kurgangen.ru

Курган: история, краеведение, генеалогия

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » Родословные Зауралья » Теляковы » Помни имя свое (родословие крестьян Теляковых из села Ключевского Далматовского района Курганской области)

О проекте
О нас
Археология
В помощь генеалогу
В помощь краеведу
Воспоминания
Декабристы в Зауралье
Зауралье в Первой мировой войне
Зауралье в Великой Отечественной войне
Зауральские фамилии
История населенных пунктов Курганской области
История религиозных конфессий в Южном Зауралье
История сословий
Исторические источники
Карты
Краеведческие изыскания
Мартиролог зауральских краеведов и генеалогов
Репрессированы по 58-й
Родословные Зауралья
Улицы Кургана
Фотомузей
Персоны
Гостевая книга
Обратная связь
Сайты друзей
Карта сайта
RSS FeedПодписка на обновления сайта




Помни имя свое (родословие крестьян Теляковых из села Ключевского Далматовского района Курганской области)

Фамилия моя Теляков образована, по-видимому, от прозвища «Теля» (теленок), даваемое в старину увальню, незлобивому, незамысловатому человеку. Слово это дошло до нас во многих пословицах: «Ласковое теля двух маток сосет», «Городское теля умнее деревенского дитяти», «Ростом с тебя, а умом с теля» и др.

На Руси множество фамилий произошли от прозвищ, а в некоторых деревнях родовые прозвища сохраняются до сих пор. Вот и в Верхотурской именной книге 1632 года некоторых крестьян, обрабатывавших государеву пашню, записали по прозвищам: «Ивашка Плехан пашет полдесятины», «Офонка Петух с сыном пашет десятину без чети», «Ивашка Клещ с тремя сыны пашет две десятины без чети». В архивах Далматовского монастыря есть запись, что каменную Успенскую церковь в 1705 году подрядилась строить артель верхотурских каменщиков во главе с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» (прозвищу) Сорока.

Генеалоги утверждают, что родоночальником моей фамилии был крестьянин Агапит Теляков, проживавший в 1502 году в Костроме. Схожие с моей фамилии Телятев, Телятевский, давшие многих известных людей. Среди них Телятев Федор, посадский человек, г. Гороховец 1623 год, Теляковский Аркадий Захарович (1806-1891) русский военный инженер, генерал-лейтенант, автор капитального труда по фортификации. Упомянутая уже Верхотурская книга десятинной пашни была составлена по инициативе, в то время, Тобольского воеводы князя Федора Андреевича Телятевского.

О том, что моя фамилия появилась в средней части Руси подтверждают сохранившиеся до сих пор деревни и села с названием Теляково в Орловской, Тульской, Вологодской, Ивановской, Тверской, Ярославской областях. В Петербурге родился Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск Теляков Николай Матвеевич (1902-1950), в Липецкой области городскую думу возглавляет академик Теляков Юрий Алексеевич (1924 г. р.), в Ярославской области в государственную Думу баллотировался Теляков Александр Константинович (1937 г. р.).

А краевед Ю.А.Теляков из Тульской области разыскал и спас паровоз, на котором укатил в свой последний побег от жены писатель Лев Толстой.

Впервые фамилия Теляков в документах Далматовского монастыря упоминается в 1720 году в переписной книге И.В. Солнцева-Засекина. В эти годы много людей пришло из центральных и северных губерний на плодородные зауральские земли «по причине хлебной скудности».

К тому же в монастыре активно велось строительство Успенского собора, а также каменной стены «для защиты от воровских воинских людей». Рабочих рук не хватало, и поэтому в 1717 году настоятель Исаак обратился к Петру I с челобитной, в которой просил царя «пожаловать монастырю семьишек с сотню с небольшим и разрешить записать их в монастырские книги». Петр I выполнил просьбу монахов, поскольку считал монастырь опорной колонизационной базой православной церкви в Зауралье.

В переписную книгу И.В. Солнцева-Засекина внесено мужское и женское население монастырской вотчины. «В казённом дворе монастырский стряпчий (делопроизводитель – от автора) Нестер Федоров сын Теляков сказал себе сорок пять лет. Жена ево Овдотья Васильева дочь сорок четыре, дети Степан – четырнадцать, Филипп – пять, дочери девица Анна – пятнадцать, Лукия – семь…».

На подворье у Телякова записано еще несколько человек, в том числе Евтихей Максимов сын Томшин семидесяти лет с сыновьями, снохами и внуками. «Евтихей государственной подати и монастырю ничево не платит, пашни на себя не имеет. Пашет в чертежах Успенского монастыря всякий год хлеба полдесятины в поле и две по тому [с учётом действовавшей в то время трёхпольной системы земледелия всей пашни у него было, по видимому, полторы десятины]. Сена косит по двадцать копен на год, торгу и ремесла никакова за ним нет».

Переписной лист заканчивался грозными, но традиционными для тех лет словами: «А ежели они, Нестер и Евтихей, все сказать сказали ложно или что утаили и за ту их ложь в сказке путаницу указали, велел Государь учинить им смертную казнь…».

Монастырский служитель Нестер Теляков был по тем временам довольно грамотным человеком и принимал участие в составлении многих важных документов. Так, по просьбе архимандрита Исаака он в 1722 году писал челобитную в надворный суд Сибирской губернии, в которой просил прислать копии книг, сгоревших при пожарах. Тогда сгорели межевая книга на монастырские земли, выпись из книг Льва Поскочина, переписная книга Воина Дементьева, закладная грамота на земли по реке Тече и «всякие другие письменные дела». В 1724 году он участвовал в первом сборе подушной подати, введенной правительством вместо подворного налогообложения. Об этом свидетельствуют составленные им «отписи» (расписки). Вот пример одной такой: «В 724 году по Указу Его Императорского Величества Успенского Далматова монастыря со служителя Трофима Яковлева Зырянова подушных денег взято с одной души восемьдесят копеек. И оные деньги принял сборщик Иван Лаврентьев Вяткин, в том ему Трофиму и отпись дана. Отпись писал по его Иванову велению того монастыря служитель Нестер Теляков».

Сам он, согласно переписной книги полковника Федора Толбузина, комиссара Шадринского дистрикта, от 1727 года, «… В казну Его Императорского Величества платил в 1724 году по 80 копеек, а за 725 и 726 годы по 70 копеек с души на год. А больше того иных никаких податей и запросов не платил…».

Еще одна любопытная запись. В 1724 году монастырский служитель Нестер Федоров сын Теляков для только что построенного каменного трехпрестольного Успенского собора купил в Тобольске паникадило (большой светильник) весом 7 пудов 26 фунтов, за пуд по 12 рублей, на сумму 91 рубль 26 алтын 4 деньги. Для справки: алтын – старинная русская монета в шесть денег, равна 3 копейкам.

В книге учёта монастырских крестьян 1763 года мы находим запись, что проживавший в селе Николаевском Нестер Федоров Теляков «умре». Во дворе его остались жить внучата – Степановы дети Василий и Иван.

В деревне Ключевской проживает его младший сын Филипп Нестеров 46 лет. У Филиппа дети: Кирило – 21 год, Павел – 19. От Кирилла пошла ветвь моей родословной по отцовской линии.

1763 год – это год большого восстания монастырских крестьян, вошедшее в историю под названием «Дубинщина». Со следующего года всех монастырских крестьян переводят в разряд экономических. С 1837 года бывшие экономические крестьяне стали именоваться государственными.

Далее о судьбе крестьян Теляковых из деревни Ключевской Першинской волости нам поведали ревизские сказки и другие документы, хранящиеся в государственном архиве города Шадринска. Так, по 6-й ревизии 1816 года в деревне проживало шесть больших семей Теляковых. У Петра Кириллова сын Савва давно служит в солдатах. По всей вероятности, он участвовал в войне с Наполеоном и погиб, поскольку о нём больше нет сведений. Остались жена Матрена и четырехлетний сын Василий.

Как писал краевед М. П. Бирюков, в 1824 году проходило первое генеральное межевание земель большой Далматовской волости. По Першинскому земельному обществу на крестьянский двор приходилось по 51, 2 десятины, на душевой надел – по 12, 3 десятины всех сельхозугодий. С ростом численности населения уменьшились и наделы на двор и на мужскую душу. В 1855 году они уже составляли по 15 и 6, 5 десятины соответственно.

По данным 10-й ревизии 1858 года у 38-летнего Василия Савина уже шесть сыновей: старшему Леонтию 17 лет, младшему Савелию – полтора года. Большая трудолюбивая семья обрабатывала свои небольшие наделы, нанималась в сезонные работники, занималась ремеслом. Общинная земля нарезалась в разных местах: по одну сторону реки Течи годница (хорошая), по другую – утлица (плохая). Один из многочисленных оврагов, что изрезали прибрежную возвышенность, до сих пор называется Теляковским логом.

Для облегчения крестьянской жизни в 1909 году в селе открывается кредитное товарищество, которое предоставляло ссуду на покупку семян, техники. Один из первых членов правления – Андрей Лаврентьевич Теляков.

Сыновьям Савелия Васильевича выпало жить в годы революции и Гражданской войны. Алексей Савельевич – член первого состава Ключевского волисполкома. Он работал «красным ямщиком», доставлял почту, а потом до глубокой старости – сельским почтальоном. Братья Фёдор и Яков трудились в колхозе.

Отец мой Захар Яковлевич – один из первых трактористов колхоза имени Сталина. Армейскую службу проходил на Дальнем Востоке. На второй день Великой Отечественной войны ушёл на фронт и в боях под Великими Луками был тяжело ранен. После госпиталя вернулся домой. Умер в 1947 году.

В районной Книге Памяти помещены имена семи с половиной тысяч далматовцев, погибших на фронтах Великой Отечественной. Среди них 25 воинов из села Ключевского по фамилии Теляковы. Оставшиеся в живых продолжали трудиться, растить семьи. Сейчас родственники мои, однофамильцы далеко разъехались, разнеся по свету нашу старинную фамилию.

В Святом Писании есть замечательные слова: «Заботься об имени, ибо оно пребудет с тобою далее нежели многие тысячи золота: дням доброй жизни есть число, но доброе имя пребывает вовек». Пусть они помнят об этом.

Список источников и литературы.

1. Уральская родословная книга: Крестьянские фамилии. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 2000 –С. 400.

2. Пашков А. А. Далматовский мужской монастырь, - Шадринск: издательство ПО «Исеть», 2000 – С. 415.

3. ГАШ, Ф. 224. Оп 1. Д. 3157. Л. 38.

4. ГАШ, Ф. 224. Оп 1. Д. 84. Л. 9.

5. ГАШ, Ф. 224. Оп. 1. Д. 3155. Л. 10.

6. ГАШ, Ф. И – 605. Оп. 1. Д. 3. Л. 77, 178.

7. Книга Памяти 1941 – 1945 т. 8. Курган: « Парус – М», 1994.

8. Библия. Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 41.

Теляков Михаил Захарович, г. Далматово Курганской обл., Далматовское общество краеведов.



Дизайн и поддержка | Хостинг | © Зауральская генеалогия, 2008 Business Key Top Sites