kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания » Личности в истории Зауралья » А.Н. ЗЫРЯНОВ – ИСТОРИК И ВОСПИТАТЕЛЬ ИЗ НАРОДА

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




А.Н. ЗЫРЯНОВ – ИСТОРИК И ВОСПИТАТЕЛЬ ИЗ НАРОДА

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции «VII Зыряновские чтения», Курган, 10-11 декабря 2009г. Издательство КГУ, 2009).

Изучение прошлого и настоящего зауральской культуры и истории – важнейшее условие поступательного движения общества к вершинам человеческой цивилизации. Это важно сегодня, когда Россия переживает глубокие перемены в связи со сменой социально – экономической формации. И культура, и история как основа человеческой жизни переживают нелегкие времена. Необходимы положительные примеры для подражания, которые можно найти в истории и культуре родного края, поэтому изучение творчества и научной деятельности краеведов является актуальным в настоящее время. Выросло целое поколение молодежи, которое не имеет четких нравственных ориентиров, достойных изучения и подражания идеалов. Такие идеалы можно найти среди деятелей культуры и истории нашего края. Одним из таких людей, на мой взгляд, и является Александр Никифорович 3ырянов. Зауральская земля рождала свои таланты, прославившие в своих трудах родную землю и свой народ. Часто при неразвитости школьной дореволюционной системы, особенно на селе, нужно было быть волевым и упорным человеком, чтобы суметь получить общее образование и изучать историю и культуру своего края. Именно в этих условиях крестьянский сын из села Верхний Яр Шадринского уезда Александр Никифорович Зырянов (1830 - 1884 гг.) проявил большую настойчивость, чтобы получить минимальное образование. Недостаток знания он восполнял всю жизнь методом самообразования и в результате стал одним из самых образованных людей в нашем крае в те времена. В 1852 году он становится членом Русского географического общества, позднее – членом экономического общества и Уральского общества любителей естествознания. За выдающуюся деятельность в области краеведения он был награжден серебряными медалями перечисленных выше обществ.

Под влиянием педагогических теорий конца XIX начала ХХ вв. в Южном Зауралье (как и во всей России) стали больше внимания уделять связи школы с жизнью. Царское правительство и духовенство возлагали большие надежды на церковно-приходские школы в деле воспитания местного населения. Курганского отделение Тобольского епархиального училищного совета в 1891 году предложило следующие меры: «1. Для отвлечения праздного люда от кабаков – этих сельскохозяйственных клубов – и для занятия его в нерабочее время чем-то полезным устраивать по воскресеньям и праздничным дням народные чтения при церковных школах... 2. Открыть общество трезвости, или, по крайне мере, пропагандировать "воздержание от неумеренного винопития", убеждать прихожан в необходимости закрытия кабаков и организации вместо них дешевых чайных с читальнями. 3. Воспитывать народ путем школьного обучения» (1, лл.274, 275). Данные идеи существовали среди русской и зауральской интеллигенции и ранее. Возможно именно их присутствие, а также чувство патриотизма заставляло Зырянова пытаться развивать крестьян и мещан в силу своих скромных возможностей. Напомним, что материальные средства на покупку книг для простонародия практически не выделялись, все ограничивалось добровольными взносами, В своем архиве Зырянов оставил любопытный «Проект обета трезвости жителя села Иванищевское», призывающий ограничить число сельских кабаков. Он прекрасно понимал необходимость культурного развития всех категорий населения, включая и простонародие, вместо вина и водки – книга и газета, вместо непотребства – чтение, посещение библиотек, вместо вредных привычек – привычки полезные. Можно сказать, что именно его стараниями была открыта в 1859 году народная библиотека в селе Иванищевском, переведенная позднее в Далматов. Он же передал Шадринскому земству более 1000 книг и брошюр, множество газет, фактически стал основателен Шадринской публичной библиотеки (по разным данным открытой в1874 г. или1876 г.). Д. Смышляев в своей статье о Зырянове отмечал, что библиотека на1891 г. насчитывала 8000 томов (2, 283). Саму библиотеку современники характеризовали как очень хорошую, сделавшую честь городу (3, 287). Среди читателей было 116 крестьян и 65 мещан (4, л.13 об.). Сам факт наличия библиотеки и ее развития, а также то, что ее посещали не только люди образованные, но и та категория населения, которая традиционно в советской историографии представлял ась мало или совсем неграмотной (крестьяне), говорит о том, что читать там было что, Выписывались и газеты, и журналы (5, л. 630б.). Задуматься о развитости и интересах зауральского крестьянства заставляют и приведенные выше цифры и их соотношения. Мы не будем углубляться в вопросы развития библиотечного дела, так как это не является основным предметом рассмотрения данной статьи.

Для меня как для историка важен сам факт посильного участия А.Н. Зырянова в деле развития просвещения народного, в отвлечении народа от дурных привычек, таких как чрезмерное развитие винопития, а также то, что усилия Зырянова не пропали даром. Не случайно имя А.Н. Зырянова носят краеведческий музей в г. Далматово и Шадринская городская публичная библиотека. Доброе дело было сделано 9 сентября 2000 года, когда по инициативе Шадринского движения за культурное возрождение на средства администрации г. Шадринска был восстановлен надгробный памятник А.Н. Зырянову возле алтаря Успенского собора Далматовского монастыря (6,124).

Памятник Зырянову

Памятник Александру Никифоровичу Зырянову "От благодарных шадринцев" в Далматовском Успенском монастыре.

Заниматься историческими изысканиями А.Н. Зырянов продолжал на протяжении всей своей жизни, В конце 70 – начале 80-х гг. XIX века он сотрудничает с такими фундаментальными изданиями, как ежемесячные исторические журналы «Русская старина» и «Древняя и новая Россия». В них работали и публиковались такие выдающиеся ученые, как М.И. и В.И. Семевские, С.М. Соловьев, К.Н. Бестужев-Рюмин и другие. В 1879 году в «Русской старине» Зырянов опубликовал рецензию на статью М.С. Валевского «Волнение крестьян в Зауральской части Пермского края в 1842-1843 гг». В1883 г. здесь же зауралец публикует исключительно ценную работу «Крестьянские волнения в Зауральском крае Пермской губернии в 1842 - 1843 гг» (Том 39, №9, сентябрь). В 1879 году в журнале «Древняя и новая Россия» (№ 11, ноябрь) появилась еще одна фундаментальна работа А.Н. Зырянова «Крестьянское движение в Шадринском уезде Пермской губернии в 1843 году». Ее повторная публикация была осуществлена в 1884 году в «Календаре Пермской губернии на 1885 год» (7, 59). Его достаточно неуживчивый характер и прямота, обостренное понятие чести видны и в строках. Так в статье «Крестьянское движение в Шадринском уезде в1843 г.» он высказывается о писарях так: «Писари смотрели на себя, как на необходимое звено в служебном иерархии и были глубоко убеждены, что в них вся суть и все значение, и что не они для крестьян, а крестьяне для них созданы, на потребу и довольствие писарей», чтобы жить им «... в сытости и довольстве; крестьяне любя не любя, скрепя сердце должны были давать и давать до бесконечности, опасаясь в противном случае навлечь на себя гнев и услышать речь непечатную» (8, 8). Исследователей наследия Зырянова в 30-е годы ХХ века очень удивляло, как это царская цензура пропустила в печать чересчур вольные для этого времени выводы. Нам же в начале века ХХI остается констатировать тот факт, что отношение бюрократии всех времен в России, к низшему разряду которой относились и писари, а сейчас административные работники любой величины и значимости, к возможным просителям и простым гражданам и по сей день остается потребительским. Поговорка «Всяк Федос любит свой принос» актуальна и сейчас.

Тот факт, что Зырянов не боялся высказывать свои мысли и даже печатать их, говорит о том, что был он человеком смелым и мог на оскорбление ответить, что « ... обидеть меня нельзя, как человека низкого, ничтожного (крестьянина), но нельзя отнять честь, за кою я вправе вступиться и искать правду». Именно так он ответил помощнику окружного начальника Босяцкому, которому не поклонился в 1852 году (8, 2).

Можно особо подчеркнуть, что такие работы А.Н, Зырянова, как «Пугачевский бунт в Шадринском уезде и окрестностях его» (опубликовано в Пермском сборнике. Москва, 1859 год. Том 1, отд.1, с. 46-88) и «Крестьянское движение в Шадринском уезде в 1843 году» (Календарь Пермской губернии на 1885 год Пермь, 1884, с. 59-89), «Крестьянские волнения в Зауральском крае Пермской губернии» («Русская старина». 1883. Том 39. № 9. с. 590-593) дают уникальную возможность рассмотреть многие стороны общественного сознания, менталитет населения Зауралья, его большинства – сельских жителей, а также чиновников, священнослужителей, интеллигенции, правящих кругов XVIII- XIX веков.

Важно подчеркнуть, что Зырянов, являясь крестьянином по происхождению, большое внимание уделяет исследованию духовного мира народа, Много времени он посвятил записям широко распространенных в Зауралье народных сказок, преданий, притч, свадебных обрядов. При этом он стремился сохранить в записях весь местный колорит, особенности говора населения Зауралья, преимущественно на территории нынешних Далматовского и Шадринского районов современной Курганской области (9,13,16).

В 1859 – 1860 гг. А Н. Зырянов публикует свои работы в «Пермском сборнике», издававшемся в Москве под редакцией Д.Д. Смышляева. Сборник был посвящен изучению истории, этнографии и статистики Пермского края. В 1860 году Российское географическое общество (РГО) наградило А.Н. Зырянова серебряной медалью «За постоянно поставляемые сведения о Шадринском уезде Пермской губернии», Анализ содержания опубликованных А.Н. Зыряновым материалов свидетельствует о широте его научных интересов: их тематика связана с этнографией, фольклором, археологией, историей, географией, экономикой, статистикой, медициной, культурой, просвещением, метеорологией, климатологией. Публикации А.Н. Зырянова в вышеназванных изданиях подтверждают высокую научную ценность его работ (10, 5).

В творчестве зауральского самородка отразились такие страницы жизни его малой родины, как ее далекое прошлое (по археологическим раскопкам, в которых он сам участвовал), заселение края, быт, нравы, обычаи, традиции, культурный уровень, грамотность, религиозность и даже болезни домашних животных и человека, чрезвычайные события (холода, пожары, эпидемии). Большинство интересующей Зырянова информации он получал из своих личных наблюдений, встреч с крестьянами, духовенством, учеными, работая в архивах, ведя постоянные записи полученных сведений, обрабатывая и анализируя их, Зырянов стремился к беспристрастным оценкам событий, фактов и людей в поисках истины. Однако не всегда его оценки были однозначны, Это касается вопроса о пугачевском движении: сам Зырянов из «подлого сословия», из крестьян, но не всегда поддерживает крестьянские выступления, хотя и отмечает, что там, где нет взаимопонимания между власть имущими и низами, «... там, как известно, рвутся всякие связи, заменяются антипатии, холодностью, отвращением если не раздражением» (8, 2).

Талантливость, огромное трудолюбие АН, Зырянова способствовали тому, что он уже в начале 60-х годов XIX века сумел создать вокруг себя кружок интеллигентных людей. В него входили инспектор духовного училища, священник Тр. Плотников, некоторые из преподавателей этого заведения, замараевский священник – математик И.М. Первушин и священник Николаевской церкви Г. Смарагдович. Они на коллегиальных началах выписывали книги, газеты, журналы, которые после прочтения передавали Зырянову как библиотекарю кружка. Имея сочувствие и дружбу Д,Д. Смышляева, он получал от последнего бесплатные различные издания (10, 6).

Творческое наследие Зырянова значительно, Кроме опубликованных более 50 крупных работ (2 из которых были отмечены серебряными медалями Русского географического и Вольного экономического общества), у него имеется еще более 60 заметок, очерков на различные темы, так или иначе касающиеся Зауралья.

Проживший последние 20 лет в Далматово и умерший 16 ноября 1884 года, А.Н. Зырянов был похоронен в ограде Далматовского Успенского монастыря. При жизни он был уважаем среди жителей Далматова, к нему могли прийти за советом (он занимался частной адвокатской практикой с 1861 года), но только в 1907 году Шадринское земство поставило на его могиле мраморный памятник с благодарственной надписью – признательностью за открытие совместно с Д.Д. Смышляевым бесплатной библиотеки в селе Иванищевском, пожертвованной публичной земской библиотеке-читальне города Шадринска.

До настоящего времени немалая часть наследия А.Н. Зырянова еще не опубликована и требует осмысления и освоения. Она хранится в госархиве Свердловской области и архиве РГО в г. Санкт-Петербурге. В этом архиве имеется личный фонд зауральского краеведа, с которым работал профессор В.В. Пундани. Ссылаясь на него, я могу сказать, что дела этого фонда содержат материалы, дающие представления о фольклоре жителей Шадринского уезда Пермской губернии, их быте, сельских сходах, статистике населения, об отношении зауральцев к Крымской войне 1853 –  1856 годов, что для меня представляет особый интерес. По его собственной оценке, наиболее обстоятельно он поработал с делом 57, называющимся «сведения о внутреннем быту зауральских крестьян Шадринского уезда Пермской губернии за 1850 год» (10, 6). Материал дела объемом 22 листа был собран Зыряновым в городе Далматове и окружающих его селениях и содержит сведения о развитии в крае промыслов, торговли, земледелия, о дарах природы, о крестьянских семьях, о взаимоотношениях жены и мужа, старшего и младшего поколений, о религиозности населения, в том числе о двоякости нравственных качеств поселян. С одной стороны – почитание царя, правительства, с другой – народные возмущения 40-х годов XIX века и склонность части поселян к Бахусу. Отсюда обеспокоенность исследователя тем, что народ много пьет, так как, видимо, в свободное время нечем больше заняться. И как следствие – уже упоминавшейся выше «Проект обета трезвости жителей села Иванищевское», который я надеюсь рассмотреть более подробно в дальнейшем. Для Зырянова же, по всей видимости, были важны конкретные дела по улучшению жизни простого народа. Не только говорить, но и делать, – вот один из принципов, по которым и жил АН. Зырянов.

Список источников и литературы

  1.  Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф.201, оп. 1 , д.1. л.274, 275.
  2. Смышляев Д. Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, 1891. С. 283.
  3. Развитие книжного и библиотечного дела в Южном Зауралье // История культуры Южного Зауралья: Монография. Т.1. Курган: КГУ, 2005. с.287.
  4. ГАКО. Ф.91, оп. 1,д.1, л.13 об.
  5. ГАКО. Ф.91, оп. 1,д.3, л.63 об.
  6. Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский монастырь. Шадринск, 2000. С. 124.
  7. Зырянов А.Н. Крестьянское движение в Шадринском уезде в 1843 году // Древняя и новая Россия. 1876. № 11, Календарь Пермской губернии на 1885 год. С. 59, 159: Зырянов АН. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона Т. 24. 1894. С. 727 – 728.
  8. Иванча И.А., Кошеваров М.С. Александр Никифорович 3ырянов // Исетско-Пышменский край: Сборник краеведческих статей Далматовского общества краеведения. Шадринск, 1930. С. 8.
  9. Федорова В.П. Фольклорная находка А.Н. 3ырянова на карте русской культуры // 3ыряновские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции Курган. 14 - 15 декабря 2004 года. Вып. 2. Курган. 2004. С.1З-16.
  10. Пунданu В.В. С веком наравне, и не только // Зыряновские чтения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Курган. 18-19 декабря 2003 года. Вып. 1. Курган. 2003. С. 5, 6.

Д.В. Князева, Курганский государственный университет.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites