kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания » Новейшая история » Самый первый пассажирский

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Самый первый пассажирский

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские чтения, Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008)

1 августа 2008 года авиаторы Зауралья отметили знаменательную дату – 80-летие Курганского аэропорта. В 1928 г. было открыто регулярное движение по воздушной магистрали Москва – Новосибирск и вот уже девятый десяток лет рейсовые самолёты приземляются в Кургане.

Каким же был первый пассажирский самолёт, увиденный жителями Кургана, кто был его пилотами, какова история этой машины? Вернёмся в 1923 год. Утром 11 сентября курганский телеграф принял срочную телеграмму: «Курган Уисполкому самолёт будет в Кургане в двенадцать часов московского времени. Дзевялтовский. Аэроплан пробудет в Кургане не менее 2-х часов». Действительно, во второй половине дня в небе уездного города раздался непривычный рокочущий звук, и над крышами домов закружил небольшой серебристый самолёт. Потарахтев над восточной окраиной, аэроплан снизился и опустился на поле за насыпью железнодорожного полотна, там, где сегодня расположен кинотеатр «Мир». Сотни любопытствующих горожан и жителей деревень Мало-Чаусовой и Вороновки немедленно устремились к месту приземления диковины.

В фондах Курганского областного краеведческого музея хранится панорамная фотография, запечатлевшая этот исторический эпизод. Красноармейцы, крестьяне, рабочие, женщины и дети плотной толпой окружили самолёт, на крыле которого разместились пилот в кожаном шлеме с очками – «бабочками» и оратор, произносящий пламенную речь. Из-за массы людских фигур самолёт виден лишь частично и, на первый взгляд, фотография могла относиться к 1925 году, когда в Кургане приземлились самолёты воздушной экспедиции Москва-Пекин, в котором участвовало два таких же пассажирских аэроплана марки «Юнкерc Ф-В». Разгадку внесла вторая фотография этого самолёта, присланная в адрес музея аэропорта из Киева ветераном авиации А.К. Бронтманом, жившим в Мало-Чаусовой в двадцатые годы. На этом снимке отчётливо виден бортовой номер самолёта «R-RDAM», что позволяет с достоверностью утверждать, что на первой и на второй фотографиях запечатлен один и тот же момент истории Зауралья – прибытие в Курган первого пассажирского самолёта.

Это был «Юнкерc Ф-13», построенный на авиастроительном предприятии в г. Дессау (Германия), заводской номер «590», первоначальный бортовой номер «D-194», персональное наименование, по традиции того времени – «Kukuch» – «Кукушка». Опытный экземпляр «Юнкерса Ф-13» появился в 1919 г., когда талантливый немецкий промышленник и авиаконструктор Гуго Юнкерс (1859-1935 гг.) осуществил идею создания первого в мире специализированного цельнометаллического пассажирского самолёта. Впервые на летательном аппарате появился закрытый пассажирский салон с удобными креслами. Вентиляция, отопление, окошечки для обзора, багажный отсек, скорость 160 км/ч, дальность полёта до 700 км  – самолёт имел все шансы стать монополистом на первых пассажирских авиалиниях, бурно развивавшихся после окончания первой мировой войны.

0486262960_09_John%2520Batchelor_Junkers%2520F%252013  

Самолет «Юнкерc Ф-13».

Наладив массовое производство самолётов типа «Ф-13», в начале 1920-х годов, фирма Юнкерса успешно завоевала европейский рынок воздушных перевозок, стремясь к созданию единой сети мирового авиационного сообщения. 29 января 1923 г. Советом Народных Комиссаров СССР было ратифицировано концессионное соглашение, заключённое между фирмой «Юнкерс» и советским правительством. Соглашением предусматривалось выпуск самолётов фирмы на авиазаводе в Филях под Москвой и создание сквозной воздушной линии между Швецией и Персией (с 1935 г. – Иран) через территорию СССР. К этому времени у фирмы уже имелся первый опыт сотрудничества с советскими организациями: в июле 1922 г. пилот Юнкерса Альфред Готе на самолёте Ф-В «Кондор» (бортовой номер – 202) совершил перелёт Берлин – Москва и ряд полётов по маршруту Москва – Нижний Новгород по соглашению, заключённому с обществом «Авиакультура». Воздушная трасса Москва – Нижний Новгород в 1923 г. становится первой пассажирской авиалинией в СССР.

16 марта 1923 г. с московского аэродрома на Ходынском поле стартовал самолёт Юнкерс Ф-В, та самая памятная курганцам 1920-х гг. «Кукушка». Пилот Георг Ютербок, один из 18 лётчиков Юнкерса, направленных в СССР, успешно справился с труднейшим по тому времени перелётом по маршруту Москва –  Орёл – Курск – Харьков – Ростов – Новороссийск – Батуми – Тифлис и благополучно достиг столицы Персии  – Тегерана. Летом 1923г. «Кукушка» появилась над хлопковыми полями муганской степи, где выполняла полёты в интересах сельскохозяйственных организаций закавказской республики: перевозила срочные грузы, рабочих и специалистов, определявших с воздуха состояние посевов.

Историческим стал перелёт экипажа «Кукушки», состоявшийся 8-15 сентября 1923 г., когда самолёт впервые пролетел по трассе, положившей начало главной воздушной дороги России  –  транссибирской воздушной магистрали. Кроме командира, которым являлся Ютербок, в состав экипажа вошли пилот П. Лозовский и бортмеханик Каленин. В качестве пассажира на борту самолёта находился член правления общества «Добролёт» А.З. Дзевялтовский. Стартовав из Москвы, «Кукушка» совершила посадки в Нижнем Новгороде и Казани. Во второй половине дня 10 сентября самолёт перевалил Уральский хребет и появился над заводскими трубами Екатеринбурга. Круг за кругом описывал аэроплан над городом, пока экипаж с трудом не отыскал места, предназначенного для посадки вблизи Уктуского шоссе. После приземления на неровное кочковатое поле Ютербок долго не мог успокоиться. Нервно затягиваясь папиросой, предложенной уральцами, он сердито выговаривал на родном языке за выбор площадки на столь отвечавшим непригодном месте. Примечательно, что свердловский аэропорт Уктус, обосновавшийся с 1928 г. на этом самом месте по сей день славится неудобством подходов и ограниченными размерами лётного поля.

Утром 11 сентября «Кукушка» вновь была в воздухе. Через два с половиной часа полёта самолёт опустился на просторное ровное поле, которому суждено было стать первым курганским аэропортом, разместившимся в районе сегодняшнего Восточного посёлка до 1940 г. После приземления возник стихийный митинг. Прямо с крыла самолета А.З. Дзевялтовский призвал зауральцев к сбору средств на строительство самолётов для гражданского воздушного флота СССР.

Юнкерс Ф-13  

Прибытие первого самолета в Курган, 11.09.1923г.
Фото с сайта http://aviakurgan.narod.ru

Не стихал интерес к аппарату и в течение последующих двух суток: многие жители даже ночевали у самолёта. Задержка в пути была вызвана плохим качеством бензина, заправленного в Екатеринбурге, из-за чего возникла неисправность в карбюраторе мотора. Устранив неполадки, экипаж выполнил небольшой пробный полёт над городом, и одному из наших земляков по фамилии Никонов удалось прокатиться на «Юнкерсе», став первым курганским авиапассажиром. 13 сентября «Кукушка» взлетела с курганской окраины и взяла курс на Петропавловск.

Новые площадки приземления становились будущими аэродромами, каждая посадка самолёта оканчивалась митингом, давала «Добролёту» тысячи верных помощников – друзей Воздушного флота. Вслед за Петропавловском памятный нам самолёт прибыл в Новониколаевск (ныне Новосибирск), где состоялись торжественный акт передачи аэроплана властям и переименование его в «Сибревком». Ютербок поездом вернулся в Москву, а пилот Лозовский совершил в том же 1923 г. ряд полётов по городам и сёлам Сибири, обслуживая проходившую в то время Всесибирскую неделю Воздухфлота. Томск, Барнаул, там, где приземлялся «Сибревком» открывались впоследствии первые аэропорты. В июне 1925 г. самолёт был назначен резервным в первый советский групповой международный перелёт Москва-Пекин, но так как воздушная экспедиция проходила строго по плану, решено было продолжить агитационные полёты. В круговом перелёте по Сибири летом 1925 г. «Сибревком» преодолел 17000 км, став первым самолётом, приземлившимся ещё на одном будущем аэродроме транссибирской воздушной магистрали – Красноярске.

В конце двадцатых годов, когда советская авиапромышленность освоила выпуск отечественных самолётов, концессия Юнкерса прекратила своё существование: немецкое производство в Филях было свергнуто, возвратились в Германию пилоты и часть самолётов Юнкерс Ф-13, в том числе и «Кукушка», доработавшая ресурс в родном небе под своим номером «D-194».

С приходом нацистов к власти в германии специалисты фирмы «Юнкерс», работавшие в СССР подверглись репрессиям. Георг Ютербок женился на москвичке, во время командировки в Иран в 1927 году подружился с советскими авиаторами, открыто называл себя социалистом, поднимавшийся в Германии фашизм ненавидел. Сам Юнкерс Гитлера презирал, не скрывая своих взглядов, и ещё в 1930 г. получил письмо от фашистов, которое заканчивалось словами: «... в третьем рейхе нет места таким людям... Мы готовы на всё, ведь мы национал-социалисты». В 1935 г. Гуго Юнкерс ушёл из жизни, не создав для гитлеровцев ни одного боевого самолёта. Фирму его нацисты прибрали к рукам, используя имя талантливого конструктора как рекламу марки бомбардировщиков «Юнкерс-87» и «Юнкерс-88», созданных во второй половине 1930-х гг.

В начале тридцатых годов оборвалась жизнь советского лётчика Петра Лозовского. Выполняя фигуры пилотажа на истребителе «И-4» в должности летчика-испытателя конструкторского бюро А.Н. Туполева он не вышел из «штопора» на малой высоте. Имя Лозовского осталось в истории гражданской авиации. В день, когда его «Кукушка» находилась в Кургане, 12 сентября 1923 г. газета «Известия» поместила заметку под заголовком «Первый русский гражданский пилот», которая гласила: «Из выпущенных авиакурсами Добролета русских летчиков уже получил звание первого русского гражданского пилота тов. Лозовский». Таким образом, Петр Лозовский был первым выпускником первого летного учебного заведения отечественной гражданской авиации.

И.М. Семёнов, Курганский областной краеведческий музей

Примечания

  1. Г. Шмитт. Юнкерс и его самолёты. - Берлин: Транспресс, 1986.
  2. Флигер-Ярбух, - Берлин: Транспресс, 1986.
  3. Уральский рабочий. - 1923. - 13 сентября.
  4. Красный Курган. - 1933. - 29 декабря.
  5. Курганский еженедельник. - 1923. - 15 сентября.
  6. Известия ВЦиК. - 1923. - 12 сентября.
  7. Уральский следопыт. - 1986. - № 10.
  8. Гражданская авиация. - 1987. - N9 5.
  9. А.К. Туманский. Полёт сквозь годы. - М.: Воениздат, 1962.
  10. Фонды ГУ КОКМ.

Личный состав 1932г.  

Личный состав Курганского авиаотряда. Курган, 1932 год.
Фото с сайта http://aviakurgan.narod.ru



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites