Павел Валерьевич Варлаков Изучение прошлого — дело коллективное, но роль личности в истории никто не отменял Вчера исполнилось девять дней, как не стало моего, смею надеяться, друга, Павла Валерьевича Варлакова. Он родился 19 августа 1962 года в Кургане. Когда Павел окончил школу, семья жила в Троицке, и при небольшом достатке он имел возможность поступить только в Троицкий ветеринарный институт. Но вскоре он понял, что лечить животных — не для него. Семья переехала в Курган, родители поступили работать на «Кургансельмаш». Павел устроился работать на автопредприятие. Через некоторое время здесь стали появляться написанные от руки листовки, в которых содержался призыв вывести советские войска из Афганистана. Скоро «компетентные органы» выяснили, кто писал и распространял их. Дело раздувать не стали, но Павлу предложили уволиться. С тех пор он нигде не работал, как говорится, перебивался случайными заработками. Вообще отношения с государством на всю оставшуюся жизнь у него сложились своеобразные: они друг друга не замечали. Когда в годы перестройки открылись архивы, Павел нашел свое истинное призвание. Он изучал церковные исповедные росписи, метрические книги — они стали его учебниками. Павел Валерьевич наизусть знал направления переселенческих потоков в Зауралье в XVII – XVIII веках. Он мог назвать, в каком селе распространена та или иная фамилия. В это время у нас в стране пробудился необычайный интерес к изучению родословий. В 2000 году в Кургане было создано Зауральское генеалогическое общество, и Павел наряду с тезкой — молодым ученым Павлом Александровичем Свищевым и нашим уважаемым ветераном Владимиром Трофимовичем Серковым был одним из его основателей. Он поддерживал связи с коллегами из Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, был принят в Уральское историко-родословное общество. К нему обращались с просьбой помочь разыскать предков с Алтая и из Ставрополья, из Москвы и Рязани — мало ли куда разбросала судьба людей, чье прошлое было связано с Зауральем? Не все он делал бесплатно — его труд давал ему средства к существованию. Среди его заказчиков были люди со средствами, но если у него появлялись, что называется, «лишние деньги», он расходовал их в тему. Павла чрезвычайно занимал факт происхождения слободы Царево Городище, то есть Кургана. В авторитетной энциклопедии Брокгауза и Ефрона указано, что слобода была основана в 1662 году. Это противоречило логике исторического процесса. Курган не мог возникнуть раньше Шадринска, как в годы Великой Отечественной войны Красная Армия не могла взять Берлин, не освободив прежде Орел и Варшаву. Заселение края, инициируемое государством, шло с северо-запада на юго-восток, а не наоборот. И Царево Городище стало одной из пограничных крепостей. Павел Варлаков немало поработал в самом значительном хранилище старинных документов — Российском Государственном архиве древних актов. Он нашел перепись 1682 года и установил имена первопоселенцев Царева Городища, отыскал документы по истории Утятской, Иковской, Окуневской, Мехонской слобод. В этой переписи однозначно указано, что Царево Городище возникло в 1679 году. Так завершился его спор с всемирно известной энциклопедией. По сути своей он был чернорабочим исторической науки. Не имея званий и степеней, он искал, собирал, накапливал факты, предоставляя другим возможность формулировать закономерности и делать выводы. Он читал церковно-славянскую скоропись XVIII века столь же бегло, как современный старшеклассник читает «Войну и мир». Павел превосходно владел художественным словом, обладал чувством юмора и писал художественные тексты, но как только дело доходило до описания реального исторического процесса, чувствовал себя скованно. Он был человеком редкого трудолюбия. Вроде бы никуда не спешил, но избегал праздного времяпрепровождения. В последние годы Павел Варлаков предпринял два масштабных проекта, один из которых закончил буквально в этом году, а другой не успел. Собирая сведения о старожилах Зауралья, он попутно составил словарь храмов Тобольской епархии XVIII века. А поскольку эта епархия была тогда единственной в Сибири, можете представить, каких территорий она достигала. В его списке — более тысячи храмов. Павел выяснил, кто и когда в них служил, как складывалась судьба священников, псаломщиков, дьяконов. О некоторых, дальних от нас, храмах рассказывается двумя строками, а о зауральских — значительно подробнее. Кроме того, Павел взялся составлять словарь зауральских фамилий — в нем рассказывается история первопоселенцев за три века. Тема эта столь обширна, что, на первый взгляд, кажется для одного человека вообще неподъемной. Павел выполнил примерно треть от задуманного. По характеру Павел был открытым, прямым, добрым человеком. Коллеги — генеалоги и историки — его уважали и ценили. А сколько он помогал нашим курганским генеалогам словно бы так, между делом! Однажды я спросил его о предках своего рода — Плехановых, и потом он несколько раз приносил мне выписки из старинных документов. Остановился на переписи 1620 года — самой первой по эту сторону Урала, дальше искать было негде. Многие годы Павел болел туберкулезом легких. Было время, его залечивали, но в последние полтора года болезнь легких осложнилась непрекращающимся воспалением. Сбив температуру лекарствами, он садился к компьютеру, чтобы продолжить свои изыскания. Через некоторое время температура поднималась вновь. Его знакомые, да и он сам, понимали, что бесконечно так продолжаться не может… |
Опубликовано:
«Курган и Курганцы» 26.02.2013.
Сборник «Зауральская генеалогия 6. Откуда есть пошла земля курганская».