нитью при выборе лиц и мест, на которых
главным образом должна сосредоточиться наблюдательная
его деятельность.
Процесс
обучения в Курганских территориальном и железнодорожном отделениях
организовывали в основном циркулярами – Тобольское ГЖУ, Томское и Омское ЖПУ Сибирской ж.д.
Циркуляр
Томского ЖПУ №10844 от 4.10.1912г.: «о боевой подготовке и владении шашкой»
требовал от начальников отделений ежемесячно
составлять расписание занятий, в
котором предусматривалось:
составление протоколов;
первая медицинская помощь;
проверка знаний по ст. Общего Устава российских ж.д.;
проверка знаний статей Устава о наказаниях;
проверка знаний обязанностей членов ЖПУ по охране императорских поездов;
практическая сборка и разборка пистолета «браунинг»;
проверка знаний и умений телеграфного дела;
порядок действий в чрезвычайной ситуации;
ознакомление вкратце с русскими политическими партиями;
устройство и вождение паровоза;
строевая, топография, фехтование и др.[5]
Согласно Табелю срочных и внесрочных донесений они были
также обязаны ежемесячно к 5 числу предоставлять
выписки из журналов занятий с унтер-офицерами.[6]
Только в
«обязанности старшего в суточной смене унтер-офицера» в §8 вменено учить и
руководить службой молодых жандармов,
которых вызывали с их разъездов и станций
для несения службы в отделение. «Необходимо знать старшему, что своими занятиями он проливает свой свет в
деятельность молодого жандарма, а потому должен
разумно вести занятия с обучаемыми».[7]
Основными формами занятий являлись:
тактико-строевое занятие;
тактико-специальное занятие;
решение летучек и ситуационных задач на местности;
практическое обучение при подготовке к службе;
самостоятельная подготовка.
Многообразие
форм обучения позволяло осуществлять
одиночную подготовку жандармов.
К основным методам относятся:
устное
изложение учебного материала (лекция, рассказ,
объяснение, инструктаж);
практический показ (демонстрация) с пояснением;
упражнение (тренировка);
самостоятельная работа;
практическая
работа по выполнению обучаемыми
функциональных обязанностей.
В основном жандармов и филёров учили практически на службе, а также они занимались самостоятельно.
Начальники отделений ЖПУ обязаны были ежемесячно объезжать свой район, проверять несение унтер-офицерами
полицейской службы, их знания и поведение, что чаще всего претворялось в
разносы[8].
Вот, например, как должна производиться подготовка к проверке знаний и умений унтер-офицерами, согласно циркуляру
ЖПУ от
Основным недостатком в обучении являлось то, что офицеры проведение
занятий с нижними чинами перекладывали на вахмистров и
дежурных унтер-офицеров. А многие обер-офицеры и сами владели жандармской «наукой»,
оружием и методикой проведения занятий крайне
слабо.
В итоге подобных особенностей обучения чинов ОКЖ в Курганском уезде проявлялись следующие недостатки:
неудовлетворительное знание законодательства России, своих прав и обязанностей;
неумение правильно оформить рапорт и документы на задержанных правонарушителей;
плохая строевая выправка, неопрятный внешний вид;
низкие знания санитарии и гигиены (так, циркуляром Томского ЖПУ от 20.2.1905г. отмечалось заболевание значительной части унтер-офицеров ЖПУ венерическими болезнями);[10]
низкая грамотность унтер-офицеров.[11]
Есть
о чём подумать и в наше время.
СВ. Карпук, Курганский
пограничный институт.
[1] Спиридович А. Записки жандарма. - М., 1991, с. 30.
[2] Галвазин С. Охранные структуры Российской империи. - М., 2002, с. 96.
[3]
ГАОО, Ф. 271. Оп.1. Д.
[4]
ГАОО, Ф. 270. On. 1. Д.
[5] ГАОО, Ф. 270. On. 1. Д.
[6]
ГАОО, Ф. 271. Оп.1. Д.
[7]
ГАОО, Ф. 271. Оп.1. Д.
[8] ГАОО, Ф. 270. On. 1. Д.
[9] ГАОО, Ф. 270. On. 1. Д.
[10]
ГАОО, Ф. 271. Оп.1. Д.
[11] ГАОО, Ф 272. On. 1. Д.