kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания » Образование » Михаил Хлызов. О старшинстве Звериноголовской средней школы

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Михаил Хлызов. О старшинстве Звериноголовской средней школы

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции «VII Зыряновские чтения», Курган, 10-11 декабря 2009г. Издательство КГУ, 2009).

Исторические предпосылки для развития образования в Западной Сибири и Южном Зауралье

Развитие народного образования на территории нынешнего Южного Зауралья, включающего в себя уезды Исетский, Курганский и Шадринский, в XVIII-XIX в.в. было тесно связано с организацией, созданием и развитием школ в Оренбургской, Пермской и Тобольской губерниях. Необходимость иметь грамотных людей была обусловлена освоением и колонизацией Сибири, дальнейшим продвижением русских в восточные и южные районы этого сурового и неизученного края, а также созданием и укреплением оборонительных (иначе пограничных) линий, обеспечивающих безопасность селившихся на новых землях крестьян от постоянно нападавших кочевников. Грамотные люди нужны были в первую очередь церкви и администрации, а также военным – «служилым людям» на пограничных линиях.

В XVI-XVII в.в. в Русском государстве начали функционировать братские школы, а при церквях и монастырях открывались начальные (элементарные), грамматические и греко-латинские школы, были учреждены Киевская и Славяно-греко-латинская академии, стали создавать печатные и рукописные учебные пособия. Этот образовательный процесс осуществлялся в Москве, Львове, Харькове, Чернигове (1). И поскольку восточная часть нынешней России русскими была еще не освоена, колонизация продолжалась, то и процесс развития образования в Сибири сдвинулся на 100 с лишним лет.

Первые грамотные люди при освоении Сибири были в числе тобольских, сургутских, березовских и тарских казаков, среди которых было небольшое число людей, умеющих читать, писать, считать и знать элементы топографии для составления карт. Приведем по Н.Н. Небольсину («Заметки на пути из Петербурга в Барнаул») всю иерархическую лестницу сибирского служилого люда: дворяне по московскому списку, «сибирские дворяне», боярские дети, литва, немцы, черкасы, поляки, сотники стрелецкие, простые стрельцы. И только далее следуют казаки. По мнению Н.Н. Небольсина, это «в общем смысле низшего разряда [из] воинских людей... с их атаманами и десятниками». Ниже стояли служилые татары и остяки (2). Естественно, вся верхушка в Сибирском казачьем войске длительное время состояла из московских и сибирских дворян, а также из «литвы»: немцев, поляков, литовцев – образованных людей, знающих военное дело.

И не случайно из 36 войсковых и наказных атаманов Сибирского казачьего войска (за период 1745-1905гг.) 13 атаманов войска были немецкого и 7 человек – польского происхождения (3). Не обошла эта «участь» и Оренбургское казачье войско, в котором за период 1748-1903 гг. из 21 войсковых и наказных атаманов четверо носили немецкие фамилии, а трое – польские (4).

Первые духовные школы в Западной Сибири

Царские особы, правительство России и духовенство всегда уделяли внимание созданию школ и обучению грамоте людей, нужных для церквей, административных учреждений и для укрепления пограничных линий. В I четверти XVIII в. Российское правительство предпринимало попытки насаждать образование в стране и, в первую очередь, среди духовенства. Известно, что первые учебные заведения в Западной Сибири возникли в Тобольске и Далматовском монастыре.

В 1702г. была учреждена первая школа за Уралом – Тобольская (начальная) духовная школа. Она была первой официальной школой не только в Сибири, но одной из первых в России по составу учеников, по изучаемым предметам и по юридическим нормам содержания учеников (5).

Указом Петра I от 28 февраля 1714г. предписывалось организовать обучение во всех губерниях «дворянского и приказного чина дьячих и подьячих детей от десяти до пятнадцати лет». В указе отмечалось о необходимости послать в знатные и архиерейские дома учителей математических школ для преподавания «Цыфири и некоторой части геометрии» (5). Для исполнения царского указа из Московской и Петербургской морских академий были направлены 47 учителей, которые основали цифирные школы в Вологде, Рязани, Новгороде и других городах европейской части России. До Западной Сибири учителя не доехали, и потому здесь стали открывать школы, подведомственные Синоду (6).

После основания в Тобольске архиерейской школы и в Далматовском монастыре открывают школу. Дата основания этого учебного заведения требовала уточнения, так как исследователи указывают разные даты открытия этой школы (от 1714 до 1719г.г.). В монографии А.Л. Михащенко (6) приводит сведения, что архивные поиски многих авторов не выявили точной конкретной даты открытия первой в Южном Зауралье школы. Однако автор монографии сообщает, что в последний день марта 1719г. девять учеников Далматовской школы приняли присягу «Цесаревичу Петру Петровичу», обязуясь прилежно учиться... При церемонии зачитали «обещательный лист» для первых учеников школы при Далматовском монастыре. Многие годы Далматовская школа была «поставщиком» детей для Тобольской архиерейской школы, которая испытывала большие трудности с набором учеников. Поэтому численность обучаемых в Тобольской школе колебалась от 90 до 30 человек. Для укомплектования этого заведения приходилось ловить, собирать нежелающих учиться детей и доставлять их в школу. Так, в 1724г. из Далматовского заказа планировалось направить для обучения в Тобольске одиннадцать поповских и дьяческих детей, проживающих в Шадринске, Барневской, Красномысской, Куяровской и Ощепковской слободах, в селе Полевском. Священнослужители не выполнили указ, и архимандрит Исаак послал к нерадивым отцам дьячка и пристава, которые под угрозой пени сумели заставить родителей послать детей в Тобольск (6).

В1735 г. в Далматовском монастыре учредили славяно-российскую школу, в которой в 1738г. обучалось 15 мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет.

Тобольская и Далматовская школы испытывали большие трудности в комплектовании обучающихся, несмотря на строгие указы из Тобольска. Качество обучения было низким, поэтому консисторией часто производились проверки. Так, в 1744г. по указанию консистории состоялась проверка грамотности среди детей, после которой вышел указ со строгим предписанием, где говорилось, что дети священнослужителей в возрасте от 5 до 10 лет, а также от 9 до 15 лет ничему не научены (6).

Военное училище в Троицкой крепости

Оренбургский градоначальник и известный в свое время краевед Н.А. Середа описывал Пугачевский бунт «при чтении одной неизданной до сих пор рукописи современника и очевидца событий» и знакомил читателей с историей «этой рукописи и с судьбой ея автора» Андрея Егоровича Поспелова, служившего с 1746г. драгуном в Бакланской крепости и впоследствии заслужившего чин поручика. В своей рукописи поручик Поспелов отмечал, что «к счастью моему в мае 1751г. состоялось именное повеление, чтобы при полках учредить училища, и желающих из полковых служителей, молодых людей – обучать инженерному искусству». И с разрешения ротного командира, капитана Федорова, молодой драгун Поспелов отправился из Бакланской крепости, где он служил, в школу, находившуюся в Троицке. В школе он учился 3 года (вместе с девятью другими школьниками). За это время он выучил «геометрию, план-геометрию, тригонометрию с показанием практики и вычертил четыре манира фортификации», а от другого учителя выучился «музыке на скрипице» (7).

Шадринское малое народное училище

В августе 1786г. Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской Империи», который регламентировал систему работы городских школ: главных и малых народных училищ с преподаванием на родном языке. В этом же году в Европейской части России были открыты главные и малые народные училища в 26 губерниях, а в 1788-90г.г. еще в 15 регионах, и в т.ч. в Пермской губернии. В октябре 1789г. Шадринская городская дума получила указание из Приказа общественного призрения Пермского наместничества о том, что согласно предложения Пермского и Тобольского губернатора А.А. Волкова об открытии в Екатеринбурге, Верхотурье, Кунгуре, Соликамске, Ирбите, Чердыне и Шадринске малых народных училищ. Приказ «благословит открыть их 24 ноября сего года» (8), что и было выполнено.

Школа (малое начальное училище) в Шадринске была открыта в 1789г. В 1797г. в этой школе обучалось всего 9 человек. Шадринские купцы и мещане обучали своих детей на дому у частных учителей и не желали вкладывать средства в развитие школы. Шадринская дума даже обращалась к Пермскому губернатору с прошением, в котором указывала, что «шадринские купцы и мещане не видят пользы от обучения в училище и считают нужным его закрыть». На что последовал ответ, что закрыть учебное заведение не разрешено и указано на необходимость открытия училищ в больших селениях, а не только в городах. А в октябре 1797г. губернатор направил письмо в шадринскую городскую думу, в котором предложил запретить частное обучение и отдавать детей горожан в народное училище (6).

Развитие гарнизонных школ в Оренбургском и Сибирском казачьих войсках

Второй по старшинству из светских школ и третьей по счету из всех школ Южного Зауралья до сих пор считается Звериноголовская школа. Многие авторы указывают, что по величайшему повелению императора Павла I в Звериноголовской крепости в 1797г. открыта гарнизонная школа или военно-сиротское отделение (со статусом гарнизонной школы), впоследствии преобразованные в военно-кантонистское училище. Авторы отмечают, что уже в 1797г. в школе обучалось 50 человек, а в 1823г. свыше 500 детей, собиравшихся со всего Курганского и Челябинского уездов.

Опуская условия обучения и содержания школьников, следует отметить, что обучающихся детей держали в великой строгости и за малейшие проступки наказывали. Еженедельные порки розгами считались обычным делом. В течение недели школьников наказывали за особо важные проступки.

У нас нет оснований отрицать дату открытия в 1797г. военно-сиротского отделения в Звериноголовской крепости. Как указывалось выше, в мае 1751г. вышло именное повеление, чтобы при полках учредить училища... При этом, Н.А. Середа, ссылаясь на рукопись поручика Поспелова, отмечает, что «...вначале «прожектования» Оренбургской линии, по всей оной расположены были три «драгунские» и три «ландмилицкие» конные же полки. Драгунский оренбургский ... уфимский и казанский откомандированы в поход в 1768г., а с 1772г. из трех «ландмилицких» полков учреждены легкие полевые команды, из оставшихся же вновь сформированы гарнизонные баталионы, которых числом десять. Из них четыре оставлены в Оренбурге, пятый в Ставрополе..., а протчие пять, расположены на линии и наименованы по названию крепостей, а именно: Озернинский, что ныне Орский (это в 1784г.), Кизильский, Верхнеяицкой, Троицкой и Звериноголовской» (9).

Следует особо подчеркнуть, что в этот период в крупных крепостях дислоцировались оставшиеся батальоны, а не полки.

В Звериноголовской крепости в 1792г. дислоцировался батальон (13), а несколько позднее – полк. Так, в 1799г. в «Духовных росписях» приводятся сведения о полковых школьниках первого полка (14).

Уместно отметить, что проблема формирования соседнего Сибирского линейного казачьего войска, начиная с момента создания Сибирской пограничной линии, занимала длительное время умы сибирского начальства. Ведь одним из источников пополнения казачьего войска были дети солдат и казаков. Поэтому в 1765г. по ходатайству командира Сибирского корпуса генерал-поручика И.И. Шпрингера Военная коллегия разрешила открыть в крепостях Иртышской линии Омской, Ямышевской, Бийской и Петропавловской гарнизонные школы. По штату в этих школах должно было обучаться 450 учащихся (150 человек в Омской и по 100 человек в остальных крепостях) из детей солдат и казаков. Уже в 1767г. численность школьников составляла: из числа детей солдат и драгун – 227чел.; казачьих детей – 175 чел. (10).

Экскурс по материалам ГАКО

Дальнейший поиск и анализ богатейших материалов Государственного архива Курганской области (ГАКО) позволил в динамике рассмотреть развитие школьного образования в Звериноголовской крепости.

В духовных росписях разных лет (фонд 111) находим, что в 1778г. в Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости были на исповеди и у святого причастия «Звериноголовского баталиона школьники» (11). Общая численность обучающихся – 73 человека, возраст школьников 8-18лет.

Приведем имена некоторых батальонных школьников, потомки которых проживают в с. Звериноголовском до сих пор: Александр Яковлев(ич) Уфинцов (Уфимцев), Петр Андреев(ич) Шалин, Иван Антонов(ич) Герасимов, Дементий Васильев(ич) Орлов, Иван Матфеев(ич) Вотяховской, Герасим Михайлов(ич) Балашов, Далмат Степанов(ич) Малахов, Герасим Акимов(ич) Петров, братья Иван и Егор Яковлев(ичи) Бубновы, Калинник Васильев(ич) Алевцов, Николай Егоров(ич) Безсонов и др.

В духовных росписях за 1780г. приведены списки «Звериноголовскаго пограничнаго баталиона баталионной школы школьники» возрастом от 10 до 17 лет и общей численностью 56 чел. (12). Фамилии школьников Алевцов, Безсонов, Петров и др. повторены.

А в духовных росписях за 1792г. приведен «Список учиненной Звериноголовскаго пограничнаго баталиона баталионным школьникам, кто в нынешнюю святуе и великуе четыредесятницы у исповеди и святого причастия» был февраля 26 дня 1792г. (13). Численность школьников увеличилась до 136 человек, возраст обучающихся от 8 до 16 лет. Приведем ряд фамилий учеников – прямых предков или родственников известных ныне в Курганской области людей: Воронин, Сапожников, Галявинской, Потанин, Алевцов, Некрасов, Чернышев, Пономарев, Малышев, Белозерцев, Кузнецов, Карякин и др.

Перешагнув общепризнанный «порог» 1797г. – год основания военно-сиротского отделения в Звериноголовской крепости, можно прочесть «Список учиненной гарнизонного Гогеля перваго полку полковым школьникам...» (14) от 1 марта 1799г. Теперь уже в полковой (гарнизонной) школе учатся 173 человека возрастом от 6 до 16 лет. Приведем фамилии школьников – дальних предков известных людей в Курганской области: Павлюцкой (Павлуцких), Саночкин, Белозерцев, Портнягин, Островской, Пономарев, Орлов, Самохвалов, братья Коробицыны, Берников (Бердников), Латышев, братья Павловы, Мякинин, братья Москвины, Кандаков, Казанцев, Карякин, Алевцов, братья Воронины, Ажгибесов, Петров, Лоскутников и др.

В данной работе кроме использования литературных источников автор произвел поиск, сбор и анализ материалов ГАКО (фонд 111), что позволило проследить динамику открытия и дальнейшего развития школы в Звериноголовской крепости в конце XVIII и первой четверти XIX веков (см. таблицу).

 

 

Развитие батальонной школы Звериноголовской крепости в конце XVIIIв. и первой четверти XIX в.

Таблица

№ п/п

Дата

Наименование школы

Численность учащихся, чел.

Возраст учащихся,

лет

Как назывались учащиеся

Источник информации

Примечания

1.

1778г

Батальонная школа

73

8...18

школьники

(15)

 

2.

1780г.

Звериноголовского пограничного батальона батальонная школа

56

10...17

школьники

(16)

 

3.

26.02.1792г.

Звериноголовского пограничного батальона школа

136

8...16

школьники

(17)

 

4.

01.03.1799г.

«Гарнизонного Гогеля перваго полку» полковая школа

183

6...16

полковые школьники

(18)

гарнизонная полковая школа

5.

10.02.1805г.

Звериноголовское отделение их Императорского (Величества) военно-сиротский дом

158

 

воспитанники

ф.111, оп.1, д.2

 

6.

14.03.1807г.

Звериноголовское отделение их Императорского (Величества) военно-сиротский дом

156

 

воспитанники

(19)

 

7.

24.03.1810г.

Военно-сиротское отделение

274

 

воспитанники

(20)

в т.ч. 5 чел. артиллерийского ведомства и 1 чел. флотского ведомства

8.

март 1811г.

Военно-сиротское отделение

315

7...19

воспитанники

(21)

 

9.

10.03.1812г.

Военно-сиротское отделение

277

7...18

воспитанники

(22)

 

10.

01.03.1816г.

Военно-сиротское отделение

399

7...19

воспитанники

ф.111,оп.1,д.2

в т.ч. 8 чел. артиллерийского ведомства и 4 чел. инженерного ведомства

11.

1823г.

Военно-кантонистское училище

431

11...18

кантонисты

(23)

 

12.

1829г.

Военно-кантонистское училище

259

10...18

военные кантонисты

(24)

 

 

На основе приведенных по тексту и в таблице данных можно сделать следующие Выводы:

  1. Звериноголовская батальонная школа была открыта в 1778г. – на 11 лет раньше, чем Шадринское малое народное училище.
  2. Старшинство школ на территории нынешней Курганской области уточнено:
  • первое учебное заведение, Далматовская духовная школа, открыта в 1719г.;
  • второе – Звериноголовская батальонная школа открыта в 1778г.;
  • третье – Шадринское малое народное училище открыто в 1789г.
  1. Из светских школ на территории Курганской области первой была открыта батальонная школа в Звериноголовской крепости.
  2. По численности обучающихся школьников, впоследствии воспитанников и военных кантонистов, Звериноголовская школа в разы превосходила школы в Далматово и Шадринске. В течение многих десятилетий все писари на пограничной линии и большинство грамотных людей в деревнях Южного Зауралья были питомцами Звериноголовской школы.
  3. Можно считать, что в 2008г. Звериноголовской школе исполнилось 230 лет.
  4. Не исключается вероятность более ранней даты открытия Звериноголовской школы, но это предположение требует дополнительного поиска и подтверждения.

Примечания:

  1. А.Л. Михащенко. Становление и развитие образования в Российской провинции в 1719 — 1917 годах. Монография. Курган. 2004. с. 39.
  2. Ю.Г. Недбай. Казачество Западной Сибири в первой четверти XVIIIв. //Казаки Урала и Сибири в XVII-ХХв.в.: Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрО РАН. Институт истории и археологии. 1993. с.60.
  3. Ю.А. Галушко. Казачьи войска России. М., 1993, с.152-153.
  4. Там же, с. 145.
  5. А.Л. Михащенко. Становление и развитие образования в Российской провинции в 1719- 1917 годах. Монография. Курган. 2004. с.48-49.
  6. Там же. с. 53-53.
  7. И.А. Середа. Пугачевский бунт по запискам современника и очевидца / Вестник Европы / /№6. с.617-618.
  8. А.Л. Михащенко. Становление и развитие образования в Российской провинции в 1719-1917 годах. Монография. Курган. 2004. с. 61-62.
  9. Н.А. Середа. Пугачевский бунт по запискам современника и очевидца / Вестник Европы // №6. с. 621.
  10. С.В. Шевченко. Правительственная политика в отношении детей сибирских казаков во второй половине XVIII — начале XlXвв. // Казачество на государевой службе: материалы к научной конференции. Екатеринбург: институт истории и археологии УрОРАН. 1993. с. 39.
  11. ГАКО.ф.111. оп.1. д.2. л. 16об.-17.
  12. Там же, л. 50.
  13. Там же, л. 116-117 об.
  14. Там же, л. 184-185 об.
  15. Там же, л.16об.-17.
  16. Там же, л. 50.
  17. Там же, л. 116-117 об.
  18. Там же, л.184-185об.
  19. Там же, л. 406.
  20. Там же, л. 472-480.
  21. Там же, л. 534-538.
  22. Там же, л. 580-585.
  23. ГАКО. ф. 111. оп.1. д.14. л. 514-519.
  24. Там же, л. 599об.-602об.

М.И. Хлызов, Зауральское генеалогическое общество им. П.А.Свищева, Зауральское казачье общество.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites