kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания » Образование » Николай Толстых. ЮНЫЕ ПЕСНОПЕВЦЫ

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Николай Толстых. ЮНЫЕ ПЕСНОПЕВЦЫ

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Эти строки весьма известного стихотворения Александр Блок написал в августе 1905 г. В ту пору хоровое пение – отнюдь не только церковное – получило широкое бытование в России. В городских и сельских учебных заведениях существовали ученические хоры. Основу их репертуара составляла духовная музыка, поскольку уроки пения вели зачастую представители духовенства из местных церковных приходов. И неудивительно, что больше и чаще всего ученические хоры пели в храмах во время богослужений. Такая практика сложилась также и в учебных заведениях Курганского уезда Тобольской губернии.

В досоветскую эпоху одним из основных предметов в начальной народной школе являлся закон божий. Он преподавался священнослужителями (священниками и дьяконами) не только в церковноприходских школах, но и в светских училищах, именовавшихся еще министерскими. Изучение основ православия помимо прочего включало знакомство и заучивание молитв. Но те же самые молитвы еще и распевались. И не ради их лучшего усвоения и запоминания. Ведь именно с пения молитв начиналось обучение пению учащихся. К примеру, в 1887 г. в Дубровском сельском училище ученики младшего и среднего отделений научились петь молитвы «Отче наш», «Царю небесный», «Достойно есть», «Богородице-дево, радуйся!», «Спаси, Господи люди Твоя» и так называемый «Символ веры» («Верую»). В старшем отделении ученики овладели уже более сложными видами церковных песнопений, используемых во время богослужений в храмах. Ими были литургия и ирмосы – гимны в форме канона для рождественского и пасхального праздников. Эти сведения значатся в ведомости об успехах и поведении учеников Дубровского сельского училища (ныне прямым его преемником является Дубровинская школа Варгашинского района). Составителем ведомости был преподаватель закона божия (законоучитель) священник местной Вознесенской церкви Павел Преображенский. Вероятно, он же вместе с основами вероучения обучал детей церковному пению. Именно церковному, поскольку о разучивании какого-нибудь светского сочинения вроде детской песни в той же ведомости нет никакого упоминания. Обучение шло исключительно по образцам церковной музыки.

 Дубровное(Сычев)1893

На фото А. Кочешева: село Дубровное, 1893г.

Впрочем, на деле преподаванием закона божия и обучением собственно пению занимались разные лица из числа местного церковного причта. По обыкновению в селах учил детей пению не священник, а псаломщик, он же дьячок. В его прямую обязанность как церковнослужителя входило в том числе и пение на клиросе во время богослужений в храме. Но если труд законоучителя оплачивался, то уроки пения в большинстве случаев проводились безвозмездно. Это подтверждает, в частности, письмо-распоряжение директора народных училищ Тобольской губернии И. Курочкина от 1 февраля 1905 г. Он разослал его своим подчиненным – инспекторам народных училищ Тобольской губернии. Получил таковое и инспектор 2 района, размещавшийся со своей канцелярией в Кургане.

Уже в самом начале письма директор отметил следующее: «В большинстве сельских начальных училищ Тобольской губернии производится обучение детей церковному пению преимущественно членами местных причтов. В некоторых училищах, как мне лично приходилось наблюдать, дело это поставлено настолько успешно, что учащиеся дети образуют церковные хоры и принимают участие в церковных богослужениях в качестве певчих. Обыкновенно руководители сих хоров и учители пения несут свои труды бесплатно». Следовало закрепить достигнутые успехи и как-то материально вознаградить учителей пения за их усилия. С этой целью директор народных училищ за содействием и поддержкой обратился к руководителю одной из благотворительных организаций. «Озабочиваясь дальнейшим развитием этого дела, имеющего несомненное воспитательное значение, как для учащихся, так и вообще для населения, я обратился к председателю губернского комитета  попечительства о народной трезвости с запросом о том, не представится ли возможным оказать этому делу помощь со стороны комитета, который в числе прочих задач своих имеет, между прочим, и образование в селах народных и церковных хоров. Г. председатель отнесся вполне сочувственно к моему предложению и обещал свое содействие к отпуску из средств комитета потребной суммы на вознаграждение учителей пения, где обучение производится бесплатно». Правда, при этом еще ставилось условие, «чтобы в случае субсидии были образованы церковные хоры с участием взрослых лиц и чтобы хоры эти, участвуя в церковных богослужениях, кроме того, могли быть привлекаемы к народным воскресным чтениям, где таковые устраиваются». Обращаясь далее к курганскому инспектору, директор просил доставить ему «сведения о том, в каких училищах образованы церковные хоры и кого из преподающих бесплатно пение» тот нашел бы «полезным поощрить выдачей вознаграждения из указанного источника».

Очевидно, не ограничиваясь и не полагаясь только на собственные наблюдения во время ревизионных поездок в подведомственные народные училища, инспектор решил собрать письменные сведения о занятиях в них пением и об обучающих этому лицах непосредственно из самих училищ. Туда и полетели предписания, а затем в обратную сторону отправились рапорты за подписями учительниц.

Вот что ответила 22 апреля 1905 г. учительница уже упоминавшегося Дубровского сельского училища Анна Николаевна Полетаева: «Вследствие полученного мною предписания Вашего высокородия от 16 апреля №577 имею честь донести Вашему высокородию, что обучением детей церковному пению занимается псаломщик Дубровской Вознесенской церкви Петр Владимирович Серебрянников; обучением церковному пению в школе занимается с 1897 года и ежегодно начинает занятия с октября месяца». А учительница Сычевского сельского училища Раиса Георгиевна Пасынкова извещала, что в нем «по церковному пению занимается с 1899 года псаломщик село-Сычевской  Димитриевской церкви Иван Елисеев Иващенко, он же управляет и ученическим хором».  В Саломатовском училище, как информировала учительница его Анна Ивановна Меринова, обучала детей пению и ведала церковным ученическим хором с 1901 г. жена местного священника Феофания Васильевна Бисерова, а с 1904 г. ее сменил супруг о. Сергей Яковлевич Бисеров. Он еще состоял законоучителем в Саломатовском училище.

 Саломатовское сел. училище

На фото А. Кочешева: Саломатовское сельское училище.

Но не везде в училищах шли занятия с детьми на уроках пения. Где-то, как в Марайском училище, они прекратились. Об этом сообщала тамошняя учительница Анна Васильевна Мальцева: «В Марайском училище в начале нынешнего учебного года преподавал пение диакон Марайской церкви и, давши всего десять уроков, прекратил его преподавание, так что в настоящее время никто не занимается пением».

Неизвестно, счел ли инспектор необходимым поощрить денежным вознаграждением не названного по имени марайского диакона, чтобы тот опять возобновил обучение пению. Также неизвестен и список преподавателей, удостоенных такого все-таки поощрения. Зато доподлинно известно одно лицо, его получившее. Это явствует из его собственноручной расписки: «Я, нижеподписавшийся, получил от учительницы Дубровского сельского училища Дубровской волости Курганского уезда Анны Полетаевой за преподавание в названной школе пения двадцать пять рублей. Псаломщик Петр Серебрянников. 26 апреля 1906 года». То есть от сбора сведений и представления их директору народных училищ в Тобольск до вручения вознаграждения  из  выделенных организацией-благотворителем сумм прошел целый год.

А детские школьные хоры живы и востребованы. Разумеется, репертуар их отличается от тех сочинений, которые разучивались и исполнялись юными песнопевцами в ученических хорах столетие тому назад. Недавно облетела весть о воплощении в жизнь идеи создания Всероссийского детского хора. Уже состоялась его первое выступление в Петербурге. Приятно, что в этом тысячеголосом хоре звучали и голоса 10 юных курганцев из детской музыкальной школы №3.  Следующее выступление Всероссийского детского хора состоится в день закрытия Сочинской зимней олимпиады. Смотрите и слушайте.

Николай Толстых

Публикации: Маяк. – 2014. – 4 февр.; Зауралье. – 2014. – 19 февр. 



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites