kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Молодежные обрядовые праздники (Притобольный район)

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции «VII Зыряновские чтения», Курган, 10-11 декабря 2009г. Издательство КГУ, 2009)

Прокопьева Анна Осиповна (1898 г.р. с. Банщиково Притобольного района) рассказала о том, как играли у нас на селе Петровский день, который, отмечался двадцать девятого июня. За деревней начинаются игрища. Собираются девушки:

Где гуси? – В тальник ушли.

Где тальник? – Девки выломали.

Где девки? – по замужьям ушли.

Где замужье? – Все примерли.

Где гроба? – Все прогнили

У попа в мешке, да на веревочке

Веревочка-то порвалась попадья-то пала.

Пошли «Дульничками»

Эх дульнички-скопотильнички

Дули-дули вечера Скопотили небеса.

Раз дык-дык калинка моя,

В саду ягода малинка моя.

Да размилая, хорошая моя,

Чернобровая похожа на меня.

– Ребята айда в «Воробьевский» край в «бабки» играть!

Вот так проводили Петровский день в с. Глядянском.

Позднякова Клавдия Ивановна (1900 г. р.), уроженка д. Художитково Притобольного района: «В семье я была одна девочка. От моей бабушки по материнской линии мне передалось искусство врачевания, я лечила людей травами, заговорами и молитвами». На селе Клавдия Ивановна считалась ведуньей (т.е. ведьмой). Знала все лечебные травы. Она поделилась со мной празднованием Михайлова дня в с. Глядянском. Он отмечался двадцать первого ноября. В этот день в Глядянку съезжались гости с близлежащих деревень. Праздник этот считали веселым и сытным. Всюду устраивались пиры, ни в одной избе не скучали без гостей. За несколько дней до праздника священник с причетом ходили по приходу, служили молебны и поздравляли с преддверием праздника. За это хозяева расплачивались ковригой хлеба и деньгами – от 5 до 15 копеек со двора. К Михайлову дню каждая семья готовилась за несколько дней и пировала также несколько дней. Поэтому покупали заранее много выпивки: семья среднего достатка – от 2 до 3 ведер вина, богатые – от 5 до 7 ведер.

Хозяйка для гостей в этот день ставила на стол чашку со студнем и раскладывала каждому по пирогу Подавалась лапша, выпивка. Потом на стол ставилось блюдо из свинины, баранины или телятины. Один из гостей, ближайший родственник, разламывал мясо руками. Перед мясом опять следовало винное подношение. К чаю подавали баранки, пироги. Перед чаем и за чаем – водка. Угощение чаем считалось очень почетным: им угощали лишь избранных.

Главное празднество начиналось со второго дня, в четыре часа утра. Люди ходили друг к другу в гости без особого приглашения, пока носили ноги. На другой день приезжали гости из соседних деревень, и вчерашний пир между своими превращался в общую свалку и хаос. Односельчане могли появиться в гостях, могли и не прийти к соседям, к ним претензий никаких не предъявляли, но к приезжим гостям отношение было иное: кто не приезжал, к тому и сами не ехали. Просили люди у батюшки домового заступничества, вновь потчевали кашей на масле коровьем, отрезали краюху хлеба, усаживали с добрыми словами отужинать. Вот так отмечали у нас на селе Михайлов день. Знала Клавдия Ивановна различные частушки, которые пели они в свое время:

А в Дубровке девки маленькие

Носят ленточки аленькие!

В Раскатихе девки рябые все

Любят лопать калачи на пече.

Во Березово горазды орать

И подолами дороги заметать.

Во Островке мужики богачи

У их бабы поперек велики.

А в Чернавке любят девки петь

Голосами лучше меди звенеть.

В Воробьевке девки злые живут

От того-то их и замуж не берут.

А поедешь кали в Сальино

Там красивы, да пригожи женихи.

В Давыдевке работящий народ

А торговый-то в Ялыме живет.

Е.С. Ковалева, Курганский государственный университет.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites