kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Краеведческие изыскания » Новейшая история » Социально-бытовые условия жизни курганцев в первые послевоенные годы

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Книга памяти зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Социально-бытовые условия жизни курганцев в первые послевоенные годы

(Из материалов Всероссийской научно-практической конференции VI Зыряновские чтения, Курган, 11-12 декабря 2008г. Издательство КГУ, 2008)

После окончания Великой Отечественной войны перед нашей страной встали невиданно сложные задачи. Необходимо было ликвидировать тяжёлые последствия страшной разрухи, накормить, одеть, обуть и дать кров миллионам людей, найти ресурсы для дальнейшего экономического и культурного строительства.

Сложные задачи стояли и перед нашим краем. За годы войны было сокращено жилищно-бытовое, коммунальное строительство, сократилась сеть культурно-просветительных учреждений. Город годами не очищался от грязи, многие улицы оставались непроезжими не только весной и осенью, но и летом, тротуаров не было вообще, нормальное движение транспорта и пешеходов было возможно лишь в центральной части города. Очистка улиц производилась вручную при помощи конного транспорта, механизированные средства и автотранспорт отсутствовали. Населённые пункты области также оставались не благоустроенными (1,14).

Уровень жизни большинства зауральцев в первые послевоенные годы находился на крайне низком уровне. Остро стояла жилищная проблема. В 1946 году на одного жителя Кургана приходилось примерно 2,5 м2 жилой площади. Основу жилищного фонда составляли деревянные дома и крестьянские избы безо всяких удобств. За годы войны появилось много жилых помещений упрощённого типа – бараки, казармы, полуземлянки. Вплоть до середины 50-х годов новых, сравнительно нормальных для жизни, жилых помещений было мало. В 1945 году лишь 1,6 % городского жилья области было оборудовано водопроводом, практически отсутствовали канализация и центральное отопление. Коммунальные предприятия: бани, прачечная, парикмахерская работали очень плохо.

Многие жилые дома часто подвергались затоплению. Так, весной 1947 года была затоплена большая часть Кургана, смыло всю его затобольную часть, по реке плыли дома с людьми. Вода поднялась до отметки 10 м 87 см. Поселок Шевелёвка представлял собой сплошное море (2,2). Положение в областном центре было настолько серьёзным, что в марте 1947 года правительство СССР вынуждено было принять специальное постановление о мероприятиях по улучшению городского хозяйства города Кургана.

В 1947 году пятая сессия Курганского областного Совета депутатов трудящихся уточнила пятилетний план развития промышленного, гражданского и коммунально-бытового строительства. Было запланировано строительство жилых домов, гостиницы на 100 номеров, канализации, трамвайных линий, а также увеличение среднесуточной подачи воды Курганским водопроводом с 250 т л до 1 млн л. Для этого предполагалось построить разводящую водопроводную сеть протяжённостью до 20 км. Пятилетним планом предусматривалось ввести в движение 45 новых автобусов и 165 грузовых автомашин, что превышало уровень 1945 года в 18 раз. В августе 1947 года была организована автоколонна № 1855 как самостоятельное транспортное предприятие по перевозке пассажиров. Для неё поступило четыре автобуса ГАЗ 03-30, чуть позже ЗИС-8 и ЗИС-16. Был открыт автобусный маршрут «Вокзал-Рынок». Всего на линии функционировало 6 автобусов.

Для контроля над уличным движением в городе действовали три поста регулирования движения: на перекрёстках улиц Советская-Ленина, Советская-Пролетарская и на переезде через железную дорогу по улице Пролетарской. В начале 1950-х годов по городу курсировали уже 10 новых автобусов ЗИС-155 и 14 автобусов ГАЗ-03-30, а также легковые такси. За три месяца 1952 года городской автотранспорт Кургана перевёз более трёх миллионов пассажиров. Весной 1953 года было организовано регулярное автобусное сообщение с районными центрами области.

 GAZ-03-30

 ЗИС-8+

ГАЗ 03-30

ЗИС-8

 ЗИС-16

 ЗИС-155

ЗИС-16

ЗИС-155

Такие автобусы курсировали в Кургане в 1950-е годы

В городе намечалось проложить 25,5 тысяч м2 мостовых, 30 тысяч м2тротуаров, построить центральный коллектор и искусственные сооружения по спуску вод из города протяжённостью до 10 км, с изъятием грунта около 15 тысяч м3, а также осуществить работы по реконструкции электросети и освещению города, осушке озёр, благоустройству городского сада и кладбища. В 1949 году на уличное освещение города Кургана было затрачено 50000 рублей. Бригады монтёров городской электростанции закончили освещение улиц Советской и Куйбышева. До конца года свет получили улицы Рабочая, Красина, К. Маркса, М. Горького, Гоголя и Володарского. В следующем году были электрифицированы окраины города: Затобольная, Северо-Восточная части города и Тихоновка.

Грузооборот речного транспорта по Тоболу и Исети должен был увеличиться к 1950 году до 345 тысяч тонн. Намечалось строительство самоходного и несамоходного речного флота общей грузоподъёмностью 5600 тонн. В 1950 году на водном транспорте трудилось уже 100 человек. В апреле 1951 года речники Курганской пристани подняли флаг навигации. В первый рейд Курган – Редуть вышли два катера «Енисей» и «Пионер».

 Катер на Тоболе

Катер на Тоболе

Много нареканий у пассажиров вызывало здание Курганского аэропорта. Отправки самолёта приходилось ждать в небольшом фанерном помещении, которое продувалось сквозь щели. Скамеек не предусматривалось, и пассажиры вынуждены были стоять на ногах в ожидании вылета (3,1). В связи с быстрым развитием авиации, требовалось строительство нового здания аэропорта. В конце 1940-х годов начала работать внутриобластная воздушная связь. На линиях, которые проходили по многим районам области, курсировали самолёты, перевозящие почту, пассажиров, грузы. Вскоре были открыты воздушные линии Курган – Звериноголовское, Курган – Куртамыш.

 ПО-2

На крыле самолета По-2 врач-энтемолог санэпидемстанции Логиновский Гергий Елисеевич. Город Курган, 1950-е годы. Фото с сайта http://aviakurgan.narod.ru

Очевидно, что в первые послевоенные годы большинство зауральцев жило небогато, скудно питалось, испытывало нужду в самом необходимом. Часто срывалось обеспечение жителей города овощами и молочными продуктами. В столовых нередко отсутствовали мясные и рыбные блюда. Часть столовых находилась в антисанитарных условиях, в некоторых отсутствовала даже посуда, качество блюд оставалось низким, а ассортимент ограниченным (4,246). На селе трудно было купить детскую обувь, соль, мыло, спички, керосин. Среди торговых работников нередко процветало пьянство, семейственность, кумовство, «блат». Качество товаров, изготавливаемых местной промышленностью было очень низким, поэтому население покупало их неохотно.

Очень трудно выполнялись постановления правительства СССР «О строительстве и благоустройстве города Кургана на 1947 год». Из выделенных правительством на благоустройство города 66 млн рублей за три года (1947-1949), было использовано только 10,4 млн рублей. Несмотря на быстрый рост населения, коммунально-бытовое хозяйство оставалось наиболее отсталым участком экономики области. Даже в Кургане – областном центре – коммунальные, медицинские и культурно-бытовые помещения почти не строились и остались, по существу, на уровне бывшего районного центра. В городе имелась всего лишь одна гостиница на 160 мест, одна электростанция, один водопровод, один автопарк, две бани, одна прачечная и четыре парикмахерских. Вода в городскую сеть подавалась с насосной станции продольного водопровода «Курган – Макушино» Ю.-Уральской железной дороги. Сеть водопровода не обеспечивала потребности промышленности и населения города. В 1950 году населению было отпущено только 92,6 тыс. м3 воды, т. е. на каждого жителя приходилось только 2 литра воды в день. Себестоимость 1 м3отпущенной воды составляла 2 рубля 11 копеек. В 1951 году по вине руководства на водопроводе произошло несколько крупных аварий, которые ликвидировались не оперативно, медленно и некачественно. Низкой была дисциплина среди рабочих, особенно среди аварийной бригады. Некоторые рабочие отличались бескультурным поведением и откровенным хамством (5,17).

В целом культура обслуживания населения оставалась очень низкой. Жалобы со стороны клиентов на плохое обслуживание не прекращались. Прачечная из года в год не выполняла план и работала не в полную силу из-за изношенности здания иоборудования, а качество стирки оставляло желать лучшего. Многие из приёмных пунктов не действовали. Одна из бань в течение всего 1947 года работала на половинную мощность, в связи с выходом из строя одного из отделений. За услуги прачечной нужно было заплатить 1 рубль 97 копеек за 1 кг выстиранного белья. Средний отпускной тариф для населения на посещение бани составлял 1 рубль 50 копеек, парикмахерские услуги на одного клиента составляли 3 рубля 8 копеек. Для сравнения: среднегодовая зарплата одного работника в конце 1940-х годов составляла 2964 рубля.

Потребность в детских садах и яслях в городе удовлетворялась лишь на 25%. Из-за недостатка школ занятия в некоторых из них проводились в три смены. В нелёгком положении оказалось здравоохранение, хотя оно и постепенно развивалось. За четыре послевоенных года (1945-1948) были созданы: областная и 10 районных больниц. Однако в больницах не хватало белья, одеял, инвентаря, предметов ухода за больными и медикаментов. Особенно не хватало медицинских кадров, хирургических, зубоврачебных отделений. Плохо обстояло дело с лечением туберкулёзных больных и больных трахомой (6,244). Недостаточно выполнялся санитарный режим и уход за больными. В 1948 году было проведено объединение больниц и амбулаторий в единые лечебно-профилактические комплексы. Это положительно сказалось на оказании помощи пациентам. В 1948 году в городе была построена физиоэлектролечебница, где больные могли принимать такие процедуры, как гальванизация, кварц, соллюкс, световые ванны, фарадизация, диатермия и массаж. В 1946 году начал работать областной пункт переливания крови для обслуживания городских и сельских больниц. В 1951 году для отдыха и оздоровления граждан в Курганской области начали функционировать два курорта республиканского и один местного значения, три санатория для взрослых и детей, два дома отдыха.

В 1947 году в магазинах города началась торговля без карточек по единым государственным ценам. Как и по всей стране, в Зауралье был принят ряд мер, направленных на расширение продовольственных и промышленных товаров широкого потребления, улучшения их качества, развитие торговли. Торговая сеть города выросла. В 1946 году открылись: новый показательный универмаг с тремя отделами (продуктовым, хозяйственным и промтоварным), магазин по продаже изделий из дерева (мебель, хозяйственный инструмент, детские игрушки). В конце весны этого же года торговые организации Кургана и трест столовых подготовили к летнему сезону 35 ларьков для торговли напитками – пивом и морсом. Всего в областном центре работали 34 хлебных и продуктовых магазина, 61 палатка и 35 буфетов при столовых. В 1948 году в 1,7 раза увеличилась продажа хлеба и хлебобулочных изделий, в 1,9 раза сахара и кондитерских изделий. В 1953 году населению области было продано в три раза больше мяса, чем в 1952 году, на 60% больше масла, на 83,3% шерстяных и шёлковых тканей. Увеличилась продажа основных промышленных товаров – обуви, трикотажа и швейных изделий. В городе работали два колхозных рынка – «Центральный» на Базарной площади и в Ленинском посёлке.

В 1951 году при участии ленинградских архитекторов был обсуждён план благоустройства города Кургана. Б этом же году в городе было замощено 5350 м2 дорог, выполнены работы по осушению озёр Бошняк и Терпигорье, посажено более 5000 деревьев и кустарников, заасфальтировано 33620 м2 тротуаров. Капитально отремонтированы мосты и мостики, построен банно-прачечный комбинат, реконструирована электросеть. В 1953 году объём строительных работ в городе вырос по сравнению с 1940 годом в 11 раз. Именно в 1953 году сложился архитектурный облик центра Кургана. Здесь появились административные здания областных органов власти, областного театра драмы, дворца пионеров, гостиницы «Тобол», был заложен кинотеатр «Россия», строился новый универмаг, для читателей города была открыта первая городская библиотека.

первом. дем. 1955  

Первомайская демонстрация 1955 года в Кургане.
Слева строящийся кинотеатр Россия.

В 1953 году в строй было введено 311 домов с жилой площадью 22090 м2.Дома имели центральное водяное отопление, водопровод, канализацию, вентиляцию, ванны и другие удобства. Жилые дома для своих рабочих строили заводы: крановый, арматурный, деревообрабатывающих станков, Уралсельмаш и мясокомбинат. В 1953 году водопроводная сеть города увеличилась на 3000 метров. В городе насчитывалось уже 46 специализированных магазинов: молочный, мясной, хлебные, овощные, по продаже тканей и швейных товаров. В 1950 году в продажу населению поступила первая партия автомобилей «Москвич» стоимостью 9000 рублей, а в магазине «Главэлектросбыт» появились в продаже первые холодильники (7,1).

Важное место в жизни многих зауральцев занимали физкультура и спорт. Однако в начале 1950-х годов спортивная база Кургана находилась в неудовлетворительном состоянии: на 15 физкультурных коллективов приходилась одна спортивная площадка, одно футбольное поле – на три коллектива. Наиболее массовыми спортивными мероприятиями являлись профсоюзно-комсомольские кроссы, спортивные игры и сдача норм ГТО. Многие спортивные общества собственными силами организовывали баскетбольные и волейбольные площадки, активную помощь им при этом оказывали общественность города, заводы и уличные комитеты. В 1952 году возле поселка Увал на озере Караульном был построен первый в Кургане 25-метровый бассейн с тремя дорожками. На стадионе «Динамо» был открыт спортивный каток, который был электро- и радиофицирован.

Большую работу проводили партийные, общественные органы, органы социального обеспечения по оказанию помощи инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших воинов. Для семей погибших строились дома. Более 13 тысяч инвалидов войны прошли курс лечения в санаториях области. Проводилась работа по трудоустройству и профессиональному обучению инвалидов войны. Курганский городской отдел социального обеспечения совместно с Комитетом общества Красного Креста оказывал большую финансовую помощь детям погибших воинов. В клубах и библиотеках работали кружки, спортивные секции, готовились и проводились литературные, музыкальные и театральные вечера, смотры художественной самодеятельности, велась лекционная работа. С 1948 года решением Курганского горисполкома инвалиды Кургана стали пользоваться внеочередным обслуживанием в разных учреждениях и бытовых мастерских города (8,1). В 1949 году Горсовет выделил для семей инвалидов Великой Отечественной войны под индивидуальные огороды наиболее удобные участки земли за Тоболом и у озера Шум.

Таким образом, в 1950-е годы в развитии социально-бытовой сферы г. Кургана произошли положительные перемены: ежегодно наращивалось жилищное строительство, улучшилось коммунально-бытовое обслуживание населения, увеличилась оплата труда. С каждым годом улучшалась система народного образования, здравоохранения. Но, несмотря на то, что зауральцы в материальном плане стали жить гораздо лучше, тем не менее, условия быта, качество одежды, обуви, питания было ещё на очень низком уровне и многое ещё нужно было сделать, чтобы преодолеть разрушительные последствия войны.

Т.В. Васильева, Курганский областной краеведческий музей

Примечания.

  1. ГАКО, Ф. Р-1652. Оп.1. Д.16. Л.14.
  2. Курган и курганцы. - 2001. - 21 апреля. - Л.2.
  3. Красный Курган. - 1946. - 9 октября. - С.1.
  4. ГАОПДКО, Ф.166. Оп.З. Д.1. Л.246.
  5. ГАКО, Ф. Р-712. Оп.З. Д.15.  Л.6, 17.
  6. ГАОПДКО, Ф.166. Оп.З. Д.1. Л.244.
  7. Красный Курган. - 1950. - 1 февраля. - С.1.
  8. Красный Курган. - 1948. - 14 ноября. - С.1.


Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites