kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов » Варлаков Павел Валерьевич » Екатерина ТЕРШУКОВА. Вспоминая Павла Варлакова

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана и его жители
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Екатерина ТЕРШУКОВА. Вспоминая Павла Варлакова

Мое знакомство с Павлом Валерьевичем Варлаковым произошло в конце 2001 – начале 2002 года в усадьбе Березиных. В ту пору в здании будущего музея истории города велись ремонтные работы. Александра Михайловна Васильева и я, научный сотрудник областного краеведческого музея, работали над «Курганскими хрониками», впереди предстояла большая работа по созданию экспозиции нового музея. Павел Валерьевич появился в нашем маленьком коллективе как ночной сторож, и сразу же проявил себя с неординарной стороны. Его фигурные сугробы, которые он выдавал за творения иносуществ, истории про березинского зайца, доказательством существования которого служили обнаруженные в глубине двора следы, шуточные рассказы наполняли жизнь нашего коллектива добротой и радостью общения.

В это время я вела хроники усадьбы Березиных, и благодаря сохранившимся записям можно «воссоздать», говоря академическим штампом, «этап становления» П.В. Варлакова как краеведа и исследователя. Ниже я воспроизвожу фрагменты березинского дневника, где речь идет о Павле Валерьевиче.

***

28 февраля 2002 года

Население усадьбы:

1) Васильева Александра Михайловна, зав.,

2) Тершукова Екатерина Владимировна, н.с.,

3) […],

4) Шемякин Анатолий Иванович, самый древний сторож,

5) Варлаков Павел Валерьевич, сторож, на добровольных началах поддерживает научную ауру дома, по ночам и субботам пишет картотеку священнослужителей и пр.,

6) […].

К этому списку следует добавить мышей, мокриц и ... березинского зайца.

В этом году на дворе сугробы высокохудожественные. П.В. Варлаков постарался. На этой неделе приказано убрать снег от дома, а значит, разрушить сугробы. Павлу жалко…

Переписка на снегу. Варлаков сделал плакат из бумаги с надписью: «Дядька, (обращение к сторожу Владимиру Константиновичу), не губи красоту и природу, мать твою».

Сторож В.К. приписал ниже: «Пошел ты, отец Павел».

Приписка П.В. Варлакова: «Может быть, серые мыши съели чудесного зайца? Он больше не появлялся. А может он перевоплотился? Надо спасать сугробы! От лопаты!

Утром после шести приходил кот слушать радио. От еды отказался, но радио слушал внимательно. Потом чертыхнулся, фыркнул и тихонько ушел. Если придет, накормите рыбой, он хлеб не ест. Он такой толстый и на лапках».

[…]

4 марта 2002 года.

2-3 марта П. Варлаков возобновил записи в выделенном для этой цели ежедневнике. В них нашло отражение генеалогия сторожа как феномена социальной культуры, начиная с конца XIX до конца ХХ века. Красной нитью проходит Геннадий Иванович Рожков (коллега Варлакова по цеху сторожей – прим. Е.Т.), которого ночной летописец предложил мифологизировать, как и березинского зайца.

[…]

13 мая 2002 года.

П. Варлаков в альтернативной хронике усадьбы Березиных после сюрреалистических рассказов занялся вопросами политики, в том числе правомерности существования российского гимна. Народ у нас крайне разносторонний.

[…]

18 июня 2002 года.

[…]

Ночная поэма господина Варлакова.

Усадьба, значит, Березина.

Кругом лопух и клен.

Да разного рода железина

С покрашенным кирпичом.

Еще здесь приют удобный

Для историков и сторожей,

Для зайцев, котов, а также

Для тридцати трех бомжей*,

Живущих скромно в подвале

И знающих Кузькину мать.

А впрочем, никто не поймет

Того, что нельзя понять.

А также никто не увидит,

И песен про них не споет**.

Лишь дождик на улице Троицкой

Скупую слезу прольет…

И может, поймешь ты, читатель!

Проходя через тысячи дней,

Что вся Родина наша – УСАДЬБА

С обломками кирпичей.

Тебе и лопату в руки,

Тебе и ее расчищать

От разного рода мусора…

А после возьми самогона***,

И лук закусить сорви.

Пусть будет тебе как икона

Кусок захламленной земли.

Комментарии:

*Миф о том, что в подвале дома живут бомжи, принадлежит начальнику службы безопасности музея.

**Видимо поэт развивает гипотезу пребывания посторонних (нелегальных) людей в доме.

***Этот доморощенный напиток упоминается очень часто в творчестве В., что дает право сравнивать автора с Омаром Хайямом.

[…]

17 июля 2002 года.

Середина лета. А.М. в отпуске. П.Варлаков в Москве, осваивает столичные архивы. Написал письмо скорописью XVII века. Шемякин работает за двоих. Борис Львович (реставратор – прим. Е.Т.) работает над венскими стульями.

Печальная новость. У П. Варлакова – туберкулез.

[…]

27 сентября 2002 года.

В течение последних месяцев осваиваем материалы поскочинской переписи 1683 года, привезенные Пашей. Тимофей Анисимов (Невежин) обнаружен во Вкладных книгах Далматовского Успенского монастыря. Сенсация!

***

На этом мои дневниковые записи прерываются. В 2003 году общение с Павлом Валерьевичем перешло в другую плоскость. Я перешла работать в Государственный архив Курганской области, а П.В. стал постоянным посетителем читального зала архива. Впереди было еще много планов…

Опубликовано: Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites